- ↑ синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
- ↑ лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
- ↑ приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
- ↑ тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
- ↑ фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Приёмы
- Виды, примеры тропов – таблицы
- Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- Просмотр содержимого документа«таблица «средства выразительности» для подготовки к огэ и егэ»
- Средства выразительности в огэ: необходимая теория
↑ синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
Примеры:Отчего мне так грустно, береза?Здравствуй, солнышко!Что за люди!Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)Русь! Русь!
Примеры:А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. (Пушкин)Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! (Лермонтов)Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои. (Тютчев)
Примеры:К сожалению, все оказалось ложью.По-моему, ты не понимаешь меня.Он, видимо, думает об экзамене.
Примеры:Как дела?О чем ты говоришь?Вам нравится этот спектакль?
Примеры:Какой чудесный день!Как хорошо в поле!
Примеры:Мы читали разные книги. Я — «Евгения Онегина», сестра — «Капитанскую дочку».Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).
Примеры:Антон, что ты делаешь?Вера, скажи мне правду.О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)Батюшка! Семен Яковлевич!– раздался вдруг… голос дамы.(Достоевский)
Примеры:Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. (Жуковский)Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. (Лермонтов)
↑ лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Примеры:День – ночь; умный – глупый; интересный — скучный; сильный — слабыйБичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. (Бунин)
Примеры:«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»
Примеры:«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться — пугаться
Примеры:«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.»Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)
Примеры:Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой — плохой
Примеры:Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага — общежитие
Примеры:Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).
Примеры:Суффикс, метафора, гипотенуза.
Примеры:Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.
Примеры:Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.
Примеры:Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.
Примеры:Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).
Примеры:Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.
Примеры:Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша
Примеры:Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)
↑ приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
Примеры:Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.Когда волнуется желтеющая нива.
Примеры:Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек. Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат.
Примеры:Смотри, ей весело грустить.Убогая роскошь.Горячий снег.Жар холодных числ. (А. Блок) Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)Эти умники все такие глупые. (Чехов)
Примеры:Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)
Примеры:И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии. (Бунин)
Примеры:Это еще не сказка. Сказка только начинается.Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)Вся фигура Платона. была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. зубы его. выказывались двумя полукругами. (Л. Толстой)Нам нужно злата, злата, злата’. Копите злато до конца! (Пушкин)
Примеры:Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…. Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)Все в огне будете гореть неугасимом.
Примеры:Я! Говорю! Хватит!Я думаю. Что вы не правы.Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.. Но идет. Шатается.
Примеры:«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»
Примеры:Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Примеры:Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого». «Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)«.
Председатель палаты знал наизусть “Людмилу” Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Борзаснул, долина спит” и слово “чу!”так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза» (Гоголь)
Пример:Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь. — Мария Петровна, что вы говорите? — в замешательстве забормотал он. — Если бы не вы. (Бондарев)
↑ тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
Примеры:Сто лет не виделись.Волны вставали горами.Я говорил это тысячу раз.Это длилось целую вечность.Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)
Примеры:Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)В крови горит огонь желанья. (Пушкин)Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)«мечты кипят» (А. С. Пушкин).
Примеры:Тарелку съел;У него бойкое перо;Весь дом ушел;Выпить целый самовар;Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.
Примеры:«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.
Примеры:О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев). Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)
Примеры:Глаза, как океаны;Мои стихи бегут, как ручьи;Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.Разливы рек ее, подобные морям. (Лермонтов)Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (Пушкин)И только замолкли — в дали голубой / Столбом уж крутился песок золотой. (Пушкин)Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. (Гоголь)Девичьи лица ярче роз.. (Пушкин). Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. (Лермонтов)
Примеры:Едва ли кто польстится на такую красавицу. Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)
Примеры:Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений.
Примеры:Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него:
/ Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. (лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)«Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. — Что это? — спросила она. — Сфинкс?
↑ фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Примеры:Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)
Примеры:Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).В соседнем доме окна жолты… (Блок)Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой. (Пушкин)Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)
Примеры:мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква«Трах — так — так! — И только эхо откликается в домах. » (Блок)
Источник
Лексические средства
Ио есть то, какие слова использует автор в своём тексте:
Фразеологизмы — уже знакомы нам после ОГЭ.
