- Другие тренировочные варианты егэ 2022 по русскому языку 11 класс:
- Поделиться
- Русский язык. задания для 10 класса. подготовка к егэ. | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
- Тест в формате егэ (тренировочный) по русскому языку для 10 класса, фгос
Другие тренировочные варианты егэ 2022 по русскому языку 11 класс:
23.09.2021 РЯ2110101 РЯ2110102 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 статград ответы и задания
Поделиться
Новая итоговая контрольная работа по русскому языку 10 класс в форме экзамена ЕГЭ с ответами для проверки 4 четверть 2021-2022 учебный год. Работа по русскому языку состоит из часть 1, содержащей 24 задания.
Среднее время выполнения одного задания 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения контрольной работы – 45 минут.
Русский язык. задания для 10 класса. подготовка к егэ. | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
Особенности составления документов: заявление, доверенность, расписка.
Языковые особенности деловых документов: предельная точность словоупотребления, которая достигается тем, что все слова используются только в соответствии с их прямым значением. Точности наименования способствует большое количество клише и стандартизированных выражений.
Соблюдение речевых клише, установленных для деловых бумаг, ярко проявляется в заявлениях, расписках, доверенностях, контрактах и т. д.
В случае персонального обращения с просьбами, жалобами, ходатайствами и т.п. к руководству предприятия или организации составляются документы личного характера, автором документа является его составитель. К таким документам относятся:
— резюме;
— автобиография;
— заявление;
— расписка;
— доверенность (личная).
Текст их может быть произвольным и составляется самим автором, но реквизиты: наименование вида документа, дата, подпись должны быть обязательно в любом из этих документов.
Заявление — документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц), адресованный должностному лицу или организации. Как правило, в организации формы заявлений унифицированы и представлены в виде бланков, например, заявление о приеме на работу, об увольнение. Законодательством не предусмотрено обязательное составление гражданами заявления о приеме на работу. Все необходимые сведения об их предстоящей деятельности и оплате труда включаются в трудовой договор. Однако практика написания заявления о приеме на работу сложилась исторически и имеет достаточно устойчивую форму обращения гражданина.
Для заявления характерны следующие реквизиты:
— адресат;
— заявитель (необходимо полностью прописать имя, отчество, фамилию);
— наименования вида документа (заявление);
— текст;
— подпись и расшифровку подписи;
— дата составления.
Заявление оформляется на листе бумаги формата А4, текст составляется в произвольной форме. В заявлении не принято писать предлог «от» (кого) и употреблять обороты: «весьма убедительно», «заранее признателен», «прошу не отказать» и т.п.
Личная доверенность — это документ, свидетельствующий о предоставлении права доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных или товарно-материальных ценностей от лица доверителя.
По своему назначению доверенность является документом для представительства доверенного лица от имени доверителя перед третьими лицами. Доверенности бывают двух разновидностей: официальные и личные. Официальные доверенности выдаются представителю предприятия на совершение сделок, получение денег, товарно-материальных ценностей или других действий от имени предприятия. Такая доверенность имеет унифицированную форму и строгий учет на предприятии.
Личные доверенности выдаются от лица доверителя на получение зарплаты и других выплат, связанных с трудовыми отношениями, на получение пенсий, пособий и стипендий, вкладов в банках, корреспонденции. Перечисленные доверенности нотариального удостоверения не требуют и имеют следующие реквизиты:
— наименования вила документа;
— дата;
— текст (с указанием Ф.И.О. , паспортных данных доверителя и доверенного лица, вида действий по доверенности)
— подпись и расшифровку подписи доверителя;
— подпись должностного лица, заверившего доверенность;
— печать организации, в которой доверитель работает, учится или жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства.
Доверенности выдаются, как правило, на срок определенных действий. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет свою юридическую силу в течение года со дня ее выдачи. Доверенность считается недействительной, если в ней отсутствует дата выдачи.
Все мы так или иначе, чаще или реже сталкиваемся в своей жизненной практике с необходимостью подать заявление, составить доверенность и т. п. Но при этом каждый раз мы, как правило, наталкиваемся на трудности, связанные со знанием (или, вернее, незнанием) формы документа.
