Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11-м классах. Готовимся к ЕГЭ

Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11-м классах. Готовимся к ЕГЭ ЕГЭ

14 задание

Чаще всего ребята делают ошибки в задании на  слитное, дефисное, раздельное написание слов. Например, нужно найти предложение, в котором все слова пишутся слитно.  А как это сделать? Конечно же, вспомнить теорию. Например, существительные, начинающиеся с пол-, полу- пишутся слитно, а раздельно, — если корень слова начинается с заглавной, с -л или с гласной буквы.

2 задание

Как правило, во втором задании требуется найти частицу, союз, предлог, в общем — средство связи слов в предложении. К ним же относится местоимение, с которым у ребят часто возникают трудности. Для начала стоит вспомнить о том, что все местоимения делятся на разряды.

Шпаргалка от «ПУ»

Разберемся с ними на примере задания из банка «Решу ЕГЭ»:

«Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это местоимение.»

«В 1269 году некий Пьер Перегрин из Марикурта во время вынужденного безделья при осаде небольшого итальянского городка Люцера написал книжку «Письма о магните», в […] собрана масса наблюдений о магните, накопившихся до него и сделанных лично им….»

Нас просят подобрать относительное местоимение. Вспоминаем, что из этого разряда более всего подходит местоимение «которой». А значит, ответ соответствующий: «которой».

А как насчет неопределенных местоимений, с которыми столкнулась одна из выпускниц. Опять обратимся к банку «Решу ЕГЭ»:

«Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о […] неслыханно прекрасном…»

Напрашивается вопрос: “мечтой о чем?” Ответ: мечтой о чем-то неслыханно прекрасном (или) мечтой о чем-нибудь неслыханно прекрасном (или) мечтой о чем-либо неслыханно прекрасном. Как видно, здесь подходят целых три ответа — тебе лишь остается выбрать, какой из них ты запишешь в бланк ответов.

26 задание

В последнем тестовом задании нужно найти соответствие между терминами, которые есть в списке, и местами текста, в которых они и используются. Так что, тебе стоит перед экзаменом повторить еще раз все понятия, которые могут встретиться: от “метафоры” до “контекстных синонимов”. Иначе ты рискуешь запутаться в терминах, а значит, скорее всего сделаешь кучу ошибок. Например, одному из ребят в этом задании попались “однородные члены”, которые в решебниках почти не встречаются. Итак, чтобы не застать себя врасплох, потренируемся на одном из примеров:

Возьмем 4 предложение из списка. Как видно, отвечая на вопрос “села” (с чем?), мы замечаем ряд слов, поставленных в одном и том же числе и падеже, вроде “с ветлами, колодцами, сараями, баньками…” и т.д. К тому же, принадлежат все эти слова одному предлогу — “с”. Осталось проверить остальные предложения — все верно. Значит, под буквой Б скрывается ответ “ряды однородных членов”.

8 задание

Одно из самых “страшных” и, порой, тяжелых для ребят заданий находится по цифрой 8 вариантов. В нем нужно найти предложения, в которых были совершены ошибки определенного рода, например в предложении попадается несогласованное приложение, или проблемы с причастным оборотом.

Задание 6

Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

Прочитав его внимательно, ты наверняка заметишь тавтологию “молча, без слов”. Остается тебе решать — какое из них записать в бланк ответов. 

С заменой слова тоже нужно быть аккуратным. Например, вместо “поле внимания” — “поле зрения”, а настроение не может быть “мажорным”, если речь в предложении идет об увядающей осени — скорее, оно будет “минорным”.

Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11-м классах. готовимся к егэ

Я считаю, что учителю русского языка
полезно иметь под рукой некоторый запас заданий
повышенной трудности. Они активизируют
мыслительную деятельность учащихся, поднимают
эмоциональный уровень урока, вносят
разнообразие в работу, помогают в решении
проблемы дифференцированного обучения.
За долгие годы работы учителем русского языка и
литературы я собрала много примеров, различных
по степени по степени трудности, по объёму, по
тематике: одни связаны с фонетикой, другие – с
морфологией или синтаксисом, третьи относятся к
разряду стилистических. Таким образом,
предлагаемые задания могут быть использованы в
течение всего учебного года. Нужно сказать, что
для выполнения работ я даю всего 3-4 минуты, не
более.

