ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Как легко выполнить?

ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Как легко выполнить? ЕГЭ
Содержание
  1. .1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НАХ
  2. .1.1. Ряд од­но­род­ных чле­нов, со­единённых ТОЛЬ­КО ин­то­на­ци­ей, без со­ю­зов.
  3. .1.2 Два од­но­род­ных члена со­еди­не­ны со­ю­зом И, ДА (в зна­че­нии И), ЛИБО, ИЛИ
  4. .1.3 По­след­ний ОЧ при­со­единён со­ю­зом И.
  5. .1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды
  6. .1.5 Од­но­род­ные члены со­еди­не­ны со­ю­зом А, НО, ДА(=но)
  7. .1.6 При од­но­род­ных чле­нах по­вто­ря­ют­ся союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
  8. .1.7. При од­но­род­ных чле­нах име­ют­ся двой­ные союзы.
  9. .1.8. Часто од­но­род­ные члены со­еди­ня­ют­ся по­пар­но
  10. .1.9.Не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:
  11. .2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ
  12. .2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той в ССП.
  13. Егэ. русский язык. задание 16. как легко выполнить?

.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НАХ

Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и от­но­сят­ся к од­но­му и тому же члену пред­ло­же­ния. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как глав­ные, так вто­ро­сте­пен­ные) все­гда со­единёны со­чи­ни­тель­ной свя­зью, с со­ю­зом или без него.

На­при­мер: В «Дет­ских годах Баг­ро­ва–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и лет­ние, и зим­ние кар­ти­ны рус­ской при­ро­ды.

В дан­ном пред­ло­же­нии есть один ряд ОЧ, это два од­но­род­ных опре­де­ле­ния.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных чле­нов. Так, в пред­ло­же­нии Вско­ре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два ска­зу­е­мых, уда­рил и по­крыл; два до­пол­не­ния, по­ры­вы и стоны.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: в каж­дом ряду ОЧ дей­ству­ют свои пунк­ту­а­ци­он­ные пра­ви­ла.

Рас­смот­рим раз­лич­ные схемы пред­ло­же­ний с ОЧ и сфор­му­ли­ру­ем пра­ви­ла по­ста­нов­ки за­пя­тых.

.1.1. Ряд од­но­род­ных чле­нов, со­единённых ТОЛЬ­КО ин­то­на­ци­ей, без со­ю­зов.

Общая схема: О, О, О.

Пра­ви­ло: если два или не­сколь­ко ОЧ со­еди­нен­ных толь­ко ин­то­на­ци­ей, между ними за­пя­тая ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, крас­ные яб­ло­ки.

.1.2 Два од­но­род­ных члена со­еди­не­ны со­ю­зом И, ДА (в зна­че­нии И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О.

Пра­ви­ло: если два ОЧ со­еди­не­ны оди­ноч­ным со­ю­зом И/ДА, между ними за­пя­тая не ста­вит­ся.

При­мер 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: Везде её встре­ча­ли ве­се­ло и дру­же­люб­но.

При­мер 3: Толь­ко ты да я оста­нем­ся жить в этом доме.

При­мер 4: Я при­го­тов­лю рис с ово­ща­ми либо плов.

.1.3 По­след­ний ОЧ при­со­единён со­ю­зом И.

Общая схема: О, О и О.

Пра­ви­ло: Если по­след­ний од­но­род­ный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и крас­ные яб­ло­ки.

.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды

Пра­ви­ло: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Общая схема: О, и О, и О.

или

Общая схема: и О, и О, иО.

При­мер 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

Более слож­ные при­ме­ры:

При­мер 3: От дома, от де­ре­вьев, и от го­лу­бят­ни, и от га­ле­реи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, че­ты­ре ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ (профильного уровня) по математике — Архив файлов

При­мер 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воз­ду­хе, и на тем­нев­шем небе, и в ва­го­не. Три союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 5: Дома, и де­ре­вья, и тро­туа­ры были укры­ты сне­гом. Два союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, после по­след­не­го ОЧ нет за­пя­той, ибо это не между ОЧ, а после него.

Имен­но эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и не­су­ще­ству­ю­щую, учти­те это при вы­пол­не­нии за­да­ния.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: дан­ное пра­ви­ло ра­бо­та­ет лишь при усло­вии, что союз И по­вто­ря­ет­ся в одном ряду ОЧ, а не во всём пред­ло­же­нии.

Рас­смот­рим при­ме­ры.

При­мер 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лисьдети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколь­ко рядов? Два: дети и взрос­лые; со­би­ра­лись и чи­та­ли.

При­мер 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и селпе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) пе­ре­чи­ты­вать и пи­сать.

.1.5 Од­но­род­ные члены со­еди­не­ны со­ю­зом А, НО, ДА(=но)

Схема: О, а/но/да О

Пра­ви­ло: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ста­вят­ся.

При­мер 1: Уче­ник пишет быст­ро, но не­ак­ку­рат­но.

