Практический экзамен по естественной и социальной тематике человека и онлайн-экзамен по естественной и социальной тематике человека

Практический экзамен по естественной и социальной тематике человека и онлайн-экзамен по естественной и социальной тематике человека ЕГЭ

1.1.
Природное
и общественное в человеке. (Человек как
результат био­логической и социокультурной
эволюции.)

1.2.
Мировоззрение,
его виды и формы

1.4.
Понятие
истины, ее критерии

1.7.
Свобода
и необходимость в человеческой
деятельности

1.8.
Системное
строение общества: элементы и подсистемы

1.10.
Понятие
культуры. Формы и разновидности культуры

1.11.
Наука.
Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные
науки

1.12.
Образование,
его значение для личности и общества

1.17.
Многовариантность
общественного развития (типы обществ)

1.18.
Угрозы
XXI
века (глобальные проблемы)

Практический экзамен по естественной и социальной тематике человека и онлайн-экзамен по естественной и социальной тематике человека

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них — австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство — кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация — у каждого она своя.

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли — Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель — говорили о том, что каждый — продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Практический экзамен по естественной и социальной тематике человека и онлайн-экзамен по естественной и социальной тематике человека

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Предварительный просмотр

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.

10 класс. Тест «Природное и общественное в человеке. Системное строение общества: элементы и подсистемы».

1. Какой признак характеризует человеческую деятельность?

1) обязательное использование инструментов

2) доминирование биологических потребностей

3) сознательная постановка целей

4) инстинктивное приспособление к окружающему миру

2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Исторически общество возникло одновременно с природой.

Б. Общество выступает творцом культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Социализацией личности называется

1) целенаправленное совершенствование человеком самого себя

2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

3) освоение индивидом культурных ценностей общества

4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Группу людей, объединившихся для общения и совместной деятельности, можно считать обществом.

Б. Становление и развитие человека вне общества невозможно.

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

1) речевое общение

2) потребность быть в обществе

3) способность абстрактно мыслить

4) приспособление к условиям среды

6. К духовной культуре не относится

Про ЕГЭ:  Вторая часть ЕГЭ по математике профильного уровня, подготовка к тестам в Москве

7. К общественным отношениям не относится

1) оформление документов при приеме на работу

2) прогулка по лесу с собакой

3) проведение забастовки работниками предприятия

4) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации

8. Что не относится к телесно-анатомическим особенностям человека, отличающим его от животных?

1) наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.)

2) особое строение позвоночника, таза (прямохождение)

3) наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки

4) наличие объемного мозга

9. Основу экономической сферы жизни общества составляет

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и политических партий

10. Сфера общественной жизни, отражающая отношения в процессе материального производства

11. Отличие человека от животного

1) его жизнедеятельность состоит в приспособлении и собирательстве, основанных на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов

2) может изменять свой мир только по потребностям своего вида

3) может действовать сообразно свободе своей воли и фантазии

4) может действовать, исходя из удовлетворения исключительно физических потребностей

12. Сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, социальных слоев и групп

13. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Животные, как и человек, обладают способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий.

Б. Действие животного, в отличие от человека, ориентируется на удовлетворение физической потребности (голода, продолжения рода и т. п.).

14. Сфера общественной жизни, отражающая деятельность государственных организаций, политических партий и движений

15. Верны ли следующие суждения о взаимоотношении природы и общества?

А. По мере совершенствования орудий труда общество оказывает усиливающееся воздействие на природу.

Б. Общество может обойтись без природы, поскольку человек является самым совершенным живым существом.

16. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Животные, как и человек, способны изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Б. Животные, в отличие от людей, в своем поведении подчиняются инстинкту, их действия изначально запрограммированы.

17. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

18. Установите соответствие

между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Понятие «общество» включает в себя

1) окружающий мир

2) природную среду обитания

3) способы взаимодействия людей

4) сохранение связи с природой

20. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести

1) классы, социальные группы

2) политические партии

4) рабочую силу

21. Понятия «нация», «этнос» относятся

1) экономической сфере

2) политической сфере

3) социальной сфере

4) духовной сфере

22. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?

А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.

