«Духовная сфера общества». Искусство в духовной жизни общества

«Духовная сфера общества».  Искусство в духовной жизни общества ЕГЭ

Используя обществоведческие
знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политический процесс». Сложный план
должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по
существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно
быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта.)

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

Понятие «Политический процесс».

Субъекты политического процесса:

б) социальные, этнические, конфессиональные группы;

в) политические партии и общественные движения;

г) политическая элита;

д) граждане как индивиды;

е) граждане как совокупность избирателей (электорат).

Стадии политического процесса:

а) выявление и согласование интересов;

б) формирование цели и программы деятельности (политического
курса);

в) реализация принятых решений;

г) контроль за исполнением решений и оценка
результатов.

Типы политических процессов:

а) внешне- и внутреннеполитические (по сфере действия);

б) долговременные и
непродолжительные (по продолжительности и значимости);

в) публичные и непубличные (по степени открытости).

Типы политических процессов в зависимости
от характера общественных перемен:

а) избирательный процесс;

д) восстания и мятежи;

е) политическая кампания;

ё) прямые действия (забастовки, митинги, демонстрации).

Особенности политического процесса в
России:

а) низкий уровень доверия практически ко всем
политическим институтам;

б) причудливое сочетание элементов авторитаризма
прежней советской политической системы и демократии;

в) «незрелость» гражданского общества.

«Духовная сфера общества». Духовная культура и её роль в жизни общества.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

Задание № 28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Духовная культура и её роль в жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана.

8.Роль духовной культуры в жизни общества:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

ЕГЭ Обществознание Задание 28. Сложные планы. Представлены примерные образцы планов, охватывающие разделы: Общество, Человек, Духовная культура, Познание, Экономика, Социология, Политология, Право, а также Алгоритм составления планов. Ориентируясь на представленные образцы, учащиеся смогут разобраться в структуре материала, составить собственные планы, лучше подготовиться к ЕГЭ. В учебных целях использованы материалы пособия «Обществознание. 10-11 классы. Образцы сложных планов. Готовимся к ЕГЭ / О.В.Кишенкова — М.: Интеллект-Центр».

ЕГЭ Обществознание Задание 28. Сложные планы

Раздел ОБЩЕСТВО (9 сложных планов)

Раздел ЧЕЛОВЕК (10 сложных планов)

Раздел ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (8 сложных планов)

Раздел ПОЗНАНИЕ (8 сложных планов)

Алгоритм составления сложного плана

Задание на составление сложного плана по темам обществоведческого курса требует от выпускника знания и понимания логики раскрытия каждой их тем, владения понятийным аппаратом курса. Дополнительной проблемой при выполнении этого задания является неравномерность (по объёму и сложности) представленных тем. Представляется необходимым предложить в связи с этим несколько моделей, алгоритмов, которые можно использовать при разработке планов.

Алгоритм № 1 является базовым, ключевым, его можно применить для структурирования ёмкой, содержательной темы, в которой необходимо распределить по логическим единицам имеющийся материал. К подобным темам можно отнести, к примеру, «Общество», «Государство», «Религия», «Наука», «Право» и т.д.

Вначале следует сформулировать контекстную фразу, в которой можно определить суть рассматриваемого явления, допустим, «Общество — как совокупность форм и способов взаимодействия людей». Дальнейшие пункты органично посвящаем раскрытию признаков (свойств, качеств, черт, характеристик) этого явления, затем функций (задач, назначения, целей), классификации (типологии, видов, разновидностей). Последующие пункты можно связать с особенностями и спецификой явления в современных условиях, иными сюжетами, вытекающими из аспекта формулировки темы плана в предлагаемом вам варианте.

Алгоритм № 2 можно назвать «Аквариумом». Данное название ассоциируется с детской игрой, в которой игрокам необходимо при помощи «удочки» с привязанным к ней магнитом доставать из коробки картонных рыб, башмаки, и др., что помещено на днище подобного «аквариума». В данных темах изначально просматривается проблема дефицита содержания, неясности, что именно необходимо структурировать. В этой связи, необходимо «цеплять» и включать в подобный план все позиции, которые ассоциируются с обозначенной темой. Примером подобных тем могут считаться: «Информация и её роль в современной экономике», «Социальные коммуникации», «Ставка банковского процента» и др. Составляя план подобного типа, желательно придерживаться по возможности базового алгоритма. Определить признаки, функции, возможно, виды. Дальше возможно отхождение от базового алгоритма в зависимости от специфики темы.

Алгоритм № 3 получил название «Двугорбого верблюда». Это темы планов, в которых сочетаются два объекта, которые необходимо раскрыть во взаимосвязи друг с другом. Например: «Государственный бюджет и государственный долг», «Социальный статус и социальные роли», «Правовое государство и гражданское общество», «Преступление и наказание», «Экономическая свобода и социальная ответственность» и др.

