Не мытьем, так скатыванием

Не мытьем, так скатыванием ЕГЭ

Что такое «сливы» и зачем они нужны?

Если говорить простыми словами, то «слив» — это информация, которую незаконно выгружают в интернет или передают третьим лицам обходными путями.

«Сливы» ЕГЭ

подразумевают попадание в Сеть или КИМов, или сразу ответов на задания.

Каждый год, когда время приближается к сдаче ЕГЭ, многие школьники пробуют поискать КИМы или даже ответы на них. Конечно, рынок «сливов» более развит во ВКонтакте или Телеграме, но о популярности говорит даже динамика поисковых запросов и сервис Google Trends. Мы можем заметить, что всплеск активности по поиску «сливов егэ» как раз выпадает на дни перед сдачей. А если посмотреть на количество результатов в Гугле, то можно увидеть весьма внушительную цифру: 281 тысяча страниц.

«ваши ответы были верные; правда, больше вариантов ожидал»

Иван (имя изменено) — администратор одной из групп, продающих ответы на вопросы ОГЭ и ЕГЭ. Его проект существует с 2022 года. За 3000 рублей, как утверждается в описании, там можно приобрести ответы по всем предметам конкретного региона (за 18–20 часов до экзамена ты просто получаешь доступ к КИМам и официальным критериями проверки).

«У меня в управлении одна группа в телеграме. Занимаюсь этим исключительно с целью заработка. В проекте работаю один и не привлекаю других. Слежки никакой не боюсь, ведь нахожусь не на территории РФ, да и за деятельностью таких сообществ особенно не наблюдают.

Информацию по КИМам мне сливают различные информаторы. Это налаженная сеть людей, которые занимаются такими вопросами. Очевидно, что большая часть денег поступает во время проведения экзаменов. Больше всего ответы покупают в Московском регионе, это примерно 40% от общего количества желающих. Бывает, что варианты не совпадают. Тогда деньги возвращаются покупателю», — говорит создатель канала.

По некоторым данным, ресурс Ивана сотрудничает с Региональным центром обработки информации — оттуда и ответы

При этом Министерство просвещения не раз заявляло, что КИМы и ответы к ним находятся под сильнейшей защитой, доступ к засекреченной информации имеют только лица, подписавшие договор о неразглашении. Проносить к компьютерам с заданиями любые устройства, имеющие камеру, категорически запрещено.

Администратор другой группы в интервью «Мелу» анонимно рассказал, что достает ответы методом перекупа. Над его проектом работает команда из трех человек: он сам, менеджер и маркетолог. Сумму, которую молодой человек зарабатывает в месяц, он называть не стал. Но один из его сотрудников намекнул, что заработанных денег «хватает на то, чтобы купить себе хороший телефон».

Напомним еще раз: официальные власти говорят о том, что не стоит даже пытаться покупать подлинные КИМ ЕГЭ, потому что предлагать их могут только мошенники. Современные системы защиты таковы: задания и ответы находятся в охраняемом помещении с ограниченным доступом.

Туда также нельзя проносить любую копирующую технику. Все, кто имеет доступ к заданиям, подписывает договор о неразглашении, а само помещение постоянно контролируют, включая запись разговоров со стационарных телефонов. Разработчики заданий и ответов не знают, как задания формируются в билеты и распределяются по регионам. Ответы же поставляются в защищенном виде, и к ним в день экзамена не имеют доступа даже те, кто проверяет работы.

Ученик, купивший ответы в этом году, тоже согласился дать «Мелу» анонимное интервью. Его КИМы не сошлись с тем, что ему прислали администраторы подобного паблика: «Я из Брянской области, 32-й регион. Ключи к ЕГЭ по русскому языку купил через группу «ВКонтакте», заплатил 2666 рублей. Ответы, к сожалению, не помогли. Хотя в группе много положительных отзывов и восторженных комментариев выпускников.

Когда сравнил купленный в интернете КИМ с тем, что получил на экзамене, расстроился: они не совпадали

Но на русском покупка ответов была лишь подушкой безопасности, я сам был готов к экзамену. Если бы такая ситуация случилась во время сдачи другого предмета, я даже не могу представить ощущения. Наверное, со страха бы все завалил.

Родители знали о моих намерениях и сами оплатили мне ответы, так как сейчас сдача экзамена — это не проверка знаний, а просто способ поступить в вуз. Экзамены с каждым годом усложняют, потому что стране нужны слесари и техники, на которых можно отучиться в простом техникуме без ЕГЭ».

А шпаргалку не оплатите?

Последний способ — для самых ленивых. Нужно лишь найти в поисковике соцсетей паблик, который облегчит участь писать всю ночь на листочках мелким шрифтом, а потом еще и вырезать. Одна бумажная шпаргалка на одну тему стоит около 100 рублей.

