Подготовка к ЕГЭ по русскому языку — коллекция текстов

ЕГЭ

Подготовка к егэ. вариант 4

Вариант № 4.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан – это не только вода, это растворённые в ней соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, <…> все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать эту многокомпонентную систему в целом трудно даже океанологам: она слишком сложна.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

     

     1)

    Трудно поверить в то, что нет вещества более необыкновенного, более удивительного и загадочного, чем обычная вода, однако достаточно начать изучать её, чтобы убедиться в том, что это целая многокомпонентная система.

     2)

    Океан – это не только вода, но и различные компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии, и изучение этой многокомпонентной системы представляет собой трудность не только для специалистов по гидродинамике, привыкших иметь дело с «идеальной жидкостью», но и для океанологов.

     3)

    Изучением вод Мирового океана занимаются преимущественно не специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», а океанологи, для которых сложная структура океанической воды не представляет трудности.

     4)

    Тем, кто считает, что нет ничего проще воды, специалисты по гидродинамике советуют подробно изучить многокомпонентную систему этой отнюдь не идеальной жидкости, включающей в себя растворённые соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества и другие компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии.

     5)

    Специалистам по гидродинамике, привыкшим иметь дело с «идеальной жидкостью», как и самим океанологам, исследовать океан трудно, ведь он состоит не только из воды, но и из различных компонентов, которые находятся в сложнейшем взаимодействии.

    Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    например,

    причём

    напротив,

    если

    во-первых,

    Ответ: ___________________________.

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено 
    в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

     1)

    Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. 
    М. для литья. Модели для скульптур.

     2)

    Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

     3)

    Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

     4)

    Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.

    Ответ: ___________________________.

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    опломбИровать

    отбылА

    наделЁнный

    щемИт

    надОлго

    Ответ: ___________________________.

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец 
    с резьбой по всей поверхности.

    Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

    Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

    ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

    Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

    Ответ: ___________________________.

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

     вкусные ТОРТЫ

    посмотрел более СТРОЖЕ

    ПОПРОБУЕМ помочь

    не ЕЗДИТЕ быстро

    ЧЕТВЕРО учеников

    Ответ: ___________________________.

    7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

    предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

    столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ

    ОШИБКИ

    А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Б) неправильное употребление имени числительного

    В) ошибка в построении предложения с однородными членами

    Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

    В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

    Кто, как не сама природа, научил будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

    Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.

    В повести А.С. Пушкина «Дубровский» изображены картины крепостного прошлого России.

    Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

    Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

     В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция.

    Он любил смотреть фильмы разных режиссеров: Рязанов, Михалков, Герман.

    Летнее наводнение 2022 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

      Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

      8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

      комп..нент

      к..нвоировать

      неизгл..димый

      крок..дил

      заб..раться

      Ответ: ___________________________.

      9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

      бе..связный, ра..жать

      пр..брежный, пр..вык

      по..шивка, о..дышался

      пред..юньский, по..ск

      от..звал, р..зослал

      Ответ: ___________________________.

      10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.      

      попроб..вать

      засчит..вать

      прониз..вать

      погляд..вать

      размат..вать

      Ответ: ___________________________.

      11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я

      реде..щий (туман)

      (выпускники) встрет..тся

      (туманы) стел..тся

      (линии) соприкаса..тся

      (они) полощ..т (бельё)

      Ответ: ___________________________.

      12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

      Раскройте скобки и выпишите это слово.

      Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

      (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

      Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

      Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

      У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

      Ответ: ___________________________.

      13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

      СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

      В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

      Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

      Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

      Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

      Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

      Ответ: ___________________________.

      14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

      Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

      Ответ: ___________________________.

      15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

       1)

      Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

       2)

      В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

       3)

      И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

       4)

      Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

       5)

      Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

      16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

      в предложении должны стоять запятые.

      Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном 
      лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

      Ответ: ___________________________.

      17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

      в предложении должны стоять запятые.

      На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

      Ответ: ___________________________.

      18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

      в предложении должны стоять запятые.

      В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

      Ответ: ___________________________.

      19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

      в предложении должны стоять запятые.

      Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

      Ответ: ___________________________.

      Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

      (1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

      (5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

      (8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

      (10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. 
      (11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

      (12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

      (14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

      (19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

      (21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

      (24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

      (26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

      (29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

      (30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

      (По В.А. Солоухину*)

      Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

       20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

      1)Автор никогда раньше не видел такого разлива реки в родных местах.

       2) В ямке, сделанной коровьим копытом, автор увидел мышат.

       3) Увидев человека, выхухоль уплыла на другой берег реки и спряталась 
      в ольховых зарослях.

       4) Выхухоль – осторожное и пугливое животное.

       5) Автор испугался за своих детей, которых тоже могло застать наводнение, и быстро ушёл домой.

      Ответ: ___________________________.

      Начало формы

      Конец формы

      Начало формы

      Конец формы

      Начало формы

      Конец формы

      Начало формы

      Конец формы

      Начало формы

      21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

      1)В предложениях 5–7 представлено рассуждение.

       2) Предложения 10–11 включают элементы описания.

       3) Предложение 12 содержит элемент описания.

       4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.

       5) Предложения 26–28 содержат описание.

      Ответ: ___________________________.

      22. Из предложения 10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

      Ответ: ___________________________.

      23. Среди предложений 10–15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

      Ответ: ___________________________.

      Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

      В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

      Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

      Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

      Вариант № 4.

      1

      25

      2

      причём

      3

      3

      4

      опломбировать

      5

      костяной

      6

      более строго или строже

      7

      56817

      8

      неизгладимый

      9

      прибрежныйпривык

      10

      попробовать

      11

      встретятся

      12

      неясные

      13

      такжепоэтому

      14

      12

      15

      35

      16

      34

      17

      12

      18

      1

      19

      1234

      20

      145

      21

      235?

      22

      огромныйкрохотный

      23

      13

      24

      6981

      Сочинение по демоверсии егэ 2021

      Готовое сочинение по новым критериям демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2021.

      Текст

      (1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

      (3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел
      совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине
      находится любовь к родной природе.

      (6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

      (11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

      (13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

      (19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
      (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был
      талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана
      Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

      (27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

      (По В.А. Солоухину*)

      * Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

      Сочинение

      Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.

      Как отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связь. Например, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого.

      Эта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль, автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту. Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России.

      Итогом размышлений становится такая позиция В.А. Солоухина: любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.

      Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре. Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.

      Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.

      Оцените статью
      ЕГЭ Live