Фонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме: | Образовательная социальная сеть

Фонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

Гла­го­лы

Одна из наи­бо­лее на­пряжённых точек уда­ре­ния в упо­тре­би­тель­ных гла­го­лах — это формы про­шед­ше­го вре­ме­ни. Уда­ре­ние в про­шед­шем вре­ме­ни обыч­но па­да­ет на тот же слог, что и в ин­фи­ни­ти­ве: си­дЕть — си­дЕ­ла, сто­нАть — сто­нА­ла, прЯ­тать — прЯ­та­ла, на­чи­нАть — на­чи­нА­ла.

Вме­сте с тем груп­па упо­тре­би­тель­ных гла­го­лов (около 300) под­чи­ня­ет­ся дру­го­му пра­ви­лу: уда­ре­ние в форме жен­ско­го рода пе­ре­хо­дит на окон­ча­ние, а в осталь­ных фор­мах остаётся на ос­но­ве. Это гла­го­лы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др.

Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют слова с при­став­кой вы-, ко­то­рая при­ни­ма­ет уда­ре­ние на себя: вЫ­жить — вЫ­жи­ла, вЫ­лить — вЫ­ли­ла, вЫ­звать — вЫ­зва­ла.

У гла­го­лов класть, красть, слать, по­слать уда­ре­ние в форме жен­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни остаётся на ос­но­ве: слАла, по­слА­ла, стлА­ла.

И ещё одна за­ко­но­мер­ность. До­воль­но часто в воз­врат­ных гла­го­лах (в срав­не­нии с не­воз­врат­ны­ми) уда­ре­ние в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни пе­ре­хо­дит на окон­ча­ние: на­чАть­ся — на­чал­сЯ, на­ча­лАсь, на­ча­лОсь, на­ча­лИсь; при­нЯть­ся — при­нял­сЯ, при­ня­лАсь, при­ня­лОсь, при­ня­лИсь.

О про­из­но­ше­нии гла­го­ла зво­нить в спря­га­е­мой форме. Ор­фо­эпи­че­ские сло­ва­ри по­след­не­го вре­ме­ни со­вер­шен­но обос­но­ван­но про­дол­жа­ют ре­ко­мен­до­вать уда­ре­ние на окон­ча­нии: зво­нИшь, зво­нИт, зво­нИм, зво­нИ­те, зво­нЯт. Эта

тра­ди­ция опи­ра­ет­ся на клас­си­че­скую ли­те­ра­ту­ру (пре­жде всего по­э­зию), ре­че­вую прак­ти­ку ав­то­ри­тет­ных но­си­те­лей языка.

ба­ло­вАть, в одном ряду со сло­ва­ми

ба­ло­вАть­ся, из­ба­ло­вАть, раз­ба­ло­вАть…,но:бА­ло­вень судь­бы

брать-бралА

брАть­ся-бра­лАсь

взять-взялА

взЯть­ся-взя­лАсь

вклю­чИть-вклю­чИшь,

вклю­чИт, вклю­чИм

влИть­ся-вли­лАсь

во­рвАть­ся-во­рва­лАсь

вос­при­нЯть-вос­при­ня­лА

вос­со­здать-вос­со­зда­лА

вру­чИть-вру­чИт

гнать-гналА

гнАть­ся-гна­лАсь

до­брАть-до­бра­лА

до­брАть­ся-до­бра­лАсь

до­ждАть­ся-до­жда­лАсь

до­зво­нИть­ся-до­зво­нИт­ся,

до­зво­нЯт­ся

до­зИ­ро­вать

ждать-ждалА

жИть­ся-жи­лОсь

за­кУ­по­рить

за­нЯть-зАнял, за­ня­лА,

зА­ня­ло, зА­ня­ли

за­пе­рЕть-за­пер­лА

за­пе­рЕть­ся-за­пер­лАсь ( на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

зво­нИть-зво­нИшь, зво­нИт,

зво­нИм

ис­чЕр­пать

клАсть-клАла

клЕ­ить

крАсть­ся — крА­лась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИть­ся-ли­лАсь