При­мер 2: Малыш уже не хны­кал, а пла­кал на­взрыд.

При­мер 3: Мал зо­лот­ник, да дорог.

.1.6 При од­но­род­ных чле­нах по­вто­ря­ют­ся союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О, илиО, или О

Пра­ви­ло: при дву­крат­ном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или за­пя­тая ста­вит­ся все­гда:

При­мер 1: А ста­рик рас­ха­жи­вал по ком­на­те и то впол­го­ло­са на­пе­вал псал­мы, то вну­ши­тель­но по­учал дочь.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и до­пол­не­ния, но мы их не вы­де­ля­ем для более чёткой кар­ти­ны.

После ска­зу­е­мо­го «рас­ха­жи­вал» за­пя­той нет! Но если бы вме­сто союза И ТО, И ТО был бы про­сто И, за­пя­тых было целых три (по пра­ви­лу 15.1.4)

.1.7. При од­но­род­ных чле­нах име­ют­ся двой­ные союзы.

Пра­ви­ло: При двой­ных со­ю­зах за­пя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его ча­стью.Это союзы как… так и; не толь­ко… но и; не столь­ко… сколь­ко; на­сколь­ко… на­столь­ко; хотя и… но; если не… то; не то что… но; не то чтобы… а; не толь­ко не, а, ско­рее… чем и дру­гие.

При­ме­ры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи, так равно и от всех наших зна­ко­мых. Грин былне толь­ко ве­ли­ко­леп­ным пей­за­жи­стом и ма­сте­ром сю­же­та, но был еще и очень тон­ким пси­хо­ло­гом.Мама не то чтосер­ди­лась, но все-таки была не­до­воль­на.Ту­ма­ны в Лон­до­не бы­ва­ют если некаж­дый день, точерез день не­пре­мен­но.Он былне столь­корас­стро­ен, сколь­коудив­лен сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что каж­дая часть двой­но­го союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учи­ты­вать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошиб­ка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими со­ю­за­ми.

.1.8. Часто од­но­род­ные члены со­еди­ня­ют­ся по­пар­но

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Пра­ви­ло: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет ло­каль­но, толь­ко внут­ри групп):

При­мер1: Аллеи, за­са­жен­ные си­ре­ня­ми и ли­па­ми, вя­за­ми и то­по­ля­ми, вели к де­ре­вян­ной эст­ра­де.

При­мер 2: Песни были раз­ные: про ра­дость и горе, день про­шед­ший и день гря­ду­щий.

При­мер 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские спра­воч­ни­ки, дру­зья и слу­чай­ные зна­ко­мые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Бол­га­рии.

Про ЕГЭ:  Финансовая математика в ЕГЭ. Экономическая задача в задании 15

.1.9.Не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:

Ряд по­вто­ров, име­ю­щих уси­ли­тель­ный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Про­стые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми

Ска­зал так ска­зал, пойду про­ве­рю.

Фра­зео­ло­гиз­мы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные опре­де­ле­ния, ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым сло­вом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сто­рон, между ними нель­зя вста­вить союз и.

Из глу­би­ны цвет­ка не­ожи­дан­но под­нял­ся сон­ный зо­ло­ти­стый шмель.

.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ

Слож­но­со­чи­нен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­стые пред­ло­же­ния рав­но­прав­ны по смыс­лу и свя­за­ны со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми. Части слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

При­мер: Три раза зи­мо­валон в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый свя­зы­ва­ет части пред­ло­же­ния, все слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных раз­ря­да:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми (и; да в зна­че­нии и; ни …, ни; тоже; также; не толь­ко …, но и; как …, так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми со­ю­за­ми (то …, то; не то …, не то; или; либо; то ли …, то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми (а, но, да в зна­че­нии но, од­на­ко, зато, но зато, толь­ко, же).

.2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той в ССП.

За­пя­тая между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му пра­ви­лу, то есть ВСЕ­ГДА, за ис­клю­че­ни­ем осо­бых усло­ви­ях, ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ют дей­ствие этого пра­ви­ла. Об этих усло­ви­ях ска­за­но во вто­рой части пра­ви­ла.

а) Да­ле­ко не все­гда каж­дое про­стое пред­ло­же­ние может иметь и под­ле­жа­щее, и ска­зу­е­мое. Так, ча­стот­ны пред­ло­же­ния с одной без­лич­ной ча­стью, со ска­зу­е­мым в не­опре­делённо-лич­ном пред­ло­же­нии. На­при­мер:

Схема: [пред­сто­ит], и [онзнал ].

В дверь по­зво­ни­ли, и никто не сдви­нул­ся с места.

Схема: [по­зво­ни­ли], и [никтоне сдви­нул­ся ].

