ЕГЭ-2020 по русскому языку, задание 7: теория с комментариями, практика, изменения ФИПИ, ответы – Российский учебник

ЕГЭ-2020 по русскому языку, задание 7: теория с комментариями, практика, изменения ФИПИ, ответы – Российский учебник ЕГЭ

Задание 7

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 7 с дальнейшим разбором примера на практике.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

Задание 7 егэ по русскому языку | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс): | образовательная социальная сеть

Морфологические нормы

Имя существительное

I. Формы склонения

1. Мужской род множественное число именительный падеж

а (я)

ы (и)

Доктора, катера, округа, паспорта, профессора,   директора, ордера, инспектора

Отпуска, повара, сторожа, векселя

Архитекторы, гербы, порты, приговоры, возрасты,           выговоры, лекторы, офицеры

Почерки, шофёры, бухгалтеры

Лексическое значение

        Корпусы (туловища) – корпуса (здание)

        Образы (героев) – образа (иконы)

        Пропуски (уроков) – пропуска (документы)

        Счёты (взаимные) – счета (документы)

Тоны (звуковые) – тона (цветовые)

        Тормозы (препятствия) – тормоза (механизмы)

        Хлебы (печёные) – хлеба (на корню)

2. Мужской род родительный падеж множественного числа.

3. Женский и средний род родительный падеж множественного числа.

1) полное окончание

нулевое окончание

верховьев, долей (доля), доньев (дно), кеглей, копытцев, кружевцев, платьев, устьев (устье)

простыней

свечей

барж, басен, блюдец, вафель, дел, зеркалец, кочерёг (кочерга), кушаний, мест, одеялец, туфель, яблонь

простынь

свеч (игра стоит свеч)

2) слова, не имеющие форм единственного числа

заморозков

лохмотьев

консервов

яслей

нападок

потёмок

сумерек

макарон

дрязг

II.         Ира – известная неженка!

        Ваня – известный неженка!

III.       !ЗАПОМНИ: м.р.: толь, шампунь, рояль, тюль, катафалк;

                ж. р.: туфля, тапка, моль, вуаль, плацкарта;

                с. р.: повидло, колено, яблоко.

Род несклоняемых существительных:

— мужской род:

                1. лица мужского пола (денди);

                2. животные, птицы, рыбы (какаду) !КРОМЕ иваси, цеце – женский род.

         — женский род:

                1. лица женского пола (мадам, фрау);

                2. исключения

         — средний род:

                1. неодушевлённые существительные

                 !КРОМЕ

                 ж. р.: авеню, кольраби, салями;

                 м. р.: кофе, пенальти.

— род географических наименований определяется по родовому слову: Сухуми – город (м.  р.); Колорадо – река (ж. р.).

— род сложных слов определяется по главному слову: кафе-мороженое (с. р.).

Имя прилагательное

1. Если рядом стоят 2 прилагательных, то они должны быть

либо        краткое краткое (Она очень умна и воспитанна.)

либо           полное полное (Она умная и воспитанная.)

2. Только кр. форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова:

        Мой ребёнок болен ангиной (правильно).

        Мой ребёнок больной ангиной (неправильно).

3. Нельзя смешивать простые и составные формы сравнительной и превосходной степени сравнения:

        Более красивый, самый красивый (правильно).

        Более красивее, самый красивейший (неправильно).

!Запомните формы сравнительной степени: бойче, звонче, слаще, хлёстче.

Имя числительное

1.         При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав (Книга состоит из двухсот пятидесяти четырёх страниц).

Склонение числительных

        При склонении составных порядковых (какой?) числительных должно изменяться только последнее слово (Я читаю книгу двести пятьдесят четвёртой странице).

2. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть как целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе (от трёх пятых, к трём пятым).

3. Склонение числительных сорок, девяносто, сто:

И. п., В. п.: сорок, девяносто, сто;

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.: сорока, девяноста, ста.

4. Склонение числительных полтора, полтораста:

И. п., В. п.: полтора, полтораста;

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.: полутора, полутораста.

5. Собирательные числительные, порядковые числительные изменяются как имена прилагательные.

6. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

употребляются с 

        1. существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое мальчиков)

        2. существительными, обозначающими детёнышей животных (двое лисят)

        3. существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое ножниц)

        4. с прилагательными, перешедшими в существительные (двое военных)

        5. со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят)

        6. с личными местоимениями (их было двое)

не употребляются с

        1. существительными, обозначающими лиц женского пола (две девочки)

        2. существительными, обозначающими взрослых животных (две лисы)

7. Собирательное числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода (оба стола, оба окна), собирательное числительное обе сочетается с существительными женского рода (обе руки).

8. Склонение числительных оба, обе:

И. п. оба                обе                                В. п. оба                обе

Р. п. обоих                обеих                                Т. п. обоими                обеими

Д. п. обоим                обеим                                П. п. об обоих        об обеих

9. Различайте!

Глагол

1. !Запомни

ПРАВИЛЬНО

!!! НЕПРАВИЛЬНО

Чищу пылесосом

Пылесошу

Полощет, сыплет, чихает, щиплет

Полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет

Мок, сох

Мокнул, сохнул

Класть

Ложить

Стирать, играть, полоскать

Стираться, играться, полоскаться

Положи, поезжай

Положь, едь

2. Смешение времени и вида глагола ведёт к грамматической ошибке.

НЕПРАВИЛЬНО: Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него.

ПРАВИЛЬНО: Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появляется страх за него.

Причастие

1. Смешение возвратных и невозвратных причастий:

НЕПРАВИЛЬНО: Федеральные войска, сражающие на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

ПРАВИЛЬНО: Федеральные войска, сражающиеся на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

2. Смешение действительных и страдательных причастий:

НЕПРАВИЛЬНО: Девочка, воспитывающаяся бабушкой, учится хорошо.

ПРАВИЛЬНО: Девочка, воспитываемая бабушкой, учится хорошо.

3. НЕ СУЩЕСТВУЕТ формы причастий на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей БЫ ( сделающий, выдумающий, вызывавшее бы).

4. !Запомни: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклейменный, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый.

5. бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его и в причастиях (глохнувший, липнувший), а приставочные – теряют (оглохший, прилипший).

Деепричастие

1. Литературными являются формы деепричастий на -В (не -ВШИ): встретив, купив, подумав, сняв (НЕ встретивши, купивши).

2. !Запомни: высунув, положив, разинув, скрепив, сломив (НЕ высуня, положа, разиня, сломя). Формы на -Я встречаются только во фразеологических оборотах: скрепя сердце, положа руку на сердце.

Местоимение

1.         Без, в, для, до, за, из, к, с, у, впереди, вокруг, возле, около он, она, оно, они = Него, Неё, Ним…

        Благодаря, наперекор, сравнит. степень (лучше) он, она, оно, они = ему, ей, им…

2. Местоимения 3 лица заменят ближайшее к ним существительное.

НЕПРАВИЛЬНО: Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года.

ПРАВИЛЬНО: Мальчик был сирота; отец умер, когда сыну было три года.

3. Собирательные существительные не могут заменяться местоимениями множественного числа.

НЕПРАВИЛЬНО: Группа просила переэкзаменовать их в первую очередь.

ПРАВИЛЬНО: Группа просила переэкзаменовать её в первую очередь.

Наречие

!Запомни

НЕПРАВИЛЬНО: вовнутрь, навряд ли, напополам, взаправду.

ПРАВИЛЬНО: внутрь, вряд ли, пополам, вправду

Предлог

1. Благодаря, согласно, вопреки, наперекор  ДАТЕЛЬНЫЙ падеж

НЕПРАВИЛЬНО: согласно расписания

ПРАВИЛЬНО: согласно расписанию

2. !Запомните:

        По приезде                по выполнении

        По отъезде                по окончании

        По приходе                по заключении

3. !Допускается

        Скучаю по вас (по вам)

        Стреляли по нас (по нам)

4. !Учитывайте оттенки значения предлогов

НЕПРАВИЛЬНО: Благодаря непогоде урожай не убран.

ПРАВИЛЬНО: Из-за непогоды урожай не убран.

Запомните  наиболее часто встречающиеся примеры в задании № 7.

