Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10 класс): | Образовательная социальная сеть

Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10 класс):  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Лексическое значение слова. ПРАКТИКА.

1. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).

Ответ: _______________________________________________________

2. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕ́СТО, -а, мн. места, мест, местам, ср.

1. Пространство, к-рое занято кем-чем-н., на к-ром что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места на м. М. в вагоне. Положить на м. (туда, куда следует). На месте кто-что-н. (там, где надо). Проводить до места (до нужного пункта). На месте убить (наповал). Ни с места! (не двигайся!). Рабочее м. (место, где производится работа). На месте решить (никуда не обращаясь). Места себе не находить (перен.: быть в волнении). Сердце или душа не на месте у кого-н. (перен.: чувствует себя неспокойно, тревожится).

2. Участок на земной поверхности, местность (в 1 знач.). Живописные места.

3. Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. М. в вагоне, каюте. Плацкартное м. Больничная палата на четыре места. Номер люкс на одно м. (одноместный). Свободных мест нет(объявление в ресторане, гостинице).

4. Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. Занять первое м. в соревновании.

5. Должность, служба. Вакантное м. Искать м. Остаться без места.

6. Какая-н. определённая часть, отдельный момент из книги, повествования, текста. Самое интересное м. в пьесе. Существенные места в статье. На самом интересном месте (также перен.: в самый интересный момент; разг.).

7. мн. Периферийные организации или учреждения, в противоп. центральным, центру. Сообщить на места. Делегаты с мест.

8. Отдельная вещь багажа, груза. Сдать в багаж пять мест.

9. нескл., чаще с отриц., кому (чему) и с неопред. Подобает, уместно (быть, находиться где-н., делать что-н. где-н.). Здесь не м. разговорам. Здесь не м. говорить о пустяках. Бездельникам здесь не м. Специалисту м. на заводе.

Ответ: _______________________________________________________

3. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА, -ы, жен.

1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.

2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры.

3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.

4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани.

5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к.(физкультура). К. речи.

Ответ: ____________________________________________________________

4. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРА́ВИЛО, -а, ср.

1. Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

Ответ: ___________________________________________________

5. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБО́ТА, -ы, жен.

1. Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.

2. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р. Срочная р. Общественная р. Р. по специальности. Провести большую работу.

3. Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.

4. мн. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.

5. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.

6. Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления. Надомники берут работу на дом.

7. Качество, способ исполнения. Топорная р. Вещь превосходной работы.

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<…> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

Ответ: _________________________________________________

6. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЙСТВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕ́ЙСТВИЕ, -я, ср.

1. Проявление какой-н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-н.Машина в действии. Продлить д. договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в д.

2. Результат проявления деятельности чего-н., влияние, воздействие. Предупреждение не возымело действия. Лекарство оказало своё д.

3. обычно мн. Поступки, поведение. Самовольные действия. Противозаконные действия.

4. События, о к-рых идёт речь. Д. происходит в 15 столетии.

5. Часть драматического произведения. Комедия в трёх действиях.

6. Основной вид математического вычисления. Четыре действия арифметики.

Ответ: ________________________________________________

7. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИА́Л [рья ], -а, муж.

1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3. обычно мн. Собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4. Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

Ответ: _____________________________________

8. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.

1. Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2. кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).

3. кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.

4. кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

5. считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6. считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

Ответ: _____________________________________________

9. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИВОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИВО́Й, -ая, -ое; жив, жива, живо.

1. Такой, к-рый живёт, обладает жизнью. Живое существо. Старик ещё жив. Живые цветы (не искусственные).Живая природа. Живая изгородь (из растений). Жива память о прошлом (перен.). Не до жиру, быть бы живу(посл.).

2. полн. Подлинный, самый настоящий. Изобразить живых людей. Ж. пример героизма.

3. Деятельный, полный жизненной энергии. Ж. темперамент. Ж. ребёнок. Ж. ум. Живое участие в чём-н. Живо(нареч.) отозваться на чью-н. просьбу.

