Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

Как подготовиться к егэ по русскому с нуля?

Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:  | Образовательная социальная сетьСоветы

Стратегия подготовки с нуля отличается от стандартной. В этой статье я подробно разберу план, который позволит успешно написать ЕГЭ при изначально слабом уровне знаний.

Шаг 1. Разбери базовый теоретический минимум

На этом этапе тебе стоит заложить фундамент, на котором будут держаться более сложные знания. Обычно при подготовке с нуля школьники плохо понимают основы, из-за чего потом не могут разобраться в более сложных правилах для заданий ЕГЭ. Первый шаг – закрыть пробелы в знаниях базы.


Стоит освоить теоретический минимум

  • какие бывают части слова (морфемы), как выделить определённую морфему в слове (корень, суффикс, приставку, окончание, постфикс);

  • какие бывают части речи, чем служебные отличаются от самостоятельных, на какие вопросы отвечают разные части речи, что они обозначают;

  • что такое словосочетание, чем оно отличается от предложения;

  • как связаны слова в словосочетании и предложении, какие бывают члены предложения, чем части речи отличаются от членов предложения;

  • как выделить грамматическую основу, чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое, какие существуют типы сказуемого;

  • как выделить второстепенные члены предложения;

  • чем простое предложение отличается от сложного, какие отношения могут быть между частями сложного предложения.

Откуда брать информацию? Проверенные источники:

Шаг 2. Составь план подготовки к тестовой части

В тесте ЕГЭ 2021 содержится 26 заданий. Разбирай теорию прицельно под каждое задание. При подготовке с нуля стоит последовательно изучать информацию, фокусируясь на одном задании.  Например, сначала разбери всю теорию для решения 6 задания, «набей руку» в решении, и только потом переходи к заданию 7. Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

При подготовке ориентируйся на блоки заданий:

  1. Анализ микротекста: задания 1–3;

  2. Нормы речи: 4–8;

  3. Орфография: 9–15;

  4. Пунктуация: 16–21;

  5. Анализ текста: 22–26.

Внутри блока задания стоит разбирать последовательно (например, внутри блока «Пунктуация» сначала 16, потом 17 и так далее).

Составь план подготовки таким образом, чтобы хотя бы дважды разобрать каждое задание. 

Откуда брать информацию? Проверенные источники:

Шаг 3. Решай тесты

К сожалению, мало просто прочитать теорию, нужно уметь применять её быстро, «на автомате». В этом деле поможет большое количество практики. Решай тесты на определённое задание сразу после разбора его теории.

Где решать тесты? Проверенные источники:

Шаг 4. Научись писать сочинение

Изучи рекомендации по написанию сочинения в книгах И.П. Цыбулько и С.В. Драбкиной, Д.И. Субботина (смотри названия в шаге 2). Очень важно не просто хорошо излагать мысли, а писать в соответствии с критериями

Для практики сочинения тебе понадобится учитель, репетитор или хотя бы одноклассник. Пиши сочинения и обязательно отдавай их на проверку. Только так ты сможешь выяснить проблемные точки своих эссе и устранить их.

Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

Мы разобрали 4 шага по подготовке к ЕГЭ по русскому с нуля. Следуя им, ты сможешь значительно повысить свой уровень знаний и успешно сдать экзамен.

Подготовка к егэ по русскому языку 2022 с нуля самостоятельно

Единый государственный экзамен по русскому языку уже традиционно становится поводом для сокрушительных страхов миллионов школьников, многие из которых убеждены, что подготовка к нему требует значительных временных и материальных затрат. Масса родителей учеников также считают, что сдать экзамен хорошо без помощи систематических занятий у квалифицированного специалиста нельзя. Это не совсем так.

На самом деле, роль учителя в деле подготовки является первостепенной, но заниматься со старшими достаточно будет в пределах школьной программы и проверочных упражнений. А вот подготовку к ЕГЭ по русскому языку можно провести с нуля самостоятельно. А потом успешно сдать этот предмет.

Для начала нужно понять, что при прорешивании заданий важнейшим принципом является систематичность: то есть, если вы для себя поставили задачу через день прорешивать по 24 задания, но планку понижать нельзя. Запомните, что ЕГЭ по русскому языку представляет собой упрощенную совокупность всех повторенных за 10 и 11 класс параграфов. Поэтому повторное прочтение теории является первым шагом на пути к решению контрольно-измерительных материалов. Причем в этом случае нужно поступать как в школе: не бездумно читать параграф один за другим, а после вдумчивого изучения теории сразу же применять ее на практике:

   — Чтение теоретических материалов;

   — Прорешивание одного-двух упражнений по теме.

Для того, чтобы «натаскать» школьника по решению первых 24 заданий ЕГЭ (с простым ответом), лучше проработать максимальное количество тех задач, которые предлагались выпускникам прошлых. лет. Они есть в свободном доступе на множестве сайтов. К тому же, воспользоваться ими можно абсолютно бесплатно. Есть на официальном сайте Федерального института педагогических измерений и банк заданий для ЕГЭ по русскому языку. Секрет прост: когда ребенок привыкнет решать упражнения подобного плана, то страх перед ними утихнет. Плюс ко всему, многие из них он даже запомнит. А еще нередким является случай, когда выпускнику прямо на ЕГЭ попадается та задача, с которой он уже не раз успешно справлялся в процессе «тренировки».