СуществительныеЧислительные
любимые профессорав двухстах метрах
греческих богиньв полутора часах
несколько ножнициз полутора метров ткани
хорошие докторапять барышень
умелые поварадо тысяча восемьсот двенадцатого года
несколько яблокв обеих руках
лежат на шкафуобоих студентов
пять кочерёгдо тысяча девятьсот пятого года
пара туфельшестьюстами учебниками
Про ЕГЭ:  Советы эксперта: Как сдать ЕГЭ по информатике — Учёба.ру
несколько пар туфельс тремястами бойцами
домашняя туфляо трёхстах участниках
несколько полотенецв трёхстах метрах
новые выборына триста пятьдесят седьмой странице
косвенных падежейчетырьмястами студентами
здоровые дёснысвыше четырёх тысяч метров
об аэропортев течение тридцати пяти минут
уважаемые директорас пятьюдесятью рублями
спелых абрикосовсемьюдесятью процентами
несколько мандариновпочти в ста странах
новых полотенецс семьюстами метрами
много облаковчетырьмястами рублями
пара ботинокчетырьмястами рублями
ряд критериевпятьюстами тридцатью тремя метрами
несколько яблокв тысяча девятисотом году
новых джинсовдве седьмых
пачка макаронболее полутораста зрителей
сладких помидорово полутора часах
молодые бухгалтерыГлаголы
пять граммовбыстро выздоровеет
пропуска на предприятиявыправь текст
согласно графикумокла под дождём
в бокупоезжай побыстрее
благодаря решениюпоезжай вперёд
две пары чулокпоезжайте в город
три пары носковзаезжай завтра
опытные шофёрыхорошо проповедует
пара ботинокжжёт костёр
двух пар ботинокзажжёт фейерверк
согласно тарифусовсем озяб
часовые поясаоденьтесь теплее
среди грузинодень ребёнка
пять блюдецвысохла шапка
все возрастылягте на пол
ряд критериевлажу по крышам
килограмм вафельразожжёт костёр
почеркпрополощи бельё
много вишенпопробуем
опытные тренерыпусть попробует
килограмм помидоровпопробует торт
около двух килограммовмокла под дождём
лучшие парикмахерылягте на коврик
все возрастынасмехаться
милых барышеньразъезжайтесь
современных кухоньпоскользнуться
пара варежекпосади дерево
модных серёгнадень перчатки
несколько сотензажжётся огонь
почётные титулыпоймать кошку
банка сардинполощет рот
нет заморозковполощет бельё
старых басенклади на место
полки для кухоньжаждет славы
новые компьютерынасквозь промок
новый шампуньпомашите отъезжающим
дальние деревниСтепени сравнения
вместе с детьминаиболее решительно поступил
тонкий тюльнаиболее уместно
летних каникулбогатейший выбор
без погонпришёл более поздно
варка макарончудеснейшим образом
песни цыгантовары дешевле
взвод солдатжёстче дерева
жареные тетеревафильм интереснее
около трёх аршинменее значительный
по приезде в городболее глубокий конфликт
горячие супыпеть ещё звонче
иностранные паспортасамый молодой
все инженерыболее высоко прыгнуть
уборка яслейсерьёзнейшее замечание
несколько яблоньэта работа более хорошая
Причастияповеселее
обгрызенное яблоконаисложнейший
обгрызенная грушадлиннее
полощущий бельёболее резкое движение
запрещающий игрынаиболее интересный
Деепричастияторт менее сладкий
смотря вперёднаилучших снимков
почитав рассказповеселее
не проронив ни словаМестоимения
Наречиена их территории
поделить напополамих письма
 по их указанию

Множественное число существительных.

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают  затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 7.

-а, -я-ы, -и
борт-бОртыбухгАлтер-бухгАлтеры
порт-пОртывозраст-вОзрасты
торт-тОртыгрифель- грИфели
вексель- векселЯгрунт- грУнты
вензель- вензелЯдиспетчер-диспЕтчеры
директор-директорАдоговОр-договОры
инспектор- инспекторАдрАйвер- дрАйверы
катер- катерАинженЕр- инженЕры
китель-кителЯконстрУктор- констрУкторы
кузов-кузовАлектор-лЕкторы
купол-куполАлифт-лИфты
округ-округАплЕйер-плЕйеры
ордер-ордерАпиговОр- приговОры
паспорт-паспортАпрИнтер- прИнтеры
погреб-погребАпрожЕктор-прожЕкторы
профессор-профессорАредАктор-редАкторы
сторож-сторожАрЕктор-рЕкторы
тенор-тенорАсвИтер-свИтеры
флюгер-флюгерАсЕктор- сЕкторы
фельдшер-фельдшерАсклад-склАды
хутор-хуторАслЕсарь-слЕсари
штАбель- штабелЯснАйпер- снАйперы
штЕмпель- штемпелЯтрЕнер-трЕнеры
шУлер-шулерАфлот- флОты
 фронт- фронтЫ
 шофёр-шофЁры
 штаб-штабЫ
 штурман- штУрманы

 Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей

казАхи-казаховармяне-армЯн
калмЫки-калмЫковбашкИры-башкИр
киргИзы-киргИзовболгАры-болгАр
монгОлы-монгОловбурЯты-бурЯт
таджИки- таджИковгрузИны-грузИн
тунгУсы-тунгУсовлезгИны-лезгИн
узбЕки- узбЕковосетИны-осетИн
хорвАты-хорвАтврумЫны-румЫн
якУты-якУтовтатары-татАр
 тУрки- тУрок
 туркмЕны-туркмЕн
 цыгАне-цыгАн

Родительный падеж множественного числа существительных

Нулевое окончаниеНулевое окончаниеНулевое окончаниеОкончание –ев (-ов)Окончание   -ей
НЕТ партизанколенбарышеньплатьевружей
солдатплечбоярышеньустьевсвечей
гусарчиселдеревеньподмастерьевкеглей
драгункреселодеялецносковсаклей
кирасирбрёвеняблокметровраспрей
валенокполотенецблюдецграммовпашей
сапогволоконвафелькилограммовюношей
чулокрёбертуфельгектаровбудней
ботинокядеркровельрельсовяслей
погонрозогоглобельапельсиновдрожжей
эполеткухоньсвадебмандариновдровней
амперкочерёгусадебпомидоровлюдей
ваттставенняньтоматовотрубей
вольтбасенделбаклажановсаней
омпесенбрызглимонов углей
аршинсплетенбрюкболотцев 
микрондоменбускопытцев 
герцчерешенканикулкружевцев 
рентгенносилокмакароноконцев 
денегпотёмоксалазокзаморозков 
сумерек  брелоков 

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

Род несклоняемых существительных

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда —  к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

 Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому ( общему ) понятию: широкая авеню( улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси ( город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

  • Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее — вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

Запомните трудные случаи образования форм имён существительных.

Разговор с Пушкиным — под городом Пушкином.

Встретился с  Ростовым — живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

  • Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.
  • Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.
  • Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

  • Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.
  • Различайте слова по лексическому значению:

Листья( на деревьях)- листы ( железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты( остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи( кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков)

тормозА( устройство)- тОрмозы( препятствия)

сыновья( дети)- сыны( отчества)

учителЯ(преподаватели)- учИтели( идейные руководители)

  • У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.

Морфологические нормы глаголов

Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:

И настоящего и будущего времени:

Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:

  • постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь

Образование форм глаголов.

  • Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени  у следующих глаголов:

затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.

  • Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:

кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),

закатиться ( о круглом предмете)

наступить (о времени)

обступить, осуществиться,

произойти, получиться,

родиться, раздаваться,

течь, состояться, удаваться и др.

  • Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице

( «победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.

  • Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)
  • Глаголы с корнем « -лож» употребляются только с приставкой

( положить, выложить ).

выздоровеют, опостылеют, опротивеют

чтить- чтут ( допускается – чтят)

стлать ( -ся)- доп. стелить(-ся)

ездить – ездит, ездят

мучить, мерить.

лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь

чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят

жечь — жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут

(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)

  • Запомните формы настоящего и будущего времени:

внимать – внимают (внемлют- поэтич.)

