Составное задание 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022

Составное задание 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022 ЕГЭ

С 2022 года в ЕГЭ по обществознанию больше нет мини-сочинения или эссе. На его место пришло новое составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (24 и 25 задание соответственно). Разбираемся с каждым элементом нововведения экзаменаторов и в конце решаем реальное задание из ЕГЭ.

В этой статье:

Суть составного задания 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022Разбор реального составного задания 24-25

25 задание егэ по обществознанию
Составное задание 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022

Примеры написания  эссе по обществознанию для ЕГЭ 2020 на 6 баллов.

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).

Автор сочинения — Утятина Кристина

В данном высказывании известный учёный Альберт Эйнштейн рассуждает на тему роли
школы в воспитании личности. Автор убеждён в том, что главным приоритетом школы как
социального института является не столько передача знаний и подготовка новых кадров на
рынок труда, сколько социализация личности.

Высказывание А. Эйнштейна можно обосновать теоретически. Школа – агент социализации,
то есть организация, обеспечивающая обучение культурным нормам и усвоение социальных
ролей. В школе каждый человек продолжает свой процесс социализации – развития
социально значимых качеств, формирования личности. Здесь ребёнок приобретает
социальный статус ученика, что определяет круг его прав и обязанностей, выполняет
связанную с ним социальную роль, например, старается добиться успехов в учёбе. В школе
человек приобщается к таким видам деятельности, как игра, труд, а самое главное — общение
и учение. Отсюда следует, что процесс познания – целенаправленного получения знаний –
не главная цель школьного образования, а лишь его часть, необходимая для приобщения к
общественным ценностям и развитию личности. Следует отметить такую тенденцию
развития современного образования, как гуманизация, которая подразумевает внимание к
личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным способностям. Эта тенденция
проявляется в создании комфортных условий обучения, использовании безопасного для
здоровья оборудования, проведении профориентационных тестов и т.п.

Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни. В моей
школе для выпускников проводятся занятия психологии, на которых эксперты помогают
ученикам определить свои жизненные цели и ценности, выбрать профессию, подходящую по
интересам и способностям. Я считаю подобную практику очень важной, поскольку даже тем,
кто успешно учится и развивает свои способности, необходимо знать, как реализовать себя
и как принести пользу обществу.

Также приведу пример из материалов СМИ. В одной из телевизионных программ
рассказывали о частной школе Summit Sierra в США, в которой использовался
персонализированный подход к обучению. Чтобы учащиеся могли самостоятельно
руководить процессом своего обучения, используются современные технологии, элективные
онлайн-курсы, проводятся беседы о карьере и жизненных целях. Активное участие в
собственном образовании позволяет детям научиться ответственности, уверенности в себе
и целеустремлённости – качествам, необходимым в обществе и на рынке труда. Именно это
является целью Summit Sierra и уже несколько лет успешно реализуется.

В заключение можно утверждать, что роль школы действительно состоит в воспитании
личности, а не профессионала. Школа готовит человека к жизни в обществе, приобщает к
культуре, развивает в нём социально значимые качества.

ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных экзаменов, но статистика говорит, что его сдают не очень хорошо. Средний балл по обществознанию в 2022 году — всего лишь 59,9, ведь многие выпускники не учитывают специфику экзамена. В этой статье мы обсудим структуру и особенности ЕГЭ по обществознанию 2023. В конце вас ждут советы для успешной подготовки!