4. Лёгкий и занимательный, выразительный. Живое изложение. Живо (нареч.) описать что-н.

5. полн. Отвечающий реальным потребностям, жизненный. Живое дело. Живое начинание.

6. Остро переживаемый. Живая обида. Живое воспоминание.

7. кратк. форма, кем (чем). Такой, к-рый существует благодаря кому-чему-н., черпает силу в ком-чём-н. Жив надеждой. Жива только детьми. Чем только он жив? (откуда берёт силы жить?).

Ответ: _____________________________________

10. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ́, -и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, жен.

1. (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. З. планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з.(материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. З. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.

Ответ: ________________________________________

11. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОВНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РО́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно, -вны и -вны.

1. Гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов. Ровная местность. Дорога идёт ровно(нареч.). Р. ряд зубов. Ровная пряжа.

2. Равномерный, спокойный. Р. пульс. Ровно (нареч.) дышать. Р. тон, голос.

3. Постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный. Ровная жизнь. Р. характер.

4. Совершенно одинаковый по величине. Ровные доли. Разделить ровно (нареч.; поровну).

Ответ: _____________________________________

12. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕ́РИЯ, -и, жен.

1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Формы существования материи. Живая м. Неживая м.

2. Основа (субстрат), из к-рой состоят физические тела. Строение материи.

3. То же, что материал (в 4 знач.) (разг.). Шёлковая м.

4. перен. Предмет речи, разговора (устар. и ирон.). Говорить о высоких материях.

(1)Почти все используемые нами материалы производятся в основном из других, например, пластик получают из нефти, бумагу — из дерева.(2) Материалы, которые без переработки поступают на фабрики для производства других материалов, называются первичной материей. (3)<…>,первичной материей являются все материалы, имеющие природное происхождение: дерево, используемое для изготовления мебели, хлопок, собираемый с растений и применяемый для производства тканей, и многие другие материалы.

Ответ: ______________________________________________

13. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТЕО́РИЯ, -и, жен.

1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Философская т. Т. познания. Т. относительности.

2. Совокупность обобщённых положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-н. мастерства. Лингвистическая т. Т. шахматной игры.

3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.

(1)В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. cell — клетка, сота). (2)Однако в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3)<…> в 1808 году французским учёным Мирбелем было установлено, что из тканей, образованных клетками, состоят все растения, а через год другой французский ботаник, Ламарк, доказал, что из клеток состоят также все животные организмы, что и привело к созданию в 1839 году клеточной теории, отражающей безусловное единство животного и растительного мира.

Ответ: __________________________________________

14. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СФЕ́РА, -ы, жен.

1. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2. Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).

3. Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

Ответ _____________________________________

15. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЯЗЬ, -и, о связи, в связи и в связи, жен.

1. (в связи). Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-н. С. теории и практики. Причинная с.

2. (в связи). Тесное общение между кем-чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи.

3. (в связи и в связи). Любовные отношения, сожительство. Любовная с. Быть в связи с кем-н.

4. мн. Близкое знакомство с кем-н., обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь связи во влиятельных кругах. Большие связи.

5. (в связи). Сообщение с кем-чем-н., а также средства, к-рые дают возможность сноситься, сообщаться.Космическая с. Живая с. (через связных). Воздушная с. Междугородная телефонная с.

6. (в связи). Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба связи. Работники связи.

7. (в связи), обычно мн. Часть строительной конструкции, соединяющая её основные элементы (спец.).

16. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1. Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2. Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.

4. Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

5. Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

6. Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

7. Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

Ответ __________________________________________

17. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИ́ЗМ, -а, муж.

1. Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы. Развитие организмов.

2. Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий о. Ослабленный о.

3. Сложно организованное единство, целостность. Государственный о.

Ответ _______________________________

18. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕНЯТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕНЯ́ТЬ, -яю, -яешь; несовер., кого (что).

