Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в Х в. В 863 г. этими просветителями и проповедниками христианства была создана первая славянская азбука — кириллица. Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности.

Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные граффити (надписи), нанесённые на стены монастырей и церквей.

В середине ХХ в. в Новгороде археологами были обнаружены берестяные грамоты. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Появились первые рукописные книги. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец Х в.)

и Остромирово Евангелие (1056–1057). Основным материалом для написания книг служил пергамент. Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту.

Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания, но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского.

Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в.

Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому, вскоре после крещения Руси, начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуни, и возведённая в 996 г.

Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время нашествия Золотой Орды.

Со временем древнерусская культура строительства стала отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика).

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор, возведённый в 1037 г. в Киеве, уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Небесной Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья.

Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены в честь разгрома печенегов. С конца XI в. в древнерусской архитектуре происходит отказ от грандиозных форм. Размеры храмов становятся меньше.

Получают распространение кубические однокупольные храмы. Жемчужиной такого типа церквей стал храм Покрова на Нерли, заложенный в 1165 г. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода и Полоцка, Спасо-Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Борьба с кочевниками

Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Аварский и Хазарский каганаты.

Первое появление печенегов на южных границах Руси состоялось в 915 г. Тогда между ними и киевским князем был заключён мирный договор, после чего печенеги ушли к Дунаю. Но в период княжения Игоря кочевники в 930 г. нарушили соглашение и возобновили набеги на Русь.

По одной из версий, это стало следствием интриг византийских правителей, не желавших усиления Древнерусского государства. Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу. Он, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965), но был убит в бою с печенегами (972), которые представляли объединение преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевали в южно-русских степях и регулярно совершали набеги на земли Древней Руси. Конец набегам печенегов положил Ярослав Мудрый, разгромив их в 1036 г.

С Х в. киевские князья занимались укреплением русских границ от нападений кочевников. С этой целью создавались заставы, богатырские разъезды, строились крепости. Среди всего комплекса фортификационных сооружений особое место занимали так называемые «змиевые валы», общая протяжённость которых была немногим менее 950 км.

Со второй половины XI в. участились набеги половцев. Половцы (кипчаки, куманы) — тюркоязычные племена, господствовавшие в XI–XII вв. в южнорусских степях. Основное занятие — кочевое скотоводство и ремесло. Русичи противостояли половцам с переменным успехом.

Одно из самых болезненных поражений было в результате битвы на р. Альта (1068). Ощутимых успехов в борьбе с половецкими ханами достигли Владимир Мономах (1113–1125) и Мстислав (1125–1132). Половцы были разгромлены и подчинены монголо-татарами в XIII в.

Живопись

Для древнерусского искусства было характерно широкое распространение иконописной, фресковой живописи. Искусство масштабных мозаичных композиций пришло из Византии. Мозаика несёт в себе идею гармоничного единства множества различных единичных компонентов, их стройной организации в целостную картину, где все элементы находятся во взаимодействии, взаимно дополняя друг друга.

Мозаика состояла из ряда узоров либо изображений, выполненных из небольших кусочков камня, мрамора, керамики. Бесспорными шедеврами являются мозаика «Нерушимая стена» или Богоматерь Оранта под куполом Софийского собора и выполненные древнерусскими мастерами мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (1113), после его разрушения в 1934 г.

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Главной святыней Руси считается Владимирская икона Богоматери, держащей на руках младенца, по преданию, написанная евангелистом Лукой (хранится в Третьяковской галерее). Икона отличается высоким психологизмом, передавая всю палитру чувств молодой матери.

Первым древнерусским иконописцем, чьё имя сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Со временем в иконописи складывались местные художественные школы, имевшие собственные стилевые особенности. Развита была резьба по дереву и камню, украшавшая как культовые сооружения, так и жилища феодалов.

Контакты с европейскими государствами

Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, с 958 г. поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном І. Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся.