Например, как правильно написать расписку.
Форма расписки — произвольная, но некоторые реквизиты должны присутствовать в ней обязательно:
1. наименование документа;
2. основные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, дата рождения — по желанию, паспортные данные — серия, номер, кем и когда выдан, адрес проживания, контактные телефоны — по желанию);
3. данные физического либо юридического лица, передающих что-либо: ФИО, должность, наименование организации;
4. текст (если речь идет о получении денежных средств, писать сумму необходимо сначала цифрами, затем в скобках прописью. В тексте можно указать дату возврата займа);
5. дата составления (с левой стороны под текстом);
6. подпись (с правой стороны под текстом).
Расписка не заверяется нотариусом. Поэтому, если вы не доверяете человеку, которому передаете что-либо, в момент написания расписки необходимо пригласить несколько посторонних людей — свидетелей, в присутствии которых и осуществляйте сделку, чтобы в случае необходимости они могли подтвердить факт передачи денег или какого-то предмета в суде. В данном случае свидетели под датой и подписью автора расписки указывают свою фамилию, имя, отчество, адрес проживания и ставят личную подпись.
Расписка
Я, Герасимов Андрей Валерьевич, паспорт серии 5375 № 153763, выдан ОВД города Красноуфимска 12.06.2004 г. 11.12.2022 г. получил от Иванова Николая Ивановича, паспорт серии 5321 № 124635, выдан ОВД города Красноуфимска 11.03.2003 г. денежные средства в сумме 10000 (десять тысяч) рублей. Обязуюсь вернуть до 12.10.12.
Итак, знание правил составления делового документа, соблюдение норм официально-делового стиля и выполнение требований речевого этикета помогает успешно вести деловую корреспонденцию и способствует достижению успехов в деловом общении.
Русская фразеология.
Русский язык — это национальный язык русского народа, обладающего
богатейшими демократическими и революционными традициями, высочайшей культурой.
Русский язык невероятно богат фразеологическими оборотами, что в очередной раз доказывает его насыщенность и непревзойденность. В русском языке фразеология употребляется не только в разговорной, но и в письменной форме.
Фразеология присуща каждому современному языку, однако существует ряд отличий, из-за которых обобщать фразеологические обороты нельзя.
А что такое фразеология? Это употребление в языке устойчивых оборотов и высказываний, которые имеют определенное, не всегда объективное значение.
Так, например, фразеологизм «бить баклуши» будет понятен только русскому человеку, так как «баклуши» является исконно русским словом, чуждым для уха иностранца, даже с учетом перевода. Существуют также фразеологизмы, которые употребляются во всех языках мира – к примеру «троянский конь», что означает хитрый поступок или обман.
Несравненные русские пословицы, которые дошли до нас через многие столетия, также неотъемлемы в русском языке. Что более ярко может описать преждевременную, ничем не подкрепленную радость человека, чем старая русская пословица «Не дождавшись вечера и хвалить нечего»!
В поговорках и пословицах заложена мудрость народа, его глубинное понимание окружающих вещей, которое находит выход в острых выражениях. Древнерусские пословицы часто основываются на исторических событиях и языческих верованиях.
Пословица, «Какой хан, такая и орда», зародилась еще в период нашествия татаро-монгольского ига и означает то, что от руководителя зависит, каким будет его подчиненный, будь то глава государства, семьи или армии. В пословице «Егорий да Влас – хозяйству глаз» отображается верования славян в богов, которые покровительствуют земледельцам.
Поговорки представляют собой устойчивые выражения, которые часто употребляются в разговоре в форме сравнения. Они предают речи особенную наглядность. Яркими примерами поговорок являются выражения: «как две капли воды» (похожи друг с другом), «как снег на голову» (внезапно), «на помине легок» (при нежданном появлении человека, о котором был разговор в эту минуту).
Русская фразеология отличается богатством функционально-стилевых и эмоционально-экспрессивных синонимов.
Стилистическая окраска фразеологизмов, как и слов, обусловливает закрепление их в определенном стиле речи. При этом в составе фразеологии выделяется две группы фразеологизмов: 1) общеупотребительные фразеологизмы, не имеющие постоянной связи с тем или иным функциональным стилем, и 2) функционально закрепленные фразеологические единицы. К первым можно отнести, например, такие: сдержать слово, иметь в виду, время от времени и под. Они находят применение как в книжной, так и в разговорной речи.