Раскрывая содержание подобного плана, сначала нужно остановиться на характеристике первого «горба», объекта, раскрыв его основные признаки, свойства, функции, затем приступить к характеристике второго горба, также с точки зрения его особенностей. И, наконец, в одном-двух завершающих пунктах плана раскрыть принципы взаимосвязи и взаимодействия двух горбов.

Алгоритм № 4 можно определить как «Двугорбый верблюд» 2.0. Его специфика в том, что формулировка темы связывает два социальных объекта («горба») динамическими связями и взаимодействиями. Например, «Взаимодействие природных факторов и общественного развития», «Воздействие политических факторов на экономические процессы в обществе». Особенностью составления плана по данной теме является обоснование в первом пункте принципиальной связи, общности между рассматриваемыми объектами. Поскольку именно обоснование этой связи и позволяет рассмотреть их влияние друг на друга.

Алгоритм № 5. И, наконец, последний алгоритм можно определить, как «Слоёный торт „Наполеон», поскольку темы задаются перечнем однородных социальных объектов. К примеру, «Политические институты», «Объекты микроэкономики», «Виды потребительских доходов», «Формы культуры» и др.

Вы смотрели: ЕГЭ Обществознание Задание 28. Сложные планы. Представлены примерные образцы планов, охватывающие разделы: Общество, Человек, Духовная культура, Познание, Экономика, Социология, Политология, Право, а также Алгоритм составления планов. Ориентируясь на представленные образцы, учащиеся смогут разобраться в структуре материала, составить собственные планы, лучше подготовиться к ЕГЭ.

1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:а) религиознаяб) эволюционная теория Ч. Дарвинав) трудовая теория Ф. Энгельса2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».3. Биосоциальная природа человека:а) человек — часть природыб) человек — существо общественное4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

1. Понятие мировоззрения как системы взглядов человека на мир и свое место в нем.2. Основные типы мировоззрения:а) обыденноеб) мифологическоев) религиозноег) философское (научное)3. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:а) историческая эпохаб) уровень знаний и развития наукив) особенности менталитетаг) природно-климатические условия4. Уровни мировоззрения:а) жизненно-практический — мироощущениеб) теоретический — миропонимание

1. Мировоззрение — совокупность взглядов человека на мир и своё место в этом мире.2. Структурные элементы мировоззрения:а)   знания;б)   убеждения;в)   установки и жизненные принципы;г)    духовные ценности, идеи и идеалы.3. Субъекты мировоззрения:а)   человек;б)   группы людей;в)   общество в целом.4. Основные формы мировоззрения:а)   обыденное;б)   мифологическое;в)   религиозное;г)    научное.5. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:а)   социальная среда;б)   жизненный опыт;в)   образование;г)   профессиональная деятельность.6. Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.

1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.2. Исторические виды мировоззрения:а)    мифологическое;б) теологическое (религиозное);в) философское.3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:а) преобладание ассоциативности; произвольных связей;б) фрагментарность, эклектичность и бессистемность взглядов на мир.3. Основные черты философского мировоззрения:а) концептуальная обоснованность;б) систематичность;в) универсальность;г) критичность.

1. Познание как форма адекватного отражения действительности.2. Цели познания:а) постижение истины;б) практическая польза.3. Структура процесса познания.4. Формы чувственного познания:а) ощущение;б) восприятие;в) представление.5. Формы рационального познания:а) понятие;б) суждение;в) умозаключение.6. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.7. Знание как результат познания.

1. Деятельность как способ существования человека и общества.2. Разнообразие видов деятельности.3. Получение истинного знания — цель познания:а) объективность истины;б) критерии истины;в) абсолютная и относительная истина.4. Виды познания;а) чувственное познание;б) рациональное познание.5. Обыденное познание: его возможности и ограниченность.6. Особенности научного познания.

1. Познание как процесс получения знаний о мире.2. Основные пути (формы) ненаучного познания мира:а) миф как ранняя форма познания природной и социальной действительности;б) жизненная практика — основной способ познания;в) обобщение опыта повседневной жизни и народная мудрость;г) искусство как специфическая форма познания.3. Научное познание мира и его особенности:а) теоретический характер знаний;б) стремление к объективности;в) доказательность;г) системность.

1. Научное познание — один из видов познания объективного мира.2. Особенности научного познания:а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;в) особые процедуры проверки результатов.3. Уровни научного знания:а) эмпирическое знание;б) теоретическое знание.4. Методы научного познания:а) научное наблюдение;б) описание;в) классификация;г) научный эксперимент;д) мысленный эксперимент;е) выдвижение гипотез;ж) научное моделирование.