на­врАть-на­вра­лА

на­де­лИть-на­де­лИт

на­до­рвАть­ся-на­до­рва­лАсь

на­звАть­ся-на­зва­лАсь

на­кре­нИть­ся-на­кре­нИт­ся

на­лИть-на­ли­лА

на­рвАть-на­рва­лА

на­со­рИть-на­со­рИт

на­чАть-нАчал, на­ча­лА, нА­ча­ли

об­зво­нИть-об­зво­нИт

об­лег­чИть-об­лег­чИт

об­лИть­ся-об­ли­лАсь

об­нЯть­ся-об­ня­лАсь

обо­гнАть-обо­гна­лА

обо­дрАть-обо­дра­лА

обод­рИть

обод­рИть­ся-обод­рИшь­ся

обост­рИть

одол­жИть-одол­жИт

озлО­бить

оклЕ­ить

окру­жИть-окру­жИт

оплом­би­ро­вАть, в одном ряду со сло­ва­ми

фор­ми­ро­вАть, нор­ми­ро­вАть, сор­ти­ро­вАть,

пре­ми­ро­вАть…

опОш­лить

освЕ­до­мить­ся-освЕ­до­мишь­ся

от­бЫть-от­бы­лА

от­дАть-от­да­лА

от­кУ­по­рить-от­кУ­по­рил

ото­звАть-ото­зва­лА

ото­звАть­ся-ото­зва­лАсь

пе­ре­зво­нИть — пе­ре­зво­нИт

пе­ре­лИть-пе­ре­ли­лА

пло­до­но­сИть

по­вто­рИть-по­вто­рИт

по­звАть-по­зва­лА

по­зво­нИть-по­зво­нИшь-по­зво­нИт

по­лИть-по­ли­лА

по­ло­жИть-по­ло­жИл

по­нЯть-по­ня­лА

по­слАть-по­слА­ла

при­бЫть-прИ­был-при­бы­лА-прИ­бы­ло

при­нЯть-прИ­нял-прИ­ня­ли-при­ня­лА

при­нУ­дить

рвать-рвалА

свер­лИть-свер­лИшь-свер­лИт

снять-снялА

со­здАть-со­зда­лА

со­рвАть-со­рва­лА

со­рИть-сорИт

убрАть-убра­лА

убыст­рИть

углу­бИть

укре­пИть-укре­пИт

чЕр­пать

ще­мИть-щемИт, за­ще­мИт

щЁлкать

НА­ВЕРХ

Имена при­ла­га­тель­ные

У пол­ных форм имён при­ла­га­тель­ных воз­мож­но толь­ко не­по­движ­ное уда­ре­ние на ос­но­ве или на окон­ча­нии. Ва­ри­а­тив­ность этих двух типов у одних и тех же сло­во­форм объ­яс­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, праг­ма­ти­че­ским фак­то­ром, свя­зан­ным с раз­гра­ни­че­ни­ем ма­ло­упо­тре­би­тель­ных или книж­ных при­ла­га­тель­ных и при­ла­га­тель­ных ча­стот­ных, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ных или даже сни­жен­ных.

Сте­пень осво­ен­но­сти слова про­яв­ля­ет­ся в ва­ри­ан­тах места уда­ре­ния: круж­кО­вый и круж­ко­вОй, за­пАс­ный и за­пас­нОй, око­ло­зЕм­ный и око­ло­зем­нОй, мИ­ну­со­вый и ми­ну­со­вОй, очИст­ный и очист­нОй. По­доб­ные слова не вклю­ча­ют­ся в за­да­ния ЕГЭ, так как оба ва­ри­ан­та счи­та­ют­ся пра­виль­ны­ми.

И всё же выбор места уда­ре­ния вы­зы­ва­ет за­труд­не­ния чаще всего в крат­ких фор­мах при­ла­га­тель­ных. Между тем есть до­воль­но по­сле­до­ва­тель­ная норма, со­глас­но ко­то­рой удар­ный слог пол­ной формы ряда упо­тре­би­тель­ных при­ла­га­тель­ных остаётся удар­ным и в крат­кой форме:

Ко­ли­че­ство при­ла­га­тель­ных с по­движ­ным уда­ре­ни­ем в рус­ском языке не­ве­ли­ко, но они часто ис­поль­зу­ют­ся в речи, и по­это­му нормы уда­ре­ния в них нуж­да­ют­ся в ком­мен­та­ри­ях.

Уда­ре­ние не­ред­ко па­да­ет на ос­но­ву в форме мно­же­ствен­но­го числа, а также в един­ствен­ном числе в муж­ском и сред­нем роде и на окон­ча­ние в форме жен­ско­го рода: прА­вый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОй­ный — стрО­ен — стрОй­но — стрОй­ны — строй­нА.

