Открытый досрочный вариант №1 ЕГЭ по русскому языку 2022 с ответами

ЕГЭ

Примерные задания и примерные ответы

Задание 1

Текст Макаренко про воспитание:

Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.   Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!

А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.   Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Текст про пленного немца:

— После войны, в сорок шестом году поехал я с приятелем на охоту. На станции Тучково вышел из поезда. Стоим, ждем, когда колонна пленных пройдет (они там кирпичный завод строили), гляжу — здоровенный немец выскочил и бежит ко мне, руками размахивает.

— Камрад, спасибо, спасибо! — Кинулся обнимать.И я тоже, представьте, узнал немца. В сорок третьем году, в феврале, носом к носу столкнулись мы с фашистской разведкой. Мы — в снег, и они — в снег. Такие случаи бывали и раньше. Бывало, без выстрела расходились, а тут очень нужен был пленный, было <… > объявлено:

«За пленного — месячный отпуск домой». Я успел заметить: качнулась елочка.Я выстрелил первым. Четверо немцев кинулись убегать. А один, здоровенный, спотыкаясь, идет к убитому — автомат в сторону. Мой связной Шурик Андреев подскочил: «Хенде хох!» А немец — ноль внимания, упал на колени возле убитого, плачет.

— Мой земляк. Мой земляк… Мне жизнь два раза спасал.. . Вынул из кобуры браунинг. Забрал документы. Пленному, как обычно, сказал: «Ну вот, теперь будешь жить…» К фашистам жалости не было. Но пленных я запрещал пальцем тронуть. Этот пленный, надо сказать, много ценного рассказал.

текст про семью с животнымитекст про волнистых попугайчиковтекст про эволюцию животных и ее зависимость от семьитекст про агрессию в речи современных людей

Кипение, манящий, вИдение — разговорная лексика

Задание 2

указательное местоимение (ЭТО, ЭТИХ)определительное местоимение (САМОЙ, САМ, КАЖДОЕ)противительный союз (НО, ОДНАКО)производный предлог (В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ)усилительная частица (даже)Личное местоимение (ИХ)

Задание 3

Значение слова «условия»природаспутник (сопровождающий)закон (понятие)рост — значение совершенствованиепородаЗначение слова «рост» в словосочетании «профессиональный рост».

Задание 4

Тут записаны слова с НЕПРАВИЛЬНЫМ ударением, то есть ответы:нАлитакрасивЕекралАсьсверлИтмОлящийпрИбывпОнявшийдовЕрхудонИзунАжитый, нАжившийтортЫдобрАлаводопрОвод, принЯвший, бАлуясь, ЭкспертсогнУтыйдождАласьзАвиднопрозОрлива

Задание 5

НЕТЕРПИМАЯ боль (заменить на НЕСТЕРПИМАЯ)УПОМИНАНИЕ заплатить налоги  (заменить на НАПОМИНАНИЕ)этичных норм (заменить на ЭТИЧЕСКИХ)жёсткая пневмония (заменить на ЖЕСТОКАЯ) обратите внимание, слово жестокий употребляется с болезнями!жестокое правило (заменить на ЖЁСТКОЕ)безответный (заменить на безответственный)нет претензиев (заменить на претензий)перервать — прерватьневежа (грубый, неучтивый, невежливый человек)

заменить на НЕВЕЖДАмедаль — желательный приз на олимпиаде (заменить на ЖЕЛАННЫЙ)костный ларец (правильно КОСТЯНОЙ)фактичная стоимость (правильно фактическая)конная грива (правильно конская)ответственныеэтичные нормы (правильно ЭТИЧЕСКИЕ)желательный приз (желанный правильно)дипломатичный — дипломатическийкоренастые жители (правильно КОРЕННЫЕ)