1. Научное познание — постижение сущности объектов и явлений.2. Основные признаки научного познания:а) объективность;б) доказательность;в) логичность;г) рациональность. 3. Уровни научного познания:а) эмпирический;б) теоретический.4. Методы научного познания:а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).5. Специфика социального познания.6. Особенности научного познания в информационную эпоху.

1. Социальное познание — познание общества и человека.2. Специфика социального познания:а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;б) ограниченность сферы применения эксперимента;в) сложность объекта познания — общества и пр.3. Основные методы социального познания:а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).4. Функции социального познания:а) выявление причин и следствий социальных процессов;б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;в) использование результатов при осуществлении социального управления;г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.5. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

Про ЕГЭ:  Критерии по оцениванию ЕГЭ по русскому языку в 2021 году, полная шкала перевода баллов

1. Самопознание — познание человеком самого себя.2. Основные методы самопознания:а) самонаблюдение;б) самоисследование.3. Формирование самооценки личности:а) адекватная самооценка;б) заниженная самооценка;в) завышенная самооценка.4. «Я»-концепция и процесс её формирования.5. Специфика объектов самопознания:а) собственные потребности;б) собственные возможности;в) смысл собственного бытия;г) осознание собственных отличий от других людей.6. Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.

1. Познание как форма адекватного отражения действительности.2. Структура познания:а) субъект познанияб) объект познанияв) результат познания3. Теория познания — гносеология:а) агностицизмб) скептицизмв) гностицизм4. Формы познания:а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение)5. Виды познания:а) научное и ненаучное познаниеб) религиозное, мифологическое, художестве иное познание6. Методы познания человеком мира и самого себя.7. Многообразие форм человеческого знания.

1. Истина — идеальная цель познавательной деятельности.2. Виды истины:а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).3. Знание истинное и знание ложное.4. Критерии истины:а) практика;б) система теоретических доказательств;в) очевидность, соответствие здравому смыслу;г) компетентное мнение экспертного сообщества учёных.5. Специфика постижения научной истины на современном этапе.

1. Человек — продукт творения природы и общества.2. Сущность и проявления человеческой природы:а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).3. Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:а) флегматик;б) холерик;в) сангвиник;г) меланхолик.4. Сложность человеческой сущности:а) человек как индивид;б) человек как индивидуальность;в) человек как личность;5. Мышление и его типы:а) образное;б) понятийное (теоретическое);в) знаковое.6. Роль мышления в становлении современного человека.

1. Деятельность как форма активности человека.2. Отличительные признаки деятельности человека:а) целенаправленность;б) осознанность;в) представление идеальной модели результата;г) преобразовательный, творческий характер.3. Структура деятельности:а) субъект;б) объект;в) мотив;г) цель;д) средства;е) действия;ж) результат.4. Основные виды деятельности человека:а) игровая;б) учебная;в) трудовая;г) общение.5. Проявления деятельности в обществе:а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).6. Деятельность и творчество.

1. Деятельность как способ человеческого бытия.2. Специфические особенности человеческой деятельности.3. Структура деятельности:а) субъектб) объектв) цельг) средствад) результат4. Мотивы деятельности.5. Два основных типа деятельности:а) практическая деятельностьб) духовная деятельность6. Ведущие виды деятельности в жизни человека:а) играб) учениев) труд

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.2. Структура деятельности:а) субъект;б) объект;в) цель;г) мотивы;д) действия;е) результат.3. Виды деятельности:а) трудовая;б) познавательная;в) эстетическая и др.4. Мышление как процесс познавательной деятельности.5. Мышление — основа рационального познания.6. Виды мышления:а) словесно-логическое;б) наглядно-образное;в) наглядно-действенное.

1. Духовная деятельность — производство духовных благ.2. Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.3. Основные цели духовной деятельности:а) формирование общественного сознания;б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;в) удовлетворение идеальных потребностей общества;г) производство духовных благ.4. Формы духовной деятельности:а) прогностическая;б) познавательная;в) ценностно-ориентировочная.5. Роль духовной деятельности в современном мире.

1. Труд — деятельность по преобразованию веществ природы.2. Признаки трудовой деятельности:а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).3. Основные виды труда:а) физический и умственный;б) простой и сложный.4. Специфика трудовой деятельности в современном обществе:а) сложный характер труда;б) наукоёмкость, интеллектуальность труда;в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.5. Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:а) развитие коммуникативных умений;б) развитие мышления и креативности;в) формирование умения действовать нестандартно;г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;д) становление сплочённого и эффективного коллектива.6. Труд — основа благосостояния общества.

1. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразного преобразования.2. Социальные явления (процессы) как объект социально-преобразующей деятельности:а) межличностные отношения;б) производственные отношения;в) социальные структуры (организации);г) социальные системы (образование, здравоохранение и т.п.).3. Общественный характер деятельности:а) цели деятельности, значимые для общества и самого человека (насколько соотносятся с социально одобряемыми целями)б) средства реализации целей (насколько признаны и одобрены социумом).4. Деятельность просоциальная, асоциальная и антисоциальная (преступная).

