ЕГЭ. Русский язык . Как легко выполнить задание № 7

ЕГЭ. Русский язык . Как легко выполнить задание № 7 ЕГЭ

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте сочетания слов в задании.

2. Определите слово, в котором допущена ошибка. Назовите часть речи, к которой относится найденное слово.

3. Исправьте ошибку.

4. Запишите слово правильно.


В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко


ПОЕЗЖАЙТЕ вперед

Нет ТУФЕЛЬ

Ответ: обеим (не забудьте записать ответ в бланк №1)

— Во втором ряду ошибка допущена в сочетании слов «ПО ОБОИМ СТОРОНАМ». В неправильной форме употреблено собирательное числительное женского рода. Правильно: ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ.

Егэ. русский язык. задание № 7.морфологические ошибки. как выполнить задание № 7? рекомендации.

ЕГЭ. Русский язык. ТЕОРИЯ. Задание № 7.Морфологические ошибки.

 Как выполнить задание № 7? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Морфологические ошибки — это ошибки в образовании форм слов.

Типы морфологических ошибок.
Склонение числительных.
Образование степеней сравнения прилагательных и наречий.
Имя существительное:
— именительный падеж множественного числа;

— родительный падеж множественного числа;

Трудные формы имён прилагательных.
Трудные формы местоимений.
Трудные формы глаголов.

Трудные формы деепричастий.

Алгоритм выполнения задания № 7:

  • внимательно прочитайте предложенные слова;
  • почувствуйте, какое слово «не звучит», то есть так не говорят, в нём допущена морфологическая ошибка;
  • если вы не смогли при прочтении понять, в каком слове ошибка, то тогда внимательно вдумайтесь в каждое слово, определите, какая это часть речи, в какой форме стоит слово, верно ли эта форма образована;
  • запишите в бланк ответов верную форму слова.

Рекомендации.

  • Материал для выполнения задания № 7- объёмный, поэтому систематически повторяйте его;
  • только практика поможет запомнить данный материал, поэтому делайте побольше упражнений по темам;
  • отдельно выписывайте формы слов, которые у вас вызывают затруднения; запоминайте и произносите их.

Задание 7. морфологические нормы (образование форм слова).

Теория для Задания №7 ЕГЭ 2022 по русскому языку

«Исправить ошибку в форме слова»

Задание 7 проверяет:1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных)2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень)3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных,собирательных, порядковых) по падежам4)

Формулировка задания №7 в ЕГЭ 2022 по русскому языку:«В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

— опытные ТРЕНЕРЫ— по ОБОИМ сторонам— звучит не менее ГРОМКО— ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд— нет ТУФЕЛЬ»

Правильный ответ: ОБЕИМ

Алгоритм выполнения:1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.3)

Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там большее количество информации.4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

Ы, ИА, Я
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер
инструкторы
редакторылекторы
ректоры
конструкторы
прожекторы
секторы
инженеры
шофёры
бухгалтеры
диспетчеры
договоры
приговоры
плейеры
драйверы
принтеры
и т.д.
директора
профессора
инспектора
доктора
катера
ордера
тенора
фельдшера
флюгера
хутора
шулера
буфера
веера
буера
повара
Слова на –лЯ
грифели
госпитали
векселя
вензеля
кителя
штабеля
штемпеля
тополя
шомпола
колокола
купола
Остальные слова
слесари
токари
конюхи
возрасты
кремы
супы
грунты
лифты
порты
склады
торты
флоты
фронты
штабы
штурманы
адреса
бока
борта
века
желоба
жемчуга
жернова
края
кузова
окорока
округа
острова
отпуска
паруса
паспорта
погреба
потроха
снега
стога
сорта
сторожа
тетерева
черепа
Форма зависит от значения
адреса (новоселов)
века (Средние)
года (мои года)
колена (выделывать)
корпуса (танковые)
кренделя (выделывать)
меха (одеваться в меха)
мужья (прочить в мужья)
образа (святых)
ордена (на груди)
пропуска (временные)
рода (войск)
счета (оплатить)
сыновья (и дочери)
тона (светлые)
учителя (профессия, в школе)
хлеба (яровые)
адресы (поздравительные)
веки (на веки вечные)
годы (войны, девяностые)
колени (больные)
корпусы (часов)
крендели (вкусные)
мехи (кузнечные)
мужи (Отечества, ученые)
образы (литературные)
ордены (Тевтонский)
пропуски (занятий)
роды (и виды, древние)
счеты (свести)
сыны (Отечества)
тоны (сердца)
учители (не профессия,
великие учители человечества,
хлебы (печь формовые)

