- Что будет на экзамене
- Что еще учесть при подготовке
- Интенсивность и продолжительность индивидуальных занятий с педагогом по информатике
- Как начать готовиться к сдаче егэ по информатике?
- Организуем процесс подготовки к егэ
- Предлагаю услуги репетитора по информатике и программированию
- Краткие логические выводы
Что будет на экзамене
Контрольные измерительные материалы, как и раньше, в этом году состоят из заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. Но теперь на протяжении всего экзамена у участников будет доступ к компьютеру с установленным прикладным программным обеспечением и средами программирования.
Задания построены таким образом, что практически любое из них можно выполнить с использованием компьютера. Однако очень важно научиться правильно выбирать методику решения для каждого конкретного задания. Это связано с тем, что некоторые задания проще и быстрее выполнить без компьютерных программ — используя аналитический подход.
ЕГЭ по информатике охватывает такие темы, как системы счисления, алгебра логики, графы, комбинаторика, динамика, рекурсия, теория игр, кодирование и декодирование. Также в новой версии экзамена большое внимание уделено оптимизации написания программного кода.
Например, задача 27 представлена в двух вариантах. В первом на вход будущей программы подается относительно небольшое количество данных (200–300), с которыми невозможно справиться ручным перебором, но составленная программа на одном из языков программирования (даже с неоптимальным алгоритмом) решит ее за доли секунды.
Во втором же варианте данных на вход программы уже значительно больше (60 000 — 70 000), и неоптимальный алгоритм, написанный даже на достаточно быстрых языках программирования и запущенный на относительно мощном компьютере, будет решать эту задачу не один час.
В этом случае пригодятся знания по оптимизации алгоритмов и поиску наилучшего варианта решения. Чтобы такие знания приобрести, необходимо регулярно решать задачи по математике, на тренировку базового синтаксиса языка программирования, повторять самые простые алгоритмы: нахождения наибольшего общего делителя двух чисел, поиск максимума или минимума, сумму элементов в массиве и т. д.
Что еще учесть при подготовке
1. Изучите контрольные измерительные материалы на сайте Федерального института педагогических измерений. В кодификаторе можно найти все темы, включенные в экзамен. Обычно в спецификации указан уровень сложности каждого задания и очень подробно изложено, на проверку каких навыков и знаний оно направлено. Знакомство с демоверсией поможет понять специфику и тематику задачи.
2. Проведите самодиагностику в «Московской электронной школе». Также можно выполнить демонстрационный вариант с последующей проверкой ответов и отметить задания и темы, которые вызвали затруднения. Используйте видеоролики проекта «Субботы московского выпускника» на Московском образовательном телеканале.
При повторении каждой темы рекомендуем выполнять задания группами. Найдите разные варианты одного и того же задания и научитесь решать их. Таким образом учебный материал будет усвоен лучше.
3. Обратите внимание на задания 9 и 10. В задании 9 проверяется умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах, проводить математическую обработку статистических данных. Оно выполняется с помощью стандартных функций и алгоритмов и не является заданием повышенного уровня сложности, но для его решения необходимо воспользоваться нужным программным обеспечением и специально подготовленным файлом.
4. Повторите темы по практическому программированию. Знание одного или нескольких языков программирования на базовом или углубленном уровнях поможет быстро и оптимально решить задачи, относящиеся непосредственно к теме «Алгоритмизация и программирование», а также многие другие задания.
Помните, что использование сред программирования для решения задач ЕГЭ не единственный верный вариант применения компьютера на экзамене по информатике. Некоторые задачи гораздо удобнее решать с использованием редактора электронных таблиц. Например, задание 26 значительно проще и быстрее выполнить в Excel или его аналогах, чем через написание программного кода.
Ежедневно в оставшееся до экзаменов время уделяйте внимание изучению новых материалов и повторению того, что вы уже знаете.
Иллюстрация: Shutterstock / Garfieldbigberm
Интенсивность и продолжительность индивидуальных занятий с педагогом по информатике
Во-первых, я сразу выясняю текущий уровень подготовки вашего сына или дочери. Если оказывается, что знания вашего ребенка минимальны и он не владеет даже азами, то шансов набрать высоченный итоговый балл на экзамене ЕГЭ по информатике у вашего чада физически нет!