После принятия христианства Русь встала в один ряд с европейскими государствами, что позволило Владимиру Великому и Ярославу Мудрому, который сам был женат на шведской принцессе Индигерде, заключить выгодные брачные союзы своих детей с наследниками иностранных государств — Польши, Венгрии, Швеции, Священной Римской империи, Норвегии, Чехии и др.

Самые известные примеры подобного установления связей с европейскими государствами — правление дочери Ярослава Мудрого Анны как королевы Франции (1051–1060) и внучка Ярослава Мудрого — Евпраксия, которую выдали замуж за императора Священной Римской империи Генриха IХ, после чего она приняла имя Адельгейда.

Про ЕГЭ:  Как решать логарифмические уравнения — подробный разбор

Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава а 966 г.).

Крупнейшие земли и княжества. монархии и республики

В процессе раздробленности в середине ХІІ в. единая Древнерусская держава распалась на ряд отдельных княжеств, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское;

Наибольшее влияние среди русских земель периода раздробленности имели: Владимиро-Суздальская земля, Новгородская республика, Галицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальская земля. Расположенная в междуречье Оки и Волги (Залесский край), она была хорошо защищена от внешних вторжений. Укреплению позиций княжества способствовало наличие Волжского торгового пути. Независимость от Киева получила при князе Юрии Долгоруком (1113–1149), который был сыном Владимира Мономаха.

После нескольких неудачных попыток закрепиться на киевском престоле перенёс центр своей деятельности в Северо-Восточную Русь. Им был заложен ряд новых городов — Переяславль, Звенигород, Дмитров и др. Его также традиционно считают основателем Москвы (1147).

Подъём земли начался в годы правления Андрея Боголюбского (1157–1174), стремившегося укрепить единоличную княжескую власть, что вызвало его конфликт с народным вечем и боярами, убившими его. По решению князя столица земли была перенесена во Владимир.

Наивысший расцвет земли связан с правлением Всеволода Большое Гнездо (1174–1212). Успешность политики данного князя объясняется ставкой на поддержку новых городов (Владимира, Переславль-Залесского, Дмитрова, Городца, Костромы, Твери), в которых местные бояре ещё не могли составить конкуренции великокняжей власти, а также опорой на дворян.

Проводилось масштабное каменное строительство. Сын Всеволода Юрий подчинил значительную часть территорий Новгородской республики, а в 1221 г. основал Нижний Новгород — крупнейший город в восточной части княжества. В будущем именно Владимиро-Суздальская земля составит ядро современного Российского государства.

Новгородская республика. Новгородская земля занимает особое место в истории Руси. На протяжении почти четырёх столетий (XII–XIV) она была самостоятельным, своеобразным государством, существенно отличалась по своему политическому устройству от других древнерусских земель. Главный город земли — Новгород — возник как форпост славян на берегах реки Волхов в IX в. (859 г.).

Новгород контролировал огромные территории: от Прибалтики до Урала. Новгородцы избежали разрушительных последствий набегов кочевников, а значительный земельный фонд стал основой для обогащения местного боярства. Новгород также отличало исключительно выгодное географическое положение на пересечении торговых путей из Западной и Северной Европы в Малую Азию и Византию.

Изгнав князя Всеволода Мстиславича, новгородские бояре в 1136 г. образовали феодальную боярскую республику, которая просуществовала до 1470‑х гг. Высшая власть принадлежала народному вечу, которое искало решение ключевых проблем внутренней и внешней политики.

Помимо общегородского веча собирались и локальные «кончанские» и «уличанские» вечевые сходы. Главой Новгородской республики считался посадник, который ведал внешней политикой и казной. Как правило, посадником становился представитель одного из четырёх богатейших боярских родов.

С целью оказания помощи посаднику вече избирало тысяцкого (командовал новгородским ополчением, вёл повседневный суд, следил за сбором налогов), а для управления церковью — духовного владыку (архиепископа). Князь приглашался вечем для выполнения судебных и военных функций. В любой момент он мог быть изгнан новгородцами.

