- Есть нюансы
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Как правильно готовиться:
- Найдите ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
- Найдите три ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их.
- Найдите три ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
- Ответ выпускника
- Ответ выпускника № 1
- Ответ выпускника № 2
- Подготовка
- Решение задач по генетике
- Совет
- Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?
- Элементы ответа
- Элементы ответа.
Есть нюансы
На госэкзамене школьники столкнутся с вопросами, которые отражают
все темы, изучаемые ранее. Стоит уделить внимание таким понятиям как:
- Что такое клетка и каково ее строение;
- Группы крови, сердце
(его строение и работа); - Что такое анализаторы и каково их строение;
- Животные — ткани,
органы, виды и их особенности; - Организм – спинной мозг, нервная, эндокринная, выделительная системы;
- Грибы и растения – классификации, строение и особенности;
- Растения – ткани, вегетативные и генеративные органы, плод, циклы развития, двойное оплодотворение, мир растений и его систематизация;
- Системы обмена веществ и дыхания;
- Биологические процессы – иметь представление о митозе, мейозе, метаболизме, фотосинтезе, онтогенезе.
- Генетика;
Задание 1
У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак и гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак.
- Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина?
- Почему для личинок амфибий характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?
Ключ:
- Аммиак и мочевина — продукты обмена белков.
- Аммиак и мочевина — продукты обмена нуклеиновых кислот.
- Головастики живут в воде, взрослые амфибии большую часть времени проводят на суше выдели.
- Постоянное поглощение легко доступной воды позволяет головастикам активно выводить ядовитый аммиак.
- Взрослые амфибии поглощают меньше воды (так как много времени проводят на суше), поэтому образуют менее токсичную мочевину.
Задание 2
Коэволюция — это сопряжённая эволюция двух видов организмов, находящихся друг с другом в тесных пищевых или иных экологических отношениях. Предположим, что у растения в результате его эволюции образовались жёсткие листья с плотным покровом, препятствующим поеданию насекомыми.
- Назовите не менее четырёх адаптаций, которые могут возникнуть у насекомых, питающихся листьями этого растения, вследствие их коэволюционного развития.
Ключ:
- Появление грызущего ротового аппарата, который позволяет разрушать плотные покровы листьев.
- Питание молодыми листьями до формирования на них плотного покрова.
- Появление у насекомых ферментов, разрушающих жёсткие покровы листьев.
- Переход насекомых на питание иными, более “мягкими” частями растения (почками, цветами, нектаром).
Задание 3
У всех организмов работа разных систем органов взаимосвязана. Если рассмотреть кровеносную систему Насекомых и Ракообразных, можно заметить, что у Ракообразных она ветвится сильнее.
- С какими системами органов и как связана кровеносная система этих классов Членистоногих?
Ключ:
- Связано с особенностями строения дыхательной системы.
- У насекомых сильно разветвлённая дыхательная система. Кислород доставляется ко всем органам непосредственно по трахеям, а не с помощью гемолимфы.
- У ракообразных кислород доставляется ко всем органам кровью (от жабр).
- Связано с особенностями строения выделительной системы.
- У насекомых продукты обмена поступают в выделительные органы (мальпигиевы сосуды, жировое тело) непосредственно из полости тела, а не с помощью кровеносной системы.
- У ракообразных продукты обмена поступают в выделительные органы (зелёные железы) по кровеносным сосудам.
- В связи с тем, что у Ракообразных работа кровеносной системы необходима для функционирования дыхательной и выделительной, у этого класса она более разветвлённая и сложно организованная.
Задание 4
Предложите, каким образом можно доказать предположение о том, что секреция пищеварительного сока поджелудочной железой регулируется и нервным, и гуморальным путями.
Ключ:
1. Необходимо поставить эксперимент, который бы проверил гипотезу о двух путях регуляции.
- Чтобы доказать существование нервной регуляции необходимо раздражать нервы, иннервирующие ту часть железы, которая выделяет пищеварительный сок. Если секреция усилится, то нервная регуляция существует.
- Чтобы доказать существование гуморальной регуляции, необходимо стимулировать секрецию пищеварительного сока пищей, но в отсутствие нервной регуляции. Для этого можно перерезать определённые нервы. И если при попадании пищи в двенадцатиперстную кишку секреция сока увеличится, можно говорить о гуморальной регуляции.
Задание 5
Основная функция лёгких — снабжение тканей кислородом.
- Какие ещё функции есть у этих парных органов?
Ключ:
- Испарение воды — участие в метаболизме, способствуют терморегуляции.
- Выделительная — выделяют углекислый газ, пары воды.
- Регуляция pH — карбонатная буферная система составляет около половины буферной ёмкости крови, в функционировании этой системы принимает участие выделяемый лёгкими углекислый газ.
- Терморегуляция.
- ДЕПО крови — капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови.
- Синтез некоторых веществ — гепарина, липидов, АПФ.