Юрий (имя изменено по просьбе героя), администратор инстаграм-паблика по продаже шпаргалок к ЕГЭ:

«В 2022-м я сдавал ЕГЭ и за неделю до экзаменов понял, что срочно нужна железная гарантия в виде шпор. Боялся, что от волнения все забуду, а шпоры представлялись подушкой безопасности. Сразу подумал, что 100% есть те, кто уже додумался производить мини-шпоры и продавать их.

Я лично заказывал «Аргументы к сочинению по русскому», хотя на самом деле и так знал почти все классические произведения. Также в тот момент, когда ещё только заказывал шпоры перед экзаменом, понял, что хочу помогать школьникам. Так, спустя 1,5 года после экзаменов сверстал мини-шпоры для каждого предмета, начал производить их и продавать, отправляя почтой.

В сезон я зарабатываю несколько десятков тысяч рублей в месяц, притом что я только начал заниматься продажей шпаргалок

До того момента как я получил первые n тысяч рублей, родители абсолютно ничего не знали о бизнесе. Потому что лучше не рассказывать родителям о начинаниях, которые могут повлечь за собой риск материальных потерь. Отношения с ними отличные, просто они, как и большинство людей в России, доверяют только бетонным источникам дохода и не доверяют рискованной деятельности, которой является предпринимательство.

Микрофон, камера и наушник

Помимо покупки ответов и КИМов, школьники во время экзамена часто прибегают к использованию шпионского оборудования. Стоят такие гаджеты в районе 5000 рублей. Сумма полностью зависит от качества звука, расстояния, на котором они работают, и размера.

Самый дорогой наушник — магнитный. Он закидывается внутрь уха, чтобы его совсем не было видно, а потом достается при помощи специального магнита. Среди школьников и студентов ходят разговоры, что при ношении такой аппаратуры в ухе главное — не зевнуть. Иначе наушник может провалиться глубже, откуда его будет невозможно достать без хирургического вмешательства.

Врачи говорят, что проблема в другом: дети засовывают наушник слишком глубоко в ухо, и, действительно, извлекать их приходится в больнице.

Купить микронаушники, камеры и микрофоны несложно. Они открыто продаются во многих магазинах, где есть отделы техники. Но существуют компании, которые специализируются только на помощи студентам, они сдают такое оборудование в аренду, а некоторые за отдельную плату даже сами готовы надиктовывать ответы.

Но вот стоит ли пытаться пронести все это на ППЭ? Во-первых, технику могут обнаружить рамки металлоискателей. Во-вторых, могут заметить экзаменаторы — и, напоминаем, это наказуемо. В список запрещенных на ЕГЭ гаджетов подпадают все, от банальных телефонов до смарт-часов.

Если школьник нарушает регламент, организаторы и члены государственной экзаменационной комиссии имеют право удалить его с экзамена. Экзаменационную работу ученика проверять не будут. На бланках его работы будет стоять пометка, что выпускника удалили за нарушение регламента.

Но школьники всё равно находят лазейки. Один ученик рассказал нам, что пронёс технику за пряжкой от ремня, а другая выпускница сдавала ЕГЭ несколько лет назад. Тогда ей пришлось организовать целый шпионский квест.

Анна (имя изменено по просьбе героини), выпускница московской школы:

«Я пользовалась аппаратурой на математике, русском, химии, истории и биологии. В городе был мальчик, который за баснословные деньги всю эту систему настраивал, то есть человек из дома мог видеть задания и через наушники диктовать мне решения. Предполагаю, что он на этом деле знатно заработал.

Под одежду я крепила камеру, и сквозь пуговицы на блузке можно было видеть то, что у меня перед грудью, –бланки заданий

В ушах — микроскопические наушники, которые совсем не видно, особенно с распущенными волосами. Иногда в ППЭ были заглушки, поэтому аппаратура не всегда работала. Если работали только наушники, я переписывала задания на черновик и диктовала их в туалете — этот способ тоже неоднократно спасал.

Родители были в курсе и на время экзамена собирались все вместе, кто-то из учеников первым присылал им задания, они начинали быстро все прорешивать и рассылать своим детям».

Официальная позиция

Согласно закону «Об образовании в РФ», содержание КИМ ЕГЭ относится к информации ограниченного доступа, разглашение которой влечет за собой административную ответственность, говорится на сайте Рособрнадзора.

Ведомство уже передало МВД информацию о ресурсах, торгующих подобными услугами во время ЕГЭ-2020. Пока речь идет о 30 подобных сайтах, но охота за мошенниками продолжается — мониторинг будет идти на протяжении всего времени проведения экзаменов.

И да, подчеркивает ведомство, подобные сайты в большинстве своем содержат фейковую информацию

Ответственность, впрочем, несут не только продавцы шпаргалок, но и их владельцы. На официальном портале ЕГЭ-2020 напоминают: проносить на экзамен уведомление о регистрации на экзамены, средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы (кроме разрешенных, которые содержатся в КИМ), письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации запрещается.

