Как писать комментарий на ЕГЭ по русскому-2022? ⋆ MAXIMUM Блог

Как писать комментарий на ЕГЭ по русскому-2022? ⋆ MAXIMUM Блог ЕГЭ

Используйте клише

  • Автор заставляет нас задуматься…
  • Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…
  • В тексте противопоставлены…
  • Автор приводит пример/делает акцент на…

По факту вы анализируете, ЧТО делает автор, чтобы донести до нас суть проблемы, заставить прочувствовать её важность.

Чтобы проанализировать примеры, можно использовать следующие клише:

  • Тем самым автор хочет донести до читателей…
  • Таким образом, писатель призывает нас…
  • Это показывает, как важно…
  • Этот пример даёт нам понять…

https://www.youtube.com/watch?v=XWLsWPUJIso

Больше нет никаких секретов, премудростей, подводных камней и т.д. Остальное – дело практики. Подробный разбор комментария и примеры эталонных работ часто показывают преподаватели образовательного центра «MAXIMUM» на бесплатных мастер-классах про ЕГЭ и профориентации (на выбор). Можно зарегистрироваться и задать преподавателю вопросы прямо на вебинаре.

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы

С помощью:

  • композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)
  • композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
  • типов речи;
  • художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
  • элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
  • выбора лица, от которого ведётся повествование:

    а) Субъективное повествование.
    В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства.
    б) Объективное повествование.
    В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д.
    в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива)
    Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.

Образец:

  • (1) Шел май сорок третьего года.
  • (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих.
  • (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
  • (4) В пару со мной угодил пожилой боец.
  • (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
  • (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
  • (7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет.
  • (8) Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
  • (9) В котелке оказалась одна макаронина.
  • (10) Одна на двоих.
  • (11) Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта».
  • (12) Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод.
  • (13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — и в рот!
  • (14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь?
  • (15) Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал!»
  • (16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.
  • (17) В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…
  • (18) Раздался тихий звук.
  • (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…
  • (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.
  • (21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности.
  • (22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.
  • (23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
  • (24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то.
  • (25) В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
  • (26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
Про ЕГЭ:  Человек и общество ЕГЭ

Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария

Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы — предложения:

  • объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
  • выделить основную мысль каждой микротемы;
  • сформулировать данную мысль;
  • записать её в виде пункта плана.

Правила написание комментариев

Вариант №1: Идём по тексту

Речевые клише для комментариев

  • Размышляя над этим вопросом, писатель(публицист) вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
  • …приводит факты из биографии … и рассказывает о том, как…
  • …делится любопытным жизненным наблюдением…
  • …рассказывает историю о том, как….
  • В центре внимания … — история из жизни…

Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста ( что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор?
  • какую оценку он дает поступкам своих героев?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание? и т.п.

ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.

Речевые клише:

  • Как подчеркивает автор текста…
  • Этот случай заставил автора задуматься о том…
  • Автор пытается понять причины того, почему…
  • Автор обращает внимание читателей на тот факт, что… и т.п.

Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.

Речевые клише:

  • Автор с возмущением
  • негодованием
  • нескрываемой тревогой
  • искренним недоумением
  • нескрываемым волнением
  • восхищением… говорит о том, что…
  • Автор осуждает героя за…
  • Автор восхищается людьми, которые…
  • Публициста удивляет тот факт, почему его герой…

Синтаксические маркеры к комментарию

Начало комментария
  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).
  • Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария
  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к ….
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
  • Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  • Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  • Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции
  • Таким образом, авторская позиция по
  • исследуемой проблеме очевидна:…
    … – вот авторская позиция по данной проблеме.
  • Автор считает, что…
  • Авторская позиция очевидна: …
  • Сложно не согласиться с авторской позицией: …
  • Автор убеждён:…..
  • Мнение автора по данной проблеме очевидно:…. и т.д.
Про ЕГЭ:  Решение задач открытого банка заданий ЕГЭ по математике профильного уровня по теории вероятностей

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение по обществознанию
  7. Как написать сочинение рассуждение
  8. Как написать сочинение по картине
  9. Критерии оценивания сочинения
Оцените статью
ЕГЭ Live