По­доб­ные при­ла­га­тель­ные, как пра­ви­ло, имеют од­но­слож­ные ос­но­вы без суф­фик­сов либо с про­стей­ши­ми суф­фик­са­ми (-к-, -н-). Од­на­ко так или иначе воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость об­ра­ще­ния к ор­фо­эпи­че­ско­му сло­ва­рю, так как ряд слов «вы­би­ва­ет­ся» из ука­зан­ной нормы. Можно, на­при­мер, го­во­рить: длИн­ны и длин­нЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Сле­ду­ет также ска­зать и о про­из­но­ше­нии при­ла­га­тель­ных в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни. Су­ще­ству­ет такая норма: если уда­ре­ние в крат­кой форме жен­ско­го рода па­да­ет на окон­ча­ние, то в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни оно будет на суф­фик­се ее:

силь­нА — силь­нЕе, боль­нА — боль­нЕе, живА — живЕе, строй­нА — строй­нЕе, правА — пра­вЕе; если же уда­ре­ние в жен­ском роде стоит на ос­но­ве, то в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни оно и со­хра­ня­ет­ся на ос­но­ве: кра­сИ­ва — кра­сИ­вее, пе­чАль­на — пе­чАль­нее, про­тИв­на — про­тИв­нее. То же ка­са­ет­ся и формы пре­вос­ход­ной сте­пе­ни.

вернА, крат­кое при­лаг. ж.р.

знА­чи­мый

кра­сИ­вее, прил.и нареч. в сравн. ст.

кра­сИ­вей­ший, пре­восх. ст.

кУ­хон­ный

ловкА, крат­кое при­лаг. ж. р.

мо­за­Ич­ный

оптО­вый

про­зор­лИ­ва, крат­кое при­лаг. ж. р.

смаз­лИ­ва

су­ет­лИ­ва

болт­лИ­ва

про­жОр­ли­ва

слИ­во­вый, об­ра­зо­ва­но от слИва

НА­ВЕРХ

Имена су­ще­стви­тель­ные

аэро­пОр­ты, не­по­движн. уда­ре­ние на 4-ом слоге

бАнты, не­по­движн. уда­ре­ние на 1-ом слоге.

бО­ро­ду, вин.п., толь­ко в этой форме ед. ч. уда­ре­ние на 1-ом слоге

бух­гАл­те­ров, род. п. мн. ч., не­по­движ­ное уда­ре­ние на 2-ом слоге

ве­ро­ис­по­вЕ­да­ние, от веру ис­по­вЕ­дать

граж­дАн­ство

дефИс

де­ше­вИз­на

дис­пан­сЕр, слово при­шло из англ. яз. через по­сред­ство франц.яз., где удар. все­гда на по­след­нем слоге

до­го­ворЁнность

до­ку­мЕнт

досУг

ере­тИк

жа­лю­зИ, из франц. яз., где удар. все­гда на по­след­нем слоге

знА­чи­мость, от прил. знА­чи­мый

Иксы, им. п. мн. ч., не­по­движн. уда­ре­ние

ка­та­лОг

диа­лОг

мо­но­лОг

не­кро­лОг

квар­тАл, из нем. яз., где уда­ре­ние на 2-ом слоге

ки­ло­мЕтр, в одном ряду со сло­ва­ми

сан­ти­мЕтр, де­ци­мЕтр, мил­ли­мЕтр…

кО­ну­сы, кО­ну­сов, не­по­движ. уда­ре­ние на 1-м слоге во всех па­де­жах в ед. и мн. ч.

ко­рЫсть

крАны, не­по­движн. уда­ре­ние на 1-ом слоге

кре­мЕнь, крем­нЯ, удар. во всех фор­мах на по­след­нем слоге, как и в слове огОнь

лЕк­то­ры, лЕк­то­ров, см. слово бант(ы)

лыжнЯ

мЕст­но­стей, род. п. мн. ч., в одном ряду со сло­во­фор­мой пО­че­стей, чЕ­лю­стей…, но но­во­стЕй

му­со­ро­про­вОд, в одном ряду со сло­ва­ми га­зо­про­вОд, неф­те­про­вОд, во­до­про­вОд

на­мЕ­ре­ние

на­рОст

нЕ­друг

недУг

не­кро­лОг, см. ка­та­лОг

нЕ­на­висть

нО­во­сти, но­во­стЕй, но: см. мЕст­но­стей

нО­готь, нОгтя, не­по­движн. уда­ре­ние во всех фор­мах ед. ч. От­ро­че­ство, от Отрок — под­ро­сток