При обнаружении подобных материалов, а также при невыполнении учеником других правил проведения ЕГЭ члены комиссии имеют полное право удалить его с экзамена. ЕГЭ такого ученика аннулируется. Шанс на пересдачу дается только через год.

Благодарим за помощь в подготовке материала стажеров «Мела» Антона Копича, Полину Локтионову, Елену Прохорову. Иллюстрация: Shutterstock / D-sign Studio 10

Покупка кимов и ответов

Один из самых популярных способов сдать экзамен нечестно — заранее купить ответы на вопросы. Это, кстати, по словам самих школьников, сделать довольно просто. Достаточно лишь открыть поисковую строку любой социальной сети (чаще всего используется «ВКонтакте» и Telegram) и вбить что-нибудь похожее на комбинацию «ответы на ЕГЭ 2020».

За пару секунд на экране появятся десятки различных групп. Дальше остается лишь выбрать конкретное сообщество, изучить отзывы, списаться с его администратором, узнать все детали и осуществить денежный перевод. Другое дело — кому ваши деньги уйдут и правда ли вы получите то, на что рассчитываете.

Отследить, когда в России появился бизнес продажи ответов на школьные выпускные экзамены, практически невозможно. Такие группы постоянно попадают под блокировку, ни одна из них не живет больше нескольких месяцев. А в экзаменационный период существование таких сообществ измеряется даже не в днях, а в часах.

Уже в 2022 году были заблокированы более сотни таких групп — и охота на них усиливалась с каждым годом

Тогда же, в 2022-м, руководитель Рособрнадзора Сергей Шатунов заявил «МК»: «Существует огромное количество вариантов [экзамена]. Для каждого [ученика] создается практически индивидуальный вариант, поэтому то, что распространяется в интернете, просто мошенничество и попытка получить деньги».

При этом слив в том году всё же случился. У многих школьников ответы сошлись с тем, что выкладывали в интернет. А ученики с Дальнего Востока в том же году пошли еще дальше и стали сами продавать ответы и задания, сливая КИМы тем, кто в силу часового пояса сдает экзамен позже них.

Про ЕГЭ:  Основные правила грамматики русского языка — 4ЕГЭ

Роскачество тоже из года в год подтверждает в интервью, что слив достоверных ответов невозможен, а всё то, что выкладывается в интернет, — работа непорядочных людей, которые хотят развести детей и их родителей.

«Вариант с социальными сетями является самым популярным мошенничеством. До сих пор практикуется и создание отдельных сайтов с платным доступом к „ответам“ для наивных выпускников, которые выманивают деньги у школьников. Их количество стабильно падает одновременно с ростом количества мошеннических пабликов и каналов… Школьникам следует избегать использования мошеннических сайтов, на которых якобы публикуются правильные ответы по вопросам ЕГЭ.

Прочитайте текст и выполните задания 22—27.

22

Какие из высказываний

не соответствуют

содержанию текста?

Укажите номера ответов.

1) Уроки литературы, которые вела Мария Фёдоровна, были уроками доброты и гуманизма.2) Рассказчик, получив письмо от Марии Фёдоровны, не сразу позвонил учительнице.3) Профессии учителя и врача похожи тем, что эти люди заботятся о физическом здоровье человека.4)

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 235 <или> любая другая последовательность этих цифр.

Комментарий
Задание 22 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 235 или любая последовательность этих цифр.

2) Рассказчик, получив письмо от Марии Фёдоровны, не сразу позвонил учительнице. Информация, заключённая в этом предложении, противоречит содержанию текста, в частности представленной в предложении № 24: (21)Мария Фёдоровна сама прислала мне письмо. <…> (24)Я немедленно отозвался…
3) Профессии учителя и врача похожи тем, что эти люди заботятся о физическом здоровье человека. Содержание этого предложения не соответствует информации, заключённой в четвёртом и пятом предложениях текста: (4)Вообще, я более всего почитаю две профессии: учителя и врача. (5)Эти призвания в чём-то схожи: один и другой заботятся о человеческом здоровье — только первый о здоровье нравственном, а второй — о физическом…
5) После окончания школы все мы часто вспоминаем своих учителей, видимся с ними. Содержание этого предложения не соответствует содержанию предложения № 17 текста: (17)В жизненной круговерти, увы, не так уж часто вспоминаем о них и уж совсем редко с ними видимся.

Высказывания № 1 и № 4 дублируют информацию, заключённую в тексте в восьмом и седьмом предложениях соответственно, и, следовательно, не могут являться ответами в этом задании.

23

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 5 поясняет, раскрывает содержание предложения 4.
  • 2) В предложении 14 содержится вывод, следствие из содержания предложений 9—13.
  • 3) В предложениях 1—5 представлено повествование.
  • 4) В предложениях 29—33 заключено рассуждение.
  • 5) В предложениях 42—43 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 41.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 35 <или> 53.