Самый большую группу фразеологии составляет разговорная фразеология, которая используется преимущественно в устной форме общения, а в письменной речи — в художественной литературе: без году неделя, во всю ивановскую, водой не разольешь, белая ворона, как сыр в масле, как у Христа за пазухой, как с гуся вода, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу, на роду написано, спустя рукава, дырка от бублика и т. д. Разговорные фразеологизмы, как правило, образны, что придает им особую экспрессию, живость.
Просторечная фразеология, в целом близкая к разговорной, отличается большей сниженностью: вправить мозги, чесать языком, у черта на куличках, драть глотку, задирать нос; еще резче звучит грубо-просторечная фразеология: дуракам закон не писан, ни кожи ни рожи, морду воротить, дать по мозгам и др.
Другой стилистический пласт образует книжная фразеология. Она употребляется в книжных функциональных стилях, преимущественно в письменной речи: центр тяжести, щитовидная железа, периодическая система, аттестат зрелости, точка опоры; публицистической: встреча в верхах, люди доброй воли, на грани войны, путем мирного урегулирования, миссия дружбы; официально-деловая речь: давать показания, ввести в эксплуатацию, платежеспособный спрос, презумпция невиновности, имеет место.
Итак, фразеологическим оборотом, или фразеологизмом, называются семантически неделимые словосочетания, которым свойственно постоянство особого целостного значения, компонентного состава, грамматических категорий и определенной оценочности.
Упражнение № 1.
Расставьте ударение в следующих словах:
премировАние, тОрты, договОр, слИвовое варЕнье, телефон звонИт, досУг, бАржа, лЕчо, квартАл, твОрОг.
Упражнение № 2.
Определите, из каких языков заимствованы данные слова: бухгалтер, руль, баня, новелла, сельдь, цунами, пельмени.
Бухгалтер- немец.( в конце Средневековья) «Книга» »держатель»
Руль- голландск. В Петровскую зпоху от слова «Рур»
Баня- лат., греч. «Купальня»
НовЕлла- лат. «Новость»
Сельдь- др.скандинавск. яз. в XV в.
Цунами- японск. «Прибрежная волна»
Пельмени- угро-финск. яз. пель-«Ухо» нянь-«хлеб»
Упражнение № 3.
Объясните происхождение следующих фразеологизмов: ящик Пандоры, колумбово яйцо, как с гуся вода.
Ящик Пандоры –из др.греч.мифологии- миф о женщине, созданной по повелению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня. Всевозможные беды и несчастья, выпущенные наружу любопытной Пандорой, согласно Древнегреческой мифологии.
Колумбово яйцо- история этого выражения описана в сочинении «История Нового Света» итальянца –путешественника Джироламо Бенцони в 1565 году. Обозначает простое и неожиданное решение сложных вопросов.
Как с гуся вода- это часть древнего заклинательной формулы «Как с гуся вода, с нашего…-худоба». То есть как вода скатывается с водоплавающей птицы, так и человеку всё нипочём.
Упражнение № 4.
Объясните разницу в значении слов. Дипломник – диплом, дипломат – дипломант.
Это паронимы.
Дипломник- студент последнего курса учебного заведения, который пишет выпускную работу, которая, как правило, называется Диплом.
Диплом— официальный документ об окончании начального профессионального (специального), среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присвоении учёной степени или премии.
Дипломат- должностное лицо внешнеполитического ведомства государства, уполномоченное осуществлять официальные отношения с иностранными государствами или их представителями.
Дипломант- человек, награждённый дипломом за успешное выступление на конкурсе, соревновании или фестивале, за высокое качество экспонатов или иных работ на выставке или ином конкурсном мероприятии.
Тест в формате егэ (тренировочный) по русскому языку для 10 класса, фгос
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(в формате ЕГЭ)
Учени_____ 10 ____ класса
___________________________________________________________________
Тест для подготовки к сдаче к ЕГЭ направлен на повторение информации, необходимой для сдачи экзамена, и отработку навыка работы с тестовым материалом.