пар­тЕр, из франц. яз., где удар. все­гда на по­след­нем слоге

порт­фЕль

пО­руч­ни

при­дА­ное

при­зЫв, в одном ряду со сло­ва­ми позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на пуб­ли­ка­цию)

свЁкла

си­рО­ты, им. п. мн. ч., уда­ре­ние во всех фор­мах мн. ч. толь­ко на 2-ом слоге

срЕд­ства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. при­зЫв

стА­туя

сто­лЯр, в одном ряду со сло­ва­ми малЯр, доЯр, шко­лЯр…

та­мОж­ня

тОрты, тОр­тов

це­мЕнт

цЕнт­нер

це­пОч­ка

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со сло­ва­ми киоскЁр, кон­тролЁр…

экс­пЕрт, из франц. яз., где уда­ре­ние все­гда на по­след­нем слоге

НА­ВЕРХ

Тренировка задания 4 (ударения) егэ по русскому языку (11 класс) | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Тренировка задания 4 (ударения).

1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

бАловать

ознакОмленный

оптОвый

газопровОд

крАлась

2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

гналА

красИвее

умЕрший

ворвАлась

гипОтеза

3. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

каталОг

тОрты

углубИть

окрУжит

цЕнтнер

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

гербОвый

бАнты

Издавна        

ревЕнь

экспЕрт

5. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

цЕмент

звонИт

мантЫ

договОр

создАл

6. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

тОтчас

украИнский

водопровОд

дОкрасна

запертА

7. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

кормЯщий

отдАв

логИн

гналАсь

мельКОМ

8. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

досУг

понялА

мастерскИ

вклЮчишь

флюорогрАфия

9. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

налилА

щАвель

плЕсневеть

зАнял

вОвремя

10. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

туфлЯ

пОручни

лЕнишься

пробИл

тамОжня

11. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

дотрОнуться

крАны

пУльты

откупОрить

красИвейший

12. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

жАлюзи

мусоропровОд

уговОр

чИстильщик

вчистУю

13. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

запертА

морозИще

киломЕтр

отобралА

укрепИт

14. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

сОздало

заждалАсь

понЯв

плЕсневеть

тОрты

15. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

граждАнство

дефИс

Искра

        позвонИшь

отрОчество

16. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

хвОя

        полОжил

        гУсеничный

        отдалА

        тамОжня

17.  В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

перекрОенный

корЫсть

монолОг

вручИт

стрОчишь

18. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

дозвонЯтся

зАвидно

клЕить

ревЕнь

сантимЕтр

19. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

катАлог

наделИт

снялА

кУхонный

цепОчка

20. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

гнАлся

ворвалАсь

слИвовый

свеклА

сирОты

21. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

жилОсь

насОрит

подозвалА

оптОвый

школЯр

22. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

знАчимый

вернА

облЕгчить

лгалА

танцОвщица

23. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

принудИть

обзвонИт

лилА

оркестрОвый

сверлИт

24. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

воссоздалА

портфЕль

шофЁр

нАчавшийся

запломбировАть

25. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

созЫв

согнУтый

экспЕрт

зАнял

клАла

26. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

облИлся

шарфЫ

нЕдруг

нАчатый

щЁлкать

27. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

стОляр

наделИт

нАискось

втрИдорога

грошОвый

28. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

отключЁнный

мытАрство

чИстильщик

средствА

зАняли

29. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

дождалАсь

додчистУю

задОлго

зАперлась

докумЕнт

30. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

фенОмен

мастерскИ

ходатАйство

молЯщий

диспансЕр

Уда­ре­ние в на­ре­чи­ях

Уда­ре­ние в на­ре­чи­ях в ос­нов­ном сле­ду­ет изу­чать путём за­по­ми­на­ния и об­ра­ще­ния к ор­фо­эпи­че­ско­му сло­ва­рю.

вО­вре­мя

до­бе­лА

дО­вер­ху

до­нЕль­зя

дО­ни­зу

дО­су­ха

за­вИд­но, в зна­че­нии ска­зу­е­мо­го

зА­го­дя, раз­го­вор­ное

зА­свет­ло

зА­тем­но

кра­сИ­вее, прил.и нареч. в сравн.ст.

