Линия заданий 2, Тесты ЕГЭ по русскому языку

Егэ по русскому языку «задание 2. практика. средства связи предложений в тексте»

Средства связи предложений в тексте

. ПРАКТИКА.

1. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Одни киноведы-специалисты считают, что у не­мо­го кино есть свои законы, своя эстетика, а от­сут­ствие слова при­зна­ют достоинством, от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком этого искусства. (2)Осо­бая сти­ли­сти­ка не­мо­го кино до­сти­га­лась с по­мо­щью ис­кус­но­го мон­та­жа сня­тых на плёнку эпизодов, круп­но­го плана, света, ком­по­зи­ции кадра и дру­гих компонентов. (3)<…> полагают, что с са­мо­го сво­е­го рож­де­ния немое кино стре­ми­лось к цвету, стереоскопии, а глав­ное — к звуку, и ссы­ла­ют­ся на то, что ещё в ран­ние годы сни­ма­лись фильмы, рас­счи­тан­ные на де­мон­стра­цию в со­про­вож­де­нии чтецов, на­хо­дя­щих­ся за экраном, или на зву­ко­вое со­про­вож­де­ние с ис­поль­зо­ва­ни­ем музыки.

Ответ _____________________________________________________________________________

2. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1)Немало было на Руси ис­кус­ных ре­мес­лен­ни­ков и мастеров, пре­вос­ход­ных охот­ни­ков и от­важ­ных рыбаков, ге­ни­аль­ных зодчих, иконописцев, музыкантов; сла­ви­лась наша земля воинами, муд­ры­ми го­су­дар­ствен­ны­ми деятелями. (2)<…> ос­нов­ным за­ня­ти­ем во­сточ­ных сла­вян на про­тя­же­нии мно­гих веков было земледелие. (3)По­это­му и древ­няя рус­ская куль­ту­ра в целом от­ра­жа­ла ми­ро­воз­зре­ние земледельца.

Ответ _____________________________________________________________________________

3. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Все мор­ские жи­вот­ные прямо или кос­вен­но за­ви­сят от рас­ти­тель­но­го планктона, ле­жа­ще­го в ос­но­ве пи­ще­вой цепи, а рас­ти­тель­ный планк­тон может су­ще­ство­вать лишь там, где в толщу воды про­ни­ка­ет до­ста­точ­ное для фо­то­син­те­за ко­ли­че­ство сол­неч­но­го света. (2)Ниже этого слоя жизнь быст­ро скудеет, так как глу­бо­ко­вод­ные ор­га­низ­мы все­це­ло за­ви­сят от по­сту­па­ю­щих свер­ху остан­ков рас­те­ний и животных. (3)<…> до­ста­точ­но за­гряз­нить толь­ко малую часть верх­не­го слоя, чтобы по­гиб­ла вся жизнь в океане.

Ответ _____________________________________________________________________________

4.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в первом предложении текста.

(1)В на­ча­ле XIX века Фран­цуз­ская ака­де­мия вы­нес­ла по­ста­нов­ле­ние не рас­смат­ри­вать работы, со­дер­жа­щие опи­са­ние камней, па­да­ю­щих с неба: учёным казалось, что все опи­са­ния метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, <…> кам­ням не­от­ку­да падать. (2)Это очень опас­ный путь — от­ри­цать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)От­ри­ца­ние су­ще­ство­ва­ния не­по­нят­но­го не раз тор­мо­зи­ло раз­ви­тие науки.

Ответ _____________________________________________________________________________

5.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен быть на месте пропуска в первом предложении текста.

(1)<…> со­про­тив­ле­нию воз­ду­ха ско­рость сни­же­ния па­ра­шю­ти­ста падает, что долж­но предот­вра­тить по­лу­че­ние им травм при приземлении. (2)У па­ра­шю­та боль­шая площадь, и по­это­му он встре­ча­ет силь­ное со­про­тив­ле­ние воздуха: при па­де­нии ему при­хо­дит­ся «расталкивать в стороны» боль­шое ко­ли­че­ство мо­ле­кул воздуха, что силь­но тор­мо­зит падение. (3)Без па­ра­шю­та че­ло­век кам­нем падал бы на землю.

