ЕГЭ (единый государственный экзамен) — список обязательных предметов и предметов по выбору, расписание и результаты / Проекты / Сайт Москвы

ЕГЭ (единый государственный экзамен) — список обязательных предметов и предметов по выбору, расписание и результаты / Проекты / Сайт Москвы ЕГЭ

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.

Государственный или частный вуз выбрать?

Одну и ту же популярную социально-гуманитарную специальность могут давать в гос и частных вузах. Как сделать выбор, если на бюджет в государственный вуз ребенок не попадает или же в госвузе просто нет бюджетных мест на выбранное направление? Стоит обратить внимание на плюсы и минусы вузов при прочих равных условиях: стоимости обучения и учебном плане по выбранной специальности.

Достоинства и недостатки негосударственных вузов

Плюсы частных вузов:

Минусы частных вузов:

Например: в РосНоу нет бюджетных мест на направление “Социальная работа”, а в РГСУ их 18

Например: РМАТ имеет государственную аккредитацию до 20 марта 2026 года, значит, после этой даты вузу придется проходить аккредитацию заново, чтобы продолжать свою деятельность.

Егэ: предметы, расписание, результаты

Обязательные предметы:

математика базового уровня (только для получения аттестата) или профильного уровня и русский язык.

Предметы по выбору: физика, химия, история, обществознание, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, география, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), литература.

ЕГЭ по математике проводится по двум уровням:

1) ЕГЭ по математике базового уровня, результаты которого признаются в качестве результатов экзаменов общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями;

2) ЕГЭ по математике профильного уровня, результаты которого признаются в качестве результатов экзаменов общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями, а также вузами в качестве результатов вступительных испытаний по математике при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем.

И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.

Как получить дополнительные баллы

Опять же читаем правила поступления конкретного вуза внимательно и обратить внимание на раздел «Индивидуальные достижения». За счет этих 10 баллов вузы хоть как-то могут выставить приоритеты: кого они хотят видеть в рядах своих студентов. И опять же, у социально-гуманитарных вузов здесь очень серьезный разброс.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

ПрофильПредметы
Физико-математическийФизика, математика
Информационно-технологическийИнформатика, математика, физика
Химико-биологическийБиология, химия
ЛингвистическийРусский язык, литература, иностранный язык
Филологический Русский язык, литература
ГуманитарныйРусский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономическийОбществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

Какие специальности относятся к социально-гуманитарному направлению

По сути, направления обучения соответствуют разделам школьного предмета «обществознание». А это, если обобщить:

В 2021 году вузы на некоторые специальности разрешили подавать третий ЕГЭ по выбору. Таким образом, оказалось, что с обществознанием можно поступить и на психологию в некоторые вузы, например, в РЭУ им.Плеханова, хотя раньше с психологов требовали строго биологию.

Организация социально­гуманитарного профиля в средней школе 1

Итак, что это за компетентности, в каких сферах они лежат?

– В семейно-бытовой (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);

Про ЕГЭ:  Задание 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку - теория

– в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

– в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

– в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

С другой стороны, переход современной цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к тому, что на смену навыкам работы с материальными объектами приходит умение работать с людьми. Основным объектом манипуляции человека становится то, что невидимо глазу, – социальные и технические символы, власть, престиж, эмоции, интеллект.

А обеспечивают необходимые умения и способы деятельности именно социально-гуманитарные дисциплины. Они же служат каналом подготовки к политической деятельности, к вступлению в аппарат государственного управления, дают возможность человеку приобрести высокий социальный статус.

Особенности учебной программы

Бывает, что из названий социально-гуманитарных направлений невозможно понять, что будущему студенту предстоит изучать.

Источник

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.

Источник

Предметы егэ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени. 

Примеры специальностей с обществознанием

Полный список специальностей разнится от вуза к вузу. Скажем, на связи с общественностью где-то потребуют общество, а где-то историю.

Список популярных специальностей с обществом, русским и математикой :

Результаты огэ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.  

Социально-гуманитарный профиль

Изучение русского языка в социально-гуманитарном профиле основной (полной) школы предполагает реализацию целей и содержания базового уровня, и в то же время он обеспечивает готовность к получению высшего гуманитарного образования. Притом, что цели и содержание курса для социально-гуманитарного и филологического профиля являются общими, обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет определенные особенности, которые связанны с актуализацией межпредметных связей не только с литературой (как это было в филологическом профиле), но и с такими учебными предметами, как история, обществознание, право.

Итак, русский язык как учебный предмет на старшей ступени школьного образования может быть представлен следующим образом:

Базовый уровеньФизико-математический профиль
Физико-химический профиль
Химико-биологический профиль
Биолого-географический профиль
Социально-экономический профиль
Информационно-технологический профиль
Агротехнический профиль
Художественно-эстетический профиль
Оборонно-спортивный
Профильный уровеньФилологический профиль
Социально-гуманитарный профиль

Таким образом, в основу выделения данных типов курса русского языка на завершающем этапе школьного образования положен принцип уровневой дифференциации (уровень овладения и изучения языка) с учетом профильной дифференциации.