Внимательно читайте задание и указывайте ответ (слова, сочетания слов или цифры) без запятых на специально оставленной для этой цели строчке. Задания можно выполнять в любой последовательности, исправления допускаются.
Задания с 25 по 28 отличаются по формулировке от предложенных в бланках ЕГЭ и носят подготовительный характер.
Работа рассчитана на 3 часа (180 минут). Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем удачи!
тест
PDF / 929.73 Кб
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип – монах Киево-Печерской Лавры. (2) Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. (3) … потом он выздоровел и стал богатырем. (4) Около 40 лет – это тогда считалось уже старостью – он ушел в монастырь и умер примерно в 45 лет.
(5) Монах Илья Муромец причислен к лику святых.
(6) Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. (7) Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.
1 задание
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Прототип былинного героя преподобный Илия жил на два века позже князя Владимира; он и в самом деле долго не мог ходить.
Человек, которого иногда называют прототипом Ильи Муромца, не мог им быть, так как жил на два века позже, чем была сложена былина.
Реальный Илья Муромец страдал болезнью позвоночника, а поэтому не мог пойти на службу к князю Владимиру.
Прототип Ильи Муромца на самом деле был по происхождению киевлянином, поэтому он и ушел в Киево-Печерскую Лавру.
Былина перенесла жившего на 200 лет позже реального Илью Муромца, который долго не мог ходить из-за болезни, затем стал богатырем, а позже – монахом, в излюбленное время сказителей – правление князя Владимира Красное Солнышко.
Ответ: ____________________________________________
2 задание
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание
слов).
Что
Иногда
Однако
В то же время,
Хотя
Ответ: ___________________________.
3 задание
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова СИЛА. Определите значение, в котором это
слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
СИЛА, -ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. Недюжинной силы кто-л. С. борца, атлета, кузнеца. Медвежья, геркулесова, богатырская с. 2. (обычно с опр.). Способность человека выдерживать большие психологические нагрузки или проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности. Нравственные, душевные силы народа. Пробудить в ком-л. творческие силы. Почувствовать всю силу чьей-л. тоски. 3. только ед. Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины. С. падающей воды. Центробежная, центростремительная с. С. тяжести. 4. только ед. Правовая или финансовая действенность чего-л.; правомочность. Покупательная с. рубля. Утратить платёжную силу (о денежных знаках, ценных бумагах и т.п.). Документ не имеет юридической силы. (люди). Уничтожить живую силу противника 5. Спец. Величина механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию. Единица силы. Магнитная, электрическая с. С. упругости.
Ответ: _____________________________________________________
4 задание
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
досУг
бАнты
еретИк
жАлюзи
столЯр
Ответ: __________________________________________
5 задание
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Обладая несомненным АРТИСТИЧЕСКИМ даром, Маяковский с успехом снимался в кино.
Ученым известны даже ЕДИНИЧНЫЕ случаи нападения крокодилов на местных жителей, но чаще всего они бывают спровоцированы именно людьми.
В такую погоду разумнее ОДЕТЬ не пальто, а шерстяной свитер с ветровкой: если станет слишком жарко, лишнее можно снять.
Вокруг проплывали нарядные ЛЕСИСТЫЕ берега.
КОНСКИЙ волос идет также на изготовление смычков для игры на струнных инструментах.
