Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2023: теория и практика

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2023: теория и практика ЕГЭ

Задание 2 егэ 2021 по русскому теория для подготовки

Для решения задания 2 нужно уметь находить связи в тексте и знать основные лексические средства связи и их типы.

В задании 2 нужно заполнить пропуск в тексте с помощью самостоятельно подобранного средства связи. В задании указывается тип пропущенного элемента. Например, подберите вводную конструкцию, сочинительный союз, указательное местоимение.

В тексте всегда есть внутренние связи, так как текст несёт целостное сообщение. Внутренние связи в тексте выражаются языковыми средствами.

Я видел серого котёнка около яблони. Он умывался.
Эти два предложения связаны по смыслу. Первое предложение указывает на объект (котёнка), а второе несет дополнительную информацию о том же объекте. Мы понимаем, что речь идёт об одном и том же элементе действительности, так как во втором предложении есть местоимение он, указывающее на котёнка. Он – это средство связи двух предложений в текст.

В задании 2 ЕГЭ нужно на место пропуска подставить средство связи. Предложения в тексте уже связаны между собой по смыслу. Нужно лишь подобрать слово, которое будет выявлять эту связь. При возникновении затруднений подбери вопросы, которые связывают между собой предложения или части предложений.

На какие средства связи в тексте стоит обратить внимание?

  1. Союзы и союзные слова
  2. Вводные конструкции
  3. Частицы
  4. Вопросительные слова
  5. Местоимения
  6. Наречия
  7. Предлоги

Союз – служебная часть речи и используется только для связи слов и частей предложения. Союз не является членом предложения.
Я увидел, что за окном светало.

Союзное слово – местоименное слово (например, кто, что, который, зачем), которое сочетает в себе признаки служебной и самостоятельной части речи. Союзные слова являются членами предложения и используются для выражения подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях.
Я увидел, что было внутри коробки. Я заметил, кто вошел.

Тип связиВид союзаПримеры
Сочинительные соединяют
равноправные элементы
Соединительныеи, не только…но и, да
Разделительныеили, либо
Противительныеа, но, зато
Подчинительные соединяют
главный и зависимый элементы
Изъяснительныечто, как
Временныекогда, пока
Причинныетак как, потому что
Целевыечтобы, для того, чтобы
Условныеесли, раз
Уступительныехотя, несмотря на то, что
Сравнительныекак будто, словно
Следственнныетак что

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Вводные конструкции – это слова или сочетания слов, которые грамматически не связаны с членами предложения. Это значит, что ни с одним членом предложения такие конструкции не могут образовать словосочетание. Вводные слова и сочетания слов не являются членами предложения.

1. К счастью ведут разные дороги.
2. К счастью, они доехали.
В первом предложении ведут образует словосочетание с к счастью. Ведут куда? К счастью. Кроме того, к счастью является членом предложения (обстоятельством).
Во втором предложении к счастью не образует словосочетание ни с одним членом предложения и не является членом предложения. К счастью – вводная конструкция.

Вводные конструкции выражают следующие значения:

ЗначениеПримеры
Чувства, которые испытывает говорящий, по отношению к основному сообщениюК счастью, к удивлению
Оценка говорящим достоверности: уверенность, неуверенность, реальность, возможностьВидимо, очевидно, возможно
Источник информацииГоворят, по мнению автора, по слухам
Связь и логика изложения информации Во-первых, во-вторых, наконец, кроме того, с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, прежде всего, главное, к слову, кстати, в частности, например, точнее говоря, вернее говоря, в общем, короче говоря, таким образом, следовательно, значит, итак
Оформление и структурирование информацииДругими словами, иначе говоря
Обращение к собеседнику/читателюСогласись, поймите, поверьте
Оценка говорящим обычностиБывало, случается
Оценка говорящим мерыПо крайней мере, самое большее

В задании 2 может быть пропущен элемент с любым из перечисленных значений, но более вероятно встретить вводную конструкцию со значением логики изложения информации и оформления информации. Обрати особенное внимание именно на эти типы вводных конструкций.

Частица – это служебная часть речи. Частицы используются выражения оттенков смысла слов, словосочетаний, высказываний, а также для образования форм слов.

Частицы по их значению и роли в тексте можно разделить на модальные, формообразующие и отрицательные. Деление частиц является условным, поскольку многие частицы многозначны и проявляют то или иное значение в контексте.

Модальные частицы выражают оттенки смысла.