Например:

Задание 1. Произвести звуки слов
НОЛЬ, ЛОЖЬ, НОВ не в обычном, а в обратном порядке
и записать получившиеся при этом слова.

Задание заставляет вспомнить разницу
между звуками и буквами, о позиционном изменении
гласных и согласных.
Об этом редко вспоминают в старших классах, и это
определяет полезность задания для
старшеклассников.

Задание 2. Найти слова с тремя
приставками или тремя суффиксами.

Задание 3. Найти слова с четырьмя,
пятью и более корнями.

Работа над этими заданиями убеждает в
огромных словообразовательных возможностях
русского языка. Кроме того, выпускнику не мешает
лишний раз (при необходимости) открыть Словарь
словообразований русского языка.

Задание 4. Придумать бессоюзное
сложное предложение, состоящее из двух слов.

Поначалу четвёртое задание кажется
ученикам невыполнимым. Ведь сложное предложение
должно состоять, как минимум, из двух простых, в
каждом из которых несколько слов,- таково
привычное представление. Но вот один за другим
учащиеся вспоминают, что простые предложения
могут состоять из одного слова (назывные,
безличные и др.). Значит, задача решается с
помощью двух таких предложений.
Как показывает практика, в срок выполняют
задание лишь несколько учеников. В зависимости
от состава класса можно дать ещё несколько минут
на поиск ответа, а затем попросить одного из
выполнивших работу написать своё решение на
доске, объяснить пунктуацию и ход мысли,
приведший к решению. Так класс повторяет ряд
важных сведений из синтаксиса.

Задание 5. Придумать предложение, в
котором были бы все знаки препинания, какие
применяются при письме в русском языке; лучшими
будут считаться предложения с наименьшим
количеством слов.

В принципе, это задание можно задать на
дом, так как оно может вызвать некоторые
затруднения. Ведь вначале оно кажется
невыполнимым. Решивших, как правило, немного. Но
они с удовольствием пишут свои предложения на
доске и «защищают» их. Это понятно: чем труднее
победа, тем она радостнее. Вот решение пятого
задания одним из учеников: «До нас доносятся
слова футбольного репортажа: «Мяч у Ефремова
(надеюсь, вы знаете этого футболиста?); финт… удар
– гол!» (
Здесь один малозаметный недостаток:
не хватает точки). А вот пример полного решения: «Это…
ты?!» — удивлённо воскликнул отец (я не
предупредил его о приезде: было некогда); но через
минуту он говорил уже спокойно, без волнения.

Работа над этим заданием заставляет
учащихся вспомнить множество правил пунктуации.

Задание 6. (домашнее). Придумать
(или выписать из текста) предложение, в котором
стояло бы рядом более трёх знаков препинания.

Задание 7. Написать по памяти одно
из выученных наизусть стихотворений.

Многолетний опыт использования
перечисленных заданий указанного типа в старших
классах убеждает нас в том, что работа над ними
интересна и полезна для учащихся.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) –
современная форма государственной аттестации
учащихся, оканчивающих среднюю (полную) школу.
Накопивший опыт показывает, что эта форма
аттестации позволяет объективно оценить
подготовку школьников по русскому языку и на
этом основании одновременно решить две задачи:
аттестовать выпускников общеобразовательных
учебных заведений за курс полной средней школы и
отобрать из них наиболее подготовленных для
обучения в высшей школе и в средних специальных
учебных учреждениях.

Для подготовки к ЕГЭ я так же использую
тесты, которые мне понравились своей
оригинальностью. Дело в том, что обычные тесты
требуют один ответ из четырёх вариантов ответов.
И выпускник может правильно ответить методом
исключений, предположений, «тыка». С помощью
тестов, которые я предлагаю использовать для
подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут
проконтролировать себя, оценить реально свои
знания, обнаружить слабые места в своей
подготовке по русскому языку и вовремя устранить
их. Для этого нужно сконцентрироваться и
постараться найти все возможные варианты ответа
на вопрос, так как ответов может быть несколько.

