План сочинения ЕГЭ по русскому языку — 4ЕГЭ

План сочинения ЕГЭ по русскому языку — 4ЕГЭ ЕГЭ

Как писать сочинение-описание (характеристика)

План сочинения-описания

Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее. 

Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».

План сочинения-описаниялучше всего строить по следующей модели:

  1. Представление предмета сочинения. Если сочинение о реальном человеке, то ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился, если о персонаже — обозначить его роль в сюжете.
  2. Основные признаки предмета сочинения. Во второй части следует рассказать о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета или явления. Важно, чтобы ребёнок не просто перечислил свойства, но выделил особенности, которые отличают предмет описания, рассказал, как они проявляются и на что влияют. 
  3. Мнение учащегося о предмете сочинения. Ученик может рассказать, какие ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из жизни.
    В конце этой части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если ребёнку не нравится герой, персонаж или событие, он имеет полное право написать об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить, почему. 
  4. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Помогите ребёнку ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют индивидуальные особенности предмета сочинения. 

Введение

Как и практически в любом другом тексте, начинать нужно с введения, хотя его наличие не подпадает под классификацию обязательных требований. Тем не менее, с введением текст становится более гармоничным, особенно если использовать цитату или эпиграф, отражающие суть произведения.

Еще один важный момент – краткость, которая, как известно, сестра таланта. Поэтому 2-3 предложений или одной цитаты будет более чем достаточно.

K6. точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

Ваша позиция

Описав авторскую позицию, ученик переходит к следующей части, приводя позицию собственную.

И тут крайне важно не пережать, сразу же отказавшись от слишком навязчивого и уж тем более агрессивного оценивания, из-за которого можно серьезно потерять в баллах.

Настоятельно рекомендуется оставлять место для альтернативного мнения, при этом обосновывая свое посредством приведения конкретных аргументов.

Не забываем и про клише для этого блока, которые помогут корректно и максимально лаконично сформулировать мысль.

К1. формулировка проблем исходного текста.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора.

Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты).

Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К3. отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К5. смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

Как писать сочинение-повествование

План сочинения-повествования

Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни». 

Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.  

План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:

  1. Вступление. Для начала ученику требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.   
  2. Завязка. Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации. 
  3. Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.    
  4. Развязка. Финал истории.Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.
  5. Заключение. В конце ученик может порассуждать о том, какие выводы он сделал из данной истории, и выразить своё отношение к героям и их поступкам.

Как писать сочинение-рассуждение

План сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры:

Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.

Структура у сочинения-рассуждения:

  1. Вступление (тезис). Начиная рассуждение, ученик должен выразить своё отношение к проблеме, обозначенной в теме. Удобнее всего сделать это двумя способами: 
    • начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и прокомментировать её, выразив своё согласие или несогласие;
    • если тезис уже заявлен в теме, например «Красота спасёт мир», можно задать встречный вопрос: «Почему…?», «Действительно ли…?».           
  1. Аргументы. В основной части работы школьнику нужно убедить читателя согласиться со своей точкой зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы, мнения экспертов, данные статистики и так далее. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы — тем лучше. 
    Если тема сочинения достаточно спорная, стоит рассмотреть альтернативную точку зрения и привести контраргументы: «С другой стороны…», «Существует и другое мнение…».   
  1. Заключение. В финале нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.  

Как полюбить писать сочинения

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.

Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать.

Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.

Критерии оценивания

На первый взгляд поставленная задача кажется крайне сложной. Однако подготовка позволит развеять этот стереотип, придав ученику такой необходимой в процессе экзаменации уверенности в себе. Главное — готовиться, учитывая те критерии оценивания, которые будут использоваться при проверке готового текста, поскольку для этого специально был разработан определенный стандарт.

Для наглядности эти стандарты будут приведены в следующей таблице:

К№Актуальные для оценивания сочинения в 2022 г критерииЧисло баллов для каждого критерия с расшифровкой
1Способность правильно формулировать основную проблему исходного текста, по которому пишется сочинение0 – отсутствие или неверная формулировка общей или одной из проблем;

1 – правильная формулировка без отсутствия фактических ошибок.

2Написание корректного комментария к сформулированной в предыдущей части текста проблеме0 – отсутствие проблемы и обосновывающих ее примеров; фактические ошибки, указывающие на явное непонимание или неправильное прочтение исходника; простой пересказ без обособления собственной позиции; цитирование больших текстовых фрагментов;

1 – наличие иллюстрирующего проблему примера без пояснения;

2 – наличие двух и более примеров проблемы без разъяснения их значения;

3 – выборочное разъяснение приведенных примеров, отсутствие смысловой связки между ними; сам блок не должен содержать фактических ошибок;

4 – наличие 2х и более обоснованных примеров без фактических ошибок, но с отсутствующей взаимосвязью между ними;

5 – полностью выполненное задание с 2-мя и более обоснованными и взаимосвязанными друг с другом примерами и отсутствием ошибок.