Несколько сложнее обстоит дело со второй частью ЕГЭ по русскому языку – написанием сочинения. Процесс подготовки к этому однозначно занимает значительное количество времени, так как наращивание словарного запаса, умение правильно формулировать свои мысли, избегая повторов и чрезмерных обобщений – дело ни одного дня. Раз в несколько дней школьник должен тренироваться писать сочинения. А родители, в свою очередь, могут показать школьнику на его недочеты, которые он должен будет устранять в последующих работах. Обязательно нужно помогать школьнику вычленять главную тему и мысль текста. Школьник должен понимать, для чего он пишет свою работу, то есть какую цель ею преследует. Ну и, разумеется, секрет успеха в постоянном чтении разноплановой литературы. Это расширяет кругозор, словарный запас и в некотором смысле становится примером для пишущего ученика.

Источник: http://uchitelya.com

Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 2892

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Алгоритм выполнения  заданий ЕГЭ

по русскому языку.

Часть 1.

Задание 1.В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

Задание 2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно вчитайтесь в текст.

2. Путём последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот приём поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.

Задание 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова (………  ). Определите значение, в котором это слово употреблен(…….) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

Алгоритм выполнения задания:

  1. внимательно прочитайте задание;
  2. найдите указанное предложение;
  3. включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;
  4. вслушайтесь в новое звучание и значение предложения;
  5. определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента свою смысловую цельность:

Задание 4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 Помните: подвижность русского ударения создаёт объективные трудности при выполнении этого задания.

агЕнт, Августовский, агЕнство, агОния, акрОполь, алкогОль, алфавИт, анАпест, анАтом, антитЕза, апострОф, арбУз, арЕст, аристокрАтия, аргумЕнт, асимметрИя, астронОм, Атлас (собрание географических карт), атлАс (ткань), буржуазИя, бытиЕ,

бюракрАтия, аэропОрты

афЕра, багровЕть, баллотИроват, баловАть, баловнИк, балОванный, бант ( бАнта, бАнты)

бАрмен, безУдержный, берёста и берестА, бензопровОд, блАговест, благоволИть, блокИровать, бомбардировАть, бОчковый, бредовОй и бредОвый, брОня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь), бронЯ (защитная обшивка), бУлочная, буржуазИя, бутербрОд, бытиЕ, бюрокрАтия

валовОй, варИть (вАрит, вАришь, вАрят, варЯщийся), вахтёр, вЕрба, ветеринАрия, включИть, водопровОд, волгодОнский, волк (вОлка, вОлки, волкОв), вор (вОры, ворОв, ворАм, о ворАх), волшебствО, вложИть, вОгнутый, всполошИть, втрИдорога

газопровОд, гастронОмия, гектАр, гЕнезис, граждАнство, гренадЕр, грУшевый

двоЮродный, дЕвичий, демокрАтия, департАмент, дЕспот, дефИс, деЯние, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добелА, добЫча, дОгмат, договОр, договОрный, доголА, докраснА, докумЕнт, доложИть, донагА, дОсиня, досУг, доцЕнт, дочернА, драматургИя, дремОта, духовнИк,
еретИк,
жалюзИ, жерлО, житиЕ,

забронИровать, (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), забронировАть (покрыть броней), завИдно, зАгнутый, зАговор (тайное соглашение), заговОр (заклинание), зАгнутый, задОлго, заИндевевший, занятОй (человек), зАнятый (кем-нибудь), закУпорить, закУпоренный, заплЕсневеть, запломбировАть, запломбирОванный, запорошИть, звонИть (звонИшь, звонИт, звонЯт), зимОвщик, злОба, знАмение, знАчимость, знАхарство, зубчАтый

чЕрпать, черпАлка, чИстильщик,
шассИ, швеЯ, шелохнУть, шпрИцы, щавЕль, щЕбень, щепА, щепОтка,
Экскурс, экспЕрт, Экспорт, экипирОванный, экспрЕсс, эпилОг, пулОвер

юрОдивый

вероисповЕдание, исчЕрпать,
кАмбала, каталОг, каучУк, кАшлянуть, квартАл, кедрОвый, киломЕтр, кинематогрАфия, кладовАя, коклЮш, кОлледж, колОсс, кОмпас, кОмплекс, корЫсть, красИвее, крапИва, кремЕнь, кулинарИя, кУхонный, ломОта, ломОть, лОпасть, лОскут (отходы, остатки), лоскУт (кусочек ткани),
манЯщий, мастерскИ, медикамЕнты, мЕльком, мЕнеджер, металлургИя, мизЕрный (допускается — мИзерный), молодЁжь, молОчник, монолОг, мытАрство,

нАбело, нАголо (остричь), наголО (держать шашки), нагнУтый, надОлго, намЕрение, накренИть, наОтмашь, начАть, нАчатый, недоИмка, недУг, некролОг, нЕнависть, неприхотлИвый, нефтепровОд, новорождЕнный,
обеспЕчение, облегчИть, обострИть, Обнятый, обнЯвший, облегчИть, ободрИть, одолжИть, озлОбленный, оптОвый, освЕдомить, остриё, откУпорить, Отрочество, отчАсти, паралИч,
партЕр, пАхота, пЕрвенец, плЕсневеть, пиццерИя, предложИть, побасЁнка, пОнятый, понятОй, понЯвший, пОднятый, полУденный, портфЕль, постамЕнт, пОхороны, на похоронАх, платО, предвосхИтить, предпрИнятый, премИнуть, премировАть, премировАние, приговОр, придАное

свЕдущий, свЁкла, сИлос, сиротА, сирОты, слИвовый слУчай, соболЕзнование, созЫв, сосредотОчение, срЕдства, стАтуя, стАтус, статУт, стеногрАфия, столЯр, сУдно, сОгнутый,
тамОжня, танцОвщица, тОрты, тОртами, тУфля,
убрАнство, убыстрИть, углубИть, Угольный, украИнский, улУчшить, умЕрший, упомЯнутый, упомянУть, упрОчение, усугубИть,
факсИмиле, фарфОр, феЕрия, фенОмен, фетИш, флюорогрАфия, фОрзац, формировАть,
хАос, характЕрный (типичный), харАктерный (актер), ходАтай, ходАтайство, ходАтайствовать, хОленный (прич.), холЕный (прил.), христианИн, христопродАвец,
цемЕнт, цепОчка, цыгАн,

Задание 5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.   Алгоритм выполнения задания:

Адресат — адресант. Адресат — лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).

Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).

Архаический — архаичный. Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).

Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).

Вдохнуть – вздохнуть. Вдохнуть – вобрать в себя, втянуть воздух (вдохнуть кислород), внушить что-либо (вдохнуть мужество); вздохнуть – испустить вздох (вздохнуть с облегчением); немного отдохнуть (дай вздохнуть); тосковать, грустить (вздыхать о детях).

Воспитательный — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).

Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).

Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный — частичный (выборочная проверка)

Гармонический — гармоничный. Гармонический — относящийся к гармонии (гармонический ряд); гармоничный — стройный, согласованный (гармоничная личность).

Главный — заглавный. Главный — основной, наиболее существенный, центральный, старший (главная улица); заглавный — относящийся к заглавию (заглавная роль).

Двигатель — движитель. Двигатель — машина, которая приводит в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса устар.).

Демократический — демократичный. Демократический — относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь); демократичный — характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Динамический — динамичный. Динамический — относящийся к динамике, движению (динамическая теория); динамичный — обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп).

Дипломатический — дипломатичный. Дипломатический — относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост); дипломатичный — тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение).

Длинный — длительный. Длинный — имеющий большую длину (длинный доклад); длительный — долговременный (длительный отпуск, длительный период).

Добровольный — добровольческий. Добровольный — совершаемый без принуждения (добровольный труд); добровольческий — относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматический — драматичный. Драматичный — выражающий сильные чувства, полный драматизм (драматичная ситуация); драматический — относящийся к драме (драматический кружок).

Дружеский — дружественный. Дружеский — относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча); дружественный — основанный на дружбе (дружественная страна).

Жалостный — жалостливый. Жалостный — выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос); жалостливый — склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди).

Запасный — запасливый. Запасный — имеющийся в качестве запаса (запасный выход); запасливый — умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой — злостный. Злой — исполненный чувства вражды (злой человек); злостный — имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).

Исполнительный — исполнительский. Исполнительный — старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо (исполнительный работник); исполнительский — относящийся к исполнителю (исполнительское мастерство).

Командированный — командировочный. Kомандированный — лицо, находящееся в командировке (командированный специалист); командировочный — относящийся к командированному (командировочные расходы).

Комический — комичный. Kомический — относящийся к комедии (комический персонаж); комичный — забавный (комичный вид).

Критический — критичный. Kритический — относящийся к критике (критическая статья); критичный — обладающий способностью к критике (критичный подход).

Логический — логичный. Логический — относящийся к логике (логическое мышление); логичный — правильный, разумный, последовательный (логичное рассуждение).

Методический — методичный. Методический — относящийся к методике (методическая конференция); методичный — точно следующий плану (методичная работа).

Ненавистнический — ненавистный. Ненавистнический — проникнутый ненавистью (ненавистнические действия); ненавистный — вызывающий ненависть (ненавистный враг).

Нестерпимый — нетерпимый. Нестерпимый — такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод); нетерпимый — недопустимый (нетерпимое отношение).

Обеднеть — обеднить. Обеднеть — стать бедным (обеднеть в результате инфляции); обеднить — сделать бедным (обеднить жизнь).

Опасный — опасливый. Опасный — связанный с опасностью (опасный мост); опасливый — действующий осторожно (опасливый человек).

Про ЕГЭ:  Задачи 34 из реального ЕГЭ по химии-2021

Описка — отписка. Описка — случайная ошибка при письме (досадная описка); отписка — ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка).

Освоить — усвоить. Освоить — научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности (освоить выпуск новой продукции); усвоить — сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное).

Органический — органичный. Органический — относящийся к растительному или животному миру (органическое вещество); органичный — неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность).

Осуждение — обсуждение. Осуждение — выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника); обсуждение — всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы);

Ответный — ответственный. Ответный — являющийся ответом (ответная реакция); ответственный — несущий ответственность, важный (ответственный работник).

Отчетный — отчетливый . Отчетный — относящийся к отчету (отчетный период); отчетливый — хорошо различимый (отчетливый звук).

Политический — политичный. Политический — относящийся к политике (политический деятель); политичный — действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).

Понятливый — понятный. Понятливый — быстро понимающий (понятливый человек); понятный — ясный (понятная причина).

Представительный — представительский. Представительный — производящий выгодное впечатление (представительная наружность); представительский — выборный (представительный орган); относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Представление — предоставление. Представление — вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики); предоставление — выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита).

Приметливый — приметный. Приметливый — способный примечать (приметливый критик); приметный — заметный (приметное неудовольствие).

Реалистический — реалистичный. Реалистический — следующий реализму (реалистическая живопись); реалистичный — соответствующий действительности, вполне практический (реалистичная цель).

Скрытый — скрытный. Скрытый — тайный, невидимый (скрытая угроза); скрытный — неоткровенный (скрытный человек).

