Сочинение Сострадание — активный помощник

Сочинение Сострадание - активный помощник ЕГЭ

Основные понятия

Черта сострадания, милосердия есть у отзывчивых людей, проявляющих внимание к окружающим и незнакомым. Нужно уметь выслушать человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, понять причину и суть проблемы.

Проявление сочувствия:

  • Умение слушать собеседника.
  • Оказание моральной, материальной поддержки.
  • Проявление заботы, переживания.

Выговорившись, становится легче. В компании близкого знакомого он не почувствует себя одиноким в переживаниях. Моральная, психологическая, душевная поддержка выражается соболезнованием в случае потери близкого друга, родственника (животного), сопереживание в сложных жизненных ситуациях.

Чтобы проявить сострадание, не нужно знать имя, возраст, пол или социальный статус человека. Хорошего отношения заслуживают животные и люди.

Определение сочувствие возникает из семейных ценностей, реликвий, зависит от воспитания. Мужчина, упавший на тротуаре, нуждается в помощи сторонних, незнакомых лиц. Нужно подойти и предложить свою помощь.

Препятствие состраданию:

  • Жадность.
  • Эгоизм.
  • Зависть.
  • Гордыня.

Люди с перечисленными чертами характера считают, что живут хуже остальных, не замечают проблемы окружения и уделяют внимание только личным предпочтениям и желаниям. Часто жестокость превалирует над положительными качествами. Сочувствие есть у каждого, только его нужно вытащить из глубины души. Это чувство схоже с жалостью. Лучше проявить участие или великодушие, стать хорошим помощником.

Несмотря на различие моральных ценностей у отдельно взятого человека, милосердие кажется бессмысленным и глупым. Если безвозмездно поддержать, когда самому нелегко, он это запомнит. Такие поступки ценятся, потому что считаются самопожертвованием.

В изложении указывается, что чувство пробуждает благодарность и желание помогать. Это важно для сирот, инвалидов, ветеранов войн, бездомных людей и животных.

Груднички-отказники, дети, находящиеся в доме малютки после рождения становятся сиротами. Они лишены родительской любви, поэтому больше всех нуждаются в сочувствии и теплоте человеческих душ. Некоторым достаточно просто доброго слова или минуты уделенного внимания.

Журналист Лихан в своей статье о, поэтому эта категория людей нуждается во внимании и добром отношении. Главное, не проявлять жалость, унижающую достоинства.

Готовое сочинение 9.3 «что такое сострадание?»

(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками… (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал… (4)— Ну что ты волнуешься? (5)

У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! — убеждала меня жена. (8)Пройдёт… (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно… (11)

Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всём были виноваты марки! (13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)

Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя… (15)— Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16)— Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)

Доставай-ка свой альбомчик… (18)— Понимаешь, папа… — сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)— Я давно хотел тебе сказать… (20)У меня нет альбома… (21)— Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван. (22)

— Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)— Просто у меня сейчас нет альбома. (24)— Ага… — радостная догадка осенила меня. (25)— Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)

А далеко он живёт, этот твой товарищ?! (28)— Папа… (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (31)Никуда не может ездить…. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)

Я подарил ему свой альбом… (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны… (36)— А ты не жалеешь о своём альбоме? — безжалостно спросил я. (37)

— Только честно? (38)— Да, папа, жалею… (39)Сначала — очень жалел, а теперь — чуть-чуть жалею… (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43)А, пап? (44)

И мне теперь очень-очень хорошо… (45)Так ты не сердишься? (46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку. (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием… (По Л. Куклину)

Литературные произведения

Доводы о сочувствии, сострадании рассматриваются в художественных произведениях. Серьезные тексты написаны разными авторами: Толстым, Шолоховым, Достоевским, Булгаковым, Распутиным и другими.

Произведения на тему сострадания:

  • «Война и мир».
  • «Судьба человека».
  • «Преступление и наказание».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Уроки французского».

В «Войне и мир» Л. Толстого милосердной является молоденькая Наташа Ростова, отдающая во время военных действий свои повозки. Несмотря на противостояние матери, девушка отдает все подводы, чтобы спасти раненых.

В «Судьбе человека» М. Шолохова молодой парень переживает войну, теряет семью, дом, но сохраняет чувство человечности и доброе сердце. Он встречает маленького мальчика, оставшегося сиротой. Андрей назвался его отцом и забрал к себе. Даже после познанных ужасов войны сердце Соколова осталось мягким, он не разучился сострадать и проявлять сочувствие.

Из рассказа А. Платонова «Юшка» вспоминается главный герой — больной человек, всю жизнь терпевший издевательства, унижения окружающих людей. Он не знал сочувствия по отношению к нему и не озлобился в ответ на весь мир.