б) Под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но ме­сто­име­ни­я­ми, как лич­ны­ми, так и дру­гих раз­ря­дов: Я вдруг услы­шал до боли зна­ко­мый голос, и этовер­ну­ло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те ме­сто­име­ния в роли под­ле­жа­ще­го, если оно дуб­ли­ру­ет под­ле­жа­щее из пер­вой части! Это два пред­ло­же­ния, у каж­до­го своя ос­но­ва, на­при­мер: Ху­дож­никбыл хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми, и он не­мно­го уди­вил­ся, уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо.

Схема: [Ху­дож­ник был зна­ком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной кон­струк­ци­ей в про­стом пред­ло­же­нии: Ху­дож­никбыл хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми и не­мно­го уди­вил­ся, уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо. [ОСказ и ОСказ].

в) По­сколь­ку слож­ное пред­ло­же­ние со­сто­ит из двух про­стых, то впол­не ве­ро­ят­но, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём со­ста­ве. За­пя­тые ста­вят­ся и по пра­ви­лу од­но­род­ных чле­нов, и по пра­ви­лу слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. На­при­мер: Ли­стьябаг­ря­ные, зо­ло­тыепа­да­ли тихо на землю, и ветеркру­жил их в воз­ду­хе и под­бра­сы­вал. Схема пред­ло­же­ния : [Ли­стья па­да­ли], и [ветер ОСказ и ОСказ ].

Егэ. русский язык. задание 16. как легко выполнить?

Задание 16. Как легко выполнить?

ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Как легко выполнить?

Задание № 16 имеет целью проверить знания и умения учащихся по следующим темам:

  • однородные члены предложения и знаки препинания при них

  • неоднородные определения

  • сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.

Про ЕГЭ:  Сочинение по литературе -2016 . Все темы в одном произведении. Грибоедов А.С. « Горе от ума»

Предлагаю наиболее простой способ выполнения данного задания

  1. Определите, какое это предложение: простое или сложное. В простом — одна грамматическая основа, речь идёт о чём- то об одном. В сложном — две и более основ.

  1. Если среди предложений есть сложносочинённое, в котором две основы и предложения соединены союзом И, то чаще всего запятая ставится.

  2. Однако и со сложносочинёнными бывают трудности: необходимо обязательно посмотреть в самое начало предложения, убедиться, что там нет общего второстепенного члена. Если же он есть, то запятая даже в сложном не ставится.

Например: Осенью дни стали короче и заметно похолодало.

  1. Если предложение простое, то есть в нём всего одна основа, необходимо посмотреть, какие союзы ставятся между ними.

Если  союзы  НО,  ОДНАКО, ЗАТО — смело ставьте запятые.

Если же союзы И, ИЛИ, ЛИБО, то они обязательно должны повторяться, только тогда ставьте запятые. Если одиночные союзы, то нет запятых.

Всегда ставится запятая перед второй частью двойных союзов: как….,так и ;

 не только…., но и;

не столько…., сколько.

Конечно, всегда ставятся запятые, если нет союзов между однородными членами.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

  • Не путайте однородные определения ( они обозначают однородное качество, между ними можно поставить союз И) и неоднородные (разное качество, чаще всего одно- качественное прилагательное, второе- относительное, то есть признак нельзя сравнить).Между такими неоднородными определениями запятая не ставится.

Сравните:

Настроение радостное, весёлое – однородные определения

Большой каменный дом – каменный — относительное.

  • Никогда не ставьте запятые только по наличию нескольких союзов И, ведь они могут соединять совершенно разные однородные члены.

Например:

Учитель объяснял и одновременно демонстрировал на примерах материал об особенностях главных и второстепенных членов предложения.( Как видим , здесь два союза И, но первый соединяет два сказуемых- объяснял и демонстрировал, а второй соединяет два определения– о главных и второстепенных.  В  предложении нет запятых.

  • Наконец, бывает так, что в предложении есть группы однородных членов. Запятая ставится между этими группами.

Например:

Взрослые и дети, местные жители и гости – все были рады встрече с известными артистами.

Пример задания № 16 с комментариями

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

Примечание: имейте в виду, что в задании 15 два ответа!

1) Он шёл впереди гостей и отворял все двери.( Это простое предложение. Два однородных сказуемых шёл , отворял, союз И один, поэтому нет запятой).

2)Он хотел работать у меня, и я взял его к себе своим заместителем.( Это сложное предложение, в нём  две основы: он хотел работать, я взял. В самом начале нет общего второстепенного  члена .Ставим запятую.)

 3)И холод, и голод, и страх — всё пришлось пережить путешественникам.(Здесь несколько однородных членов, нет союзов. Ставим две запятые)

4)Он не стал оправдываться и лишь тихо и горько заплакал.( Разные ряды однородных членов: не стал оправдываться и заплакал – это сказуемые, тихо и горько – это обстоятельство. Нет запятых.

 5) Женщина купила билет, села у окна и стала смотреть на мелькавшие лица прохожих.( Простое предложение, между двумя однородными членами ставим запятую)

Таким образом, ответ: 25

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Оцените статью
ЕГЭ Live