Тактичный — тактический. Тактичный — обладающий тактом (тактичный поступок); тактический — относящийся к тактике (тактическая задача).

Технический — техничный. Технический — относящийся к технике (технический прогресс); техничный — обладающий высоким мастерством (техничный актер).

Удачливый — удачный. Удачливый — счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь); удачный — успешный (удачный день).


Фактический — фактичный. Фактический — соответствующий фактам (фактическое положение дел); фактичный — содержащий много фактов (фактичный доклад).

Хозяйский — хозяйственный. Хозяйский — относящийся к хозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность); хозяйственный — занятый хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы).

Явный — явственный. Явный — очевидный, нескрываемый (явное превосходство); явственный — отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот).

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

Найти ошибки в образовании и употреблении

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится данное слово.

2. Если это имя числительное, помните о том, что

3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения. Помните: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования

( есть —ну- в глаголе- ошибка- правильный ответ)

5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

м. рода

С окончанием —а, -я  (ударение на окончании)

С окончанием —ы, -и (ударение на основе)

влияние двойственного числа)

Адреса, берега, века, веера, директора, доктора, желоба, инспектора, катера, клевер , корма, короба, кузова, невода, округа, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, фельдшера, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба.

Авторы, аптекари, бухгалтеры, выборы, договóры, инженеры, клапаны, конюхи, лекари, лекторы, конструкторы, почерки,

приговóры, прииски,

редакторы, снайперы, тракторы,  тóрты,  фронты, шофёры.

тома

Слесари      пекари

1. Одушевлённые иноязычные сущ. на

тор, -сор стилистически нейтральные: директора

1. Одушевлённые иноязычные сущ. на -ер,

-ёр: инженеры

2. Неодуш. иноязычные слова на

тор, -сор: процессоры

3. Одушевлённые иноязычные сущ. на

 -тор с книжным оттенком: редакторы.

Запомни: масло – мн. ч. — масла

крем – мн.ч. – кремы (не крема)

мужской

женский

средний

банкнот

жираф

зал

корректив

рояль

толь

тюль

шампунь

босоножка, бутса

манжета, мозоль

кроссовка

плацкарта

подлива (с подливой)

тапка

туфля (нет туфель)

фамилия

мочало

щупальце

Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Ищи ошибки в предложениях:

1) с однородными членами;  (ищи однородные сказуемые с союзом И.Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка!!! Это будет правильный ответ. (Я вижу  ??? (пропущен член предложения) и горжусь природой? Вижу что?, горжусь чем?)

2) с причастными оборотами;  ( смотри на окончание причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.)

3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…

Задание 8. Определи слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Алгоритм выполнения задания:

1.Вычеркните  слова с чередующимися гласными, так как они не будут являться правильным ответом:

1.1. внимательно прочитайте каждое слово и найдите слова с чередующейся гласной в корне (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, лаг – лож, бир – бер, пир – пер, дир – дер, тир – тер, мир – мер, блист – блест, стил – стел, жиг – жег, чит – чет, кас –кос, раст – ращ – рос, скак – скоч, мак – мок, равн – ровн).

2) к оставшимся словам подберите проверочные, помня о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в которых требует запоминания;

3) если вы нашли словарное слово, то можете его вычеркнуть, так как оно не будет являться правильным ответом;

4) если к  слову   вам удалось подобрать проверочное, в котором неясный гласный звук попал под ударение и отчётливо слышится, то вы нашли правильный ответ.

  Задание 9. Определи ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

Необходимо знать следующие орфографические правила:

ПРЕ-

ПРИ-

преамбула, превалировать, власть предержащие, предикат, презент, презентабельный, президент, президиум, презумпция, прейскурант, прелюдия, прельстить, не преминуть, премьера, пренебрежение, препарат, преподнести, препона, прерогатива, престиж, претендент, преферанс

приватный, привередливый, привилегия,  привходящие обстоятельства, пригожий, придирчивый, приключение, примадонна, примат, примитив, приоритет,  прискорбный, присягать, притязание, приукрасить, неприхотливый, причудливый

Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е /И/

Алгоритм выполнения задания:

1) Выясните, в какой части слова пропущена буква: в окончании или в суффиксе.

2) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределённой форме глагола установите его спряжение:

3) Если гласная пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

4) Правописание суффиксов причастий ущ, ющ, ащ, ящ, им, ем (ом) зависит от спряжения исходного глагола:

5) Правописание гласной перед суффиксами причастий вш и нн зависит от того, на ать – ять или ить – еть оканчивается неопределённая форма исходного глагола:

ПОДСКАЗКА: Поставь глагол в 3 лицо множественного числа. (ОНИ что делают? ОНИ что сделают?)  окончание  -ут-ют – глагол 1 спряж.- в окончаниях следует писать букву Е,

Окончание – ат-ят- глагол 2 спряж.- в окончаниях следует писать букву И.

Задание 11.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

     Необходимо  знать правописание суффиксов

  • имён существительных (ец, иц; инк, енк; изн, ин; ичк, ечк; ик, ек);
  • имён прилагательных (ив, ев; лив, чив);
  • глаголов (ива, ыва; ева, ова; И,Е перед ударным суффиксом ва).

Алгоритм выполнения задания:

1) Определите, к какой части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) принадлежит слово с пропущенной буквой в суффиксе.

2) Примените нужное правило.

Задание 12.Определите предложение, в котором НЕ со соловом пишется СЛИТНО.(РАЗДЕЛЬНО). Раскройте скобки и выпишите это слово.