на­вЕрх

на­дОл­го

не­на­дОл­го

НА­ВЕРХ

Уда­ре­ние в при­ча­сти­ях и де­е­при­ча­сти­ях

Наи­бо­лее ча­стые ко­ле­ба­ния уда­ре­ния фик­си­ру­ют­ся при про­из­но­ше­нии крат­ких стра­да­тель­ных при­ча­стий. Если уда­ре­ние в пол­ной форме на­хо­дит­ся на суф­фик­се -ЁНН-, то оно остаётся на нём толь­ко в форме муж­ско­го рода, в осталь­ных фор­мах пе­ре­хо­дит на окон­ча­ние:

про­ведЁнный — про­ведЁн, про­ве­де­нА, про­ве­де­нЫ, про­ве­де­нО; завезЁнный — завезЁн, за­ве­зе­нА, за­ве­зе­нЫ, за­ве­зе­нО. Од­на­ко но­си­те­лям языка ино­гда труд­но пра­виль­но вы­брать место уда­ре­ния и в пол­ной форме. Го­во­рят: «за­вЕ­зен­ный» вме­сто завезЁнный, «пе­ре­вЕ­ден­ный» вме­сто пе­ре­ведЁнный и т. д. В таких слу­ча­ях стоит чаще об­ра­щать­ся к сло­ва­рю, по­сте­пен­но от­ра­ба­ты­вая пра­виль­ное про­из­но­ше­ние.

Не­сколь­ко за­ме­ча­ний о про­из­но­ше­нии пол­ных при­ча­стий с суф­фик­сом -Т-. Если суф­фик­сы не­опре­делённой формы о-, -ну- имеют на себе уда­ре­ние, то в при­ча­сти­ях оно пе­рейдёт на один слог вперёд: по­лОть — пО­ло­тый, ко­лОть — кО­ло­тый, со­гнУть — сО­гну­тый, за­вер­нУть — завЁрну­тый.

Стра­да­тель­ные при­ча­стия от гла­го­лов лить и пить (с суф­фик­сом -т-) от­ли­ча­ют­ся не­ста­биль­ным уда­ре­ни­ем. Можно го­во­рить: прО­ли­тый и про­лИ­тый, прО­лит и про­лИт, про­ли­тА (толь­ко!), прО­ли­то и про­лИ­то, прО­ли­ты и про­лИ­ты; дО­пи­тый и до­пИ­тый, дОпит и допИт, до­пи­тА и до­пИ­та, дО­пи­то и до­пИ­то, дО­пи­ты и до­пИ­ты.

При­ча­стия

ба­лО­ван­ный

включённый-включЁн, см. низ­ведЁнный

довезЁнный

зА­гну­тый

зА­ня­тый-за­ня­тА

зА­пер­тый-за­пер­тА

заселЁнный-за­се­ле­нА

из­ба­лО­ван­ный, см. ба­лО­ван­ный

кор­мЯ­щий

кро­во­то­чА­щий

мо­лЯ­щий

на­жИв­ший

нА­жи­тый-на­жи­тА

на­лИв­ший-на­ли­тА

на­нЯв­ший­ся

на­чАв­ший

нА­ча­тый

на­ча­тА

низ­ведЁнный-низ­ведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-обод­ре­нА

обострЁнный

от­ключённый

опре­делЁнный-опре­делЁн

от­ключЁнный

по­вторЁнный

поделЁнный

по­нЯв­ший

прИ­ня­тый

при­ручЁнный

про­жИв­ший

снЯ­тый-снятА

сО­гну­тый

НА­ВЕРХ

Де­е­при­ча­стия

Де­е­при­ча­стия часто имеют уда­ре­ние на том же слоге, что и в не­опре­делённой форме со­от­вет­ству­ю­ще­го гла­го­ла: вло­жИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, ис­чЕр­пав (НЕЛЬ­ЗЯ: ис­чер­пАв), начАв, под­нЯв, пожИв, полИв, по­ло­жИв, понЯв, пре­дАв, пред­при­нЯв, при­бЫв, при­нЯв, про­дАв, про­клЯв, про­лИв, про­нЯв, про­пИв, со­здАв.

ба­лУ­ясь

за­кУ­по­рив

начАв

на­чАв­шись

отдАв

под­нЯв

понЯв

при­бЫв

со­здАв

НА­ВЕРХ

Фонетика | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме: | образовательная социальная сеть

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Необходимо иметь чёткое представление о соотношении буквы и звука, и не смешивать эти понятия.