Ответ _____________________________________________________________________________

6. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Одним из спо­со­бов по­лу­че­ния эфир­ных масел яв­ля­ет­ся анфлераж, ко­то­рый ос­но­ван на ис­поль­зо­ва­нии очи­щен­но­го жира, поз­во­ля­ю­ще­го впи­ты­вать эфир­ные масла. (2)Этот про­цесс хорош тем, что можно из­влечь эфир­ное масло, не под­вер­гая сами рас­те­ния или предметы, со­дер­жа­щие па­ху­чие вещества, тер­ми­че­ской обработке. (3)<…> в на­сто­я­щее время ан­фле­раж в пар­фю­ме­рии не используется, так как он тре­бу­ет боль­ших за­трат вре­ме­ни и сырья.

Ответ _____________________________________________________________________________

7.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1)В не­ко­то­рых моделях со­вре­мен­ных автомобилей рас­кры­тие подушек без­опас­но­сти при непристёгнутых рем­нях автоматически блокируется. (2)<…>, что сра­ба­ты­ва­ние подушек, про­ис­хо­дя­щее с огром­ной скоростью, срод­ни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого че­ло­ве­ка в мо­мент аварии не будет за­фик­си­ро­ва­но ремнём и сме­стит­ся в сторону, по­душ­ка не толь­ко окажется пло­хим помощником, но и сама может стать при­чи­ной серьёзной травмы.

Ответ _____________________________________________________________________________

8.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Оро­ше­ние, или ир­ри­га­ция, — это под­вод воды на поля, ис­пы­ты­ва­ю­щие не­до­ста­ток влаги, и уве­ли­че­ние её за­па­сов в кор­не­оби­та­е­мом слое почвы. (2)Ос­нов­ная цель оро­ше­ния со­сто­ит в уве­ли­че­нии пло­до­ро­дия почвы: ир­ри­га­ция улуч­ша­ет снаб­же­ние кор­ней рас­те­ний вла­гой и пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, сни­жа­ет тем­пе­ра­ту­ру при­зем­но­го слоя воз­ду­ха и уве­ли­чи­ва­ет его влаж­ность. (3)<….> важ­ней­ший спо­соб ме­ли­о­ра­ции за­ро­дил­ся ещё в древ­но­сти и про­дол­жа­ет ак­тив­но при­ме­нять­ся в сель­ском хо­зяй­стве по сей день.

Ответ _____________________________________________________________________________

9. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Непал — самая вы­со­ко­гор­ная страна в мире: имен­но здесь на­хо­дит­ся высочайшая гора Эве­рест и ещё семь из че­тыр­на­дца­ти пиков планеты, чей «рост» до­сти­га­ет 8000 м. (2)Свыше 40% тер­ри­то­рии Непала рас­по­ло­же­но на вы­со­те более 3000 м над уров­нем моря, в то же время самая низ­кая точка на­хо­дит­ся на вы­со­те всего 60 м. (3)<…> этого пе­ре­па­да высот кли­мат Непала от­ли­ча­ет­ся удивительным разнообразием: бе­ло­снеж­ный покров ги­ма­лай­ских вершин сме­ня­ет­ся альпийскими лугами, а в по­гра­нич­ной с Ин­ди­ей зоне рас­тут тропические леса.

Ответ _____________________________________________________________________________

10.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.

( 1 )Язык — это живая система, ( …. ) в ней постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2)Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3)Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

Ответ _____________________________________________________________________________

11. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2

Самостоятельно подберите союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

( 1 )В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2)Покровительницей города была Артемида — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно и естественно решение процветающих горожан построить храм·в честь такой богини. (3) ( … )это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков».

Ответ _____________________________________________________________________________

12.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; ( …. ) имеющиеся на Земле запасы фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы.

Ответ _____________________________________________________________________________

13. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась только при описании высоких образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него всё лексическое богатство языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3)( … ) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

Ответ _____________________________________________________________________________

14.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

( 1 )Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, ( … ) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона.

Про ЕГЭ:  В Петрозаводске названы имена выпускников, которые написали ЕГЭ на 100 баллов | СТОЛИЦА на Онего

Ответ _____________________________________________________________________________

15.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3)<…> этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

Ответ _____________________________________________________________________________

16.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении.

(1)Норма — одно из основных условий стабильности, устойчивости языка, ведь без устойчивости нормы языковая связь между поколениями была бы нарушена и мы перестали бы понимать людей, живших каких-нибудь сто лет назад. (2)<…> устойчивость нормы не абсолютна, а относительна: как и всё в языке, она постоянно меняется — под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и т. п. (З)Это, в свою очередь, является важнейшим условием непрерывного исторического развития литературного языка, которое представляет собой в том числе установление и устаревание его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития.

Ответ _____________________________________________________________________________

17.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха — гречишным мёдом.

