Подтяните знания с репетитором за лето | План-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс): | Образовательная социальная сеть

Подготовка к егэ по русскому языку 10 класс

© 2008-2022, ООО «Мультиурок», ИНН 6732109381, ОГРН 1156733012732

§

© 2008-2022, ООО «Мультиурок», ИНН 6732109381, ОГРН 1156733012732

§

© 2008-2022, ООО «Мультиурок», ИНН 6732109381, ОГРН 1156733012732

§

© 2008-2022, ООО «Мультиурок», ИНН 6732109381, ОГРН 1156733012732

Подтяните знания с репетитором за лето | план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

  1. Упражнение для закрепления        

(У доски работают 3 ученика)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1   Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.

                        [—  =], и [= — ].   ССП

2   Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

     И над пашнею счастливо созревают зеленя.

                        [= — и —], и [ = — ].    ССП

3   Шелестят зелёные серёжки

     И горят серебряные росы.

                        [ = — ], и [= — ].   ССП

4   Брожу по улицам и лужам

     Осенний день пуглив и дик.

                        [ = -·- и -·-],  [ —  = и = ].   СБП

5   Ручей волной гремучею все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

                        [ —  = и = ].  Простое с однородными сказуемыми.

6.  Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

     Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

                                                    (С. Есенин)

                        [  —  = и,  — · — , =  -·- и -·-   — и — ].  

Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

!!!  Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Слово учителя

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Итак, выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

  VI.   Работа с текстом.

            (1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

            (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

            (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

            (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

            (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

            (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина.                                                 (А. Марченко)

VII. Вопросы к предлагаемому тексту.

7.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

     А) Природа в поэзии Есенина

     Б) Певец Весны

     В) Мир есенинских красок

     Г) Последний поэт деревни               Ответ:  В

7.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

       А) Чем покорил своих читателей  Есенин?

        Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

        В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

        Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?  Ответ:  Г

7.3. В каком предложении используется сравнение?

   А) 2            Б) 4             В) 9           Г) 12

Ответ:  Г

7.4.  В предложении №14 автор использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает смысл этого выражения?

А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о

 природе.

Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы.     Ответ:   А

 7.5.  В каком предложении используется составной (сложный) эпитет?

         А)  4      Б)  5      В)  15      Г)  16               Ответ:  В

  1. Определите, какое выразительное средство синтаксиса используется автором текста в предложении № 15? В каких стилях речи используется данный прием?          Ответ:   асиндетон (худ.,публиц., разговорн.)

7.7. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.  

         Укажите его номер.          Ответ:  № 13

7.8. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

                    Ответ: связывает однородные члены предложения

7.9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

         Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не   замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

                                                                             Ответ:  А

Подтяните знания с репетитором за лето | план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс): | образовательная социальная сеть

Конспект дебрифингового урока русского языка в 10 классе

Тема: «Написание сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ»
(2 урока)

Тип урока:         урок формирования умений и навыков

Цель урока:        подготовка к написанию сочинения-рассуждения по                                 заданному тексту в рамках подготовки к ЕГЭ.

Задачи:        

обучающие:

развивающие:

воспитательные:

Планируемые результаты освоения учебного материала

предметные:

        метапредметные:

        личностные:

        Оборудование: мультимедийная установка, электронные планшеты, презентация, раздаточный материал

Ход урока.

I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (5 мин.)

1. Оргмомент, мотивация деятельности

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы продолжим подготовку к ЕГЭ, к самой сложной его части – сочинению. А чтобы урок был продуктивнее, к нам на помощь пришли 11-классники, они будут консультантами. Я рассчитываю на вашу активность и сотрудничество. Ведь задача у  вас общая:

        = успешно сдать ЕГЭ.

        — «Прежде чем написать, я задаю себе три  вопроса:  что    хочу  написать,   как написать   и   для   чего написать»,  — говорил  Максим  Горький. Если мы научимся    отвечать на эти вопросы, успех придет.Подтяните знания с репетитором за лето | План-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс):  | Образовательная социальная сетьПодтяните знания с репетитором за лето | План-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс):  | Образовательная социальная сеть

— Предлагаю вам свой успех на уроке оценивать в листах самоконтроля.