Задание 6

первая премьера (убрать слово ПЕРВАЯ)необычный феномен (убрать НЕОБЫЧНЫЙ)ведущий лейтмотив (убрать ВЕДУЩИЙ)ведущий лидер (убрать ВЕДУЩИЙ)правильное правописание (убрать ПРАВИЛЬНОЕ)заключительный финал (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ убрать)многоэтажные небоскребы (убрать МНОГОЭТАЖНЫЕ)в итоге результате (РЕЗУЛЬТАТЕ лишнее)более выше (БОЛЕЕ убрать)ведущим лейтмотивом (ВЕДУЩИМ убрать)замена слова — иметь внимание (замена на значение)тёмный мрак (тёмный лишнее)

Задание 7

на ширине ПЛЕЧЕЙ (заменить на ПЛЕЧ)ПРОМОКНУЛ (заменить на ПРОМОК)с ПОВИДЛОЙ (заменить на ПОВИДЛОМ)без ПРЕТЕНЗИЕВ (заменить на ПРЕТЕНЗИЙ)прыгает более выше (заменить на более высоко)много СОЛДАТОВ (заменить на СОЛДАТ)тремястамипятьистами учениками (правильно пятьюстами)более угрюмее (правильно угрюмый)более красивее (правильно красивый)ПЯТЬСОТЫЙ (заменить на ПЯТИСОТЫЙ)килограмм ЯБЛОКОВ (заменить на ЯБЛОК)промок, а не промокнул

Задание 8

деепричастный оборот, нарушение связи между подлежащим сказуемым, однородные члены, косвенная речьнесогласованное приложение, деепричастный оборот, существительное с предлогом, подлежащее и сказуемое, однородные члены

Задание 9

чередующаясячередующиеся корни (замерять, озарять)проверяемая гласнаячередующиеся подниматьсодержитотварить картофель — проверяемая гласная, а не черед.

ПГ: содержит, отварить (картофель), символизмНГ: корифей, эволюция, ветеран, палисадник

Задание 10

курЬёз, сверхЪестественный, бЬющийся, взЪерошить, предЪюбилейный, обЪектантИвоенный, взОбратьсяпрИобрёл, прИозёрский, непрИглядный, прИоткрытьпрЕследовать, прЕемственность, прЕувеличениесЫмпровизировал, педИнститутпрИобрёл, прИозёрскийпрообразсымпровизироватьбьющийсяпрИстройкавзобратьсяпреследовать, предъюбилейныйзакаляющийнеобъятный, пьесапревозмочь

Задание 11

щавелЕвый, грушЕвый, магниЕвыйтолщИнамилостИвыйнищЕтадружочЕк, , ковшИк на еньк/ ец/ ую (без искл)искосА, дымчАтый, ковшик, черешЕнкамилостИвый, толщИнабольшИнство, передергИвая

Задание 12

ненавидевший, застелем, выгорит, загонишь, неприемлемый, веруешь, засвищут, мерещится выгорИт, загонИшьненавидевший, застелемувенчанныйприемлЕмый (тот, который можно принЯть), застелЕм постельзасвищут соловьиненавидевшийзаклеивший

Задание 13

НЕВИДИМКОЮ (слитное написание)НЕБОЛЬШОЙНЕСМЕШАННЫМИнестерпимая больнедоумеваянеслыханныйнебогатыенезапятнанной

Задание 14

ЧТОБЫ ЗАЧАСТУЮНАСЧЁТ ТОТЧАСПОТОМУ ЗАТОнаконец впередичтобы причемчтобы потомввысь чтобыпоневоле поэтомунемудренотоже чтобынаконец впередиТАКЖЕ ПОЭТОМУ

Были “ТАК ЖЕ КАК И” в больших количествах 

Задание 15

брошеныжестяной, глиняныйлиственный, весенний точёные фигуркирассеянный, уверенно, заслуженныймедленно, неожиданномедленно, песчаниквесенний, рваные, немудрёныебелёная стенакраткое причастие, жестяной, глиняныйрваная, потрепанный, немудреныйнеожиданныйрастеряннаянемудрёныйстилизованный, асфальтированныйизображённая, потрёпанный особенно, медленно, неожиданнонемудреный, рваный неслыханные богатства

Хруп­кий точёНый си­лу­эт изображёННой на кар­ти­не де­вуш­ки особеН­Но вы­де­ля­ет­ся на фоне белёНой стены, по ко­то­рой бегут пер­ла­мут­ро­вые тени.