В этой статье:

Особенности экзаменаОсновные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023Часть 1Часть 2Советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2023

егэ по обществознанию 2023
ЕГЭ по обществознанию 2023: структура и особенности

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Содержание
  1. Особенности экзамена
  2. Основные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023
  3. Часть 1
  4. Часть 2
  5. Советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2023
  6. Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2023 на высокий балл?
  7. Лайфхаки экзамена
  8. Задание 25
  9. Алгоритм выполнения
  10. Баллы и критерии
  11. Примеры
  12. Пример 1
  13. Пример 2
  14. Типичные ошибки в задании 25
  15. Суть составного задания 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022
  16. Задание 24 в ЕГЭ по обществознанию — составление сложного плана
  17. Задание 25 в ЕГЭ по обществознанию — конкретизация пунктов плана
  18. Структура экзамена
  19. Разбор реального составного задания 24-25
  20. Задание 24
  21. Ответ
  22. Задание 25 
  23. Задание 24
  24. Алгоритм выполнения
  25. Баллы и критерии
  26. Что важно знать
  27. Примеры
  28. Пример 1
  29. Пример 2
  30. Пример 3
  31. Распространённые ошибки в задании 24
  32. 1. Количество пунктов.
  33. 2. Неправильное название функции или явления.
  34. 3. Формулировки пунктов плана имеют абстрактно-формальный характер и не отражают тему.
  35. 4. Ответ на задание 24 не является планом, а по форме представлен в виде таблиц, схем, сплошного текста.

Особенности экзамена

Как мы уже сказали ранее, ЕГЭ по обществознанию является одним из самых популярных для сдачи экзаменов среди выпускников. В 2022 году ЕГЭ по обществознанию сдавало более 330 тыс. человек. Однако многие не учитывают специфику и сложности экзамена. Давайте вместе рассмотрим его основные особенности.

Экзамен по обществознанию длится 210 минут (3 часа 30 минут) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:

  • Человек и Общество
  • Экономика
  • Социальные отношения
  • Политика
  • Право

Всего за весь экзамен можно получить максимум 58 первичных баллов. Ты, наверное, спросишь, что за первичные баллы и почему только 58. Здесь мы остановимся немного подробнее. 

Первичные баллы переводятся в знакомую для нас оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.

Раз мы начали говорить про цифры, то пороговый балл по обществознанию — 42 балла. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов.

Основные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023

В 2023 году в ЕГЭ по обществознанию не были внесены существенные изменения. Ключевые изменения коснулись лишь разбалловки за некоторые задания, а также внесены уточняющие формулировки для задания Части 2. 

1. Были внесены изменения в формулировке задания №18:

Составное задание 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022
Вот как выглядела формулировка задания 18 в демоверсии 2022 года
ЕГЭ по обществознанию 2023
В демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2023 задание 18 теперь выглядит так

2. В задании 25 была скорректирована формулировка задания в сторону детализации. Также, если в 2022 году это задание оценивалось максимум в 4 балла, то с 2023 года максимальный балл увеличили до 6.

3. В части 1 за задание 3 был снижен максимальный балл: с 2 баллов до 1.

4. Увеличен максимальный первичный балл, который можно получить за весь экзамен: с 57 до 58 баллов.

Про ЕГЭ:  Изменения в ЕГЭ по Русскому языку в 2021 году: последние новости ФИПИ

Часть 1

Первая часть ЕГЭ по обществознанию 2023 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно набрать 28 первичных баллов (48% от максимального первичного балла).

В данной части вы можете встретить следующие форматы заданий:

  • задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
  • задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).

По темам задания распределяются так:

егэ по обществознанию 2023
Задания по темам, ЕГЭ по обществознанию 2023, демоверсия

Обратите внимание: задание № 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.

Часть 2

Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 30 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить. Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.

  • 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
  • 18. Составление определения (2 балла)
  • 19. Написание примеров (3 балла)
  • 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
  • 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
  • 22. Решение задания-задачи (4 балла)
  • 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
  • 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
  • 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (6 баллов)

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2023.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
  3. Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.

Советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2023

ЕГЭ по обществознанию 2023 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2023 на высокий балл?

  1. Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
  2. Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
  3. Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
  4. Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
  5. При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Наоборот — начинайте именно с них!

`


Лайфхаки экзамена

Задание 25

Данное задание предполагает обоснование или объяснение теоретического положения или социального явления, мнения, а также иллюстрацию примерами определённого аспекта, так или иначе связанного с темой, по которой выпускник пишет план.