Формы прилагательных

ОВ, ЕВНулевое окончание

Растительный мир

Всё на –ов
Исключения
апельсинов
бананов
огурцов
бананов
томатов
помидоров
гранатов
абрикосов
ананасов
лимонов
мандаринов
баклажанов
яблок
груш
слив
дынь

Названия национальностей

Остальные окончанияСлова на –н,-р
казахов
калмыков
киргизов
монголов
семитов
таджиков
тунгусов
узбеков
хорватов
якутов
Исключение:
турок
бурят
армян
башкир
болгар
грузин
лезгин
осетин
румын
татар
туркмен
цыган
Исключение: 
бедуинов 
Единицы измерения
Наиболее употребляемые
в повседневной жизни
Редко употребляются
в повседневной жизни(термины)
байтов
гектаров
граммов
децибелов
каратов
килограммов
километров
ампер
аршин
бит
ватт
вольт
радиан
рентген
Парные предметы
носков
гольфов
рельсов
бронхов
джинсов
кедов
ботинок
чулок
шаровар
шорт
туфель
сапог
тапок
тапочек
галош
бахил
бутс
валенок
манжет
серёг
клипс

Военная тематика (все на -ов)

Солдат
Гусар
Драгун
Гренадер
Кадет
Улан
Партизан

Существительные на -ня

ЬН
Если перед -ня стоит гласнаяЕсли перед -ня согласная
богинь
погонь
тихонь
яблонь
нянь
басен
башен
боен
вишен
двоен
пашен
сотен
спален
сплетен
таможен
черешен
Исключение:
барышень
боярышень
кухонь
деревень

Существительные на -це

-ЕВ
-ЕЦ
болотцев
кружевцев
деревцев
оконцев
блюдец
зеркалец
копытец(копытцев)
одеялец
полотенец
сердец
солнц
Существительные на -ье, -ья
Без ударения в И.п.С ударением в И.п.
-ИЙ-ЕЙ
(гулянье) гуляний
застолий
кушаний
надгробий
новоселий
ожерелий
раздумий
сидений
снадобий
солений
ущелий
армий
аудиторий
бегуний
гостий
колдуний
оладий
пародий
плясуний
эскадрилий
печений
побережий
подземелий
Исключения:
платьев
верховьев
кореньев
лохмотьев
низовьев
подмастерьев
хлопьев
устьев
(ружьё) ружей
питей
полыней
статей
судей
и т.д.
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов
-ЕЙ
Нулевое
-ОВ
распрей
ведомостей
лопастей
мощностей
отраслей
скатертей
скоростей
четвертей
бомжей
векселей
вензелей
госпиталей
кабелей
медведей
будней
дровней
козней
пельменей
яслей
вафель
петель
барж
копён
кочерёг
обойм
пелён
сирот
зраз
жабр
каникул
лосин
макарон
невзгод
оков
сардин
уз
шпрот
брызг
выборов
дебатов
заморозков
кулуаров
мускулов
нардов
очистков
сотов
чипсов
нервов