Юшка был сострадательным и благородным человеком. После его кончины окружающие люди узнали, что мужчина заботился о сироте, отдавал все лучшее.

Достоевский в «Преступлении и наказании» описывает сложную историю и судьбу Раскольникова. Бедный студент обитает в узкой темной комнатке, недоедает, но при этом остается гордым и высокомерным. Ради финансовой наживы он убивает старуху-ростовщицу, но в итоге страдает еще больше.

Ради встречи с Мастером Маргарита из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» готова на что угодно. Она связалась с дьяволом, провела ночь на его балу, познакомилась с висельниками и убийцами.

Когда Воланд спросил ее о вознаграждении, она попросила избавить Фриду от мучений. Поступок Маргариты Сатана оценил полностью и наградил встречей с любимым.

В «Уроках французского» В. Распутина учительница Лидия Михайловна жертвует собственной репутацией ради помощи ученику. Женщина играла на деньги с мальчиком, который хотел заработать на кусок хлеба. После разоблачения их плана директором женщине пришлось уехать на родину. Простая учительница проявила милосердие к ребенку.

Образец сочинения

Что такое сострадание? По определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность”. Как важно иметь такое сердце, которое было бы способно ответить на просьбу о помощи. Императив «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» имеет огромное значение.

Над этой «вечной» нравственной проблемой размышляет С. Львов. Можно ли воспитать чувство сострадания? Как влияет на жизнь человека обладание такой способностью? Эта проблема воспитания сострадания – главная в этом публицистическом тексте С. Львова.

В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. Автор справедливо замечает, что «человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя».

Автор убедительно доказывает, что талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие должно стать действием, содействием.

В воспитании чувств сострадания, сочувствия нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

Повседневная жизнь пожилого человека в современном городе, доме, обществе известна в подробностях только тем, кто смотрит уже “изнутри”. Тем из нас, кто пока просто пробегает мимо, трудно представить, на каком “ровном” месте мы будем спотыкаться, дожив до старости, какие мелкие проблемы будут ставить нас в тупик.

Про ЕГЭ:  Урок 4: Нормы морфологии -

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда. и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была опубликована в 1967 году. Испытание, которое выпало на долю Кузьмы, высветило многомерность и неоднозначность поведения и жизни человека, а главное – зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась.

В. Распутин использует известный литературный приём – «сон героя». Во сне легко и естественно осуществляется людская реакция на горе Марии, какой она должна быть в мире родственности, братства, истинного коллективизма. Машина подъезжает к дому, где есть деньги, освещает его, и люди выносят «деньги для Марии».

Первый сон Кузьмы можно назвать «сон-убеждение», в котором выражаются идеальные представления главного героя о бескорыстной товарищеской взаимовыручке. Или в другом сне – односельчане делят недостачу на всех, и выходит на каждого совсем немного, а человек спасен. Но это во сне.

Что же происходит в жизни, в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести? Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии. Люди, готовые оказать помочь: Тетка Наталья, мать Василия, отдает Кузьме все, что у нее есть, – деньги на собственные похороны.

При этом она просит об одном: в случае необходимости вернуть эти деньги сыну и использовать их по назначению. Дед Гордей искренне хочет помочь, и на другой день приносит 15 рублей, взятые взаймы у сына. Друг Василий помогает Кузьме в поисках денег, но не сразу проникается его бедой. Люди завистливые, корыстные, жадные: Тетка Степанида – тоже старая женщина, как и тетка Наталья.

Но все попытки получить хоть малую сумму не увенчались успехом, хотя деньги у нее были, накануне она получила за сданного в колхоз бычка. Директор школы – самый денежный человек в деревне, но дает всего 100 рублей и то скрепя сердце, при этом сообщая всей деревне.

Только председатель колхоза хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов. Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной.

И председателю удается собрать деньги у специалистов, но… большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.Финал повести автор оставляет открытым.

Почему-то Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь. В.Г. Распутин так об этом говорит: «Получалось так, что они «братья» не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли».Поэтому, посылая мужа к брату, Мария заранее знает: «Не даст он!

Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед».

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Школа менеджеров»

План-конспект урока по теме

«Подготовка к написанию

сочинения-рассуждения по тексту С.Львова «О сострадании…»

Аудитория: учащиеся 10-11 классов

Урок разработан учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Лариковой Ириной Евгеньевной

Тульская область, г.Новомосковск, 2022

  1. Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова;
  2. Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
  3. Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; определение позиции автора по отношению к данной проблеме;
  4. Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Научить и научиться:

– определять тему и проблематику текста и формулировать их;

– выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

– комментировать поставленную проблему;

– определять позицию автора и формулировать ее;

– излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

1. Вступление, целеполагание .

