Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12) ЕГЭ

Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

В этой статье разберём самые частые в ошибки в ЕГЭ по обществознанию. Расскажем, что чаще всего упускают в тестовой части; какие задания письменной части вызывают больше всего трудностей; какие темы западают и что советуют повторить эксперты.

Хотите сдать ЕГЭ по обществознанию? Не знаете, к чему приступить, а времени уже мало? Начните с простого! В этой статье мы расскажем, как эффективно решать первую часть в ЕГЭ по обществознанию.

В этой статье:

Первая часть в ЕГЭ по обществознанию: какие правила?Какие бывают типы заданий?

Содержание
  1. Критерии оценивания задания 21
  2. Основные отличия человека от животного
  3. Разберитесь с заданиями
  4. Обратите внимание на Кодификатор
  5. И на критерии оценивания
  6. Разберитесь с законами
  7. Записывайте!
  8. Решайте все типы заданий по каждой теме
  9. Не проходите мимо тестов
  10. Создайте подходящий круг общения
  11. Читайте новости
  12. Задание № 21
  13. Особенности
  14. Советы
  15. Задание № 22
  16. Задание № 23
  17. Задание № 24
  18. Задание № 25
  19. Задание № 26
  20. Задание № 27
  21. Задание № 28
  22. Задание № 29
  23. Задание 10 ЕГЭ по обществознанию
  24. Факторы, влияющие на величину предложения
  25. Алгоритм выполнения задания 10 ЕГЭ по обществознанию
  26. Задание 11 ЕГЭ по обществознанию
  27. Примеры и логические рассуждения
  28. Человек, индивид, индивидуальность, личность
  29. Способности личности
  30. Какие трудности чаще возникают при решении заданий из ЕГЭ по обществознанию
  31. Какие бывают типы заданий?
  32. Форматные задания
  33. Тематические задания
  34. Анализ суждений
  35. Множественный выбор
  36. Задания с графиками
  37. Установление соответствия
  38. Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
  39. Первая часть в ЕГЭ по обществознанию
  40. Свобода и ответственность в человеческой деятельности
  41. Условия существования свободы
  42. Деятельность
  43. Различия деятельности человека и активности животного
  44. Сознание
  45. Самые сложные задания в ЕГЭ 2023 по обществознанию
  46. Потребности и интересы

Критерии оценивания задания 21

Даны три подвопроса.

1.Пишите чётко: равновесная цена увеличилась (или уменьшилась).

2) Объяснение, что повлияло на рост или снижение равновесной цены. ВАЖНО! Засчитывается только объяснение, применительное к рынку, указанному в тексте задания, при правильном указании обстоятельства (фактора) при отсутствии дополнительных неверных обстоятельств (факторов) и объяснений.

НЕ пишите лишнего количества факторов. Нужен один – один и пишите, но продумайте ответ. Не надейтесь, что чем больше напишите, тем больше надежды, что что-то будет правильным.

3)Объяснить, что произойдет с равновесной ценой (увеличится или уменьшится) и спросом/предложением при изменении ситуации на рынке (это изменение будет указано в задании).

Вернутьсяк списку тестов по обществознанию ЕГЭ

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Учебный год только начинает набирать обороты, но выпускники уже сейчас начинают подготовку к экзаменам. Наш блогер Юля Клочкова даёт несколько советов тем, кто планирует следующим летом сдавать ЕГЭ по обществознанию.

Подготовка к экзамену может казаться непростой. Часто непонятно, с чего вообще начинать, как не потеряться в этом огромном объеме пособий, тестов и учебников, а главное — как понять, какая информация действительно необходима для успешной сдачи экзамена. Надеюсь, этот список советов пригодится и поможет вам сориентироваться.

Разберитесь с заданиями

Вам надо зайти на сайт ФИПИ и распечатать три основных документа: Демоверсию, Спецификацию и Кодификатор (пока на сайте выложены проекты, утвержденный пакет документов будет в октябре). Если вы начали подготовку в прошлом году, обратите внимание, что:

Обратите внимание на Кодификатор

В нем обозначены все темы, которые проверяются на экзамене. Посмотрите, какие темы вы знаете, а какие, возможно, надо будет изучать с нуля. Так вы сразу поймете, какой объем работы вам предстоит, и сколько времени понадобится для освоения каждой темы.