Формы прилагательных

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная 

степень 

Превосходная степень
простаяНачальная форма -ее, -ей, -е, -ше
Пример: умнЕЕ
Начальная форма -айш-, -ейш-
Пример: умнейший
Составная
Более/менее
начальная форма
Пример: более умный
Самый/ наиболее/ наименее начальная форма
Пример: самый умный

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

Например:Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Числительные1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

Как склоняются 

Примеры

5-20,

30

Склоняются как существительное степь
Р.п. чего? пяти
Д.п чему? десяти
В.п. что? двадцать
Т.п. чем? одиннадцатью
П.п. о чем? тридцати

40,

90,

100

Имеют только две падежные формы:

И.п. = В.п

Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А

И. сорок, девяносто, сто
Р. сорока, девяноста, ста
Д. сорока, девяноста, ста
В. сорок, девяносто, сто
Т. сорока, девяноста, ста
П. сорока, девяноста, ста

50,

60,

70,

80

Меняются обе части,

как существительное 3 склонения (как существительное степь)

И. пятьдесят
Р. пятидесяти
Д. пятидесяти
В. пятьдесят
Т. пятьюдесятью
П. пятидесяти

200,

300,

400

Меняются обе части.

Первая часть как два, три, четыре.

Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч.

И. двести
Р. двухсот (нот)
Д. двумстам (нотам)
В. двести
Т. двумястами (нотами)
П. двухстах (нотах)
500-900

Меняются обе части.

Первая часть — как степь.

Вторая часть — как ноты во мн.ч

И. пятьсот
Р. пятисот
Д. пятистам
В. пятьсот
Т. пятьюстами
П. пятистах

2) Склонение числительных полтора, полторы, полторастаПолтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.

3) Числительные тысяча и миллионЧислительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительныхВ дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительноеПять четвертых – И.п.Пяти четвертых – Р.п.Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение порядковых числительныхПри изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего словаИ.п. две тысячи семнадцатыйР.п две тысячи семнадцатогоД.п. две тысячи семнадцатомуВ.п. две тысячи семнадцатыйТ.п две тысячи семнадцатымП.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщиныБ) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).

Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигровВ) с существительными, употребляющимися только во множественном числеТрое саней, двое ножницГ) с парными предметамиДвое сапог, четверо ботинокД) с личными местоимениямиИх было трое, нас четверо

7) Числительные оба обеЧислительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.Оба человека, оба другаЧислительное обе употребляется с существительными женского рода.По обеим сторонам, обе девушки

Глаголы

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная 

форма

Повелительное

наклонение

Лечь
Ехать
Ездить
Положить
Класть
Бежать
Лазать
Выйти
Выложить
Выверить
Вывесить
Выдвинуть
Клянчить
Махать
Нянчить
Погодить
Портить
Тронуть
Чистить
Ляг(те)
Поезжай(те)
Езди(те)
Положи(те)
Клади(те)
Беги(те)
Лазай(те)
Выйди(те)
Выложи(те)
Вывери(те)
Вывеси(те)
Выдвини(те)
Клянчи(те)
Маши(те)
Нянчи(те)
Погоди(те)
Порти(те)
Тронь(те)
Чисти(те)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма
Прошедшее время
Сохнуть
Просохнуть
Замерзнуть
Окрепнуть
Промокнуть
Намокнуть и пр.
Сох
Просох
Замерз
Окреп
Промок
Намок

4) Образование формы будущего времениГлаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5) Образование формы настоящего времени

ездить
лазить
попробовать
печь
беречь
хотеть
полоскать
махать
ездим
лазим
попробуем
печем
бережем
хотим
полощем
машем

Как легко выполнить задание № 7

Задание № 7 – одно из сложных на экзамене. На данном сайте есть статьи, в которых я предлагаю вам теорию, необходимую для выполнения задания, а также алгоритм. Посмотрите этот материал здесь и здесь.

Сейчас я хочу предложить своеобразную «шпаргалку». Объясню, как просто выполнить задание № 7.

