Грамматические средства связи:
- Местоимения.
- Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
- А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
2. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
3. Союзы (и, но, а, что, потому что, если, поскольку и др.)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.
4. Частицы (именно, точно, ведь, лишь, исключительно, вот, как раз и др.)
4. Частицы (именно, точно, ведь, лишь, исключительно, вот, как раз и др.)
5. Предлоги (из, через, вследствие, несмотря на и др.)
6. Вводные слова и конструкции (одним словом, конечно, следовательно, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
7. Единство видовременных форм глаголов – использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.
8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
9. Синтаксический параллелизм– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:
- кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
- другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
- таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
- например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
- наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
- во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
- несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
- потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
- поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
- однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
- именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
- даже – усилительная частица;
- неслучайно– «по этой причине».
Важно! Нередко в задании указана не только часть речи, но и конкретный разряд, что облегчает задачу (например, подобрать относительное местоимение, производный предлог, противительный союз и т.д.). Если будете знать теорию, то без труда подставите на место пропуска нужное слово.
Алгоритм выполнения задания №2 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
- Установите логическую связь между частями текста, которые соединены пропущенным словом.
- Обратите внимание на то, к какой части речи относится пропущенное слово. Нужно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должно выступать указательное местоимение, важно не перепутать его с относительным.
- Выберите нужный вариант ответа.
Как решать 2-ое задание егэ по русскому языку
- Внимательно и вдумчиво прочитайте весь текст;
- Попытайтесь понять, как связано предложение, в котором есть пропуск, с предыдущим текстом;
- Подберите подходящую категорию слов (воспользуйтесь таблицей);
- Обратите внимание на то, какой частью речи должно быть пропущенное слово, подставьте подходящий вариант.
Чтобы справиться со 2 заданием ЕГЭ по русскому языку требуются не только знание теории, но и практика. На наших курсах по подготовке к ЕГЭ мы проработаем все типовые варианты заданий. Кроме того, у нас вы найдете курсы и по всем остальным предметам – математике, физике, химии, иностранному языку, биологии и др.
Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!
Лексические средства связи:
1.Лексический повтор
– это намеренное повторение одних и тех же слов или одной и той же речевой конструкции.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
(К. Симонов).
Мрачный покой улыбками женщин преображен в цветник. Посреди цветника, в мундире фельдмаршала, с орденом св. Стефана на груди и взнесенным бокалом в руке, – вечно юный князь де Линь (М.И. Цветаева).
2. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем и общим значением.
Примеры слов: счастье, счастливо, счастливица; красивый, красоваться, красавец и т. д.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу – разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному – первый признак талантливости (В. Белов).
Мне с самого утра грустно. Как начали к заутрене звонить да увидела я из светлицы, как народ божий весело спешит в церковь, так, девушки, мне стало тяжело… (А.К. Толстой).
3. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.
Примеры слов: беспокоиться, волноваться, переживать; интересный, увлекательный, занимательный и др.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Мы пили чай с пирожными. Лакомство оказалось очень вкусным.
3.1. Контекстные синонимы – слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в определённом контексте, так как относятся к одному предмету (признаку, действию).
Примеры слов: парень, студент, красавец; пёс, друг, озорник и т.д.
Ломоносов – гений – любимое дитя природы.
4. Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.
Примеры слов: строить – ломать; утром – вечером, восход – закат и т.д.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
4.1. Контекстные антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в определённом контексте.
Примеры слов: слон – мышь, лёд – пламя, зелёный – спелый и др.
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
(М. И. Цветаева)
5. Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Примеры
Рассмотрим некоторые примеры заданий 2 из ЕГЭ по русскому языку:
Пример 1. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1) Многие рыбы, обитающие в пресных водах, требовательны ко многим условиям: температуре воды, степени ее чистоты, интенсивности течения, наличию укрытий. (2) <…>, золотой карась предпочитает тихие озера с обильной растительностью на дне, а судак в непроточных водоемах практически не водится.