(Приложение 1)

        2. Целеполагание, формирование ожиданий учащихся.

        — «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни  один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ, а вы знаете, куда держите путь? Ребята, исходя из темы  и плана урока (Приложение 2),  сформулируйте цели нашего сотрудничества.

        = научиться правильно понимать исходный текст, «вычитывать» нужную для сочинения информацию,

        =    вспомнить особенности  композиции эссе,

        =    вспомнить критерии оценивания,

        =    написать сочинение-рассуждение по тексту,

        =    учиться оценивать свою работу  и работу одноклассников.

        — Вы, наверное, уже обратили внимание на дерево, это дерево результатов. Каким оно станет, зависит от вас. Перед вами лежат листья, на зеленых — напишите, что вы ждете от урока, а на желтых – свои предполагаемые трудности.

        Ученики пишут ожидаемые результаты:

— закреплю умение анализировать текст,

— отработаю алгоритм написания сочинения-рассуждения,

— постараюсь  логичнее выражать свои мысли  и др.

и своипредполагаемые трудности:

— трудно аргументировать свою позицию,

— затрудняюсь начинать сочинение и др.

        Оценка результата урока: зеленое дерево – цели достигнуты, дерево распустилось, ждем плодов в виде хороших результатов ЕГЭ, желтое дерево – выросло не то, что ожидали.

        — Кто хочет поделиться своими ожиданиями? (учащиеся читают записи)

        — Я надеюсь, что большинство ваших планов осуществится.

II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (25 мин.)

        1. Актуализация знаний (7 мин.)

        — Что ж, пора вспомнить задание части С? (Приложение 3) (слайд    ).

        — Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту», и на последующую: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания является правильное понимание исходного текста.  А правильно понять текст – задача не из легких.

1.1.  Композиция сочинения-рассуждения.

        — Также нам необходимо повторить требования к написанию сочинения (части С ЕГЭ по русскому языку). Составьте кластер, отражающий особенности композиции сочинения части С. (Приложение 3).

        (Учащиеся работают в группах. Потом одна из групп защищает свой кластер у доски, остальные рецензируют ответ одноклассников. Выступающий ученик ставит балл в листе самоконтроля в графе «Дополнительные деятельность»).

        — Ребята, сопоставьте свои кластеры с образцом.

        — Можно ли на основе кластера составить план сочинения?  (Приложение  4). Запишите полученный результат.

        (Записывают в тетради. Консультанты проверяют план, выставляются баллы в лист самоконтроля в графу «Композиция сочинения»).

        — Можно ли менять местами пункты плана?

        = Нет. Логика исчезает.

2. Анализ текста (16 мин.)

2.1. Подготовка к восприятию исходного текста (3 мин.)

Ну а теперь пришло  время  познакомиться с текстом, который посвящен очень актуальной для вас теме – теме детства. И, прежде чем  узнать авторскую трактовку данного понятия, я предлагаю в парах составить синквейн о детстве.

(Звучит песня «Куда уходит детство?») (слайд-шоу).        

(Учащиеся зачитывают синквейны, на слайде мой синквейн).

Детство

Светлое, беззаботное

Пробовать, ошибаться, узнавать

Детство — это фундамент жизни

Золотая пора

— Давайте теперь узнаем, что о детстве написал Вадим Шефнер, автор текста. Отметьте в тексте ключевые  фразы и   разделите его на части.

2.2. Чтение текста. (3 мин.)

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7) Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8) Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну, а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» — это прочно затверженная формула.

(17)А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем, мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих — и это во всех областях жизни.

(20)Детство — пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек — это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

(По В. Шефнеру)

2.3. Интерпретация текста. Работа с  дополнительной информацией  (12   мин.)

        — Ребята, какие  чувства вызвал у вас данный текст?

        =  Чувство грусти, что наше детство уходит.

