12 июня 2021
Какие вопросы могут быть на ЕГЭ по обществознанию?
15 июня выпускники сдают самый массовый ЕГЭ — по обществознанию. Учитель года России — 2015 Сергей Кочережко рассказал «Российской газете», какие вопросы могут быть на ЕГЭ.
2. Ещё одно задание, которое встречается из года в год, связано с заключением брачного договора: «какие пункты могут быть в брачном договоре, какие — нет?» Классика жанра в том, что надо помнить: никакие личные неимущественные отношения не могут регулироваться брачным договором. Смена фамилии, вопросы местожительства ребенка после развода — ничего этого нельзя прописать в договоре в соответствии с действующим семейным законодательством нашей страны. На этом тоже школьники часто теряются. Нельзя в брачном договоре прописать, с кем останутся дети после развода. Можно прописать, например, кто и как будет участвовать в расходах на детей.
3. Ещё классический вопрос: приходят устраиваться на работу два человека: восемнадцатилетняя студентка без опыта работы и 55-летняя женщина со стажем. Работодатель берет на работе студентку. Вопрос: «если женщина со стажем обратится в суд или трудовую инспекцию, будут ли ее претензии правомерными?» Ученики чаще всего отвечают: «у нас частный бизнес, что хотим, то и делаем». А правильный ответ: статья 3 Трудового кодекса РФ запрещает любую дискриминацию в сфере труда и при приеме на работу, а статья 64, устанавливающая гарантии при заключении трудового договора, запрещает при приеме на работу давать любые преимущества, если они не связаны с деловыми качествами работника. Работодатель должен руководствоваться стажем, опытом работы и образованием соискателя. И если она обратится с жалобой в трудовую инспекцию, ее должны взять на это место.
4 апреля 2020
Темы, которые нужно знать для ЕГЭ по обществознанию
Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)1.2 Мировоззрение, его виды и формы1.3 Виды знаний1.4 Понятие истины, её критерии1.5 Мышление и деятельность1.6 Потребности и интересы1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы1.9 Основные институты общества1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки1.12 Образование, его значение для личности и общества1.13 Религия1.14 Искусство1.15 Мораль1.16 Понятие общественного прогресса1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2.1 Экономика и экономическая наука2.2 Факторы производства и факторные доходы2.3 Экономические системы2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение2.5 Постоянные и переменные затраты2.6 Финансовые институты. Банковская система2.7 Основные источники финансирования бизнеса2.8 Ценные бумаги2.9 Рынок труда. Безработица2.10 Виды, причины и последствия инфляции2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП2.12 Роль государства в экономике2.13 Налоги2.14 Государственный бюджет2.15 Мировая экономика2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
3.1 Социальная стратификация и мобильность3.2 Социальные группы3.3 Молодёжь как социальная группа3.4 Этнические общности3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации3.7 Социальный конфликт3.8 Виды социальных норм3.9 Социальный контроль3.10 Семья и брак3.11 Отклоняющееся поведение и его типы3.12 Социальная роль3.13 Социализация индивида
4.1 Понятие власти4.2 Государство, его функции4.3 Политическая система4.4 Типология политических режимов4.5 Демократия, её основные ценности и признаки4.6 Гражданское общество и государство4.7 Политическая элита4.8 Политические партии и движения4.9 Средства массовой информации в политической системе4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации4.11 Политический процесс4.12 Политическое участие4.13 Политическое лидерство4.14 Органы государственной власти Российской Федерации4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
5.1 Право в системе социальных норм5.2 Система российского права. Законотворческий процесс5.3 Понятие и виды юридической ответственности5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах5.6 Субъекты гражданского права5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности5.8 Имущественные и неимущественные права5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака5.11 Особенности административной юрисдикции5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)5.14 Споры, порядок их рассмотрения5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса5.16 Особенности уголовного процесса5.17 Гражданство Российской Федерации5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба5.19 Права и обязанности налогоплательщика5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по обществознанию
подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 2 / 32)
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2015 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2015 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2015 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2015 г. по обществознанию.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 3 / 32)
контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 36 заданий. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1–3, 5–8, 10, 11, 13–15, 17–19, 23 записываются по приведённому ниже в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответом к остальным заданиям части 1 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (28–36) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 4 / 32)
Ответами к заданиям 1–27 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Для обозначения совокупности взглядов человека на мир и своё место в мире используют термин
Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой
теоретически обоснованное знание
исчерпывающее знание о предмете
вывод, подтверждённый историческим опытом
знание, меняющееся по мере развития возможностей познания
Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.
Б. Произведения массовой культуры являются стандартизированными объектами массового потребления.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 5 / 32)
В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите , под которыми они указаны.
Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
Большинство населения занято в сфере услуг.
Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?
увеличение штата работников и продолжительности рабочего времени
освоение новых земель, увеличение добычи полезных ископаемых
открытие новых цехов, привлечение импортных ресурсов
технологический прогресс, повышение производительности труда
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 6 / 32)
На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой
предложения из положения в положение ? (На графике – цена товара, – количество товара.)
увеличение количества фирм, производящих роликовые коньки
наступление зимнего сезона, выпадение снега
рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
рост тарифов на электроэнергию
Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?
А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.
Б. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.
Банк R расположен в деловом центре столицы государства. По каким признакам можно установить, что R – коммерческий банк? Запишите , под которыми указаны эти признаки.
Банк участвует в торгах на валютной бирже.
Банк устанавливает учётную ставку.
Банк осуществляет эмиссию денег.
Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.
Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.
Банк обслуживает расчёты предприятий.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 7 / 32)
К критериям социальной стратификации относится(-ятся)
форма проведения досуга
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья призвана создать условия для физического, психического,
эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
Б. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 8 / 32)
23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите , под которыми они указаны.
Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 9 / 32)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство Российской Федерации
утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации
осуществляет управление федеральной собственностью
назначает на должность Генерального прокурора РФ
Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть, – это
Верны ли следующие суждения о государственной власти?
А. Государственная власть является разновидностью политической власти. Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 10 / 32)
В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z
Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?
высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство
правовой обычай, прецедент, нормативный договор
общественная опасность, противоправность, виновность
целесообразность, гуманность, справедливость
Согласно Трудовому кодексу РФ работник имеет право на
добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей
выполнение установленных производственных норм
соблюдение трудовой дисциплины
полную достоверную информацию об условиях труда