Но хочу в данном контексте статьи обрадовать читающего родителя, так как по математике абсолютное большинство школьников имеет все-таки какую-то платформу знаний, а вот с информатикой дела могут обстоять более запущенно и компликационно.
Если я осознаю, что познания вашего ребенка в информатической области, особенно по программированию, мизерны, то я стараюсь родителям намекнуть, чтобы они попытались выбрать другой, более простой в изучении дополнительный предмет для сдачи на официальном ОГЭ или ЕГЭ вместо информатики и ИКТ.
Во-вторых, необходимо определиться с интенсивностью индивидуальных занятий с педагогом и их минутной продолжительностью. Не нужно обладать даром проведений, то есть даром предсказывания, чтобы понять, что проводить занятия с педагогом для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ придется абсолютно каждый день – и будничный, и выходной.
Если обратиться к моему опыту в сфере репетиторской подготовки, то я могу припомнить несколько вариантов, когда занятия с педагогом проходили в split-режиме, то есть два раза в день – утром и ближе к вечеру. Но, как правило, подобная подготовка идеально подходит для студентов, поскольку в предсессионный период они не посещают никаких образовательных учреждений и могут все время посвятить нужной науке.
Касательно продолжительности, то многое зависит от ваших финансовых возможностей. Думаю, что заниматься по семь часов каждый день будет «не по карману» большинству обратившихся за моей помощью родителей. Да и плюс ко всему, занятия с педагогом по семь часов ежедневно даже губительны для получения новых и интенсивных знаний.
Оптимальная и рациональная, я считаю, продолжительность интенсивных уроков может быть порядка четырех астрономических часов или 240 минут, так как один астрономический час содержит 60 минут с небольшими, пятиминутными перерывами между каждым часом.
Итого, мы вывели обучающую программу для сверхинтенсивной подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по информатике и ИКТ – ежедневная подготовка на протяжении 30 календарных дней с продолжительностью занятия с педагогом в четыре астрономических часа.
Как начать готовиться к сдаче егэ по информатике?
Доброго времени суток. Давно хотел написать пост для тех, кто решил в 11 классе сдавать единый государственный экзамен по информатике (ЕГЭ). Так уж сложилось, что я уже почти 10 лет преподаю данный предмет в 10-11 классах по углубленной программе. До 2021 года экзамен проводился в “бумажной” форме и я успел побыть с обеих сторон баррикад: сначала как учитель,защищающий своих учеников и выискивающий ошибки экспертов на проверке, а потом и пару лет в роли эксперта (об этом кстати стоит рассказать отдельно, деградация системы образования видна и в этой сфере). Естественно не обходится и без репетиторства, учителей способных подготовить учеников на высокие баллы (85 и выше) у нас в городе единицы. Дак вот я хотел бы рассказать о том, как оптимальнее готовиться к экзамену.
Скажу сразу, вкратце ответ простой: нужно решать задачи, решать каждый день хотя бы несколько задач (независимо от того занимаетесь или нет индивидуально с репетитором или в какой-либо из многочисленных онлайн-школ).
В настоящее время есть много открытых источников, которые при наличии у вас желания помогут вам самостоятельно подготовиться. Начнем по порядку.
В первую очередь когда вы выбираете для сдачи предмет, следует ознакомиться с официальными документами. Моя практика показывает, что школьники зачастую даже не представляют из чего состоит экзамен и каковы правила проведения единого государственного экзамена. Каждый год ко мне на репетиторство приходят ученики, которые рассказывают различные байки и ужастики. Например, некоторые верят, что если кого-либо поймают за списыванием, то автоматически аннулируется результат всей аудитории. В большинстве случаев такие истории закладываются в головы учеников учителями или администрацией школы. Нередко с целью отговорить от сдачи необязательного предмета, чтобы ученик не портил школе и учителю показатели. Поэтому следует внимательно изучить материалы Рособрнадзора. Я прекрасно понимаю, что изучать официальный сайт Рособрнадзора занятие скучное, поэтому советую сходить к ним на канал на ютубе (внезапно такой есть). Рособрнадзор каждый год публикует правила проведения экзамена, различные встречи с экспертами предметно-методических комиссий, где рассказывается о правах и обязанностях участников, об изменениях в правилах проведения экзамена, а также в составе контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. Вся эта информация публикуется обычно частично осенью на старте подготовки и затем апреле-мае перед началом экзаменов. В общем много полезной информации из первых рук. В целом если вы в любом взаимодействии с государством будете сначала изучать документы, это сэкономит вам кучу времени и сил в течение всей жизни.