        =  Я задумалась, а было ли мое детство «золотым»?

        — А какой информацией об авторе вы владеете?

        = Не знаем, но можно выяснить в Интернете.

        — Хорошо, попробуй

        — Где еще можно почерпнуть подобную информацию?

        = В библиотеке, в книгах.

        — Что еще можно в Интернете посмотреть полезного для  сочинения?

        = Можно выяснить толкование слова Детство.

        = Афоризмы о детстве, их можно использовать во вступлении, в аргументации  или в выводе.

        — Приступайте. (Учащиеся обращаются к Интернету)

        —  А мы возвратимся к тексту.

        — Каковы стиль речи и тип текста?

        = Стиль речи – публицистический.

        = Тип текста – рассуждение.

        —  А как  можно назвать текст?

        =«Золотое детство».

        ( другие варианты)

        — Арина, какую информацию об авторе текста ты нашла?

(Ученица зачитывает информацию об авторе  из интернета. (Приложение 7)

        — Дома я предлагаю вам подробнее познакомиться с творчеством этого писателя. Советую прочитать автобиографическую повесть «Имя для птицы», произведение «Сестра печали» (о Ленинградской блокаде и о любви) и фантастическую роман-сказку «Лачуга должника».

        — Ну что ж, вернемся к тексту. На сколько частей вы его разделили?

        = На 5 (учащиеся проверяют себя по слайду).

        — Определите микротемы текста по группам.

        = 1 часть: 1-2 абзацы. Детство – заря жизни,  но жизнь у каждого ребенка человеческая – сложная, поэтому сам ребенок счастья не осознает.

        = 2часть: 3 абзац. Автор размышляет, был ли в детстве счастлив он, и приходит к выводу, что ему было некогда.

        = 3 часть: 4-5 абзацы. «Золотое детство» — это миф. Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые.

        = 4 часть: 6 абзац. Детство — пора освоения и усвоения бытия. Во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта еще очень мало, поэтому радость постижения чего-то сменяется новыми поисками и ошибками.

        = 5 часть: 7 абзац.  В заключении автор прибегает к аллегории: детство – фундамент жизни человека, а трудности – это камни, причем, в детстве они тяжелее. Но, тем не менее, автору с высоты прожитых лет они кажутся пушинками, и он начинает вспоминать свое золотое детство.

        — А какова же идея текста?

        = Детство – тяжелая пора напряженной учебы, пора осмысления того, что происходит вокруг. Но, по мере взросления человека, трудности  раннего возраста, кажутся незначительными, поэтому детство и представляется беззаботной, «золотой» порой.

        — Молодцы! Я вижу, что текст вы поняли верно, оцените свою работу в графе «Интерпретация текста».

        — А что же означает понятие детство?

        —  Детство (по словарю Ожегова) (Слайд)- ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте.

        Синонимы: возраст, детские годы, измальство, малолетство, мальство, младенчество, нежный возраст, отрочество, ранний возраст, ребячество, юность

        Антонимы: старость, зрелость, совершеннолетие

        — Афоризмы о детстве:

  (Приложение 8).

        — Понадобится ли нам эта информация в сочинении? Где ее можно использовать?        

        = Понадобится. Афоризмы можно использовать во вступлении и заключении, а также в  качестве аргумента, но, в  таком случае, афоризм необходимо прокомментировать.

III. Практикум (Создание элементов сочинения) (17  мин.)

1. Инструктаж. Выявление типичных ошибок (10 мин.)

— Итак, мы выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь   переходим к этапу творческому – созданию сочинения-рассуждения. Каждой группе предстоит внести свою лепту в общий результат.

1 группа работает над вступлением и проблемой текста.

2 группа комментирует проблему.

3 группа формулирует позицию автора.

4  и 5 группы аргументируют свою позицию.

— Прежде, чем приступать к творчеству, давайте обозначим типичные ошибки, допускаемые при написании сочинения.