Комментарий
Задание 23 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 35 или 53.
В данном задании необходимо выбрать ошибочные утверждения. Таковыми оказываются утверждения 3 и 5.
Третье утверждение ошибочно, поскольку в предложениях 1—5 представлено не повествование, а рассуждение, о чём свидетельствует структура отрывка: тезис и доказательства; наличие вводных слов: к моему изумлению, вообще; отсутствие развития действия, характерного для повествования.
Пятое утверждение ошибочно, поскольку в предложениях 42—43 нет ответа на вопрос, поставленный в предложении 41: «Почему мы порою откладываем именно то, что касается самых близких, самых любимых?». Предложение 42 можно рассматривать как продолжение этого вопроса. А предложение 43 переключает внимание на другую сторону проблемы.

24

Из предложений 34—42 выпишите

фразеологизм25

Среди предложений 1—8 найдите такое(-ие), которое(-ые) соединено(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26«Наверное, любимый учитель был в школе у каждого из нас. А как складываются отношения тех, кто уже давно окончил школу, с учителями? С теми, кто воспитывал нас не только на своих уроках, с теми, кто отдавал каждому свою любовь и заботу? Вспоминая свою первую учительницу, автор в конце текста приходит к обобщениям, прибегая к (А)______ (предложение 46).Неслучайно А. Алексин использует (Б)____ (предложения 40, 41) и (В)_____ (предложение 32). Синтаксис его речи интересен ещё и (Г)_____ (предложения 27-28, 29-30, 38-39, 49-50)».

Список терминов:1) антонимы2) парцелляция3) риторические вопросы4) риторические восклицания5) неполное предложение6) ирония7) градация8) метафора9) цитирование

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Русский ЕГЭ. Образец варианта работы с комментариями

Комментарий
Задание 26 предполагает четыре цифры в ответе. Порядок цифр в ответе значим. В этом задании из девяти языковых средств выразительности, представленных в списке терминов, необходимо выбрать четыре.
Ответом в этом задании являются цифры 9352.

Рассмотрим каждый пример в отдельности.
Иллюстрацией языкового средства выразительности А является предложение №46, включающее прямую речь: «С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата», — говорит один из моих персонажей. Правильный ответ: цитирование (9).
Языковое средство выразительности Б представлено в тексте предложениями № 40 и № 41: (40)Куда же девалась моя деликатность ? (41)Почему мы порою откладываем именно то, что касается самых близких, самых любимых? На данные вопросы в тексте ответа нет, следовательно это риторические вопросы (3).
Языковое средство выразительности В проиллюстрировано предложением №32: (32)А ещё позже… Это неполное предложение (5).
Подсказкой выбора языкового средства выразительности Г является фраза из рецензии Синтаксис его речи интересен…, которая ограничивает выбор языкового средства выразительности из списка терминов. Если исключить из него, во-первых, те, которые уже были занесены 8 ответ под буквами А, Б и В — цитирование, риторические вопросы, неполные предложения; во-вторых, лексические средства языковой выразительности, к которым относятся 1) антонимы, 6) ирония, 8) метафора, то остаются синтаксические средства 2) парцелляция,
4) риторические восклицания, 7) градация.

Следует также обратить внимание на то, каким образом даётся ссылка на примеры в тексте. В анализируемом случае номера предложений даны через тире. Такая подача свидетельствует о том, что языковое средство выразительности создаётся одновременно обоими предложениями.
• (27)Следовало отправиться к ней в тот же вечер… (28)Но были съёмки очередной моей телепередачи «Лица друзей».
• (29)Сейчас я думаю: почему так часто повседневная суета, и в том числе «Лица друзей», как бы отстраняли от меня лица моих личных друзей, не позволяли порой к ним прорваться? (30)Хотя друзьями своими я всегда искренне и безмерно дорожил…
• (33)Наверно, была больна. (39)Но не настаивала… из-за неизменной своей деликатности.
• (49)Примите их все, перед кем виноват! (50)К кому опоздал…
Анализ указанных в рецензии пар предложений позволят сделать вывод о том, что в данном случае перед нами парцелляция (2).

Часть 1

1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок.
  2. Слово «чайка» как название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси, на которых они пересекали Чёрное море, имеет тюркское происхождение и означает «лодка, ладья».
  3. Название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси и казаков из низовьев Днепра не имеет никакого отношения к морским птицам.
  4. Лёгкие и быстроходные судёнышки воинов Киевской Руси назывались «чайками» — словом, имевшим тюркское происхождение и означавшим «лодка, ладья».
  5. Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».

Посмотреть правильный ОТВЕТ и комментарий

ОТВЕТ: 24 <или> 42.