Ответ: ____________________________________________
6 задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
не более ТРОИХ девушек
с ПЯТЬЮСТАМИ партами
двое ИНЖЕНЕРОВ
ОБЕИМИ руками
с ИХ собакой
Ответ:___________________________________
7 задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Б) Неправильное присоединение несогласованного приложения. В) Ошибка в построении сложного предложения. Г) Неправильное построение предложения с косвенной речью. Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Отряд из спортивной школы №18 пришли на финиш первыми. Не каждый день удается увидеть щегла, хотя эти птицы и не редкость в нашем парке. Тренер сказал, что я не знаю пока, где у нас будет первый привал. Каждый хоть раз задумывался, что неужели нельзя найти средства для прекращения вражды между людьми. Мне повезло: я дважды встречался с выдающимися мастерами слова. Малышев заметил, что если маятник движется обратно, то он производит легкий шум. Об этом нередко пишут в журнале «Юном технике» тому подобных изданиях. По информации из интернета, появление метеорита не представляет опасности для Земли. Прочитанную книгу этим летом, я хотел бы перечитать еще раз. |
Ответ:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8 задание
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Соб…раться
Насл…ждение
П…нал
Замыс…ватый
Т…оретик
Ответ: _________________________________________
9 задание
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ра…смотреть бе…звучный
Пред…стория, роз…ск
Пр…ломить, пр…ложение
О…мерять, на…стройка
Пр…глотить, пр…бабушка
Ответ: ___________________________________________
10 задание
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Калач…к
Эмал…вый
Письм…цо
Раста…л
Ситц…вый
Ответ: ____________________________________________________
11 задание
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
Назнач…нный
Изменя…мый
(собаки) ла…т
Рассе…нный
Знач…мый
Ответ: _________________________________________________________
12 задание
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это было что-то никогда (НЕ)ПОНИМАЕМОЕ им прежде.
Чашка, к счастью, оказалась (НЕ) СТЕКЛЯННАЯ.
Он, однако (НЕ)ОЧЕНЬ расстроился из-за проигрыша.
Старуха была просто (НЕ)СЛЫХАННО глупа!
Я давно (НЕ)БЫЛ в этих краях.
Ответ: __________________________________________________________-
13 задание
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Можно сказать, что (В)ТЕЧЕНИЕ какого-то времени Обломов (ВСЁ)ЖЕ начал проявлять активность.
(ЧТО)БЫ он ни говорил, я (ПО)ПРЕЖНЕМУ был уверен в своей правоте.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ я (НЕ)РАЗ убеждался в его правоте.
И всё-таки (С)НАЧАЛА мы решили подняться (НА)ВЕРХ горы.
В конце концов он (ТО)ЖЕ начал (ПО)НЕМНОГУ понимать своего учителя.
Ответ: ______________________________________________________________
14 задание
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Занесе(1)ый снегом двор, увиде(2)ый Петром ра(3)им утром сквозь неплотно занавеше(4)ое окно, так обрадовал боль(5)ого, что он радостно рассмеялся.
Ответ: _____________________________________________________________
15 задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Уже с начала сентября сыпал мелкий снег и на лужах по ночам появлялась корочка льда.
2)Пёс заметил Ольгу и Артёма и направился прямо к ним.
3)Но лес и луг дома и дорожки уже искрились мелкими блестками инея.
4)Темнота быстро накрыла город и далекие звезды высыпали светящейся пылью.
5)Утро наступало холодное и росистое.
Ответ:
16 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик (1) сидевший на пирсе (2) болтая ногами (3) и что-то напевая себе под нос (4) внезапно вскочил и куда-то помчался.
Ответ: __________________________________________________________-
17 задание
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на
месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою(1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остается жить!
Поедешь скоро (5) ты (6) домой…
Ответ: ____________________________________________________
18 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В 1824 году (1) А.С. Грибоедов заканчивает окончательный вариант своей (2) прославленной комедии (3) «Горе от ума» (4) полный текст (5) которой (6) был опубликован лишь в 1861 году.
Ответ: ___________________________________________________________
19 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы лишний раз убеждаемся (1) что (2) если стихотворение посвящено назначению поэта (3) то все авторы пишут о силе слова (4) и его способности влиять на нравственность людей.
Ответ: ____________________________________________________________
Причитайте текст и выполните по нему задания 20 — 28
(1) Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор, что стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в ясную погоду куполами отражается в ней.
(2) Строили собор во времена Ивана Грозного, и вышел с ним будто бы казус совершенно неожиданный и негаданный. (3) Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Грозного, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху изрядный пласт штукатурки.
(4) Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой другой причине дивной красоты и благолепия собор Святой Софии остался холодным.
(5) Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко. (6) И вот ходит знаменитый маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные будто бы учениками самого Дионисия или даже под его руководством, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. (7) Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева. (8) Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, заметила.
— (9) Поце, милый, рукам место ищошь? (10) Мерьзнут?