И на критерии оценивания

Изучая демоверсию, выписывайте из критерия каждого задания обязательные элементы, которые подлежат оцениванию. Демоверсия представляет собой образец КИМа, который даст вам представление о типах заданий и структуре экзамена. Недостаточно быть начитанным и хорошо ориентироваться в предмете (это само собой), важно знать, что именно подлежит оценке в ответе. Надо понять, что не объём является определяющим, а содержание, а точнее — написал ли школьник ту самую информацию, на которую будут смотреть проверяющие.

Разберитесь с законами

В Приложении № 2 Спецификации перечислены все нормативно-правовые акты (их 16 штук), которые надо будет также внимательно изучить именно в оригинале, а не в пересказе учебника. Содержание законов постоянно меняется, а учебники так часто не переписываются, поэтому содержание учебника может не отражать действительный текст нормативно-правового акта.

Записывайте!

Обязательно делайте конспект по каждой теме: выписывайте основные аспекты, составляйте схемы и таблицы. Подключайте все виды памяти!

Решайте все типы заданий по каждой теме

Например, вы разобрали тему «Государство и его функции» и сделали по ней конспект. Дальше подберите по этой теме текст и сделайте задания к нему (номера 17-20), напишите план, а лучше — продумайте возможные нетипичные формулировки плана на эту тему (номер 24), решите задание-задачу (номер 22), напишите творческое задание (номер 25).

Не проходите мимо тестов

Конечно, один из лучших способов проверить себя — практиковаться в решении пробных тестов. Обязательно тестируйтесь! Для этого используйте тесты из Открытого банка ФИПИ и печатную версию Типовых экзаменационных вариантов ФИПИ (например, пособия О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой «ЕГЭ: Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов»).

Создайте подходящий круг общения

Окружите себя знакомыми, которые тоже сдают ЕГЭ по обществознанию и обменивайтесь информацией, задавайте друг другу вопросы — это поможет восполнить пробелы и структурировать материал.

Читайте новости

И, конечно, не забывайте есть нормальную еду, отдыхать, вовремя ложиться спать (не зубрите по ночам!), гулять и заниматься спортом для удовольствия. И просто постарайтесь сохранять спокойствие и позитивный настрой в течение всего процесса подготовки.

Дерзайте, и у вас все получится!

Иллюстрация: Huza Studio / shutterstock / fotodom

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

эксперт ЕГЭ по обществознанию,

преподаватель обществознания школы № 1518

Задание № 21

Нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание направлено на умение находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию.

Особенности

Необходимо поработать с предложенным текстом и найти ответы на поставленные вопросы. Здесь, как правило, предлагается несколько вопросов, каждый из которых может содержать разные компоненты. Задание базовое и потому оценивается в 2 балла. Потеря одного компонента отнимает 1 балл, и две ошибки могут привести к получению нулевого результата.

Советы

Чтобы подготовиться, надо читать и анализировать тексты. Можно использовать учебник обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова базового и профильного уровня (там есть тексты для анализа после каждого параграфа) и тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Важно соотносить содержание текста с материалами курса. Ошибки часто возникают из-за того, что ученики забывают о научных областях, на основе которых создавался предмет «обществознание» (человек и общество, экономика, социальные отношения, право и политика. — Прим. ред.), и просто пытаются найти информацию. Задание необходимо прочитать раньше, чем текст, чтобы правильно все понять. Все ответы уже содержатся в предложенном фрагменте, но они разбросаны по тексту и никак не структурированы. Важно выделить все компоненты задания, найти информацию и структурировать ее по вопросам.

Задание № 22

Здесь также нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание позволяет проверить, умеет ли школьник применять полученную информацию в заданном контексте.

Это тоже задание с опорой на текст, но часть ответов надо найти в тексте, а часть — дать самостоятельно. Кроме того, необходимо объяснить ключевое понятие.

Здесь так же, как и в предыдущем вопросе, сперва необходимо определить, из каких компонентов состоит задание. При объяснении понятия не надо давать «академическое» определение: главное — передать его смысл, раскрыть сущностные характеристики.