1. Отдавать своё и получать вместо него другое, обычно равноценное. М. квартиру на дачу.

2. Замещать одно другим, брать одно вместо другого. М. бельё. М. работу. М. крупные деньги (разменивать).

3. Делать иным, изменять. М. вкусы. М. мнения.

Ответ: ______________________________

.

19. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 ТРУД, -а, муж.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<…> Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.

Ответ: ________________________________

20. Дидактический материал  ЕГЭ.  Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

1. см. железо.

2. перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.

3. перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.

4. железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.

5. железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости. (2)Классический пример такой речи приведён в легенде о письме Филиппа II, царя Македонии, который написал спартанцам: «<…> я захвачу Спарту силой, то беспощадно уничтожу всё население и сровняю город с землёй», на что спартанцы ответили одним словом: «Если». (3)Краткость и точность суждений спартанцев так поразили древних греков, что Платон ввёл в оборот словосочетание «лаконическая краткость», трансформировавшееся впоследствии во всем известное нам слово — лаконичность.

Ответ  __________________________________________________

Карточки созданы по материалам сайта «Решу ЕГЭ» https://egelive.ru/

ОТВЕТЫ:

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Конспект урока русского языка в 11-м классе

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексика. Фразеология”.

Урок — практикум

                                                                        Королева Ольга Олеговна,                                                         учитель русского языка и литературы

                                ГОУ СОШ №1354 г. Москва

Цели: Повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология. Работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты. Обучать анализу и редактированию теста (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому. Повторение темы: «Лингвистические словари русского языка».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Словарь русского языка С.И.Ожегова», «Словарь синонимов русского языка», «Фразеологический словарь», «Словарь антонимов русского языка», «Словарь иностранных слов».

Презентация

        I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы завершаем работу над разделом «Лексика и фразеология». Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу. (слайд 1)

        II. Теоретическая разминка.

Начнем с теоретической разминки. Вопросы для повторения:

  1. Что изучает лексикология?
  2. Какие слова называют исконными?
  3. Каковы причины заимствования слов из других языков?
  4. Перечислите основные признаки заимствованных слов.
  5. Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?
  6. Что такое паронимы?
  7. Что такое фразеологизм?
  8. Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски?

        III. Тренировочные упражнения.

        1. Словарная работа. 

По лексическому значению узнать слово и записать его. (слайд 2 — 3)

  1. человек, который противится нововведениям  (К).
  2. направление развития (Т).
  3. система взглядов на природу и общество  (М).
  4. одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  5. последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
  6. антоним к слову “идентичный” (Р).
  7. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  8. антоним к слову “лаконичный” (М).
  9. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  10. синоним к слову “первенство” (П).

Ключ:(слайд 4)

Консерватор

Тенденция

Мировоззрение

Демократия

Эпигон

Различный

Баллада

Многословный

Эмансипация

Приоритет.

        2. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь иностранных слов”

        3. Лексическая разминка.

  1. По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.(слайд 5) 
  1. Хлопотный, трудный  (канительный) 
  2. Прихоть, причуда (каприз). 
  3. Суть, сущность (квинтэссенция). 
  4. Выразительны, своеобразный (колоритный). 
  5. Любезность, похвала (комплимент). 
  6. Уточнение, пояснение (конкретизация). 
  7. Определенно, предметно (конкретно).
  8. Установление, утверждение (констатация). 
  9. Отвратительный, страшный (кошмарный). 

Преклонение, почитание (культ).

     Ответы(слайд 6)

        4. Сообщение подготовленного ученика по теме: “ Словарь синонимов”

        5. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. (слайд 7)

Подберите паронимы к словам, составьте словосочетания:

  1. Драматический — …(драматичный).
  2. Дружеский — …(дружелюбный).
  3. Существо — …(сущность). 
  4. Единственный — …(единый).
  5. Злой — …(злостный).
  6. Искусно — …(искусственно). 
  7. Подпись — …(роспись).
  8. Заглавный — …(главный).

