- Что входит в подготовку к испытанию
- Важные советы
- Грамматические средства связи:
- Демоверсия егэ 2021 по русскому языку
- Демонстрационный вариант 2022 егэ по русскому: разбор ⋆ спадило
- Задание №11 егэ по русскому ⋆ спадило
- Задание №16 егэ по русскому ⋆ спадило
- К чему нужно быть готовым перед егэ?
- Лексические средства связи:
Что входит в подготовку к испытанию
Подготовиться к ЕГЭ можно самостоятельно, закрепляя языковые нормы и грамотно применяя их на практике. Ведь теория – всего половина дела. Соответственно, даже блестящая прикладная грамотность не обойдется без владения теоретической базой. Лексика русского языка настолько богата и обширна, что в какой-то момент незнание правил приведет к неправильному употреблению слов на письме. Не всегда получается угадать правильный ответ.
Опытные преподаватели советуют начинать с теории. Знания в области каждого раздела призваны закреплять и проверять тренировочные задания. Повторяя каждое правило, уделите отдельное внимание исключениям, после чего уже займитесь практическим выполнением заданий.
Важные советы
- Не бойтесь огромного числа норм в русском. Если разобраться, то каждому ученику, независимо от уровня знаний, большинство из них известны и понятны. А использование на практике доведено до автоматизма. Чаще всего достаточно лишь освежить их в памяти.
- Учитывайте, что самостоятельная подготовка таит в себе риски, что объясняется пробелами в полученных знаниях и недостаточным охватом теории. Нет ни единого правила в языке, которым можно пренебречь.
- Дословному запоминанию формулировок стоит предпочесть вдумчивый поиск сути. Важно изучать примеры к каждому правилу и пытаться находить закономерности.
- Нельзя недооценивать закрепление практикой. Однотипные упражнения могут утомлять, но именно такие тренировки станут залогом выработки автоматических навыков.
- Готовиться к экзаменационному испытанию нужно задолго до него. С начала выпускного учебного года занимайтесь теорией, постепенно переходя к работе на бумаге. Как только возникают малейшие трудности, не ленитесь вновь и вновь возвращаться к соответствующему правилу.
Пусть ЕГЭ по русскому языку сопровождается успехами!
Грамматические средства связи:
- Местоимения.
- Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
- А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
2. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
3. Союзы (и, но, а, что, потому что, если, поскольку и др.)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.
4. Частицы (именно, точно, ведь, лишь, исключительно, вот, как раз и др.)4. Частицы (именно, точно, ведь, лишь, исключительно, вот, как раз и др.)5. Предлоги (из, через, вследствие, несмотря на и др.)
6. Вводные слова и конструкции (одним словом, конечно, следовательно, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
7. Единство видовременных форм глаголов – использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.
8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
9. Синтаксический параллелизм– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:
- кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
- другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
- таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
- например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
- наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
- во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
- несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
- потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
- поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
- однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
- именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
- даже – усилительная частица;
- неслучайно– «по этой причине».
Важно! Нередко в задании указана не только часть речи, но и конкретный разряд, что облегчает задачу (например, подобрать относительное местоимение, производный предлог, противительный союз и т.д.). Если будете знать теорию, то без труда подставите на место пропуска нужное слово.
Алгоритм выполнения задания №2 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
- Установите логическую связь между частями текста, которые соединены пропущенным словом.
- Обратите внимание на то, к какой части речи относится пропущенное слово. Нужно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должно выступать указательное местоимение, важно не перепутать его с относительным.
- Выберите нужный вариант ответа.
Демоверсия егэ 2021 по русскому языку
Официальная демоверсия от ФИПИ на 2021 год.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2021 года по сравнению с 2020 годом
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены.
Изменены формулировка и способ предъявления языкового материала задания 9. Уточнены формулировка задания 27 и критерии оценивания.
Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 59.
Обновлено 14 ноября. Демоверсия утверждена.