Задание № 23

Необходимо дать характеристику или объяснение либо конкретизировать текст (или его отдельные положения) на основе пройденного курса. Опираться надо на контекстные обществоведческие знания.

Задание проверяет умение подбирать примеры, которые иллюстрируют теоретические положения курса.

Как правило, теоретические положения содержатся в самом тексте. Часто дается их описание и объяснение. Но важно не ограничиваться предложенным в тексте материалом и привести собственный пример. Пример — это конкретная ситуация, формулировка здесь должна быть развернутой. Обычно в задании № 23 не требуют приводить примеры из истории или современной практики (хотя и такое может быть, будьте внимательны), поэтому их можно моделировать. Важно, однако, помнить, что моделирование — это сложный научный метод, который требует опыта. Поэтому попробуйте при подготовке подбирать реальные примеры. В конечном итоге здесь нам предлагают осмыслить процессы, в которые мы и так «включены».

Про ЕГЭ:  Сочинение к варианту №27 ЕГЭ-2022 по русскому языку

Задание № 24

Здесь надо использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, чтобы самостоятельно сформулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с предложенной проблематикой.

Вопрос теоретического характера, в рамках которого нужно подобрать аргументацию для авторского или своего мнения на основе базовых положений курса.

Позицию следует объяснять развернуто. Избегайте односложных ответов, при необходимости используйте примеры, но не подменяйте ими объяснение. Важно научиться правильно понимать позицию, предложенную для аргументации. Это умение можно приобрести на основе работы с литературой: учебником и дополнительными источниками. Не стесняйтесь использовать аргументы из книг. Навык работы с книгой (в широком смысле этого слова) — главный секрет подготовки к экзаменам по социально-гуманитарным дисциплинам.

Задание № 25

Задание проверяет, умеете ли вы самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Это задание теоретического характера, которое предполагает объяснение понятия и составление двух предложений на знание видового разнообразия, функций и связи предложенного социального объекта с другими.

В первую очередь задание предполагает работу с понятиями, и для подготовки здесь есть два подхода. Первый (простой, но далеко не худший) — составить словарь ключевых понятий и выучить их. Да-да, как стихотворение — наизусть. Второй подход — это глубокое освоение всех понятий курса, что позволяет с легкостью формулировать их суть на экзамене самостоятельно.

Проблема заключается в том, что, во-первых, понятий довольно много и, во-вторых, для большинства обществоведческих терминов не существует единственно верной формулировки. Чтобы подготовиться, можно воспользоваться словарями, в том числе из материалов серии «Я сдам ЕГЭ!» издательства «Просвещение». Полезно по мере изучения курса собирать свой собственный словарь. К каждому понятию нужно составить по несколько предложений. Если вы ведете структурированные конспекты по темам, это тоже очень вам поможет.

Например, возьмем понятие «социальная мобильность». К этому понятию нам могут предложить составить предложения:

Задание № 26

Нужно проиллюстрировать теоретические положения курса с помощью примеров.

По формату это задание повторяет задание № 23, вот только теоретические позиции в этом случае нужно приводить самостоятельно. Как правило, иллюстрировать здесь предлагают виды социальных объектов, их функции и отличительные признаки.

Все примеры нужно формулировать развернуто, вот почему их следует подбирать заранее. Каждую тему курса необходимо разбирать, опираясь на примеры. В остальном можно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.

Задание № 27

Это задание-задача, в которой требуется:

Выполнить это задание несложно: обычно человеку легче подобрать объяснение к ситуации, чем наоборот. Сперва определите тему курса, к которой относится задание. Затем подчеркните ключевые фразы в ее тексте, интерпретируйте их и выделите ответ на главный вопрос. Задача зеркально отражает задания № 23 и № 26. Если у вас собраны примеры к ним, вы найдете ответ без труда. Не стесняйтесь использовать примеры из текстов задач в сборниках в качестве иллюстраций в других заданиях.

Задание № 28

Здесь требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме курса.

В этом году существенно изменились критерии оценки в случае с этим заданием.

Здесь есть только один путь подготовки: для каждой изучаемой темы не ленитесь составлять развернутый план. Это позволяет отработать материал и подготовиться к повторению курса накануне экзамена.