(2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<…> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений.

Ответ _____________________________________________________________________________

18. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1)Впервые автомобиль под торговой маркой «Мерседес» был выпущен в 1902 году компанией «Даймлер-Мотор-Гезельшафт», однако своему названию автомобиль был обязан вовсе не основателю и руководителю компании Готлибу Даймлеру. (2)<… > название автомобилю было дано австрийским дипломатом и автолюбителем Эмилем Эллинеком, который согласился купить у фирмы крупную партию из 36 машин на сумму более полумиллиона золотых марок для перепродажи при условии, что он получит право «дать имя» новой серии разрабатываемых Даймлером автомобилей. (3)В результате Эллинек назвал новый автомобиль в честь своей любимой десятилетней дочери Мерседес.

Ответ _____________________________________________________________________________

19.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1)Расположенный в северо-восточном углу Африки Египет — родина древнейшей цивилизации. (2)Известно, что за три, четыре и даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена ещё носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, где процветали сельское хозяйство, ремёсла и литература. (3)<…> больше всего египетская цивилизация прославилась грандиозными инженерными работами по созданию сети водоотводных каналов и колоссальными архитектурными сооружениями, развалины которых вызывают удивление даже у современных техников.

Ответ _____________________________________________________________________________

20.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Ответ _____________________________________________________________________________

21. ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.

(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, <…> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь — отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (З)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

Ответ _____________________________________________________________________________

22.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1 )Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<…> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

Ответ _____________________________________________________________________________

23.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<…> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

Ответ _____________________________________________________________________________

24.ЕГЭ по русскому языку.Задание 2 

Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении.

(1)В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2)Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, <…> разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. (3)На такие действия не способно ни одно животное.

Ответ _______________________________________________________

Карточки созданы по материалам сайта «Решу ЕГЭ»

ОТВЕТЫ:

1. другие же

14. прежде чем

2. и всё-таки|но всё же

15. а

3. поэтому

16. однако

4. поскольку

17. причём

5. благодаря

18. на самом деле

6. однако

19. но

7. дело в том

20. поэтому

8. этот

21. поскольку

9. именно из-за

22. поэтому

10. потому что

23. поэтому

11. впрочем|хотя|однако

24. то есть

12. таким образом

 

13. именно так

 

Устинова Валентина Ивановна

Задание 2 егэ по русскому языку 2022

Вводная конструкция. Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

Задача 1

Несколько слов о поэзии Бродского. Поражает поэтическая мощь в сочетании с дивной изощренностью, замечательной виртуозностью. Поэзия не стоит на месте, движется, растет, требует от поэта открытий. В ней идет борьба за новую стиховую речь. Сложнейшие речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды опираются у Бродского на стиховую музыку, поддержаны ею. Не вяло текущий лиризм, а высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором. На своем пути она захватывает самые неожиданные темы и лексические пласты.

Однажды в разговоре Бродский внушал мне, что поэт должен «тормошить» читателя, «брать его за горло». Я сопротивлялся, как мог, уверяя его, что есть и другая поэзия, не принуждающая читателя себя любить, оставляющая ему ощущение свободы. <…> как сильна, как мужественна его позиция!

Несколько романтическая, не так ли? Поэт, по Бродскому,— человек, противостоящий «толпе» и мирозданью. В поэзии Бродского просматривается лирический герой, читатель следит за его судьбой, любуется им и ужасается тому, что с ним происходит. С этим, как всегда, связано представление о ценностях: они усматриваются не в жизни, а, может быть, в душе поэта. С земными «ценностями» дело обстоит неважно. Оттого и вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и черного.

(А. Кушнер)

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите этот союз.

Задача 11

Все метафоры, применимые к языку, верны по-своему!.. Язык — это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык — слуга и господин. Язык — наш друг и враг одновременно. Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. Он как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. Он не даст ни соврать, ни обмануть самих себя… Общество становится свободнее, <…> язык отражает это. Общество поддаётся чужому влиянию, и язык тоже. Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на нём.

Про ЕГЭ:  Как поступить в мед институт после мед колледжа без егэ – Поступление в институт Можно ли после мед. колледжа поступить в мед. институт без ЕГЭ? На какой курс?

Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. Живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости. Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём единый общий язык, без которого невозможна общая культура.

(По В. А. Толстых)

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в восьмом предложении текста. Запишите этот союз.

