Сочинение ЕГЭ 2022 по тексту М.А. Шолохова. Проблема душевного состояния человека в условиях войны

Сочинение ЕГЭ 2022 на 25 баллов по тексту М.А. Шолохова: «Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. Пахло тиной и речной сыростью».

Исходный текстВ тексте, предложенном для анализа, Михаил Александрович Шолохов ставит проблему душевного состояния человека в условиях войны.

Для раскрытия данной проблемы писатель обращает внимание читателя на диалог двух сослуживцев. Лопахин находит радость в любой мелочи: солнце, речке, кувшинках, доктрине третьего ранга. Он считает, что не нужно ничего откладывать на потом. «Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? А Сибирь давай временно вычеркнем из географии», – отвечает он товарищу. Николай же считает, что нельзя так легкомысленно относиться к тому, что произошло, и делать вид, будто ничего особенного не случилось. «От всего этого душа с телом расстается». Он видит лишь потери, поражение своего полка, не замечая красоты природы вокруг. А на все подбадривания со стороны Лопахина лишь отвечает: «Я в утешениях не нуждаюсь».

М.А. Шолохов, противопоставляя слова данных героев, хочет показать, что война влияет по-разному на людей: кто-то замечает жизнь вокруг, а кто-то не может думать ни о чем, кроме этой катастрофы.

Позиция автора мне ясна: нужно жить здесь и сейчас, радоваться любым мелочам и никогда не сдаваться раньше времени.

Я согласна с позицией М.А. Шолохова. В жизни могут быть разные ситуации, испытания. Нужно продолжать жить, искать смысл жизни в любых вещах. Мои прадедушка и прабабушка участвовали в Великой Отечественной войне.  Они продолжали любить друг друга, радоваться жизни. За время войны у них родилось двое детей. Несмотря на ужасные события, выпавшие на их долю, они не утратили желания жить, радоваться каждому мгновению.

В заключение хочу сказать, что любую жизненную ситуацию важно трезво оценивать и помнить: что бы ни случилось, жизнь на этом не заканчивается.

Автор сочинения: Софья Позднякова

Великая Отечественная война – историческое событие, оставившее глубокий след в памяти нашего народа. Многие убеждены, что враждебность и ненависть – это единственные чувства, связывающие противников во время войны. Но возможно ли быть гуманным по отношению к врагу? В своём тексте В.П. Астафьев размышляет над проблемой проявления благородства в годы войны.

В качестве примера автор рассматривает один из эпизодов войны. Командующий фронтом приказал похоронить немецкого генерала, погибшего во время боя, «со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее». Вроде бы поверженный немец не достоин этого, но командующий видел в погибшем не просто врага, а такого же человека, как и любой другой. В.П. Астафьев отмечает, что как бы ни была война жестока, нужно проявлять благородство по отношению к противнику. Важно суметь сохранить в себе человечность.

Автор обращает внимание противоположное мнение офицеров и солдат. Услышав приказ похоронить генерала, они сдержанно засмеялась. Солдаты считали, что не нужно устраивать немцу похороны: «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. За то, что Бога забыл». Они были наполнены ненавистью к противнику, убившему соотечественников, и не желали ему лучшего конца. Этот пример доказывает, что проявить благородство в годы войны не так легко, как кажется. Внутренняя ненависть, обида, боль затуманивают рассудок, и тогда человек не желает проявлять милосердие к врагу.

Оба примера, противопоставленные друг другу, дают ясно понять, что даже в самые трудные времена – в период военных действий, можно и необходимо проявлять гуманизм и великодушие по отношению к противнику.

Автор считает, что благородство в годы войны проявляется в человеческом отношении ко всем пострадавшим людям, даже к врагам. Поверженный неприятель заслуживает милосердного отношения в исключительных ситуациях. Ведь все мы люди.

Я согласна с мнением автора. К любому человеку можно и необходимо относится уважительно, даже к врагу, и даже во время войны. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Русские солдаты проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера на руках отнесли в палатку. Даже в военное время можно оставаться благородным человеком.