Задание 16

Психологически точный портрет не понравился княгине Орловой, и живописцу Н.К. Бондаревскому был заказан новый портрет.Радовались как дети, так и взрослыеССП, однородные определениявесенний поломанныйтонотактихий, еле слышимый звукбыл прохладный летний вечеррыжая, выгоревшая рожь

Однородные определения:тихий, еле слышимый дождьУ старика был ласковый, милый голос

Неоднородные определения:тонкая ледяная кромка Был прохладный летний вечер. Вечером в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное.

Задание 17

в начале предложения один деепричастный оборот и под конец причастный (определяемое слово стояло после оборота)Деепричастный оборот и причастие после которого стоит определяемое слово

Задание 18

обращения

стих Ахмадулиной Запущены моих друзей дела,нет в их домах ни музыки, ни пенья,и лишь, как прежде, девочки 1 Дега 2голубенькие оправляют перья. Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страхвас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, 3 друзья мои, 4 туманит ваши очи.

стих Лермонтова Прочь, прочь, слеза позорная,Кипи душа моя!Твоя измена чернаяПонятна мне, змея!»

стих БлокаЯ звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла;Ты в синий плащ печально завернулась,В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашла…Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,В котором ты в сырую ночь ушла…

Есть задания из Цыбулько.

Видимо; конечно; по мнению ученых — вводные слова.Обязательно — не вводное!

однако в значении НО

Задание 19

из сборника ЦыбулькоОчень странное предложение про Петра 1, Карла 12 и Фридриха 2

Старый князь(1) несмотря на явную старческую слабость(2) не счёл себя вправе(3) отказываться от должности. Ответ: 12

Задание 20

есть тонотак

Задание 21

два причастных оборотазапятые при однородных членахзапятые с причастиямидвоеточие (бсп пошло в ответ, кроме него были и прямая речь, и обобщ слово)

Задание 22

выбрать верные суждения

Задание 23

выбрать верные сужденияпредложение 23 указывает на условие того, о чем говорится в предложении 22

Задание 24

Реальные тексты егэ 2022 с проблемами

Реальные тексты ЕГЭ 2022 (30.05.2022 г.)

1. Текст ЕГЭ по Е. Богату о чувствах, молодости души. 

(

«Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет…»

)

Проблемы: 

1) Какова роль чувств в жизни человека?/ стареют ли чувства?

2) В чем проявляется молодость человеческой души?

2. Текст ЕГЭ по И.С. Соколову-Микитову о детстве, воображении. («Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле?»)
Проблемы:
1) Какова роль воображения в жизни человека ?/ в детстве
2) Как ребёнок воспринимает окружающую его действительность?
3) Какова роль чтения в жизни человека? / (Что даёт человеку книга?) Как влияют книги на человека ?/(в детстве)
4) Как рождается любовь к родной земле?/ к путешествиям/к родной природе? 

Пример сочинения по тексту И.С. Соколова-Микитова «Какова роль воображения в жизни человека?«

3. Текст ЕГЭ по Л.Н. Толстому о писательствеВ это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости«)
Проблемы: 

4. Текст ЕГЭ по В.П. Катаеву о героизмеСолдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом«)
Проблемы: 
1. Какими качествами обладает настоящий герой? Кого можно считать настоящим героем?
2. Что заставляло бойцов на войне проявлять мужество и героизм?
3. Что дает человеку любовь к Родине?
4. Как война влияет на человека?
5. Какова природа мастерства?
6. Как ребенок воспринимал войну?

Пример сочинения по тексту В.П. Катаева «Кого можно назвать истинным героем?«

5. Текст ЕГЭ. И.А. Гончаров о различных взглядах на жизньСкажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить?«)
Проблемы: 
1. Как должен жить человек?