Задача 12

Впервые я увидел Д. С. Лихачёва «в деле», когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского, очередная группа реформаторов взялась переделать проспект, осовременить его, улучшить и, разумеется, «коренным образом» перестроить, заменить здания, «не имеющие большой ценности», новыми и т. п. Широковещательный проект имел солидных сторонников, желающих чем-то «выдающимся» ознаменовать своё пребывание у кормила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комиссию, и вот там-то я увидел, с какой страстью и упорством Д. С. Лихачёв защищал сохранность Невского проспекта, его образ, его историческую цельность. В те времена для многих был непривычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора и других проектировщиков, показывая несостоятельность их аргументов.

Он старался не обижать персонально, не уличать в ошибках исторических, эстетических, но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить становилось не под силу, и это раздражало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями», тем более чувствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику»? – недоумевали многие, что надо этому учёному, специалисту по «Слову о полку Игореве», чего это он воюет, он-то в чём заинтересован? Есть такая категория людей, <…> причину каждого мнения, поступка ищет в личном интересе.

(По Д. А. Гранину)

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 13

В языковой картине мира растения, являющие собой качественно иную форму жизни, нежели животные и человек, не воспринимаются как живые организмы. Способность к самостоятельному передвижению издавна признавалась одним из характерных признаков живого.

Как указывал Аристотель, «начало движения возникает в нас от нас самих, даже если извне нас ничего не привело в движение. Подобного этому мы не видим в [телах] неодушевлённых, но их всегда приводит в движение что-нибудь внешнее, а живое существо, как мы говорим, само себя движет».

Неспособность растительных организмов к самостоятельному передвижению, отсутствие видимой двигательной активности и ряд других признаков приводят к тому, что в сознании человека растения вместе с предметами неорганической природы составляют неподвижную, статичную часть окружающего мира.

На это указывает В. А. Ицкович: «Под живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам». <…>, преобладание признаков неживого в обыденных понятиях о растениях, а также характер трудовой деятельности человека, издавна широко использующего растения в самых различных целях, обусловили то, что растения в большинстве случаев воспринимаются в языке как неживые предметы.

Самостоятельно подберите вводное сочетание, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это вводное сочетание.

Задача 15

(1)Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее чётко выделяемыми в ткани текста. (2)К ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. (3)

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

Задача 16

(1)География населения входит в систему географических наук как часть социально-экономической географии и одновременно в систему знаний о народонаселении. (2)География населения рассматривает все аспекты развития населения во взаимосвязи с природной средой, природным комплексом, хозяйственной деятельностью, национальными, социально-экономическими и политическими обстоятельствами, которые его окружают. (3)<…> география населения имеет тесные связи с такими науками, как демография, этнография, социология, антропология, а также география мирового хозяйства, сферы обслуживания, районная планировка, рекреационная география, медицинская география и ряд других.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Задача 17

(1)Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. (2)В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. (3)<…> в некоторых ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большое число альтернатив или проблем.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Задача 19

(1)Благодаря способности совершенствоваться и видоизменяться, приспосабливаться к различным, иногда очень суровым условиям, живые организмы сумели обжить самые отдалённые и труднодоступные районы планеты, создав на ней сплошную оболочку жизни. (2)Однако сегодня поверхность Земли уже перестала быть природным образованием: люди создали новую, искусственную оболочку планеты — ноосферу. (3)<…> сами они являются частью биосферы, с каждым годом деятельность людей оказывает на неё всё большее влияние, и это влияние далеко не всегда положительно.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот подчинительный союз.

Задача 2

Основа основ — это коренной русский язык, вбирающий в себя все речевые струи и соединяющий их в своей стихии. В течение тысячелетий создавался и совершенствовался русский язык. Неуклюжие формы заменялись более гибкими, отмирали целые словарные пласты и заменялись новыми. Поколения языкотворцев, испытывая слово на вкус, объём, цвет, пробуя его в сочетании с другими словами, придали славянскому языку полногласие, отбросили носовые гласные, лишавшие его праздничной звонкости, нашли законы перехода и чередования гласных и согласных. От рода к роду, от отца к сыну вырабатывался в народе обострённый слух, точное мерило художественного вкуса. Чувства соразмерности и сообразности довёл он у себя до предельной точности. Внутренним своим чутьём народ угадывает и точно определяет, <…> именно слово приобретает сейчас тенденцию к отмиранию или возрождению, к преобразованию или видоизменению. Умело и свободно распоряжается он в своих богатых кладовых.

