Позиция автора в сочинении ЕГЭ – обязательная часть работы, которую нельзя пропустить. Внимательно перечитайте выбранную вами проблему (с нее начинается сочинение) и выделите ответ автора, итог его размышлений, решение поставленной задачи.
Часто заключение в сочинении пишут второпях, либо потому что время поджимает, либо потому что уже надоело сидеть и хочется поскорей закончить, из-за этого в заключении делают кучу ошибок.
Чтобы не допускать этого, нужно знать одну небольшую хитрость и несколько клише и примеров, тогда заключение в сочинении на ЕГЭ напишется легко, быстро и правильно.
Порой подвести итоги работы становится куда сложнее, чем ее начать. Прийти к красивому умозаключению в тексте обязательно нужно, иначе ваша работа будет попросту не доделана.
Грамотно написанное заключение станет вашей «вишенкой на торте» и составит окончательное впечатление о вашем сочинении.
Читатель должен почувствовать, что вы полностью раскрыли тему и выполнили все задачи. Как же написать содержательный вывод в сочинении?
Для написания лаконичного вывода вам нужно выполнить следующее:
Важно понимать, что вывод не должен быть пустословным. Много воды в заключении писать не нужно, все эмоционально окрашенные высказывания оставьте для основной части.
Просто краткий и красивый итог, никаких оценок, тогда заключение вашего сочинения станет по-настоящему стоящим.
Высоко ценится тот вывод, который будет более оригинальным и творческим, без использования клише.
Такие фразы, как «в заключение» или «чтобы подытожить» звучат чересчур избито. Начать плавный переход к заключению без резкого обрывания мысли тяжело, но это станет показателем вашей грамотности и заинтересованности.
Есть хороший способ перехода к заключению при помощи повторного упоминания затронутой в сочинении проблемы.
Если вы использовали в работе особенно актуальную фразу, можете упомянуть ее еще раз в выводе. Так вы покажете логическую завершенность вашего сочинения.
Помните, что заключение не менее важная часть сочинения, к написанию которой нужно подготовиться и отнестись ответственно.
Если ваши выводы будут недостаточно четко сформулированы, продублированы и неинтересны, преподаватель снизит итоговый балл. Поэтому следуйте всем вышеперечисленным рекомендациям, для написания отличного заключения.
В этом видео вы узнаете, как написать вступление и заключение дипломного проекта:
https://youtube.com/watch?v=9szbyVEYtMg%3Ffeature%3Doembed
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Заключение может быть стандартным и оригинальным
Условно заключение можно поделить на стандартное и оригинальное, как и любую другую смысловую часть сочинения.
Традиционное или стандартное заключение можно написать несколькими способами:
Оригинальное заключение пишем следующими способами:
Даже если в цитате есть ключевое слово, подходящее к теме, но смысл у цитаты совершенно другой, не вписывайте ее в заключение.
- Формулировка позиции автора в сочинении по русскому языку ЕГЭ
- Речевые клише для сочинения по русскому языку 2023
- Проблема текста
- План сочинения ЕГЭ 2023
- Вступление
- Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
- Клише для проблемы
- Как писать комментарий
- Клише для авторской позиции
- О клише за 15 минут
- Клише для заключения (вывода)
- МЕГА БОНУС — крутой вебинар по сочинению от Нарушевича! Актуально для 2023 года
- Как сформулировать проблему?
- Комментарий, 1-й и 2-й примеры
- Связь между 1-м и 2-м примерами
- Пояснение к комментарию и вывод
- Обоснование своей позиции
- Что можно добавить в заключение?
- Примеры и клише
- Инструкция по написанию
- Что дальше?
- Как сформулировать мысль?
- Как найти авторскую позицию?
- Небольшие хитрости при написании заключения
- Подводим итог в сочинении
- Что такое заключение в сочинении
Формулировка позиции автора в сочинении по русскому языку ЕГЭ
Словарик для формулировки ПОЗИЦИИ АВТОРА.