Комментарий

Задание 1 предполагает два правильных ответа. Рассмотрим все варианты, предложенные для анализа.
Предложение 1 не является ответом, так как в нём продублирована только часть информации из первого предложения текста.
Предложение 3 не является ответом, так как в нём воспроизводится второстепенная информация из второго предложения текста.
Предложение 5 не является ответом, так как в нём содержится второстепенная информация из третьего предложения текста.
Правильным ответом являются предложения 2 и 4: в них передана главная информация, содержащаяся в тексте; объём информации в этих предложениях одинаков, а способ выражения разный — во втором ответе это сложноподчинённое предложение, а в четвёртом — причастный оборот, синонимичный придаточной части.

Правильные ответы содержат основную информацию каждого из трёх предложений текста. Вам следует обратить внимание на предложения, в которых одна и та же мысль передана с помощью разных синтаксических конструкций.

Задание 1. Ещё информация 

2

Самостоятельно подберите вводное слово (словосочетание), которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово (словосочетание).

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

ОТВЕТ: Между прочим <или> Кстати говоря <или> Кстати.

Комментарий

Задание 2 предполагает один правильный ответ, который вы подбираете самостоятельно.
Однако поскольку в русском языке у многих слов, в том числе и служебных, существуют синонимы, то ответом может быть один из ряда синонимов, как и в данном случае.

Содержание второго предложения носит характер попутного замечания к информации, представленной в первом предложении. Значение попутного замечания в списке слов для ответа имеют следующие сочетания и слова: междупрочим, кстати говоря, кстати. Одно из перечисленных сочетаний (слов) и является ответом в этом задании.
Рассмотрим также и некоторые другие вводные слова, чтобы показать вам алгоритм рассуждений.
Например, слова видимо и возможно, являясь вводными, выражают предположение. А информация, представленная во втором предложении, не предположительная, а абсолютно достоверная, о чём свидетельствует следующее, третье, предложение текста. Кроме того, оба слова имеют близкие значения, что недопустимо для вариантов ответа тестовой работы. Следовательно, эти слова не могут быть ответом в задании 2.
Слово значит указывает на последовательность изложения мыслей, своего рода вывод. Информация, представленная во втором предложении, не является выводом из содержания первого предложения.

Про ЕГЭ:  Варианты для промежуточной аттестации по русскому языку

Задание 2. Ещё информация 

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛЁГКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛЁГКИЙ [хк], -ая, -ое; лёгок, легка, легко; легче; легчайший.

  • 1) Незначительный по весу, неотягощающий. Лёгкая ноша. Лёгкая ткань. Л. завтрак.
  • 2) Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий. Лёгкая задана, работа. Лёгкая победа. Лёгкая дорога.
  • 3) Небольшой (по силе, крепости); малозаметный. Л. ветерок. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное). Лёгкая усмешка.
  • 4) Лишённый грузности. Лёгкие шаги. Лёгкая фигура (стройная). Лёгкая походка (быстрая, бесшумная и плавная).
  • 5) Ненапряжённый, незатруднительный. Лёгкое дыхание. Л. сон. Легко (нареч.) дышится.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 1.

Комментарий

Задание 3 предполагает один правильный ответ. Для выполнения этого задания необходимо прежде всего внимательно прочитать и проанализировать словарную статью.

Словарная статья — краткая лингвистическая справка о слове, его лексикографическое описание. По своей структуре она состоит из следующих компонентов.

1. Заглавное слово (выделено полужирным шрифтом прописными буквами) с указанием ударения и в трудных случаях с орфоэпическим комментарием к произношению отдельных звуков или их сочетаний в квадратных скобках после заглавного слова.

2. Толкование слова, содержащее
а) грамматические пометы, характеризующие словоупотребление (выделены курсивом);
б) стилистические пометы;
в) словарное определение.

3. Иллюстративный материал, т.е. примеры, которые помогают определить значение слова.
Слово лёгкий употреблено в тексте в сочетании с существительным на судёнышках. Самый действенный и простой способ определить значение слова в тексте — синонимическая замена: вместо данного в тексте слова нужно подставить взятый из словарной статьи синоним, например: лёгкие судёнышки — незначительные по весу судёнышки. Обращайте также внимание на примеры, данные в словарной статье к разным значениям слова.

Таким образом, анализ словарной статьи и особенностей сочетаемости слова лёгкий позволяет сделать вывод о том, что в данном тексте слово употреблено в первом значении. Кроме того, слово судёнышко является конкретным существительным. В словарной статье такие сочетания даны только для первого значения.

Задание 3. Ещё информация 

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свеклАуглубИтьзакУпоритьпрожИвшийзАсветло5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дата принятия ЦАРСКОГО титула Иваном Васильевичем Грозным (1497 год) нанесена на Андреевскую ленту.Сейчас в нашей стране издаётся несколько ПОПУЛЯРНЫХ журналов для рыболовов.Чарский прикидывался страстным охотником до лошадей, хотя никак не мог ОТЛИЧИТЬ горскую породу и арабскую.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: различить.