Алгоритм выполнения

  1. Проанализировать теоретическое положение из текста задания.
  2. Аргументированно сформулировать обоснование в нескольких распространённых предложениях.
  3. Ответить на второй вопрос. Эксперт засчитает его только при корректном указании названий трёх элементов.
  4. Привести примеры в соответствии с заданием.

Все требования к ответу уже прописаны в условии, поэтому выпускнику просто необходимо им следовать. Правила для оформления ответа не предусмотрены, поэтому он может быть записан в свободной форме.

Баллы и критерии

Задание 25 оценивается по трём критериям. Первый критерий связан с обоснованием теоретического положения: за корректное обоснование в нескольких предложениях может быть начислено 2 балла. 

Второй критерий связан с ответом на вопрос: если  указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций, будет начислен 1 балл. 

Ещё 3 балла можно получить по третьему критерию: для этого нужно привести три примера по теме при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки. 

Всего за успешное выполнение задания можно получить 6 баллов.

Примеры

Разберём примеры ответов на задание 25 из демоверсии 2023 года.

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)

3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)‍

Пример 1

  1. Необходимость заключается в том, что в демократии надо обеспечить политическое многообразие и многопартийность.
  2. Партии в РФ: «Единая Россия», КПРФ и «Новые люди».
  3. Партия «Новые люди» выдвинула своих кандидатов на выборах в Государственную думу в 2021 году (электоральная функция).

Ответ оценён 2 баллами из 6 возможных:

  1. К1 — 0 баллов: обоснование не засчитано, так как нет аргументации;
  2. К2 — 1 балл: есть ответ на второй вопрос: перечислены политические партии в РФ;
  3. К3 — 1 балл: приведён только один пример.

Пример 2

В демократическом обществе важнейшими элементами являются народовластие и идеологический плюрализм. Поэтому так важно, чтобы различные интересы социальных групп были представлены через партии, общественные организации и законодательный орган (парламент).

В РФ существует множество партий: лейбористская партия России, «Новые люди», КПРФ и др.

Выдвигает своих кандидатов (электоральная функция).

Поддержка пенсионеров (функция представительства интересов большинства социальных групп).

КПРФ разработала новую политическую программу по соблюдению прав человека (идеологическая).

Ответ оценён 2 баллами из 6 возможных:

  1. К1 — 1 балл: обоснование засчитано;
  2. К2 — 0 баллов: второй вопрос не засчитан, так как в России нет лейбористской партии;
  3. К3 — 1 балл: корректно приведён только один пример, первые два примера — словосочетания, не могут быть засчитаны.
Про ЕГЭ:  Какие предметы ЕГЭ нужно сдавать на юриста

Типичные ошибки в задании 25

  1. Отдельные слова и словосочетания. Засчитываются только обоснование и развёрнутые примеры, сформулированные как распространённые предложения.
  2. Дополнительные элементы ответа, содержащие неточности и ошибки, искажающие смысл ответа — при оценивании проверяющий должен снизить за это балл.
  3. Однотипные примеры засчитываются как один, тем самым будет снижен балл за задание.

Суть составного задания 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022

Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме, а именно: 

  • Задание 24 требует составления плана;
  • Задание 25 требует конкретизации отдельных аспектов заданной темы (пункты плана) и обращения к реалиям современного российского общества и государства.

Это очень «дорогие» задания на ЕГЭ по обществознанию 2022 — суммарно за их правильное выполнение можно получить 8 баллов.

Задание 24 в ЕГЭ по обществознанию — составление сложного плана

Это задание на ЕГЭ по обществознание проверяет умение подготавливать устное выступление, аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. Оно направлено на составление сложного плана по заданной теме. Тема может попасться на один из пяти тематических блоков — Человек и общество, Экономика, Социальные отношения, Политика или Право.  

Это одно из самых сложных заданий на экзамене. Как показывает аналитика ЕГЭ по обществознанию прошлого года, на все 4 балла его выполняют только 16% сдающих. Все из-за сложности попадания в ключи, то есть эталонный ответ, которые будут у экспертов во время проверки.