На следующем шаге вам необходимо понять как выглядит экзамен по предмету. И тут внезапно тоже вся информация открыта. Идем на сайт ФИПИ и смотрим в первую очередь демоверсию. Первый вариант демоверсии публикуется в конце августа, затем в начале ноября появляется утвержденный вариант. Обычно изменений между ними нет, или они незначительные. Демоверсия и определяет правила игры. Она содержит три основных документа: вариант КИМа с ответами, спецификацию и кодификатор. Содержимое КИМ понятно из названия, он содержит примерный вариант заданий на экзамене. Примерный, потому как часть заданий может поменяться. Почему-то многих это удивляет. Но тут есть одна деталь, задачи меняются, но тематика и проверяемые знания не меняются. То есть вам просто могут дать другую задачу по той же теме. Это позволяет в какой-то мере бороться с всем известным натаскиванием. Идем далее, спецификация описывает содержимое и структуру экзамена. Например, из нее можно узнать количество баллов за каждую задачу, уровень сложности, а также примерное время выполнения. Кодификатор определяет требования к уровню подготовки выпускников и состав тем на экзамене. Рассматривать следует, только если интересно что еще могут добавить в экзамен. Не все темы, которые есть в кодификаторе, в настоящий момент присутствуют в заданиях.
Дополнительно можно изучить материалы ФИПИ за прошедший год. Советую посмотреть анализ результатов, который появляется к декабрю. Этот документ предназначен в первую очередь для учителей и содержит описание типичных ошибок участников, а также некоторую аналитику. В нем можно посмотреть средний балл по стране, его динамику, распределение участников по баллам, по уровню подготовки, примеры задач, которые вызвали трудности.
А еще на сайте ФИПИ весной публикуется открытый вариант ЕГЭ, который по сути представляет собой еще один вариант КИМа и иногда может содержат какие-то спойлеры (раньше вместо открытых вариантов были варианты досрочной волны).
Далее переходим непосредственно к информатике. С 2021 года ЕГЭ по информатике проводится в компьютерной форме. На мой взгляд в этом есть много плюсов:
1) Экзамен в большей мере проверяет ваше умение программировать и пользоваться средствами разработки. Кто-то скажет, что теперь сложнее (таким советую посмотреть КИМы до 2022 года, когда набрать 100 баллов по информатике было на порядок легче). Конечно во многих школах на информатике ученики занимаются далеко не программированием, а если и программируют то по принципу списать с доски и заменить числа в условии задачи. На мой взгляд информатику сдают ученики, которые планируют поступать на направления непосредственно связанные с информационными технологиями. А там без навыков программирования будет сложно (не говорю невозможно, потому как у самого из университетской группы в 27 человек программировать нормально могло не более десятка человек, остальные хоть как-то, но диплом получили).
2) Уходят проблемы связанные с экспертами. Информатика пока единственный предмет, по которому нет экспертной проверки и как следствие, теперь нет апелляций. Я видел экспертов, которые из языков программирования знали только Паскаль, который они учили в вузе и к которому привыкли. А все эти ваши C , Python, Java, PHP (видел все эти языки на егэшке) от лукавого и их надо запретить. Стыдно признать, но некоторые учителя так думают. К тому же, даже если эксперт более менее знает базовые конструкции языка, он может не понять решения ученика. Бывало такое что, решение ученика по 27-ой задаче отличалось от эталонного в материалах эксперта и тут как карта ляжет. Один эксперт внимательно изучит программу, если что-то непонятно наберет ее и протестирует, а второй поставит ноль баллов потому что непонятно (были такие случаи в практике, приходилось отправлять учеников на апелляцию).