1. Игра как особый вид человеческой деятельности.2. Основные свойства игры:а) творческий характер;б) наличие воображаемой обстановки;в) освоение новых социальных ролей;г) наличие определённых правил.3. Классификация игр:а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);г) спортивные и т. д.4. Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.5. Игра — необходимое условие развития творческих способностей и общительности.

1. Потребность как нужда человека в необходимых условиях его существования.2. Виды потребностей:а) биологические;б) социальные;в) идеальные.3. Классификация потребностей А. Маслоу:а) физиологические;б) экзистенциальные;в) социальные;г) престижные;д) духовные.4. Интересы человека как основа его потребностей.5. Способности и их типы:а) общие (интеллектуальные);б) специальные.6. Природные задатки — основа формирования способностей.7. Талант и гениальность как характеристика выдающихся способностей.

1. Понятие свободы, её сущности.2. Социальные условия реализации свободы личностью:а) уровень развития общества;б) социальные нормы;в) место человека в обществе;г) формы общественной деятельности;д) социализация.3. Что такое ответственность?а) регулятор деятельности человека;б) сознательное следование установленным нормам;в) оценивание человеком своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих.4. Типологии ответственности:а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и др.;б) индивидуальная, групповая, коллективная.5. Социальная ответственность и роль в жизни человека.

1. Понятие общества как системы объединений людей и способов их взаимодействия.2. Структурные элементы общества:а) сферы (подсистемы) общества;б) социальные общности;в) социальные институты;3. Специфические системные признаки общества:а) целостность;б) открытость;в) способность к самоорганизации;г) иерархичность;4. Общество — динамическая система.5. Общество — функциональная система.

1. Понятие общества:а) в узком смысле слова;б) в широком смысле слова.2. Признаки общества как системы:а) сложная система;б) открытая система;в) динамичная система;г) саморегулирующаяся система.3. Особенности общества как саморазвивающейся системы.4. Системное строение общества:а) подсистемы и институты;б) социальные нормы;в) социальные коммуникации.5. Основные сферы общественной жизни:а) социальная;б) политическая;в) экономическая;г) духовная.6. Взаимосвязь и взаимодействие сфер общественной жизни.7. Специфика развития современного общества.

1. Общество и природа — органические части материального мира.2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:а) темпы и качество социальной динамики;б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;г) природные катаклизмы и их социальные последствия и др.3. Воздействие общества на природную среду:а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;в) использование флоры и фауны;г) создание преобразованной человеком природной среды и т. д.4. Значение природы для человека и общества:а) кладовая ресурсов;б) естественная среда обитания;в) источник вдохновения и красоты и пр.5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

1. Определение социального института.2. Основные функции социальных институтов:а) служат удовлетворению общественных потребностей;б) организуют совместную деятельность людей;в) действуют в соответствии с определёнными правилами и нормами;г)  обеспечивают социализацию индивидов.3. Важнейшие социальные институты:а) семья;б) школа;в) государство;г) производство и т. д.4. Социальная динамика — процесс возникновения новых институтов и отмирания старых.5. Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

1.Что такое социальный институт.2. Основные социальные институты общества:а) семья как социальный институт;б) политические институты;в) финансово-экономические институты;г) институты в сфере культуры.3. Функции института семьи:а) репродуктивная функция;б) функция первичной социализации;в) хозяйственно-экономическая функция.4. Основные функции государства как социального института:а) внутриполитические функции;б) внешнеполитические функции.5. Функции школы как социального института:а) вторичная социализация;б) формирование духовно-нравственной культуры.6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций.

1. Понятие о культуре.2. Основные тенденции в развитии культуры:а) преемственность культурных традиций;б) новаторство и обновление культуры.3. Основные функции культуры:а) гуманистическая;б) трансляция социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);в) познавательная (гносеологическая);г) регулятивная (нормативная);д) целеполагающая, ценностная (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);е) семиотическая, или знаковая (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).4. Основные структурные элементы культуры:а) понятия и взаимосвязи между ними;б) ценности и идеалы;в) нравственные принципы;г) правила и нормы.5. Формы культуры:а) народная культура;б) элитарная культура;в) массовая культура;г) экранная культура.6. Элементы духовной культуры:а) наука;б) религия;в) мораль;г) образование и т. д.7. Многообразие и диалог культур в современном мире.8. Специфика духовной жизни в современной России.

1. Понятие массовой культуры.2. Условия возникновения массовой культуры:а) рост образованности общества;б) развитие средств массовой коммуникации;в) рост промышленного производства.3. Характерные черты массовой культуры:а) коммерческая направленность;б) ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;в) стандартизация содержания.4. Массовая культура и средства массовой информации.5. Взаимовлияние массовой, элитарной и народной культур в современном мире.