Пример сочинения по тексту И.А. Гончарова «Как должен жить человек«

6. Текст ЕГЭ. М.А. Шолохов о кувшинкахЖелтые кувшинки плавали в стоячей воде«).
Проблемы:

7. Текст ЕГЭ. Е. Богат о творчестве Что такое творчество?»)
Проблемы: 
1. Какую деятельность можно считать творчеством? 
2. Кого можно считать творцом? 
3. Когда возникает радость творчества? 
4. Все ли люди одарены талантами? 
5. При каких условиях формируется и проявляется личность?

Пример сочинения по тексту Е. Богата: «Когда возникает радость творчества?«

8. Текст. И.А. Ильин. О красоте («Мыльный пузырь. Одно мгновение живет этот блаженный шарик… «)

9. Текст. Б.Л. Васильев. О труде и отдыхе («Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства…»)
Проблемы:
1. Как характеризует человека его отношение к отдыху/труду?
2. Как возникает любовь к литературе?
3. Что такое ответственность?
4. Как влияет семья на формирование личности?
5. Как человек должен относиться к искусству?

Пример сочинения по тексту Б.Л. Васильева «Как характеризует человека отношение к отдыху?»  

10. Текст. В.В. Вересаев. О времени («Зачем я от времени зависеть буду?»)
Проблемы:
1. Почему люди боятся времени/перемен?
2. Что помогает человеку в тяжелые времена?

Пример сочинения по тексту В.В. Вересаева «Почему человек боится времени?«

11. Текст. В. Крупин. О красоте природы («Но до чего же красива река Лобань!»)
Проблемы:
В чем заключается красота природы?
Как мир природы влияет на душу человека?
Что дает человеку созерцание красоты природы?
Как нужно относиться к природе?

Пример сочинения по тексту В. Крупина «Как мир природы влияет на душу человека«

12. Текст. В.И. Белов. О родине («И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника»)
Проблемы:
1. Какова роль родины в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на малую родину?

Пример сочинения по тексту Белова «Почему человек всегда стремится вернуться на малую Родину?«

13. Текст. Ф.А. Вигдорова. О любви материАндрей родился и рос в Калуге«)
Проблемы:
1. Какова роль матери в жизни человека?
2. Как влияет мама на становление личности человека?

Реальные тексты ЕГЭ 2022 (31.05.2022 г.)

1. Текст. Ю.Я. Яковлев о героизме

Когда Корзинкин прибыл в редакцию армейской газеты, он был похож на большого растерянного птенца, который залетел не в свое гнездо

«)

Проблемы:

1. Как война меняет жизнь человека?

2. Что значит истинный героизм?/ Кого можно назвать настоящим героем?

3. Как война раскрывает характер человека?

2. Текст. В. Крупин о любви к родине, детстве

Как же давно я мечтал и надеялся жарким летним днем пойти через Красную гору к плотине на речке Юг. Красная гора — гора детства и юности

«)


Проблемы: 

1. В чем заключается ценность детских воспоминаний?

2. Какую роль играет труд/работа  в жизни человека?

3. Какое значение для человека имеет родина?


3. Текст. В. Крупин о малой родине

Уже давно меня никуда не тянет, только на родину, в милую Вятку, и в Святую землю

«)

Проблемы:

1. Какое значение имеет родина (малая родина) в жизни человека?/ Какую роль играет родина в жизни человека?

2. Почему человека стремится вернуться на малую родину?/ Почему человек дорожит родиной?

3. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?

4. Текст. В.А. Солоухин. Об искусстве До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?«)
Проблемы:
1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?«

5. Текст. Б. Екимов. О цветах, красоте «Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава«
Проблемы:
1. Почему человек чувствует потребность в красоте?
2. Что значит красота в жизни человека?
3. Как проявляются эстетические потребности человека?

Пример Сочинение по тексту Б. Екимова «Какое значение имеет красота в жизни человека?«

6. Текст. М. Горький. О вреде философииЯ давно уж почувствовал необходимость понять — как возник мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его«)

7. Текст. Ю. Бондарев. О войне («Вчера в лесу обстреляли штабную машину»)

8. Текст. Л. Кассиль. О мечтеУ каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний«)

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.

В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <…> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен.

Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с носителем живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо?

Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.(По С.С. Аверинцеву)

 1  Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель автора – сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (личность, катаклизмов, «перестройки»).2) Наряду с метафорами (уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта) в тексте употребляются эпитеты (невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д.С. Лихачёва.3)

Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.4) Автор, знакомя читателей с личностью Д.С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики.

Для точности и объективности информации об учёном используется только нейтральная лексика.5) Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели ‒ поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России.

Ответ: 25 <или> 52.

 2  Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.

Ответ: среди <или> посреди.

 3  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом (1) абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.1) Связанный с совокупностью производственных, общественных достижений людей. К. уровень населения.2) Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему.К. человек. Культурное общество.3) полн. ф.

Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности. Культурные связи. Культурная работа (культурно- просветительная).4) полн. ф. Обработанный, возделанный, выращенный человеком, не дикий. К. слой земли (со следами деятельности человека; спец.).

Ответ: 2.

 4  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.Выпишите это слово.

прибЫлооткУпоритькрасИвеемозаИчныйвернА

Ответ: прибыло.

 5  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ способ литья дал возможность уменьшить расходы на производство.В СЛОВАРНОМ составе языка, представляющем собой систему разных лексико-семантических разрядов или рядов слов, не все элементы одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.

Ответ: экономичный.

 6  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.

Ответ: цен.

 7  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более МОЛОЖЕпосле БУДНЕЙнет СВЕЧЕЙпять ОЛАДИЙИХ тетрадей

Ответ: молодой <или> молод.

 8  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомБ) нарушение связи между подлежащим и сказуемымВ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемГ) ошибка в построении предложения с однородными членамиД) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В жизни каждого человека как бывают успехи, так и неудачи.2) Осмотрев аппарат, стала ясна причина неполадок.3) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена».4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценит новую коллекцию модельера.5)

Благодаря усердия и усидчивости ученик справлялся с самыми трудными заданиями.6) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом решения «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.7)

Языковую норму, закрепляющую только один вариант употребления как правильный, называют обязательной.8) Проанализировав факты, можно выдвинуть определённую гипотезу.9) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор «Словаря современного русского языка».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В Г ДОтвет: 5 4 3 1 2

 9  Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) росток, положиться, торопливый2) укрощать, понимание, творить3) облагать (налогом), целлофановый, размахнуться4) шелестеть, отторгать, напрягаясь5) роскошный, теоретический, (ранняя) седина

Ответ: 45 <или> 54. 

 10  Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нед..верчивый, п..дорожник, нен..глядный2) пр..мета, непр..годный, пр..стройка3) и..брать, и..желта-красный, бе..вестный4) супер..гра, от..мённое (прилагательное), раз..грать5) с..язвить, в..юга, ад..ютант

Ответ: 23 <или> 32.

 11  Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) горош..нка, масл..це2) передёрг..вая, заносч..вый3) подчёрк..вать, (новый) владел..ц4) яблон..вый, плать..це5) француз..кий, англо-рус..кий

Ответ: 125 <или любой другой порядок этих цифр> .

 12  Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного рядапропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т2) замет..шь, немысл..мые (последствия)3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)4) выгон..шь, освеща..мый5) выкидыва..шь, обиж..нный

Ответ: 235 <или любой другой порядок этих цифр>.

 13  Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.Ещё (НЕ)КОШЕННАЯ, но наполовину иссохшая трава поникла.На свежем снегу (НЕ)БЫЛО видно следов.Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

Ответ: непривычные.

 14  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как светились вершины сосен, а ТАК(ЖЕ) по побагровевшим елям мы поняли, что взошло солнце.Бурный темперамент не давал писателю (ПО)ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.

На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами (ТОТ)ЧАС свяжутся.Каждый читатель воспринимает стихотворение (ПО)СВОЕМУ в зависимости (ОТ)ТОГО, насколько он чуток к слову.

Ответ: чтобытотчас <или> тотчасчтобы.

 15  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Первый луч солнца через неплотно притворё(1)ые ставни золотил изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены, увеша(4)ые картинками на темы детских сказок.

