Открытый банк заданий ЕГЭ 2023 по химии. Соответствует примерам ФИПИ 2023

Открытый банк заданий ЕГЭ 2023 по химии. Соответствует примерам ФИПИ 2023 ЕГЭ

Дополнительные материалы и оборудование

К каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

− Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

− электрохимический ряд напряжений металлов.

Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Об экзамене

Химию нельзя сдать на высокий балл, просто выучив теорию. Химию надо любить. И любить всем сердцем, чтобы тот безграничный объем информации ровным слоем уложился в голове. А когда мы говорим о будущем, о профессиях, которые будут востребованы долгие годы, то практически все направления, которые связаны с химией, с рынка труда никуда не уйдут.

Потребность в “химических мозгах” стабильно растет. Поэтому если вы чувствуете, что есть хоть какая-то предрасположенность к данной науке, не поленитесь и попробуйте себя. И если все получится, то вам откроется безграничное поле для новых открытий и свершений. Меняйте себя и мир вокруг!

Открытые варианты ким егэ 2022

Пояснения к оцениванию заданий

За правильный ответ на каждое из заданий 1–8, 12–16, 20, 21, 27–29 ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.

Задания 9–11, 17–19, 22–26 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 9–11, 17–19, 22–26 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

Задания части 2 (с развёрнутым ответом) предусматривают проверку от трёх до пяти элементов ответа. Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Наличие каждого требуемого элемента ответа оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов в зависимости от степени сложности задания:

Разбор досрочного варианта егэ по химии 2022

Задание №12

Гомологами являются

1) глицерин и этиленгликоль

2) метанол и бутанол-1

3) пропин и этилен

4) пропанон и пропаналь

Решение

Ответ: 2

Пояснение:

Гомологи – вещества, принадлежащие одному классу органических соединений и отличающиеся на одну или несколько CH2-групп.

Глицерин и этиленгликоль являются трехатомным и двухатомным спиртами соответственно, отличаются количеством атомов кислорода, поэтому не являются ни изомерами, ни гомологами.

Метанол и бутанол-1 являются первичными спиртами с неразветвленным скелетом, отличаются на две CH2-группы, следовательно, являются гомолоами.

Пропин и этилен относятся к классам алкинов и алкенов соответственно, содержат разное количество атомов углерода и водорода, следовательно, не являются между собой ни гомологами, ни изомерами.

Пропанон и пропаналь принадлежат к разным классам органических соединений, но содержат по 3 атома углерода, 6 атомов водорода и по 1 атому кислорода, следовательно, являются изомерами по функциональной группе.

Задание №25

Рассчитайте, какой объем азота (н.у.) образуется при полном сгорании 67,2 л (н.у.) аммиака. (Запишите число с точностью до десятых.)

Решение

Ответ: 33,6 л

Пояснение:

Полное сгорание аммиака в кислороде описывается уравнением:

4NH3 3O2 → 2N2 6H2O

Следствием из закона Авогадро является то, что объемы газов, находящихся в одинаковых условиях, относятся друг к другу так же, как и количества молей этих газов. Таким образом, по уравнению реакции

ν(N2) = 1/2ν(NH3),

следовательно, объемы аммиака и азота соотносятся между собой точно так же:

V(N2) = 1/2V(NH3)

V(N2) = 1/2V(NH3) = 67,2 л/2 = 33,6 л

Задание №26

Какой объем (в литрах при н.у.) кислорода образуется при разложении 4 моль пероксида водорода? (Запишите число с точностью до десятых).

Решение

Ответ: 44,8 л

Пояснение:

В присутствии катализатора − диоксида марганца перекись разлагается с образованием кислорода и воды:

2H2O2 → 2H2O O2

По уравнению реакции количество образующегося кислорода в два раза меньше количества пероксида водорода:

ν(O2) = 1/2ν(H2O2), следовательно, ν(O2) = 4 моль/2 = 2 моль.