 Вступление:

— Формулирование проблемы текста:

— Комментирование проблемы:

— Позиция автора:

— Аргументация своей позиции:

(Параллельно ответам учеников, на слайдах транслируются памятки).

        — Я думаю, теперь вы подобных ошибок допускать не будете. «Предупрежден, значит – вооружен».

— Можно теперь приступать к написанию сочинения?

= Нет. Чтобы сочинение получилось логичным, необходимо обозначить заранее проблему?

— Какие проблемы поднимает автор текста?

=  Представление взрослого человека о детстве (Почему детство традиционно называют «золотой порой»?).

=  Роль детства в становлении личности человека (Как влияют детские годы на формирование человеческой личности?).

(Слайд с проблемами)

— Какая проблема, на ваш взгляд,  выигрышнее?

= Мне кажется, что первая, потому что ей автор текста уделяет больше внимания.

— Ну что ж, пора за работу! Вы можете воспользоваться кластером, помощью консультанта, а также нашим кейсом «Заветные 23 балла», при необходимости  ресурсами Интернета (Банк аргументов, афоризмы).

2-й урок

2. Создание элементов сочинения (7 мин.)

(Учащиеся работают в группах над созданием своего фрагмента)

IV. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Домашнее задание (33  мин.)

1. Представление результата групповой работы (10   мин.)

(Группы зачитывают фрагменты сочинения, обсуждение).

— Все ли требования к композиции сочинения мы учли?

= Нет заключения.

— Чем можно завершить наше сочинение?

(Предположительный вариант: Сейчас мне шестнадцать лет. Через год для меня навсегда закроются двери школьного детства ,но они не закроются в моем сердце, в моих мыслях, в моей душе.)

        — Варианты заключения могут быть разные, главное, чтобы они соотносились с содержанием всего сочинения.  

— Ребята, вы довольны полученным результатом?

— Конечно, еще есть, над чем работать, и такая возможность у вас будет. Дома вам предстоит написать по данному тексту сочинение.

2. Блиц-тест на знание критериев оценивания сочинения. Рецензирование сочинения.  (17  мин.)

— А сейчас я предложу вам поработать экспертами и оценить уже написанное сочинение. Ведь, как сказал А.В.Суворов: «На примерах учатся». Но сначала целесообразней проверить вашу компетентность. Для этого вы выполните блиц-тест по критериям оценивания сочинения (Приложение 9)(4 мин).

— Проверку осуществите по ключу. Поставьте себе плюс в графе «Критерии оценивания» только те, кто допустили не более 2 ошибок. (2 мин.)

Далее ученик читает сочинение, написанное дома, остальные  оценивают работу по критериям (Ксерокопии сочинения в каждой группе) (Приложение10).(7 мин)

 Желающие рецензируют сочинение, комментируют выставленные баллы. Сравниваются баллы, выставленные каждой группой. (4 мин.)

Выставление отметки  учениками, комментирование.

V. Подведение итогов урока (6 мин.).

1. Выставление оценок (3 мин.)

— Пришло время оценить и вас. Консультанты отметьте активных участников своей группы (Проставляются баллы в последние графы).

— А теперь каждый посчитайте набранные баллы, и  оцените свою работу на уроке по шкале (Приложение 1) (на слайде и  обороте листа самоконтроля).

(Листы самоконтроля учащиеся сдают консультантам)

— Кто заработал «5»?

— А у кого осталось еще много неразрешенных вопросов?

— Нашим помощникам-консультантам  оценка «5»

2. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам (3 мин.)

— А теперь  пришло время обратиться к нашему дереву результатов.

Посмотрите на листья, на которых написаны ваши ожидания и опасения, и подумайте: каким есть место на дереве?

 (Учащиеся подходят к дереву и клеят листья).

— Нравится вам такое дерево?

— Значит, мы добились запланированных результатов, и трудностей при работе над сочинением у вас будет меньше.

— А когда будете писать творческую работу, обязательно вспомните замечательные строки В. Шефнера: (Читает учитель и ученик)

На миг оглянуться –

А что там у нас за спиной?