(По С. С. Наровчатову)

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в седьмом предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 3

Моральная тема. Кому из наших детских писателей не приходилось хоть раз в жизни выслушивать такое заманчивое предложение: «Не напишете ли вы рассказ на моральную тему?» А на какую же ещё тему, позволено спросить, может быть книга для детей?! Если книга ничему не учит — ни честности, ни смелости, ни доброте, ни человечности, ни преданности Родине, ни любви к труду, — это не литература, а прейскурант. Конечно, когда я говорю о морали, я говорю не о моральных прописях, не о тех дидактических поделках, <…> и до сих пор плотно заставлены полки наших детских библиотек. И мастеров сочинять их больше, чем требуется. Да, именно мастеров, которые способны взяться за любую тему, которые напишут вам к восьми часам вечера, о чём вы пожелаете, и у которых, по существу, нет ни малейшего права обо всём этом говорить. Почему? Да потому, что эти быстропишущие товарищи, как правило, очень смутно представляют себе, что такое хорошо и что такое плохо. А когда у человека моральный критерий столь шаток и неустойчив, очень нетрудно плохое выдать за хорошее. Это и случается. И, к сожалению, довольно часто.

(По Л. Пантелееву)

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 5

Красота и величие народа. Я на седьмом небе был от счастья, когда, поселившись двадцати одного года от роду в глубинке Архангельской области, бывал в крестьянских избах. В неистовом восхищении я глядел на отцов и матерей моих учеников, также на их дедушек и бабушек с непередаваемо прекрасными бесхитростными лицами, с их спокойной уверенной праведностью, с их могучим долготерпением, сравнимым лишь с природой.

Про ЕГЭ:  Используя экзамен по первообразным вместе с решением и одной функцией первообразной f(x), определите величину области формы. Ваша задача — определить область затемненной фигуры

Позанимавшись с ребятами, я плёлся по заснеженному холодному лесу один к себе на квартиру. Как же становились мне понятны классики отечественной литературы! И Белинский, признававшийся в том, что он не будет счастлив, «если не будет спокоен насчёт каждого из своих братьев по крови».

И Толстой, категорически заявивший, что крестьянские дети талантливее дворянских писателей, а простые труженики земли русской благороднее царедворцев и многих сильных мира сего. Красота и величие народа — вот, что открылось мне <…>, в архангельской глубинке.

Самостоятельно подберите наречие места, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это наречие.

Задача 7

На протяжении всего своего существования человек пытается как можно детальнее изучить окружающий мир. В связи с этим существует множество наук, цель которых — изучение природных явлений.

Одной из <…> наук является гляциология, изучающая ледяные и снежные покровы как на поверхности земли, так и в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Гляциолог — специалист, занимающийся изучением условий существования и развития, особенностей происхождения, состава, строения и физических свойств всех форм льда и снега.

В ходе многочисленных исследований было установлено, что льдами сковано приблизительно 11 % суши и они содержат в себе значительную часть мирового запаса пресной воды (а именно около 29 млн км³). Гляциология играет важную роль в рациональном применении водных ресурсов, образующихся в процессе таяния льдов. Она также позволяет предотвращать катастрофы, которые могут быть спровоцированы меняющимся поведением ледников.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 8

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределённому кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определённому лицу или определённому кругу лиц;

7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, <…> обработка необходима для уточнения персональных данных).

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

Задача 9

Что же называется художественным и нехудожественным впечатлением? Это легче всего выяснить на примерах.

При виде стаи собак, разрывающих свою жертву, впечатление получается сильное, но вместе с тем и неприятное. Оно гнетёт и оскорбляет человека. Такое впечатление, принижающее чувство, называют антихудожественным.

Совсем <…> впечатление производит, например, самоотверженное спасение утопающего в море отважным смельчаком. Это зрелище волнует не меньше, но вместе с тем оно возбуждает в наших душах благородные, любовные и благодарные чувства к герою и спасённой жертве. Эти чувства возвышают душу. Такие благородные впечатления называются художественными.

Не следует забывать, однако, что в жизни такие сцены не всегда выливаются в красивые формы. Так, например, герой, спасающий утопающего, не постесняется обнажить своё тело. Оно может быть и уродливо; в критическую минуту герой может крикнуть такое слово, которое не допустимо цензурой.

На сцене все эти реальные подробности излишни, если они портят впечатление или отвлекают внимание публики от главного, духовного смысла сцены. Излишние подражания действительности могут повредить сценическому впечатлению.

(По Э. Сарабьян)

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите это местоимение.