Объем газов рассчитывается по формуле:

V = Vm · ν, где Vm – молярный объем газов при н.у., равный 22,4 л/моль

Объем кислорода, образующийся при разложении перекиси, равен:

V(O2) = Vm · ν(O2) = 22,4 л/моль ·2 моль = 44,8 л

Задание №27

Установите соответствие между классами соединений и тривиальным названием вещества, которое является его представителем.

Про ЕГЭ:  Демоверсии КИМы ЕГЭ 2019 по Физике с ответами и решениями Школа и ВУЗ Народный портал 2022-2023 год

Решение

Ответ: А-3; Б-2; В-1; Г-5

Пояснение:

Спирты – органические вещества, содержащие одну или несколько гидроксильных групп (-OH), непосредственно связанных с насыщенным атомом углерода. Этиленгликоль является двухатомным спиртом, содержит две гидроксильные группы: CH2(OH)-CH2OH.

Углеводы – органические вещества, содержащие карбонильную и несколько гидроксильных групп, общая формула углеводов записывается в виде Cn(H2O)m (где m, n > 3). Из предложенных вариантов к углеводам относится крахмал – полисахарид, высокомолекулярный углевод, состоящий из большого числа остатков моносахаридов, формула которого записывается в виде (C6H10O5)n.

Углеводороды – органические вещества, в состав которых входят исключительно два элемента – углерод и водород. К углеводородам из предложенных вариантов относится толуол – ароматическое соединение, состоящее только из атомов углерода и водорода и не содержащее функциональных групп с гетероатомами.

Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых содержится карбоксильная группа, состоящая из связанных между собой карбонильной и гидроксильной групп. К классу карбоновых кислот относится масляная (бутановая) кислота – C3H7COOH.

Задание №28

Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления окислителя в ней.

Решение

Ответ: А-1; Б-4; В-6; Г-3

Пояснение:

Окислитель – вещество, в состав которого входят атомы, способные в ходе химической реакции присоединять электроны и таким образом понижать степень окисления.

Восстановитель – вещество, в состав которого входят атомы, способные в ходе химической реакции отдавать электроны и таким образом повышать степень окисления.

А) Окисление аммиака кислородом в присутствии катализатора приводит к образованию монооксида азота и воды. Окислителем является молекулярный кислород, изначально имеющий степень окисления 0, который, присоединяя электроны, восстанавливается до степени окисления -2 в соединениях NO и H2O.

Б) Нитрат меди Cu(NO3)2 – соль, содержащая кислотный остаток азотной кислотой. Степени окисления азота и кислорода в нитрат-анионе равны 5 и -2 соответственно. В ходе реакции нитрат-анион превращается в диоксид азота NO2 (со степенью окисления азота 4) и кислород O2 (со степенью окисления 0). Следовательно, окислителем является азот, поскольку понижает степень окисления с 5 в нитрат-ионе до 4 в диоксиде азота.

В) В данной окислительно-восстановительной реакции окислителем является азотная кислота, которая, превращаясь в нитрат аммония, понижает степень окисления азота с 5 (в азотной кислоте) до -3 (в катионе аммония). Степень окисления азота в кислотных остатках нитрата аммония и нитрата цинка остается неизменной, т.е. такая же, как у азота в HNO3.

Г) В данной реакции азот в диоксиде диспропорционирует, т.е. одновременно и повышает (от N 4 в NO2 до N 5 в HNO3), и понижает (от N 4 в NO2 до N 2 в NO) свою степень окисления.

Задание №29

Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора, которые выделились на инертных электродах.

Решение

Ответ: А-4; Б-3; В-2; Г-5

Пояснение:

Электролиз – окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах при прохождении постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита. На катоде преимущественно происходит восстановление тех катионов, которые обладают наибольшей окислительной активностью. На аноде в первую очередь окисляются те анионы, которые обладают наибольшей восстановительной способностью.