В этом абзаце обязательно должны быть ФАМИЛИЯ автора (не забываем про инициалы и про то, какого пола автор) и словосочетание ПОЗИЦИЯ АВТОРА.
Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, выражена в словах одного из персонажей или вообще явно не выражена.
Чтобы определить ее, нужно ответить на вопросы:
Формулируем авторскую позицию ТОЛЬКО ПО ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
Чтобы не запутаться, можно СНАЧАЛА найти и сформулировать позицию и только ПОТОМ формулировать проблему.
Позицию автора нужно формулировать кратко, одним-двумя предложениями. Не пересказываем текст, не цитируем целиком длинное предложение из текста. Не путаем позицию автора и те тезисы, c которыми автор не согласен.
Свои рассуждения М.Голубкин завершает вполне закономерным выводом о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.
Если текст содержит АВТОРСКУЮ ИРОНИЮ, и автору НЕ нравится то, что утверждает ПЕРСОНАЖ или считают ДРУГИЕ ЛЮДИ, то можем формулировать авторскую позицию «методом от противного»:
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).
Информация к тексту С. Михалкова:
Информация к тексту Бражина:
1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».
ПРИМЕРЫ по тексту Михалкова
«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».
ПРИМЕР по тексту Бражина«Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».
0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».
Сочинения по тексту С. Михалкова
«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».
«Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь».
«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».
Большинство ошибок по критерию КЗ связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.
В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.
В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.
Речевые клише для сочинения по русскому языку 2023
Клише для сочинения по русскому языку. Данный файл поможет вам в написании сочинения по русскому языку, так как содержит в себе разные варианты клише для каждого абзаца (раздела) сочинения.
Актуально для 2023 года.
Проблема текста
Большинство выпускников в сочинении ЕГЭ активно используют клише. Это явление нельзя назвать уникальным, ведь клише является неотъемлемой частью нашей речи. Главное — отличать клише от штампов и канцелярита.
*КЛИШЕ (РЕЧЕВОЙ СТЕРЕОТИП) – готовый, легко воспроизводимый в определенных ситуациях и сферах общения оборот, не вызывающий, в отличие от речевого штампа, негативного отношения со стороны адресата речи и лаконично выражающий какую-либо мысль.
*РЕЧЕВОЙ ШТАМП – некогда образные слова и выражения, потерявшие свою яркость и выразительность в силу большой частотности употребления. Их неоправданное использование является речевым недочетом, нарушающим коммуникативно-прагматическую норму.
*КАНЦЕЛЯРИЗМЫ – слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено за официально-деловым стилем, особенно за его административно-канцелярским подстилем.
*выдержка из нашего пособия «Анализ текста: задания 1-3, 22-26».
Таким образом, клише в сочинении ЕГЭ не являются речевым недостатком, так как облегчают процесс коммуникации, экономят языковые средства, в отличие от канцеляризмов и речевых штампов.
Однако есть и негативные последствия употребления клише: большая часть речевых ошибок встречается именно в них. Это связано с тем, что клише используется необдуманно, автоматически, не учитывается контекст. Часто выпускники переписывают клише, в которых уже содержатся речевые ошибки. Поэтому рекомендуем проверять их на наличие речевых недочетов и грамматических ошибок.
Мы проанализировали речевые ошибки в сочинениях выпускников, в том числе ошибки в клише в пособии «ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ».
ВОПРОС можно поставить, поднять, выдвинуть, затронуть, рассмотреть, обсудить, осветить, изучить, исследовать, анализировать; Можно уделить внимание, придавать значение какому-либо вопросу. Можно интересоваться, заниматься каким-либо вопросом.
ПРОБЛЕМА (сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения, исследования) какая? Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, коренная, актуальная, злободневная, животрепещущая, острая, спорная проблема. Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, разработать, изложить, обсудить, изучить, исследовать, анализировать, решить, разрешить какую-л. проблему. Уделить внимание какой-либо проблеме. Интересоваться, заниматься какой-либо проблемой.
Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст И. Пановой.