1. Духовное производство — производство новых духовных ценностей.2. Формы духовного производства:а) научные труды;б) литературные сочинения;в) произведения скульптуры и архитектуры, музыки и живописи;г) кинофильмы и телевизионные передачи;3. Продукты духовного производства:а) мысли, идеи и взгляды;б) теории;в) образы и чувства;г) оценки и представления.4. Сохранение и распространение духовных ценностей:а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;б) роль библиотек;в) роль архивов;г) роль школы;д) роль средств массовой информации (СМИ).

1. Понятие о науке:а) сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний;б) совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.2. Структурные элементы науки:а) систематизированные взгляды на окружающий мир;б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;в) общность людей, научное сообщество.3. Специфические признаки науки:а) объективность;б) рационализм;в) системность и упорядоченность;г) проверяемость (верифицируемость);д) особый язык и особая подготовка.4. Основные функции науки:а) познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);в) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);г) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);д) производственная (непосредственная производительная сила).5. Уровни науки:а) фундаментальная наука;б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.6. Классификация наук:а) точные;б) естественные;в) социально-гуманитарные.7. Наука и научные революции, научно-технический прогресс.8. Проблемы развития науки в современной РФ.

1. Понятие науки:а) наука как социальный институтб) наука как отрасль духовного производствав) наука как особая система знаний2. Виды науки:а) фундаментальные наукиб) прикладные наукив) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания3. Специфические признаки науки.4. Функции современной науки:а) культурно-мировоззренческаяб) познавательно-объяснительнаяв) прогностическаяг) интеграционнаяд) социальнаяе) производственная5. Развитие науки.6. Особенности научной картины мира.

Про ЕГЭ:  Русскоязычный анализ работ по использованию русского языка и отчет ОГЭ и использованию русского языка и литературы как средство проверки и оценки результатов подготовки выпускников»

1. Наука и образование как области духовной культуры.2. Наука и образование как социальные институты общества:а) функции образования в современном обществе;б) развитие науки как фактор общественного прогресса;в) государственное регулирование науки и образования.3. Влияние образования на науку:а) подготовка научных кадров в высшей школе;б) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого.4. Воздействие науки на образование:а) изучение основ науки в рамках школьных предметов;б) превращение университетов в научные центры.5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования.

1. Понятие об образовании.2. Функции образования:а) экономическая;б) социальная;в) культурная.3. Система (ступени) образования:а) дошкольное образование;б) основное образование;в) профессиональное образование;г) дополнительное образование.4. Тенденции в развитии образования на современном этапе:а) демократизация;б) непрерывность;в) гуманизация;г) гуманитаризация;д) интернационализация;е) компьютеризация и др.5. Основные пути получения образования.

1. Понятие «социальный институт».2. Основные функции образования в современном обществе:а) социализация молодежи;б) ценностно-мировоззренческая;в) формирование системы знаний и умений;г) образование как социальный лифт.3. Система образовательных учреждений в РФ:а) образование в детских дошкольных учреждениях;б) основное и полное общее образование;в) высшее и постдипломное образование.4. Государственная поддержка образования:а) рост государственных затрат на развитие образования;б) компьютеризация школы.5. Участники образовательного процесса, их права и обязанности.

1. Основные подходы ученых к определению понятия образования.2. Специфические черты, характеризующие образование постиндустриальной эпохи:а) создание единого мирового образовательного процессаб) гуманизация образованияв) гуманитаризация образованияг) информатизация образованияд) всеобщность и доступность образования3. Образование как социальный институт общества, его роль в социализации индивидов.4. Структура системы образования в РФ:а) дошкольноеб) общеев) профессиональноег) дополнительное5. Основные проблемы в развитии современного образования.

1. Религия как явление культуры.2. Признаки религии:а) вера в сверхъестественное;б) организованное поклонение высшим силам;в) стремление согласовать жизнь с установленными требованиями.3. Разновидности религий и верований:а) родоплеменные примитивные верования;б) национально-государственные религии;в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).4. Роль религии в жизни обществаа) создает религиозную картину мира;б) способствует осмыслению места человека в мире;в) упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность;г) способствует развитию культуры общества — письменности, книгопечатания, искусства;д) осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

1. Религия как форма духовной культуры.2. Характерные признаки религии:а) вера в сверхъестественное;б) признание теоцентрической картины мира;в) идея креационизма (сотворения мира высшими силами);г) иррационализм и мистицизм.3. Главные элементы религии:а) вера;б) учение;в) религиозная деятельность (культ);г) религиозные институты.4. Функции религии:а) мировоззренческая;б) воспитательная;в) компенсаторная;г) коммуникативная;д) регулятивная.5. Этапы развития религии:а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).6. Религиозное сознание и свобода совести.7. Взаимоотношения государства и религии.