Например:


п/п

Тесты

Варианты ответов

ОРФОГРАФИЯ

Отметьте номера слов,
где пишется буква

 
1. И1) сильное кол…бание
2) стаб…лизировать
3) флаги разв…ваются
4) с…нева
5) пл…нительный образ
1 2 3 4 5
2. Е1) мит…нг
2) аккомпан…мент
3) дел…гат
4) ком…тет
5) трад…ционный
1 2 3 4 5
3. ё1) изображ…нная
2) три ш…фёра
3) вскипяч…ное молоко
4) идти за багаж…м
5) ш…рох деревьев
1 2 3 4 5
4. О1) тв…рение
2) изл…женный
3) з…рянка
4) к…сательная
5) ур…внение
1 2 3 4 5
5. Ы1) бледнолиц…й
2) рукавиц…
3) на ц…почках
4) ц…рцея
5) от…менные прилагательные
1 2 3 4 5
6. Звонкая согласная1) ка…тан
2) ре…ра
3) ане…дот
4) крутой вира…
5) высокий тари…
1 2 3 4 5
7. Непроизносимая согласная1) поз…ний звонок
2) злора…ствовать
3) уча…ствовать в забеге
4) сверс…ник
5) блес…нуть
1 2 3 4 5
8. Согласная пропущена1) трол…ейбус
2) кавал…ерия
3) дискус…ия
4) искус…ный
5) рес…рсы
1 2 3 4 5
9.Ъ1) об…ёмистый
2)под…берёзовик
3) ворон…е гнездо
4) раз…учивать песни
5) раз…единить провод
1 2 3 4 5
10. Ь1) истолоч…
2) замуж…
3) реч…
4) несколько груш…
5) колюч…
1 2 3 4 5
11. З1) во…кресенье
2) и…резать
3) во…главить
4) бе…подобно
5) …жигать
1 2 3 4 5
12. Е1) пр…градить
2) пр…ближение
3) пр…бывать в городе
4) пр…ветствовать
5) пр…старелый
1 2 3 4 5
13. И1) в профилактор…
2) в постел…
3) на батарее…
4) о Ксении…
5) из чащ…
1 2 3 4 5
14. Е1) он обижа…т
2) мы кле…м
3)наруш…ное правило
4) независ…мый
5) вы мо…тесь
1 2 3 4 5
15. Я (А после шипящих)1) дожди вымоч…т
2) дверцы пристав…т
3) леч…щий врач
4) та…щий врач
5) они посе…т
1 2 3 4 5
16. НН1) крашен…ый отцом пол
2) решён…ая задача
3) златоткан…ая ткань
4) всё уже взвешен…о
5) испуган…ый ребёнок
1 2 3 4 5
17. НН1) песчан…ый
2) диковин…ый
3)гостин…ица
4)ветрен…ый день
5) буквен…ый
1 2 3 4 5
18. Е1) н… луна, н… звёзды не интересуют меня
2) н… одна во поле берёзонька стояла
3) н… росинки во рту
4)в этих делах я был н… то н… сё
5) откуда н… возьмись, у чугунной решётки
вспыхнул огонёк
1 2 3 4 5

Отметьте номера, где
написание

 
19. Дефисное1) пол…Китая
2) электро…прибор
3) едино…началие
4) унтер…офицер
5) юго…восточный
1 2 3 4 5
20. Раздельное1) подобру…поздорову
2) по…нашему мнению
3) в…одиночку
4) уехать за…границу
5) со…слепу
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
21. Дефисное1) как…нибудь переживём
2) туда…же и приехали
3) приют наш мал, за…то спокоен
4) подите…ка сюда
5) зашёл…бы ко мне
1 2 3 4 5
22. Слитное1) рассказ не…интересный
2) не…было Е…БЫЛО
3) поступить крайне не…интересно
4) никому не…известные причины
5) не…должен
1 2 3 4 5
23. Раздельное1) в…виду плохой погоды
2) в…заключение передачи
3) работать в…продолжение пяти лет
4) что-то на…подобие лодки
5) в…связи с переездом
1 2 3 4 5
24. Слитное1) и завтра то…же, что вчера
2) я объяснил ему, за…чем мне это нужно
3)и…так, я жил тогда в Одессе
4) будем жить так, что…бы все любили нас
5) от…чего ушёл, к тому и пришёл
1 2 3 4 5

ПУНКТУАЦИЯ

Отметьте номера
предложений, в которых на месте пропуска
ставится тире

 
25.1) Художник … не моралист, художник тот,
кто создаёт прекрасное.
2) Выставить меня в смешном и неприличном свете …
самое лучшее средство, чтобы вернуть себе
контроль над расследованием.
3) По-русски проститься … значит просить
прощения.
1 2 3

Отметьте номера
предложений, в которых на месте пропуска
ставится запятая.