Удивительное сходство украшающего нашу жизнь крохотного подснежника и скромных, незаметных людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее, что есть в человечестве и также являющихся украшением жизни — вот о чём размышляет в своём тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает несоответствие внешней невзрачности и внутреннего величия неравнодушных людей и стремится восславить их, обратить внимание читателя на лучшие качества, которыми эти люди обладают. Троепольский желает им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь подснежниками в весеннем лесу.
Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек — это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
1) Александр Исаевич Солженицын — один из писателей, который всегда остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. В своих произведениях он поднимал проблемы, связанные с историей России и русского народа и с современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот писатель приходит к важным философским обобщениям, выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё место в мире. В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор утверждает, что человек, несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, не должен считать себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в одно существо живую душу. Человек обязан бережно относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и неповторимость каждого живого существа. 2) Владимир Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель ставит и в тексте о прекрасном росном утре.
Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове, как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков люди пытались познать природу, проникнуть в её тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили о матушке-природе, многие талантливые писатели воспевали её в своих произведениях. Торжествующий гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности полной гармонии человека и природы.
1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем, какая тактика будет способствовать успеху обсуждения.
1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», — убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы можем сказать: вера писателя в безмерные возможности человека, в его способность к творчеству, в силу его стремлений к свободе, которую может подарить полёт, была не напрасной.
2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи — это один из самых опасных пороков», — утверждает В. Сухомлинский. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто в наше время помощью, в которой нуждаются люди, оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы ведём себя по отношению к окружающим как неравнодушные люди, свободны ли мы от порока равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами привета, пожелания или благодарности, обращёнными к собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.
3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» — этими словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л. Павлова.
4) Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам — эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера.
Публикуем краткий план для успешного написания сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. В 2019 году КАРДИНАЛЬНО поменялась структура и план самого сочинения! Но с тех пор практически ничего сильно не менялось, можно пользоваться этими материалами.
План сочинения ЕГЭ 2023
Рассмотрим подробнее каждый пункт
Вступление
Объем: 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме.
Во введении также можно:
Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
Способы формулирования проблемы:
Клише для проблемы
В качестве примера-иллюстрации можно использовать:
Как писать комментарий
Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Объем: 1-2 предложения.
Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?
Клише для авторской позиции
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
О клише за 15 минут
Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.
Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.
В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
Клише для заключения (вывода)
Бонус — 10 секретов сочинения ЕГЭ 2023 по русскому языку
МЕГА БОНУС — крутой вебинар по сочинению от Нарушевича! Актуально для 2023 года
Из всех экзаменационных форм сочинение, наверное, самое алгоритмизированное. Его структура четко выстроена, на нее важно опираться и двигаться последовательно. Рассказываем, как составить план сочинения и превратить алгоритм в стройный текст.
Сочинению в ЕГЭ по русскому языку отводится особое место. Это важная часть работы, на выполнение которой необходимо оставить достаточное количество времени. Важно следить за грамотностью, вы можете не досчитаться 3 баллов, допустив более одной (и то негрубой) ошибки в сочинении.
В плане сочинения вступление необходимо для небольшого разбега, чтобы подвести читателя к проблеме, которую предстоит сформулировать и разобрать. Несколькими предложениями важно дать понять экзаменатору, что ваша речь богата и вы приступаете к работе, понимая содержание текста. Трех-четырех предложений для вступления в сочинении будет вполне достаточно. Начните с более широкого, развернутого обобщения, говоря о том, что проблема текста входит в определенный контекст и давно обсуждается. Второе предложение сделайте чуть меньше, и третьим, самым коротким, предложением завершите свою мысль, постаравшись сконцентрировать в нем суть вашего вступления.
Проблема — это костяк сочинения. Приступая к пункту 2 плана сочинения, в самом начале рекомендуется набросать сразу несколько проблем и вопросов, которые возникают в связи с прочтением текста произведения. Вопросов не должно быть слишком много, достаточно трех-четырех. Из нескольких выделенных проблем необходимо выбрать одну — ту, к которой в тексте можно найти аргументы.