— (11) Мерзнут, бабушка, мерзнут. (12) А мне вечером играть. (13) Нельзя руки остужать.
— (14) Дак вот возьми мои рукавички. (15) Возьми, возьми, болезнай. (16) Оне хоть и в латках, но чистые — я их кажну неделю мою.
(17) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе — там есть чего смотреть, говорят, одних фресок около пяти тысяч метров.
(18) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:
— (19) Благодарю вас, родимая! (20) Вы очень, очень мне помогли.
(21) Этот случай мне рассказала работница и заботница вологодского музея Ирина Александровна Пятницкая. (22) Недавно ее не стало, и Эмиля Гилельса уже нет, давно уж нет на свете и бабушки-привратницы — помянем же их добрым словом и пожелаем всем Царствия Небесного — каждый из них умел делать добро на своем месте и служил ему в меру своих сил.
Виктор Астафьев – выдающийся русский писатель, автор романов «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка» и других.
Задание 20.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Эмиль Гилельс – известнейший советский пианист – приехал в Вологду специально, чтобы осмотреть фрески Софийского собора.
Софийский собор в Вологде был построен во времена Ивана Грозного, а расписывали его ученики великого Дионисия.
Эмиль Гилельс хотел осмотреть собор, но у него сильно мерзли руки, а выдающийся пианист не мог этого допустить, ведь вечером у него был назначен концерт.
Сотрудники музея заметили, что у музыканта мерзнут руки, и заведующая подарила ему свои перчатки.
Роспись Софийского собора не сохранилась до наших дней, так что смотреть в нем фактически нечего.
Ответ: ___________________________________________________________
21 задание
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено повествование с элементами описания.
2) В предложениях 4 — 7 представлено рассуждение.
3) Предложение 18 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 17.
4) Предложение 20 противоположно по смыслу предложению 19.
5) Предложение 21 содержит общее пояснение ко всему тексту.
Ответ: ______________________________________________________
22 задание
Из предложений 2 — 7 выпишите слово со значением: «Почетное название крупных деятелей в различных областях искусства (композиторов, дирижеров, живописцев и др.).».
Ответ: _________________________________________________________
23 задание
Среди предложений 1 — 6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: _________________________________________
24 задание
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
«Автор рассказывает историю, приключившуюся в Вологде с прославленным пианистом Эмилем Гилельсом, как притчу. Эпический, притчевый тон он создает с помощью таких синтаксических средств выразительности, как А ________(предложения 15, 20) и Б_____________ (например, в предложениях 2: «казус совершенно неожиданный и негаданный», 8: «старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма» и многие другие). Особый колорит придают повествованию и лексические средства: В______________ («благолепие», «творения» и др.) и Г__________(«поце», «болезнай», «в латках» и др.)
1) инверсия
2) анафора
3) повтор
4) литота
5) метонимия
6) эпитет
7) диалектные слова
8) возвышенная лексика
9) жаргон
25 задание
Сформулируйте проблему текста (на какой важный для него жизненный вопрос отвечает автор своим текстом)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26 задание
Прокомментируйте эту проблему (как, с использованием каких примеров, рассуждений и проч. ставит автор данную проблему)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27 задание
Какова позиция автора по данной проблеме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
28 задание
Согласны ли Вы с автором? Приведите два аргумента в подтверждение своего мнения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
к заданиям 1-24
1 | 15 |
2 | однако |
3 | 1 |
4 | жалюзИ |
5 | Надеть |
6 | Трёх |
7 | 97431 |
8 | собираться |
9 | Предыстория розыск |
10 | Калачик |
11 | Рассеянный |
12 | Неслыханно |
13 | Тоже понемногу |
14 | 1234 |
15 | 34 |
16 | 124 |
17 | 1234 |
18 | 4 |
19 | 13 |
20 | 23 |
21 | 45 |
22 | Маэстро |
23 | 6 |
24 | 3187 |
Задания с 25 по 28 являются подготовительными для обучения созданию эссе в формате ЕГЭ, поэтому ответы на эти вопросы могут быть разные.
Варианты ответа на вопрос 25: проблема внимания к человеку, любви к красоте, родства душ и т.д.
Комментарии и аргументы, естественно, также могут быть разные.