  1. Вопросительные (неужели, разве, что за)
  2. Восклицательные (как)
  3. Ограничительные (лишь, только, исключительно, единственно, же)
  4. Указательные (вон, вот)
  5. Усилительные (ведь, даже, всё-таки)
  6. Уточнительные (как раз, именно, точно)

К формообразующим относятся частицы бы, пусть, пускай, да, давай, было. Они образуют формы условного и повелительного наклонений глаголов, а также особую форму прошедшего времени.

Отрицательными частицами являются не и ни.

Примеры частиц в тексте
В квартире стояла полная тишина. Только тихо шуршала за шкафом мышь.
Можешь ходить в халате. Ты же дома.
Он обожал эту группу, слушал их днем и ночью. Он даже ходил на их концерт в десяти разных городах.
Не можешь найти куртку? Вот же она, на полке.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Вопросительные слова – это слова, с помощью которых формируется вопрос (например: кто? сколько? разве?) С точки зрения части речи, вопросительные слова представляют вопросительные местоимения, местоименные прилагательные, местоименные наречия, местоименные числительные и частицы.

К местоимениям относятся кто, что и другие. Кто пришел?
К наречиям относятся откуда, куда, зачем и другие.Куда ты будешь поступать?
К прилагательнымкакой, каковой, который, чей. Который час?
К числительнымсколько. Сколько стоит?
К частицам относятся слова неужели, разве, ли.Кирилл так долго ждал этот вечер. Неужели он не придет?

Если предложение, в котором есть пропущенный элемент, вопросительное, обрати внимание на вопросительные слова. В формулировке задания вопросительное слово может обозначаться как местоимение, частица, наречие.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на объект, но не называет его. Местоимение – это слово, которое употребляется «вместо имени» существительного, прилагательного, числительного.

Местоимения делятся по значению на 9 разрядов.

РазрядМестоимения
ЛичныеЯ, мы, ты, вы, он, она, оно, они
ВозвратныеСебя
ПритяжательныеМой, наш, твой, ваш, его, её, их
УказательныеЭтот, такой, таков, столько
ОпределительныеСам, самый, весь, всякий, любой, каждый, другой, иной
ВопросительныеКто, что, который, чей, сколько, какой
ОтносительныеКто, что, который, чей, сколько, какой
ОтрицательныеНичто, никто, никакой, ничей
НеопределённыеВопросительные местоимения кое, то, либо, нибудь (кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто); нечто, некто, некоторый, некий, несколько.

Обрати внимание на местоименные наречия. Некоторые ученые относят местоименные наречия к местоимениям, некоторые – к особому разряду наречий. Как бы то ни было, местоименные наречия указывают на признак действия, но не называют его. Например, почему, зачем, где, когда, откуда.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или признака. Наречия обозначают, каким образом и способом совершается действие (быстро, вчетвером); насколько интенсивно проявляется признак (очень, слишком); каковы причина или цель действия (назло, напоказ); где (отсюда, снизу) и когда (завтра, вчера) совершается действие.

Наречия могут выступать в роли вводных слов.

Вероятно, пойдёт дождь.

Местоименные наречия могут выполнять функцию союзного слова.

Я не знаю, почему собака кусается.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает отношение между предметами, действиями, признаками. Предлоги оформляют синтаксическую зависимость слов в словосочетании/предложении.

Предлоги бывают производными и непроизводными.

К непроизводным относятся простейшие предлоги, которые не образованы ни от каких других слов. Например, к, с, от, ради, между, по, при.

К производным относятся предлоги, образованные от самостоятельных частей речи. Например, благодаря, вопреки, согласно, относительно, посредством, вследствие.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Задание №2 егэ по русскому языку. связь предложений в тексте

Задача 1

Несколько слов о поэзии Бродского. Поражает поэтическая мощь в сочетании с дивной изощренностью, замечательной виртуозностью. Поэзия не стоит на месте, движется, растет, требует от поэта открытий. В ней идет борьба за новую стиховую речь. Сложнейшие речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды опираются у Бродского на стиховую музыку, поддержаны ею. Не вяло текущий лиризм, а высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором. На своем пути она захватывает самые неожиданные темы и лексические пласты.

Однажды в разговоре Бродский внушал мне, что поэт должен «тормошить» читателя, «брать его за горло». Я сопротивлялся, как мог, уверяя его, что есть и другая поэзия, не принуждающая читателя себя любить, оставляющая ему ощущение свободы. <…> как сильна, как мужественна его позиция!

Несколько романтическая, не так ли? Поэт, по Бродскому,— человек, противостоящий «толпе» и мирозданью. В поэзии Бродского просматривается лирический герой, читатель следит за его судьбой, любуется им и ужасается тому, что с ним происходит. С этим, как всегда, связано представление о ценностях: они усматриваются не в жизни, а, может быть, в душе поэта. С земными «ценностями» дело обстоит неважно. Оттого и вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и черного.