        6. Сообщение подготовленного учащегося по теме: “Крылатые выражения”

        7. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые выражения, значение которых поясняется. (слайд 8)

Ключ: А – 10, Б -2, В – 6, Г – 4, Д – 1, Е — 7, Ж – 5, З -3 , И – 9, К — 8.(слайд 9)

        8. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица речи.
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.(слайд 10)

  1. Трудиться в поту лица (в поте лица)
  2. Положив руку на сердце тебе говорю (положа  руку на сердце)
  3. Работать спустив рукава (спустя рукава)
  4. Согласиться скрипя сердцем (скрепя сердце)
  5. Пришел неожиданно, как тать в ночи (как(яко) тать в нощи)

Запишите исправленные варианты. Дайте толкование полученным фразеологизмам.

Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом СЕРДЦЕ. Объясните, что общего в их значениях.(слайд 11)

        Сердце болит, сердце в пятки уходит, сердце горит, сердце екает, сердце изнывает, сердце не на месте, сердце просит,  сердце радуется, сердце рвется пополам,  сердце сжимается, с легким сердцем, с чистым сердцем, скрепя  сердце, золотое  сердце, каменное  сердце и др.

        IV. Самостоятельная работа.

  1. Укажите паронимы:
  1. умственный – интеллектуальный;
  2. идеалистический – идеалистичный;
  3. большой – огромный;
  4. добродушный – великодушный.
  1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду
  1. неуч;
  2. невежа;
  3. профан;
  4. невежда.
  1. Найдите пару слов, которая совпадает по значению:
  1. гарантийный – гарантированный;
  2. эффективный – эффектный;
  3. вражеский – вражий;
  4. типичный – типовой
  1. Укажите слова, лексическое значение которых определено верно:
  1. авторитарный – принадлежащий автору;
  2. баритон – самый низкий по звучанию голос;
  3. эпиляция – обжалование какого-либо решения, постановления;
  4. индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.
  1. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономичный?
  1. Кондрат Федоров был экономным хозяином и всегда работал в поле.
  2. У семьи Васильевых экономный образ жизни.
  3. Экономный директор завода во время кризиса сумел сохранить рабочие места и выплатить кредиты.
  4. Экономные методы управления производством позволили сократить расходы.
  1. Укажите контекстные синонимы, связывающие предложения:

        (1) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя         человек в большом городе. (2) Редкая поездка по столице обходится без метро.

  1. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

        Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

  1. выходит из себя;
  2. садится в калошу;
  3. смотрит сквозь пальцы;
  4. считает ворон.
  1. Подберите ответы – фразеологизмы:

        Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

  1. Молчит, как в рот воды набрал;
  2. Смотрит как баран на новые ворота;
  3. Ему всё как об стену горох;
  4. Как сыр в масле катается.
  1. Укажите ряд, в котором есть «лишний» фразеологизм, (имеющий отличное значение от общего значения ряда).
  1. Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом;
  2. Сбросить бремя, разорвать цепи, развязать себе руки, сбросить хомут;
  3. Откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.
  1. Укажите предложение без речевой ошибки.
  1. Город достаточно большой, на кривой не объедешь.
  2. Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.
  3. Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
  4. Не люблю тех, кто в глаза начальству дифирамбы поет, а за глаза грязью поливает.

        V. Подведение итогов урока. Выводы. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Список использованной литературы:

  1. Нарушевич А.Г.  Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.
  2. Горбич О.И.  Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.
  3. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2022. Русский язык. Типовые тестовые задания.
  4. Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2022. Русский язык.  
  5. Белокурова С.П. Задания по культуре речи.
  6. Материалы сайтов:

http://www.openclass.ru/

http://www.uroki.net/

http://festival.1september.ru/

http://otherreferats.allbest.ru/

2022/11 уч.год

Оцените статью
ЕГЭ Live