23. Понятия «собственность», «производство», «обмен» относятся к

2) социальной сфере

3) политической сфере

24. Укажите соответствие

между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

25. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?

А. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

Б. Возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека.

26. Верны ли следующие суждения о материальной культуре?

А. Под материальной культурой понимается все, что создается для удовлетворения интеллектуальных потребностей человека.

Б. Под материальной культурой понимается искусственно сотворенный человеком предметный мир.

27. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.

Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.

28. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество — это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержи друг друга.

29. Человек в отличие от животного

1) проявлять эмоции

2) заботиться о потомстве

3) предварительно обдумывать свое поведение

4) совершать привычные действия

30. Основа человеческого существования — это

31. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат био­логической и социокультурной эволюции.)

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

1.3. Виды знаний

1.4. Понятие истины, ее критерии

1.5. Мышление и деятельность

1.6. Потребности и интересы

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9. Основные институты общества

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12. Образование, его значение для личности и общества

1.16. Понятие общественного прогресса

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Природное и общественное в человеке.

( Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.

Антропосоциогенез — процесс становления социальной сущности человека.

Человек — биосоциодуховное существо , высшая ступень развития организмов на Земле.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетиче­ских) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социаль­ными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Про ЕГЭ:  Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Модуль Социология.материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Биологические отличия человека от животных:

Социодуховные отличия человека от животных:

Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожден­ные, так и приобретенные в обществе).

Личность — высшая ступень развития человека, на которой он вы­ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со­циально значимых свойств и качеств.

К социально значимым качествам личности относятся:

Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.

Важнейшей социальной характеристикой человека является нали­чие у него сознания.

Существует несколько основных пониманий термина сознание:

Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.

Общественное сознание — сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сбли­жению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в обще­ственном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности пар­тий.

Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных слу­чаях, развитие общественного сознания может отставать от разви­тия социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях — опережать (передовое сознание).

Формы общественного сознания передаются из поколения в поколе­ние и активно воздействуют на жизнь общества.

Структура общественного сознания:

Соотношение индивидуального и общественного сознания .

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.

Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воз­действием общественного сознания, а с другой — отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.

Общественное сознание, с одной стороны, существует через инди­видуальное сознание, а с другой — перенимает только отдельные эле­менты, достижения индивидуального сознания.

Особо выделяют массовое сознание — совокупность представле­ний, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение — состояние массового сознания, отра­жающее отношение к определенным социальным фактам.

Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осо­знаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии — подсознанием).

К проявлению сферы бессознательного относятся:

Отличия бессознательного от сознания:

Самосознание — определение человеком себя как личности, спо­собной принимать самостоятельные решения и нести за них ответ­ственность.

Самопознание — постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя).

Рефлексия — размышления человека о происходящем в его сознании.

Самореализация — наиболее полное выявление и осуществление лич­ностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.

Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.

Социальное поведение — целенаправленная активность в отноше­нии других людей.

Социальное поведение становится возможным при условии успеш­ной социализации личности.

Социализация — длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.

Социализация личности проходит в два этапа:

1. Первичная социализация — неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности.

2. Вторичная социализация — критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов.

Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации.

Институты социализации — социальные институты, ответст­венные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:

Агенты социализации — люди, которые осуществляют социализа­цию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум — это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал — биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек — это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, — индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид — это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность — особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Про ЕГЭ:  Досрочные варианты ЕГЭ (профильного уровня) по математике — Архив файлов

Личность — человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

(Человек
как результат биологической и
социокультурной эволюции)

Антропогенез
— процесс происхождения и становления
физического типа человека.

Антропосоциогенез
— процесс становления социальной сущности
человека.

Человек
— биосоциодуховное
существо,
высшая ступень развития организмов на
Земле.

В
человеке сочетаются два начала, две
природы: биологическая и социодуховная.
Биологическая, природная составляющая
проявляется в устройстве и особенностях
человеческого тела, врожденных
(генетиче­ских) задатках, способностях.
Однако полноценным человеком можно
стать только в обществе, взаимодействуя
с другими людьми и социаль­ными
институтами. Только в обществе формируется
сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Биологические
отличия человека от животных:

Социодуховные
отличия человека от животных:

Индивид
— человек как представитель общества и
человеческого рода (в первую очередь,
биологическая составляющая).