Галицко-Волынское княжество. Было создано усилиями князя Романа Мстиславича в 1199 г. Для княжества была характерна постоянная борьба за власть между князьями и боярской аристократией. Апогея своего развития достигает в годы правления Даниила Галицкого (1238–1264), сумевшего усмирить бояр, укрепить княжескую власть, добившись определённых успехов в международной политике, в отношениях как с Золотой Ордой, так и с государствами Европы.

В 1246 г. Даниил по требованию хана Батыя посетил Золотую Орду, где получил ярлык на княжение и признал себя вассалом золотоордынского хана. Одновременно князь искал союзников для совместной борьбы против Орды. Он вёл переговоры с поляками, венграми и папой римским Иннокентием IV.

Последний обещал помощь в случае церковной унии с Римом. В 1253 г. в Дорогочине Даниил даже получил корону. Однако отказ от унии разбил его надежды на помощь Рима. Вопреки этим обстоятельствам, князь в 1254 г. совершил победоносный военный поход против ордынского воеводы Куремсы. Но новые монгольские отряды во главе с Бурундаем заставили его признать превосходство Золотой Орды.

В первой половине XIV в. Галицко-Волынское княжество не сумело сохранить целостности. Его земли были поделены между Литвой (Волынь) и Польшей (Галиция).

Культура древней руси. христианская культура и языческие традиции

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней.

Формирование культуры Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности.

Литература

Общий подъём Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Первым сохранившимся в истории автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион.

В начале 40‑х гг. XI в. он создал «Слово о Законе и Благодати», в котором изложил собственное понимание места Руси в мировой истории, подчёркивая её равноправие с Византией. Особым жанром были жизнеописания святых («Житие Бориса и Глеба»).

Наивысшим достижением в литературе Древней Руси стало «Слово о полку Игореве» (1185) неизвестного автора. Его жанр можно скорее определить не как слово-хвала, а слово-сожаление, автор которого описывает страдания родной земли из-за гибели русской дружины, которая была принесена в жертву княжескому стремлению славы и военной добычи.

Монгольское завоевание русских земель

Первая встреча русских дружин и ордынцев произошла в 1223 г. В битве на р. Калке (ныне р. Кальмиус) 31 мая 1223 г. русско-половецкое войско из-за несогласованности действий потерпело сокрушительное поражение от отрядов Джебэ и Субедея. Из 21 князя, принимавшего участие в битве, погибли 12. Однако вследствие внутренних проблем монголы решили не продолжать поход на Русь.

Начало второй волны ордынского нашествия пришлось на 1237 г., когда ордынское войско во главе с ханом Батыем вторглось в Рязанское княжество. Несмотря на то, что на Руси знали о монгольском походе, распри между князьями не позволили объединить усилия для отражения опасности.

Первой жертвой захватчиков стали земли Рязанского княжества. Обороной Рязани руководил рязанский боярин, воевода, народный герой Евпатий Коловрат (1200–1238). Несмотря на отчаянное сопротивление, ордынцам удалось основательно разорить княжество. Подобная участь постигла Владимиро-Суздальское (1238)

, Переяславское и Черниговское (1239) княжества. После длительной осады монголы истребили оставшихся в живых защитников Козельска, что в верховье Оки. 6 декабря 1240 г. после месячной осады пал Киев. В 1241 г. состоялся поход монголов на Западную Русь, в результате которого были разрушены города Киевского и Галицко-Волынского княжеств.

Монгольское государство было разделено на четыре части (улуса). Батый получил западный улус Джучи, где в 1243 г. было образовано государство Золотая Орда со столицей в г. Сарай. Это образование охватывало значительные территории от Дуная до Иртыша. На русских землях было установлено золотоордынское иго, длившееся около 250 лет.