(А. Кушнер)

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите этот союз.

Задача 11

Все метафоры, применимые к языку, верны по-своему!.. Язык — это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык — слуга и господин. Язык — наш друг и враг одновременно. Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. Он как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. Он не даст ни соврать, ни обмануть самих себя… Общество становится свободнее, <…> язык отражает это. Общество поддаётся чужому влиянию, и язык тоже. Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на нём.

Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. Живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости. Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём единый общий язык, без которого невозможна общая культура.

(По В. А. Толстых)

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в восьмом предложении текста. Запишите этот союз.

Задача 12

Впервые я увидел Д. С. Лихачёва «в деле», когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского, очередная группа реформаторов взялась переделать проспект, осовременить его, улучшить и, разумеется, «коренным образом» перестроить, заменить здания, «не имеющие большой ценности», новыми и т. п. Широковещательный проект имел солидных сторонников, желающих чем-то «выдающимся» ознаменовать своё пребывание у кормила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комиссию, и вот там-то я увидел, с какой страстью и упорством Д. С. Лихачёв защищал сохранность Невского проспекта, его образ, его историческую цельность. В те времена для многих был непривычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора и других проектировщиков, показывая несостоятельность их аргументов.

Он старался не обижать персонально, не уличать в ошибках исторических, эстетических, но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить становилось не под силу, и это раздражало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями», тем более чувствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику»? – недоумевали многие, что надо этому учёному, специалисту по «Слову о полку Игореве», чего это он воюет, он-то в чём заинтересован? Есть такая категория людей, <…> причину каждого мнения, поступка ищет в личном интересе.

(По Д. А. Гранину)

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 13

В языковой картине мира растения, являющие собой качественно иную форму жизни, нежели животные и человек, не воспринимаются как живые организмы. Способность к самостоятельному передвижению издавна признавалась одним из характерных признаков живого.

Как указывал Аристотель, «начало движения возникает в нас от нас самих, даже если извне нас ничего не привело в движение. Подобного этому мы не видим в [телах] неодушевлённых, но их всегда приводит в движение что-нибудь внешнее, а живое существо, как мы говорим, само себя движет».

Неспособность растительных организмов к самостоятельному передвижению, отсутствие видимой двигательной активности и ряд других признаков приводят к тому, что в сознании человека растения вместе с предметами неорганической природы составляют неподвижную, статичную часть окружающего мира.

На это указывает В. А. Ицкович: «Под живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам». <…>, преобладание признаков неживого в обыденных понятиях о растениях, а также характер трудовой деятельности человека, издавна широко использующего растения в самых различных целях, обусловили то, что растения в большинстве случаев воспринимаются в языке как неживые предметы.

Самостоятельно подберите вводное сочетание, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это вводное сочетание.

Задача 15

(1)Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее чётко выделяемыми в ткани текста. (2)К ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. (3)

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

Задача 16

(1)География населения входит в систему географических наук как часть социально-экономической географии и одновременно в систему знаний о народонаселении. (2)География населения рассматривает все аспекты развития населения во взаимосвязи с природной средой, природным комплексом, хозяйственной деятельностью, национальными, социально-экономическими и политическими обстоятельствами, которые его окружают. (3)<…> география населения имеет тесные связи с такими науками, как демография, этнография, социология, антропология, а также география мирового хозяйства, сферы обслуживания, районная планировка, рекреационная география, медицинская география и ряд других.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Задача 17

(1)Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. (2)В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. (3)<…> в некоторых ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большое число альтернатив или проблем.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Задача 19

(1)Благодаря способности совершенствоваться и видоизменяться, приспосабливаться к различным, иногда очень суровым условиям, живые организмы сумели обжить самые отдалённые и труднодоступные районы планеты, создав на ней сплошную оболочку жизни. (2)Однако сегодня поверхность Земли уже перестала быть природным образованием: люди создали новую, искусственную оболочку планеты — ноосферу. (3)<…> сами они являются частью биосферы, с каждым годом деятельность людей оказывает на неё всё большее влияние, и это влияние далеко не всегда положительно.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот подчинительный союз.

Задача 2

Основа основ — это коренной русский язык, вбирающий в себя все речевые струи и соединяющий их в своей стихии. В течение тысячелетий создавался и совершенствовался русский язык. Неуклюжие формы заменялись более гибкими, отмирали целые словарные пласты и заменялись новыми. Поколения языкотворцев, испытывая слово на вкус, объём, цвет, пробуя его в сочетании с другими словами, придали славянскому языку полногласие, отбросили носовые гласные, лишавшие его праздничной звонкости, нашли законы перехода и чередования гласных и согласных. От рода к роду, от отца к сыну вырабатывался в народе обострённый слух, точное мерило художественного вкуса. Чувства соразмерности и сообразности довёл он у себя до предельной точности. Внутренним своим чутьём народ угадывает и точно определяет, <…> именно слово приобретает сейчас тенденцию к отмиранию или возрождению, к преобразованию или видоизменению. Умело и свободно распоряжается он в своих богатых кладовых.

(По С. С. Наровчатову)

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в седьмом предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 3

Моральная тема. Кому из наших детских писателей не приходилось хоть раз в жизни выслушивать такое заманчивое предложение: «Не напишете ли вы рассказ на моральную тему?» А на какую же ещё тему, позволено спросить, может быть книга для детей?! Если книга ничему не учит — ни честности, ни смелости, ни доброте, ни человечности, ни преданности Родине, ни любви к труду, — это не литература, а прейскурант. Конечно, когда я говорю о морали, я говорю не о моральных прописях, не о тех дидактических поделках, <…> и до сих пор плотно заставлены полки наших детских библиотек. И мастеров сочинять их больше, чем требуется. Да, именно мастеров, которые способны взяться за любую тему, которые напишут вам к восьми часам вечера, о чём вы пожелаете, и у которых, по существу, нет ни малейшего права обо всём этом говорить. Почему? Да потому, что эти быстропишущие товарищи, как правило, очень смутно представляют себе, что такое хорошо и что такое плохо. А когда у человека моральный критерий столь шаток и неустойчив, очень нетрудно плохое выдать за хорошее. Это и случается. И, к сожалению, довольно часто.

(По Л. Пантелееву)

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 5

Красота и величие народа. Я на седьмом небе был от счастья, когда, поселившись двадцати одного года от роду в глубинке Архангельской области, бывал в крестьянских избах. В неистовом восхищении я глядел на отцов и матерей моих учеников, также на их дедушек и бабушек с непередаваемо прекрасными бесхитростными лицами, с их спокойной уверенной праведностью, с их могучим долготерпением, сравнимым лишь с природой.

Позанимавшись с ребятами, я плёлся по заснеженному холодному лесу один к себе на квартиру. Как же становились мне понятны классики отечественной литературы! И Белинский, признававшийся в том, что он не будет счастлив, «если не будет спокоен насчёт каждого из своих братьев по крови».

И Толстой, категорически заявивший, что крестьянские дети талантливее дворянских писателей, а простые труженики земли русской благороднее царедворцев и многих сильных мира сего. Красота и величие народа — вот, что открылось мне <…>, в архангельской глубинке.

Самостоятельно подберите наречие места, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это наречие.

Задача 7

На протяжении всего своего существования человек пытается как можно детальнее изучить окружающий мир. В связи с этим существует множество наук, цель которых — изучение природных явлений.

Одной из <…> наук является гляциология, изучающая ледяные и снежные покровы как на поверхности земли, так и в атмосфере, гидросфере и литосфере.

Гляциолог — специалист, занимающийся изучением условий существования и развития, особенностей происхождения, состава, строения и физических свойств всех форм льда и снега.

В ходе многочисленных исследований было установлено, что льдами сковано приблизительно 11 % суши и они содержат в себе значительную часть мирового запаса пресной воды (а именно около 29 млн км³). Гляциология играет важную роль в рациональном применении водных ресурсов, образующихся в процессе таяния льдов. Она также позволяет предотвращать катастрофы, которые могут быть спровоцированы меняющимся поведением ледников.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задача 8

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределённому кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определённому лицу или определённому кругу лиц;

7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, <…> обработка необходима для уточнения персональных данных).

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

Задача 9

Что же называется художественным и нехудожественным впечатлением? Это легче всего выяснить на примерах.

При виде стаи собак, разрывающих свою жертву, впечатление получается сильное, но вместе с тем и неприятное. Оно гнетёт и оскорбляет человека. Такое впечатление, принижающее чувство, называют антихудожественным.

Совсем <…> впечатление производит, например, самоотверженное спасение утопающего в море отважным смельчаком. Это зрелище волнует не меньше, но вместе с тем оно возбуждает в наших душах благородные, любовные и благодарные чувства к герою и спасённой жертве. Эти чувства возвышают душу. Такие благородные впечатления называются художественными.

Не следует забывать, однако, что в жизни такие сцены не всегда выливаются в красивые формы. Так, например, герой, спасающий утопающего, не постесняется обнажить своё тело. Оно может быть и уродливо; в критическую минуту герой может крикнуть такое слово, которое не допустимо цензурой.