Комментарий

Задание 5 предполагает один правильный ответ. Для выполнения данного задания необходимо умение различать паронимы — однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но отличающиеся значением.
В первом предложении ошибки нет, так как слово царский употреблено в полном соответствии с его лексическим значением: царский (титул) — относящийся к царю, принадлежащий ему. Царский дворец, трон.
Во втором предложении ошибки нет, так как слово популярный употреблено в соответствии с одним из его лексических значений: популярный (журнал) — пользующийся широкой известностью. Популярный артист. Популярная песня.
В третьем предложении выделенное слово употреблено неверно. Допущена лексическая ошибка в использовании паронимов отличить и различить.

Ср.:   отличить — кого (что) от кого (чего). Установить границу между кем-, чем-нибудь. Близнецы так похожи, что их не отличить друг от друга;
различить — установить различие между кем-, чем-нибудь. Различить ткани по цвету.
Одним из основных критериев разграничения данных паронимов является их сочетаемость.

В четвёртом предложении ошибки нет, так как слово одеть употреблено в полном соответствии с его лексическим значением: одеть (детей) — кого (что) во что или чем. Покрыть кого-нибудь какой-нибудь одеждой, покрывалом. Одеть ребёнка в пальто. Одеть одеялом (укрыть).
В пятом предложении ошибки нет, так как слово доверчивый употреблено в полном соответствии с его лексическим значением: доверчивые (уточки) — легко доверяющие, питающие ко всем доверие. Доверчивый ребёнок.

В бланк ответов при замене неверно употреблённого слова вы должны записать именно пароним — слово с тем же корнем, но с другим суффиксом или приставкой, подходящее по значению.

Задание 5. Ещё информация 

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,

исключив лишнее

слово. Выпишите это слово.

Чтобы придать внутренним интерьерам дворца должную величественность, блестящий мастер П. Гонзаго предложил эскизы плафонов, которые на ровном потолке создавали иллюзию уходящих ввысь колонн, балюстрад, карнизов и таким образом зрительно увеличивали пространство роскошных апартаментов.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: внутренним.

Комментарий

Задание 6 предполагает один правильный ответ. Для выполнения этого задания необходимо знание точного значения слов, чаще всего иноязычного происхождения. В данном предложении таких слов несколько. Однако нас будут интересовать лишь те слова, которые имеют при себе зависимые. Таких сочетаний в предложении 3: внутренним интерьерам, эскизы плафонов, парадных апартаментов.

Лексическая ошибка допущена в словосочетании внутренним интерьерам, поскольку слово интерьер имеет значение «внутреннее пространство здания, помещения, о также его устройство, убранство», т.е. уже включает понятие внутренний. Следовательно, слово внутренний в этом предложении избыточное, лишнее.

В двух других словосочетаниях речевой избыточности не возникает:
• эскиз — предварительный, неоконченный рисунок, набросок и плафон — расписной или лепной потолок;
• роскошный — отличающийся роскошью, богатством и апартамент — большое парадное жилое помещение.

Задание 6. Ещё информация 

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

Исправьте ошибку

и запишите слово правильно.


БОЛЕЕ МУДРЫЙ учитель

пара ТУФЕЛЬ

новые ДОГОВОРЫ


ПОЛОЖИ на стол

с ЧЕТЫРЬМЯМИ книгами

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Русский ЕГЭ. Образец варианта работы с комментариями


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) озн…меновать, обг…реть, б…лкон2) ув…дать, зап…рли, ун…верситет3) зач…рованный, см…гчение, гарм…ничный4) к…мпромисс, ист…рический, вым…кнуть5) повт…рение, ред…ктировать, отв…чать

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 35 <или> 53,

Комментарий

Задание 9 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — от двух до четырёх — в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 35 или 53, поскольку в словах только этих двух рядов содержится безударная проверяемая гласная корня:
3) зачарованный — чАры, смягчение — мЯгкий, гармоничный — гармОния;
5) повторение — повтОр, редактировать — редАктор, отвечать — отвЕт.

В словах обгореть (1-й ряд), заперли(2-й ряд), вымокнуть (3-й ряд) представлены корни с чередованием: -гор-/-гар-, -пер-/-пир- и -мок-/-мак-, а в словах балкон, университет и компромисс — корни с непроверяемыми безударными гласными.

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр…беречь, пр…землиться, пр…открыть2) во…пылал, не…гораемый, ра…цвет3) н…право, поз…прошлый, пр…язык4) пр…ехать, пр…образовать, пр…мудрый5) бе…брежный, ни…падать, чре…мерный

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 123 <или> любая другая последовательность этих цифр.

Комментарий

Задание 10 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — две, три, четыре — в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 123 или любая другая последовательность этих цифр, потому что в словах каждого из этих рядов пропущена одна и та же буква.