Образование монгольского государства

В начале ХІІІ в. разрозненные кочевые племена монгольских скотоводов были объединены Темучином. В 1206 г. общий съезд монгольских вождей (курултай) провозгласил его великим ханом всех монголов — Чингисханом.

Монгольское войско отличалось высокой организованностью и формировалось на основе родственных связей. Десять тысяч воинов объединялись в тумен («тьму»), который был не только военной, но и административной единицей. Отряды конницы Чингисхана за короткое время завоевали огромные территории в Сибири, Северном Китае, на Дальнем Востоке, Корее, Средней Азии и Закавказье. К 1220-м гг. передовые отряды монголов, потеснив половцев, подошли к южным границам Руси.

Отношения с византией

Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 г. и 911 г.

Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя.

Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 г. и 943 г.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Так, во время похода 941 г., князь потерял большую часть своего флота, который византийцы сожгли «греческим огнём».

Во 2-й половине Х в. наметилось сближение Руси и Византии. Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.

Про ЕГЭ:  Урок-игра по алгебре: "Хочешь ли ты сдать ЕГЭ на отлично?" - Математика - ЕГЭ - Pedsovet.su

Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправляется в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.

Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, а под Доростолом подписать мирное соглашение (971), которое предусматривало, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма. В свою очередь, византийцы гарантировали князю беспрепятственное возвращение с дружиной на Русь.

Подтяните знания с репетитором за лето | учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Культура в XVII веке

Просвещение

1621г. первые газеты с переводом иностранных новостей

1633г. греко-латинская патриашая школа при Чудовом монастыре

1634г. первый «Букварь»

1648 г. «Грамматика»

1649 г. школа Ф.Ртищева

1640-е гг. школа Епифания Славинецкого при Чудовом монастыре

1665 г. «школа грамматического учения» при Спасском монастыре

1681г. Типографская школа

1687 г. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение

По инициативе патриарха Филарета

В.Бурцев тираж 2400 экземпляров

Мелетий Смотрицкий

Симеон Полоцкий –общественный деятель, учёный, писатель, поэт, учитель детей Алексея Михайловича

Монах Тимофей и грек Мануил

Братья Лихуды. В этой академии впоследствии учился М.В.Ломоносов

Наука

Накопление научных знаний, которые в это время носили прикладной, практический характер, без теоретического осмысления, системы

1615 г. первая пушка с винтовой нарезкой ствола

1620 г. «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки»

1627 г. карта Сибири

1649 г. карта Приамурских земель

1667 г. подробный обзор Сибири составлен в Тобольске

1675-1678 гг. первое описание Китайской империи

1674 г. «Синопсис» (обозрение)  краткий обзор русской истории

«Травники», «Лечебники», «Фармакология»

«О строении человеческого тела»

Русские оружейники

Радишевский

Е. Хабаров

Под руководством воеводы П.Годунова

О.Спафарий

Иннокентий Гизель

Иван Венедиктов

Перевод Епифана Славинецкого

литература

Первая рукописная газета «Куранты»

В основном иностранные сообщения

Сатира

«Служба кабаку», «Повесть о куре и лисе», «Калязинская челобитная», «Повесть о Ерше Ершовиче»

Критика направлена прежде всего против духовенства и государственных властей

Автобиография

«Житие протопопа Аввакума»

Ввёл просторечия в письменную речь

Повести

«Повесть о Горе-Злосчастие»- герой простой городской житель

«Повесть о Фроле Скобееве»

Отверг традиции патриархальной семьи

Драматургия

Любовная лирика, торжественные оды и пьесы

Сборник русских песен

Симеон Полоцкий

П.Квашнин

Театр

1671 г. прибытие к царскому двору труппы странствующих немецких актёров

1672 г. основание при царском дворе театра. Открытие театра постановкой «Артаксерово детство» на немецком языке

Во главе с Иоганном Готфридом

Все роли исполнялись мужчинами

Архитектура

1619-1625 гг. Церковь Покрова в Рубцове, «Дивной» церкви в Угличе, церковь в Медведкове (Москва)

1635-1636 гг. Теремной дворец – первое светское здание на территории Московского Кремля

40-е – 80-е гг. складывается московский стиль или русское узорочье: церковь Вознесения в Кадашах, церковь Николы в Хамовниках.

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва)

1653-1656 гг. возведение Патриаршего двора в Московском Кремле

1693-1695гг. церковь Покрова в Филях по заказу Нарышкина

 1679 г.строительство Печатного двора, зданий Приказов

1689 г. каменные палаты В.В.Голицына в Москве

1692-1701 гг. Сухарева башня

1696 г. Монетный двор

Шатровое строительство

Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков

живописная ассиметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, обилие декора, отказ от вертикализма, шатрового зодчества

Церкви стали более нарядными, украшались цветными изразцами. Купола луковичной формы, многочисленные кокошники, наличники придавали храмам праздничный вид.

Московское или нарышкинское барокко

Архитектор Чоглоков М.

Живопись

Парсуны князя Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича

60-70-е гг. иконы «Древо государства Московского», «Троица»

Положено начало портретной живописи – появление парсуны

Симон Ушаков

1619-1625 гг. Церковь Покрова в Рубцове, «Дивной» церкви в Угличе,

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

1679 г.строительство Печатного двора,

Печатный двор — первая в России типография. Основана при Иване Грозном в 1553 году. Традиционно располагалась в Китай-городе на Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём. В 1909 году перед фасадом Печатного двора был установлен памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

«Дивной» церкви в Угличе

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

1689 г. каменные палаты В.В.Голицына в Москве

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

церковь в Медведкове (Москва)

Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы.

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

1692-1701 гг. Сухарева башня

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М. И. Чоглокова.

Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

1635-1636 гг. Теремной дворец – первое светское здание на территории Московского Кремля

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

1696 г. Монетный двор

Монетный двор — производственное предприятие, занимающееся изготовлением монет по заказу. Монетные дворы бывают как частные, так и государственные. На некоторых современных монетных дворах кроме монет иногда производятся медали, ордена и значки.

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

Церковь Троицы в Никитниках

эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

60-70-е гг. иконы «Древо государства Московского»,Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сетьПодтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сетьПодтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

Симон Ушаков

«Троица» 

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва)

приходский храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, имеет статус патриаршьего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Одна из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры.

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.

Парсуны князя Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

 Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сетьПодтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сетьПодтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

1653-1656 гг. возведение Патриаршего двора в Московском Кремле

Построены в 16351656 годы русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

1693-1695гг. церковь Покрова в Филях по заказу Нарышкина

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть

Внизу на изображении кремлевской стены в среднике надпись с датой; справа в нижнем углу авторская подпись: А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ. На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична, урожденная Милославская, с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий. На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Даниловича Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним – основатели и настоятели близких к Москве монастырей – преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский преподобный Симон безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак.

Причины распада древнерусского государства. крупнейшие земли и княжества. монархии и республики

Середина XIІ в. — первая половина XIII в. — начало периода раздробленности Древней Руси. Причины этого процесса состояли в следующем:

  • рост крупного удельного феодального землевладения, способствовавший укреплению местных княжеско-боярских элит и ослаблению центральной власти;
  • господство хозяйств натурального, «замкнутого» типа, в котором продукты труда изготовляются для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи, что ослабляло связь между отдельными княжествами;
  • огромные размеры Древнерусского государства при этнической неоднородности населения;
  • отсутствие чёткого, неизменного механизма передачи великокняжеской власти. Порядок передачи наследства по старшинству делал практически невозможным приход к власти младших детей великого князя, что провоцировало постоянные междоусобицы;
  • смена основных торговых путей, утрата Киевом значения ведущего торгового центра;
  • усиление давления кочевых племён.
Про ЕГЭ:  Пробный вариант ЕГЭ 2022 №211025 по русскому языку 11 класс с ответами | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

Раздробленность государства ускорил съезд князей в Любече (1097), утвердивший принцип вотчинного землевладения. Вотчина — одна из форм феодального землевладения, родовая собственность, которую передавали по наследству. Возникла в процессе формирования частной феодальной собственности на землю в Х–XI вв.

Решу егэ

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

− в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из страны многие

представители старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций;

− были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что нанесло значительный урон культурному развитию страны;

− в 1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен партийный контроль над культурой;

− гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров церковного искусства;

− за границу были проданы многие художественные ценности;

2) в опровержение, например:

− в результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована неграмотность;

− было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование;

− выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую интеллигенцию;

− культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации выставок, открытию библиотек и т. д. стали доступны широким народным массам;

− созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные условия для творчества деятелей советской

культуры;

− в 1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С. М. Эйзенштейна, Г. В. Александрова, скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И. О. Дунаевского и т. д.);

− в 1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в развитии науки и техники

Могут быть приведены другие аргументы.

§

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы 12 и 13. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Про­чти­те от­ры­вок из за­пис­ки От­де­ла куль­ту­ры ЦК КПСС.

«В се­ре­ди­не ян­ва­ря стало из­вест­но, что члены Союза пи­са­те­лей СССР В. Аксёнов, А. Битов, Ф. Ис­кан­дер и на­чи­на­ю­щие ли­те­ра­то­ры — Е. Попов и В. Еро­фе­ев и дру­гие — под­го­то­ви­ли сбор­ник под на­зва­ни­ем «Мет­ро­поль» и, минуя об­ще­при­ня­тый по­ря­док, на­ме­ре­ва­лись по­тре­бо­вать от Гос­ком­из­да­та СССР его не­мед­лен­ной пуб­ли­ка­ции. <…>

В не­ко­то­рых со­чи­не­ни­ях, включённых в аль­ма­нах, отчётливо про­сле­жи­ва­ет­ся пре­иму­ще­ствен­ное вни­ма­ние к изоб­ра­же­нию не­га­тив­ных сто­рон со­вет­ской дей­стви­тель­но­сти…

Всего к уча­стию в «Мет­ро­по­ле» при­вле­че­ны 23 ли­те­ра­то­ра. Среди них… М. Ро­зов­ский, Е. Рейн, Ф. Го­рин­штейн, П. Ко­жев­ни­ков, Г. Са­п­гир, В. Вы­соц­кий… Для при­да­ния сбор­ни­ку боль­ше­го веса В. Аксёнов при­об­щил к уча­стию в нём и двух из­вест­ных со­вет­ских пи­са­те­лей. В сбор­ник вклю­че­ны не­сколь­ко сти­хов А. Воз­не­сен­ско­го и не­боль­шое про­из­ве­де­ние Б. Ах­ма­ду­ли­ной.

…22 ян­ва­ря сек­ре­та­ри­ат прав­ле­ния и парт­ком Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции про­ве­ли сов­мест­ное за­се­да­ние, на ко­то­ром рас­смот­ре­ли во­прос о сбор­ни­ке «Мет­ро­поль». Пер­вый сек­ре­тарь прав­ле­ния Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции Ф. Куз­не­цов, из­вест­ные пи­са­те­ли <…> в своих вы­ступ­ле­ни­ях ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли дей­ствия со­ста­ви­те­лей сбор­ни­ка как по­ли­ти­че­скую про­во­ка­цию, на­прав­лен­ную на раз­жи­га­ние оче­ред­ной ан­ти­со­вет­ской кам­па­нии на За­па­де, как по­пыт­ку ле­га­ли­за­ции «сам­из­да­та».