Диалектизмы — слова, присущие определённому региону, местности, например, южный диалект, питерский диалект: бордюр – поребрик, подъезд – парадная
Архаизмы — устаревшие слова: уста, очи
Книжная лексика — лeкcикa, cвязaннaя c книжными cтилями peчи, yпoтpeбляющaяcя в нayчнoй литepaтype, пyблициcтичecкиx пpoизвeдeнияx, oфициaльнo-дeлoвыx дoкyмeнтax:апробировать, прерогатива, воззрение
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:книжечка, мордочка
Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением:Он не плохой, а хороший.
Синонимы — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения:Я вас люблю и обожаю!
Разговорные слова — лексические единицы, употребляющиеся в разговорной речи, например, в непринужденной неофициальной беседе:чуточку, враньё
Профессиональная лексика – слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы:
Приходи после урока, у меня будет окно.
Синтаксические средства
То есть то, как построены предложения, которые использует автор в своём тексте.
Инверсия — изменение прямого порядка слов в предложении: Пойду поделаю задание домашнее я.
Восклицательные предложения — предложения с восклицательными знаками на конце:Вы посмотрите! Она явилась!
Риторические вопросы — вопросительные предложения, не требующие ответа:Почему же мне так больно на всё это смотреть?
Вводное слово — слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом:Конечно, мы приедем на бал!
Ряды однородных членов предложения — сочинительное сочетание слов, как правило, одной и той же части речи, в котором ни одно не является главным:Они жили богато, роскошно, шикарно.
Приёмы
Анафора — единоначатие (предложения начинаются с одного и того же слова/фразы):Как хорошо, что вы пришли! Как хорошо, что мы снова в сборе!
Эпифора — одинаковое окончание предложений: Вы уходите – пусть будет так. Мы больше никогда не увидимся – пусть будет так.
Противопоставление:Ты богат – я очень беден, ты румян – я тощ и бледен.
Парцелляция — разделение предложения «на порции» по словам или фразам: Он ушёл. Я хотел было возразить ему, но… Он ушел. И больше не вернулся. С тех пор мы не общались.
Лексический повтор — намеренный повтор слова: чудесная, чудесная пора детства!
Синтаксический параллелизм — одинаковое построение предложений (с точки зрения синтаксического строя, схемы): Я знаю: однажды мы встретимся вновь. Ты понимаешь: никогда этому не бывать.
Градация — перечисление однородных членов с эмоциональным усилением/спадом: Она была хороша, мила, красива, прекрасна, восхитительна!
Оксюморон — сочетание несочетаемого: живой труп, горячий снег, замечательная боль
Цитирование — дословная выдержка из какого либо текста:Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
Как видите, в ЕГЭ намного больше теории на средства выразительности, чем в ОГЭ. Запомнить все термины и еще сотни правил и исключений к ним — задачка не из легких. Прибавьте к этому необходимость написать хорошее сочинение без ошибок и в полном соответствии с критериями. И все это нужно сделать всего за 3,5 часа!
Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы не запутаться в теории и научиться правильно распределять время. На занятиях разбираем лайфхаки решения всех заданий и критерии оценивания, а также решаем пробные ЕГЭ, чтобы не нервничать на настоящем экзамене.
Виды, примеры тропов – таблицы
Речь. Анализ средств выразительности.
Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.
Лексические средства.
Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.
Тропы.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
Виды тропов и примеры к ним в таблице:
метафора – перенос значения слова по сходству | мертвая тишина |
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу | отговорилароща золотая |
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) | яркий, как солнце |
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) | Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) |
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот | белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) |
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения | автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов) |
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность | Куда ты скачешь, гордый конь? |
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах | весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь |
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого | в сто сорок солнц закат пылал |
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого | ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка |
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки | Откуда, умная, бредешь ты, голова? |
Фигуры речи, строение предложений.
В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Помни!
При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.
Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.
Разбор задания.
(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Не могла оторвать глаз; перерыв всё вверх дном; по их стопам я не пойду; я был на седьмом небе от счастья; сбежать на край света; удачи приходят как бы за его счёт; всё уже пройдено вдоль и поперёк; будто на нём свет клином сошёлся; Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз; Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. Я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит. Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана , детские игры – всё это настраивало на определённый лад. От нечего делать; выше моих сил; лезли под руку; А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и , погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. Эти пуговицы бросились мне в глаза… Всё честь по чести..; Но я даже не подал виду. Всё обойдётся; По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова. Другим не было никакого дела; Язык не поворачивается; Расходиться кто куда; Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал. Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. Тяжкий крест; Провалился сквозь землю; Поднял всех на ноги; Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей. Но Васятка не слышал , он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.Изо всех сил; тут как тут; подумать только
Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Языковые средства выразительности.