Как легко выполнить задание №7

В качестве примера для комментария я возьму задание, предложенное в демоверсии за 2022 год.

Какие ещё могут быть предложения с ошибками(их нет в демоверсии)

  • Неправильно построено предложение с косвенной речью. Запомните, в таком предложении личные местоимения должны стоять только в 3лице.

Примеры:

А.Н.Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему».

Правильно: « он лиру…»

  • Ошибки в предложении с деепричастным оборотом . Вспомните правила. Они есть на данном сайте. Напомню, что действие в деепричастном обороте должно совершать подлежащее.

          Примеры:

          Поднявшись на гору, стало совсем темно.( Здесь предложение безличное, нет подлежащего, некому подниматься на гору)

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.(Шляпа слететь может, а вот подъезжать к станции- нет)

Правильный пример:

Готовясь к экзамену, я выполняю много тестовых заданий .( Я готовлюсь и я выполняю)

  • Ошибки в предложениях с однородными членами. Здесь может быть очень много самых различных ошибок. Вспомните правила, типы ошибок. Приведу несколько примеров.

Примеры:

 Она купила фрукты, яблоки, груши. ( Фрукты- более общее понятие, поэтому это не однородный член, а обобщающее слово. Она купила фрукты: яблоки, груши).

Я люблю  многие предметы: математика, русский, история.

( Однородные члены должны стоять в той же форме, что и обобщающее  слово: Я люблю  многие  предметы: математикУ, русский, историяЮ).

Ошибки в употреблении глаголов

• Необходимо знать формы глаголов прошедшего времени.


Правильно:
сох – неправильно:

сохнул

правильно: промок
– неправильно:

промокнул

правильно: замёрз
– неправильно:

замёрзнул

правильно: окреп
– неправильно:

окрепнул

• Необходимо  знать изменения глагола ЖЕЧЬ


Правильно: жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут – неправильно:

жгёт, жгём, жгёте

• Несколько глаголов не употребляются в 1 лице единственного числа настоящего и будущего времени. Все встречались с этими глаголами и иногда попадали в неловкую ситуацию, пытаясь подобрать правильную форму: победить, убедить, очутиться, чудить, затмить, стонать, родиться.

Победить, смогу победить – нельзя

победю

; убедить, постараюсь убедить — нельзя

убедю

• Необходимо правильно употреблять повелительную форму от следующих глаголов:

Ехать – поезжай – поезжайте, неправильно: ехай, ехайте;

лечь – ляг, приляг, лягте, прилягте, неправильно: ляжь, л

яжьте

выйти – выйди, выйдите, неправильно: выдь, выдьте;

• Глаголы бежать, вбежать имеют следующие форму в 3 лице: 

бегут, вбегут (неправильно:

бежатвбежат

• Необходимо правильно употреблять глаголы с чередованием СТ/Щ, Т/Ч

Блестеть – блещу, неправильно: блестю;

свистеть – свищу, неправильно: свистю;

крутить – кручу, неправильно: крутю.

• Глагол ХОТЕТЬ в 3 лице мн. числа имеет форму ХОТЯТ.


Недопустимо писать и говорить:

хочут

Пример задания в формате егэ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко


ПОЕЗЖАЙТЕ вперед

Нет ТУФЕЛЬ

Ответ: _____________

Теория к заданию №7 егэ по русскому языку

Употребление форм местоимений

• После простых предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах добавляется букваН.

Без него, в неё, возле неё, для них, до него, к ней, с ними, у них, мимо него, вокруг неё, близ них.

• После производных предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах буква Н не добавляется.

Благодаря ему, вопреки ей, наперекор им, навстречу им, согласно ему, подобно ей.

• Не употребляется буква Н перед личными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, стоящими после слов в форме сравнительной степени прилагательных.

Умнее его, быстрее её, дольше их, красивее её, скромнее его.