глодать – гложет

дремать – дремлет

кликать –кличет

клокотать- клокочет

колыхать – колышет

кудахтать- кудахчет

махать – машет,

мурлыкать – мурлычет,

плескать- плещет,

полоскать- полощет

рыскать – рыщет

сыпать- сыплет

трепать – треплет

хлестать- хлещет

щипать — щиплет

  • Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:

каплют (капает) с крыш ( « падают каплями»)

накапать лекарства («несколько капель»)

  • Запомните: прийти.
  • При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:

лечь- лягу, ляжет, лягут

течь – теку, течёт, текут

Про ЕГЭ:  Статград варианты РЯ2110901 РЯ2110902 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 с ответами | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

беречь- берегу, бережёт, берегут

Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут

  • При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну:

возникнуть – возник

высохнуть – высох

исчезнуть – исчез

погибнуть- погиб

привыкнуть – привык

промокнуть – промок

проникнуть – проник

( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)

Запомните:

глохнуть – глох

достигнуть – достиг,

киснуть – кис,

пахнуть – пах,

подвергнуться- подвергся,

вянуть – вял,

В следующих словах более приемлем первый вариант:

гаснуть – гас, гаснул

мёрзнуть – мёрз, мёрзнул

сохнуть – сох, сохнул

тухнуть – тух, тухнул

  • Запомните некоторые формы повелительного наклонения:

лечь – ляг, лягте

сесть – сядь, сядьте

резать – режь, режьте

мазать – мажь, мажьте

ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).

Но при отрицании : не езди, не ездите.

В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:

выглади – выгладь

чисти- чисть

вычисти- вычисть

не корчи – не корчь

очисти- очисть

порти- порть

испорти- испорть

попорти- попорть

почисти – почисть

уведомь – уведоми

откупори — откупорь

полакомься- полакомись

Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.

Запомните!

1 лицо множественного числа повелительного наклонения :

пойти – пойдёмте, пойдём

В разговорной речи неверно употребляют  « пошли, пошлите»

( это форма глагола «послать»: пошлите письмо)

  • Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
  • Запомните:

умертвить – умерщвлю

роптать –ропщу

Окончания р.п. мн. числа.


Многие имена сущ. м. рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в Р.п. мн.ч. форму без окончаний

  1. Названия предметов, употребленных обычно парами: (пара)ботинок, валенок, сапог, чулок (но носков), погон, эполет.
  2. Названия некоторых национальностей: англичан, армян, грузин, румын, турок, цыган, НО киргизов, монголов, узбеков, якутов.
  3. Названия воинских групп, прежних родов войск: (отряд) партизан, солдат, гренадёр, гусар, драгун, кадет, улан.
  4. В некоторых названиях единиц измерения: ампер, ватт, вольт, аршин, НО граммов, килограммов, ньютонов, гектаров.

Сохраняется окончание -ОВ в формах: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, рельсов.

Нормативными являются формы Р.п.: вафель, кочерёг, туфель, кровель, оглобель, розог, свадеб, сплетен, усадеб, долей, пригоршней, свечей, цапель, нянь, простынь, ремесел, захолустий, побережий, верховьев, устьев, плеч, яблок, блюдец, зеркалец, корытец, одеялец, полотенец, щупалец, болотцев, кружевец (кружевцо), кружевцев (кружевце), клипсов, лохмотьев, будней, шаровар, дровней, яслей.

Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.

Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.

Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар

Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов

Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:

  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:

  • ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт

Но: граммов, гектаров, килограммов

Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:

  • много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Однако: много деревцев, оконцев

Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:

  • много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.

Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей

Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:

  • много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней

Решу егэ

1) Гоша, обращаясь к маме, процитировал всего-навсего одно предложение из повести, которую он закончил читать пару дней назад, но мать сразу поняла, что он хотел сказать, и расплакалась, бросилась обнимать сына.

2) Оказавшись на пристани и увидев десятки белобоких теплоходов, обещающих увлекательную прогулку по заливу, мы всей компанией решили воспользоваться этой возможностью и уже через полчаса любовались большой водой, стоя на корме теплохода «Антона Чехова».

3) Коллекционеров Сотников не особо жаловал, хотя и понимал, что благодаря именно этой категории людей имел в течение многих лет солидный приработок, выступая в качестве уникального эксперта по изделиям «Дома Сотникова», знаменитого ювелирного предприятия, основанного ещё в самом конце восемнадцатого века.

4) Смотря на водную гладь, возникает ощущение свободы, хочется прыгнуть с этой скалы в кристально чистую воду и поплыть вперёд, навстречу приключениям.