В первом ряду это буква И: прИберечь (имеет значение совершение действия в чьих-либо интересах), прИземлиться (имеет значение приближения), прИоткрыть (имеет значение неполноты действия).
Во втором ряду это буква С: воСпылал (приставка ВОС-, корень слова начинается с глухой согласной буквы), неСгораемый (в слове две приставки: НЕ-и неизменяемая на письме приставка С-), раСцвет (приставка РАС-, корень слова начинается с глухой согласной буквы).
В третьем ряду это буква А: нАправо, позАпрошлый, прАязык (неизменяемые на письме приставки: НА-, ЗА- и ПРА-).
В четвёртом ряду представлены слова с приставками ПРИ- и ПРЕ-: в слове приехать пишется приставка ПРИ- (имеет значение приближения), в слове преобразовать — приставка ПРЕ- (имеет значение, близкое к значению приставки пере-), в слове премудрый пишется приставка ПРЕ- (имеет значение очень).
В пятом ряду представлены слова с приставками, заканчивающимися на -З(-С): в словах безбрежный, чрезмерный пишутся приставка БЕЗ- и ЧРЕЗ- (корни слов начинаются со звонкой согласной буквы), в слове ниспадать — приставка НИС- (корень слова начинается с глухой согласной буквы).

Задание 10. Ещё информация 

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) изменч…вый, пригр…вать2) вытерп…в, фланел…вый3) красав…ца, ясен…вый4) вздраг…вать, жалостл…вый5) сумч…тый, (повернул) налев…

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 24 <или> 42.

Комментарий

Задание 11 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — от двух до четырёх — в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 24 или 42, потому что в обоих словах каждого из этих рядов пропущена одна и та же буква.
Во втором ряду это буква Е: вытерпЕв (в суффиксах деепричастий совершенного вида сохраняется гласная-суффикс начальной формы глагола, от которого деепричастие образовано: вытерпев — вытерпеть), фланелЕвый (в безударной позиции в прилагательных пишется суффикс -ЕВ, слово фланелевый образовано от слова фланель, следовательно, буква Л входит в корень).
В четвёртом ряду это буква И: вздрагИвать (глагол с суффиксом -ИВА-: вздрагивать — вздрагиваю), жалостлИвый (прилагательное с суффиксом -ЛИВ-).

Про ЕГЭ:  ЕГЭ по обществознанию - обзор, разборы заданий, тесты и справочники

В первом, третьем и пятом рядах на месте пропусков пишутся разные буквы.
В первом ряду: изменчИвый (прилагательное с суффиксом -ЧИВ-), пригрЕвать (глагол с суффиксом -ЕВА-).
В третьем ряду: красавИца (существительное женского рода), ясенЕвый (прилагательное с безударным суффиксом -ЕВ).
В пятом ряду: сумчАтый (неизменяемый на письме суффикс прилагательного -АТ- ), (повернул) налевО (наречие с приставкой НА-).

Задание 11. Ещё информация 

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного рядя пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) плат…м, слыш…мый2) высуш…м, исследу…мый3) сфотографиру…мся, покупа…мый4) (волны) плещ…тся, кле…щий5) начерт…шь, возглавля…мый

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 13 <или> 31.

Комментарий

Задание 12 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — две, три, четыре или даже пять — в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 13 или 31, потому что в обоих словах каждого из этих рядов пропущена одна и та же буква.

В первом ряду это буква И: платИм (глагол второго спряжения: платить — инфинитив на -ИТЬ), слышИмый (причастие, образованное от глагола-исключения второго спряжения слышать).
В третьем ряду это буква Е: сфотографируЕмся (глагол первого спряжения: сфотографироваться — инфинитив НЕ на -ИТЬ), покупаЕмый (причастие, образованное от глагола первого спряжения покупать).

Во втором, четвёртом и пятом рядах на месте пропусков пишутся разные буквы.
Во втором ряду: высушИм (глагол второго спряжения: высушить — инфинитив на -ИТЬ), исследуЕмый (причастие, образованное от глагола первого спряжения исследовать).
В четвёртом ряду: (волны) плещУтся (глагол первого спряжения: плескаться — инфинитив НЕ на -ИТЬ), клеЯщий (причастие, образованное от глагола второго спряжения клеить).
В пятом ряду: начертИшь (глагол второго спряжения: начертить — инфинитив на -ИТЬ), возглавляЕмый (причастие, образованное от глагола первого спряжения возглавлять).

13

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.(НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.(НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.Мне (НЕ)(О)КОМ было даже пожалеть в этот день.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: недоброе.

Комментарий

Задание 13 предполагает один правильный ответ: слово с раскрытыми скобками.
Ответом в этом задании является слово недоброе из второго предложения. Слово доброе пишется с НЕ слитно, так как это полное прилагательное, образующее с НЕ новое понятие, при этом отсутствуют, во-первых, противопоставление (явное или подразумеваемое) и, во-вторых, отрицательные местоимения и наречия.

