Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10, 11 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Аргументы

М. Шолохов, «Судьба человека». Опыт войны делает людей более стойкими, но в то же время опустошает их души. Это доказывает пример из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Рассказчик встретил главного героя у переправы и сразу же заметил его тяжелый взгляд, наполненный тоской.

Андрей Соколов потерял во время войны всю семью, а сам долгое время пребывал в плену. Такие раны не залечить временем. Геополитический конфликт нескольких держав отнял у него все самое дорогое, а что дал взамен? Да, герой стал более волевым и сильным, приобрел специфические военные навыки и привычки, но едва ли все это богатство стоило жертвы.

Как и в мирное время, Андрей оставался человеком добрым и семейным. Поэтому он смог снова найти смысл бытия в заботе о сироте. Возможно, опыт боевых действий закалил его характер, благодаря чему он без ропота помогал стране восстановиться из руин, но главные нравственные ценности героя сформировались до войны и вопреки, а не благодаря ей.

Б. Васильев, «А зори здесь тихие». Мы не можем забыть те подвиги, которые совершили ради нас женщины и дети — те, кому на войне не место. Их жертвы больно ранят наши сердца. Именно поэтому произведение  «А зори здесь тихие» стало таким известным среди современных читателей.

Автор повествует о молодых девушках, которые служили зенитчицами на фронте. В армию их привели разные пути: кто-то мстил нацистам за родных, кто-то хотел принести реальную пользу обществу, а кто-то видел в боях нечто героическое и романтическое. Юные женщины случайно напали на след диверсантов и получили приказ задержать их — любой ценой.

Никто из них не сомневался, стоит ли отдавать ради выполнения задания свою жизнь. Рита, Соня, Женя, Галя и Лиза пожертвовали собой, но не дали диверсантам повредить важнейшие объекты инфраструктуры. В живых остался только их командир — старшина Васков.

А. Пушкин, «Цыганы». Обычаи и традиции народа помогают ему пронести через века свою самобытность и защитить свое право жить так, как хочется. Именно поэтому герои поэмы Пушкина «Цыганы» смогли противопоставить цивилизации больших городов свою бесшабашную свободу, привлекшую изгнанника Алеко.

Если бы цыганский народ не охранял свои индивидуальные законы и устои от влияние чужаков, он ничем не отличался бы от других этносов и потерял главное — независимость. Люди в племени были счастливы в своей кочевой жизни наедине с природой, где не было собственности, а значит, и жадности, алчности, лицемерия и других пороков оседлости.

Женщины и мужчины свободно сходились и расходились, никто не ревновал и не удерживал другого узами долга или приличий. Поэтому любовь цыган была честной и страстной. Чтобы сохранить свои мудрые обычаи, представители племени изгнали Алеко, когда он нарушил их табу, убив свою подругу и ее нового возлюбленного.

В. Быков, «Обелиск». Прошлое важно помнить, потому что именно оно учит представителей будущих поколений основам морали, этики и духовности. Это доказывает пример из повести Василя Быкова «Обелиск». Книга начинается с того, что на похоронах учителя Миклашевича выступает заведующий районо Ксендзов.

Он отказывается упомянуть о подвиге Алеся Мороза — преподавателя, который спас юного Павла Миклашевича и стал для него примером для подражания. Молодой Ксендзов не был участником войны, поэтому так равнодушно отнесся к памяти местного героя. Отсутствие уважения к жертве Мороза ради учеников объясняется тем, что заведующий районо не помнил о трагических событиях, произошедших в оккупации.

Зато о них хорошо знал ветеран Тимофей Ткачук, который публично осудил безразличие Ксендзова. Он рассказал приезжему журналисту о том, как Алесь Мороз сдался в плен ради освобождения детей, а когда оккупанты не сдержали слова, помог спастись одному из них — Павлу.

Если бы такие невежественные люди, как Ксендзов, знали больше об истории родного края и слушали рассказы очевидцев, то они не оскорбляли бы памяти усопшего своими казенными речами и фальшивыми чувствами. А так герой даже похоронах говорил об успехах в образовании и совсем не горевал об кончине Миклашевича. Очевидно, что незнание уроков прошлого влечет за собой утрату нравственных ориентиров и моральных установок.

Н. Иванова, «Ярость слова». Забвение — есть измена, и это понимают многие литераторы, которых тревожит искажение истины на страницах книг, где авторы сознательно умалчивают о неприглядной стороне явления. Так, Наталья Иванова в предисловии к роману В.