Линия заданий 2, тесты егэ по русскому языку

У всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которая определена природой. <…>, может быть, в те часы, когда по небу ходят сполохи — сильные вспышки яркого света, перестают охотиться звери друг за другом, лосиха и лосёнок замирают с недожёванным листом на губах, замолкают птицы, а человек крещёный осеняет себя, землю, небо трепетным троеперстием, и некрещёный тоже благоговейно, как я сейчас, останавливается середь поля, охваченный тревожным томлением.

Сколько же стою я среди хлебов? Час, два, вечность? Недвижно всё и смиренно вокруг меня, беспредельная ночь раскинулась вокруг. Ночь без конца и края, такая же ночь, какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колосьев, никого ещё не было на Земле. Да и сама Земля клокотала в огне, содрогалась от громов, усмиряя себя во имя будущей жизни.

И, быть может, не зарницы эти, а неостывшие голоса тех времён, пластая в клочья темноту, рвутся к нам? Может быть, пробиваются они сквозь толщу веков с молчаливым уже, но всё ещё ярким приветом, только с виду грозным, а на самом деле животворным, потому что из когда-то дикого пламени в муках и корчах родилось всё: былинка малая и дерево, звери и птицы, цветы и люди, рыбы и мошки.

(По В.П. Астафьеву)

§

Вся местность вокруг: на юг и север, на восток и запад — была рассечена речками и ручьями. <…> речки и ручьи, поблуждав по местности, находили путь только на восток, к огромной реке, называемой Енисеем, впадали в неё, и та, подхватив их воды, тоже скрытно, тоже под толщей льда, неслышно несла громадную общую ношу в океан.

В пространствах между реками, то больше, то меньше возвышенных, стоял повсюду лес, в один ярус, без подроста, без кустарника и без бурелома, ровный, как будто возникший в одно мгновение. Каждое дерево этого безмолвного и удивительного леса и весь он в целом были исполнены в трёх разных красках: в комлях и на высоту два-три метра — землисто-серой, затем красной и красно-жёлтой, причём с высотою желтизна становилась преобладающей, лёгкой, луковой, трогательно-нежной. В суровом и холодном воздухе устойчивой зимы эта желтизна была похожа на яичный желток, на хрупкую скорлупу пасхального яичка. Кроны деревьев густо были окутаны ворсистой хвойной шерстью, почти непроницаемой в своей зелени, сквозь которую только очень слабо проступал узор причудливых древесных ветвей всё той же лёгкой желтизны. Пейзаж этот недостаточно было видеть — в нём надо было чувствовать себя, окружённого им повсюду, со всех сторон…

Изредка лес прерывался открытыми полянами с блестящим, чистым и, казалось, чуть влажным снегом, только по опушкам, запорошённым опавшей с деревьев хвоей, потом лес продолжался и продолжался снова всеми тремя неизменными красками землисто-серой, жёлтой и зелёной.

(По С.П. Залыгину)

§

Тысячи различных цветов наполняли воздух оранжереи своими ароматами: пёстрые с терпким запахом гвоздики, яркие хризантемы, задумчивые нарциссы, опускающие перед ночью вниз свои тонкие белые лепестки, гиацинты и левкои, серебристые колокольчики девственных ландышей, лиловые и красные шапки гортензий, скромные ароматные фиалки, душистый горошек и великолепные сорта роз всевозможных оттенков: пурпурного, ярко-красного, пунцового, коричневого, розового, нежно-жёлтого, палевого и ослепительно-белого.

Но было в оранжерее одно странное растение, которое, по-видимому, ничем не могло бы обратить на себя внимание, кроме своей уродливости. Прямо из корня выходили у него длинные листья, узкие, мясистые и покрытые острыми колючками. Листья эти, числом около десяти, не поднимались кверху, а опускались к земле. Днём они были холодными, а ночью становились тёплыми. Цветы никогда не показывались между ними, но зато торчал вверх длинный прямой зелёный стержень. Это растение называлось столетником.

Цветы в оранжерее жили своей особенной жизнью. Конечно, у них не было языка для того, чтобы разговаривать, но <…> цветы друг друга понимали. Может быть, им для этого служил их аромат, ветер, который переносил цветочную пыль из одной чашечки в другую, или тёплые солнечные лучи, заливавшие всю оранжерею сквозь её стеклянные стены и стеклянный потолок. Если так изумительно понимают друг друга пчёлы и муравьи, почему не предположить, что, хоть в малой степени, это возможно и для цветов?

(По А.И. Куприну)

Практика: задание №2 егэ по русскому языку

Оцените статью
ЕГЭ Live