→ Демоверсия: demo-rus-2021.pdf
→ Кодификатор: kod-rus-2021.pdf
→ Спецификация: spec-rus-2021.pdf
→ Словарик паронимов: sl-p.pdf
→ Словник орфоэпический: sl-o.pdf
→ Скачать одним архивом: rus-demo-ege-2021.zip
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2021 года по русскому языку
№ | Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания | ||
Часть 1 | |||||
1 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Б | 1 | ||
2 | Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | Б | 1 | ||
3 | Лексическое значение слова | Б | 1 | ||
4 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) | Б | 1 | ||
5 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | Б | 1 | ||
6 | Лексические нормы | Б | 1 | ||
7 | Морфологические нормы (образование форм слова) | Б | 1 | ||
8 | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | Б | 5 | ||
9 | Правописание корней | Б | 1 | ||
10 | Правописание приставок | Б | 1 | ||
11 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | Б | 1 | ||
12 | Правописание личных окончани глаголов и суффиксов причастий | Б | 1 | ||
13 | Правописание НЕ и НИ | Б | 1 | ||
14 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | Б | 1 | ||
15 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | Б | 1 | ||
16 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | Б | 2 | ||
17 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) | Б | 1 | ||
18 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Б | 1 | ||
19 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Б | 1 | ||
20 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Б | 1 | ||
21 | Пунктуационный анализ | Б | 1 | ||
22 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | Б | 1 | ||
23 | Функционально-смысловые типы речи | Б | 1 | ||
24 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | Б | 1 | ||
25 | Средства связи предложений в тексте | П | 1 | ||
26 | Речь. Языковые средства выразительности | П | 4 | ||
Часть 2 | |||||
27 | Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | П | 25 | ||
Всего заданий – 27; из них по типу заданий: с кратким ответом – 26; с развёрнутым ответом – 1; по уровню сложности: Б – 24; П – 3. Максимальный первичный балл за работу – 59. Общее время выполнения работы – 210 мин. |
Шкала перевода баллов по русскому языку и другим предметам →
Демонстрационный вариант 2022 егэ по русскому: разбор ⋆ спадило
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5) В класс заглянула Женя Румянцева:
‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
‒ Зачем?
‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.
‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.
‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…
‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.
‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!
(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
‒ Где же и когда мы встретимся?
‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…
(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Внимательно читаем текст. Анализируем каждое утверждение, устанавливаем его соответствие содержанию текста:
1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТсодержанию текста. Об интересах Жени мы узнаём от рассказчика:
(12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь – это высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТсодержанию текста. Женя предложила однокласснику встретиться через десять лет:
‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТсодержанию текста. Рассказчик действительно приехал к Большому театру в память о Жене:
(43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день – это высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТсодержанию текста, так как ребята собирались ехать на Химкинском водохранилище, но из-за дождя их поездка не состоялась:
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь… (19)Нечего было и думать о Химках.
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТсодержанию текста:
(39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
Сделаем вывод, что соответствуют содержанию текста утверждения 1,3,5.Ответ: 135
Задание №11 егэ по русскому ⋆ спадило
1) ноздр..ватый, расплывч..тый
2) завед..вал, руч..нка
3) обустра..ваться, горош..к
4) фасол..вый, затм..вать
5) исслед..вать, раздум..вать
1) ноздреватый — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц» пишется суффикс ЕВАТ, расплывчатый – суффикс ЧАТ всегда пишется с буквой А.
2) заведовал — у глаголов в форме прошедшего времени пишется суффикс ОВА, если в форме 1-го лица настоящего времени глагол оканчивается на УЮ, ЮЮ (заведУЮ), ручонка — после шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется О.
3) обустраиваться — у глаголов в начальной форме пишется суффикс ИВА, если в форме 1-го лица настоящего времени ИВА сохраняется (обустраИВАюсь), горошек — пишем в суффиксе гласную Е, так как при склонении она выпадает (горошка).