На сцене все эти реальные подробности излишни, если они портят впечатление или отвлекают внимание публики от главного, духовного смысла сцены. Излишние подражания действительности могут повредить сценическому впечатлению.

(По Э. Сарабьян)

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите это местоимение.

Как решать 2-ое задание егэ по русскому языку

  1. Внимательно и вдумчиво прочитайте весь текст;
  2. Попытайтесь понять, как связано предложение, в котором есть пропуск, с предыдущим текстом;
  3. Подберите подходящую категорию слов (воспользуйтесь таблицей);
  4. Обратите внимание на то, какой частью речи должно быть пропущенное слово, подставьте подходящий вариант.

Чтобы справиться со 2 заданием ЕГЭ по русскому языку требуются не только знание теории, но и практика. На наших курсах по подготовке к ЕГЭ мы проработаем все типовые варианты заданий. Кроме того, у нас вы найдете курсы и по всем остальным предметам – математике, физике, химии, иностранному языку, биологии и др.

Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!

Примеры

Рассмотрим некоторые примеры заданий 2 из ЕГЭ по русскому языку:

Примеры 2 задания егэ по русскомуПример 1. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1) Многие рыбы, обитающие в пресных водах, требовательны ко многим условиям: температуре воды, степени ее чистоты, интенсивности течения, наличию укрытий. (2) <…>, золотой карась предпочитает тихие озера с обильной растительностью на дне, а судак в непроточных водоемах практически не водится.

Так как второе предложение поясняет то, о чем говорилось ранее, на месте пропуска можно употребить вводные слова: так, например, к примеру.

Пример 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1) Водные процедуры не обладают специфическим лечебным действием. (2)<…>, при систематическом их применении они весьма благотворно влияют на нервную систему, тонизируют ее и тем самым укрепляют и нормализуют функции всего организма и отдельных органов и систем.

Вместо пропуска следует поставить противительный союз «но» или «однако».

Части речи

  • Вводные конструкции выражают связь с контекстом, отношение или оценку автора, дает информацию об источнике. Вводные слова не связаны с членами предложения, к ним невозможно задать вопрос. Например: к счастью, безусловно, таким образом, во-первых.
  • Наречия – отвечают на вопросы как? когда? куда? где? зачем? почему? Например: очень, здесь, сейчас, потом, завтра, всегда, хорошо, быстро, мало, по-мужски, вместе.
  • Местоимения – указывают на предмет, признак, количество. Например: я, ты, он, мы, мой, наш, его, ее, себя, тот, этот, столько, каждый, никто, кто-нибудь, некоторый, кто, что, кому, сколько.
  • Союзы:

— сочинительные (соединяют равноправные элементы и части предложений): и, но, зато, однако, либо, притом, то есть;

— подчинительные (соединяют главную и второстепенную части сложного предложения): что, чтобы, когда, если, хотя, как будто, потому что, где, куда.

  • Частицы – придают оттенки значений словам, образуют формы слова: бы, пусть, не, ни, разве, ведь, неужели, вот, вон, даже и т.д.

В задании 2 ЕГЭ 2020 по русскому языку требуется подобрать вводное слово (частицу, наречие, сочинительный союз, подчинительный союз, местоимение) на место пропуска в предложенном тексте. Это подразумевает, что ученик должен знать все части речи, уметь их определять и отличать друг от друга. Этому и многому другому вы можете научиться на наших курсах по подготовке к ЕГЭ.

Шпаргалки

Итак, какие шпоры по 2 заданию ЕГЭ по русскому языку вам пригодятся?

Таблица: Вводные слова, союз, частица, наречие

Вводная конструкция, частица, местоимение, наречие, союз

В каком значении используются

ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ПРОЩЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ

Перефразирование

БОЛЕЕ ТОГО

Дополнение

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ИТАК, ЗНАЧИТ

Вывод

НЕ СЛУЧАЙНО

Указание причины

НАПРИМЕР, ТАК

Пояснение

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ПОСКОЛЬКУ

Описание причины

ТО ЕСТЬ, ВЕДЬ, А ИМЕННО

Уточнение

ОДНАКО, НО, НАОБОРОТ, НАПРОТИВ, ЗАТО

Противопоставление

ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ, НЕСМОТРЯ НА ЭТО

В уступительном значении

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указание порядка изложения

ДАЖЕ

Усиление

Предлагаем небольшую шпаргалку с частями речи, которые обязательно нужно знать для выполнения 2-ого задания ЕГЭ по русскому языку.

Оцените статью
ЕГЭ Live