Речевые клише для сочинения ЕГЭ | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

Речевые клише для сочинения ЕГЭ | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс):  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

Переход к основной части

Формулирование проблемы должно, в конечном счёте, раскрывать позицию автора по затронутому вопросу, а также дать возможность для выдвижения тезиса и выражения собственного мнения о проблеме. Перед тем как использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо чётко выразить свою позицию по поводу основной проблемы текста, а также согласиться или не согласиться с автором. Примером могут послужить следующие высказывания и рассуждения:

  • «Оснвная мысль текста, на мой взгляд, заключается в том, что… и я согласен (не согласен) с автором, так как…».
  • «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
  • «Я склонен считать, что…».
  • «Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: „…“».

При написании основной части текста нужны содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые в обязательном порядке будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения. Следует с осторожностью включать в сочинение события из собственной жизни, так как нередко описание своего опыта в контексте имеющегося материала будет просто лишним и даже неуместным (что никак не умаляет ценности подходящего примера).

План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

Аргументация собственной позиции

Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя. К ним относятся такие шаблоны:

  • «Как часто приходится сталкиваться с (название проблемы)…».
  • «Разве не стали нормой жизни (обычными) такие явления, как…?».
  • «К сожалению, вокруг нас нередко происходят подобные случаи/явления…».
  • «До сих пор среди нас встречаются люди, которые…».
  • «Подобные явления, увы, стали нормой… Вспомните хотя бы тот случай, когда…».
  • «Обратимся к великому роману (имя автора и название произведения)…».
  • «Вспомним героя повести (название)…».
  • «Идея (общности русского народа, единства с природой и пр.) ясно выражена в стихотворении (автор, название)…».
  • «Особенно остро эта проблема поставлена в произведении (название)…».

Нужно обратить внимание, что от выпускника требуется высказать своё мнение, а оно может и не совпадать с позицией автора, и этого не нужно бояться, ведь цель экзамена — проверить способности к рассуждению и полемике. Иногда даже с практической точки зрения выгоднее вступить в заочную дискуссию с автором, ведь аргументированно спорить гораздо сложнее, чем просто пассивно соглашаться с выраженным мнением.

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Все тесты

  • Тест на темуВиды и источники питания рек5 вопросов
  • Тест на темуНазвания и характеристика карликовых планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуОписание покровных ледников: характеристики, расположение5 вопросов
  • Тест на темуКакие есть вулканы в Евразии: названия с описанием5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и расчет ресурсообеспеченности стран5 вопросов
  • Тест на темуСписок республик России со столицами5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики населения Урала: численность, плотность, размещение5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики горы Народной: расположение на карте, климат5 вопросов
  • Тест на тему10 самых крупных городов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
  • Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
  • Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
  • Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
  • Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
  • Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
  • Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
  • Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
  • Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
  • Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
  • Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
  • Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
  • Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
  • Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
  • Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
  • Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
  • Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
  • Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
  • Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
  • Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристика арктического климатического пояса5 вопросов
  • Тест на темуСписок стран-архипелагов мира5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности климата во Франции5 вопросов
  • Тест на темуТипы и особенности климата Русской равнины5 вопросов
  • Тест на темуЛедниковый (моренный) рельеф: процесс, возраст, формы, особенности5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристика горных систем России5 вопросов
  • Тест на темуГорная система герцинской складчатости5 вопросов
  • Тест на темуВозраст и горные породы периода байкальской складчатости5 вопросов
  • Тест на темуРельеф и геологическое строение Великобритании5 вопросов
  • Тест на темуКакие горы относятся к складчатым?5 вопросов
  • Тест на темуЧто понимают под ложной урбанизацией?5 вопросов
  • Тест на темуКогда и как появилась планета Земля?5 вопросов

Вступительная часть

Благодаря использованию шаблонов и клише для сочинений ЕГЭ выпускнику будет проще структурировать свой текст. Однако не следует перебарщивать с использованием таких универсальных речевых структур, так как подобные пространные рассуждения могут лишь затруднить восприятие как отдельной мысли, так и всего эссе в целом. В качестве введения можно привести следующий перечень возможных клише:

  • Риторические вопросы. Примеры — «На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми;… смысл этой статьи куда шире, чем может показаться вначале», «Эта проблема касается любого из нас».
  • Цитата. Приведение цитаты известной личности («…», — писал известный мыслитель/поэт/выдающийся человек, и в его словах звучит…»).
  • Вопрошание. «Задумывались ли вы, почему тема остаётся актуальной во все времена», «Понимает ли современный человек цену дружбы и чести».
  • Приём «Ниточка». Суть заключается в том, чтобы начать с цитаты, в которой выражена ключевая мысль, после чего объяснить его и перейти к формулированию проблемы.
  • Аллегория. Иллюстрация важности проблемы каким-либо известным примером.
  • Стандартные фразы по типу «Всем известно, что», «Не ошибусь, если скажу, что…», «Известен факт, что…», «О необходимости этого знает каждый», «Что мы знаем о (тема текста)? Чаще всего наши знания о (тема текста) ограничиваются общими представлениями», «Как часто мы слышим о…».

Необходимо понимать, что нельзя заранее угадать, какое именно клише для вступления сочинения ЕГЭ потребуется использовать в конкретном тексте. Выпускнику следует в первую очередь научиться задавать вопросы тексту, так как именно с помощью вопросов будет проще всего раскрыть заданную тему.