4) фасолевый — суффикс ЕВ пишется в безударной позиции, затмевать — нужно запомнить!
5) исследовать — у глаголов в форме прошедшего времени пишется суффикс ОВА, если в форме 1-го лица настоящего времени глагол оканчивается на УЮ, ЮЮ (исследУЮ), раздумывать — у глаголов в начальной форме пишется ЫВА, если в форме 1-го лица настоящего времени ЫВА сохраняется (раздумЫВАю).
Ответ: 24
Задание №16 егэ по русскому ⋆ спадило
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
Внимательно читаем предложения. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой:
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора, так и его симфоническими произведениями – это простое предложение, осложнённое однородными дополнениями, соединёнными союзом КАК…ТАК И. Одну запятую НУЖНОпоставить перед второй частью этого союза.
2) Точный, простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям – это простое предложение, осложнённое однородными определениями, которые соединяются при помощи интонации и одиночного союза И. НУЖНО поставить одну запятую между словами точный, простой.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями – это простое предложение, осложнённое однородными подлежащими, которые соединяются при помощи союза ИЛИ(ракита или берёзка). Значит, запятая НЕ НУЖНА. Слова мелкими клейкими мы тоже не отделяем запятой, так как это неоднородные определения (первое слово указывает на размер, а второе – на свойство листьев).
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время – это простое предложение, осложнённое однородными обстоятельствами (В преемственности и верности), соединёнными союзом И. Запятая в этом случае НЕ НУЖНА. Ещё есть однородные дополнения, соединённые союзом И (успеха и популярности), которые тоже не отделяются запятой. Также в этом предложении есть усилительная частица И (и содержится …), не требующая запятой.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца, и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами – НУЖНА одна запятая между частями сложносочинённого предложения (перед одиночным союзом И).
Ответ: 125
К чему нужно быть готовым перед егэ?
Экзамен потребует ориентации в огромном пласте информации, полученной за все годы. Знания, которые пригодятся, касаются таких тем:
- Правописание приставки, корня, суффикса и окончания.
- Пунктуация простого и сложного предложений, выделение слов при помощи знаков препинания.
- Нормы грамматики, морфологии, орфоэпии и синтаксиса.
- Понятия синонимов, омонимов и антонимов.
- Слитное, раздельное правописание слов, дефис.
- Частицы «не», «ни», употребление на письме.
- Лексические нормы и текстовый анализ.
- Инфообработка и работа с текстами разных стилей.
Лексические средства связи:
1.Лексический повтор
– это намеренное повторение одних и тех же слов или одной и той же речевой конструкции.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
(К. Симонов).
Мрачный покой улыбками женщин преображен в цветник. Посреди цветника, в мундире фельдмаршала, с орденом св. Стефана на груди и взнесенным бокалом в руке, – вечно юный князь де Линь (М.И. Цветаева).
2. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем и общим значением.
Примеры слов: счастье, счастливо, счастливица; красивый, красоваться, красавец и т. д.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу – разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному – первый признак талантливости (В. Белов).
Мне с самого утра грустно. Как начали к заутрене звонить да увидела я из светлицы, как народ божий весело спешит в церковь, так, девушки, мне стало тяжело… (А.К. Толстой).
3. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.
Примеры слов: беспокоиться, волноваться, переживать; интересный, увлекательный, занимательный и др.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Мы пили чай с пирожными. Лакомство оказалось очень вкусным.
3.1. Контекстные синонимы – слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в определённом контексте, так как относятся к одному предмету (признаку, действию).
Примеры слов: парень, студент, красавец; пёс, друг, озорник и т.д.
Ломоносов – гений – любимое дитя природы.
4. Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.
Примеры слов: строить – ломать; утром – вечером, восход – закат и т.д.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
4.1. Контекстные антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в определённом контексте.
Примеры слов: слон – мышь, лёд – пламя, зелёный – спелый и др.
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
(М. И. Цветаева)
5. Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.