…Од­на­ко ра­дио­стан­ция «Голос Аме­ри­ки» со­об­щи­ла, что ру­ко­пи­си «Мет­ро­по­ля» уже на­хо­дят­ся за ру­бе­жом и вско­ре будут из­да­ны в США и во Фран­ции. <…>

В мно­го­ти­раж­ной га­зе­те «Мос­ков­ский ли­те­ра­тор» го­то­вит­ся пуб­ли­ка­ция ма­те­ри­а­ла о сов­мест­ном за­се­да­нии сек­ре­та­ри­а­та и парт­ко­ма Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции.

Го­то­вит­ся также вы­ступ­ле­ние «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты», в ко­то­ром будет дана прин­ци­пи­аль­ная оцен­ка сбор­ни­ка, по­ка­за­на не­при­гляд­ная роль его ор­га­ни­за­то­ров.

Пла­ни­ру­ет­ся от­кры­тое со­бра­ние Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции с по­вест­кой дня: «Со­вре­мен­ная идео­ло­ги­че­ская борь­ба и за­да­чи мос­ков­ских пи­са­те­лей».

МГК КПСС и ру­ко­вод­ство Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции про­дол­жа­ют ин­ди­ви­ду­аль­ную ра­бо­ту с участ­ни­ка­ми сбор­ни­ка. <…> С за­пис­кой озна­ко­ми­лись и рас­пи­са­лись сек­ре­та­ри ЦК КПСС: Б. По­но­марёв, К. Ру­са­ков, М. Гор­бачёв, М. Сус­лов, А. Ки­ри­лен­ко, М. Зи­мя­нин».

§

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

«Из­во­ле­ни­ем че­ло­ве­ко­люб­ца Бога и пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы …пришёл к нам, к ве­ли­ко­му го­су­да­рю …в цар­ству­ю­щий град Моск­ву Ере­мей, …ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля, Но­во­го Рима, и свя­тей­ший Все­лен­ский пат­ри­арх…

И мы, ве­ли­кий го­су­дарь… [ре­ши­ли] в цар­ству­ю­щем нашем граде Москве устро­ить пре­ве­ли­кий пре­стол пат­ри­ар­ший…

И мысль свою цар­скую пре­свя­тей­ше­му Ере­мею… объ­яви­ли, по­не­же наши пра­ро­ди­те­ли ве­ли­кие го­су­да­ри цари всея Ве­ли­кой Руси при­ня­ли свя­тую и не­по­роч­ную хри­сти­ан­скую веру, и… [её] до­ны­не не­по­ко­ле­би­мо дер­жим.

И слы­шав та­ко­вое …Все­лен­ский пат­ри­арх …по­хва­лил мысль и из­во­ле­ние бла­го­че­сти­во­го и хри­сто­лю­би­во­го ве­ли­ко­го го­су­да­ря…

И го­во­рил: «О бла­го­вер­ный и хри­сто­лю­би­вый… ве­ли­кий го­су­дарь! Хо­чешь по­чтить и укра­сить свя­тую пре­ве­ли­кую со­бор­ную цер­ковь пре­свя­тые Бо­го­ро­ди­цы чест­но­го и слав­но­го её Успе­ния пре­вы­со­ким пре­сто­лом пат­ри­ар­ше­ства и тем пре­ве­ли­ким делом цар­ству­ю­щий град Моск­ву и всё своё Ве­ли­кое Рос­сий­ское цар­ство про­сла­вить и воз­ве­ли­чить во всю все­лен­ную!

Во­ис­ти­ну в тебе, бла­го­че­сти­вом царе, Дух Свя­той пре­бы­ва­ет и от Бога эта мысль тобою в дело про­из­ве­де­на будет!

По­не­же вет­хий Рим пал из-за Апо­ли­на­ри­е­вой ереси, Вто­рой же Рим, иже есть Кон­стан­ти­но­поль… – от турок; твоё же, о бла­го­че­сти­вый царь, Ве­ли­кое Рос­сий­ское цар­ствие, Тре­тей Рим, бла­го­че­сти­ем всех пре­взойдёт…»»

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке вер­ные суж­де­ния.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Царь, от имени ко­то­ро­го со­став­лен до­ку­мент, – Фёдор Ива­но­вич.