Также хорошим приёмом может быть апеллирование к авторитетам и, в частности, к художественной литературе. Подойдёт и обращение к собственному жизненному опыту для обоснования той или иной мысли.

Егэ русский язык. экспресс-подготовка. задание № 27. сочинение. рекомендации.клише.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 27. Сочинение. Рекомендации. Клише.

Речевые клише для сочинения ЕГЭ | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс):  | Образовательная социальная сеть

Задание № 27. Сочинение.

Вот и подъехал наш с вами, ребята, экспресс к последней станции. Сегодня разговор пойдёт о том, как нужно писать сочинение по тексту, то есть как выполнять задание № 27.

Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2022 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.

(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

мыслитель.

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа № 4 по рус­ско­му языку 23.10.2022 ва­ри­ант РУ10103.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если  неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

Определили проблему, начинаем писать вступление.

Человеку свойственно желание понять других.  Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.

3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

 За него можно получить 5 баллов.

План данной части сочинения:

  • Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.

Категорически запрещено:

  • просто пересказывать текст, не анализируя его.
  • использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Пример.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали  мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей,  каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным.

Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.

  1. Отражение позиции автора исходного текста.1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:

  • автор считает, что…
  • автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…

Пример.

Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

  1. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

Пример.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

6.Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.

Пример.

Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

Долгий путь мы прошли, проехали с вами, ребята. Спасибо экспрессу, весело нам было в нём и комфортно двигаться от станции к станции, к конечному пункту пути. Буду рада, если мои рекомендации помогут вам на ЕГЭ.

Теперь мне остаётся только помахать вам вслед рукой и сказать: «Успеха вам, дорогие мои, на ЕГЭ! Ваша Вера Александровна».

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Речевые клише для сочинения егэ | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Примеры-иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Автор обращает внимание автора на…

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Особого внимания заслуживает высказывание…

Автор неслучайно приводит слова (кого)…

В центре внимания автора случай…

Герой говорит: «цитата»

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Пояснение к примерам:

Автор рассуждает о том, что…

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти события помогают понять…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить как…

Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Писатель хочет сказать, что…

Эти события автор описывает для того, чтобы…

Слова героя позволяют понять…

Связка между примерами

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря  очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит…

Противопоставляя эти примеры (героев)…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Формулировка проблемы

Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения.

  • «Данный текст посвящён важной проблеме (или теме)».
  • «…!» — этот призыв, обращённый к сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)».
  • «Что такое …(к примеру, дружба или любовь)? Какое значение она имеет жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…».
  • «Публицист ставит/излагает/анализирует/рассматривает/обсуждает перед нами очень неоднозначную тему (название главной мысли, к примеру, смелость на войне и в мирное время)».
  • «Текст автора заставляет меня серьёзно задуматься о (наименование проблемы)».
  • «В центре внимания автора — (название проблемы, к примеру, взаимоотношения между разными поколениями)».


Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.

Для комментирования проблемы можно использовать такие клише: «Особого внимания заслуживает мнение автора о…», «Чувствуется, что симпатии автора находятся на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».

В некоторых случаях уместно вставлять цитаты героев или персонажей, упомянутых в тексте, с обязательным упоминанием автора, который «не случайно приводит слова этого человека». Также могут подойти различные афоризмы и известные пословицы, однако лучше опираться на имеющийся материал (текст), чем на сторонние источники.

Характерные ошибки

Сочинение относится к публицистическому жанру, и оно должно быть написано в соответствии с требованиями к этому жанру. Помимо грамотного правописания, использования литературного языка и нейтральной лексики существует перечень того, чего в композиции сочинения быть не должно. К этим критериям относятся:

В сочинении необходимо чётко соблюдать разбивку на абзацы — в противном случае это приведёт к снятию баллов (нарушение абзацного членения). На один абзац должен приходиться 1 пункт плана (само собой, допускаются и некоторые отступления от такого алгоритма).

Заключение и вывод

Один из самых распространённых приёмов, которым пользуются многие выпускники для плавного перехода к заключительной части, является приём «Отклик». Его определение сводится к следующим словам: «Прочитав текст, становится понятно, что…» или «По прочтении текста приходит мысль, что…». Можно использовать и другие клише для заключения сочинения в ЕГЭ:

  • Цитирование главной мысли текста с последующим комментарием: «»…!» — это высказывание содержит в себе ключевую мысль текста. На мой взгляд, это…».
  • «Автор хочет, чтобы… Однако без общих усилий мы никогда не будет жить в мире, где…».
  • «Прочитав произведение, осознаёшь, что…».
  • «К какому же выводу я пришёл, размышляя над этой темой? По моему мнению, надо…».
  • «Таким образом, мы приходит к очевидному выводу…».
  • «Прочитав текст, понимаешь, что цель автора и заключалась в… Автору удалось (не удалось) нас убедить в том, что…».

В заключении выпускник должен в краткой форме суммировать размышления автора, а также описать, какое влияние на него оказал этот текст. При использовании различных схем и клише для вывода в сочинении ЕГЭ, следует воздержаться от риторических вопросов — по возможности, концовка должна давать конкретные ответы на поставленные вопросы.

Оцените статью
ЕГЭ Live