Многие репетиторы советуют немного опередить план и перейти от формулировки проблемы сразу к авторской позиции, поскольку она должна точно соотноситься с формулировкой проблемы.
Как сформулировать проблему?
Задание состоит из нескольких частей: двух комментариев (с опорой на исходный текст) с объяснениями и связки между ними. Основная задача этой работы — подробнее разъяснить поставленную проблему, показать, что она действительно является основной в тексте, подтвердить это двумя примерами, которые предстоит сопоставить, противопоставить или найти следствие.
При помощи комментариев необходимо наглядно показать, как автор раскрывает проблему, каким путем ведет нас от проблемы к ее решению.
Комментарий, 1-й и 2-й примеры
Что можно использовать в качестве комментария?
Найти два примера из текста, которые непосредственно связаны с его проблематикой, а затем указать связь между ними. Удобнее всего в написании комментария сделать это путем сопоставления, противопоставления между двумя примерами или найдя следствие (сделав вывод).
Можно использовать следующий план написания комментария:
Связь между 1-м и 2-м примерами
Смысловая связь между примерами может находиться как после первого комментария, так и после второго. Ее задача — раскрыть смысл приведенных комментариев и рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают или думают так или иначе. Смысловая связь должна соответствовать заявленной проблеме и не содержать фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста.
В принципе, во всех частях сочинения предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, эти факторы могут принести вам до 2 баллов за смысловую ценность, речевую связность и последовательность изложения.
Пояснение к комментарию и вывод
Необходимо сказать о том, зачем эти примеры были необходимы.
Можно использовать готовые клише, которые помогут оформить смысловую связь.
Что такое авторская позиция? Это ответ автора текста на те вопросы, которые были сформулированы нами в самом начале написания экзаменационного сочинения. Это его видение проблемы, которую вы сформулировали ранее.
В авторской позиции стоит изложить мысль, которая соотносится с общечеловеческими ценностями, не нужно искать узкие или спорные утверждения. Позиция автора дополняет сформулированную в начале работы над сочинением проблему. В этой части также можно использовать клише, которые помогут вам начать свой текст.
В сборниках типовых заданий по подготовке к ЕГЭ приведено немало примеров, как формулируется авторская позиция и круг проблем, описанных в произведении. Всегда внимательно изучайте формулировку задания, так вы сможете его выполнить точнее.
Настало время выразить собственное отношение к проблеме, которую вы выявили и проанализировали в процессе написания экзаменационного сочинения. Вы можете быть согласны или не согласны с позицией автора, иметь собственные суждения, отличные от тех, что изложены в тексте, но жанр экзаменационного сочинения не оставляет места полемике. Поэтому вам нужно согласиться с мнением автора в 1–2 предложениях, сформулировав тезис, который вам предстоит аргументировать и обосновать в следующем абзаце.
Обоснование своей позиции
Здесь в двух-трех предложениях необходимо привести обоснование собственной позиции с доказательствами и 1-2 аргументами. Оно должно быть кратким, это покажет проверяющим, что вы умеете стройно и компактно излагать свои мысли и итоговый экзамен это подтверждает.
Постройте заключение в обратной последовательности вступлению, начав с короткого предложения и закончив развернутым. Работая над заключением в сочинении, вернитесь к вступлению, проведите параллель с ним, скажите о том, какое впечатление произвел на вас текст, о чем заставил задуматься. Сделайте вывод о том, какое место в литературе занимает произведение (если речь идет о художественном тексте), с которым вы работали.
Что можно добавить в заключение?
Максимальное количество баллов, которое можно получить в итоге сдачи экзамена, выполнив качественно и без ошибок 27-е задание, — 25.
Примеры и клише
На протяжении всего сочинения не бойтесь использовать клише.
Они помогут во всех частях: сохранят логику, последовательность мысли, упростят работу проверяющим.
Клише могут быть довольно объёмными и помочь с недобором слов и ещё много с чем.
Использование клише на экзамене очень даже приветствуется.
