Задание 21 ЕГЭ по русскому — практика с ответами

Задание 21 ЕГЭ по русскому - практика с ответами ЕГЭ

Алгоритм выполнения 21 задания:

  1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.
  2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.
  3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак.
    Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 — приложение и т.д.
  4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.
    Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.

Двоеточие ставится, если отношения между частями бсп:

  • причинные (потому что)
  • пояснительные (а именно)
  • дополнительные (что)

Задание 21 егэ по русскому — практика с ответами

Задание 21 – это одно из самых сложных заданий. Ученики путают постановку тире между подлежащим и сказуемым, тире при приложении и при несогласованном определении, выраженном Н.Ф. глагола. Поэтому в этом материале сделано много вариантов для отработки именно этих правил. Кроме того, рассматривается постановка запятых и двоеточий.

Задание в материале отличается от заданий ЕГЭ тем, что ученикам даются подсказки и материал сконцентрирован по темам. Этот материал сделан специально для отработки правила.

Автор: Ирина Анатольевна Суязова

20 вариантов заданий с ответами

→ скачать задания

Примеры заданий:

Вариант 1

Распредели предложения с тире в три группы:

группа 1 – тире при приложении;

группа 2 – тире при несогласованном определении, выраженном н.ф.гл.

группа 3 – тире между подлежащим и сказуемым.

1) У него была большая мечта – стать врачом.

2) Моё единственное занятие – делать людям маленькие подарки и совершать легкомысленные поступки, лишь бы они радовали моих близких.

3) Спокойный князь Андрей может смириться с жестоким условием отца – отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

4) Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих близких.

5) Старик ловил рыбу на спиннинг – английскую удочку с блесной, искусственной никелевой рыбкой.

6) Он обладал хорошей привычкой – делать всё старательно и вовремя.

7) Глухарь – очень плотная, бодрая и крепкая птица.

8) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне – троянском жреце, нарушившем волю богов.

9) Там с вечера гуляли по небосклону широки огневые сполохи – отсветы дальней канонады.

Вариант 2

(есть лишние ответы)

1. Найти предложения, в которых запятая ставится по одному правилу.

(1) Шагах в шести от Челкаша, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень.

(2) В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины.

(3) Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загореться вдали, как багряные пожары.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2020 по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению - Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ

(4) Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.

(5) Я проснулся поздно, часу в пятом пополудни.

(6) Оленька, заходите к нам на чай!

(7) Мне, как человеку любопытному, совсем не хочется уходить из комнаты.

(8) Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин, делали птичьи клетки и садки.

(9) Сегодня, в восемь часов вечера, мы пойдём в гости.

2. Найти предложения, в которых запятая ставится по одному правилу.

(1) В это утро, вскоре после восхода солнца, началось извержение вулкана.

(2) К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

(3) Профессор сказал мне, что науке нужно посвятить всего себя, что нельзя заниматься наукой ради обогащения, что у ученых не бывает пенсии и они служат науке всю свою жизнь.

(4) Метель не утихала, небо не прояснялось.

(5) Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.

(6) Когда закончится дождь, мы пойдем искать дорогу, которая выведет нас к дому.

(7) Маше подарили платье, сшитое из пестрой ткани.

(8) А над лесом мчалось, не отставая от поезда, осеннее полуночное небо.

(9) Я увидел, как морская пена оставалась на скалах, которые были спрятаны в тумане.

3. Найти предложения, в которых запятая ставится по одному правилу.

(1) И, тяжело вздохнув, мать продолжала жаловаться на бытовые неурядицы.

(2) Человек, стремящийся к знаниям, всегда будет успешен в жизни.

(3) В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

(4) Внизу, под обрывом, синело море.

(5) Все замолчали, переглянувшись между собой, и уже не возвращались к этой теме.

(6) По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву.

(7) Сходил бы ты, Илья, за газетой.

(8) Мужчина не слушал собеседника, думая о планах на день.

(9) Она сидела, горделиво откинув голову, и искоса посматривала на меня.

Связанные страницы:

Задание 21 егэ по русскому языку 2023: теория и практика

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.

Про ЕГЭ:  План сочинения ЕГЭ 2022 по русскому языку: структура и план эссе егэ

Запятая ставится

  • если события в предложениях происходят последовательно или одновременно (можно подставить И)

Знаки препинания при обобщающем слове:

  • Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

На столе лежали фрукты: апельсины, бананы, яблоки. 

  • Двоеточие ставится если после обобщающего слова есть слова: «как то», «а именно», «то есть», «например», «как например». Перед этими словами ставится запятая.

Во дворе росли цветы, а именно: ромашки, васильки, одуванчики.

!!!После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны !!!!

  • Тире ставится, если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов.

Яблоки, груши, сливы – все фрукты лежали на столе.

Знаки препинания при прямой речи

Слова автора предшествуют прямой речи А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П».

Прямая речь предшествует словам автора: «П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а.

Знаки препинания при цитировании

Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «…».Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.

Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А.

Практика: задание №21 егэ по русскому языку

Тире в неполном предложении

Неполное предложение — это предложения, в которых пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
!!!Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен.
Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений.

Примеры:А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как! Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки. 

  • Если предложение состоит из существительных в Дат. и Вин. падежах без грамматической основы.

Пример:Каждому молодому человеку – среднее образование. 

  • Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до) :
    Пространственные ( Поезд Москва – Санкт-Петербург)
    Временные (Крестовые походы XI-XIII веков)
    Количественные ( Запасы будут исчерпаны через десять — пятнадцать лет)
    Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.)

Тире в простом предложении

Между подлежащим и сказуемым, если:

  • Сущ Им. – Сущ.Им.
    Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки.

Примеры:Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)

  • – это Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».

Примеры:Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии. 

  • Инф. – инф.
    Инф. – сущ. Им.
    Сущ. Им. – инф.
Про ЕГЭ:  Линия заданий 13, Тесты ЕГЭ по русскому языку

Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.

Примеры:Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания. 

  • Числ. Им. – числ Им.
    Сущ. Им. — числ. Им.
    Числ. Им – сущ. Им

Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения.

Примеры: Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.

  • Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.

Пример:Мой друг – семи пядей во лбу. 

  • Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в Им.п. ТОЛЬКО при:
    — противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
    — логическом подчеркивании сказуемого (Пример: Я – страница твоему перу.)
    В остальных случаях тире НЕ ставится.
  • Инф. – предикативное наречие на –О
    Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)

Тире ставится,

если между частями БСП противительные(а, но), временные (когда), условные (если), сравнительные отношения (как, будто), если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием (выводом) (так что). Лес рубят – щепки летят.

Точка с запятой ставится

  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой.
  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)
    Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари

Формулировка задания 21 егэ

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

Оцените статью
ЕГЭ Live