Электролиз водного раствора

1) Процесс электролиза водных растворов на катоде не зависит от материала катода, но зависит от положения катиона металла в электрохимическом ряду напряжений.

Для катионов в ряду

Li − Al3 процесс восстановления:

2H2O 2e → H2 2OH (на катоде выделяется H2)

Zn2 − Pb2 процесс восстановления:

Men ne → Me0 и 2H2O 2e → H2 2OH (на катоде выделяется H2 и Me)

Cu2 − Au3 процесс восстановления Men ne → Me0 (на катоде выделяется Me)

2) Процесс электролиза водных растворов на аноде зависит от материала анода и от природы аниона. Если анод нерастворимый,т.е. инертный (платина, золото, уголь, графит), то процесс будет зависеть только от природы анионов.

Для анионов F, SO42-, NO3, PO43-, OH процесс окисления:

4OH − 4e → O2 2H2O или 2H2O – 4e → O2 4H (на аноде выделяется кислород)

галогенид-ионов (кроме F) процесс окисления 2Hal − 2e → Hal2 (выделяются свободные галогены)

органических кислот процесс окисления:

2RCOO − 2e → R-R 2CO2

Суммарное уравнение электролиза:

А) раствора Na2CO3:

2H2O → 2H2(на катоде) O2(на аноде)

Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2012 по обществознанию, Типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов, Рутковская Е.Л.

Б) раствора Cu(NO3)2:

2Cu(NO3)2 2H2O → 2Cu(на катоде) 4HNO3 O2(на аноде)

В) раствора AuCl3:

2AuCl3 → 2Au(на катоде) 3Cl2(на аноде)

Г) раствора BaCl2:

BaCl2 2H2O → H2(на катоде) Ba(OH)2 Cl2(на аноде)

Задание №30

Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу.

Решение

Ответ: А-2; Б-3; В-2; Г-1

Пояснение:

Гидролиз солей – взаимодействие солей с водой, приводящее к присоединению катиона водорода H молекулы воды к аниону кислотного остатка и (или) гидроксильной группы OH молекулы воды к катиону металла. Гидролизу подвергаются соли, образованные катионами, соответствующими слабым основаниям, и анионами, соответствующими слабым кислотам.

А) Стеарат натрия – соль, образованная стеариновой кислотой (слабой одноосновной карбоновой кислотой алифатического ряда) и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), следовательно, подвергается гидролизу по аниону.

C17H35COONa → Na C17H35COO

C17H35COO H2O ↔ C17H35COOH OH (образование слабодиссоциирующей карбоновой кислоты)

Среда раствора щелочная (pH > 7):

C17H35COONa H2O ↔ C17H35COOH NaOH

Б) Фосфат аммония – соль, образованная слабой ортофосфорной кислотой и аммиаком (слабым основанием), следовательно, подвергается гидролизу и по катиону, и по аниону.

(NH4)3PO4 → 3NH4 PO43-

PO43- H2O ↔ HPO42- OH (образование слабодиссоциирующего гидрофосфат-иона)

NH4 H2O ↔ NH3 · H2O H (образование растворенного в воде аммиака)

Среда раствора близка к нейтральной (pH ~ 7).

В) Сульфид натрия – соль, образованная слабой сероводородной кислотой и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), следовательно, подвергается гидролизу по аниону.

Na2S → 2Na S2-

S2- H2O ↔ HS OH (образование слабодиссоциирующего гидросульфид-иона)

Среда раствора щелочная (pH > 7):

Na2S H2O ↔ NaHS NaOH

Г) Сульфат бериллия — соль, образованная сильной серной кислотой и гидроксидом бериллия (слабым основанием), следовательно, подвергается гидролизу по катиону.