Структура такого плана, как правило, однотипная: определение ключевого понятия, видовое разнообразие социального объекта, его признаки и функции, связь с другими социальными объектами. В каждой вашей заготовке пунктов должно быть больше трех: это позволит вам не упустить главного на экзамене. Опорой для вашего плана должен быть материал и логика учебника (или сборника серии «Я сдам ЕГЭ»).

Задание № 29

Альтернативное задание, где надо написать мини-сочинение по одной из пяти предлагаемых тем. Темы заданы в виде кратких высказываний общественных и политических деятелей, а также деятелей науки и культуры. Иногда встречаются и афоризмы. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук курса; темы по социологии и социальной психологии входят в один блок.

Задание № 29 проверяет умение раскрывать смысл авторского суждения, пользоваться теоретическими положениями общественных наук, самостоятельно формулировать и иллюстрировать рассуждения с помощью примеров, делать выводы.

Это, пожалуй, самое сложное задание экзамена. В этом году серьезно изменились критерии его оценки. Теперь при написании сочинения необходимо выполнить следующие требования:

Выберите раздел обществознания, в котором вы чувствуете себя увереннее всего: знаете основные понятия, можете их пояснить и корректно употребить в тексте, готовы привести примеры из разных областей знания. Пишите сочинения в течение года — эти заготовки обязательно вам пригодятся. В противном случае на экзамене вам может просто не хватить времени. По сути, вся подготовка к выполнению предыдущих заданий части 2 — это подготовка к написанию сочинения. Вы можете выстроить его план с опорой на задание № 28, использовать основные понятия курса благодаря заданию № 25, проиллюстрировать заявленные теоретические положения (это обязательное требование) с помощью примеров благодаря заданию № 26 (особенно если вы искали примеры в истории, современной практике, литературе). Вы можете привести контрпример — это задание № 27.

Примеры приводите по ходу рассуждений и к каждому заявленному тезису формулируйте мини-выводы. Не уходите от темы, но и не «замыкайтесь» на авторской фразе. Посмотрите, с какими другими социальными объектами и процессами связаны ключевые позиции предложенного высказывания.

Если вы не уверены в теории или примере, лучше не пишите о них. Ошибки снижают балл в теоретической аргументации и «обнуляют» пример (ошибка в примере — пример не засчитывается). Следите за логикой. Ваши суждения должны быть связанными, а не отрывочными. Не превращайте сочинение в глоссарий — термины, не связанные между собой и с темой, не принесут вам баллов.

Не бойтесь быть оригинальными, но и не сводите ваши рассуждения к абсурду. Ваш искренний интерес к теме и ее нетривиальная подача, несомненно, вызовут интерес у эксперта. Однако если вы не готовы написать оригинальную работу, лучше не экспериментировать. Выполняйте работу по критериям: интерпретация высказывания, собственный тезис, его теоретические доказательства и примеры. Напишите больше двух примеров — это может стать гарантией того, что хотя бы два из них попадут в цель и будут засчитаны.

Для успешного выполнения заданий 10-12 ЕГЭ по обществознанию выпускнику нужно уметь рассуждать и анализировать данные графиков. Автор учебно-методических пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ Роман Пазин представил алгоритм работы со спросом и предложением, а также образец правильных рассуждений при выполнении заданий 10, 11 и 12. А подготовиться к остальным заданиям итогового испытания выпускникам поможет пособие «Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ», в котором представлен материал курса в полном объёме.

Задание 10 ЕГЭ по обществознанию

Спрос — это желание и возможность покупателей купить конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Величина спроса — это количество товара или услуги, которое покупатели хотят и могут купить по данной цене.

Факторы, влияющие на величину спроса

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Неценовые факторы спроса (знание их чаще всего проверяется на ЕГЭ) — это факторы, которые могут привести к изменению спроса на товар при постоянной цене: 1) цены на товары-заменители (товары-субституты), 2) цены на дополняющие товары (комплементарные товары), 3) вкусы покупателей (мода), 4) ожидания изменения цен, 5) число покупателей, 6) доходы покупателей, 7) сезонность.

Предложение — готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время.

