Используйте клише
- Автор заставляет нас задуматься…
- Автор сравнивает/сопоставляет/анализирует…
- В тексте противопоставлены…
- Автор приводит пример/делает акцент на…
По факту вы анализируете, ЧТО делает автор, чтобы донести до нас суть проблемы, заставить прочувствовать её важность.
Чтобы проанализировать примеры, можно использовать следующие клише:
- Тем самым автор хочет донести до читателей…
- Таким образом, писатель призывает нас…
- Это показывает, как важно…
- Этот пример даёт нам понять…
https://www.youtube.com/watch?v=XWLsWPUJIso
Больше нет никаких секретов, премудростей, подводных камней и т.д. Остальное – дело практики. Подробный разбор комментария и примеры эталонных работ часто показывают преподаватели образовательного центра «MAXIMUM» на бесплатных мастер-классах про ЕГЭ и профориентации (на выбор). Можно зарегистрироваться и задать преподавателю вопросы прямо на вебинаре.
Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы
С помощью:
- композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)
- композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
- типов речи;
- художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
- элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
выбора лица, от которого ведётся повествование:
а) Субъективное повествование.
В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства.
б) Объективное повествование.
В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д.
в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива)
Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.
Образец:
- (1) Шел май сорок третьего года.
- (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих.
- (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
- (4) В пару со мной угодил пожилой боец.
- (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
- (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
- (7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет.
- (8) Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
- (9) В котелке оказалась одна макаронина.
- (10) Одна на двоих.
- (11) Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта».
- (12) Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод.
- (13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — и в рот!
- (14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь?
- (15) Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал!»
- (16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.
- (17) В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…
- (18) Раздался тихий звук.
- (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…
- (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.
- (21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности.
- (22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.
- (23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
- (24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то.
- (25) В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
- (26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария
Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы — предложения:
- объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
- выделить основную мысль каждой микротемы;
- сформулировать данную мысль;
- записать её в виде пункта плана.
Правила написание комментариев
Вариант №1: Идём по тексту
Речевые клише для комментариев
- Размышляя над этим вопросом, писатель(публицист) вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
- …приводит факты из биографии … и рассказывает о том, как…
- …делится любопытным жизненным наблюдением…
- …рассказывает историю о том, как….
- В центре внимания … — история из жизни…
Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста ( что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:
- о каких поступках своих героев рассказывает автор?
- какую оценку он дает поступкам своих героев?
- на каких мыслях своих героев акцентирует внимание? и т.п.
ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.
Речевые клише:
- Как подчеркивает автор текста…
- Этот случай заставил автора задуматься о том…
- Автор пытается понять причины того, почему…
- Автор обращает внимание читателей на тот факт, что… и т.п.
Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.
Речевые клише:
- Автор с возмущением
- негодованием
- нескрываемой тревогой
- искренним недоумением
- нескрываемым волнением
- восхищением… говорит о том, что…
- Автор осуждает героя за…
- Автор восхищается людьми, которые…
- Публициста удивляет тот факт, почему его герой…
Синтаксические маркеры к комментарию
Начало комментария |
|
Продолжение комментария |
|
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции |
|
Учебник по написанию и оформлению сочинения
- План и структура сочинения
- Как написать сочинение
- Как написать сочинение по ЕГЭ
- Как написать сочинение по русскому языку
- Как написать сочинение по истории
- Как написать сочинение по обществознанию
- Как написать сочинение рассуждение
- Как написать сочинение по картине
- Критерии оценивания сочинения