Задание 2. Анализ средств связи в тексте. ЕГЭ-2022

Задание 2. Анализ средств связи в тексте. ЕГЭ-2022 ЕГЭ

Вводные слова как средство связи в тексте

Вводные слова не являются членами предложения и к ним нельзя задать вопрос. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Союзы как средство связи предложений

Чаще всего в задании нам предлагают выбрать один из союзов как наиболее распространенное средство связи между предложениями. Напомним: союз – служебная неизменяемая часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

Союзы могут быть простыми, если они состоят из одного слова (и, а, но, да) и составными, если состоят из нескольких слов (в связи с тем, в то время как). 

> Сочинительные союзы

Сочинительные союзыустанавливают равноправные отношения между частями сложного предложения. От одной части к другой задать вопрос нельзя.

Солнышковыглянуло
из-за туч и широко улыбнулось. О и О

Наступило лето, и мыуехали
в деревню.[…….], и […….].

На десерт Володяпопросил эклер, а Маше принесли безе.[…….], а […….].

Союзы ТАКЖЕ, ОДНАКО, ЖЕ, ЗАТО часто встречается в заданиях ЕГЭ.

Сочинительные союзы делятся на группы.

♦ Соединительные: И, ДА (=И), ТАКЖЕ, ТОЖЕ, КАК… ТАК И….

Выбор будущей профессиональной деятельности зависит от разных и порой случайных причин: традиций семьи, советов родных и близких, влияния друзей и даже впечатления от прочитанной в юности книги. Такжевыбор
профессии обусловлен личностью человека и теми талантами, которыезаложены в неё от рождения.

В советское время автомобиль «Жигули», предел мечтания автолюбителей, стоил несколько тысяч рублей. Скопить
такую сумму честному гражданину былотрудно.

Жизньдаётся
человеку один раз, и нужно прожить
её осмысленно и красиво.  […….], и […….].

Старшиеотправились
на прогулку, мы с братом такжепоторопилисьприсоединиться.[…….], […также….].

♦ Двойные сопоставительные: НЕ ТОЛЬКО… НО И, НЕ СТОЛЬКО… СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТОБЫ… А

Не толькопервокурсникирешили стать донорами, но ивторой курсприсоединился к ним.[не только…], [но и….].

♦ Противительные: А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ.

Наступили теплые весенние деньки, носнег
еще не растаял.[…….], но […….].

Зазвучала весёлая музыка, однакопраздник
всё еще не начинался. […….], однако […….].

Я постараюсь в ближайшее время выполнить вашу просьбу, выже меня не торопите.

Александр в течение многих лет занимал невысокую должность при дворе. Однакоонзнал все скрытые пружины, которыевыталкивают человека на вершину власти.

Специалисты, в течение длительного времени изучая дольмены – грандиозные каменные сооружения древней цивилизации, выяснили их культовое и погребальное назначение. Однако еще больше загадок не разгаданы.

Растения благодаря воде и солнцу поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Человекже
в среднем на шестьдесят процентов состоит
из воды, поэтому потеря десяти процентов серьёзно угрожает его здоровью.

У каждого человека естьимя, отчество, фамилия, которыедаются ему при рождении и сопровождают всю жизнь. Но
так было не всегда.

♦ Разделительные: ИЛИ, ИЛИ… ИЛИ, ТО… ТО, НЕ ТО… НЕ ТО.

На улице накрапывает мелкий дождик, или
мне это только кажется. […….], или […….]. 

Тоопускается
на землю седой туман, тоначинаетсядождик. [то….], [то….].

Задание

Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии, был гениальным математиком, заставившим пересмотреть взгляды современников на состояние точных наук. <…> он более сорока лет преподавал в Казанском университете, а девятнадцать лет еще и руководил вузом в должности ректора.


Самостоятельно подберите сочинительный союз, которое должно стоять на месте пропуска в предложении. Запишите этот союз.