Задание 6
Явление воспаления было описано древнеримским философом и врачом Цельсом, выделявшим следующие признаки этого процесса: rubor — краснота (местное покраснение кожных покровов или слизистой), tumor — опухоль (отек), calor — жар (повышение местной температуры), dolor — боль.
- С чем связано покраснение в области воспаления?
- Почему в области повреждённого участка возникает отёк, жар и боль?
Ключ:
- Покраснение связано с расширением сосудов приток крови к месту воспаления.
- Отёк возникает при скоплении тканевой жидкости в месте воспаления.
- Жар возникает с притоком крови в область воспаления.
- Боль возникает из-за раздражение рецепторов химическими веществами, выделяемых болезнетворными организмами.
- Боль возникает при сдавлении тканей в связи с притоком тканевой жидкости.
Что делать, если в КИМе вы увидели задание, на которое затрудняетесь ответить?
- Не паникуйте!
- Пропустите этот вопрос, приступите к следующему, вернётесь потом.
- Спокойно разберите задание по частям. Выделите ручкой вопросы, на которые нужно ответить.
- Помните: любое сложное задание состоит из нескольких простых, оно основано на той теории, которую вы проходили, просто сформулированной по-другому.
Как правильно готовиться:
- в первую очередь рекомендуется ознакомиться с электронными
версиями контрольно-измерительных материалов, просмотреть вопросы и понять их структуру; - среди просмотренных тем нужно выделить те, с которыми придется «повозиться»;
- после этого можно переходить к теоретической части, обращаясь к школьной
программе; - дополнительно к учебникам логично использовать специальные пособия и дополнительные материалы;
- закрепите пройденное, прорешайте задания онлайн, чтобы стимулировать запоминание и добиться автоматизации, а также снизить стресс, который возникнет, когда придет «время Икс».
Вся теория в виде подборок по теме есть в сети Интернет. Услуга
репетитора может понадобиться, если самостоятельно не получается добиться
эффекта.
Найдите ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
(1)Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. (2)Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. (3)Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. (4)
Найдите три ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их.
(1)Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2)Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3)Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4)По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5)Они (ферменты) не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6)
Найдите три ошибки в приведенном тексте. укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
(1)Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2)Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3)Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4)
Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5)Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6)Удерживается такая структура водородными связями. (7)Четвертичная структура представлена комплексом глобул, находящихся в третичной структуре.
Ответ выпускника
- Вещества поступают в клетки через кровь, путем инъекций. 2. Из внешней среды путем пиноцитоза и фагоцитоза. 3. В процессе дыхания — кислород в ткани, а углекислый газ из тканей.
Ответ выпускника № 1
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — В фотосинтезе азот не участвует, а участвуют вода и углекислый газ. 3 — Прокариоты к фотосинтезу не способны. 5 — В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и АТФ.
Ответ выпускника № 2
- Мембрана обладает избирательной проницаемостью благодаря бислою липидов и обеспечивает активный транспорт благодаря транспортным белкам. 2. Мембрана клеток у животных способна изменять форму. 3. Это свойство обеспечивает возможность фагоцитоза и пиноцитоза.
Подготовка
Невозможно получить высокую оценку без уверенных знаний и регулярного
повторения. ЕГЭ по биологии сложен тем, что включает в себя большой объём информации, который не каждый может запомнить. На государственном испытании будут затронуты все без исключения темы, которые экзаменуемые проходили в классе. Чтобы балл порадовал, необходимо все уложить в голове «по полочкам».
Решение задач по генетике
Задача 1. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку.
Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.
Совет
- Изучая биологию, обязательно делайте конспекты, фиксируя
проблемные моменты; разбирайтесь в тех темах, которые вызывают сложности;
работайте с таблицами, рисунками, схемами, чтобы лучше запоминать;
если не знаете ответа, отмечайте тот, который кажется наиболее подходящим. Все вопросы следует прорешать.
Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?
Ответы на этот и другие вопросы легко найти в учебнике
для 11 класса.
Элементы ответа
Схема решения задачи. А — красные цветки, а — белые цветки, В — узкие листья, в — широкие листья.
Р ♀ ААВв | ♂ АаВв | |
красные цветки | розовые цветки | |
средние листья | средние листья | |
Гаметы | АВ, Ав | АВ, Ав, аВ, ав |
АВ | АВ | аВ | Ав | |
АВ | ААВ В | ААВ в | АаВВ | АаВв |
Ав | ААВ в | ААвв | АаВв | Аавв |
3. F1 1/8 c красными цветками и узкими листьями, 1/4 с красными цветками и средними листьями, 1/8 с красными цветками и широкими листьями, 1/8 с розовыми цветками и узкими листьями, 1/4 с розовыми цветками и средними листьями, 1/8 с розовыми цветками и широкими листьями.
Элементы ответа.
- Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
- 1 — Мономерами белков являются аминокислоты.
- 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями.
- 6 — Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями.