Развернутый план-ответ по разделу ПОЗНАНИЕ. Подготовка к ЕГЭ по обществознаниюматериал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Развернутый план-ответ по разделу ПОЗНАНИЕ. Подготовка к ЕГЭ по обществознаниюматериал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему ЕГЭ

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Развернутый план-ответ по разделу ПОЗНАНИЕ. Подготовка к ЕГЭ по обществознаниюматериал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Тест-треннинг к уроку обществознания в 10 классе. Помогает проверить знания учеников по теме, отработать те или иные задания в формате ЕГЭ по обществознанию 2016 г. Все задания подобраны с сайта Дмитрия Гущина — Решу ЕГЭ.

Приведен так же номер работы на сайте, чтобы было удобно найти и прорешать ее он-лайн.

Истина и ее критерии Тест в формате ЕГЭ Вариант № 1629242

1. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но бук­вой.

 (А) Ис­ти­на — зна­ние до­сто­вер­ное, объ­ек­тив­ное, со­от­вет­ству­ю­щее по­зна­ва­е­мым пред­ме­там и яв­ле­ни­ям. (Б) Оче­вид­но, что че­ло­век стре­мит­ся к по­сти­же­нию ис­ти­ны пре­жде всего для ути­ли­тар­ных целей, по­лу­че­ния прак­ти­че­ской поль­зы. (В) Учёные до­бы­ва­ют ис­ти­ну при по­мо­щи осо­бых ме­то­дов: эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских. (Г) На пути к по­зна­нию за­ко­нов раз­ви­тия ми­ро­зда­ния учёным сле­ду­ет быть осо­бен­но от­вет­ствен­ны­ми. (Д) Пути по­зна­ния и спо­со­бы по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, вне вся­ко­го со­мне­ния, долж­ны иметь мо­раль­ные огра­ни­чи­те­ли и филь­тры.

 Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер;

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний;

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний.

 За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

2. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 «Прак­ти­ка — это чув­ствен­но-пред­мет­ная де­я­тель­ность людей, их воз­дей­ствие на тот или иной _______(А) в целях его пре­об­ра­зо­ва­ния для удо­вле­тво­ре­ния ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся __________(Б). По от­но­ше­нию к по­зна­нию прак­ти­ка вы­пол­ня­ет тро­я­кую роль. Во-пер­вых, она яв­ля­ет­ся________(В) по­зна­ния, его дви­жу­щей силой, даёт по­зна­нию не­об­хо­ди­мый фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал, под­ле­жа­щий обоб­ще­нию и тео­ре­ти­че­ской об­ра­бот­ке. Тем самым прак­ти­ка пи­та­ет по­зна­ние, как почва — де­ре­во, не даёт ему от­ры­вать­ся от ре­аль­ной жизни. Во-вто­рых, прак­ти­ка яв­ля­ет­ся сфе­рой при­ло­же­ния зна­ний. И в этом смыс­ле она_______(Г) по­зна­ния. В-тре­тьих, прак­ти­ка слу­жит_______(Д), ме­ри­лом про­вер­ки ис­тин­но­сти ре­зуль­та­тов по­зна­ния. Толь­ко те ре­зуль­та­ты по­зна­ния, ко­то­рые про­шли про­вер­ку прак­ти­кой, могут пре­тен­до­вать на______(Е) зна­че­ние, на не­за­ви­си­мость от про­из­во­ла и за­блуж­де­ний».

Про ЕГЭ:  (1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность... (3)Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.(4)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (5)Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (б)Нечто свойственное лишь прежним временам. (7)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия.(9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.(10)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)"Жалость к падшим" оказывали таясь и рискуя...(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.(По Д. А. Гранину*)

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

3. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ис­ти­на»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об аб­со­лют­ной ис­ти­не, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее вза­и­мо­связь аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны.

4. Дол­гое время люди счи­та­ли, что Земля плос­кая. Чем это пред­став­ле­ние яв­ля­ет­ся с точки зре­ния со­вре­мен­ных на­уч­ных взгля­дов: от­но­си­тель­ной ис­ти­ной или за­блуж­де­ни­ем? По­яс­ни­те свой ответ и при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру за­блуж­де­ния и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны в по­зна­нии мира.

5. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ на тему «Про­бле­ма по­зна­ва­е­мо­сти мира». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

Знание в узком смысле — любого рода информация.

Знание в широком смысле — подтвержденная научными средствами информация.

— проверенный практикой

— обусловленный общественно-исторической практикой  приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

— учение о познании.

— учение о бытие.

— мир вокруг нас.

— познающий человек

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.

Виды познания :

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания :

  1. — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол — холодный)
  2. — целостный образ предмета ( стол — холодный, гладкий, теплый)
  3. — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)

Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт  ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

—       отражает только признаки предметов

—       пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

—       нельзя постичь сущности предметов и их свойств

Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

  1. — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул- мебель; классификация)
  2. — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое)
  3.  форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).

— индукция — от частного к общему

— от общего к частному

аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум — ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

—       имеет обобщенный характер

—       носит абстрактный характер

—       активно и целенаправленно

—       связано с речью

Цель познания — истина.

 преднамеренное искажение действительности.

— знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

  1. объективность- независимость от сознания человека
  1. — полное, исчерпывающее знание о предмете ( 2*2=4)
  2. — изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины- практика.

  1. материальное производство ( ВГО)
  2. социально-преобразующая деятельность ( накопленный опыт)
  1. практика- источник познания
  2. практика – основа познания
  3. практика – цель познания
  4. практика – критерий истины.

б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г)здравый смысл — стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай)

— околонаучное знание

Особенности научного познания:

  1. стремится к максимальной объективности
  2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
  3. Использует особый научный язык
  4. использует особые методы

Уровни научного познания:

— в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

—  в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)

Методы научного познания:

  1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
  2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.
  3. воображение. Теоретические методы.
  4. построение теоретических моделей

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление- НТП
  2. научная революция ( Энштейн)

— познание общества.

Про ЕГЭ:  Проблема доверия аргументы из литературы. ⁠аргументы к сочинению, Сочинение

Особенности социального познания:

  1. субъект и объект познания совпадают
  2. общество — сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
  3. Ограничены возможности наблюдения и эксперимента
  4. многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.

Принципы социального познания:

  1. — рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи ( ПП)
  2. руководство научными методами.
  3. Соблюдение дистанции к объекту — объективность
  4. выбор значимого в явлении

— событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

  1. Действия, поступки людей или социальных групп ( поход Олега)
  2. продукты человеческой деятельности

— материальные ( пирамиды)

  1. словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Иду на Вы)

Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

 толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)—— причины, повод, итоги———-сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире——-оценка.

— одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

Оценка факта зависит:

—       от свойств самого изучаемого объекта

—       от соотнесения с другим аналогичным или идеалом

—       от интересов изучающего и тех общностей,  к которым он принадлежит.

— процесс познания человеком самого себя.

— определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

  1. чувственное восприятие мира
  2. способность самостоятельно действовать с предметами

— эмоциональное отношение человека к самому себе.

  1. от самого человека

— соотношение себя с идеалом; успех: притязания

-отношение к своим успехам и неудачам

  1. от оценки других людей.

Я — концепция— итог размышлений человека о самом себе.

Состоит из Я — образов.

Я — образ— представление человека о самом себе

—       Я — открытое ( я знаю, все знают)

—       Я — закрытое ( я знаю, другие не знают)

—       Я — слепое ( другие знают, я не знаю)

—       Я — непознанное ( никто не знает)

— процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

Философские воззрения на мир

Способы познания мира

 греч)- сказание, предание

— о конце света. Эсхатология- учение о конце света.

-о происхождении человека и мира

Особенности мифологического сознания:

— воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

— в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)

-восприятие времени через периоды жизни человека

-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

 ( греч) — любовь к мудрости

— наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

Основной вопрос философии:

1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.

— первично бытие

— объективная реальность, данная нам в ощущениях.

а) объективные — природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)

б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)

  1. познаваем ли мир

Когнитивные оптимисты — да

-нет ( Кант)

 признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

 – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления  тимократия, демократия, олигархия, тирания.

— форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.

Идеал — аристократическое государство.

Идеальное государство справедливого неравенства:

—       философы ( мудрые)

—       воины ( храбрые)

—       крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)

« Платон мне друг, но истина дороже»

демократия и гражданин.

правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию

Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).

— власть, основанная на заслугах.

Идеальное государство справедливого неравенства:

—       богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)

—       бедные-граждане второй категории

Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.

« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».

Ввел понятие индивид. Сторонник республики.

Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- 

Теология- средневековая философия, основанная на богословии.

Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».

— средневековая философия, основанная на богословии.

Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.

Философы нового времени.

Представитель рационализма. « Разум не есть вера»

Про ЕГЭ:  Урок русского языка с новыми информационными технологиями. Тема

— представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».

— реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.

Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.

« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.

Разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь — Ратцель.

« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».

— политика, основанная на культе насилия и безнравственности.

Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум — основной критерий прогресса.

« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора:  естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».

В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:

-невмешательство государства в экономику

-свобода для предпринимательства

3 основных класса, которые различал по источникам дохода:

-земельные собственники -рента

Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.

Энциклопедист. Идеальное государство — просвещённая монархия.

трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.

. « Утопия»

. « Город солнца».

. Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)

. Община в США « Новая гармония».

— учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.

Основатель теории об общественно — экономической формации.

 исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.

Основу  ОЭФ составляет способ производства который состоит из — люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и — отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- ОЭФ, который определяет  господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. — движущая сила истории.

Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».

— труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.

 присвоение результатов чужого труда.

« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости— разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.

 как высшей ступени капитализма. Учение о. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.

 учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности  утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.

 Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.

Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.

. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.

Жизнь — различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.

. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.

Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.

Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.

— власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».

Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).

-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.

Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад — всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.

Основа-свобода и творчество.

Теория экономических циклов.

Новая наука – тектология,  предвосхитил кибернетику.

Оцените статью
ЕГЭ Live