)? Следует помнить, что правила написания НЕ с разными частями речи можно сгруппировать следующим образом:

  1. Не с существительными, прилагательными.,наречиями на О,Е

слитно

раздельно

1.Не употребляются без НЕ:

невежда  
небылицы

небрежный

нелепо

1.Если есть противопоставление с союзом а        Неправда, а ложь

 Не радостный, а грустный

Не близко, а далеко

наречие не на О-Е: поступил не по-дружески

2.Если к слову с   приставкой НЕ можно подобрать синоним без НЕ

Недруг (враг)

Несчастье (горе)

Неприятель (враг)

Нерадостный ( грустный)

Неблизко ( далеко)

2.Если при слове с НЕ есть слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, отнюдь

Далеко не красавица

Вовсе   не друг

Ничуть не интересный

Нисколько не сладко

3.Запомни:

невеличка

невольник

неурядица

недоделки

недоросль

незнайка

недотепа

3.Запомни:

не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки и т. п.; б) ни дать ни взять, ни бе ни ме, ни там ни сям, ни свет ни заря, ни за что

ни про что, ни дна ни покрышки, ни за понюх табаку, ни за грош и т. п.

ни один (никто) — не один (много), ни разу (никогда) — не раз (часто).

2. Не с глаголами и деепричастиями

3. Не с причастиями и отглагольными прилагательными.

4.НЕ и НИ с отрицательными МЕСТОИМЕНИЯМИ

Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО). Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Алгоритм выполнения задания:

1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл.

2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово.

  • Союзы чтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно; их можно заменить синонимами той же части речи.
  • Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же, так же, за то, при том, при чём, и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем, так, того) заменить другими словами.
  • Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки.
  • Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ.
  • Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.

Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН (Н)

  1. определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы;
  2. применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи.

Имя существительное:

НН

Н

1. Если корень слова оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н:

              малинник (малина)

2.Если сущ. образовано от прил., имеющего НН, или от причастия:

 болезненность (болезненный)

избалованность (избалованный)

3. Запомни: бесприданница            

1. В словах, образованных от сущ., у которых есть суффиксы -ин-,-ан-, -ян-

        торфяник (от сущ. торф)

2. В словах, образованных от прил. с одним Н:  ученик (от прил. учёный), мученик, труженик

3. В словах:

багряница (багряный)  ,конопляник(конопляный)

вареник (варёный),копчёности (копчёный)

костяника (костяной) ,мудрёность (мудрёный)

масленица (масленый),овсяница (овсяный)

гостиница (гостиный),дровяник (дровяной)  

смышлёность (смышлёный),великомученица

Имя прилагательное:

НН

Н

1. сущ. -Н -Н-: карманный

2. -ОНН-, -ЕНН-: комиссионный, клюквенный,

! безветренный

3. исключения с -ЯНН-: СТЕКЛЯННЫЙ,    ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

      ! юннаты (юные натуралисты)

 1. -ИН- : гусиный

 2.  исключение ВЕТРЕНЫЙ (день, человек)

 3. -АН- (-ЯН-): кожаный

Запомните: юный;

багряный, румяный, рьяный, пьяный, пряный  (историч. суф. — ЯН-); бараний, свиной, синий, зелёный, единый, ядрёный.

В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных

                туманная даль – даль туманна

ветреная девушка – девушка ветрена

Причастия:

Н – НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

НН

Н

1. Есть приставка: просеянная мука

     (кроме приставки не-)

     Но: непросеянная мука

1 .Есть приставка не-: несеяная мука

2.  Нет  ¬, но есть ЗС: сеянная  через сито мука

2. Нет ¬: сеяная мука

3. есть суффикс -ова-/-ева-:

    маринованные огурцы

3. Исключения: кованый, жёваный, клеваный (-ов-, -ев- входят в состав корня)

4. Образовано от бесприставочного глагола          совершенного вида:

Решённая задача (решить – что сделать?)

Но: израненный, раненный в ногу боец

!  Будучи раненным, солдат оставался в строю.

Женщины тут же развешивали стиранное. (Страдат. прич., т. к. сохраняют глагольное значение, указывают на временное состояние, а не на постоянный признак-качество)., безветренный

4. Исключение: раненый, ветреный

5. Эти же слова в прямом их  значении будут причастиями: названная пьеса, конченная работа.

5. При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова: смышлёный ребёнок, незваный гость, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье, конченый человек.

Исключения: жеманный, желанный,

неслыханный, невиданный, священный,

нежданный, негаданный, нечаянный, деланный, медленный, недреманный, чванный, чеканный

6. Написание не меняется в составе сложных слов: златотканый, ломаный-переломаный, Слово все в целом имеет значение прилаг. (высокая степень качества), а не значение «прилаг. причастие».

  7. Краткие причастия: девочка избалована

СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ

Краткое прилагательное

Краткое причастие

Девочка воспитанна (сама– краткое прилаг.). Можно заменить полным прилагательным: воспитанная. 

Девочка воспитана в детском доме (кем?) – краткое прич.. Заменяется глаголом: девочку воспитали.

Наречие

Краткое причастие среднего рода

           гл.    нар.                                                                                        

Он отвечал обдуманно (как? каким образом?).

Обдуманно – обстоятельство.

сущ.   кр. прич

Дело обдумано ( каково?) со всех сторон.

Обдумано – сказуемое.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ-2022 по русскому языку: сколько нужно набрать баллов для поступления, как перевести баллы ЕГЭ? - Последние новости России и Мира сегодня

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

Алгоритм выполнения:

1. Найдите в предложении однородные члены.