Звук является наименьшей единицей устной речи, звуки мы произносим и можем их услышать. Но мы не всегда используем устную форму коммуникации и часто прибегаем к помощи письма, минимальной единицей которого является буква. Буквы мы пишем и видим (воспринимаем визуально). Таким образом, буквы являются знаками, используемыми для отображения на письме звучащей речи.

На практике эти единицы и понятия часто смешивают, что выражается в неправильном их названии.

Русский алфавит

Звуки выполняют в языке важную различительную роль: они создают звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

Гласные звуки

В русском языке 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [э] [и] [ы]

В русском языке есть буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука:

              `Э         Фонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

Е                         лес [лс]      ель [л`] Фонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

               jЭ

              `ОФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

Ё                          мёд [мт]    ёлка [лка]Фонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

               jО

              `УФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

Ю                        тюль [тл`]   юла [ла]Фонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

               jУ

              `АФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

Я                           пять [пт`]   ярмарка [рмарка]Фонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

               jА

Согласные звукиФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сетьФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сетьФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сетьФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сетьФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сетьФонетика | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку по теме:  | Образовательная социальная сеть

твёрдые                  мягкие                  звонкие                глухие

Парные и непарные по звонкости/глухости

Парные и непарные согласные по твёрдости/мягкости

Фонетические процессы

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки («в» обозначает [в] – вокруг, [в`] – весело, [ф] – кров, [ф`] – кровь.

Это обусловлено фонетическими процессами, которые происходят со звуками в связной речи. Такие чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Основные процессы: уподобление и закон конца слова.

Уподобление – из двух рядом стоящих согласных последующий звук всегда уподобляется предыдущему по признакам:

— глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим): серёжечка – серёжка [с`ир`ошка]

— звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким): сделать [зд`элат`]

— мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким): степь [с`т`эп`]

! смягчаются чаще всего зубные согласные з и с.

— по месту и способу образования (замена двух согласных одним – долгим шипящим или ц и ч): сшить [шыт`]; смеяться [см`иjаца].

Уподоблению по звонкости/глухости могут подвергаться только парные согласные, так как один звук заменяется другим из пары.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов оглушаются: пирог [п`ирок].

Между звучащей речью и орфографической записью нет прямого соответствия ( произносим [вада], а пишем вода. Устную речь в соответствии со звучанием отражает лишь специальная запись – транскрипция.

Основные правила транскрипции:

В транскрипции:

1. Звук, слово, часть слова заключается в квадратные скобки – [ ]. Текст записывается так, как он произносится.

2. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка – [л`амка].

3. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чертой над буквой: ванна – [вана].

4. Знаком [j] обозначается согласный звук  «й».

Фонетический разбор слова

План разбора.

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

Образец разбора.

Устный разбор

Письменный разбор

ельник

В слове ельник два слога –ель— и –ник-, ударным слогом является –ель-.

Гласные звуки: [э] ударный, [и] безударный.

Согласные звуки:[j] – звонкий, мягкий; [л`] – звонкий, мягкий; [н`] – звонкий, мягкий; [к] – глухой, твёрдый.

В слове ельник 6 букв, 6 звуков.

ель-ник

 е – [j] –согласный, звонкий, мягкий,

    – [э] – гласный, ударный,

 л – [л`] –согласный,звонкий,

 ь –

 н – [н`] – согласный, звонкий,

 и – [и] – гласный, безударный,

 к – [к] – согласный, глухой, твёрдый,

6 букв, 6 звуков.

Итоговая работа по «Фонетике» №1

  1. Укажите, какие буквы названы верно:

а) б – бэ;             е) м – мэ;

б) в – вэ;              ж) н – нэ;

в) г – гэ;               з) п – пэ;

г) к – кэ;               и) р – рэ;

д) л – лэ;               к) х – хэ.

  1. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

     а) лодка;               д) что;

     б) дом;                  е) цыган;

     в) друг;                 ж) шутка;

     г) глотка;              з) случай.

  1. Найдите звонкие согласные:

а) [в]; б) [д]; в) [ц]; г) [ж]; д) [щ]; е) [ч].

  1. Укажите глухие согласные:

а) [м]; б) [х]; в) [й]; г) [р]; д) [з]; е) [б].