Там ласточки вьются

Над старой кирпичной стеной,

Там детские ссоры,                На

Счастливейших дней череда,

Там ясные взоры, —

Никто нас не пустит туда.

На миг только глянем,

Какие мы были в былом?

Там утречком ранним

Идем по тропинке вдвоем.

Мы обе прекрасны

(При взгляде из нынешних лет) –

И обе не властны

Вернуться туда, где нас нет.

В минувшее горе

Нам тоже вернуться нельзя, —

В другое, в другое,

        В другое уводит стезя.

—  Ну что ж,  я очень надеюсь, что весь накопленный в детстве опыт, включая все ошибки, просчеты, недоумения,  вы взяли с собой во взрослую жизнь. (Отдаю воздушный шарик ученику). А тем, кто не вынес из детства уроков,  придется  строить все заново (Второй шарик лопаю).

— Спасибо за сотрудничество и активность на уроке!                                                

— Успехов в написании сочинения!

Приложения

Приложение 1

Лист самоконтроля ___________________________

* Балл выставляется консультантом группы.

Шкала перевода баллов в оценку  

7 – 8 баллов  =  «5»

5 — 6  баллов =  «4»

4 — 3 балла  =  «3»

Менее 3 баллов — следует повторить материал и быть активнее.

Приложение 2

План урока

  1. Работа над композицией сочинения.
  2. Анализ текста В. Шефнера.
  3. Написание сочинения-рассуждения.
  4. Блиц-тест по критериям оценивания сочинения.
  5. Рецензия сочинения.

Приложение 3

Задание части С.

        Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

        Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

        Объем сочинения не менее 150 слов.

        Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

        Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких-то бы ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

        Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приложение 5

План сочинения-рассуждения по данному тексту (задание уровня С)

I. Вступление.

II. Основная часть.

        1. Проблема, поднятая в тексте.

        2. Комментарий.

        3. Авторская позиция.

        4. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

        5. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию

III. Заключение.

Приложение 6

Текст.

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7) Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8) Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну, а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» — это прочно затверженная формула.

(17)А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем, мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих — и это во всех областях жизни.

(20)Детство — пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек — это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.   (По В. Шефнеру)

Приложение 7

Информация об авторе

Вади́мСерге́евичШе́фнер (1914 -2002) — советский поэт, прозаик, фантаст.

В. С. Шефнер родился 30 декабря 1914 года (12 января1915) в Петрограде в семье пехотного офицера.

Почти всё детство и юность провёл в Петрограде-Ленинграде. После смерти отца вместе с матерью-воспитательницей жил при детском доме в Старой Руссе, спустя некоторое время вернулся в Петроград. После школы окончил ФЗУ, в 1930-е годы был рабочим на различных ленинградских заводах.

С первых месяцев участвовал в Великой Отечественной войне, был рядовым, обслуживал аэродром блокадного Ленинграда, затем фронтовым корреспондентом. Блокадную трагедию отразил в поэме «Встреча в пригороде» (1945).

В послевоенные годы наряду с поэтическим творчеством также занимался стихотворным переводом.

С 1960-х годов работал также в жанре фантастики, определяя свои фантастические произведения как  и «сказки для умных».

В 1973—1975 годах создал повесть «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде» (с подзаголовком «Летопись впечатлений»), в которой положил начало ещё одному пласту своего творчества — мемуарной прозе.

Шефнер связывает реализм с фантастикой, любит с мнимой серьёзностью говорить об очевидной бессмыслице или с юмором о серьёзных вещах.