3Отражение и уместность формулировки авторской позиции0 – отсутствие или неверная формулировка позиции;

1 – правильная формулировка позиции автора исходника без ошибок.

4Отношение экзаменующегося к авторской позиции по основной проблеме0 – отсутствие позиции, как таковой, или несоответствие позиции ученика авторской;

1 – наличие сформулированной позиции с обоснованием на конкретных примерах и прочей аргументацией.

5Стилистика, последовательность изложения материала, речевая грамотность и сохранение общей цельности готового текста0 – ошибки по перечисленным критериям оценивания и неправильное абзацное членение либо его отсутствие;

1 – отсутствие грубых ошибок по перечисленным критериям оценивания и погрешностей в абзацном членении текста.

6Речевая точность, выразительность и интонация0 – скудный словарный запас, тавтология, однообразие в грамматическом построении;

1 – точная смысловая формулировка, но однообразие грамматического построения либо обратная характеристика;

2 – присутствие всех перечисленных выше критериев грамотной письменной речи.

7Орфография0 – 4 и более ошибок;

1 – 3-4 ошибки;

2 – 2 ошибки;

3 – 0-1 ошибка, при условии, что она не является грубой.

8Пунктуация0 – 6 и более ошибок;

1 – 4-5 ошибок;

2 – 1-3 ошибки;

3 – 0-1, при условии, что допущенная ошибка не является грубой.

9Языковые нормы0 – 2 и более грамматические ошибки;

1 – 1-2 ошибки;

2 – отсутствие языковых ошибок.

10Речевые нормы0 – 3 и более ошибки;

1 – 2-3 ошибки;

2 – 0-1 ошибки.

11Фактологическая точность (ошибки этического характера)0 – присутствует одна ошибка и более;

1 – отсутствие ошибок.

12Фактические ошибки0 – 1 и более ошибка;

1 – ошибки отсутствуют.

Исходя из приведенной выше информации, максимальное количество баллов будет равно 25. При этом определенные требования выдвигаются и к количеству слов, которых должно быть не менее 150, а в идеале — не более 200.

При этом на всю процедуру экзаменации вместе с тестами будет отведено 210 мин. без возможности использования любых сторонних материалов. Работы, написанные не по теме, проверяться не будут.

Особенности сочинений на огэ и егэ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории. 

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания. 

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом. 

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.

План сочинения егэ по русскому языку — 4егэ

План сочинения по новым критериям здесь: 4ege.ru/russkiy/61543-plan-sochinenija-ege-2021-i-primer-sochinenija.html

Информация ниже не актуальна!

Короткий план к заданию C1 по русскому языку.

1. Введение:

Объем – 2-3 предложения.

Задача: подвести читателя к проблеме

Пример:
— Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.

2. Постановка проблемы

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Объем: 2-4 предложения.

Пример:
— Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.

3. Комментарий к проблеме

Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее

Объем: 4-7 предложений

Пример:
Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.

4. Позиция автора

Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

Объем: 1-2 предложения.

Пример:
Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.

5. Ваша позиция

Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.

Объем: 1-2 предложения.

Пример:
Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.

6. 1-й аргумент литературный пример.

Аргументами могут быть:

1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.

2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)

То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте]

Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].

7. 2-й аргумент литературный пример или 2 примера из жизни/науки.

Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше:

Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений..

Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.

8. Заключение

В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.

2-3 предложения.

ЕГЭ портал рекомендует:
• Другой план сочинения
Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку
• 2 лекции с консультациями по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку
Аргументация проблем в сочинении С1

План сочинения егэ-2021 и пример сочинения

План сочинения ЕГЭ-2021.

Примерный вариант готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).

Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)

Этот вопрос Пастернак раскрывает через мысли, взгляд на происходящие события своего героя, врача Юрия Андреевича. Военные врачи не имеют права участвовать в боевых действиях, но Юрию Андреевичу пришлось однажды отстреливаться, так как шёл бой. Сочувствие доктора «было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей». Он очень жалел их, но ничего поделать не мог, лишь не стрелял в них. После сражения Юрий Андреевич обходит поле боя в надежде найти живых и помочь. Сначала доктор подходит к телефонисту из рядов красноармейцев, но он уже мёртв. Внимание Живаго привлекает ладанка, висевшая на шее убитого. В ладанке была зашита бумажка с извлечениями из девяностого псалма. Текст, считающийся чудодейственным и оберегающим от пуль, был переписан по-русски. (Пример из текста) Из этого примера мы видим, что телефонист – жертва никому не нужной войны. Он простой человек, которому хотелось жить, который верил в чудодейственность молитв и хотел избежать смерти. Но жестокая война не щадит никого. (Пояснение)

