Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения) | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

Содержание
  1. Не являются вводными словами
  2. Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций
  3. Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:
  4. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:
  5. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
  6. Омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи
  7. Задание 18. пунктуация. знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения) | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть
  8. Алгоритм выполнения задания 18 егэ
  9. Знаки препинания при обращениях
  10. Знаки препинания при обращениях. задание 18 егэ 2022
  11. Местоимения ты и вы: обращение или нет?
  12. Предварительный просмотр:
  13. Формулировка задания 18
  14. Частицы и междометия перед обращением

Не являются вводными словами

Слова и сочетания слов, которые не являются вводными словами и словосочетаниями, потому НЕ выделяются запятыми:

  • авось, будто, буквально, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций

Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции:

Мой рассказ, наверное, расстроил её.Мой рассказ расстроил её.Омонимичные слова нельзя опустить, они являются членами предложения:Было очевидно, что она нервничала.Озеро казалось бездонным.

Видеоразбор 18 задания ЕГЭ по русскому языку 

Дополнительный материал:

Знаки препинания:

Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:

Различная степень уверенностиконечно, разумеется, несомненно, без сомнения, бесспорно, действительно, может быть, возможно, кажется, очевидно и др.
Чувствак радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, к удовольствию, к несчастью и др.
Источник сообщения (кому оно принадлежит)по мнению, по словам, по сообщению и др.
Порядок мыслей и их связьво-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, итак, например, наоборот, наконец и др.
Замечания о способах оформления мыслей и привлечение внимание слушателейодним словом, по правде сказать, иначе говоря, попросту говоря и др.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

  • якобы,
  • словно,
  • даже,
  • едва ли,
  • вдруг,
  • буквально,
  • будто,
  • ведь,
  • вряд ли,
  • всё-таки,
  • как раз,
  • к тому же,
  • по решению,
  • по представлению,
  • поэтому,
  • вдобавок,
  • в конечном счете,
  • небось,
  • как будто

Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами):

Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив.Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого.Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер.Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

  • Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
  • Если вводное слово и словосочетание образует неполную конструкцию (т.е. пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
  • Вводное слово, стоящее между однородными членами и обобщающим словом выделяется знаками препинания. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, перед вводным словом ставим тире, а после него – запятую: Питанием, одеждой, жилищем, лекарствами от разных болезней, дровами и углём – словом, всем, обеспечивает природа человека. Если же вводное слово стоит перед однородными членами и после обобщающего слова, то перед вводным словом ставим запятую, а после него – двоеточие: Хорошо принялись многие саженцы, например: тополь, клён, берёза.
  • При употреблении в одном предложении двух вводных слов они оба выделяются запятыми: По его мнению, как правило, люди настойчивые достигают своих целей.
  • Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота не отделяется. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с обеих сторон: Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.
  • Между сочинительным союзом и вводным словом запятая не ставится в том случае, если вводное слово нельзя опустить или переставить без нарушения структуры предложения. Если же изъятие или перестановка возможны, то запятая между сочинительным союзом и вводным словом ставится. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас осталось время купить сувениры перед отлётом. Прошёл дождь, и, конечно, мы остались дома.

Омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи

Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам.

!!! Важно уметь отличать вводные слова от членов предложения и союзов, так как омонимия влияет на постановку знаков препинания.

Вводные слова

Омонимичные слова

Несколько человек, ОДНАКО, осталось на месте. (В. Быков)

Слово ОДНАКО может быть вводным словом, если стоит в середине предложения.

Данила петь умел, иной раз громко пел и переживательно, однако к хору не присоединился… (В. Астафьев)

Слово ОДНАКО может быть противительным союзом. В таком случае его можно заменить союзом но.