Астафьева «Прокляты и убиты» пишет о том, как важно было писателю передать в своем откровенном и «протестном» произведении реальное лицо войны — такое, какое он сам увидел на фронте. Он рьяно осуждал советский подход к идеализации борьбы на страницах книг.

Идеологическая ложь пропитала многие творения о том страшном времени, поэтому Виктор Астафьев написал о своем опыте, изобразив неприглядные, стыдные и кровавые реалии на передовой. Он открыл глаза читателя на проблемы советской армии: он продемонстрировал безжалостное и глупое руководство, недостаток снабжения, голод и болезни солдат, несправедливые полевые расправы над мнимыми предателями, мародерство и дедовщина.

Про ЕГЭ:  УГАТУ

Такого мы не увидим в большинстве современных фильмов о чистой и красивой войне, где были одни подвиги и удачные совпадения. «Жестокий писатель: нет для него героики (в привычном понимании) на войне, а есть полный разрыв со стереотипами и клише военной прозы» — так пишет Наталья Иванова об Астафьеве.

Он считал, что приукрашивание мировой и русской трагедии способствует тому, что мы забываем о чудовищности тех испытаний и изменяем памяти своих предков, которые все это выдержали ради нас и нашего будущего. Именно Виктор Астафьев в своем произведении поставил знак равенства между забвением и изменой.

Б. Васильев, «В списках не значился». Роль исторических памятников в нашей жизни сложно переоценить. В эпилоге к знаменитому роману Васильева читатель увидит, что подвиг Николая Плужникова, последнего защитника Бреста, живет в стенах его крепости, которая стала историческим памятником тех драматических событий.

Именно там сотрудники музея рассказывают посетителям про оборону этого стратегически важного участка фронта. А что было бы, если бы не было Брестской крепости в наше время? Если бы ее снесли, а на таком хорошем месте построили бы торговый комплекс или спальный район?

Никто из нас не узнал бы историю Плужникова, который пожертвовал собой, задерживая врага и разрушая его стратегию «Блицкрига». Ведь в списках он не значился, никто не внес его ФИО в документацию, и его имя могло бы быть стерто из истории навсегда. Но именно памятник мужеству героя, уцелевший после войны, стал его преданным летописцем, его голосом и другом.

В. Быков, «Сотников». Забвению не подлежит человеческое мужество, которое во все времена было спасительным средством в борьбе за идеалы. Например, в повести Быкова «Сотников» главный герой даже под пытками не рассказал о местоположении партизан.

Автор описывает его окровавленные пальцы без ногтей, которые так ужаснули его товарища — Рыбака. Вид мучений Сотникова так напугал пленного, что он тут же переметнулся на сторону врага. Но сам Сотников, тщедушный и больной человек, учитель из сельской школы, выдержал все мучения и даже пытался спасти тех, кого взяли под стражу вместе с ним, жертвуя собой.

Л. Толстой, «Война и мир». Память о войне — это нравственный долг каждого человека. Эту точку зрения защищал и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». В произведении мы встречаем много размышлений автора о событиях 1812 года. Он осуждает многих историков, которые возвеличивают Наполеона, ответственного за бессмысленные разрушения и жертвы, но игнорируют подвиг Кутузова, который пожертвовал своим положением при дворе, чтобы остановить напрасное кровопролитие и капитуляцию всей армии.

Именно русский фельдмаршал своими стратегическими отступлениями и промедлениями загнал Наполеона в тупик и спас Родину, и, что важнее, сберег жизни простых солдат, сдерживая честолюбие своих подчиненных и самого императора Александра. Писатель настаивает на том, что поведение военачальников нуждается в нравственной оценке потомков.

Извлечь из войны уроки — это наш моральный долг по отношению к людям, которые пострадали от недостатка этой мудрости в прошлом. Теперь мы знаем, что в войне нужно искать не социальные лифты, а возможность поскорее освободить от нее свои земли. Помня об этом, мы не повторим ошибок Наполеона и не ввергнем мир в пучину кровопролития. Именно поэтому память об исторических катаклизмов является нравственным долгом.

М. Булгаков, «Белая гвардия». Забвение стирает истину, а память дает нам возможность проанализировать ее и обнаружить собственные заблуждения. Так, в романе «Белая гвардия» пожилой инженер по кличке «Василиса» признается собеседнику, что при царе выступал за революционные изменения и симпатизировал партии кадетов.