В остальных предложениях НЕ со словами пишется раздельно:
• не пришьёт — НЕ с глаголами;
• не допустив — НЕ с деепричастиями;
• Люди, не бывавшие на Камчатке — НЕ с причастием, имеющим зависимое слово;
• нё о ком — НЕ с отрицательными местоимениями с предлогом.

14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(B)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.(C)ПРАВА от нас вьётся хорошо заметная, но ВСЁ(ЖЕ) давно не хожен пая тропинка.В этом доме писатель жил (ПО)ДОЛГУ, если не уезжал (ЗА)ГРАНИЦУ или на юг.(В)

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: вдали, настолько.

Комментарий

Задание 14 предполагает один правильный ответ: два слова со слитным написанием. Слитное написание имеют два наречия из первого предложения вдали, настолько.
Во втором предложении слово справа пишется слитно, так как это наречие; всё же — раздельно, так как это местоимение с частицей.
В третьем предложении слово подолгу пишется слитно, так как является наречием; за границу — раздельно, так как существительное в составе наречия сохранило некоторые падежные формы (за границу, за границей, из-за границы).
В четвёртом предложении в начале (весны) пишется раздельно, так как это существительное с предлогом; будто — слитно, так как это сравнительный союз.
В пятом предложении слово почему-то пишется через дефис, так как это наречие с суффиксом -ТО; издавна — пишется слитно, так как это наречие.

15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам выстроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.

16Расставьте знаки препинания

. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
  • 2) Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.
  • 3) Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.
  • 4) В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.
  • 5) Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.

17Расставьте знаки препинания

: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оказавшись в верхних слоях земной атмосферы (1) протоны (2) захватив электроны (3) превращаются в атомы водорода и (4) вступив в реакцию с кислородом (5) образуют воду.

18Расставьте все недостающие знаки препинания

: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Играйте же (1) дети! Растите на воле!На то вам и красное детство дано,Чтоб вечно любить это (2) скудное поле,Чтоб вечно вам (3) милым (4) казалось (5) оно.

Храните своё вековое наследство,Любите свой хлеб трудовой —И пусть обаянье поэзии детстваПроводит вас в недра землицы родной!..

(Н. Некрасов)

19Расставьте знаки препинания

: укажите цифру(-ы), на месте ко-торой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старинный пруд (1) в тёмной глубине (2) которого (3) прятались огромные карпы (4) давно привлекал наше внимание.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 14 <или> 41.

Комментарий
Задание 19 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 14 или 41.

Анализируемое предложение является сложноподчинённым, состоящим из двух частей. Об этом свидетельствуют две грамматические основы: пруд привлекал, карпы прятались, причём придаточная часть — в тёмной глубине которого прятались огромные карпы — находится в середине главной, разрывает её. Следовательно, в этом предложении должны быть две запятые.
[…, (… которого …)2, …]1.
Следует обратить внимание на то, что в данном предложении союзное слово который стоит не в начале придаточной части, а в середине. Запятая в таких предложениях ставится не перед союзным словом, а сразу после главного предложения перед другими членами придаточной части: Старинный пруд, в тёмной глубине которого

20Расставьте знаки препинания

: укажите цифру(-ы), на месте ко-торой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 13 <или> 31

Комментарий
Задание 20 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 13 или 31.
Анализируемое предложение является сложным, состоящим из четырёх частей. Об этом свидетельствуют четыре грамматические основы: садилось солнце, казалось, тишина опустилась, я не услышу. Эти части связаны между собой сочинительной и подчинительной связью.
[…]1, и […]2, (что …)3 и (что …)4.
Первая часть (самостоятельная) — связана со 2, 3 и 4 сочинительным союзом И, запятая перед союзом ставится.
Вторая, третья и четвёртая части связаны подчинительной связью, причём вторая часть является главной, третья и четвёртая — придаточными.
Придаточные части связаны с главной частью подчинительным союзом ЧТО, запятая перед союзом ставится.
Третья и четвёртая части являются однородными придаточными, связанными между собой неповторяющимся сочинительным союзом И, запятая перед союзом не ставится.

21

Найдите предложения, в которых

тире

ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Культура народов Индии — это не только её исторические памятники, города-музеи, фольклор, музыка, танец, но и высокая культура труда, выгодно отличающая жителей Индии от многих других народов. (2)Общее название народов, населяющих Индию, — индийцы. (З)

Они принадлежат преимущественно к европеоидной расе. (4)Традиционная одежда индийцев —-сари, кофты и юбки у женщин, у мужчин — штаны и рубаха. (5)Культура Индии — одна из древнейших в мире. ^Памятники архитектуры — храмы, скальные монастыри, богато украшенные скульптурой, дворцы и мавзолеи — привлекают в Индию множество туристов. (7)Индия — один из древнейших очагов не только земледельческой, но и городской культуры.

Часть 2

27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Оцените статью
ЕГЭ Live