BeSO4 → Be2 SO42-

Be2 H2O ↔ Be(OH) H (образование слабодиссоциирующего катиона Be(OH) )

Среда раствора кислая (pH < 7):

2BeSO4 2H2O ↔ (BeOH)2SO4 H2SO4

Задание №31

Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему

MgO(тв.) CO2(г) ↔ MgCO3(тв.) Q

и смещением химического равновесия в результате этого воздействия

Решение

Ответ: А-1; Б-2; В-2; Г-3Пояснение:

Данная реакция находится в химическом равновесии, т.е. в таком состоянии, когда скорость прямой реакции равна скорости обратной. Смещение равновесия в нужном направлении достигается изменением условий реакции.

Принцип Ле-Шателье: если на равновесную систему воздействовать извне, изменяя какой-нибудь из факторов, определяющих положение равновесия, то в системе усилится то направление процесса, которое ослабляет это воздействие.

Факторы, определяющие положение равновесия:

давление: увеличение давления смещает равновесие в сторону реакции, ведущей к уменьшению объема (наоборот, уменьшение давления смещает равновесие в сторону реакции, ведущей к увеличению объема)

температура: повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции (наоборот, понижение температуры смещает равновесие в сторону экзотермической реакции)

концентрации исходных веществ и продуктов реакции: увеличение концентрации исходных веществ и удаление продуктов из сферы реакции смещают равновесие в сторону прямой реакции (наоборот, уменьшение концентрации исходных веществ и увеличение продуктов реакции смещают равновесие в сторону обратной реакции)

катализаторы не влияют на смещение равновесия, а только ускоряют его достижение.

Таким образом,

А) поскольку реакция получения карбоната магния является экзотермической, уменьшение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону прямой реакции;

Б) углекислый газ является исходным веществом в получении карбоната магния, следовательно, уменьшение его концентрации приведет к смещению равновесия в сторону исходных веществ, т.к. в сторону обратной реакции;

В) оксид магния и карбонат магния являются твердыми веществами, газом является только CO2, поэтому его концентрация будет оказывать влияние на давление в системе. При уменьшении концентрации углекислого газа снижается давление, следовательно, равновесие реакции смещается в сторону исходных веществ (обратная реакция).

Г) введение катализатора не влияет на смещение равновесия.

Задание №32

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

А) S

Б) P2O3

В) Fe2O3

Г) Cu(OH)2

РЕАГЕНТЫ

1) H2O, NaOH, HCl

2) Fe, HCl, NaOH

3) HCl, HCHO, H2SO4

4) O2, NaOH, HNO3

5) H2O, CO2, HCl

Решение

Ответ: А-4; Б-4; В-2; Г-3

Про ЕГЭ:  Узнать результаты ЕГЭ 2022 в Хабаровском крае

Пояснение:

А) Сера – простое вещество, способно сгорать в кислороде с образованием диоксида серы:

S O2 → SO2

Сера (как и галогены) в щелочных растворах диспропорционирует, в результате чего образуются сульфиды и сульфиты:

3S 6NaOH → 2Na2S Na2SO3 3H2O

Концентрированная азотная кислота окисляет серу до S 6, восстанавливаясь до диоксида азота:

S 6HNO3(конц.) → H2SO4 6NO2↑ 2H2O

Б) Оксид форфора (III) – кислотный оксид, следовательно, взаимодействует со щелочами с образованием фосфитов:

P2O3 4NaOH → 2Na2HPO3 H2O

Кроме того, оксид фосфора (III) окисляется кислородом воздуха и азотной кислотой:

P2O3 O2 → P2O5

3P2O3 4HNO3 7H2O → 6H3PO4 4NO↑

В) Оксид железа (III) – амфотерный оксид, т.к. проявляет как кислотные, так и основные свойства (реагирует с кислотам и щелочами):

Fe2O3 6HCl → 2FeCl3 3H2O

Fe2O3 2NaOH → 2NaFeO2 H2O (сплавление)

Fe2O3 2NaOH 3H2O → 2Na2[Fe(OH)4] (растворение)

