Проблемы в сочинении ЕГЭ по русскому языку: виды и как сформулировать

Проблемы в сочинении ЕГЭ по русскому языку: виды и как сформулировать ЕГЭ

Что такое проблема текста

Проблемой называют вопрос, который ставится перед читателем автором текста, ключевая тема. Она служит руслом для рассуждений ученика, помогает ему понять, в каком направлении мыслить. Если выпускник верно определяет основную проблему, то тем самым нащупывает нить, на которую в дальнейшем одну за другой нанизывает мысли.

Виды (категории)

При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.

Виды проблем в сочинении ЕГЭ
КатегорииСутьТипыИдея
НравственныеВнутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающимиДобротаДоброта делает человека счастливым.
СовестьУважать себя можно, только живя в согласии с совестью.
БлагодарностьУмение быть благодарным свидетельствует о благородстве души.
ФилософскиеГлобальные вопросы о бытии и месте человека в миреСмысл жизниСмысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их.
СвободаСвобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности.
ОдиночествоОдиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать.
СоциальныеУстройство обществаЖажда денегВ погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе.
Художник и властьКогда человек становится чиновником, художник внутри него умирает.
Конфликт поколенийСложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны.
ЭстетическиеВосприятие прекрасного, роль искусства в жизниЧтениеХорошие книги развивают интеллектуально и духовно.
Массовая культураВысокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру.
Воспитание любви к прекрасномуРазвивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие.

Как правильно сформулировать

Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную.

Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте.

Постановка проблемы примеры

Скачать в word

Проблема текста

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смыслжизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека?

Проблемой может быть некоторое противоречие,конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами нажизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. От ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно подумать над  следующими вопросами:

  • Ø Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)
  • Ø Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?
  • Ø Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)
  • Ø Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/ трусость, любовь/ненависть и т.п.).
  • Ø Проблема может быть философской.

        Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.

В чем заключается смысл жизни человека?

Проблема воспитания.

Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности.

Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?

Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории?

Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими

людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты.

Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека?

Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита.

В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей.

Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?

Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными?

Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство?

Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции:

Автор поднимает проблему…  

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.

Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.

Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.

Как показывает опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующаяпроблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему

человеку необходимо знать историю?

Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

  • У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, ипроблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишемо первой)
  • Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическаяошибка – нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека.)
  • Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты.

Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?)

  • Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…)
  • Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемыформулируется позиция автора.)
  • В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема – это не одно ито же.)
  • Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».

Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

Пример ответа

Ниже представлен образец текста из ЕГЭ и сочинения, в котором ученик верно определяет проблему и, комментируя ее, строит свои рассуждения.

«Чтобы преуспеть в жизни, достаточно одного лишь таланта или трудолюбие тоже необходимо? Именно этот вопрос и ставит перед читателем Николай Михайлов. Его текст посвящен феномену одаренного человека. Автор подчеркивает, что наука пока не в силах отыскать источник гениальности и познать ее природу.

В качестве подтверждения приводится феномен так называемых детей индиго. Никто не знает, откуда берется их одаренность: одни считают ее результатом генетических мутаций, другие высказывают совсем уж невероятные предположения о том, что эти талантливые дети – потомки инопланетных существ.

Михайлов упоминает о восьмилетней девочке, которая, будучи инвалидом от рождения, проявляет удивительные способности к живописи и изучению языков. Автор задается вопросом: смогла бы она реализовать собственные задатки, если бы родители не занимались ее развитием? А что было бы, откажись она сама учиться и каждый день работать над собой?

Михайлов приходит к выводу, что хоть гениями и рождаются, проявить талант человек сможет лишь в том случае, если ему помогут родители и педагоги, а сам он будет трудиться в поте лица. С этим можно согласиться. В качестве аргумента хотелось бы привести эпизод из биографии великого Моцарта.

Известно, что музыкой он начал заниматься благодаря отцу – скрипачу и композитору придворной капеллы. Именно Иоганн Георг Леопольд и пристрастил сына к игре на клавесине. Впоследствии Моцарт почти без его помощи научился играть еще и на скрипке. Чтобы освоить инструменты и обрести возможность создавать собственные сочинения, Вольфгангу Амадею пришлось приложить колоссальные усилия. Если бы не трудолюбие, в историю бы он вряд ли вошел.

Анализируя текст Н. Михайлова, я пришел к выводу, что заложенная природой гениальность не сможет развиться без труда и помощи извне. Хочется, чтобы все родители старались разглядеть в своих маленьких детях ростки таланта и всеми силами способствовали их развитию.»

Формулировка проблемы — 4егэ

Эксперты в один голос просят НЕ ПИСАТЬ слова:
1) «проблема текста» и 2) «проблема (чего?)» (например, «проблема истинной любви», «проблема влияния природы на человека» и т.д.). При такой формулировке, как в п.2, вы показываете НЕ ПРОБЛЕМУ, А ТЕМУ ТЕКСТА, что совсем не одно и то же.

Поскольку любая проблема — это вопрос, на который есть несколько адекватных ответов, предлагаю формулировать проблему, поднятую в тексте, в виде риторических вопросов. Например: «Что такое истинная дружба?»; «Какое влияние красота природы оказывает на человека?» и т.д.

1) единогласно одобрен экспертами
2) позволяет избежать вступления, начинать можно сразу с вопросов
3) если задать сразу 2-3 вопроса, вы увеличиваете свои шансы правильно определить проблему.

Потом пишете «волшебную» фразу: «Эти проблемы поднимает в предложенном тексте (Имя Отчество Фамилия автора)».

Оцените статью
ЕГЭ Live