Внимательно читаем задание. Необходимо поставить союз на стыке двух предложений. Обращаем внимание, что в предложениях перечисляются заслуги и факты биографии учёного. Одна часть информации не противопоставляется другой, а является дополнением (присоединением) к предыдущей информации.

Ответ: также.

> Подчинительные союзы


Подчинительные союзы связывают предложения, одно из которых главное, а другое придаточное. Придаточное находится в зависимом положении и к нему от главного можно задать вопрос.

Когданаступилолето, мыуехалиотдыхать на юг. (когда…), […….].

Мыуехалиотдыхать на юг, потому чтонаступилолето. […….], (потому что…).

Онине знают, когдапридут на занятие. […….], (когда…).

Подчинительные союзы находятся в придаточной части сложного предложения. Они делятся на группы в зависимости от своего значения.

♦ Причинные: ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ОТТОГО ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО.

Николай очень любит
рыбалку, потому что на ней можно
хорошо отдохнуть от городской суеты и наметить планы на будущее. […….], (потому что…).

Нам стало тесновато в этой квартире, ввиду того чтосемья значительно увеличилась. […….], (ввиду того что…).

♦ Временные: КОГДА, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ПОКА, ЕДВА.

Про ЕГЭ:  Скачать ответы ЕГЭ — Абитуриент.про

Мыживём
в сложное время, когда миром правит«золотой телец». […….], (когда…).

Он быстро поднялся с кровати, лишь толькобудильникзаиграл бодрый марш. […….], (лишь только…).  

 ♦ Изъяснительные: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК.

Никто и не подумал предупредить нас, чтоработабудет сложная. […….], (что…).

Мне вдруг захотелось, чтобыонобернулся и чтобыяулыбнулась ему.                                         […….], (что…) и (что…).

♦ Целевые: ЧТОБЫ, ЧТОБ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ.

Чтобыпопасть
в театр, необходимо заранее забронировать билет. (чтобы…), […….].

Для того чтобысъесть вкусную рыбку, надо сначала её поймать в речке. (для того чтобы…), […….].

 ♦ Условные: ЕСЛИ, ЕСЛИ БЫ, РАЗ, ЛИ, КАК СКОРО.

Если тысомневаешься в моих способностях, яготов пройти испытания. (если…), […….].

Раз уж высогласились на наши условия, отказываться некрасиво. (раз…), […….].

Задание 2 егэ 2021 по русскому теория для подготовки

Для решения задания 2 нужно уметь находить связи в тексте и знать основные лексические средства связи и их типы.

В задании 2 нужно заполнить пропуск в тексте с помощью самостоятельно подобранного средства связи. В задании указывается тип пропущенного элемента. Например, подберите вводную конструкцию, сочинительный союз, указательное местоимение.

В тексте всегда есть внутренние связи, так как текст несёт целостное сообщение. Внутренние связи в тексте выражаются языковыми средствами.

Я видел серого котёнка около яблони. Он умывался.
Эти два предложения связаны по смыслу. Первое предложение указывает на объект (котёнка), а второе несет дополнительную информацию о том же объекте. Мы понимаем, что речь идёт об одном и том же элементе действительности, так как во втором предложении есть местоимение он, указывающее на котёнка. Он – это средство связи двух предложений в текст.

В задании 2 ЕГЭ нужно на место пропуска подставить средство связи. Предложения в тексте уже связаны между собой по смыслу. Нужно лишь подобрать слово, которое будет выявлять эту связь. При возникновении затруднений подбери вопросы, которые связывают между собой предложения или части предложений.

На какие средства связи в тексте стоит обратить внимание?

  1. Союзы и союзные слова
  2. Вводные конструкции
  3. Частицы
  4. Вопросительные слова
  5. Местоимения
  6. Наречия
  7. Предлоги

Союз – служебная часть речи и используется только для связи слов и частей предложения. Союз не является членом предложения.
Я увидел, что за окном светало.