3) Снижается вероятность вычислительных ошибок. Раньше нельзя было пользоваться калькулятором, а теперь у вас целый компьютер. Кто-то скажет, что расчеты были итак не сложные. Но когда вы придете на экзамен у вас будет неудобный стул, будет жарко (а ручку от окна будут искать долго), вы будете волноваться и все это часто приводит к обидным ошибкам. На моей памяти большинство работ на 95-99 баллов это ошибки в расчетах и невнимательность.
Наличие компьютера позволяет решить некоторые задачи перебором. Не скажу, что это хорошо. Все же лучше понимать метод решения. Но как вариант для самопроверки или когда у вас мало времени, почему бы и нет. К тому же, написать перебор для задачи надо тоже уметь.
Теперь когда мы осознали необходимость навыков программирования, нужно выбрать язык программирования. Я для обучения использую связку C и Python. В принципе все можно решать на питоне. Однако в некоторых случаях решение на питоне может выполняться дольше, потому как не всегда с навыками использованиЯ различных библиотек и фишек приходит навык оценки вычислительной сложности программы (а значит и времени ее работы). В то же время некоторые вещи в питоне реализованы гораздо проще и удобнее. В университете вам всяко надо будет изучать один интерпретируемый язык (скорее всего питон) и один компилируемый (c/c /java). Поэтому в рамкам подготовки в экзамену мы изучаем оба языка и используем их в зависимости от контекста задачи.
Описанный подход позволяет получить более глубокие знания и быстрее решать задачи (помним, что у нас задача решить правильно как можно больше задач, а не удивить кого-то). Часто при решении задач мы сравниваем решения на C и Python.
Для изучения основ языка программирования можно читать книги, смотреть ролики на ютубе (их сейчас огромное количество на любой уровень подготовки). Главное конспектировать изученное в отдельную тетрадь с теоретическими выкладками для своего же удобства и не бояться экспериментировать. То есть изучили что-то и тут же опробовали на своем компьютере.
Итого для начала порядок действий следующий
1) Изучить правила проведения экзамена
2) Ознакомиться с КИМом по информатике и его структурой
3) Начать учить основы выбранного языка программирования и пробовать писать программы
На этом пока все. В следующем посте планирую рассказать о том, где искать актуальные задачи и как лучше готовиться к экзамену.
Организуем процесс подготовки к егэ
На занятиях важно использовать таймер. Ограниченное время — дополнительный стрессовый фактор, который заставляет многих волноваться, а это не лучшим образом влияет на оценку.
Дайте себе привыкнуть к таким условиям, засекайте время, когда решаете задачи.
Важно: рассчитайте, сколько конкретно времени требуется на каждое задание. Если видите, что на определенные задачи уходит много времени, решайте больше таких задач, можно и без таймера. А вот на самом экзамене лучше сначала сделать то, что получается, а к сложным для вас задачам вернуться позже.
Предлагаю услуги репетитора по информатике и программированию
Когда до официальной сдачи ОГЭ или ЕГЭ по информатике остается приблизительно около одного календарного месяца, мне начинают поступать звонки от родителей нерадивых школьников, стремящихся успешно подготовиться к сдаче рубежного школьного экзамена.
И это не казуальная, то есть не единичная и не случайная ситуация, а производятся подобные обращения к репетиторам по информатике регулярно из года в год.
В данном статье я бы хотел рассказать, пояснить родителям все преимущества занятия с педагогом и возникающие краеугольные моменты при сверхинтенсивной подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ по информатике за один календарный месяц.
Краткие логические выводы
Не рекомендую оставлять фундаментальное обучение, исследование на последний календарный месяц до официального проведения ОГЭ или ЕГЭ по информатике и ИКТ, так как подобного периода явно недостаточно для эффективного обучения.
Не нужно думать, что полноценный курс информатики можно инкапсулировать, то есть вместить в 30-ти календарный отрезок времени. Напомню, что на генеральное, дифференцированное обучение любой науки требуется приблизительно (и это доказанный учеными факт)
Сверхинтенсивный формат обучения я рекомендую школьникам в двух ситуациях:
Когда требуется достигнуть наивысших баллов (от 93 тестовых из 100 возможных).
Когда требуется формально сдать экзамен ЕГЭ по информатике и ИКТ, то есть набрать минимально допустимый балл.