Fe2O3 вступает с железом в реакцию конпропорционирования с образованием оксида железа (II):

Fe2O3 Fe → 3FeO

Г) Cu(OH)2 – не растворимое в воде основание, растворяется сильными кислотами, превращаясь в соответствующие соли:

Cu(OH)2 2HCl → CuCl2 2H2O

Cu(OH)2 H2SO4 → CuSO4 2H2O

Cu(OH)2 окисляет альдегиды до карбоновых кислот (аналогично реакции «серебряного зеркала»):

HCHO 4Cu(OH)2 → CO2↑ 2Cu2O↓ 5H2O

Задание №33

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.

Решение

Ответ: А-3; Б-1; В-3; Г-5

Пояснение:

А) Две растворимые соли CaCl2 и KCl можно различить с помощью раствора карбоната калия. Хлорид кальция вступает с ним в обменную реакцию, в результате которой в осадок выпадает карбонат кальция:

CaCl2 K2CO3 → CaCO3↓ 2KCl

Б) Растворы сульфита и сульфата натрия можно различить индикатором – фенолфталеином.

Сульфит натрия – соль, образованная слабой неустойчивой сернистой кислотой и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), следовательно, подвергается гидролизу по аниону.

Na2SO3 → 2Na SO32-

SO32- H2O ↔ HSO3 OH (образование малодиссоциирующего гидросульфит-иона)

Среда раствора щелочная (pH > 7), окраска индикатора фенолфталеина в щелочной среде малиновая.

Сульфат натрия – соль, образованная сильной серной кислотой и гидроксидом натрия (щелочью – сильным основанием), не гидролизуется. Среда раствора нейтральная (pH = 7), окраска индикатора фенолфталеина в нейтральной среде бледно-розовая.

В) Соли Na2SO4 и ZnSO4 также можно различить с помощью раствора карбоната калия. В обменную реакцию с карбонатом калия вступает сульфат цинка, в результате которой в осадок выпадает карбонат цинка:

ZnSO4 K2CO3 → ZnCO3↓ K2SO4

Г) Соли FeCl2 и Zn(NO3)2 можно различить раствором нитрата свинца. При его взаимодействии с хлоридом железа образуется малорастворимое вещество PbCl2:

FeCl2 Pb(NO3)2 → PbCl2↓ Fe(NO3)2

Задание №37

Медь растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ пропустили над нагретым порошком цинка. Образовавшееся твердое вещество добавили к раствору гидроксида натрия. Через полученный раствор пропустили избыток углекислого газа, при этом наблюдали образование осадка. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Решение

Самая удобная и увлекательная подготовка к егэ

Банк заданий экзамена по химии — один из самых труднодоступных сборников. ЕГЭ по химии нужен абитуриентам высших учебных заведений таких профилей, как биологический и медицинский, например. Не обойдутся без сдачи аттестации те, кто хочет в дальнейшем работать в легкой промышленности или строительстве. Для качественной подготовки учащемуся следует тренироваться, решая задачи из банка заданий ЕГЭ.

Сдача ЕГЭ по химии – непростое испытание, поскольку уровень знаний должен быть особенно высоким. Структура экзамена состоит из краткой и развернутой частей, как и все остальные. Ничего обычного на экзамене вы не встретите.

Тренироваться можно самостоятельно, так как во всех регионах РФ задания однотипны. Вы можете потренироваться на бесплатных сайтах в открытом доступе, это крайне удобно и мобильно. Сделать это можно где угодно: у себя дома, в дороге, на перерыве в школе. Тренировка позволяет вам разложить всю информацию по полочкам. На сайтах вы также можете найти демонстрационные варианты текущего года.

Структура

Часть 1 содержит 29 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом (порядковые номера этих заданий: 30, 31, 32, 33, 34). На выполнение всех заданий отводится 3,5 часа.

Оцените статью
ЕГЭ Live