Но вообще надо быть готовым ко всему, поэтому для лучшего понимания специфики задания 24 в ЕГЭ по обществознанию 2022 рассмотрим критерии оценивания, составленные экспертами ФИПИ:

24 задание егэ обществознание
Я перевела критерии на более понятный язык. Официальную версию ищите на сайте ФИПИ

Как мы видим, минимальное требование для получения максимального балла — это три пункта, два из которых раскрыты в подпункты. Соответственно, лучшая структура плана такова:

24 задание егэ обществознание
Такая структура логически вытекает из критериев 24 задания в ЕГЭ по обществознанию 2022

Вот два совета, чтобы получить максимальный балл на экзамене: 

  1. Хороший план содержит min 5 пунктов! Старайтесь писать всё, что помните. Но если вы  в чём- то не уверены, не пишите — за это снимут баллы.
  2. Используйте универсальные пункты в своём плане, такие как:  функции, особенности, структура, задачи  и пр.

Кстати, составление планов — это отличный практический навык, который пригодится не только для 24 задания в ЕГЭ по обществознанию 2022, но и в жизни. Особенно в университете при подготовке к сессии или в конспектах на лекциях! 

Записывайтесь на наши курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию, и вы научитесь не только составлять идеальные планы, но и решать все задания из экзамена без ошибок. Мы покажем вам лайфхаки и алгоритмы запоминания, благодаря которым вы сможете получить самые высокие баллы и поступить в вуз на бюджет.

Задание 25 в ЕГЭ по обществознанию — конкретизация пунктов плана

Задание 25 требует двух вещей:

  • конкретизации отдельных аспектов заданной темы (пунктов плана из задания 24);
  • обращения к реалиям современного российского общества и государства. 

Это новое задание в ЕГЭ по обществознанию 2022, и оно тоже оценивается в 4 балла. 

С точки зрения структуры ответ на задание 25 должен содержать следующие элементы:

25 задание егэ по обществознанию
Я перевела критерии на более понятный язык. Официальную версию ищите на сайте ФИПИ

Задание оценивается в соответствии с правильностью и корректностью каждого элемента ответа. Чтобы получить максимальный балл, надо выполнить следующие требования экспертов ФИПИ:

  1. Правильность обоснования и ответа на вопрос;
  2. Корректность приведенных примеров;
  3. Отсутствие теоретических ошибок.

Обратите внимание: просто отдельные слова или словосочетания, не выстроенные в логическое обоснование, засчитываться не будут.

Структура экзамена

В 2023 году изменения в КИМ ЕГЭ по обществознанию незначительные. Изменились формулировки в 18 и 25 задании, снижен балл за успешное выполнение №3 с 2 до 1, увеличен максимальный балл в №25 (с 4 до 6 баллов).

Как и в прошлом году, экзаменуемых ждёт 25 заданий разного уровня сложности. В первой части — 16 заданий, во второй — 9.

Разбор реального составного задания 24-25

Формулировки всех заданий взяты из методических рекомендаций ФИПИ.

Задание 24

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банк как финансовый институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

Ответ

1) Банк — финансовая организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или в кредит за определенную плату.

2) Структура банковской системы:
а) Центральный банк;
б) коммерческие банки;
в) другие финансовые организации.

3) Основные функции коммерческих банков:
а) аккумулирование свободных финансовых средств;
б) проведение расчётов и платежей;
в) инвестирование финансовых средств;
г) валютно-обменные операции.

4) Основные виды банковских операций:
а) активные;
б) пассивные.

5) Основные функции Центрального банка:
а) эмиссия денег;
б) лицензирование коммерческих банков;
в) хранение золотовалютных запасов страны и т. д.

6) Отличительные черты банковской системы РФ

Это эталонный план, написанный на 4 балла, так как в нём присутствует минимум 3 пункта плана, два из которых подробно детализированы и сутствуют ошибки по теории. И что важно — тема плана с теоретическими аспектами раскрыта полностью.