Союзное слово – местоименное слово (например, кто, что, который, зачем), которое сочетает в себе признаки служебной и самостоятельной части речи. Союзные слова являются членами предложения и используются для выражения подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях.
Я увидел, что было внутри коробки. Я заметил, кто вошел.

Тип связиВид союзаПримеры
Сочинительные соединяют
равноправные элементы
Соединительныеи, не только…но и, да
Разделительныеили, либо
Противительныеа, но, зато
Подчинительные соединяют
главный и зависимый элементы
Изъяснительныечто, как
Временныекогда, пока
Причинныетак как, потому что
Целевыечтобы, для того, чтобы
Условныеесли, раз
Уступительныехотя, несмотря на то, что
Сравнительныекак будто, словно
Следственнныетак что

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Вводные конструкции – это слова или сочетания слов, которые грамматически не связаны с членами предложения. Это значит, что ни с одним членом предложения такие конструкции не могут образовать словосочетание. Вводные слова и сочетания слов не являются членами предложения.

1. К счастью ведут разные дороги.
2. К счастью, они доехали.
В первом предложении ведут образует словосочетание с к счастью. Ведут куда? К счастью. Кроме того, к счастью является членом предложения (обстоятельством).
Во втором предложении к счастью не образует словосочетание ни с одним членом предложения и не является членом предложения. К счастью – вводная конструкция.

Вводные конструкции выражают следующие значения:

ЗначениеПримеры
Чувства, которые испытывает говорящий, по отношению к основному сообщениюК счастью, к удивлению
Оценка говорящим достоверности: уверенность, неуверенность, реальность, возможностьВидимо, очевидно, возможно
Источник информацииГоворят, по мнению автора, по слухам
Связь и логика изложения информации Во-первых, во-вторых, наконец, кроме того, с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, прежде всего, главное, к слову, кстати, в частности, например, точнее говоря, вернее говоря, в общем, короче говоря, таким образом, следовательно, значит, итак
Оформление и структурирование информацииДругими словами, иначе говоря
Обращение к собеседнику/читателюСогласись, поймите, поверьте
Оценка говорящим обычностиБывало, случается
Оценка говорящим мерыПо крайней мере, самое большее

В задании 2 может быть пропущен элемент с любым из перечисленных значений, но более вероятно встретить вводную конструкцию со значением логики изложения информации и оформления информации. Обрати особенное внимание именно на эти типы вводных конструкций.

Про ЕГЭ:  Недобрали баллов на ЕГЭ? 7 вариантов решения этой проблемы | Мел

Частица – это служебная часть речи. Частицы используются выражения оттенков смысла слов, словосочетаний, высказываний, а также для образования форм слов.

Частицы по их значению и роли в тексте можно разделить на модальные, формообразующие и отрицательные. Деление частиц является условным, поскольку многие частицы многозначны и проявляют то или иное значение в контексте.

Модальные частицы выражают оттенки смысла.

  1. Вопросительные (неужели, разве, что за)
  2. Восклицательные (как)
  3. Ограничительные (лишь, только, исключительно, единственно, же)
  4. Указательные (вон, вот)
  5. Усилительные (ведь, даже, всё-таки)
  6. Уточнительные (как раз, именно, точно)

К формообразующим относятся частицы бы, пусть, пускай, да, давай, было. Они образуют формы условного и повелительного наклонений глаголов, а также особую форму прошедшего времени.

Отрицательными частицами являются не и ни.

Примеры частиц в тексте
В квартире стояла полная тишина. Только тихо шуршала за шкафом мышь.
Можешь ходить в халате. Ты же дома.
Он обожал эту группу, слушал их днем и ночью. Он даже ходил на их концерт в десяти разных городах.
Не можешь найти куртку? Вот же она, на полке.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Вопросительные слова – это слова, с помощью которых формируется вопрос (например: кто? сколько? разве?) С точки зрения части речи, вопросительные слова представляют вопросительные местоимения, местоименные прилагательные, местоименные наречия, местоименные числительные и частицы.

К местоимениям относятся кто, что и другие. Кто пришел?
К наречиям относятся откуда, куда, зачем и другие.Куда ты будешь поступать?
К прилагательнымкакой, каковой, который, чей. Который час?
К числительнымсколько. Сколько стоит?
К частицам относятся слова неужели, разве, ли.Кирилл так долго ждал этот вечер. Неужели он не придет?

Если предложение, в котором есть пропущенный элемент, вопросительное, обрати внимание на вопросительные слова. В формулировке задания вопросительное слово может обозначаться как местоимение, частица, наречие.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на объект, но не называет его. Местоимение – это слово, которое употребляется «вместо имени» существительного, прилагательного, числительного.

Местоимения делятся по значению на 9 разрядов.

РазрядМестоимения
ЛичныеЯ, мы, ты, вы, он, она, оно, они
ВозвратныеСебя
ПритяжательныеМой, наш, твой, ваш, его, её, их
УказательныеЭтот, такой, таков, столько
ОпределительныеСам, самый, весь, всякий, любой, каждый, другой, иной
ВопросительныеКто, что, который, чей, сколько, какой
ОтносительныеКто, что, который, чей, сколько, какой
ОтрицательныеНичто, никто, никакой, ничей
НеопределённыеВопросительные местоимения кое, то, либо, нибудь (кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто); нечто, некто, некоторый, некий, несколько.

Обрати внимание на местоименные наречия. Некоторые ученые относят местоименные наречия к местоимениям, некоторые – к особому разряду наречий. Как бы то ни было, местоименные наречия указывают на признак действия, но не называют его. Например, почему, зачем, где, когда, откуда.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или признака. Наречия обозначают, каким образом и способом совершается действие (быстро, вчетвером); насколько интенсивно проявляется признак (очень, слишком); каковы причина или цель действия (назло, напоказ); где (отсюда, снизу) и когда (завтра, вчера) совершается действие.

Наречия могут выступать в роли вводных слов.

Вероятно, пойдёт дождь.

Местоименные наречия могут выполнять функцию союзного слова.

Я не знаю, почему собака кусается.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает отношение между предметами, действиями, признаками. Предлоги оформляют синтаксическую зависимость слов в словосочетании/предложении.

Предлоги бывают производными и непроизводными.

К непроизводным относятся простейшие предлоги, которые не образованы ни от каких других слов. Например, к, с, от, ради, между, по, при.

К производным относятся предлоги, образованные от самостоятельных частей речи. Например, благодаря, вопреки, согласно, относительно, посредством, вследствие.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ
Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.
Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

Задание формата егэ

Задание 2 является одной из частей трех тестовых заданий. Они объединены общим заголовком: «Прочитайте текст и выполните задания 1-3». Для анализа выпускникам предложен научно-популярный или публицистический текст, состоящий из трех предложений.

В графу ответ надо записать слово, которое вставляется на месте пропуска. Успешное выполнение задания дает 1 балла.

Текст

(1) Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2) В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)

Про ЕГЭ:  Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе, если ничего не знаешь?. Можно ли получить максимум баллов в процессе обучения


Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: этих.

Как выполняем задание

1. Внимательно несколько раз прочитайте задание.

2. Подчеркните в задании, что должно стоять на месте
пропуска: союз, местоимение, наречие, предлог, вводное слово и т. д.

3. Определите характер смысловых отношений (логическая
связь) между предложениями: противопоставление,
опровержение,  усиление,  уточнение и
пояснение,  дополнение, причинно-следственные.

4. Вспомните разряды и значения того слова, которое должно
стоять на месте пропуска и подберите подходящее по смыслу слово.

5. Запишите слово в ответ. (Не забудьте перенести ответ в
бланк №1).

Как решать 2-ое задание егэ по русскому языку

  1. Внимательно и вдумчиво прочитайте весь текст;
  2. Попытайтесь понять, как связано предложение, в котором есть пропуск, с предыдущим текстом;
  3. Подберите подходящую категорию слов (воспользуйтесь таблицей);
  4. Обратите внимание на то, какой частью речи должно быть пропущенное слово, подставьте подходящий вариант.