 
26.1) Он отнял руки, и стало видно, что глаза
у него влажные … блестящие.
2) Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и
валов, и крику сельских пастухов … и шлёшь ответ.
3) Нам нужно сажать леса … не только для
восстановления плодородных сил земли, но и для
нашего хозяйства.
1 2 3
27.1) Окружавший нашу поляну … лес при
месячном освещении казался гигантскими
водорослями.
2) Беглого корнета по жизни влекло любопытство …
чувство пустое и бесполезное.
3) Лицо его имело выражение … довольно приятное,
но плутовское.
1 2 3
28.1) Я устремился к Ангаре … в Москве
оставив поздний вечер и Братск увидев на заре.
2) Невзирая на ветер и стужу … мы должны были идти
за топливом.
3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам …
голову сломя.
1 2 3
29.1) Плескалось и шуршало море … всё в
белых кружевах пены.
2) Вот и сейчас … в предполуночный час … соседние
строения тонули во тьме, а красавец дом весь сиял
и переливался, похожий на сказочный ледяной
дворец.
3) Дождь льёт … как из ведра, потоки воды шумно
несутся по улицам и переулкам.
1 2 3
30.. 1) В сущности … в первые годы детства
человек проходит самый трудный из своих
университетов.
2) Остапу … казалось бы … на роду написан
битвенный путь.
3) По его словам … нельзя было догадаться о его
настроении.
1 2 3

Отметьте номер
предложений, в которых чужая речь оформлена
неправильно.

 
31.1) Николай наклонил голову и тихо
спросил, что не может ли она пройти сейчас с ним к
Красновым.
2) «Бабушка – сказал Егорушка,- я спать хочу».
3) М. А. Шолохов подчёркивал, что «писатель должен
уметь прямо говорить читателю правду, как бы она
горька ни была».
1 2 3

Отметьте номера
предложений, в которых допущена пунктуационная
ошибка.

 
32.1) Когда у меня в руках новая книга, я
чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое,
говорящее, чудесное.
2) Есть в Суздали особый дар человечности особая
теплота, которая покоряет каждого, кому удаётся
увидеть сквозь древние камни светлую улыбку
русских строителей.
3) Светлый месяц, почти полный, вышел из-за сарая и
через двор легли чёрные тени, и заблестело железо
на крыше.
1 2 3
33.1) Мы спустились в долину и как только
нашли воду тот час же остановились.
2) Чичиков не заметил, как въехал в середину
обширного села с множеством изб и улиц.
3) Даша заметила, что, когда вслед за звонком в
столовой появлялся Рощин, Катя сразу не
поворачивала к нему голову, минуточку медлила.
1 2 3

Отметьте номера
предложений, в которых на месте пропуска
ставится двоеточие.

 
34.1) У неё не было на лице никакого
выражения, совсем никакого … ни волнения, ни
радости, ни страха – ничего.
2) Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа,
а именно … глубоко внизу сигналили машины,
гремела арматура, раздавалась барабанная дробь
металлических ломов.
3) Иван Иванович всегда даёт каждому из детей …
или по бублику, или по кусочку дыни, или по яблоку.
1 2 3

Отметьте номера
пропусков, где ставится запятая.

 
35.Порою кажется (1) что замечательные
памятники Суздаля созданы для того (2) чтобы
своими каменными выступами (3) поясками,
анфиладами (4) служить опорой для чистого снега.
1 2 3 4

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Отметьте номера слов с
ударением на втором слоге.

 
36.1) агент
2) удобнее
3) занята
4) инструмент
5) досыта
1 2 3 4 5

Отметьте номера
предложений с речевыми ошибками.