1. Понятие религии, ее особенности.2. Причины возникновения религии.3. Значение, роль и функции религии в обществе.4. Формы религии:а) ранние религиозные верования, язычествоб) политеизмв) монотеизм5. Основные мировые религии:а) буддизмб) христианствов) ислам6. Национальные религии:а) иудаизмб) синтоизм7. Взаимосвязь религии с моралью и правом.8. Свобода совести и вероисповеданий.9. Государство и религия.

1. Искусство — способ познания мира посредством художественных образов.2. Характерные признаки искусства:а) иррационализм;б) символизм;в) субъективизм;г) образность и наглядность.3. Важнейшие функции искусства:а) гедонистическая (доставляет человеку радость);б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворённость реальной жизнью);в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).4. Основные виды искусства:а) литература;б) музыка;в) живопись;г) театр;д) кино и т. д.5. Универсальное и национальное в развитии искусства.

1. Мораль — совокупность одобренных общественных мнением норм.2. Важнейшие аспекты морали:а) познавательный (формирование нравственной картины мира);б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).3. Основные категории морали:а) добро и зло;б) долг и совесть;в) справедливость;г) честь и достоинство;д) счастье и др.4. Нравственная культура личности и общества.5. Соотношение морали и нравственности.6. Существует ли прогресс морали?а) нравственный долг и проблема выбора;б) современные реалии и нравственные нормы.7. «Золотое правило нравственности» — универсальный закон жизни человека в обществе.

1. Понятие морали как формы общественного сознания.2. Развитие норм морали:а) табуб) обычайв) традицияг) моральные правила3. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.4. Соотношение морали и нравственности.5. Соотношение морали и права:а) общееб) различное6. Важнейшие функции морали в обществе:а) регулятивнаяб) ценностно-ориентационнаяв) мотивационная7. Нравственная культура личности.8. Важнейшие принципы современной нравственной культуры.

1. Источники и движущие силы развития общества:а) преобразовательная деятельность людейб) природно-климатические условияв) выдающиеся личности2. Понятия «прогресс» и «регресс» в развитии общества.3. Современные подходы к развитию общества:а) формационный подходб) стадиально-цивилизационный подходв) локально-цивилизационный подход4. Формы социального изменения:а) эволюцияб) революция

1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:а) античные мыслители об умственном прогрессеб) средневековое представление о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (Царства Божия на земле)в) эпоха Возрождения — понимание прогресса как усиления власти человека над природойг) Новое время — идея политического прогресса и его противоречивостид) XIX век — эволюционная теория прогрессае) современное понимание прогресса2. Критерии общественного прогресса:а) способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии)б) увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражениюв) степень реализации счастья как основного смысла человеческого существованияг) социально-экономический уровень жизни3. Противоречивость общественного прогресса.4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный прогресс.

1. Сущность понятий «общественный прогресс», «регресс», «циклическое развитие» и неразрывность связи и взаимодействия.2. Характерные признаки общественного прогресса:а) совокупность поступательных изменений;б) противоречивость и сложность изменений;в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.3. Критерии общественного прогресса:а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;б) гуманизация отношений между людьми;в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;г) расширение спектра прав и свобод человека;д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.4. Противоречивость прогресса:а) прогресс в технике и разрушение природы;б) высокая цена прогресса;в) прогресс в одних сферах общества и регресс в других.5. Прогресс и модернизация.Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

1. Понятие научно-технического прогресса и технологических революций.2. Исторические этапы научно-технического прогресса:а) неолитическая (аграрная) революция;б) промышленная революция;в) НТР.3. Под влиянием НТР в середине XX в. произошло превращение науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).4. Характеристика этапов НТР:а) 1950—1970-е гг. — автоматизация производственных процессов;б) 1980-е гг. — развитие микроэлектроники, широкое использование компьютеров и прогрессивных технологий.5. Основные направления НТР:а) автоматизация и компьютеризация производства;б) внедрение современных информационных технологий;в) разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов;г) освоение новых источников энергии;д) развитие средств коммуникации и связи.6. Последствия и противоречия НТР:а) человек выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, но остаются регулирующие функции;б) усложняется характер труда и повышаются требования к квалификации и образованию работникав) обостряется проблема занятости населения;г) усиливаются глобальные экологические проблемы.7. Связь НТР и глобальных проблем современности.