Цель сегодняшнего урока не только познакомиться с предложенным текстом, но и

продолжить подготовку к написанию сочинения по предложенному тексту на ЕГЭ.

Результатом урока станет сочинение по прочитанному тексту С. Львова «О сострадании».

(1) Сострадание – активный помощник.

(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее , чем бесчувственным. (9)

И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14) … кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22)

Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К Ому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.

3. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения.

1. Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

Текст о сострадании, сочувствии, о необходимости воспитывать в себе с самого детства эти качества, о таланте доброты, о чуткости человеческой души.

2. Каково лексическое значение слов «сострадание», «сочувствие»? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Сочувствие – 1) Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. С. чужому горю . 2) Одобрительное, благожелательное отношение. Наше предложение вызвало общее с.(сл.Ожегова)

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые страданием , несчастьем другого человека. (Сл. Ожегова)

3. А вот что говорят о сострадании, сочувствии выдающиеся люди. Какие из перечисленных афоризмов отражают тему и проблематику текста?

Сострадание есть горе о чужом несчастье.

Сострадание – основа всей морали.

Истинное страдание начинается только тогда, когда, поставив себя на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Сострадание сродни душевной болезни.

(Джордж Бернард Шоу)

Сострадание – это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивиде себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода.

Кто ни разумом, ни страданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

4. В каком стиле написан текст? Каковы его особенности?

Про ЕГЭ:  Анна Георгиевна Малкова | репетитор для подготовки к ЕГЭ — ЕГЭ

Текст написан в публицистическом стиле речи. Цель автора текста – побудить читателя к размышлению, к заочному диалогу о необходимости в жизни каждого человека сострадания, сочувствия, о необходимости воспитания в себе этих качеств, о душевной чуткости человека.

Вследствие этого автор использует и экспрессивно-окрашенную лексику, и вопросительные предложения, и изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры) средства синтаксической выразительности: парцелляцию, т.е. выделение части предложения в отдельное предложение(8,9,10 пр-ния, 24, 25. 26, 27), ряды однородных членов , сравнительные обороты (особенно яркое сравнение в 32 предложении). К текстовым особенностям можно отнести

1) небольшие по объему предложения,

2) абзацное членение подчинено целям воздействия, 13 и 23 предложения выделены в отдельные абзацы.

5. Каков жанр этого текста? Докажите.

Этот текст относится к очерку. Очерк – это жанр, в котором автор открыто излагает свои мысли, связанные с тем, что является темой или проблемой очерка. Это небольшое произведение, содержащее описание жизненных событий. В очерке очень сильны элементы художественности, которые выражаются не только в использовании тропов и стилистических фигур, но и в образе автора, который может быть, как и в нашем случае, действующим лицом.

6. Что вы можете сказать о типе речи? Определите его признаки.

Ведущим типом речи, конечно же, является рассуждение, т.к. текст относится к публицистическому стилю.1 – 5 и 7 абзацы относятся к рассуждению с характерной для него композицией тезис-аргументы-вывод :

В роли вступления в тексте «работает» цепочка вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы, побуждает к действию, прибегает к сравнению.

Но автор не ограничивается этим – он дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить».

Заключением служат два вывода – авторские приговоры:

(24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности

7. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

  1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную).
  2. Определить и сформулировать позицию автора.
  3. Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
  4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

8. Каким образом можно сформулировать заявленную автором проблему? Какие речевые обороты нам могут помочь в формулировке проблемы?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) автор поднимает проблему … чего. сочувствия, сострадания, необходимости воспитания в себе этих душевных качеств.

2) второй путь формулировки проблемы – это постановка проблемных вопросов.

Сформулируйте главную проблему

1) проблема воспитания сострадания (можно ли воспитать чувство сострадания?);

2) наличие или отсутствие у человека способности к сочувствию (как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности?);

3) взаимосвязь сочувствия и активной помощи человеку (каким должно быть настоящее сочувствие?).

  1. Коснуться какой-либо проблемы.
  2. Уделить внимание какой-либо проблеме.
  3. Над какой-либо проблемой думать, работать.
  4. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
  5. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему .

9. Как можно прокомментировать поставленную автором проблему? Какие возможные пути комментария существуют?

Проблема проявления сострадания

(1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

(3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

(5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

(7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

(8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

(9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

— А у тебя тут какие новости?

— (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

(12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

— (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

— (19)Не слыхал. — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

— (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

— (22)По радио, что ль, слыхали?

— (23)Какое радио. (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала.

— (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая.

— (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

— (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

— (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию. (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

— (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

— (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

— (45)И вы ей подали?

— (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

— (48)Да-а. — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

— (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

— (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

— (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

— (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

— (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

— (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

— (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

— (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

— (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

— (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

(70)Баба Дуня недолго подумала.

