Задание 4 ЕГЭ по русскому языку 2021 — теория и практика

Задание 4 ЕГЭ по русскому языку 2021 - теория и практика ЕГЭ

Что потребуется при сдаче егэ?

Для выполнения заданий по русскому языку нужно использовать весь объем знаний, полученный за годы обучения в школе. Нужно знать следующую теорию:

  • Правописание отдельных частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний).
  • Расстановка знаков препинания в простых и сложных предложениях, для выделения слов, в других случаях.
  • Грамматические, морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы.
  • Синонимы, омонимы и антонимы.
  • Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
  • Правописание «не» и «ни».
  • Лексическое значение слов.
  • Информационная обработка и создание текстов различных стилей.
  • Анализ текстов.

Ударение егэ 2022: список слов к заданию 4 егэ по русскому языку (на основе списка слов фипи), теория и практика.

Орфоэпические нормы. Ошибка в постановке ударения: задание 4 ЕГЭ по русскому языку 2022. Теория и практика к заданию 4 ЕГЭ по русскому языку. Орфоэпический словарь ЕГЭ.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 

2) В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

на

пОрты

: пОрты, аэропОрты, авиапОрты и т.д.

на

вОд: 

газопровОд, нефтепровОд, мусоропровОд, водопровОд

на

лОг: 

каталОг, диалОг, монолОг,

НО: анАлог

на

 мЕтр:

киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр

на

зЫв:

созЫв, призЫв, отзЫв (чего-либо или кого-либо) но Отзыв на что-либо(рецензия)

на

Яр:

школЯр, столЯр,доЯр, малЯр

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ: бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

В таблицу не включены слова, описанные выше и объединенные общим правилом (слова на -вОд, на -лОг, заимствованные и др.)

1 СЛОГ
2 СЛОГ3-4…СЛОГИ
бАнты
тОрты 
тОртов
шАрфы
пОрты
срЕдства
Иксы
крАны
кОнусы 
кОнусов
лЕкторы 
лЕкторов
пОручни
мЕстностей
пОчестей
чЕлюстей 
(НО:новостЕй)
бОроду
знАчимость
нЕдруг
нЕнависть
нОгтя
Отрочество
свЁкла
стАтуя
цЕнтнер
анАлог
бухгАлтеров
граждАнство
досУг
недУГ
корЫсть
кремЕнь
лыжнЯ
намЕрение
нарОст
придАное
сирОты
тамОжня
цепОчка
вероисповЕдание
новостЕй
еретИк

1)

В прилагательных на

лИва

ударение падает на

И(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)

смазлИва, суетлИва, прозорлИва, болтлИва, 

НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:
Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

Примеры:

беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕе

красИва – красИвее

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ2 СЛОГ3-4… СЛОГИ
кУхонный
слИвовый
знАчимый
оптОвый
прожОрлива
мозаИчный

 

1) В инфинитивах ударение падает на

Ить, Ать, Ять, ировАть

(ПО СЛОВНИКУ):

включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть…

Исключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать
Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ: чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

3) В глаголах прошедшего времени ударение будет падать на

-лА:

 бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие…

Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ2-3 СЛОГИ
чЕрпать
щЁлкать
клЕить
прИбыл
прИбыло
прИнял
прИняли
зАнял
зАняло
зАняли
клАла
послАла
крАлась
укрАла
опОшлить
озлОбить
оклЕить
освЕдомиться
откУпорить
закУпорить
принУдить
дозИровать
жилОсь
исчЕрпать
дозвонЯтся
Про ЕГЭ:  ТЕМА МАСКАРАДА В ЛИРИКЕ М.Ю.Лермонтова

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог: зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

В деепричастиях чаще всего ударение падает на

-ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ:

начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв

Необходимо запомнить слова:

балУясь, закУпорив

1 СЛОГ2-3…СЛОГИ
зАсветло
зАтемно
зАгодя
(НО: завИдно)
дОверху
дОнизу
дОсуха
(НО: донЕльзя, добелА)
вОвремя
завИдно
донЕльзя
добелА
красИвее
надОлго
ненадОлго

Скачать орфоэпический словарь ЕГЭ.pdf
Материалы для подготовки к ЕГЭ:

Двоеточие

 В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В предложениях с однородными членамипосле обобщающего слова перед однородными членамиПриметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский).
2.В предложениях с прямой речьюесли прямая речь стоит после авторских словЧехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».
3.В бессоюзном сложном предложении
  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть
Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин).
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов).
Печален я: со мною друга нет (Пушкин).
Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов)

Допуск

В итоговом сочинении выпускник должен выбрать одну тему из пяти предложенных. Точная тема неизвестна, но в 2021 году одиннадцатиклассникам предлагают следующие направления:

  1. «Между прошлым и будущим»
  2. «Забвению не подлежит»
  3. «Время перемен»
  4. «Я и другие»
  5. «Разговор с собой»

За успешное написание сочинения школьник также получает «зачет» (вот критерии) и допускается к ЕГЭ.