2) Со­бы­тия, о ко­то­рых го­во­рит­ся в до­ку­мен­те, от­но­сят­ся к XVI в.

3) При царе, от имени ко­то­ро­го со­став­лен до­ку­мент, в Рус­ском го­су­дар­стве была вве­де­на оприч­ни­на.

4) В до­ку­мен­те от­ме­ча­ет­ся, что на­ме­ча­е­мое пре­об­ра­зо­ва­ние свя­за­но с не­дав­но про­изо­шед­шим укреп­ле­ни­ем по­зи­ций Ви­зан­тий­ской церк­ви.

5) В до­ку­мен­те упо­ми­на­ет­ся тео­рия, ав­тор­ство ко­то­рой при­над­ле­жит псков­ско­му стар­цу Фи­ло­фею.

6) В том же веке, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые в до­ку­мен­те со­бы­тия, на­чал­ся рас­кол Рус­ской церк­ви.

Русь и орда

Русские земли не входили в состав Золотой Орды, а состояли в вассальной зависимости от неё. Эта зависимость проявлялась в трёх сферах:

  • политической (получение князьями в Орде особых разрешительных грамот на правление — ярлыков);
  • экономической (всё население русских земель обкладывалось различными видами дани). Ключевая роль в этом принадлежала баскакам — наместникам ханов Золотой Орды, которые в русских землях занимались переписью населения, сбором дани и надсмотром над деятельностью русских князей;
  • военной (князья должны были предоставлять по требованию монгольских ханов свои дружины).

С периодичностью раз в 7–10 лет монголы совершали грабительские набеги на отдельные русские земли с целью получения наживы и поддержания психологического давления на зависимое население.

Ордынское нашествие на долгие годы приостановило развитие Руси. В руинах лежали города и села. Прекратило существование немало центров ремесла, торговли, культуры. Граница земледельческой зоны отодвинулась к северу, а за южными благодатными землями на несколько столетий закрепилось название «Дикого поля».

Фольклор

Важной составной частью древнерусской культуры являлся фольклор. Это песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Садко. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражены уклад и особенности жизни людей того времени.

Христианская культура и языческие традиции

Многие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии и мировоззрения. С принятием Русью христианства новая религия стала претендовать на изменение мировоззрения людей, восприятие окружающей действительности, а значит, и представления о красоте, эстетике, художественном творчестве.

Экспансия с запада

В XIII в. серьёзную угрозу для русских земель представляла экспансия шведских и немецких рыцарей-крестоносцев, стремившихся не только к территориальным захватам, но и к распространению на Руси католичества. Ключевую роль в отпоре агрессорам сыграл князь Александр Ярославич Невский (1221–1263)

Одновременно с монголами на Русь вторглись шведы, которые захватили Старую Ладогу и Новгород. Они были разгромлены в 1240 г. князем Александром Ярославичем в Невской битве, что позволило русичам сохранить выход к Балтийскому морю.

Позже Александр Невский сумел остановить продвижение на Русь рыцарей немецкого католического Тевтонского (Ливонского) ордена — германского духовно-рыцарского ордена, основанного в конце XII в. В XIII–XV вв. его рыцари неоднократно проявляли агрессию в отношении русских земель.

В 1240–1241 гг. они взяли Изборск и Псков, создав непосредственную угрозу для Новгорода. Решающая победа над крестоносцами была одержана князем 5 апреля 1242 г. в битве на Чудском озере, известной также как Ледовое побоище. Несколько десятков немецких рыцарей-феодалов погибло.

Александр Невский не только смог защитить северо-западные русские земли, но и не допустил подчинения Руси католицизму, способствуя росту освободительной борьбы в Прибалтике.

Оцените статью
ЕГЭ Live