Тогда ему казалось, что в стране живется плохо, что она нуждается в встряске и новых политических силах. Однако после событий 1917 года и начала Гражданской войны герой раскаялся в своих иллюзиях и не раз. По-настоящему «плохо» стало после свержения монархии, когда власть над Киевом стала переходить из рук в руки.

Бандиты из деревень наводили страх на благополучных горожан. Вся их гражданская позиция сводилась к мести и грабежу. Сам инженер, добившийся богатства честным трудом и экономией, стал жертвой ограбления и дискриминации: теперь он стал буржуем и врагом пролетариата.

Деревенские жители забыли о том, что при царе далеко не все были помещиками и чиновниками, их забвение стерло истину и ввело их в заблуждение. А память интеллигентов вроде «Василисы» преобразила прошлое в их глазах: они смогли разглядеть в нем положительные стороны, которых раньше не замечали, и сделать выводы на будущее. Именно поэтому необходимо помнить историю своей страны и учиться извлекать из нее мудрость, пока не стало поздно.

Б. васильев «экспонат №…» (анна федотовна)

«Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».

«Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №…».

Про ЕГЭ:  Русский язык. ЕГЭ 2016, ОГЭ 2016: скачать бесплатно кимы, задания, тесты, варианты подготовки

Проблема героизма, стойкости, силы духа женщин на войне

1) В. Закруткин «Матерь человеческая»

2) Маргарита Алигер «Зоя»

Проблема истинного и ложного патриотизма/героизма

Л.Н. Толстой «Война и мир».

Ротный командир Тимохин  — Федор Долохов

«…солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды…»  «…Все казалось потеряно…»

«…но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов…»

«…Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали…»

«…Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились…»

 «…Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера…» «…вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту…»

капитан Тушин

«…Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное…»

«…В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать…»

«…неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек…»

«…как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину…»

«…четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи…»

«…Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее…»

«…Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из-под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты <…> Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда идти, и делали ему упреки и замечания…»

Проблема предательства друзей, Родины/ верности Родине, долгу

1) В. Быков «Сотников» (Сотников и Рыбак) староста,  Демичиха, девочка Бася.

«По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому».

 «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

2) М. А. Шолохов «Судьба человека» (Соколов и Крыжнев)

«До  того  мне  стало  нехорошо после этого,  и  страшно захотелось руки

помыть,  будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз

в  жизни убил,  и  то  своего…  Да  какой же он свой?  Он же худее чужого,

предатель».  

3) К. Воробьёв «Немец в валенках» (Тюрин)

Проблема поведения советского солдата в плену

См. произведения выше

Проблема памяти о войне

«Есть имена и есть такие даты…» Александр Твардовский

Есть имена и есть такие даты,-

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,-

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

Проблема подвига детей на войне

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,Из тех, что главарями у детей,Из тех, что в городишках прифронтовыхВстречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,Таскать им воду вёдрами — не труд,Приносят мыло с полотенцем к танкуИ сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,Мы прорывались к площади вперёд.А он гвоздит — не выглянуть из башен, —И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкойОн примостился, — столько всяких дыр,И вдруг к машине подбежал парнишка:— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…Я подползал, они вон там, в саду…— Да где же, где?.. — А дайте я поедуНа танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —И вот мы катим к месту вчетвером.Стоит парнишка — мины, пули свищут,И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворотаЗаходим в тыл и полный газ даём.И эту пушку, заодно с расчётом,Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:От дома к дому шёл большой пожар.И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,Но как зовут, забыл его спросить.

Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях

 Константин Дмитриевич Воробьёв «Немец в валенках»

Герои: военнопленный Александр, Вилли Броде, (староста Тюрин), Иван Воронов.  

Про ЕГЭ:  ФИПИ 2016 Досрочный ЕГЭ по математике базовый с ответами и решениями

Проблема раннего взросления на войне

Зинаида Александрова «Моя сестра»

Была обыкновенная

Она ещё вчера.

Теперь сестра военная,

Военная сестра.

Сестре на складе выдали

Большие сапоги.

В один сапог — мы видели —

Влезают две ноги.

Нога мала, — смущённые

На складе говорят.

И выдали суконную

Шинель до самых пят.

Ей все шинели мерили,

Но меньше так и нет.

И там сестре не верили,

Что ей семнадцать лет.

У ней косичка белая

Вчера ещё была.