Так как второе предложение поясняет то, о чем говорилось ранее, на месте пропуска можно употребить вводные слова: так, например, к примеру.
Пример 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
(1) Водные процедуры не обладают специфическим лечебным действием. (2)<…>, при систематическом их применении они весьма благотворно влияют на нервную систему, тонизируют ее и тем самым укрепляют и нормализуют функции всего организма и отдельных органов и систем.
Вместо пропуска следует поставить противительный союз «но» или «однако».
Самая удобная и увлекательная подготовка к егэ
Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
Соответственно, можно выделить лексические и грамматические средства связи.
Лексические средства связи
1. Лексический повтор
Например: Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
2. Однокоренные слова
Например: Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим.
3. Синонимы.
Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветы разрослись до самого горизонта.
4. Антонимы.
Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
5. Описательные обороты.
Например: Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.
Грамматические средства связи
1. Личные местоимения.
Например: Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
2. Указательные местоимения(такой, тот, этот)
Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
3. Местоимённые наречия(там, так, тогда и др.)
Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
4. Союзы (преимущественно сочинительные)
Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
5. Частицы
Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.)
Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
7. Единство видовременных форм глаголов
Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки.
9. Синтаксический параллелизм
Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.
Части речи
- Вводные конструкции выражают связь с контекстом, отношение или оценку автора, дает информацию об источнике. Вводные слова не связаны с членами предложения, к ним невозможно задать вопрос. Например: к счастью, безусловно, таким образом, во-первых.
- Наречия – отвечают на вопросы как? когда? куда? где? зачем? почему? Например: очень, здесь, сейчас, потом, завтра, всегда, хорошо, быстро, мало, по-мужски, вместе.
- Местоимения – указывают на предмет, признак, количество. Например: я, ты, он, мы, мой, наш, его, ее, себя, тот, этот, столько, каждый, никто, кто-нибудь, некоторый, кто, что, кому, сколько.
- Союзы:
— сочинительные (соединяют равноправные элементы и части предложений): и, но, зато, однако, либо, притом, то есть;
— подчинительные (соединяют главную и второстепенную части сложного предложения): что, чтобы, когда, если, хотя, как будто, потому что, где, куда.
- Частицы – придают оттенки значений словам, образуют формы слова: бы, пусть, не, ни, разве, ведь, неужели, вот, вон, даже и т.д.
В задании 2 ЕГЭ 2020 по русскому языку требуется подобрать вводное слово (частицу, наречие, сочинительный союз, подчинительный союз, местоимение) на место пропуска в предложенном тексте. Это подразумевает, что ученик должен знать все части речи, уметь их определять и отличать друг от друга. Этому и многому другому вы можете научиться на наших курсах по подготовке к ЕГЭ.
Шпаргалки
Итак, какие шпоры по 2 заданию ЕГЭ по русскому языку вам пригодятся?
Таблица: Вводные слова, союз, частица, наречие
Вводная конструкция, частица, местоимение, наречие, союз | В каком значении используются |
ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ПРОЩЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ | Перефразирование |
БОЛЕЕ ТОГО | Дополнение |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ИТАК, ЗНАЧИТ | Вывод |
НЕ СЛУЧАЙНО | Указание причины |
НАПРИМЕР, ТАК | Пояснение |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ПОСКОЛЬКУ | Описание причины |
ТО ЕСТЬ, ВЕДЬ, А ИМЕННО | Уточнение |
ОДНАКО, НО, НАОБОРОТ, НАПРОТИВ, ЗАТО | Противопоставление |
ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ, НЕСМОТРЯ НА ЭТО | В уступительном значении |
ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Указание порядка изложения |
ДАЖЕ | Усиление |
Предлагаем небольшую шпаргалку с частями речи, которые обязательно нужно знать для выполнения 2-ого задания ЕГЭ по русскому языку.