• МестоимениеКТО употребляется только с глаголами единственного числа. Примеры на это правило часто встречаются в ЕГЭ.

Неправильно:
Те, кто пропустили тренировку, будут отстранены от соревнований. – Правильно: Те, кто пропустил тренировку, будут отстранены от соревнований.

Употребление форм прилагательных


Основные ошибки возникают при образовании сравнительной и превосходной формы прилагательных.

• Прилагательные, имеющие основу на г, к, х, д, т, ст
образуют простую форму сравнительной степени с помощью суффиксов Е, ШЕ. При этом в корне происходит чередование согласных.

Громкий – громче, глубокий – глубже, жаркий – жарче, дорогой – дороже, молодой – моложе, тихий – тише, звонкий – звонче, бойкий – бойче, толстый – толще, чистый – чище, богатый – богаче, долгий – дольше, строгий — строже, низкий – ниже, узкий – уже, близкий – ближе, далёкий – дальше, тонкий – тоньше, долгий – дольше.

Нельзя употреблять формы: «моложее», «звончее», «богатее», «жарчее», «тоньшее» и т. п.

• Недопустимо смешивать простую и составную степени сравнения.

Неправильно: «более сильнее» – правильно: сильнее или более сильный;

неправильно: «более красивее» – правильно: красивее или более красивый;

неправильно: «более умнее» – правильно: умнее или более умный.

• Недопустимо использовать слова НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ с прилагательными в простой превосходной степени.

Неправильно: «самая красивейшая» — правильно:красивейшая
или самая красивая;

неправильно: «самый умнейший» — правильно:умнейший или самый умный;

неправильно: «самый сильнейший» — правильно:сильнейший или самый сильный;

неправильно: «наиболее добрейший» — правильно:добрейший или наиболее добрый.

Употребление форм существительных

1. Именительный падеж множественное число

• Окончания –а(-я), находится под ударением

Адреса, борта, веера, векселя вензеля, директора, доктора, егеря, инспектора, кителя (и кители), короба, кучера, мастера, прожектора (и прожекторы), паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, фельдшера, флигеля, шелка, якоря.

• Окончания –ы/-и

Бухгалтеры, выборы, возрасты, гербы, грифели, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, контейнеры, конструкторы, лекари, офицеры, маляры, месяцы, порты, почерки, принтеры, редакторы, секторы, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы.

• В некоторых существительных окончание именительного падежа множественного числа связано со значением слова.

Мои года – годы труда; почтовые адреса – поздравительные адресы; фабричные корпуса – корпусы часов; выводить на танцах кренделя – вкусные крендели; песцовые меха – кузнечные мехи; пропуска на предприятие – пропуски уроков; электрические провода – долгие проводы; школьные учителя – учители человечества; спелые хлеба – испечённые хлебы.

2. Нулевое окончание в существительных множественного числа родительного падежа

• Названия предметов:

Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, когерги – кочерёг, манжеты – манжет, места-мест, окна – окон, стёкла – стёкол, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – петель, серьги – серёг, сироты – сирот, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки – валенок, жабры – жабр, каникулы – каникул, макароны – макарон, ножницы – ножниц, оковы – оков, плечи – плеч, погоны – погон, сапоги – сапог, сардины – сардин, шорты – шорт, шпроты – шпрот.

ЧУЛКИ – ЧУЛОК, но: НОСКИ – НОСКОВ.

Сразу запоминается!Чулки длинные – слово короткое, носки короткие – слово длинное.

• Плоды деревьев:

Яблоки – яблок, яблони – яблонь.

• Названия национальностей

Армяне – армян, башкиры – башкир, болгары – болгар, буряты – бурят, грузины – грузин, румыны – румын, туркмены – туркмен, цыгане – цыган.

• Названия единиц измерения

Амперы – ампер, аршины – аршин, биты – бит, ватты – ватт, вольты – вольт, рентгены – рентген.

Оцените статью
ЕГЭ Live