Ответ: 1234 <или любой другой порядок этих цифр>.

 16  Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.2) Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.3) Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.4) Никто никогда не дарил мне ни снегиря ни какой-нибудь другой птички в клетке.5)

Ответ: 45 <или> 54 .

 17  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма (2) показали людям многообразие и неповторимость (3) окружающего их (4) мира.

Ответ: 12 <или> 21 .

 18  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Наедине с тобою (1) брат (2)Хотел бы я побыть:На свете мало (3) говорят (4)Мне остаётся жить!Поедешь скоро ты домой:Смотри ж… Да что? моей судьбой (5)Сказать по правде (6) оченьНикто не озабочен.(М.Ю. Лермонтов)

Ответ: 123456 <или любой другой порядок этих цифр> .

 19  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.

Ответ: 134 <или любой другой порядок этих цифр> .

 20  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А старушка всё говорила о счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них щемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

Ответ: 134 <или любой другой порядок этих цифр>.

 21  Найдите все предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2)

Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)

Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.

Ответ: 25 <или> 52 .

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.(2)Я окончил элитную школу, располагавшуюся в престижном районе на западе Москвы. (3)Сейчас такие слова и произносить-то гадко, хочется как-то от них отстраниться, хотя бы закавычить. (4)

Тогда, 35 лет назад, они несли несколько другой смысл. (5)У истоков нашего совсем ещё юного в ту пору заведения стоял академик А.Н. Колмогоров. (6)Отбирали туда на жёсткой, многоступенчатой конкурсной основе старшеклассников со всей России, в том числе из самых дальних и глухих мест, и критерий был один: исключительные способности к физике и математике. (7)

Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протёртыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и комментирующим загадочные формулы, – от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале – о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы… (8)

Вместе с ним преподавали его сподвижники и ученики, профессора и аспиранты из МГУ, Физтеха и других лучших вузов страны. (9)В эти-то вузы и лежала у питомцев школы дорога.(10)А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.(11)

Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)

Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны. (16)С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше – тысячную долю сказанного! (17)

Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя. (18)Но после его уроков стали читать ещё больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр «Парижских тайн» Эжена Сю – истёртые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли ещё не при жизни великого критика.(19)

Недавно тогда опубликованный в журнале роман Булгакова «Мастер и Маргарита» учитель сам читал нам вслух после уроков. (20)Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. (21)Смешно об этом вспоминать сегодня, но кто-то из коллег-преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения. (22)

«Пуганая ворона куста боится!» – был ответ.(23)Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение.(24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)

За минувшее с той поры время я слышал немало   профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)

Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (28)Что читал? (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)

А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.(32)Когда я вспоминаю лучшие – по-современному, «звёздные» – минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.(33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.(По С.А. Яковлеву*)

* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.

 22  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.2) В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.3)

Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении всех его произведений.4) Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться в библиотеку.5) А.Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.

Ответ: 234 <или любой другой порядок этих цифр>.

 23  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложениях 2–4 представлено повествование.2) В предложении 7 содержатся элементы описания.3) В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.4) Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.5) В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.

Ответ: 25 <или> 52 .

 24  Из предложений 32–33 выпишите один фразеологизм.

Ответ: приходитвголову <или> обратиласьвслух.

 25  Среди предложений 10–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 1215 <или> 1512.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 26  «С.А. Яковлев предоставляет герою возможность высказаться, выразить своё отношение к школе и любимому учителю. С этой целью писателем используются тропы – (А)_________ («вдохновенных лекций» в предложении 12, «нечеловеческой интуицией» и «лукавый блеск» в предложении 30) и (Б)_________ («питались модуляции… голоса» в предложении 30, «ранил души подростков» в предложении 31).

Список терминов:

1) фразеологизм2) восклицательные предложения3) вопросно-ответная форма изложения4) цитирование5) эпитет6) ряды однородных членов предложения7) метафора8) парцелляция9) синонимы

            А Б В ГОтвет: 5 7 6 4

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Оцените статью
ЕГЭ Live