Величина предложения — количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене.

Факторы, влияющие на величину предложения

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Неценовые факторы предложения — это факторы, которые могут привести к изменению предложения товара при постоянной цене: 1) технология производства, 2) налоги и дотации, 3) цены на другие товары, 4) перспективные ожидания изменения цен, 5) число продавцов, 6) цены на ресурсы, 7) расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг и пр.

Эти знания останутся для ученика голой теорией, если он не научится работать со спросом и предложением на практике. При подготовке к ЕГЭ можно проанализировать вместе с учениками 1-2 варианта десятого задания, а после дать самостоятельную работу над подобными задачами — с условием, что ученики будут обосновывать, почему каждый вариант ответа верен или не верен.

Алгоритм выполнения задания 10 ЕГЭ по обществознанию

На рисунке отражено изменение спроса на зимнюю обувь на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество.)

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

Ответ: 2, 4

На рисунке отражено изменение спроса на модель телевизора на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество).

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Ответ: 1, 2, 4

На рисунке отражено изменение спроса на чай на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество).

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Ответ: 3, 4

На рисунке отражено изменение предложения новых домов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество).

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Ответ: 2, 3

На рисунке отражено изменение предложения картофеля на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество).

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Ответ: 1, 3, 5

На рисунке отражено изменение предложения газонокосилок на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (P — цена; Q — количество).

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Ответ: 1, 4

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Про ЕГЭ:  ГИА. Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

Задание 11 ЕГЭ по обществознанию

Понимать социологию — значит, в том числе, и разбираться в стратификации современного общества, знать критерии (религия, например, относится к традиционному обществу, а не к современному). Такие знания весьма важны при выполнении задания 11 ЕГЭ по обществознанию. Различные точки зрения на важные социальные проблемы представлены в учебнике «Обществознание» базового уровня для 11 класса.

Кодификатор включает следующие пункты к разделу «Социальные отношения»:

Примеры и логические рассуждения

Выберите верные суждения о социальной мобильности.

Ответы: 1, 4, 5

Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях.

Ответ: 1, 2, 3

Выберите верные суждения о социальных нормах.

Ответ: 1, 2, 5

Выберите верные суждения о семье и ее типах.

Ответ: 2, 4, 5

Выберите верные суждения о социальном конфликте.

Выберите верные суждения о социальной стратификации.

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растет, снижается или не меняется?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.

В 2015 и 2016 гг. в ходе социологического опроса в стране Z совершеннолетних граждан им задавали вопрос: «Какие продукты питания вы чаще покупаете в магазинах?» (выбор нескольких позиций). Результаты опроса (% от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Ответ: 1, 4, 5

В городе Z был проведен опрос среди обучающихся и их родителей. Респондентам был задан вопрос: «Как вы (ваш ребенок) планируете продолжить образование после окончания 9 класса?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Ответ: 2, 3, 4

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

По уровню развития способностей различают людей:
– способных;
– с выдающимися способностями;
– талантливых;
– гениальных.
Гении – люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности:
– оригинальность;
– глубокий смысл, значение;
– это результат «озарения свыше».

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Какие трудности чаще возникают при решении заданий из ЕГЭ по обществознанию

📍 Нехватка аргументов. В заданиях письменной части нужно привести примеры из жизни и истории, но в моменте в голову ничего не лезет. Чтобы такое не застало вас на экзамене, создайте «банк аргументов» заранее: слушайте подкасты, читайте блоги по разным темам и биографии известных людей, запоминайте интересные факты из окружающего мира.

У нас есть статья с увлекательными подкастами обо всём: про литературу, физику, искусство. Послушайте и убедитесь, что даже из смежных областей можно почерпнуть много примеров для аргументации на ЕГЭ по обществознанию. А ещё с аргументами помогут пять подкастов об истории и документальные сериалы.

