Трудные вопросы ЕГЭ по биологии и ошибки учащихся – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Трудные вопросы ЕГЭ по биологии и ошибки учащихся – статья  – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) ЕГЭ

Есть нюансы

На госэкзамене школьники столкнутся с вопросами, которые отражают
все темы, изучаемые ранее. Стоит уделить внимание таким понятиям как:

  • Что такое клетка и каково ее строение;
  • Группы крови, сердце
    (его строение и работа);
  • Что такое анализаторы и каково их строение;
  • Животные — ткани,
    органы, виды и их особенности;
  • Организм – спинной мозг, нервная, эндокринная, выделительная системы;
  • Грибы и растения – классификации, строение и особенности;
  • Растения – ткани, вегетативные и генеративные органы, плод, циклы развития, двойное оплодотворение, мир растений и его систематизация;
  • Системы обмена веществ и дыхания;
  • Биологические процессы – иметь представление о митозе, мейозе, метаболизме, фотосинтезе, онтогенезе.
  • Генетика;

Задание 1

У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак и гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак. 

  • Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина?
  • Почему для личинок амфибий характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?

Ключ:

  1. Аммиак и мочевина — продукты обмена белков.
  2. Аммиак и мочевина — продукты обмена нуклеиновых кислот. 
  3. Головастики живут в воде, взрослые амфибии большую часть времени проводят на суше выдели.
  4. Постоянное поглощение легко доступной воды позволяет головастикам активно выводить ядовитый аммиак.
  5. Взрослые амфибии поглощают меньше воды (так как много времени проводят на суше), поэтому образуют менее токсичную мочевину.

Задание 2

Коэволюция — это сопряжённая эволюция двух видов организмов, находящихся друг с другом в тесных пищевых или иных экологических отношениях. Предположим, что у растения в результате его эволюции образовались жёсткие листья с плотным покровом, препятствующим поеданию насекомыми. 

  • Назовите не менее четырёх адаптаций, которые могут возникнуть у насекомых, питающихся листьями этого растения, вследствие их коэволюционного развития.

Ключ:

  1. Появление грызущего ротового аппарата, который позволяет разрушать плотные покровы листьев.
  2. Питание молодыми листьями до формирования на них плотного покрова.
  3. Появление у насекомых ферментов, разрушающих жёсткие покровы листьев.
  4. Переход насекомых на питание иными, более “мягкими” частями растения (почками, цветами, нектаром).
Про ЕГЭ:  Обязательные предметы ЕГЭ в 2020 году – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Задание 3

У всех организмов работа разных систем органов взаимосвязана. Если рассмотреть кровеносную систему Насекомых и Ракообразных, можно заметить, что у Ракообразных она ветвится сильнее. 

  • С какими системами органов и как связана кровеносная система этих классов Членистоногих?

Ключ:

  1. Связано с особенностями строения дыхательной системы.
  2. У насекомых сильно разветвлённая дыхательная система. Кислород доставляется ко всем органам непосредственно по трахеям, а не с помощью гемолимфы.
  3. У ракообразных кислород доставляется ко всем органам кровью (от жабр).
  4. Связано с особенностями строения выделительной системы.
  5. У насекомых продукты обмена поступают в выделительные органы (мальпигиевы сосуды, жировое тело) непосредственно из полости тела, а не с помощью кровеносной системы.
  6. У ракообразных продукты обмена поступают в выделительные органы (зелёные железы) по кровеносным сосудам.
  7. В связи с тем, что у Ракообразных работа кровеносной системы необходима для функционирования дыхательной и выделительной, у этого класса она более разветвлённая и сложно организованная.

Задание 4

Предложите, каким образом можно доказать предположение о том, что секреция пищеварительного сока поджелудочной железой регулируется и нервным, и гуморальным путями.

Ключ:

1. Необходимо поставить эксперимент, который бы проверил гипотезу о двух путях регуляции.

  1. Чтобы доказать существование нервной регуляции необходимо раздражать нервы, иннервирующие ту часть железы, которая выделяет пищеварительный сок. Если секреция усилится, то нервная регуляция существует.
  2. Чтобы доказать существование гуморальной регуляции, необходимо стимулировать секрецию пищеварительного сока пищей, но в отсутствие нервной регуляции. Для этого можно перерезать определённые нервы. И если при попадании пищи в двенадцатиперстную кишку секреция сока увеличится, можно говорить о гуморальной регуляции.

Задание 5

Основная функция лёгких — снабжение тканей кислородом. 

  • Какие ещё функции есть у этих парных органов?

Ключ:

  1. Испарение воды — участие в метаболизме, способствуют терморегуляции.
  2. Выделительная — выделяют углекислый газ, пары воды.
  3. Регуляция pH — карбонатная буферная система составляет около половины буферной ёмкости крови, в функционировании этой системы принимает участие выделяемый лёгкими углекислый газ.
  4. Терморегуляция. 
  5. ДЕПО крови — капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови.
  6. Синтез некоторых веществ — гепарина, липидов, АПФ.