2. Определите, какие союзы их соединяют:

  • если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;
  • если это двойной союз (как…,так и; не столько…, сколько; не только…, но и; хотя…, но), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;
  • если это повторяющиеся союзы, то запятая ставится только перед теми из них, которые находятся между однородными членами;
  • перед противительными союзами между однородными членами всегда ставится запятая.

3. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Помните: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится между парными группами и всего одна !

 Задание 16.Рассавьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Помните:

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы. Всегда выделяются запятыми.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО- не выделяется запятыми !!! ПОСЛЕ определяемого слова – выделяется !!!).

3) Проверьте, нет ли в предложении однородных членов с союзом И, выраженных причастными или деепричастными оборотами. Перед союзом И не ставится запятая.

4).Внимание! в середине оборота не должны стоять цифры, это провокация!!!   Исключите их!!!       Используй прием исключения выделенного оборота.

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Помните: вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции. Используйте прием исключения выделенных слов.

Алгоритм выполнения задания:

1) Проверьте, являются ли выделенные слова вводными.

Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми слова: как будто, словно, авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счёте, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, тем не менее, только, якобы.

Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алгоритм выполнения:

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Определите границы главной и придаточной части.

3. Прочитайте предложение, соблюдая выбранные знаки. Это поможет определить неверно найденное решение или, наоборот, подтвердить правильный выбор.

Помните! Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, в них союзное слово который стоит не в начале придаточной части , а в середине её, поэтому запятая перед союзным словом не ставится. ( 1.Исключите цифры вокруг слова «который»

 4.Внимание на союз И). Определите, что он соединяет: части сложного предложения — запятая, однородные члены предложения- нет запятой.

Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для выполнения задания используйте алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Посмотрите, как эти части связаны между собой.

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

5. Найдите 2 союза рядом: что если, что когда, и если, и хотя, но когда, чтобы если, и когда:

Задание 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте текст.

2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:

3. Помните о том, что


  1. Определите, к какому типу речи относится предложенный текст.

Типы речи

Основная задача автора

Композиционная схема

Повествование

(что произошло?)

Пришёл, увидел, победил.

сообщить о последовательности действий или событий.

Используются  глаголы.

Несколько кадров

  1. Экспозиция
  2. Завязка
  3. Развитие действия
  4. Кульминация

5.   Развязка

Описание

(какой?)

указать признаки предмета, лица, места, состояния.  Используются прилагательные.

1 кадр

От общего впечатления к деталям.

Рассуждение (почему?)

обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.        

Говорится о причинах и следствиях, событиях и явлениях, онаших представлениях оних, оценках, чувствах. – о том, что нельзя сфотографировать.

1. Тезис (мысль, которая доказывается) →

2. аргументы  (доказательства, примеры) →

3. выводы.

Задание 22. Из указанных предложений выпишите синонимы (синонимическую пару). (Могут быть различные лексические средства.

Алгоритм выполнения задания:

1. Если в задании требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу, необходимо

вспомнить определение данной лексической единицы:

 Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Синонимы— Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными

Омонимы это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению.

Историзмы это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали.

Неологизмы– новые слова ограниченного пользования.

     Фразеологизм—   Лексически неделимые словосочетания, воспроизводимые в готовом виде: повесить нос, одержать победу, глас вопиющего)

Задание 23. Среди предложений 1-8 (могут быть другие номера предложений) найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения ( другого средства связи). Напишите номер этого предложения.

Лексические средства связи, востребованные в задании В7:

Морфологические средства связи:

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

Алгоритм выполнения задания:

1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа.

2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, которое находится до рассматриваемого вами предложения.


РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Личные

  Ед. ч.                         мн. ч.

1 л. —  я                          мы

2 л.  — ты                        вы

3 л. —  он, она, оно        они

Возвратное

себя

Вопросительные

кто, что, какой, чей, который, сколько, каков

Относительные

кто, что, какой, чей, который, сколько, каков

Неопределенные

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Притяжательные

мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их

Указательные

тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.)

Определительные

весь, всякий, каждый, сам, любой, иной, самый, другой

При склонении некоторых местоимений изменяется все слово: я – мне, ты – тебе…

Различай разряды местоимений.

Ср. Её (его, их )  книга – чья? – притяжательное местоимение.

       Мы увидели её (его, их) –  кого?  — личное местоимение.

       Кто сегодня дежурный? – вопросительное местоимение.

       Мы не знаем, кто сегодня дежурный — относительное местоимение.

Задание 24. Восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.
  2. Раздели все термины на 3 группы: Тропы, Фигуры, Лексика.
  3.  Читай внимательно рецензию, вставляй необходимые ИВС.

4      . В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте.

1. Тропы – слова и выражения, используемые в переносном значении:

  • эпитет – образное определение (Сквозь волнистые туманы пробирается луна… /А.С. Пушкин/);
  • олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям (Спит земля в сиянье голубом /М.Ю. Лермонтов/);
  • сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого (Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит /Н.А. Некрасов/);
  • метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства (Горит костёр рябины красной /С.А. Есенин/);
  • метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь (Все флаги в гости будут к нам /А.С. Пушкин/);
  • синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот (Мы все глядим в Наполеоны /А.С. Пушкин/);
  • гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета (В сто тысяч солнц закат пылал /В.В. Маяковский/);
  • литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка /А.С. Грибоедов/);
  • ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /И.А. Крылов/);
  • перифраза  замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты (Царь зверей /вместо лев/);

2. Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность:

  • антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов (Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь! /Н.А. Некрасов/);
  • инверсия – обратный порядок слов (Белеет парус одинокий /М.Ю. Лермонтов/);
  • градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального) (Светились, горели, сияли огромные голубые глаза);
  • оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу (Мёртвые души, живой труп,  грустная радость);
  • парцелляция – намеренное нарушение границ предложения (Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.);
  • анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз (Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, позабыв вчера /К. Симонов/);
  • эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций (Мне бы хотелось знать, отчего я  титулярный советник? Почему именно титулярный советник? /Н.В. Гоголь/);
  • риторический вопрос – вопрос, который ставится для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению (Быть иль не быть? /Шекспир/);
  • риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым предметам (Люди мира, берегите мир!);
  • эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм (Мы сёла – в пепел, грады – в прах /В.А. Жуковский/);
  • лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания (Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака).
  • вопросноответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы (Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.);
  • синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения (Гляжу на будущность с боязнью, / Гляжу на прошлое с тоской. /М.Ю. Лермонтов/);
  • однородные члены предложения.

3.Лексические средства выразительности: Лексика

Диалектные слова  — слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм):петух- кочет

Жаргонизмы — речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д.           «Чуять» — из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Антонимы  (от греч. Ant- против и onуma- имя) — слова, имеющие потивоположенные значения:  «Коварство и любовь», «Белей лишь блеск, чернее тень».

Архаизмы  (от греч. Archaios — древний) — устаревшее слово или оборот речи.

Неологизмы   (от греч. Neos — новый и logos- слово) — слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке, технике, культуре, в быту). Неологизм подчёркивает выразительность речи. Например, «бездарь» вместо «бездарность».

Синонимы  (от греч. — одноимённый)1)Слова, различные по написанию, но близкие (или одинаковые) по значению: победить-одолеть (врага); бежать — мчаться; красивый — прелестный; бегемот — гиппопотам. 2)Контекстуальные синонимы — это слова или словосочетания, сближающиеся по значению в условиях одного контекста, эти слова носят индивидуальный, ситуативный характер: игла — Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест, шорох, шёпот) листвы.

Контекстные  синонимы  —  слова  или  сочетание  слов,  которые   приобретают близкое значение лишь в определённом контексте.                                                               «Ничегонеделание» — пассивный отдых.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ. Русский язык. Задание № 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Теория. Правописание СОЮЗОВ.

Фразеологизм  — лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. (Насупить брови, одержать победу, потупить голову, расквасить нос, сгорать от стыда, скалить зубы, скоропостижная смерть, тоска берёт, трескучий мороз, утлый челн, щекотливый вопрос, щекотливое положение)

 Омонимы- одинаково звучащие слова, имеющие разное значение, напр.: клуб (пара и спортивный), передумать (многое и изменить решение). В устной речи возникают звуковые омонимы (омофоны) – слова, которые звучат одинаково, хотя и пишутся по-разному: плач и плачь, отварить и отворить.

ЧАСТЬ 2

Рекомендации по подготовке к выполнению задания  

Необходимо проанализировать предложенный текст, выявив авторскую позицию по одной из затронутых в нём проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному. Объём сочинения – не менее 200 слов.

Для правильного выполнения задания необходимо знать критерии оценивания части С.

План написания сочинения – рассуждения по предложенному тексту

Независимо от содержания текста можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С:

1. Сформулировать проблему- К 1

2. Прокомментировать проблему.К-2

3. Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.К-3

4. Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.К-4

5. Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них даётся в новом абзаце).

6. Итоговый вывод (заключение).

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему. Комментарий – не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:

1. Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2. Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Формулирование собственного мнения. Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.

Доказательство собственной точки зрения. Аргументы (суждения, доводы, приводимые пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения) должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение. Надо помнить, что при обращении к литературному материалу, следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создаётся доказательная база.

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЧАСТЬ С ЕГЭ

Шаг 1.Прочитать текст. Все тексты по ЕГЭ заканчиваются одинаково – эмоционально.

Шаг 2.Поэтому необходимо найти в конце текста предложение, в котором названо эмоциональное состояние героя ( грустит, радуется, благодарит и др.),обусловленное всем развитием сюжета ( цепочка событий). Кроме того, это эмоциональное состояние может быть названо прямо, а может быть и — косвенно, лишь намеком. Тогда мы должны догадаться о том, каким его словом можно было именовать.

Шаг 3.Почему герой испытывает именно это состояние? В каждом абзаце текста стараемся найти такие слова, такие предложения, которые ответят на этот вопрос. Сюжетные обоснования- обоснование эмоционального состояния героя в последнем фрагменте текста. Подчеркните эти слова и предложение карандашом.

Шаг 4. Эти сюжетные обоснования надо пересказать ( оформить своими словами, стараясь придать фразам обобщающий смысл. Например, герой смелый, нерешительный…Ведь в поступках героя проявляется его характер, с которым связано его эмоциональное состояние. При этом мы получим нужные для сочинения 2-3 аргумента. Полученные аргументы надо записать обязательно.

Шаг 5.По схеме текста- рассуждения «собираем» черновой вариант текста сочинения. Делаем записи.

Шаг 6.Проверяем полученный текст по количеству слов и по критериям!

Шаг 7.Перепписываем на черновик.

Всего сочинение 200 слов Это лучше, чем 150

40 строк тетрадного формата.

Вступление и заключение – ¼ часть текста.10 строк ( 6,5 строчек -вступление, 3,5 строчек- заключение)

Отчеркнуть 7 строчек сверху, 4 строчки снизу. Остальное – основная часть- 30 строчек. Разделить их на 4 абзаца. В каждом абзаце 7,5 строчек .