1. Традиционное общество — исторический этап формирования современной цивилизации.2. Характерные признаки традиционных обществ:а) аграрный характер экономики;б) сращивание власти и собственности;в) патриархальный характер общества и государства;г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.3. Основные разновидности традиционных обществ:а) общества Древнего и средневекового Востока;б) античные общества Греции и Рима;в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;г) древнерусское и средневековое российское общество.4. Специфика социальной стратификации традиционных обществ:а) кастовый или сословный строй;б) преобладание предписанных статусов;в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.5. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху

1. Информационное общество — современный этап истории человечества.2. Предпосылки рождения информационного общества:а) научно-техническая революция;б) формирование новой научной картины мира;в) микропроцессорная революция.3. Характерные признаки информационного общества:а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;г) признание приоритетности прав и свобод человека;д) изменение социальной структуры общества.4. Противоречивый характер информационной цивилизации:а) вытеснение человека из целого ряда сфер;б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.5. Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

1. Многообразие мира и единство человечества:а) современный мир и интеграция;б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;в) современные коммуникации (Интернет и др.)2. Противоречивые последствия глобализации:а) стандарты глобализации в экономике, культуре;б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.3. Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?

1. Глобализация как процесс формирования единого человечества.2. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмёрка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).3. Основные положительные последствия глобализации:а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.4. Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:а) угроза ряду отраслей национальных экономик;б) «вестернизация», навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.5. Участие России в процессах глобализации.

1. Что такое «глобальные проблемы человечества»?2. Особенности глобальных проблем:а) планетарный характер;б) угроза гибели всему человечеству;в) необходимость коллективных усилий мирового сообщества.3. Причины возникновения глобальных проблем человечества.4. Сущность и взаимосвязь глобальных проблем:а) экологическая;б) демографическая;в) продовольственная;г) сырьевая;д) энергетическая;е) мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны);ж) преодоление отсталости развивающихся стран («Север-Юг») и др.5. Основные направления разрешения глобальных проблем:а) наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;б) чёткая международная система прогнозирования;в) вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;г) концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем человечества;д) формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ-2021: как подготовиться без репетиторов. Гид по главным предметам | Мел

1. Какие проблемы стали глобальными для человечества?2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.3. Чем вызван экологический кризис?а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;б) потребительское отношение к природе.4. Проявления и последствия экологического кризиса.5. Пути преодоления экологического кризиса:а) изменение отношения людей к природе;б) наука на службе экологии;в) международное сотрудничество в решении экологических проблем

1. Проблема «Севера-Юга» как одна из глобальных проблем современности. 2. Сущность проблемы «Севера-Юга» и её связь с другими глобальными проблемами.3. Проявления и последствия данной проблемы:а) рост народонаселения мира за счёт развивающихся стран («демографический взрыв»);б) голод, нищета, неграмотность, болезни;в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.4. Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:а) осуществление продуманной демографической политики;б) установление нового мирового экономического порядка;в) международное сотрудничество в решении проблем «Севера» и «Юга».

1. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.2. Причины возникновения международного терроризма:а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.3. Особенности терроризма на современном этапе:а) наднациональный характер;б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;г) использование религиозных и социокультурных программных установок.4. Основные направления деятельности международных террористов:а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;б) подготовка и проведение террористических актов;в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.5. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

1. Актуальность угроз культуре и духовному развитию человека в современную эпоху.2. Проявление угроз культуре:а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании и пр.;б) отчуждённость человека от культуры;в) материальное потребительство;г) массовая культура и антикультура.3. Пути преодоления проблемы:а) свободный доступ человека к культурным ценностям;б) возможность получения образования;в) гуманизация общества;г) всестороннее развитие и совершенствование личности и др.4. Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.

«Духовная сфера общества». Искусство в духовной жизни общества.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Искусство в духовной жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2.Особенности искусства как формы духовной культуры общества:

3.Основные функции искусства:

«Духовная сфера общества».  Искусство в духовной жизни общества

Ключевые слова: планы по обществознанию ЕГЭ блок “политика”, задание 24 план по обществу блок “политика”, обществознание, составьте сложный план по обществознанию, не менее трех 3 пунктов, два из которых детализированы, планы по праву, “политика” планы по политологии, блок “социальные отношения” планы по социальным отношениям, планы по блоку “социальные отношения” “политика”, обществознание ЕГЭ планы, планы по “политике”, “политика” составьте сложный план по теме, планы по обществознанию ЕГЭ, блок “политика” обществознание ЕГЭ планы 11 класс, ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ, ВПР, 10 класс

Ниже мы предлагаем базовый перечень планов по блоку “политика” для успешной сдачи экзамена ЕГЭ в 11 классе по обществознанию.

Сами планы представлены по разделам – начиная от вводных тем по разделу “политика” и заканчивая подборками по отдельным темам.

Планы сгруппированы не только по ключевым разделам большого блока “Планы политика”, но и собраны в порядке значимости.

Чем чаще попадается план на экзамене, чем раньше мы с ним сталкиваемся при изучении тем по разделу “политика” на уроках обществознания, тем выше он расположен в иерархии и нашей подборке.

Повторимся, если вам нужно ознакомиться с разделом, вы только начали работать с подборками, этих планов (список и топики представлены ниже) будет достаточно.