— (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

(73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

(75)А внук объяснял:

— Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

— (82) Она слезьми кричала.

— (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

— (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

— (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

— (95)Ну да. — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

— (97)Ох, бабаня, бабаня. (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

— (101)Ашаул. — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

— (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

— (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же. (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

— (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие.

(111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

— (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь. — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

(114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

Про ЕГЭ:  Ответы к сборнику Ященко ЕГЭ-2022 36 вариантов

Сострадание — активный помощник

Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать — прежде всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе ее недостаток, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.

И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут и дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

Бесчувственным кажется, что им хорошо. Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно — как аукнется, так и откликнется!

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы.

Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием.

Говорю это и вспоминаю, сколько раз слышал не слова поддержки, а возражения. Нередко раздраженные. Порой озлобленные. Характерный ход мыслей возражающих таков: «Вот вы говорите, чаше — вот вы силитесь доказать: слабых, старых, больных, инвалидов, детей, родителей надо любить и уважать, им надо помогать.

Что же вы слепой, не видите, сколько инвалидов — алкоголики? Не знаете, что ли, как занудливы многие старики? Как докучливы многие больные? Как скверны многие дети?» Правильно, бывают и пьющие инвалиды, и занудливые старики, и докучливые больные, и скверные дети, и даже плохие родители.

И конечно, куда лучше для всех было бы, если б инвалиды (и не только инвалиды) не пили бы, больные — не страдали или страдали бы молча, молчали бы разговорчивые старики и не в меру резвые дети. И тем не менее родителей и детей необходимо любить и уважать, малым, слабым, больным, старым, беспомощным помогать. Оправданий, освобождающих от этого, не было, нет. И быть не может. Этих непреложных истин отменить не может никто.

Одно из самых важных человеческих чувств — сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой человечности.

Сочинение в формате егэ

«В начале было слово», — эту фраза, с которой начинается Евангелие от Иоанна, можно понимать по-разному, однако она заставляет задуматься каждого. Слово – исток бытия, основа сущего, а значит, требует к себе особенного отношения. Всегда ли мы об этом помним?

Сергей Львович Львов размышляет над непростой нравственной проблемой воздействия слов на человека.

Решая данную проблему, публицист вспоминает случай, который произошел с ним в детстве. Однажды его и других ребят пригласил в редакцию очень известный писатель. Он вел с ребятами беседу о школе, после чего вышел очерк в газете. На всю страну автор статьи назвал рассказчика «языкатым толстяком», это новое прозвище надолго прилипло к ребёнку. По мнению Львова, нужно быть осторожным со словом: «Оно может тяжко ранить!».

Далее публицист подводит нас к мысли, что способы проявления вежливости не случайно вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий и вошли в народные традиции. В жизни нельзя обойтись без сдержанности и приветливости. С.Л. Львов считает, что «вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства». А от крика и брани, которые стали почти нормой в нашем современном мире, страдают все.

Автор убеждает читателя: обидные слова приносят боль и страдания, раня душу.

Я полностью согласна с публицистом. Действительно, ущерб, нанесённый словом, может быть огромным.

Мы не всегда задумываемся о том, что и как говорим: подчас не стесняемся в выражениях, нередко повышаем голос, не спешим улыбнуться собеседнику. А ведь всё это отнюдь не мелочи.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести… —

эти строки из стихотворения Вадима Шефнера «Слова» очень точно говорят о силе сказанного, которая может быть как жизнеутверждающей, так и губительной.

Если мы говорим людям неприятное, мы тем самым портим им настроение, нередко надолго. На мой взгляд, ребенку с самого раннего детства просто необходимо прививать вежливость, показывать на примерах, что можно говорить, а что нельзя. Очень обидно слышать нецензурную брань из уст детей.

Однажды мне довелось стать свидетелем неприятной сцены: на улице громко ругались два мальчика лет пяти – и чуть ли каждое их слово было бранным. Меня поразило, насколько противоестественной и в то же время обычной в наш век была эта ситуация. Не исключено, что бранные слова войдут в повседневный разговор тех ребят и во взрослой жизни. А ведь подобная речь не только губит язык, но и портит настроение…

Таким образом, проблема, поднятая С.Л. Львовым, сейчас достаточно актуальна. Размышления автора не оставляют нас равнодушными. Обращение со словом требует максимальной осторожности: нужно следить за своей речью, чтобы не причинять вред ни себе, ни окружающим.

Автор сочинения — Юлия Попова

Текст 1

Сострадание – активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часторавнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так,чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети.

Их, как правило,уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. Кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй,которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот.

Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности.

Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек,который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней.

Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием.

(По С. Львову)

Оцените статью
ЕГЭ Live