Изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию ФИПИ: детальный разбор что поменялось

Изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию ФИПИ: детальный разбор что поменялось ЕГЭ

Основные изменения в егэ по обществознанию 2022

1. Из части 1 исключены форматные задания № 1, № 2 и № 20 (нумерация заданий по версии 2021 г.)

2. Экзамен заканчивается новым заданием 25 на конкретизацию отдельных аспектов заданной темы (пунктов плана). В том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

3. Задания 25 (только приведение определения) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту. Теперь это задания 18 и 19 по нумерации 2022.

4. Задание 10 в КИМ 2021 г. преобразовано в задание с развернутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.)

5. Задание на составление плана развернутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.)

6. В спецификации в разделе НПА уточнены необходимые для освоения статьи Трудового кодекса  (ст. 20-22) и статьи ФЗ «Об образовании» (ст. 33, 34, 43-45)

7. В часть 2 включено новое задание с развернутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.)

Почему оставили 3 и 12 задания (по старой нумерации)?

В перспективной модели предлагали убрать 3 задание, а 12 перенести во вторую часть. Однако оба задания остались в старом варианте

С # 3 особых мыслей нет. А вот в новой модели # 12 просто могли найти пробелы при апробации. Есть вероятность, что его доработают и введут в следующем году

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к егэ по обществознанию 2022 на высокий балл?

  1. Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
  2. Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
  3. Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
  4. Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
  5. При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Наоборот — начинайте именно с них!

И еще один важный пункт: отслеживайте свой прогресс. Почаще пишите пробные экзамены, решайте тесты, готовьте планы, учитесь аргументировать. Через месяц учебы сравните свои старые результаты с новыми. Что улучшилось? Что не изменилось? Где еще есть пробелы? Такая работа поможет вам понять, на какие темы и задания стоит обратить внимание непосредственно перед экзаменом.

Однако самому отслеживать свой прогресс не очень просто. Нужна дисциплина и умение критично оценивать собственные ответы. Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ я провожу срезы и пробные экзамены, анализирую ошибки и обсуждаю их с каждым учеником отдельно. Если у кого-то возникают дополнительные вопросы, мы разбираем их все вместе и учимся на ошибках.

Благодаря такой подготовке мои ученики и сдают ЕГЭ по обществознанию на 80 . Хотите оказаться среди них? Приходите на наши курсы подготовки к ЕГЭ, и я научу вас всему, что знаю!

0 баллов

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

1 балл

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2 балла

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

3 балла

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2012. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(C) / В.В. Львов, Г.Т. Егораева, Л.И. Пучкова

Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Вторая часть

во второй части появились 2 новых тематических задания:

Есть много вопросов, как составители планируют выдерживать баланс блоков во второй части. Даже в демоверсии сразу 7 (!) заданий из 9 по политике и праву — это текст, новое 23 и план

Если распределять задания равномерно, то на каждый блок надо ~ по 2 задания (9 / 5 = 1,8). И даже новые тематические задания особо не помешают

Чтобы это было возможным, 25 задание логично отделить от 24 — и дать его по другому блоку. Сейчас их объединение кажется логичным: составили просто улучшили условие из перспективной модели

Но они могут спокойно существовать и отдельно. Кажется, это единственная возможность сохранить разнообразие заданий и не нарушить баланс блоков

С балансом понятно, но есть ещё одна странная вещь. Задание 25 делает план (24) легче из-за… своего условия 🙂

Посмотрим повнимательнее на это условие. Нужно объяснить роль многопартийности, назвать действующие в РФ партии и их функции

Ура! Составители дают нам пару подсказок для плана: многопартийность — партийные системы, а с функциями ещё более очевидно

И если пункт о партийных системах не является обязательным по ключам, то вот функции — да. Такие подсказки могут исказить реальный уровень подготовки

Скорее всего, составители просто не подумали об этом. Но если всё сохранится, то план станет чуть легче — это хорошо

В целом новое задание 25 довольно удачно заменяет сочинение. Но его отделение от плана решит сразу несколько проблем

Изменения в # 21, 22 и 25 (по старой нумерации)

Задания 21 и 22 раньше были очень похожи друг на друга. В одном было 3 вопроса по тексту, в другом — 2 вопроса по тексту и раскрытие термина. Чтобы избежать дублирования, в 22 оставили только термин

22 и 25 тоже были похожи друг на друга: в обоих заданиях нужно было раскрыть смысл термина. Причём часто это были одни и те же понятия. Поэтому и их решили объединить

На выходе имеем 21 задание с вопросами по тексту и 22 задание, в котором спрашивают лишь термин. А проверяют его по бывшему критерию 25.1

Это решение кажется вполне удачным и продуманным!