Шаблон 1.

1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему –  проблему…

      Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …                                                                                                           Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает…   (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)                                                                                                                                                          

2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)

3. Позиция автора  данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).   Он считает, что…

4.   Я согласен с … ( в том, что…).

1. Во-первых, потому что …

    Во-вторых,…

2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.        

4. В качестве доказательства могу сказать следующее. 5. Доказать это можно так.                                                               6.Краткий вывод.

Шаблон 2.

        Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

        Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .

        С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

         В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

        Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Шаблон 3.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них — ….  .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29, 30)

Комментарий проблемы

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,…  Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести  2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему — …  .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).

Формулировки проблем.

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ В ЧАСТИ С1 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1.АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

2.Актуальность проблемы, поднимаемой автором

         В своей статье автор поднимает важную для нашего времени проблему…

         Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…

         Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…

         Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…

         Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,…

         Для человека всегда актуальна проблема…

         Автор  неравнодушен к проблеме…

         Публицист подчеркивает важность…

         Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее актуальность …

         Злободневность темы выражается в …

         Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..

         Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…

         Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном ракурсе…

         Автор сам формулирует проблему текста…

         Мне близка проблема, которую поднимает автор…

3.ТЕМА И ИДЕЯ (основная мысль) текста

         Автор статьи рассуждает на тему…

         В статье говорится о …

На первый взгляд, автор берется рассуждать на тему простую. Даже банальную, всем известную…

Любому становится близка тема…, которую развивает автор.

Тема … никого не оставляет равнодушным…

Тема текста мне близка и понятна…

Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…

Автор подводит читателя к своей главной мысли, что …

Идея текста действительно выстрадана автором: …

Автор мастерски убеждает нас в том, что …

Важнейшая мысль автора связана с …

В этом и заключается главная авторская мысль: …

Весомо и убедительно звучит главная мысль статьи…

Вывод словно напрашивается сам собой…

Что же можно считать потаенной мыслью автора, основной мыслью статьи?..

Прав публицист: …

Сложно не согласиться с автором в том, что …

Думается, что главная мысль автора бесспорна …

С главной мыслью автора можно согласиться лишь частично…

С одной стороны, автор высказывает бесспорную мысль, что …

4.ОБОСНОВАНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРА

Точку зрения автора, по моему мнению, можно выразить так …

Позиция автора заключается в том, что…

Автор убедительно обосновал свою точку зрения …

На мой взгляд, автор приходит к выводу…

Главное в авторской точке зрения – мысль о …

Автор занимает человеколюбивую, гуманистическую позицию …

Призыв автора к ….

Эта мысль выражает точку зрения автора: …

Позиция автора сформулирована в предложении …

Точка зрение автора во многом продиктована опытом его жизни…

Думаю, что точку  зрения автора  разделяют многие, ведь…

Трудно спорить с точкой зрения автора: …

Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения: …

Публицист дал ясно понять читателю точку зрения на проблему:…

Автор не скрывает и собственного мнения:…  

Позиция автора обоснована …

Автор подводит читателя к однозначному выводу: …

Вывод автора очевиден: …

Авторская позиция вызывает уважение …

Автор текста не остался равнодушным к … и провозглашает …

Мудрость автора выражена в его позиции: …

По моему мнению, позиция автора состоит в … (в том числе …)

5.ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИИ ИСХОДНОГО ТЕКСТА, СТИЛЯ И ТИПА РЕЧИ

Само построение публицистической статьи помогает автору быть убедительным …

На мой взгляд, даже композиция предложенного текста играет большую роль …

Построение текста соответствует основному типу речи – рассуждение …

В первой части текста автор утверждает, что …

Автор ненавязчиво подводит нас к мысли, что …

Яркие примеры …не только подтверждают авторскую мысль, но и помогают читателю …

Публицист рассуждает о …

Автор подчеркивает, что …

Рассуждения публициста убеждают нас …

Вначале задаваясь вопросом о … , автор постепенно подводит нас к мысли …

На мой взгляд, текст можно условно разделить на несколько частей …

Рассуждения публициста становятся все острее, он приводит яркие примеры, которые убеждают читателя в справедливости автора. Так, говоря о …, (инициалы и фамилия автора) рассказывает …

Перед нами яркий, напористый публицистический текст …

Неспешное авторское повествование перемежается  описанием …

Известный писатель … предстает перед нами как яркий публицист …

Художнику слова удалось создать неповторимую картину …

Элементы описания не только украшают текст, но и позволяют …

Писатель не мог обойтись без живого диалога …

Стилистическая палитра текста оживляется …

6.ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Я полностью согласен с автором …

По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о …

Хочется присоединиться к утверждению публициста …

Действительно, трудно не согласиться с автором статьи …

Мое мнение по вопросу … совпадает с авторским …

Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим проблему …

Я считаю, что с автором можно согласиться в том, что …

Как не признать правоту автора …

Хотя, на первый взгляд, мысль публициста кажется спорной, подумав над проблемой, стоит с автором  согласиться …

Действительно, авторская мысль продиктована богатым жизненным опытом …

Признаться, до знакомства с текстом ( инициалы и фамилия автора) я не задумывался об этом так глубоко…

Автор ставит многие сложные вопросы, на которые, пожалуй, нет однозначного ответа …

Мое отношение к главной мысли текста сложное, неоднозначное …

С одной стороны, следует признать правоту автора …

С другой стороны, не дает согласиться с публицистом тот факт …

Не могу согласиться с автором предложенного текста …

Оцените статью
ЕГЭ Live