Моя сестрёнка — смелая,

Хоть ростом так мала.

Когда летал над крышами,

Над нашим домом враг —

Она всегда с мальчишками

Влезала на чердак.

Шумел пожар над городом,

Дрожал огромный дом.

Она стояла гордая

С пожарным рукавом.

В дымящие развалины

Влетала, как стрела,

Откапывала раненых,

В укрытие несла.

Теперь сестра учёная,

Военная сестра,

На ней шинель с погонами,

Сестре на фронт пора.

Она в подарок платьице

Своё мне отдала.

У мамы слёзы катятся:

— Уж больно ты мала!

А сердце-то, как правило,

По маленьким болит. —

Сестра ремни поправила

И тихо говорит:

— Что голову повесила?

Я, мама, на посту —

И добавляет весело: —

На фронте подрасту!

Проблема сохранения человека в человеке

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Андрей Соколов совершает не только военный, но и нравственный подвиг.

Тезис: война жестока, противоестественна, бессмысленна.

1) Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».

Тезис: война физически и нравственно калечит людей, особенно детей, которые несут в себе боль пережитых страданий.

Владимир Осипович Богомолов «Иван»

Ему столько довелось пережить, что  нам и не снилось, — шепчет Холин.

Тезис: даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить врагу, который страдает.

1) Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая»

   Ненависть и горячая,  слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце,

тошнотой прихлынули к  горлу.  Алый туман застилал ей глаза,  и  в  этом

негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося

на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и черную

удавку на детской шее Васятки,  и  их палачей-фашистов,  одетых в  серые

мундиры с  черной  лентой на  рукавах.  Теперь здесь,  в  ее,  Мариином,

погребе,  лежал один из них, полураздавленный, недобитый гаденыш, одетый

в такой же серый мундир,  с такой же черной лентой на рукаве, на которой

серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.[…]

   Мария  высоко подняла вилы,  слегка отвернулась,  чтобы не  видеть то

страшное,  что должна была сделать,  и  в  это мгновение услышала тихий,

сдавленный крик, который показался ей громом:

   — Мама! Ма-а-ма!..

   Слабый  крик  множеством  раскаленных ножей  впился  в  грудь  Марии,

пронзил ее  сердце,  а  короткое слово  «мама» заставило содрогнуться от

нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на

колени   и,   прежде  чем   потерять  сознание,   близко-близко  увидела

светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…

2) Л.Н. Толстой «Война и мир»

Герои: Петя Ростов, Винсент Боссе.

Петя стал перебирать в памяти события прошедшего дня и вспомнил о молоденьком французе-барабанщике, которого взяли в плен. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? – думал Петя. – Спросить бы можно, да скажут, что мальчик мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? Ну, да всё равно!»

Тезис: пережитые трудности и лишения заставляют ценить каждый новый день.

Ю. Друнина

Я родом не из детства — из войны.

 И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

 Быть добрыми к любой травинке робкой.

 Я родом не из детства — из войны.

И, может, потому незащищённей:

 Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.

Прости меня — в том нет моей вины…

Тезисы

  • Война – одно из самых страшных событий, которые могут случится с народом. К сожалению, и в истории нашего государства есть эти печальные и трагичные страницы. Во время кровопролитных боёв люди самоотверженно защищали свою родину и своих близких. Многие погибли, преследуя благородные цели. Важно помнить об этих подвигах, уважать их. Это первая причина, по которой тема войны не уходит из литературы. 
  • Вторая причина – это опыт прошлых лет или даже веков. Если уроки прошлого будут увековечены в произведении искусства, вероятность того, что эти уроки будут усвоены, – больше. Война – это горе, которое необходимо избежать в будущем. Чтобы не повторить ошибок прошлого, следует помнить о полученном опыте, этому и способствует военная литература.
  • Память о войне в литературе — это наша дань погибшим, дань героям, это литературный памятник, в котором увековечены и запечатлены благородные и отважные поступки предков.
  • Тема войны не уходит из литературы, потому что такой страшный период непременно оставляет ощутимый след в истории государства и народа и в судьба отдельных людей. Чтобы избежать повторения этого ужаса, преподать урок молодому поколению, писатели запечатлевают эти трагические события в литературных произведениях. 
  • Авторы одновременно знакомят читателей с историей, предостерегают их, учат храбрости, благородству, чести, самоотверженности и отдают дань погибшим и выжившим героям войны.
Оцените статью
ЕГЭ Live