Тропы – употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов |
Значение термина |
Пример |
|
Аллегория |
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. |
|
Гипербола |
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы. |
|
Гротеск |
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. |
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
|
Ирония |
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) |
|
Литота |
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). |
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) |
|
Метафора, развёрнутая метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
|
Олицетворение |
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. |
О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) |
|
Перифраз (или перифраза) |
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. |
Царь зверей (вместо лев) |
|
Синекдоха |
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны. |
|
Сравнение |
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. |
|
Эпитет |
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. |
Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
ФИГУРЫ РЕЧИ
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура |
Значение термина |
Пример |
Анафора (или единоначатие) |
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. |
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза |
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. |
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! |
Градация |
Постепенность— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. |
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. |
Инверсия |
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи. |
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. |
Лексический повтор |
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. |
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! |
Плеоназм |
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. |
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. |
Оксюморон |
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. |
Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение |
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. |
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) |
Синтаксический параллелизм |
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. |
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… |
Умолчание |
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. |
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Эллипсис |
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. |
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Эпифора |
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. |
Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.) |
Экспрессивно – эмоциональная лексика
Разговорная. |
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. |
Грязнуля, крикун, бородач. |
|||
Эмоционально окрашенные слова |
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. |
Прелестный, отвратительный, злодей |
|||
Слова с суффиксами эмоциональной оценки. |
Слова с суффиксами эмоциональной оценки. |
Миленький, зайчонок, умишко, детище. |
|||
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ |
|||||
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. |
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось! |
||||
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола |
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я! |
||||
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи. |
Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. |
||||
4. Использование междометий, звукоподражательных слов. |
Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. |
||||
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство |
Значение термина |
Пример |
Аллитерация |
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. |
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.. |
Альтернация |
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. |
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс |
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. |
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.) |
Звукопись |
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. |
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
Звукоподражание |
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. |
Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.) |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
1. Ряды однородных членов предложения. |
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. |
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами. |
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. |
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.). |
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. |
4. Диалогичность изложения. |
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. |
5. Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. |
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. |
Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. |
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |
Просмотр содержимого документа«таблица «средства выразительности» для подготовки к огэ и егэ»
Средства выразительности речи
Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ
Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Аллитерация
Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков
Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
Одинаковое начало нескольких соседних предложений
Берегите друг друга,Добротой согревайте.Берегите друг друга,Обижать не давайте. (О.Высотская)
Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления
Средства выразительности в огэ: необходимая теория
Начнём с минимального набора, который нужен девятикласснику, чтобы выполнить задание 7 на средства выразительности в ОГЭ. Всего таких средств выразительности в этом задании встречается 8.
1. Эпитет — красочное прилагательное, образное определение: изумрудные поля, лучезарная улыбка, мягкие руки
2. Метафора — скрытое сравнение: в саду горит костёр рябины красной
3. Сравнение — сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства, выраженное при помощи специальных слов (как, будто, словно) либо через творительный падеж:закричал петухом, упал камнем
4. Сравнительный оборот — сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.:взвизгнул, будто поросёнок
5. Литота — художественное преуменьшение:У меня во рту не было ни крошки!
6. Гипербола — художественное преувеличение:Я не видел тебя тысячу лет!
7. Олицетворение — наделение неживых предметов качествами живых: стены слушают, луна улыбается
8. Фразеологизмы — устойчивое сочетание слов: у черта на куличках, зарубить на носу, в конце концов
Самые популярные понятия, необходимые для выполнения задания ОГЭ, теперь вам знакомы. Если же после 9-ого класса вы планируете продолжить учёбу — сдать ЕГЭ, вам нужно пополнить этот запас ещё несколькими терминами.
Одной теории недостаточно, чтобы хорошо сдать ОГЭ по русскому. Экзаменаторы любят расставлять ловушки в заданиях: делать хитрые формулировки и требовать определенный формат ответа, например. Из-за этого многие школьники, очень хорошо знающие язык, теряют баллы.
Записывайтесь на курсы подготовки к ОГЭ по русскому, чтобы не попасться в ловушки ОГЭ. На занятиях я разбираю их все и показываю ученикам, на что нужно обращать внимание. А еще мы изучаем лайфхаки, которые помогают быстрее находить ответы на вопросы и не тратить время попусту.