Сделался он затем контр-адмиралом и, НАКОНЕЦ, полным адмиралом. (Д. Гранин)Вовка смотрел на меня, смотрел и НАКОНЕЦ засмеялся. (А. Геласимов)
Натворят, БЫВАЛО, такого, что волосы дыбом встают от самочинных действий. (А. Азольский)За ужином все вели себя как ни в чём не БЫВАЛО и вполне мирно обсуждали практические детали переезда. (В. Белоусова)
А как хорошо, ВЕРНО, как славно пройтись по городу в такой час! (В. Распутин)Никто из конкистадоров Кортеса не мог ВЕРНО произнести названия этого города, но тем не менее он им нравился. (А. Геласимов)
Он, КСТАТИ, мне так и не объяснил ничего. (А. Геласимов)Это было КСТАТИ, как раз сегодня у меня было назначено свидание с корреспондентом западного агентства. (Н. Климонтович)
Иногда, НАОБОРОТ, возникает имя, а за ним ничего не стоит. (Л. Улицкая)Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность, которая приходилась то кстати, а то и совсем НАОБОРОТ. (Б. Екимов)
Небо было низким и серым и, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, вовсю мутилось дождём, крошечные капли которого расшибались о стекло. (В. Пелевин)Она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не знала, что делать. (В. Токарева)
Вот, ЗНАЧИТ, по ком моя Маруся все глаза выплакала! (А. Дорофеев)Колюня не желал Родине зла, не понимал, что ЗНАЧИТ тоталитарная, и простодушно надеялся, что добра на всех хватит… (А.Варламов)
С повышением ранга увеличивалось, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, количество картин на стенах, стекляшек на люстрах… (И. Грекова)В Америке переводами занимаются ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ филологи. (С. Довлатов)
А слава, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ― дело наживное. (Г. Горин)В КОНЦЕ КОНЦОВ он очутился на самом верху угловой башни, на которую недавно ещё смотрел с лужайки. (В. Быков)
На перекрёсток этот выкатывается ещё несколько улиц с не запомнившимися названиями, ТАКИМ ОБРАЗОМ, получается что-то вроде площади. (В. Аксенов)Приглашение было составлено ТАКИМ ОБРАЗОМ, что они могли ехать в любое время с июня по сентябрь. (Л. Улицкая)
В четвёртый, МОЖЕТ БЫТЬ, раз пожав хозяину руку, гость ступил за порог… (В. Быков)Ей не МОЖЕТ БЫТЬ шестьдесят три года. (А. Геласимов)
В мои же дерзкие планы входит … дать почувствовать читателю атмосферу, в которой жили и творили Аркадий и Борис Стругацкие; дать Портрет эпохи, ПО СУТИ, нескольких эпох, формировавших их как писателей… (А. Скаландис)И, входя в вагон метро, он с удовольствием думал о себе, что ведь ПО СУТИ он же умный деловой человек, не канцелярская пробка, и даже добрый человек… (А. Солженицын)
Он часто брал меня с собой на свои триумфальные выступления, приглашая » в собственный вагон», что было для меня, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, комфортабельно, но с другой ― грызло моё честолюбие. (В. Катаев)Они взяли её на руки и потащили к большому, обгоревшему С ОДНОЙ СТОРОНЫ дереву. (Л. Улицкая)
Про ЕГЭ:  Материнская любовь — примеры и аргументы в литературных произведениях

Задание 18. пунктуация. знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения) | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Слайд 1

ЗАДАНИЕ 18 ЕГЭ ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОБРАЩЕНИЯ

Слайд 2

Группы вводных слов по значению 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.). К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д. 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.). Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 3. Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 4. Источник сообщения По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

Слайд 3

5. Приемы и способы оформления мыслей Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста 7. Оценка меры того, о чем говорится По крайней мере, самое большее, самое меньшее 8. Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 9. Выражение экспрессивности высказывания Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Слайд 4

Как отличить вводные слова от членов предложения Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя. НАПРИМЕР: Вы, верно , знаете этого человека. (вводное слово) Вы верно перевели текст. (наречие) Прежде всего , нужно ли говорить об этом? (вводное слово) Прежде всего нужно поговорить о книге (наречие). Он, знаешь , человек обязательный.(вводное слово) Ты знаешь его? (глагол)

Слайд 5

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Слайд 6

Обращения Обращение – слово или словосочетание, называющие лицо или предмет, которому адресована речь. Чаще всего обращениями являются имена собственные (имена, фамилии), названия лиц по родству, положению в обществе, профессии, клички животных, названия неодушевленных предметов. Обращения могут находиться в начале, середине или в конце предложения и всегда выделяются запятыми. Обращения не являются членами предложения и не входят в грамматическую основу .

Слайд 7

1 . Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Через месяц приятели по той же дороге ехали на выборы председателя земской управы… Шилохвостов ерзал в бричке и беспокойно поглядывал на дорогу… — Он не ожидает, что мы так рано выедем, — говорил он, — но (1) все-таки (2) надо спешить… Чёрт его знает (3) может быть (4) у него шпионы есть! Гони (5) Митька! Шибче!.. Вчера (6) брат (7) — обратился он к Гадюкину , — я послал отцу Онисиму два мешка овса и фунт чаю… Думал его лаской умилостивить, а он взял подарки и говорит Федору: «Кланяйся барину и поблагодари его за дар совершен, но, говорит, скажи ему, что я неподкупен». 34567

Слайд 8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 2. Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4) вряд ли (5) большая новость. 3. «Свет мой (1) зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты (2) конечно (3) спору нет; Ты (4) царица (5) всех милее, Всех румяней и белее». 123 12345

Про ЕГЭ:  Задания с иллюстрациями. Открытый банк ФИПИ - Задания с иллюстрациями - Решебник заданий ЕГЭ - Все статьи - История (ЕГЭ) и кот Степан

Слайд 9

4. «Блеснет заутра луч денницы И заиграет яркий день; А я (1) быть может (2) я гробницы Сойду в таинственную сень, И память юного поэта Поглотит медленная Лета, Забудет мир меня; но ты Придешь ли (3) дева красоты (4) Слезу пролить над ранней урной И думать: он меня любил. Он мне единой посвятил Рассвет печальный (5) жизни бурной!.. Сердечный друг (6) желанный друг (7) Приди, приди: я твой супруг!..» 123467

Слайд 10

5. Язык — это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по- прежнему (5) «великим и могучим». 6. — Дедушка (1)почему (2) всё-таки(З) Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? — Во-первых (4) демонстративный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не способствовал примирению, во-вторых(5) в случае безрезультативного обмена выстрелами дуэль начиналась сначала. 7. Чтобы знать язык (1) глубокоуважаемый (2) Иван Петрович (3) его (4) несомненно (5) надо учить и постоянно практиковаться в нём.

Слайд 11

8.Зотов ворчал с полчаса, раздражаясь всё больше и больше; под конец он, не вынося накипевшей в нем злобы, вскочил, затопал калошами и забрюзжал на весь двор: — Не обязан я кормить вас (1) дармоеды! Я не миллионщик какой, чтоб вы меня объедали и опивали! Мне самому есть нечего (2) одры поганые (3) чтоб вас (4) холера забрала! Ни радости мне от вас, ни корысти, а одно только горе и разоренье! Почему (5) вы (6) не околеваете? Что вы за такие персоны, что вас даже и смерть не берет? Живите, чёрт с вами, но не желаю вас кормить! Зотов возмущался, негодовал, а лошадь и собака слушали. Понимали ли эти два нахлебника, что их попрекают куском хлеба, — не знаю, но (7) казалось (8) животы их еще более втянулись и фигуры съежились, потускнели и стали забитее…

Слайд 12

9. Люблю (1) тебя (2) булатный мой (3) кинжал (4) Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. <…> Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7) И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду твёрд душой, Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.

Слайд 13

10. Онегин (1) я (2) тогда (3) моложе, Я лучше (4) кажется (5) была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не (6) правда (7) ль? Вам была не новость Смиренной (8) девочки (9) любовь?

Слайд 14

11. — Налей еще мне полстакана… Довольно (1) милый… Вся семья Здорова; кланяться велели. Ах (2) милый (3) как похорошели У Ольги плечи, что за грудь! Что за душа!… Когда-нибудь (4) Заедем к ним; ты их обяжешь; А то (5) мой друг (6) суди ты сам: Два раза заглянул, а там Уж к ним и носу не покажешь. Да вот… какой же я (7) болван! Ты к ним на той неделе зван.

Слайд 15

12. Слава тебе (1) безысходная боль! Умер вчера (2) сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой (3) вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь (4) с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. 13.В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».

Слайд 16

14.Прощай (1) немытая Россия (2) Страна рабов (3) страна господ (4) И вы (5) мундиры голубые (6) И ты (7) им преданный народ. Быть может(8) за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. 15. Россия (1) нищая Россия (2) Мне избы (3) серые твои (4) Твои мне песни (5) ветровые,- Как слезы первые любви! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь (6) не сгинешь (7) ты (8) И лишь забота затуманит Твои прекрасные (9) черты…

Слайд 17

16. Здесь (1) друг Горацио (2) у датских берегов Ты много не разыщешь (3) дураков, Кто бы своё так изощрял воображенье, Когда потеха – в грош. Не выкажи (4) прошу (5) пренебрежения К неимоверному рассказу моему… Но, вижу (6) друг (7) рассудок добросовестный (8) твой делит Неблагодарная двоякость впечатления.

Слайд 18

17. Мой первый друг (1) мой друг (2) бесценный! И я (3) судьбу благословил, Когда (4) мой двор (5) уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил 18.— И ты (1) Анна Савишна (2) полагаешь, что у тебя был сам Дубровский, — спросил Кирила Петрович. — Очень же (3) ты (4) ошиблась. Не знаю, кто был у тебя в гостях, а только не Дубровский. — Как (5) батюшка (6) не Дубровский, да кто же, как не он, выедет на дорогу и станет останавливать прохожих да их осматривать .

Слайд 19

ответы 5 – 12 6 – 145 7 – 1345 8 – 12378 9 – 24578 10 – 145 11 — 12356 12 – 134 13 – 34 14 – 12345678 15 – 12468 16 – 124567 17 – 1 18 – 1256

Алгоритм выполнения задания 18 егэ

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения (определите главные и второстепенные предложения).
  2. Найдите вводные слова или обращения: чтобы это сделать, нужно помнить, что они не являются членами предложения и не связаны с ними никакими связями. Чаще всего интуитивно это проверяется так: их можно убрать из предложения без искажения смысла.
  3. Вспомните, что является вводным словом, а что не является. Если перед вами вводное слово/словосочетание, то обратите внимание на рядом стоящие союзы.
  4. Если перед вами обращение, то важно помнить, что оно может состоять из нескольких слов, может повторяться: от этого зависит количество запятых.
  5. Примените теорию, вспомните исключения по темам.
  6. Запишите ответ в бланк.
Про ЕГЭ:  Новые задачи по теории вероятностей в ЕГЭ-2022

Знаки препинания при обращениях

Обращения – слова и сочетания слов, которые называют адресата речи (того, к кому или к чему обращаются с речью).

В предложении обращение (вместе со всеми относящимися к нему словами) выделяется ЗАПЯТЫМИ с двух сторон.

  • Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.

Девочки и мальчики, сегодня мы идем на концерт.

  • Если между обращениями нет союза И, то они отделяются запятой.

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин.)

  • Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.

Дедушка, миленький, где ж ты был? (Распутин)

Знаки препинания при обращениях. задание 18 егэ 2022

О милый, мой нежный, прекрасный сад!

О, дети, зачем вы так шумите!

Местоимения ты и вы: обращение или нет?

Местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями

Местоимения ТЫ и ВЫ являются обращениями

Чаще всего местоимения «ты» и «вы» НЕ являются обращениями, обычно при них есть сказуемое.

Примеры:
Любишь ты, Марья Ивановна, насмешки… (М.Горький)
Я прошу тебя, Виктор, — уведи этого шута. (М. Горький)

Примеры:
Ну, вы! Вставайте… (М. Горький)
Эй, вы, идите сюда!

Предварительный просмотр:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй (1) прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, –

Помедли, помедли (2) вечерний день (3)

Продлись, продлись (4) очарованье.

(Ф.И. Тютчев)

 1234

 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!

 Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?

 Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.

 Пусть несётся песня к милой до порога.

 (С.А. Есенин)

 1234567

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Мир таинственный (1) мир мой древний (2)

 Ты, как ветер, затих и присел.

 Вот сдавили за шею деревню (3)

 Каменные руки шоссе.

 (С.А. Есенин)

 12

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 Люблю (1) тебя (2) булатный мой (3) кинжал (4)

 Товарищ светлый и холодный.

 Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

 На грозный бой точил черкес свободный. <…>

 Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7)

 И страннику в тебе пример не бесполезный:

 Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,

 Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.

(М.Ю. Лермонтов)

24578

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Русь моя (1) деревянная (2) Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих (3) грусть (4)

Я кормил резедой и мятой.

(С.А. Есенин)

1

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы опять в сомненье – век двадцатый:

Цирк у нас (1) конечно (2) мировой, –

Клоун (3) правда (4) слишком мрачноватый –

Невесёлый клоун, не живой.

(В.С. Высоцкий)

1234

 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Опамятуйся, просветлей (1) душа!

Вернись (2) былое (3) зренье!

Земля (4) пошли мне исцеленье,

Влей в тёмное моё смятенье

Спокойствие твоих полей!

(В. Тушнова)

124

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Какая тишь! Уже (1) наверно (2) поздно.

Давно (3) должно (4) быть (5) спели петухи…

А даль чиста. А небо звёздно-звёздно.

И вкруг луны – зелёные круги.

(П. Шубин)

1235

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

(С.А. Есенин)

23

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Раннюю поэзию С. Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и каждый образ оставляет впечатление тайны.

Ответ:

1, 2

1, 3

3, 4

1, 2, 3, 4

Формулировка задания 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)

Частицы и междометия перед обращением

Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются.
  • Частицы (О, ЭХ, АХ и некоторые другие) придают эмоциональный оттенок только обращению (имеет усилительное значение), не имеют самостоятельного ударения.
  • Частицы часто встречаются в поэтических произведениях.

Примеры:
О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы. (Айтматов)
Ты мне велишь, о друг мой нежный,
На лире легкой и небрежной
Старинны были напевать
И музе верной посвящать
Часы бесценного досуга…
(А.С. Пушкин)

Так вот судьба твоих сынов,
О Рим, о громкая держава!..

Междометие перед обращение отделяется запятой или восклицательным знаком.
  • Междометия интонационно самостоятельны, имеют ударение.
  • Междометия относятся обычно не к обращению, а ко всему следующему за обращением предложению.

Примеры:
О, ветер! О, снежные бури!
Ох, Василий Ефимович, как неприятно шутите вы… (М.Горький)
Эх, Виктор, Виктор, — твоими бы устами да бордо пить… (М.Горький)
В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах):
О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Есенин).

Междометие ЭЙ (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.

Пример:— Эй, берегись! Устроишь замыкание! 

Оцените статью
ЕГЭ Live