Не нужно бояться использовать клише
Из чего состоит заключение:
Вот несколько клише с примерами для заключения:
Вам не обязательно использовать именно те клише, которые приведены здесь, вы можете разбавить их своими словами или вообще написать что-то полностью своё, но будьте аккуратны.
Заключение – очень простая часть сочинения, состоящая из пересказа вступления и некоторых клише. Но многие лишаются баллов за заключение из-за усталости и желания поскорей закончить.
Если выучить клише и написать хорошее вступление, трудностей с заключением не возникнет.
В этом видео вы узнаете, как написать хорошее сочинение:
https://youtube.com/watch?v=2HEOLpazUXE%3Ffeature%3Doembed
Инструкция по написанию
Заключение пишется после основной части сочинения
Для начала закончите писать введение и основную часть работы и только потом переходите к заключению.
Если у вас не получилось полностью раскрыть тему сочинения, исправьте это.
Прочитайте работу и запишите свои основные мысли и идеи на черновике.
Вам нужно отлично ориентироваться в написанном.
Прочитайте свои записи и обобщите их. Нужно не просто записать выводы, но и сделать акцент на самом важном в сочинении, подвести итог всей работе.
Обязательно придерживайтесь логической последовательности. Помимо подведения итога, в заключении автор должен выразить свою позицию и отношение к рассматриваемой проблеме.
Объем заключения не должен превышать объема основной части. Если у вас получился достаточно большой вывод, желательно его сократить и убрать лишнюю ненужную информацию, то есть воду.
Что дальше?
Напомним, что следующий абзац сочинения ЕГЭ – это согласие с позицией автора или несогласие с высказанным мнением. К написанию этой части работы также стоит подходить максимально ответственно.
Логично, что у каждого читателя может быть свое отношение к позиции автора – на ЕГЭ это учитывается. Вам не обязательно соглашаться, если вы не считаете мнение верным. Просто не забывайте о том, что несогласие (как и поддержку авторской точки зрения) нужно выразить правильными словами.
Во-вторых, всегда держите в голове структуру: тезис + аргумент + вывод.
Мы дали вам множество подсказок, как написать позицию автора в сочинении ЕГЭ – теперь вы сможете справиться с этой непростой задачей! Ещё раз напомним золотые правила: внимательно читайте текст и грамотно подходите к поиску и формулировке проблемы. Тогда у вас не будет трудностей с выделением авторского мнения.
Как сформулировать мысль?
Прежде чем разбираться, как начать позицию автора в сочинении ЕГЭ, обращаем ваше внимание на то, что этот абзац может быть максимально коротким. В целом, достаточно всего одного-двух предложений, чтобы четко выразить нужную мысль.
Приводим несколько примеров клише для позиции автора в сочинении ЕГЭ, которыми вы можете пользоваться. Несмотря на то, что фразы эти являются формальными, они обязательны – так как служат своеобразными логическими «мостиками» и помогают соблюдать структуру текста. Таково наше «соглашение» с правилами ФИПИ!
Используйте любое клише для мнения автора в сочинении ЕГЭ – после него нужно кратко сформулировать само отношение к проблеме, ее решение, ответ на вопрос.
Помните следующее: в художественных текстах мнение выражено неявно, косвенно. А вот в публицистических, наоборот – четко и ясно. Поэтому есть и такие идеи, как сформулировать позицию автора в сочинении ЕГЭ:
Кажется, с этой частью работы мы справились! Пора переходить к следующему абзацу, который неразрывно связан с предыдущим.
Как найти авторскую позицию?
Очень важно понимать, как выразить позицию автора в сочинении ЕГЭ – это одна из неотъемлемых частей структуры работы, от неё нельзя отказаться. Более того, если вы пропустите этот абзац – значит, нарушите план, значит, получите минимум баллов. Уверены, что подобного исхода событий вам хотелось бы избежать.
Давайте попробуем разобраться, как определить позицию автора в тексте ЕГЭ. Это кажется сложным только на первый взгляд. Давайте обратимся к структуре: ваше сочинение начинается с вступления, где вы формулируете одну из проблем, существующих в тексте.