От телефониста доктор подошёл к телу убитого белогвардейца. Удивлению врача не было предела, когда он увидел на груди белогвардейца футлярчик, в котором была бумажка всё с тем же девяностым псалмом. «На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания». «Зачем?» — задаёт мысленно вопрос герой текста. (Пример) А ответа нет, потому что нет цели, нет смысла в этой смерти. Этим риторическим вопросом Юрия Андреевича автор подчёркивает бессмысленность и ненужность гражданской войны. Пастернак показывает читателю, что перед лицом смерти все равны. Не важно, за кого они воевали, главное, что люди потеряли самую важную ценность — жизнь. (Пояснение)

Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя. (Указание смысловой связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна. (Пояснение смысловой связи)

Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны. (Авторская позиция)

Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины. (Собственная позиция обоснование)

Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть. (Заключение)

Исходный текст

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.

(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.

(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.

(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.

(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

(По Б. Л. Пастернаку*)

* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Проблема

Следующая часть излагаемого материала требует особого внимания, поскольку она должна концентрировать в себе общую проблематику, которую нужно максимально правильно и четко сформулировать. Для этого ученик может использовать формат вопроса, расставляя основные приоритеты.

При этом нельзя путать такие понятия, как тема и проблема, поскольку последняя должна отражать не саму суть, а конфликт, который лежит в ее основе. Под конфликтом понимается острая тема или какая-то спорная ситуация, любые противоречия.

Клише на ЕГЭ
Данные клише позволят раскрыть проблематику сочинения

И если ученик правильно поставит вопрос, грамотно подведя к размышлению на эту тему с сопутствующим поиском вариантов решения основной проблемы, то это плюс балл в общем зачете. При этом можно воспользоваться вспомогательными, наводящими на нужные размышления клише.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Советы выпускникам

Если написание сочинений – не ваш конек, то это отнюдь не повод для того, чтобы опускать руки, заведомо настраивая себя на низкий результат. Красивая, грамотная, а самое главное – корректная письменная речь – это всего лишь навык, который можно и нужно тренировать.

Причем регулярные тренировки в написании сочинений на разные темы в соответствии с установленными планами, структурой и системой оценивания являются основной рекомендацией, которую единогласно дают эксперты выпускникам. Для этого можно завести специальные тренировочные дневники, в которых можно будет делать соответствующие пометки, проводя работу над ошибками.

исписанные листы бумаги
Чтобы написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку лучше, следует тренироваться

В качестве примера можно использовать работы других учеников с подробным разбором, причем как хорошо написанные, так и не очень, ведь гораздо лучше учиться на чужих, а не на своих ошибках.

Кроме того, тренируйте навык устно, учась находить проблему в любом тексте при прочтении. И стараясь избавляться от привычных для вас слов-паразитов.

Буквально несколько месяцев регулярных тренировок и вы не узнаете собственные тексты. Поэтому написание хорошего сочинения в рамках ЕГЭ – вполне посильная задача, решение которой находится полностью в вашей компетенции.

Сочинение на егэ

Согласно программе учебного года 2021-2022, для всех выпускников 11 классов, планирующих дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, предусматривается обязательный единый государственный экзамен по русскому языку, который будет состоять из двух этапов: тестирования и письменного сочинения.

И если с тестами все более или менее понятно, то написание сочинения требует определенной подготовки, которая, в первую очередь, сводится к изучению структуры текста и основных требований, выдвигаемых по отношению к нему.

Так, оцениваться будет не только грамотное и логичное изложение текста с учетом орфографии и пунктуации, но и способность ученика выносить из него основную суть, приводить правильную и максимально точную аргументацию.

ЕГЭ
Наиболее сложным в ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения

То есть помимо корректного восприятия и передачи самой сути сочинения, ученик должен придерживаться золотой середины, избегая слишком сложных замысловатых конструкций, чтобы в итоге получить лаконичный текст с четко просматривающейся структурой.

Структура сочинения

Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.

Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.

Структура сочинения егэ по русскому 2022 с клише

Теперь более подробно о самом структурировании, которое представляет собой четкий план. Придерживаясь последнего, будет гораздо проще упорядочить свои мысли и впечатления от прочитанного, используя его, как своеобразный костяк.

Шаг 1. обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. изучите контекст

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.

Памятка по созданию сочинения егэ

Заключение

Написание вывода также требует максимальной концентрации, поскольку здесь необходимо подвести обобщающую черту под всем, что было написано выше. При этом не допускается дублирование текста или его пересказ – только свежий взгляд на позицию автора, опираясь на собственную точку зрения.

При этом конец сочинения должен перекликаться со всеми его частями, включая вступление, если таковое использовалось.

Развивая мысль в этом блоке, крайне важно не допускать противоречий, если только они не являются своеобразным лейтмотивом самой темы.

И даже для данного блока предусмотрено свои клише, которые помогут направить мысли в нужное русло, если от волнения никак не удается их грамотная формулировка.

Оцените статью
ЕГЭ Live