Приложение 8

Афоризмы о детстве

Детей нет, есть люди. (Корчак Януш)

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Шелгунов)

Дайте детству созреть в детстве. (Жан-Жак Руссо)

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Жан Лабрюйер)

Чудеса случаются только в детстве. (Владислав Гжегорчик)

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство. (Антуан Ривароль)

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство. (Антуан де Ривароль)

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. (Лев Николаевич Толстой)

Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям. (Константин Кушнер)

Кто не был ребенком, тот никогда не станет взрослым. (Чарли Чаплин)

Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей, и теряют к ним уважение. (Лев Николаевич Толстой)

Детское воображение шире взрослого оттого, что свободно ещё от реалий жизни. (Л.Сухоруков)

Никогда не стареют и не впадают в детство те, кто не расстаётся с ним всю жизнь. (Л.Сухоруков)

…наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Антон Семенович Макаренко)

Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. (Василий Александрович Сухомлинский)

Детство — это время множества вопросов, возможностей и последствий. Альфред Адлер

Дети — самое святое, что есть у человечества, они наше будущее. Неизвестный автор

Без детей нельзя было бы так любить человечество. Федор Михайлович Достоевский

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! Януш Корчак

В каждом ребенке нужно видеть личность, но как ее разглядеть? Константин Кушнер

Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими, людьми, как теперь, но с детьми, — я бы выбрал последнее. Лев Николаевич Толстой

Приложение 9

Блиц-тест ______________________

(Утвердительный ответ – 1, отрицательный – 0)

  1. За верно сформулированную проблему исходного текста (К 1)  выставляется 1 балл?
  2. Если при комментировании проблемы (К2) допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, то выставляется 1 балл?
  3. По критерию К 3 можно получить 2 балла?
  4. По критерию К 4 за  1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы выставляется 1 балл?
  5. В критерии К 5 оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения?
  6. По критерию К 6 можно получить максимальное количество баллов при наличии в работе орфографических ошибок?
  7. По критерию К 7 за 2 орфографические ошибки выставляется 2 балла?
  8. 2 балла за соблюдение пунктуационных норм (К 8) выставляется при отсутствии пунктуационных ошибок?
  9. По критерию К 9 (соблюдение языковых норм) 0 баллов ставится, если допущено более 2 ошибок?
  10. По критерию К 10 максимальное количество баллов выставляется при 1 речевой ошибке?
  11. По критерию К 11 оценивается соблюдение этических норм?
  12. По критерию К12 1 балл выставляется при 1 фактической ошибке в фоновом материале сочинения.

Поле для внесения ответа

Количество верных ответов: ________

Ключи: 110  011  101  110

Приложение 10

Сочинение

        Детство — это волшебное время, заря жизни. Оно пролетает очень быстро у всех, но след  за собой, видимо, оставляет разный. Раньше я как-то об этом не задумывалась (наверное, сама еще была ребенком), но Вадим Сергеевич Шефнер, автор текста, подтолкнул меня к размышлениям о роли детства в становлении личности человека.

        Эта социально-нравственная проблема особенно актуальна для нас, старшеклассников. Ведь детство безвозвратно уходит: пора делать выводы. По мнению автора, детство — это пора «научения». Именно в это время ребенок познает мир, что иногда приводит его к разным «ошибкам, просчетам, недоумениям».

        Вспоминая свое детство, Шефнер говорит о том, что  ему  некогда было «быть счастливым». Далее  он  приходит к  выводу, что детские годы не обязательно должны быть  безоблачными, ведь трудности — это   уроки жизни. Из детей, усвоивших эти уроки, вырастают «разумные», «талантливые», мыслящие взрослые.
Трудно не согласиться с автором, действительно, уже в детские годы ребенок усваивает важные жизненные уроки, которые обязательно помогут ему в будущем.  

В этом меня убеждает трилогия Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». Где автор рассказывает о своем сиротском детстве и приходит к выводу о том, что эти трудные годы стали для него школой жизни.
Трудно отрицать, что основные нравственные качества человека формируются еще в детстве. Так в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчик Витя навсегда усвоил  урок, преподнесенный ему мудрой бабушкой.

         Таким образом, я могу сделать вывод, что детство оказывает огромное влияние на формирование личности человека. И сейчас, когда я уже почти состоявшаяся личность, понимаю, что вся моя дальнейшая жизнь зависит от того, чему меня научило детство, и усвоила ли я его уроки.

                                                                        Гребнева Оля, 17 лет

Оцените статью
ЕГЭ Live