 
37.1) У матери отлегло сердце, когда она
увидела Павла живым и невредимым.
2) Ты меня крупно обидела.
3) Государственный Эрмитаж – обладатель одного
из крупнейших в мире первоклассных собраний
художественного стекла.
4) Пока учащиеся готовят у доски ответ по
карточкам, класс проверяет домашнее задание.
5) Эти уроки посвящены способам образования
глагола.
1 2 3 4 5
38.1) Блюда из картофеля с аппетитом едят
все.
2) После плаванья пионеры вытираются полотенцем:
вытирание укрепляет и закаляет тело.
3) Выписать из текста глаголы, употреблённые в
безличном значении.
4) Мать любила и всякие другие игры, особенно же
головоломки и карты.
5) Он полетел в больницу сломив голову.
1 2 3 4 5
39.1) Подчеркните предложение, которое
помогает понять основную мысль текста.
2) Он смутно ощущал всё расстояние и возможность
погибнуть.
3) Я очень много работал, чтобы получить
образование, можно сказать, выбивался из кожи.
4) Вот из-за синей полоски леса показалось
багровое солнце.
5) Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и
невероятную гибкую, с бледно-зелёными глазами
снежного барса, её в течение полувека без устали,
снова и снова рисовали, писали красками, валяли в
гипсе, мраморе, фотографировали.
1 2 3 4 5

ЧАСТЬ Б.

В приведённом предложении
допущена следующая ошибка:
А) орфографическая
Б) пунктуационная
В) речевая
Г) ошибок нет
 
Впереди, чуть выдаваясь к дороге,
стояла некрупная, коленом изогнутая чёрно пегая
берёза, вся прошитая солнцем, трепещущая от тепла
истомы и лёгкого дуновения происходящего в
кроне.
А б в г

ИТОГО баллов _____________

Оценка ____________

Таких тестов я заготовила много. Учащиеся с
удовольствием работают по ним, так как они сами
поняли полезность их. Многие мои выпускники
поступили в высшие учебные заведения, имея в
Сертификате ЕГЭ не менее 70 баллов по русскому
языку.

Желаю удачи.

Ловушки егэ — трудные задания по русскому языку

В данной методической разработке приводятся сложные случаи постановки ударения, различения паронимов, морфологических и синтаксических ошибок.

Задания 4, 5, 7, 8 — ЕГЭ по русскому языку

Автор: Назарова Л. В.

→ Скачать — trudnye-zadaniya-ege

Задание 4.

Часто ошибки допускаются в постановке ударения в следующих словах:

включИт, отключАт, слИвовый, пломбировАть, кровоточИть, бАрмен, фенОмен, давнИшний, диспансЕр, Иконопись, кАшлянуть, исчЕрпать, исчерпАвший, облегчИть, сверлИт, завИдно, прибЫвший, закУпорить… Читать далее

Задание 5.

Различение паронимов в основном трудностей не вызывает, следует ознакомиться со словарём паронимов. Но ученикам бывает сложно отличить следующие паронимы:

→ Величавый. Исполненный торжественности; величественный. Величавая походка.

→ Величественный. Исполненный величия, торжественности, величавый; исполненный достоинства, важности. Величественная панорама. Величественная стройность. Величественная женщина.

→ Претерпеть. 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. Претерпеть бедствия. 2. Подвергнуться какому-либо изменению. Претерпеть преобразования.

→ Перетерпеть. 1. Пережить, перенести, вытерпеть многое. Перетерпев жизненные невзгоды, стать сильнее. 2. перех. и без доп. Терпя, преодолеть. Перетерпеть жажду.

→ Представить. 1.Показать, познакомить. Представить друга родителям. 2.Вручить для ознакомления, рассмотрения или заключения. Представить план застройки в указанный срок. 3. Вручить награду. Представить к награде.

→ Предоставить. Дать, выдать, даровать, позволить. Предоставить права. Предоставить отпуск.

Задание 7.

→ Следует запомнить.

Задание 8.

Грамматические ошибки – это ошибки в построении слова, словосочетания, предложения (ихний; вышли из класса по окончанию урока; Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа)… Подробнее

 Связанные страницы:

Сочинение

Или 27 задание.Во-первых, повтори структуру: в ней дошло быть, как минимум, вступление, основная часть и заключение. В основной части должна быть поставлена проблема, даны к ней комментарии, их пояснение и защита примерами, цитированием, а также не забудь сказать об авторской позиции и своем отношению к его словам, конечно, подкрепленных объяснением. Следи за объемом текста: тебе нужно уместить свое сочинение в 70-150 слов. Плюс-минус слово — и количество баллов может пострадать. И лучше, если ты потренируешься над парочкой тем дома. И хотя

одному

из выпускников попались легкие темы, отрепетировать задание все-таки стоит.


Оцените статью
ЕГЭ Live