Чтобы справиться со 2 заданием ЕГЭ по русскому языку требуются не только знание теории, но и практика. На наших курсах по подготовке к ЕГЭ мы проработаем все типовые варианты заданий. Кроме того, у нас вы найдете курсы и по всем остальным предметам – математике, физике, химии, иностранному языку, биологии и др.

Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!

Примеры

Рассмотрим некоторые примеры заданий 2 из ЕГЭ по русскому языку:

Примеры 2 задания егэ по русскомуПример 1. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1) Многие рыбы, обитающие в пресных водах, требовательны ко многим условиям: температуре воды, степени ее чистоты, интенсивности течения, наличию укрытий. (2) <…>, золотой карась предпочитает тихие озера с обильной растительностью на дне, а судак в непроточных водоемах практически не водится.

Так как второе предложение поясняет то, о чем говорилось ранее, на месте пропуска можно употребить вводные слова: так, например, к примеру.

Пример 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1) Водные процедуры не обладают специфическим лечебным действием. (2)<…>, при систематическом их применении они весьма благотворно влияют на нервную систему, тонизируют ее и тем самым укрепляют и нормализуют функции всего организма и отдельных органов и систем.

Вместо пропуска следует поставить противительный союз «но» или «однако».

Части речи

  • Вводные конструкции выражают связь с контекстом, отношение или оценку автора, дает информацию об источнике. Вводные слова не связаны с членами предложения, к ним невозможно задать вопрос. Например: к счастью, безусловно, таким образом, во-первых.
  • Наречия – отвечают на вопросы как? когда? куда? где? зачем? почему? Например: очень, здесь, сейчас, потом, завтра, всегда, хорошо, быстро, мало, по-мужски, вместе.
  • Местоимения – указывают на предмет, признак, количество. Например: я, ты, он, мы, мой, наш, его, ее, себя, тот, этот, столько, каждый, никто, кто-нибудь, некоторый, кто, что, кому, сколько.
  • Союзы:

— сочинительные (соединяют равноправные элементы и части предложений): и, но, зато, однако, либо, притом, то есть;

— подчинительные (соединяют главную и второстепенную части сложного предложения): что, чтобы, когда, если, хотя, как будто, потому что, где, куда.

  • Частицы – придают оттенки значений словам, образуют формы слова: бы, пусть, не, ни, разве, ведь, неужели, вот, вон, даже и т.д.

В задании 2 ЕГЭ 2020 по русскому языку требуется подобрать вводное слово (частицу, наречие, сочинительный союз, подчинительный союз, местоимение) на место пропуска в предложенном тексте. Это подразумевает, что ученик должен знать все части речи, уметь их определять и отличать друг от друга. Этому и многому другому вы можете научиться на наших курсах по подготовке к ЕГЭ.

Шпаргалки

Итак, какие шпоры по 2 заданию ЕГЭ по русскому языку вам пригодятся?

Таблица: Вводные слова, союз, частица, наречие

Вводная конструкция, частица, местоимение, наречие, союз

В каком значении используются

ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ПРОЩЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ

Перефразирование

БОЛЕЕ ТОГО

Дополнение

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ИТАК, ЗНАЧИТ

Вывод

НЕ СЛУЧАЙНО

Указание причины

НАПРИМЕР, ТАК

Пояснение

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ПОСКОЛЬКУ

Описание причины

ТО ЕСТЬ, ВЕДЬ, А ИМЕННО

Уточнение

ОДНАКО, НО, НАОБОРОТ, НАПРОТИВ, ЗАТО

Противопоставление

ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ, НЕСМОТРЯ НА ЭТО

В уступительном значении

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указание порядка изложения

ДАЖЕ

Усиление

Предлагаем небольшую шпаргалку с частями речи, которые обязательно нужно знать для выполнения 2-ого задания ЕГЭ по русскому языку.

Оцените статью
ЕГЭ Live