5) Когда наконец семёрка велосипедистов вырвались вперёд, оставив далеко позади остальных соперников, Никита и Егор, поначалу не особенно внимательно следившие за ходом состязания, буквально прильнули к экрану телевизора.

6) Вопреки обычного многолетнего порядка, из-за реки по мостам, обтекая собор, на площадь стали вливаться бесчисленные людские массы, заворачиваясь в крутые завитки и приподнимаясь у высокого основания храма настигающими, захлёстывающими друг друга тугими валами.

7) Знакомство славян, расселившихся в VI—VII вв. на территории Греции, с римской культурой не только проявлялось в сельскохозяйственной лексике, но и в терминологии, связанной со строительством, обработкой металлов и дерева, ткачеством, рыболовством и пчеловодством.

8) В последующем некоторые учителя успешно проводили эту экскурсию со своими учениками на одном из близлежащих к Москве верховых болот, акцентируя внимание учащихся на необходимости сохранения болот ввиду их огромного биосферного значения.

9) Поклонники автоспорта даже придумали легенду, согласно которой своё название, в переводе означающее «серебряный камень», это место получило именно благодаря автодрому, ставшему одной из самых больших драгоценностей в сокровищнице британского автоспорта.

Род имен существительных

I. Слова, относящиеся к м.роду.


Банкнот, ботфорт, зал, занавес, овощ, погон, рельс, рояль, табель, толь, эполет, тюль.

II. Слова, относящиеся к ж.роду.

Бакенбарда, мозоль, манжета, клавиша, вуаль, свиристель, туфля.


III. Слова, относящиеся к ср. роду.

Монисто, мочало, повидло, чучело, щупальце.

Несклоняемые имена сущ. иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к ср. р.: интервью, такси, алоэ, кашне.Правило имеет ряд исключений, к м. роду относятся: бри (сорт сыра), га (гектар), кофе, пенальти (одиннадцатиметровый штрафной удар), сирокко (ветер), шимми (танец); к ж. роду относятся: авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).

Несклоняемые имена сущ., обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц), относятся к м.роду: азиатский зебу, забавный пони, пестрый какаду, серый кенгуру; ж.роду: иваси (рыба), цеце (муха); двуродовым является слово колибри.


Род несклоняемых сущ., обозначающих географические собственные имена, определяется по грамматическому роду нарицательного сущ., выступающего в роли родового понятия: солнечный Сочи (город), полноводное Эри (озеро).

По родовому наименованию определяется также род несклоняемых названий органов печати: «Таймс» опубликовала (газета).

Склонение имен числительных

Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:

В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.

Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:

  • две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)

При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:

  • по обеим улицам(не по обоим); по обоим домам (не по обеим).

Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная).

Про ЕГЭ:  Первичные и тестовые баллы ЕГЭ-2023

Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.

Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная).

Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.

Алгоритм выполнения задания №7 ЕГЭ:

  1. Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти её.
  2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
  3. Вспомните правила употребления выделенных слов. Действуйте методом исключения.
  4. Запишите в ответ исправленный вариант (правильную форму слова).
Задание ER0722T

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

урожай ПОМИДОРОВ

БЛИЖАЙШАЯ станция

у наших ВОРОТ

нет ПОЛТОРАСТА рублей

детские ДОКТОРА


  • В 1-ом словосочетании урожай ПОМИДОРОВ нет ошибки в образовании формы слова, так как названия фруктов или овощей мужского рода, которые оканчиваются на согласный, имеют окончание ОВ в родительном падеже множественного числа (лимонов, апельсинов, мандаринов и т.д.).
  • Во 2-ом словосочетании БЛИЖАЙШАЯ станциянет ошибки в образовании простой превосходной степени прилагательного. Неправильно употреблять рядом с этим прилагательным слова самая, наиболее и наименее.
  • В 3-ем словосочетании у наших ВОРОТнет ошибки в образовании формы существительного, так как в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание.
  • В 4-ом примере нет ПОЛТОРАСТА рублейесть ошибка в образовании формы числительного. В предложенном примере это числительное употребляется в родительном падеже («чего?»), а во всех падежах, кроме именительного и винительного (полтораста), это числительное пишется с буквой «у» в середине. Соответственно, правильно – нет полутораста рублей.
  • В 5-ом словосочетании детские ДОКТОРА нет ошибки в образовании множественного числа именительного падежа существительного.