Элективные курсы

Ведущим принципом выделения элективных курсов является принцип профильной дифференциации. При изучении русского языка на базовом уровне возможны элективные курсы, которые реализуют межпредметные связи и, выполняя функции внутрипрофильной специализации обучения, обеспечивают индивидуальные образовательные траектории.

Элективные курсы при изучении русского языка на профильном уровне, кроме этого, могут «поддерживать» непосредственно профильный курс данного учебного предмета. Наконец, имеют право на существование и элективные курсы общей направленности, которые могут быть использованы независимо от профиля обучения.

Сказанное может быть продемонстрировано с помощью таблицы.

Базовый уровеньПрофильЭлективные курсы
Физико-математическийЯзыки естественные и искусственные. Язык математики и русский язык. Русский язык для физики. Язык современной науки. Русское правописание: орфография и пунктуация
Физико-химическийЯзыки естественные и искусственные. Русский язык на уроках химии. Язык химии и естественные языки. Особенности терминологической системы современной физики/химии. Русское правописание: орфография и пунктуация
Химико-биологическийОсобенности терминологической системы биологии. Учимся читать научные тексты по специальности. Экология языка и экология природы. Русское правописание: орфография и пунктуация
Биолого-географическийЭкология окружающей среды и культура речи. Топонимика родного края. Языки и народы. Русское правописание: орфография и пунктуация.
Социально-экономическийДеловой русский. Русский для бизнеса. Язык законов. Русское правописание: орфография и пунктуация.
Информационно-технологическийРусский язык в Интернете. Языки естественные и искусственные. Интернет и культура речевого общения.
АгротехническийЭкология языка и экология природы. Учимся читать тексты по специальности. Особенности терминологической системы биологии.
Индустриально-технологическийЯзыки естественные и искусственные. Русский язык на уроках физики и технологии.
Художественно-эстетическийФормы художественного мышления в русской литературе и в музыке (живописи). Образность в языке и в искусстве. Практическая стилистика.
Оборонно-спортивныйДеловой русский. Спортивная терминосистема.
Профильный уровеньФилологическийРусский язык вчера, сегодня, завтра. Наш язык в действии. Вселенная в алфавитном порядке. Этимология. Современная лингвистика и психология. Диалог культур. Секреты русского словообразования. Основы риторики. Язык и культура. История русской письменности. Логико-предметные категории и способы их выражения в языке и речи.
Социально-гуманитарныйЯзык юридических документов. Судебное красноречие. Риторика. Деловой русский.
Про ЕГЭ:  Сочинение ЕГЭ 2022 (задание 27)

Как это видно из таблицы, некоторые из предложенных элективных курсов могут быть использованы независимо от профиля обучения. К таковым можно отнести, например, элективные курсы «Диалог культур», «Риторика», «Деловой русский», «Русское правописание: орфография и пунктуация» и некоторые другие.

Требования к оснащенности учебного процесса

Внедрение в практику обучения государственного стандарта общего образования для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы по русскому языку предполагает разработку новых подходов к формированию системы материально-технической оснащенности учебного процесса.

На современном этапе развития системы школьного образования его приоритетной целью становится развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, что определяет иное место средств обучения и учебного оборудования в системе обучения русскому языку.

В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по русскому языку, разработка настоящих требований предполагает их ориентацию не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание образовательной среды с помощью мультимедийных средств, направленных на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, что предполагает овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Исходя их из этого главной целью использования материально-технических средств обучения становится поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.

Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта по русскому языку является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности, разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения.

В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают такие информационно-коммуникационные средства обучения, как: мультимедийные обучающие программы и электронные учебники (приложения к учебникам) по основным разделам курса русского языка, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка, электронные библиотеки по курсу русского языка, игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка) и т.п.

В то же время требования к оснащенности учебного процесса должны включать и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой. В этой связи в перечне материально-технических средств обучения должны быть представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, картины, транспаранты, слайды и т.п.), аудиовизуальные средства (видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, диафильмы по разным разделам курса русского языка) с помощью которых повышается эффективность работы.

В номенклатуру средств обучения должны войти и другие традиционные учебные средства, в частности, соответствующая книгопечатная продукция: нормативные документы (Федеральный Закон «Об образовании»; Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку;

Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень); Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень); Примерная программа основного общего образования по русскому языку; Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень);

Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень); авторские программы по русскому языку т.п.); учебники и учебные пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, практикумы, научно-популярная литература по предмету, словари различных типов, справочники, методическая литература для учителя и т.п., повышающие эффективность учебного процесса.

Требования к оснащенности учебного процесса должны включать также перечень технических средств обучения, а также учебно-практического оборудования, необходимых для оформления кабинета русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

Пояснительная записка

Курс литературы – один из основных в школьном гуманитарном образовании. Освоение этого курса определяет уровень интеллектуального и эмоционально-нравственного развития школьника, его образного мышления, его культуры, в том числе уровень владения родным языком и искусством речи.

Изучая литературу, ученик приобретает опыт её понимания, а также опыт творческого самовыражения. В процессе обсуждения литературных произведений и работы над собственными сочинениями он учится пользоваться литературным языком как средством оформления собственных мыслей.