Здесь важно учитывать следующее: за отсутствие авторской мысли или за неверную формулировку вы получаете ноль баллов, но максимум по этому критерию всего один. Однако, если вы неверно поняли суть текста и не смогли правильно вычленить проблему, которая непосредственно связана с авторским мнением, вы получите ноль баллов за всю работу. Так как именно первый критерий («отвечающий» за формулировку проблемы) важнее всего!
Итак, становится понятнее, как писать позицию автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку? Нужно обязательно исходить из проблемы, которую вы выделили в самом начале. И здесь стоит запомнить такую полезную подсказку:
Это универсальный ответ на вопрос, как найти позицию автора в тексте ЕГЭ. Ещё раз отметим: чтобы без проблем справиться с этим абзацем, сначала стоит потренироваться искать проблему.
Кроме того, существуют специальные выразительные средства, которые помогут вам в поисках авторского мнения.
1. Оценочная лексика
Как несложно догадаться, это слова, которые помогают выразить оценку каких-либо действий, явлений, событий и так далее. К оценочной лексике можно отнести такие слова, как: прекрасный и ужасный, чудесный и противный, роскошный и нахальный, изумительный и безобразный и другие.
2. Средства выразительности
Еще одна подсказка, как искать в тексте мнение автора – обращать внимания на разнообразные средства выразительности. Это, в первую очередь, риторические восклицания и вопросы, но также и другие художественные приемы.
Если вы внимательно прочитаете текст, можете заметить в нём специальные маркеры, указывающие на авторскую позицию. К ним можно отнести такие слова, как: главное, самое важное, нужно, надо и другие.
4. Вводные слова
Вы наверняка знакомы с вводными словами – особенно с такими: к сожалению, к несчастью, к счастью, ко всеобщей радости. Они также помогают писателю донести свое отношение к отображаемому предмету до читателя.
5. Побудительные предложения
Существуют предложения, которые содержит в себе призыв, напрямую обращены к читателю. Воспринимаете их как выражение авторского мнения.
Как вам такой пример позиции автора в сочинении ЕГЭ – «Учитесь у великих, размышления об их жизни помогут вам лучше понять себя»? Сразу становится понятно, что хотел сказать писатель.
Небольшие хитрости при написании заключения
Заключение – это то же вступление, но сказанное другими словами. Так же, как и во вступлении, вы обозначаете проблему и говорите о своём личном к ней отношении.
В заключении вы закрепляете мнение, которое высказали во вступлении
Заключение — это вступление другими словами. Только если во вступлении вы могли сомневаться, то теперь вы заявляете о своём мнении довольно уверенно.
Часто в заключении допускают такую ошибку: начинают перечислять доказательства. Не надо этого делать, за это могут даже снизить баллы.
В заключении должно быть только ваше отношение к проблеме, вывод на основе ваших аргументов, но никак не их пересказ.
Не старайтесь набить объём таким способом. Для объёма существуют клише. В заключении должно быть не больше 3-5 предложений.
Подводим итог в сочинении
Заключение — это последнее, что прочитает проверяющий сочинение, поэтому над ним нужно постараться
В процессе написания сочинения вы будете реализовывать поставленные цели и задачи, которые должны лечь в основу самого вывода.
Помните, что в выводе вам нужно обобщить всю информацию из основной части и введения текста, затем обратить внимание на раскрытие идеи.
В зависимости от того, хорошо ли написано заключение, можно сказать о том, интересно ли вообще само сочинение. Ценность вывода в логической связи содержания сочинения, а также в обширности повествования.
Что такое заключение в сочинении
Сочинение состоит из 3 частей: вступление, доказательство аргументов и заключение. Заключение — это абзац, в котором вы подводите итог всему вышесказанному.
Сначала во вступлении вы обозначили какую-то проблему, затем прокомментировали. И в заключении вы окончательно либо соглашаетесь с тезисом, высказанным во вступлении, либо отрицаете его.