Задание 25 

Обоснуйте необходимость регулировать деятельность коммерческих банков. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях). Какие коммерческие банки осуществляют деятельность на территории Российской Федерации? (Назовите любые три банка). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой из операций, осуществляемых коммерческими банками. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные операции).

  1. Регулировать деятельность коммерческих банков необходимо, потому что они могут использовать низкую финансовую грамотность граждан, чтобы выдавать им кредиты на недопустимых условиях, или могут собрать вклады, пообещав большой процент, а затем завершить деятельность, оставив людей без денег.
  2. Примеры банков: Тинькофф, Сбербанк, Альфабанк
  3. 3.1. Тиньфофф выдаёт ипотеку под 17% годовых.
    3.2. Сбербанк принимает вклады граждан РФ и открывает сберегательные счета.
    3.3. Альфа Банк выдаёт потребительские кредиты под 10% годовых.

Ответ получит максимальный балл, так как дано полное и исчерпывающее обоснование с логическими выводами, а примеры выстроены в соответствии с форматом экзамена и отвечают требованию корректности с точки зрения теории. 

Хотите научиться выполнять задания из ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл? Записывайтесь на наши курсы подготовки к экзамену, и мы разберем с вами все темы кодификатора и критерии и научим вас писать идеальные ответы. Никакой эксперт не придерется! 😉

Задание 24

Это задание на составление плана развёрнутого ответа.

Алгоритм выполнения

  1. Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх).
  2. Продумать формулировки пунктов плана так, чтобы они соответствовали теме.
  3. Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу.
  4. Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.
  5. Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.
  6. Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.
Про ЕГЭ:  МЦКО

Баллы и критерии

За задание 24 можно получить максимум 4 первичных балла. По критерию 24.1 «Раскрытие темы по существу» — 3 балла и ещё один по критерию 24.2 «Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана». Вот почему так важно проверить содержание ответа на ошибки и недочёты. Однако 1 балл по 24.2 вы получите, только если по 24.1 у вас уже есть 3 балла.

Что важно знать

Стоит помнить, что эксперты в первую очередь будут смотреть на соблюдение следующих условий: в вашем плане есть минимум три пункта, среди них хотя бы два пункта раскрывают тему по существу, и эти пункты должны быть детализированы в подпунктах в количестве не менее трёх, кроме тех случаев, когда в этом пункте может быть только два подпункта. Например, пункт «Методы научного познания» может быть раскрыт в трёх и более подпунктах, а в пункте «Уровни научного познания» будет всего два подпункта: теоретический и эмпирический.

Как понять, какие пункты плана позволят раскрыть тему по существу? При проверке у экспертов будут критерии оценивания с образцовым планом, в котором будут выделены те самые пункты, позволяющие раскрыть тему по существу. Теперь ясно, что вам надо попасть пунктами из плана в два пункта из критериев проверяющих. Например, в демоверсии 2023 года в плане «Политические партии» пунктами, раскрывающими содержание темы, были: «Особенности политических партий как общественных организаций», «Функции политических партий», «Классификация политических партий».

Ваши формулировки необязательно должны дословно совпадать с теми, что есть в образце у экспертов, но должны отражать особенности рассматриваемого явления, понятия, процесса. Поскольку не всегда можно угадать «идеальные» пункты из критериев, постарайтесь написать максимум пунктов, относящихся к данной теме.

Обратите внимание, что первый пункт-характеристика ключевого понятия темы не раскрывает тему по существу, а необходим как элемент сложного плана в случаях, когда вместе с этим пунктом насчитывается всего три пункта, например «Понятие политической партии».

<<Лидген для статьи>>

Примеры

Разберём несколько примеров по теме «Политические партии».

Пример 1

1. Понятие политической партии.

2. Особенности политических партий как общественных организаций:

а) наличие программы;

б) наличие устава;

в) наличие организационной структуры и др.

3. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;

б) политическая социализация;

в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и др.);

б) по организационному признаку (массовые, кадровые);

в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);

г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы партийных систем:

а) однопартийная система;

б) двухпартийная система;

в) многопартийная система.

6. Политические партии в современной России.

В первом примере по критерию 24.1 выставлено 3 балла:

  1. в плане не менее трёх пунктов;
  2. не менее двух пунктов, раскрывающих тему по существу (2, 3, 4);
  3. обязательные пункты детализированы в не менее трёх подпунктах.

По критерию 24.2 добавляем один балл, так как по 24.1 выставлено 3 балла и план корректный, не содержит ошибок и неточностей.

Итого за задание — 4 первичных балла.

Пример 2

1. Понятие политической партии.

2. Функции политических партий:

а) политическая социализация;

б) политическая мобилизация;

в) электоральная и др.

3. Виды политических партий.

4. Политические партии в России:

а) «Единая Россия»;

г) «Новые люди» и др.

Во втором примере по критерию 24.1 выставлено 2 балла:

  1. в плане не менее трёх пунктов;
  2. не менее двух пунктов, раскрывающих тему по существу (2, 3);
  3. только один обязательный пункт детализирован в подпунктах. Обязательный пункт «Виды политических партий» есть, но не раскрыт.

По критерию 24.2 выставлено 0 баллов, так как по 24.1 заработано 2 балла.

Итого за задание — 2 первичных балла.

Пример 3

1. Признаки политических партий:

а) наличие программы;

б) наличие устава;

в) наличие организационной структуры и др.

2. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;

б) политическая социализация;

в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

В третьем примере по критерию 24.1 выставлено 0 баллов, так как план содержит менее трёх пунктов и не является сложным.

По критерию 24.2 тоже 0 баллов, так как по 24.1 выставлено 0 баллов.

Итого за задание — 0 первичных баллов.

Распространённые ошибки в задании 24

1. Количество пунктов.

Если в плане несколько пунктов с видами или классификациями и их можно объединить, то эксперт засчитает их за один пункт.

1. Классификации политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и др.);

б) по организационному признаку (массовые, кадровые);

в) по отношению к проводимой политике (правящие и оппозиционные);

г) по отношению к закону (легальные и нелегальные).

1. Классификация политических партий по идеологическому признаку:

2. Классификация политических партий по организационному признаку:

3. Классификация политических партий по отношению к проводимой политике:

4. Классификация политических партий по отношению к закону:

В обоих случаях пункты будут засчитаны как один.

2. Неправильное название функции или явления.

Если забыли или не уверены, то лучше записать словосочетание, раскрывающее смысл: например, вместо «регулятивная функция» запишите «регулирование общественных отношений».

3. Формулировки пунктов плана имеют абстрактно-формальный характер и не отражают тему.

Такие ответы представляют обобщённую модель без содержания. Продемонстрируем это на примерах В и Г.

1. Политические партии:

а) структура партии;

б) признаки партии;

2. Значение политических партий:

а) для общества;

б) самой партии;

3. Функции политической партии в обществе:

а) в экономике;

в) социальной сфере;

г) духовной сфере.

2. Основная часть:

а) роль в мире;

б) роль в России;

в) роль в жизни общества.

4. Ответ на задание 24 не является планом, а по форме представлен в виде таблиц, схем, сплошного текста.

Такому ответу выпускника, согласно критериям, выставляется 0 баллов как не соответствующему требованию задания (ответ Д).

Понятие политической партии. Особенности политических партий как общественных организаций: наличие программы и устава, организационной структуры и др. Функции политических партий в демократическом обществе: представительство интересов большинства социальных групп, политическая социализация, участие в выборах и др. Классификации политических партий: по идеологии (либеральные, консервативные, социалистические и др.); по организационному признаку (массовые и кадровые), по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные).

Составное задание 24-25 в ЕГЭ по обществознанию 2022

Оцените статью
ЕГЭ Live