📍 Ошибки в теме «Организация Государственной власти РФ». Путаница в этой теме — самая распространённая ошибка. Вот список понятий, в которых обязательно надо разобраться:

законодательной власти РФ

исполнительной власти РФ

– полномочия субъектов РФ;

федеральной власти РФ

А по всему блоку «Политика» у нас есть целый чек-лист

📍Сложности финансовой системы поможет систематизировать знания по следующим темам:

– банковская система РФ;

– функции финансовых институтов;

– экономические процессы: безработица,

📍 Путаница в налогах. Это самая западающая тема на ЕГЭ по обществознанию. Здесь нужно уметь различать местные, региональные и федеральные налоги. А также знать, что такое транспортный и земельный налоги, налог на имущество физических лиц и налог на доход физических лиц. Повторить все виды налогов поможет

📍 Ошибки в блоке «Право». В этом блоке уделите внимание различиям уголовного и . Самая распространённая ошибка — путаница в наказаниях. Изучите специфику следующих тем:

– виды дисциплинарных взысканий;

– виды административных наказаний;

– отличие штрафа от административного штрафа.

В теме поможет разобраться наша шпаргалка по системе российского права

Какие бывают типы заданий?

В этой статье речь пойдет о первой части экзамена, все задания которой можно поделить на два типа. Первый — «форматные». В них мы можем предсказать четкий формат, это задания № 1, 2, 3 и 20.

Форматные задания

1. Здесь всегда придется работать со схемой или таблицей, ответом будет слово/словосочетание. Спрашивают только базовые термины, учите определения!

2. Здесь ответом тоже будет слово/словосочетание. В ответ попросят выписать самое широкое понятие. Подсказка: представьте, что вам нужно придумать общее название для ящика, чтобы сложить в него другие мелкие предметы ?

3. В ответе всегда будет только 2 цифры. Запомните, только 2! Ищите понятия, которые никак не относятся к теме задания. Это будут ровно 2 лишних термина, они и принесут балл за задание.

20. В этом задании в ответ пойдут 6 цифр. Не напутайте ничего при переносе в бланки!

Тематические задания

Все задания с 4 по 19 мы отнесем к типу «тематических». Это значит, что уже сегодня можно предсказать, какой блок встретится в каждом из заданий. Выучите структуру этих заданий. Опять-таки, чем лучше мы знаем правила игры, тем сложнее нас будет удивить. ?

Эти задания можно разделить на разные подтипы, их всего 4.

Анализ суждений

В каждом из заданий, где написано «выберите верные суждения», будет ловушка. Например, это слова «только/всегда/все», то есть те, в которых есть излишняя категоричность. Такие суждения стоит прочитать 2 раза, чаще всего они неверные. Приведу наглядный пример на задании из онлайн-модуля, в котором тренируются наши ученики.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Онлайн-платформа образовательного центра MAXIMUM

Множественный выбор

Такие задания проверяют определенные понятия/явления. С ними лучше всего помогает нарешивание, формулировки часто повторяются.

Задания с графиками

Это задания №10 и №12. В обоих придется анализировать предложенные графики, за это дают по 1 баллу.

Для 10 задания нужно выучить всего одну тему — спрос и предложение. Как научиться легко его решать, можно посмотреть в видеоуроке нашего учебного центра.

Для задания 12 запомни одно: респондентов всегда 100%, даже если на картинке указано 50-60%. А значит, значения в половину/треть/четверть респондентов считать нужно от 100%. Очевидно? Да, но решают задание не все. Предметных знаний здесь не понадобится вовсе, только немного внимательности!

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Установление соответствия

Конечно, здесь нужно знать разницу между терминами из правой колонки, чтобы найти верную комбинацию. Но есть и приятная новость! Каждый пункт из второй колонки должен быть использован хотя бы раз! Поэтому часть задания можно выполнить методом исключения.

В следующий раз мы разберем особенности второй части ЕГЭ по обществознанию, а сейчас советую отработать новые знания. Сделать это можно в нашем бесплатном онлайн-тренажере.

Успехов в этой непростой игре! Если хотите стать непобедимым мастером игр, ждем вас на курсе по подготовке к ЕГЭ в нашем учебном центре MAXIMUM.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

В тестовой части не пытайтесь угадать количество правильных ответов. Эффективнее всего будет выполнять задание и отмечать все ответы, которые кажутся правильными.

В письменной части не пишите больше, чем от вас требуется. Задания 17–25 в письменной части обычно требуют две–три позиции: признаки, функции, свойства. Неточности и ошибки в «дополнительных» ответах могут даже лишить вас балла.

Развёрнутые ответы формулируйте чётко и недвусмысленно. Так эксперт точно поймёт, что вы хотите сказать.

Детально изучите Конституцию Российской Федерации. Задания по ней есть в тестовой и письменной части. Также в Конституции можно найти много аргументов для заданий с развёрнутым ответом.

Проработайте тему организации государственной власти в Российской Федерации. органы государственной власти РФ федеративное устройство РФ

Повторите блок «Экономика». Вот темы, которые выделяют эксперты: рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя. Также не забудьте про финансовую грамотность.

Про ЕГЭ:  Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку части С – ч.1

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Первая часть в ЕГЭ по обществознанию

Вспомните, как в детстве вам предлагали сыграть в новую игру. Вы с энтузиазмом соглашались, но уточняли: «а какие правила?». С возрастом мы утрачиваем бдительность. Готовясь к ЕГЭ, школьники задумываются о правилах далеко не в первую очередь. И очень зря! Поверьте, ЕГЭ по обществознанию — это сложная, взрослая, но увлекательная игра. Чтобы победить, необходимо знать ее правила.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. У вас появилось дополнительное время — не упустите его!

Представьте, что в этой игре вы играете против КИМа. С чего мы должны начать? Конечно же, с изучения нашего соперника. Разузнайте всю подноготную! Не переживайте, наш образовательный центр давно следит за особенностями ЕГЭ и сделал это за вас.

Как показывает статистика, в 2019 году проиграли 19,6%. То есть пятая часть всех, кто сдавал ЕГЭ по обществознанию, даже не прошла порог. Средний результат — всего 54,9 баллов, а на бюджет нужно от 80 баллов. Только 7,7% выпускников одерживают триумф. В этой статье мы разберемся, как достигать таких результатов.

Соперник у нас непростой. Теперь исследуем его тактику игры, сильные и слабые стороны. Да-да, поверьте, даже у ЕГЭ есть слабости! Например, он всегда ограничен своим же форматом: темами кодификатора и типами заданий. Запомните: ни одно задание в КИМах не возникает на ЕГЭ из ниоткуда! Вся структура предсказуема и известна заранее. И вы должны этим пользоваться.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
– игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
– учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
– труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Самые сложные задания в ЕГЭ 2023 по обществознанию

Рассказываем, в каких заданиях участники ЕГЭ по обществознанию ошибаются чаще всего, а также разбираем самые сложные задания второй части и критерии их оценивания. Для начала советуем посмотреть шкалу перевода баллов ЕГЭ 2023 по обществознанию.

Самыми сложными на ЕГЭ по обществознанию считаются следующие задания:

👉 19 задание. На основе текста и своих знаний нужно привести три примера, подтверждающих мысль из текста. По критериям баллы могут снять за неполный ответ.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

👉 Задание 20. Тоже задание по тексту, но уже на аргументацию: нужно привести три аргумента, доказывающих какую-то точку зрения.

Здесь тоже важно обратить внимание на количество аргументов, а также на их качество: чтобы это были не просто рассуждения, а именно «доказательства».

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

👉 Задание 24. По критерию 24.1 это задание выполняют только 40% учеников.

Какие могут быть ошибки:

– в плане менее трёх пунктов или среди этих пунктов есть только один пункт, раскрывающий тему;

– детализирован только один пункт плана;

– количество подпунктов менее трёх (если таких подпункта может быть только два, балл за это не снимут);

– план неправильно оформлен.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

По критерию 24.2 задание выполняет только 13% учеников.

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

👉 Задание 25. большое задание из ЕГЭ 2023 по обществознанию: здесь и аргументация своей точки зрения, и примеры. С этим на максимум справляются в среднем 29% учеников. А вот критерии к заданию:

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

За что могут снять баллы:

– не полностью раскрыт тезис или тезис нелогичный;

– обоснование даётся с опорой на бытовые, ненаучные знания;

– мало букв: ответ дан в нескольких словосочетаниях, а не в распространённых предложениях;

– отсутствует ответ на вопрос из задания;

– приведено мало примеров или примеры с неточностями.

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Оцените статью
ЕГЭ Live