Если у вас база уже есть, рекомендуем проработать планы для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию всех уровней сложности, для подготовки к ЕГЭ по обществознанию на максимальные баллы:

Кроме того, после ознакомления с основными темами и по блоку для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ мы предложим вам несколько ссылок на тесты, которые вы сможете пройти у нас на Интеллекте после простой бесплатной регистрации на платформе.

Надеемся, подборка будет для вас полезной 🙂

«Духовная сфера общества».  Искусство в духовной жизни общества

Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ / РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Понятие политики
2. Роль политики в жизни общества:
• обеспечивает целостность и стабильность развития общества;
• регулирует общественные процессы, сокращает число социальных конфликтов и способствует их мирному разрешению;
• объединяет людей для достижения общественно значимых целей;
• обеспечивает выработку и применение социальных норм;
• способствует включению личности в социальные отношения, приобретению людьми опыта преобразовательной деятельности, исполнения социальных ролей;
3. Факторы, влияющие на политическую сферу общества:
• численность населения и социальная структура общества;
• экономическое состояние общества;
• культура общества и т.д.
4. Понятие власти
5. Ресурсы власти:
• право и другие социальные нормы;
• численность и структура населения;
• авторитет, популярность;

• культурные ценности;

• экономические возможности и др.
6. Виды власти:

• духовная и др.
7. Особенности политической власти:
• существует только в обществе, связана с функционированием государства;
• в политические отношения вовлечены все члены общества (публичность власти);
• направлена на достижение общезначимых целей, которые не могут быть реализованы без вмешательства государства;
• основана на организованном законном принуждении (насилии), праве и авторитете;
• субъектами являются государство, политические партии, движения и лидеры и т.д.

ВЛАСТЬ, ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВИДЫ

«Духовная сфера общества».  Искусство в духовной жизни общества

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Понятие политической власти
2. Характеристики политической власти:

3. Особенности политической власти:
• существует только в обществе, связана с функционированием государства;
• в политические отношения вовлечены все члены общества (публичность власти);
• направлена на достижение общезначимых целей, которые не могут быть реализованы без вмешательства государства;
• основана на организованном законном принуждении (насилии), праве и авторитете;
• субъектами являются государство, политические партии, движения и лидеры и т.д.
4. Функции политической власти:
• формирование политической системы общества;
• организация политической жизни и политических отношений;
• управление делами общества и государства на различных уровнях;
• обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод и др.
5. Субъекты политической власти:

• политические партии;

• Общественные движения и др.
6. Ресурсы власти:
• право и другие социальные нормы;
• численность и структура населения;
• авторитет, популярность;

• культурные ценности;

• экономические возможности и др.
7. Государственная власть как разновидность политической власти

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие субъектов политического процесса.

• признаки государства;
• форма государства;
• внутренние и внешние функции государства;
• ресурсы власти, используемые государством.
3. Социальные, этнические, конфессиональные группы.
4. Политические партии и общественные движения.
5. Роль СМИ в политическом процессе.
6. Политическая элита:
• рекрутирование и обновление политической элиты;
• функции политической элиты.
7. Граждане как индивиды:
• политические права граждан;
• формы политического участия граждан.
8. Граждане как совокупность избирателей (электорат).

«Духовная сфера общества».  Искусство в духовной жизни общества

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1. Понятие политической системы.
2. Структура политической системы:
• организационная (институциональная) сфера — государство, партии, общественно-политические движения, СМИ;
• нормативная сфера — политические, правовые, нравственные нормы, ценности, обычаи, традиции и т. д.;
• культурно-идеологическая сфера — политическая идеология и культура;
• коммуникативная сфера — информационные связи и политические отношения.
3. Функции политической системы:
• определение целей, задач и путей развития общества;
• мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
• интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей:
• согласование разных политических интересов;
• стабильность и безопасность общества;
• контроль за выполнением решений и соблюдением норм и пр.
4. Типология политических систем:
• в зависимости от источника власти (демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные));
• в зависимости от взаимодействия с обществом (открытые и закрытые).

ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1. Понятие государства.
2. Признаки государства:
• территориальная организация;
• публичный характер власти;

• наличие исключительного права издавать общеобязательные законы;
• исключительное право на взимание налогов и др.
3. Внутренние функции государства:
• обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка;
• регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования;
• развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества;

• охрана окружающей среды.
4. Внешние функции государства:
• обеспечение национальной безопасности;
• отстаивание государственных интересов в международных отношениях;
• сотрудничества с другими государствами.
5. Государственный аппарат.
6. Форма государства:
• форма правления;
• форма государственно-территориального устройства;
• политический режим

«Духовная сфера общества».  Искусство в духовной жизни общества

Оцените статью
ЕГЭ Live