Про ЕГЭ:  Узнать результаты ОГЭ: онлайн в 2022 году, на официальном сайте

Таким образом, благородство во время войны проявлялось в человеческом, милосердном отношении ко всем людям, независимо от того, товарищ перед тобой или враг. Ведь самое главное для человека – сохранить свою человечность.

Вариант 24. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Шел я однажды по этому делу из госпиталя в свою часть. Я шел уже не в первый раз, а в четвертый, но в прежние случаи мы на месте обороны стояли: откуда ушел, туда и ступай. А тут нет.

Иду я обратно к переднему краю и чувствую, что блуждаю. Однако иду пока, чтоб найти место, где верно будет спросить.

И вижу я ветряную мельницу при дороге. В сторону от мельницы было недавно какое-то село, но оно погорело в уголь, и ничего там более нету. Но мельница тихо кружится по воздуху. Неужели, думаю, там помол идет? Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них. Значит, думаю, нужно солдату вперед скорее ходить, потому что позади него для народа настает мир и трудолюбие.

Подле мельницы я увидел, как крестьянин пашет землю. Я остановился и долго глядел на него: мне нравится хлебная работа в поле. Крестьянин был малорослый и шел за однолемешным плугом натужливо, как неумелый или непривычный. Тут я сразу сообразил один непорядок, а сначала его не обнаружил. Впереди плуга не было лошади, а плуг шел вперед и пахал, имея направление вперед на мельницу. Я тогда подошел к пахарю ближе на проверку, чтобы узнать всю систему его орудия. На подходе к нему я увидел, что к плугу спереди упряжены две веревки, а далее они свиты в одно целое и та цельная веревка уходила по земле в помещение мельницы. Эта веревка делала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. А за плугом шел малый лет не более пятнадцати и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела вдоль тела.

Я подошел к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. Пахарю и правда шел шестнадцатый год, и он был сухорукий: потому он и пахал с натужением. Мельница находилась близко от пахоты – саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало надежной веревки.

Заинтересовавшись, я пошел на мельницу и узнал весь способ запашки сухорукого малого. Дело было простое, однако же по рассудку и по нужде правильное. Внутри мельницы другой конец той рабочей веревки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жернов. Теперь жернов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. А веревка, накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. Тут же по верхнему жернову неугомонно ходил навстречу круга другой человек; он сматывал веревку обратно и бросал ее наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца веревки, чтобы шло натяжение плуга.

Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный.

Я опять направился наружу. Скоро плуг подошел близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку, и упряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве.

Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из нее за собой другой конец веревки. Потом вместе с пахарем они вдвоем поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь плуг и начать свежую борозду.

Они, оказывается, мягчили почву под огород. Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только малолетних детей и престарелых стариков и старух. Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного. Прежде тот чахоточным не был, он заморился здесь на немецких военных работах; там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание и начал с тех пор чахнуть.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2022, Русский язык, 12 вариантов, Типовые тестовые задания, Перспективная модель, Дощинский Р.А., Егораева Г.Т., Смирнова М.С.

– Нас тут двое работников на всем нашем погорелом селе, – сказал мне сухорукий. – Мы одни и можем еще терпеть работу, а у других силы нету – они маленькие дети. А старым каждому по семьдесят лет и поболее. Вот мы и делаем вдвоем запашку на всех. Мы здесь посеем огородные культуры.

– А сколько ж у вас всего-то душ едоков? – спросил я.

– А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? – спросил я.

– Не осталось, – сказал мне он. – Скотину немцы поели, лошади пали на ихней работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.

– Проживете теперь? – спросил я у него.

– Отдышимся, – сказал мне парень. – У нас желание есть, видишь – пашем вот вдвоем да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять – пятнадцать, а где их взять!..

– А это кто же вам придумал такую пахоту? – спросил я.

– Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович, он говорит – всю вселенную знает. Он нам сказал – как надо, а мы сделали. С ним не помрешь. Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.

Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться. Слова да гуторы доведут до каморы. И жалко мне было сразу разлучаться с этим пахарем. Тогда – что же мне делать? – я поцеловался с ним на прощанье, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от смертного немца. Мы с пахарем живем одним делом.

По А.П. Платонову

Примерный круг проблем:

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

Авторская позиция: в тяжелые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других.

2. Проблема проявления заботы  о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны?)

Авторская позиция: Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжелые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдет возможность справиться с трудностями.

Проблема единения людей в годы войны. (Что объединяет людей в годы войны?)

Авторская позиция: Людей в годы войны объединяет стремление выжить, победить врага, преодолеть жизненные трудности, защитить ближних. Именно в годы войны наиболее сильно ощущается братство народа, выполняющего общее дело.

Какие бывают проблемы и темы в текстах ЕГЭ. Памятка для написания сочинения.

Бесчеловечный характер войныЧто помогает выжить на войне/преодолеть тяготы войныПамять о войне Женщины на войныДети на войнеВлияние войны на жизнь человекаДружба на войнеРазрушительные последствия войныПочему важно помнить героев войныГероизм на войнеКак война раскрывает качества человекаПроявление человечности на войне

Что такое свобода?Что такое истина?Что такое добро?Что такое истинное и ложное счастье?Проблема самопознания (Роль самопознания в становлении человека)Стремление к идеалуЦель и мечта в жизни человекаРоль добра в жизни общества и человекаРоль свободы в жизни человекаЦенность человеческой жизниЛожное понимание счастьяПоиска счастьяВыбора жизненного пути, целиСмысл человеческой жизниПроблема веры, религии

Любовь в жизни человекаЛюбовь к ближнемуРабской любвиРазрушительной любвиЛюбви по расчетуЛюбовь к жизниБольная любовьНа что человек способен ради любвиКак любовь влияет на человекаРазрушительная сила ненавистиКак ненависть влияет на человека

Роль дружбы в жизни человекаистинная и ложная дружбаКак найти друга,Что такое дружба

Про ЕГЭ:  Тренировочные упражнения по подготовке к ЕГЭ 2021 г. | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

Роль детства (молодости, юности) в жизни человекаРоль семьи в формировании личности человекаРоль матери в воспитанииПроблема материнства как подвигаВзаимоотношения отцов и детейВзаимоотношения в семьеОтношение к родителямРоль родительской любвиКонфликт отцов и детейВлияние семьи на человека

Отношение к домуРоль Родины в жизни человекаРоль дома в жизни человекаУтрата связи с отчим домом

Роль искусства в жизни человека.Искусство истинное и ложноеПонимание искусстваСоотношение искусства и реальной действительностиНазначения поэзииНазначение искусстваВлияние искусства на человекаВлияние человека на искусствоОтношение человека к искусству

Роль музыки в жизни человека.Влияние музыки на человека.

Роль чтения в жизни человекаВлияние книг на человека.Назначение литературыЛитература и жизньОбщечеловеческое значение литературы (роль литературы)Разное восприятие произведенийЛюбовь к чтениюРоль книги в жизни человекаКачество литературыОтношение человека к книгамЦель литературы

Воздействие массовой культуры на духовный мир человека.Влияние СМИ на общественное мнениеПроблема потребительстваРоль СМИ в жизни человека

Отношение человека к природеОтветственность человека за природуПрирода как источник жизниЗабота о природеОхрана природыПотребительское отношение к природеРавнодушное отношение к природеРавновесие в природеМесто человека в природеПостижение прекрасного в природеВлияние природы на душу человекаПроблема бережного отношения к природеПроблема экологической катастрофыВоздействие человека на природуОтношение к братьям нашим меньшимВзаимоотношения человека и природы