Задание 6

Явление воспаления было описано древнеримским философом и врачом Цельсом, выделявшим следующие признаки этого процесса: rubor — краснота (местное покраснение кожных покровов или слизистой), tumor — опухоль (отек), calor — жар (повышение местной температуры), dolor — боль. 

  • С чем связано покраснение в области воспаления? 
  • Почему в области повреждённого участка возникает отёк, жар и боль?
Про ЕГЭ:  Узнать результаты ЕГЭ 2022 в Мордовии

Ключ:

  1. Покраснение связано с расширением сосудов приток крови к месту воспаления.
  2. Отёк возникает при скоплении тканевой жидкости в месте воспаления.
  3. Жар возникает с притоком крови в область воспаления.
  4. Боль возникает из-за раздражение рецепторов химическими веществами, выделяемых болезнетворными организмами.
  5. Боль возникает при сдавлении тканей в связи с притоком тканевой жидкости.


Что делать, если в КИМе вы увидели задание, на которое затрудняетесь ответить? 

  1. Не паникуйте!
  2. Пропустите этот вопрос, приступите к следующему, вернётесь потом.
  3. Спокойно разберите задание по частям. Выделите ручкой вопросы, на которые нужно ответить.
  4. Помните: любое сложное задание состоит из нескольких простых, оно основано на той теории, которую вы проходили, просто сформулированной по-другому.

Как правильно готовиться:

  • в первую очередь рекомендуется ознакомиться с электронными
    версиями контрольно-измерительных материалов, просмотреть вопросы и понять их структуру;
  • среди просмотренных тем нужно выделить те, с которыми придется «повозиться»;
  • после этого можно переходить к теоретической части, обращаясь к школьной
    программе;
  • дополнительно к учебникам логично использовать специальные пособия и дополнительные материалы;
  • закрепите пройденное, прорешайте задания онлайн, чтобы стимулировать запоминание и добиться автоматизации, а также снизить стресс, который возникнет, когда придет «время Икс».

Вся теория в виде подборок по теме есть в сети Интернет. Услуга
репетитора может понадобиться, если самостоятельно не получается добиться
эффекта.

Найдите ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

(1)Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. (2)Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. (3)Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. (4)

Найдите три ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их.

(1)Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2)Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3)Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4)По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5)Они (ферменты) не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6)

Найдите три ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

(1)Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2)Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3)Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4)

Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5)Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6)Удерживается такая структура водородными связями. (7)Четвертичная структура представлена комплексом глобул, находящихся в третичной структуре.

Ответ выпускника

  1. Вещества поступают в клетки через кровь, путем инъекций. 2. Из внешней среды путем пиноцитоза и фагоцитоза. 3. В процессе дыхания — кислород в ткани, а углекислый газ из тканей.
Про ЕГЭ:  Как сдать устную часть ЕГЭ по английскому | Фоксфорд.Медиа - Фоксфорд.Медиа

Ответ выпускника № 1

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — В фотосинтезе азот не участвует, а участвуют вода и углекислый газ. 3 — Прокариоты к фотосинтезу не способны. 5 — В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и АТФ.

Ответ выпускника № 2

  1. Мембрана обладает избирательной проницаемостью благодаря бислою липидов и обеспечивает активный транспорт благодаря транспортным белкам. 2. Мембрана клеток у животных способна изменять форму. 3. Это свойство обеспечивает возможность фагоцитоза и пиноцитоза.

Подготовка

Невозможно получить высокую оценку без уверенных знаний и регулярного
повторения. ЕГЭ по биологии сложен тем, что включает в себя большой объём информации, который не каждый может запомнить. На государственном испытании будут затронуты все без исключения темы, которые экзаменуемые проходили в классе. Чтобы балл порадовал, необходимо все уложить в голове «по полочкам».

Решение задач по генетике

Задача 1. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку.

Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.

Совет

  • Изучая биологию, обязательно делайте конспекты, фиксируя
    проблемные моменты;
  • разбирайтесь в тех темах, которые вызывают сложности;

  • работайте с таблицами, рисунками, схемами, чтобы лучше запоминать;

  • если не знаете ответа, отмечайте тот, который кажется наиболее подходящим. Все вопросы следует прорешать.

Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?

Ответы на этот и другие вопросы легко найти в учебнике

 для 11 класса.

Элементы ответа

Схема решения задачи. А — красные цветки, а — белые цветки, В — узкие листья, в — широкие листья.

Р ♀ ААВв

♂ АаВв

красные цветки

розовые цветки

средние листья

средние листья

Гаметы

АВ, Ав

АВ, Ав, аВ, ав

АВ

АВ

аВ

Ав

АВ

ААВ В

ААВ в

АаВВ

АаВв

Ав

ААВ в

ААвв

АаВв

Аавв

3. F1 1/8 c красными цветками и узкими листьями, 1/4 с красными цветками и средними листьями, 1/8 с красными цветками и широкими листьями, 1/8 с розовыми цветками и узкими листьями, 1/4 с розовыми цветками и средними листьями, 1/8 с розовыми цветками и широкими листьями.

Элементы ответа.

  1. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
  2. 1 — Мономерами белков являются аминокислоты.
  3. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями.
  4. 6 — Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями.
Оцените статью
ЕГЭ Live