  1. Найдите слова, в которых буквы  я,ю,е,ё  обозначают два звука:

а) каюта;                д) клюв;

б) ясный;               е) боец;

в) вьюга;                ж) мера;

г) сяду;                   з) лён.

  1. Укажи слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:

а) ночь;                  д) съезд;

б) явь;                    е) рассечь;

в) чтобы;                ж) солнце;

г) съесть;                з) честный.

7. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

  1. Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков, Шапошникова.
  2. Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова.
  3. Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чижов.
  4. Уфимцева, Ухов, Чижов, Шапошникова, Шариков.
  1. В каком слове произносится звук [з]?

1) сдача;           2) позже;          3) мороз;            4) резкий.

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?
  1. к распустивш..йся сирен.., об улыбающ..мся сынишк..;
  2. на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво..;
  3. на цветущ..й вишн.., о дальнейш..м намерени..;
  4. последн..й встреч..й, с развевающ..мся знамен..м.
  1. В каком слове произносится гласный [а]?

1) впечатление;      2) приятель;      3) выяснить;       4) обычай.

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) приют    2) съесть     3) смеются       4) грустный

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) мясо          2) ярлык        3) коляска     4) сказка

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) гений         2) влиять        3) кольцо      4) наряд

  1. В каком слове произносится звук [т`]?

1) трудно       2) отдать       3) находка           4) молотьба

14. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) щадить      2) заняться         3) ценить             4) щёлкать

 15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

      1) экзамен       2) подвиг           3) сквозняк          4) смеяться

      16. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

  1. воробьи, перешьют, поставь
  2. объедки, уязвить, обжечься
  3. увлечься, мальчонка, съешьте
  4. маячить, разрежьте, бурьян

17. В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

  1. безмятежность, утешение, комментарий
  2. бюллетень, часики, десятилетие
  3. съешьте, по-щучьему, отличаешься
  4. режьте, сербряный, прищемит

 Итоговая работа по «Фонетике» №2

1.Укажите, какие буквы названы верно:

а) с — сэ;               е) ф — эф;

б) в – вэ;              ж) н – нэ;

в) г – гэ;               з) п – пэ;

г) к – кэ;               и) р – рэ;

д) л – лэ;               к) х – хэ.

2.Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

     а) сходка;               д) чтобы;

     б) дом;                  е) цыган;

     в) круг;                 ж) шутка;

     г) глотка;              з) солнце.

3.Найдите звонкие согласные:

а) [л]; б) [д]; в) [н]; г) [ж]; д) [щ]; е) [ч].

4.Укажите глухие согласные:

а) [м];   б) [х];   в) [й];   г) [т];   д) [з];   е) [б].

5.Найдите слова, в которых буквы  я,ю,е,ё  обозначают два звука:

а) заюшка;            д) ключ;

б) якорь;               е) боеголовка;

в) вьюга;               ж) мерка;

г) сяду;                  з)клён.

6.Укажи слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:

а) дочь;                д) разъезд;

б) яр;                    е) рассечь;

в) что;                  ж) солнце;

г) съесть;             з) несчастный.

7.В каком слове произносится звук [з]?

1) сказка;           2) сбить;          3) скользить;          4) скользко.

8.В каком слове произносится гласный [а]?

1) хоккей;         2) рябит;           3) часы;              4) язык.

9.В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться        2) съесть         3) подъезд          4) вьюга

10.В каких словах звуков больше, чем букв?

1) мясо          2) язык        3) явление     4) сказка

11.В каких словах букв больше, чем звуков?

1) живёшь         2) влиять        3) кольцо      4) грустная

12.В каком слове произносится звук [т]?

1) футбол       2) смеётся       3) отгородился           4) походка

13. В каком ряду во всех словах нет звука  [з]?

  1. брызжет, зарево, синтез      
  2. зимний, перебежчик, гвоздь
  3. близко, скользить, развитие
  4. зеркало, визжать, сделать

 14. В каких словах при произношении происходит озвончение глухого согласного звука?

      1) экзамен       2) порог           3) верёвка          4) сделать

15. В каких словах при произношении происходит оглушение звонкого согласного звука?

  1. серёжка    2) подвиг   3) пряжка   4) смеяться

     16. В каких словах при произношении происходит смягчение

     твёрдого     согласного звука?

  1. степь    2)  гвоздь     3) сделать     4) вокруг

     17. В каких словах присутствует закон конца слова?

  1. звонок      2) порог      3)  залог    4) лямка
Оцените статью
ЕГЭ Live