Ответ: полутораста

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, — сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый — красивее (красивей)

мудрый — мудрее (мудрей)

сладкий — слащ-е

низкий — ниж-е

тонкий — тонь-ше

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий — более (менее) сладкий

низкий — более (менее) низкий

Запомните!

Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

мудрый — мудр-ейш-ий

тихий — тиш-айш-ий

Составная превосходная степень образуется двумя путями.

  1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый — самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
  2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Запомните!

Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Прилагательное.Наречие.Категория состояния.
В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже — в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

Употребление форм местоимений

• После простых предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах добавляется букваН.

Без него, в неё, возле неё, для них, до него, к ней, с ними, у них, мимо него, вокруг неё, близ них.

• После производных предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах буква Н не добавляется.

Благодаря ему, вопреки ей, наперекор им, навстречу им, согласно ему, подобно ей.

• Не употребляется буква Н перед личными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, стоящими после слов в форме сравнительной степени прилагательных.

Умнее его, быстрее её, дольше их, красивее её, скромнее его.

• МестоимениеКТО употребляется только с глаголами единственного числа. Примеры на это правило часто встречаются в ЕГЭ.


Неправильно:
Те, кто пропустили тренировку, будут отстранены от соревнований. – Правильно: Те, кто пропустил тренировку, будут отстранены от соревнований.

Употребление форм существительных

1. Именительный падеж множественное число

• Окончания –а(-я), находится под ударением

Адреса, борта, веера, векселя вензеля, директора, доктора, егеря, инспектора, кителя (и кители), короба, кучера, мастера, прожектора (и прожекторы), паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, фельдшера, флигеля, шелка, якоря.

• Окончания –ы/-и

Бухгалтеры, выборы, возрасты, гербы, грифели, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, контейнеры, конструкторы, лекари, офицеры, маляры, месяцы, порты, почерки, принтеры, редакторы, секторы, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы.

• В некоторых существительных окончание именительного падежа множественного числа связано со значением слова.

Мои года – годы труда; почтовые адреса – поздравительные адресы; фабричные корпуса – корпусы часов; выводить на танцах кренделя – вкусные крендели; песцовые меха – кузнечные мехи; пропуска на предприятие – пропуски уроков; электрические провода – долгие проводы; школьные учителя – учители человечества; спелые хлеба – испечённые хлебы.

2. Нулевое окончание в существительных множественного числа родительного падежа

• Названия предметов:

Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, когерги – кочерёг, манжеты – манжет, места-мест, окна – окон, стёкла – стёкол, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – петель, серьги – серёг, сироты – сирот, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки – валенок, жабры – жабр, каникулы – каникул, макароны – макарон, ножницы – ножниц, оковы – оков, плечи – плеч, погоны – погон, сапоги – сапог, сардины – сардин, шорты – шорт, шпроты – шпрот.

ЧУЛКИ – ЧУЛОК, но: НОСКИ – НОСКОВ.

Сразу запоминается!Чулки длинные – слово короткое, носки короткие – слово длинное.

• Плоды деревьев:

Яблоки – яблок, яблони – яблонь.

• Названия национальностей

Армяне – армян, башкиры – башкир, болгары – болгар, буряты – бурят, грузины – грузин, румыны – румын, туркмены – туркмен, цыгане – цыган.

• Названия единиц измерения

Амперы – ампер, аршины – аршин, биты – бит, ватты – ватт, вольты – вольт, рентгены – рентген.

Формы глагола

Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить и др., принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуются формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего времени.

Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает и полощет. Первая форма свойственна разговорному стилю и просторечию, вторая форма – общелитературному языку.


Запомните следующие формы повелительного наклонения:

Лежать – ляг, лягте, ехать – поезжай, поезжайте, бежать – беги.

Формы деепричастий

Ошибки в образовании форм деепричастий могут быть связаны с

  1. С использованием суффикса В вместо А(Я) при образовании деепричастий несовершенного вида и наоборот.
    Не соответствует норме: мы шли и шли, находив все новые грибы.


Исходя из данного теоретического материала, ошибка в словосочетании «по обоим сторонам».

Ответ: по обеим сторонам.

Оцените статью
ЕГЭ Live