Индивидуальность
— специфические, уникальные, неповторимые
свойства и качества, присущие только
этому человеку (как врожден­ные, так
и приобретенные в обществе).

Личность
— высшая ступень развития человека, на
которой он вы­ступает как субъект
сознательной деятельности и как носитель
со­циально значимых свойств и качеств.

К
социально значимым качествам личности
относятся:

Человек
не является личностью с момента рождения,
а становится ею и процессе социализации.

Важнейшей
социальной характеристикой человека
является нали­чие у него сознания.

Существует
несколько основных пониманий термина
сознание:

Поскольку
в индивидуальном сознании большую роль
играют идеи, характерные для всего
общества, говорят об общественном
сознании.

Общественное
сознание
— сознание, присущее большим группам
людей, обладающее рядом сходных для
большинства этих людей идей, принципов,
отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное
сознание формируется, во-первых, благодаря
сбли­жению интересов и деятельности
больших групп людей; во-вторых, благодаря
широкому распространению идей,
присутствующих в обще­ственном
сознании с помощью образования, СМИ,
деятельности пар­тий.

Общественное
сознание формируется под влиянием
общественной деятельности и во многом
соответствует ей. Однако в отдельных
слу­чаях, развитие общественного
сознания может отставать от разви­тия
социального бытия (пережитки сознания);
а в других случаях — опережать (передовое
сознание).

Формы
общественного сознания передаются из
поколения в поколе­ние и активно
воздействуют на жизнь общества.

Соотношение
индивидуального и общественного
сознания.

Между
индивидуальным и общественным сознанием
нет жестких границ, они постоянно
взаимодействуют.

Индивидуальное
сознание, с одной стороны, формируется
под воз­действием общественного
сознания, а с другой — отбирает наиболее
приемлемое для себя содержание
общественного сознания.

Общественное
сознание, с одной стороны, существует
через инди­видуальное сознание, а с
другой — перенимает только отдельные
эле­менты, достижения индивидуального
сознания.

Особо
выделяют массовое сознание — совокупность
представле­ний, настроений, идей,
отражающих отдельные стороны общественной
жизни.
Общественное мнение — состояние массового
сознания, отра­жающее отношение к
определенным социальным фактам.

Помимо
сознания существует пласт явлений и
процессов, не осо­знаваемых человеком,
но влияющих на его поведение. В
обществознании это называется
бессознательным (в психологии —
подсознанием).

К
проявлению сферы бессознательного
относятся:

Отличия
бессознательного от сознания:

Самосознание
— определение человеком себя как личности,
спо­собной принимать самостоятельные
решения и нести за них ответ­ственность.

Самопознание

постижение человеком своей индивидуальности
во всем ее многообразии (также и изучение
обществом самого себя).

Рефлексия
— размышления человека о происходящем
в его сознании.

Самореализация
— наиболее полное выявление и осуществление
лич­ностью своих целей и идеалов,
стремление к творческой реализации.

Самосознание
и самореализация являются основой
социального поведения.

Социальное
поведение
— целенаправленная активность в отноше­нии
других людей.

Социальное
поведение
становится возможным при условии
успеш­ной социализации личности.

Социализация
— длящийся на протяжении всей жизни
процесс вза­имодействия человека с
обществом и его институтами, в результате
которого он усваивает социальные нормы,
осваивает социальные роли, приобретает
навыки совместной деятельности.

Социализация
личности проходит в два этапа:

1.
Первичная
социализация
— неосознаваемое самим человеком и
некритически воспринимаемое воздействие
общества, его норм и институтов, приводящее
к первичному усвоению норм и навыков
социального взаимодействия. Первичная
социализация заканчивается формированием
личности.

2.
Вторичная
социализация
— критичное и выборочное освоение
личностью новых норм и образцов поведения
в рамках социальных институтов.

Социализация
в обществе происходит с помощью институтов
социализации.

Институты
социализации
— социальные институты, ответст­венные
за социализацию индивида в обществе. В
качестве таковых выделяют:

Агенты
социализации
— люди, которые осуществляют социализа­цию
в рамках определенных институтов (отец,
командир (начальник), журналист).

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

Оцените статью
ЕГЭ Live