Роль нравственных ориентиров в жизни человекаВерность человекуВерность словуДуховная независимость как свойство человеческой личностиПроблема эгоизмаДеградация человекаСозидание или разрушение?Доброта как свойство человекаРоль милосердия и сострадания в жизни человекаПроблема гуманизмаАльтруизмаБескорыстияБлагородстваВеликодушияОтзывчивостиПониманияОтветственностьБорьба за правду, истину, справедливостьРоль чести в жизни человекаПредательство и трусостьПроблема совестиСтрахаБорьба добра и зла в человеке (темного и светлого)Конфликт долга и чувстваПроблема равнодушияПроблема бессердечия, душевной черствостиИспытание совестьюПонятие честиУтрата духовных ценностейПроблема бесчеловечности, жестокостиПодлостиБесчестияВседозволенностиХамстваДуховной убогостиИнтеллигентностиНравственного выбораИстинной и ложной интеллигентностиЧестности

Роль красоты в жизни человекаСоотношение внутренней и внешней красоты

Ложные ценностиСоотношение морального и материального в жизни человекаРоль материальных благ в жизни человека

Разрушающего влияния денегСоотношение морального(нравственного) и материальногоПроблема вещизма накопительства

Политика в жизни обществаБюрократизмаЧинопочитанияВзяточничестваУщемление прав человекаЛичности и властиСоциального неравенства

Роль школы в становлении личностиРоль взрослых в становлении личностиРоль примера в духовном становлении человека (матери, отца, учителя, друга, исторической личности, литературного героя)Роль образования в полноценном развитии личности.Отношение общества к образованиюСамовоспитанияСамообразованияУма и образованностьОбразованность и интеллигентностьПроблема воспитания

Измена своему предназначениюКакова роль самореализации в жизни человека.Ответственность человека за свою работу (художника, ученого, исторического деятеля) перед обществомКарьеризмаТалантаОдаренностиРоль труда в жизни человекаВыбор профессии

Язык и общество (роль языка в жизни человека)Состояние современного языкаСлово и делоБогатство и бедность нашей речиЯзык литературный и разговорныйРечь человека и его мыслиСвязь речи и духовного содержания человекаРазвития и сохранения русского языкаПроблема языковой толерантностиЗаимствований в русском языкеСоотношение культуры и языка

Роль культуры в жизни человекаВандализмаСохранения культурыЭкологии культуры

Научный прогресс  и гражданская ответственностьРоль наукиНеизбежность научного и технического прогрессаНаучные подвиг и радость познанияЧеловек и наукаНаука и научностьОтветственность ученых за свои открытияВлияние технологий

Духовная связь поколенийИсторическая память

Воздействие(влияние) социальной среды на духовное развитие человекаОтношение к окружающимПроблема бескорыстного отношения к человекуБездушное отношение человека к человекуОтветственность человека перед обществом за свои поступкиКонфликт личности и обществаКонфликт яркой личности и обществаПроблема пьянстваПроблема наркоманииТолерантности

Проблема верности Отечеству, долгуЛюбовь к родине, патриотизм, , верность отчизнеКонфликт долга и чувстваИскажения понятия патриотизмаМужества героизма нравственного долгаПроблема мужестваНациональной идеиРусского национального характера

Борьба старого и нового как проявление прогрессаКонфликт поколений (взаимоотношение поколений)Борьба старого и нового ( конфликт старых идей и новых0Утрата связи поколенийВера в будущееСвязи времен поколений , прошлого, настоящего и будущегоОтношение к прошлому

Жизненные испытания человекаНравственного паденияОдиночестваДушевной молодостиПроблема самооценкиОптимизмаПроблема судьбыРеализации человеческих возможностейСамоопределение человека в молодости

Как найти проблему текста ЕГЭТематический сборник текстов ЕГЭ

Аргументы из литературы на тему

Многомудрый Литрекон представляет аргументы из литературы на темы: Влияние войны на человека; Люди на войне; Проблема человека на войне. Здесь Вы увидите наиболее известные и общепризнанные книги, в которых авторы, очевидцы и участники событий, рассказали о судьбе участника и жертвы боевых действий. Если каких-либо аргументов не хватает, обращайтесь в комментариях, Литрекон добавит их. Приятного просвещения!

11 класс9 классаргумент из литературыподборкапример из литературы

Оцените статью
ЕГЭ Live