Запятая

 В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В предложениях с однородными членами
  1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;
  2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;
  3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и… и, да… да, ни… ни, или… или, либо… либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли и др.;
  4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза
В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

2.В предложениях с обособленными членамидля выделения обособленных членов предложения:
  1. при обособлении определений:
    — с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
    — два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
    — относящееся к личному местоимению;
    — стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    — оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;
  2. при обособлении приложений:
    — любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
    — распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
    — распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
    — распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
    — приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
    — приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);
  3. при обособлении обстоятельств:
    — деепричастные обороты независимо от места в предложении;
    — одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;
После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин).
Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин).
И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов).
Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский) (причины).
Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.
Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин)
Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.
Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь)
Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) (= будучи упрямцем во всём).
Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев).
Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков).
Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев).
Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский).
Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.
Черёмуха душистая, развесившись, стоит (Есенин).
3.В предложениях с вводными словами и конструкциямидля выделения вводных слов и предложенийОн, выходит, совсем в этом не разбирается.
Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал
(Пушкин).
4.В предложениях с обращениямидля выделения обращенийТы помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов)
5.В предложениях со сравнительными оборотамидля выделения сравнительных оборотов
  1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;
  2. сравнительные обороты с союзом как:
    — если они обозначают уподобление (как = подобно);
    — если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
    — если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
    — если оборот начинается сочетанием как и;
    — если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.
Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат.
Как чайка, парус там белеет в высоте
(Фет).
Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным).
Я учился так же хорошо, как и брат.
В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.
Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
6.В сложносочинённых предложенияхдля разделения простых перед сочинительными союзамиОглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.
7.В сложноподчинённых предложенияхдля отделения придаточных частей от главнойЕё пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко).
8.В бессоюзных сложных предложенияхдля разделения простыхМетель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин).
Про ЕГЭ:  Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпические нормы.

КАК ВЫПОЛНЯЕМ

  1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
  2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
  3. Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
  4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
  5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Изменения в егэ 2021

Подробнее рассмотрим сам экзамен по русскому языку. Он пройдет 3-4 июня. В этом году крупных изменений в задания не внесли. Однако произошли следующие поправки:

Про ЕГЭ:  Шкала баллов ЕГЭ 2019 Русский язык | LS

Кавычки

 В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В предложениях с прямой речьюдля выделения прямой речи в строкеСмотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
2.При цитированиицитаты заключаются в кавычки«Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.
3.В предложениях с приложениемназвания литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д.Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»
4.В предложениях с определёнными словамидля выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить вниманиеРано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).

Как готовиться к экзамену

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ включает в себя изучение правил русского языка и применение их при выполнении упражнений. Недостаточно выучить определения, правила и исключения: важно их правильно применять. В то же время нельзя обойтись и совсем без изучения теории по русскому языку: попытки угадывать правильное написание слов или расстановку знаков препинания не приводят к нужному результату и не помогают усваивать знания.

Начинать всегда следует с теории. Каждое тренировочное задание призвано проверить знание определенного раздела теории. Необходимо его повторить, уделив особенно пристальное внимание исключениям, а затем применить на практике при выполнении упражнений.

Многоточие

 В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В конце предложениядля обозначения незаконченности высказыванияНо жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
2.В середине предложенияпри перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанностиНо всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
3.В начале предложенияуказывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени…А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
4.В цитатахдля указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в концеЛ.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»

Полезные рекомендации

  • Не стоит пугаться большого количества правил. Почти все они хорошо известны выпускникам, навык их применения доведен до автоматизма. Во многих случаях изучение теории необходимо лишь для освежения и структурирования знаний.
  • В процессе самостоятельной подготовки к ЕГЭ могут обнаружиться типичные ошибки. Это указывает на определенные пробелы в знаниях. Вдумчивое изучение теории при подготовке к ЕГЭ позволяет заполнить эти пробелы, поэтому нельзя пренебрегать чтением правил.
  • Нет необходимости дословно запоминать все формулировки, гораздо важнее понять суть. Такое понимание – основа грамотного письма и грамотной речи. Изучайте примеры, обращайте внимание на закономерности.
  • Обязательно применяйте полученные знания на практике! Бесконечные упражнения быстро надоедают, но именно такие тренировки помогают довести навыки до автоматизма, научиться применять знания, даже не задумываясь об этом.

Подготовка к экзамену – длительный процесс. Желательно изучить теорию еще в начале учебного года, а затем перейти к практическим занятиям. При возникновении затруднений возвращайтесь к изученным правилам, повторяйте их.

Желаем вам успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку!

Точка с запятой

 В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В простом предложении с однородными членамидля разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятыеНо куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2.В бессоюзном сложном предложенииесли простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятыеБерёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3.В сложноподчинённом предложенииесли однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятыеДавыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).
Оцените статью
ЕГЭ Live