В рамках курса литературы школьник учится также практически применять знания, полученные им в курсах родного языка и истории; работает с такими междисциплинарными, общегуманитарными категориями, как личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность и др.

Цели и задачи литературного образования

Непосредственная цель преподавания литературы – воспитание эстетически и этически развитого читателя, который заинтересован в общении с искусством и способен самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественную модель мира, созданную автором, вести с автором опосредованный произведением «диалог» о главных мировоззренческих проблемах.

Про ЕГЭ:  Вариант 1. Онлайн тесты ЕГЭ Русский язык

Литература как школьный предмет знакомит с памятниками отечественной и мировой литературы и фольклора, на материале которых школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, развивает вкус, побуждает к размышлению над прочитанным.

Представление о памятниках древней литературы, знание истории новой литературы в крупнейших именах, событиях, фактах, сведения о периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют пониманию места литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, её художественного, нравственно-философского и общественного значения.

Понимать литературу как вид искусства помогает опыт анализа и интерпретации произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности, взгляд на его поэтику как на воплощение авторского замысла, а также попытки собственного литературного творчества;

Этот опыт дает возможность школьнику познакомиться с разнообразными художественно-идеологическими позициями авторов, с неоднозначными оценками явлений, с возможностью поиска аргументов в пользу разных прочтений, что формирует критичность мышления, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию.

Углублению знания о предмете способствует знакомство школьников с задачами и методами науки о литературе, а также с жанрами и типами литературоведческих исследований: текстологических, комментаторских, биографических, критических, интерпретационных. Расширяют знания о предмете сведения об истории книги, о крупнейших библиотеках, книжных и рукописных собраниях.

Эти знания, как и прочие, способствуют успешности практической учебной деятельности школьников, для которой необходимо работать с комментариями и справочным аппаратом, основными литературоведческими словарями и энциклопедиями, различать основные типы изданий литературных произведений (академические, научные, массовые).

Содержание литературного образования

Структура и объем школьного курса предусматривает освоение основополагающих литературоведческих понятий и получение ряда сведений по теории и истории литературы.

В основе литературного образования – анализ текста программных произведений. Учебные программы школьного курса литературы содержат обязательную и вариативную части.

Теория литературы

Художественная литература как искусство слова. Художественный вымысел. Художественный образ в литературе. Художественное, нравственно-философское и общественное значение литературного произведения Поэтика как основа науки о литературе, о генезисе литературы и закономерностях ее развития.

Основы анализа художественного произведения; сравнительный анализ; анализ произведения в контексте творчества писателя, национальной и мировой литературы.

Базовые литературоведческие понятия и термины:

— литературный язык, стиль;

— роды (эпос, лирика, драма) и жанры литературы;

— содержание и форма;

— тема, проблема, идея;

— сюжет, мотив, конфликт, лирическое отступление;

— автор, повествователь, рассказчик, герой, точка зрения;

— образ, система образов, образ автора, лирический герой;

— художественная речь, диалог, монолог;

— тропы: метафора, метонимия, синекдоха; сравнение, эпитет, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, литота, антитеза;

— пафос: сатирическое, юмористическое, ироническое, героическое, трагическое, идиллическое;

— строфа, ритм, метр, рифма, основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий); системы стихосложения, верлибр;

— художественная деталь (портрет, пейзаж, интерьер);

— классика, массовая литература, беллетристика.

Представление о взаимодействии литературы и мифа, литературы и фольклора.

Сведения об основных литературоведческих направлениях и школах.

История литературы

Смысл и объем понятия «история литературы».

Стадии развития мировой литературы: Древняя, Средневековая, литература Возрождения, литература Нового и Новейшего времени.

Мировая литература и фольклор: античная литература и мифология; эпос народов Европы и Азии; европейская литература Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени (общее представление и знакомство с одним-двумя произведениями).

Влияние и взаимодействие литератур разных народов. Переводы художественных произведений.

История отечественной словесности и стадии её развития: древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв.

Литературные направления, течения, школы: классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм, авангард.

Произведения отечественной литературы и фольклора.

Жизнь и творчество крупнейших отечественных писателей.

Этапы формирования и развития русского литературного языка.

Источник

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

У вуза социальное направление?

Например: в НИУ ВШЭ на направлении «Социология» профильным предметом является математика, а в Финансовом университете при Правительстве на том же направлении – обществознание.

Учитывайте этот момент, когда выбираете вуз или специальность. Имейте в виду, что также нужно понимать, с кем конкурирует ребенок. Обычно на эти специальности идут дети с более сильным обществознанием. И когда на специальность в приоритете математика, а ваш ребенок ее как раз сдаст хорошо, у него в целом будет меньше конкурентов и выше шанс на поступление.

Учет индивидуальных достижений на социально-гуманитарных специальностях

Загляните в этот раздел на сайте выбранных вузов. У социально-гуманитарных такой большой разброс вариантов, что ваш взгляд на шансы поступить могут круто измениться от вуза к вузу.

Оцените статью
ЕГЭ Live