Критерии оценивания развернутых ответов егэ по обществознанию 2022

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Даны правильные ответы на три вопроса2
Даны правильные ответы только на два любых вопроса1
Дан правильный ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указано не менее двух существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))2
Смысл понятия в целом объяснён, НО в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий.
ИЛИ
В ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки
(характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
ИЛИ
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
ИЛИ
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Максимальный балл2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильно приведены три примера с указанием отрасли права для каждого из них3
Правильно приведены два-три примера с указанием отрасли права только для двух из них2
Правильно приведены один–три примера с указанием отрасли
права только для одного из них
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл3

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены

дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:

– если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;

– если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Приведены три суждения (в соответствии с требованием задания)3
Приведены только два суждения (в соответствии с требованием
задания)
2
Приведено только одно суждение (в соответствии с требованием задания)1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Даны правильные ответы на три вопроса3
Даны правильные ответы только на два любых вопроса2
Дан правильный ответ только на один любой вопрос1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильно даны ответы на четыре вопроса4
Правильно даны ответы только на три любых вопроса3
Правильно даны ответы только на два любых вопроса2
Правильно дан ответ только на один любой вопрос1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
На основе Конституции Российской Федерации приведены три
подтверждения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
3
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два подтверждения при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки2
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно подтверждение при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ
На основе Конституции Российской Федерации приведены
два-три подтверждения при наличии дополнительных (сверх
требуемых трёх) позиций, содержащих неточности/ошибки
1
Ни одно подтверждение не сформулировано на основе Конституции Российской Федерации.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл3
Про ЕГЭ:  Как начисляются даты ЕГЭ по истории России и Всемирной история.?

  • Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  • 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Раскрытие темы по существу (24.1)
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два
пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по
существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых
два или более детализированы в подпунктах, включая два
пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по
существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован
в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта.
ИЛИ
Сложный план содержит не менее трёх пунктов,
включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть
данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы
в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет)
детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за
исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых
два или более детализированы в подпунктах, включая только
один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную
тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах,
позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных
наук возможно только два подпункта
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Корректность формулировок (24.2)
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей1
Все иные ситуации0
Максимальный балл4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильно даны обоснование и ответ на вопрос, приведены три
примера (всего пять элементов ответа) при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих
неточности/ошибки
4
Правильно приведены только четыре любых элемента ответа при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки3
Правильно приведены только три любых элемента ответа при
отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров,
содержащих неточности/ошибки
2
Правильно приведены только два любых элемента ответа при
отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров,
содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ
Правильно приведены любые три–пять элементов ответа при
наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки
1
Правильно приведён только один любой элемент ответа.
ИЛИ Правильно приведены любые два элемента ответа при
наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл4

Новое в кодификаторе и спецификации

В кодификатор добавили примерный перечень того, что могут спрашивать. Выглядит это примерно так:

По нашему опыту можно сказать, что список довольно хороший. Да, тут перечислено не всё, что могут спросить, но это уже хороший ориентир для выпускников

Из необычного: порядок приёма в вузы, тенденции экономического развития России и антикоррупционное законодательство РФ

ЕЩЁ

В спецификации обновили перечень НПА, с которыми составители советуют ознакомиться

Например, добавили отдельные положения ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «О Центральном банке РФ». Они и раньше уже встречались в экзамене, составители лишь привели список в соответствие, спасибо им за это.

И ещё несколько видео о том, что и как поменялось в ЕГЭ по обществу

Особенности экзамена

Как мы уже сказали ранее, ЕГЭ по обществознанию является одним из самых популярных для сдачи экзаменов среди выпускников. В 2020 году ЕГЭ по обществознанию сдавало более 302 тыс. человек. Однако многие не учитывают специфику и сложности экзамена. Давайте вместе рассмотрим его основные особенности.

Экзамен по обществознанию длится 210 минут (3 часа 30 минут) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:

  • Человек и Общество
  • Экономика
  • Социальные отношения
  • Политика
  • Право

Всего за весь экзамен можно получить максимум 57 первичных баллов. Ты, наверное, спросишь, что за первичные баллы и почему только 57. Здесь мы остановимся немного подробнее. 

Первичные баллы переводятся в знакомую для нас оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.

Раз мы начали говорить про цифры, то пороговый балл по обществознанию — 42 балла. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов.

А значит, набрать этот балл не так-то просто. Только подумайте, сколько разных подтем есть в пяти блоках, которые включены в экзамен! Надо знать законы и философские течения, уметь сходу вспоминать имена ключевых социологов, политологов и философов, давать точные определения терминам… А еще уметь анализировать графики и рассуждать и аргументированно доказывать свою точку зрения.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2019. Обществознание. Баллы за каждое задание

Когда я готовлю своих учеников к ЕГЭ по обществознанию, мы обязательно разбираем все это. А еще учимся правильно оформлять ответы на вопросы и следовать всем критериям оценивания. И ни одно занятие не обходится без парочки полезных лайфхаков, которые помогут быстрее решить задание. Всему этому я могу научить и вас — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ в MAXIMUM Education!

Советы по подготовке

ЕГЭ по обществознанию 2022 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.

Сократили время до 3 часов

Составители убрали 4 задания в тесте, а вторую часть по объему оставили прежней. Изменения теста сэкономят лишь пару минут, в то время как экзамен сократили на целый час

Текущей длительности (3 ч 55 мин) часто не хватало даже умным ученикам. Мы знаем истории, когда ребята не получали 100 лишь по той причине, что просто не успели дописать ответы.

Спасибо составителям за четкое разделение 1 и 2 части

В перспективной модели тест и вторая часть были вперемешку. Так уже сделали в ОГЭ, хотели добавить и в ЕГЭ. Но кажется очевидным, что в условиях стресса ответы легко могут «поехать» в бланке, что приведёт к потере баллов

В проекте демоверсии разработчики сохранили текущий порядок заданий. И это очень хорошая новость!

Структура ким 2022 по обществознанию

На основе анализа графика «изменение спроса и предложения, равновесная цена», сделать выводы. Ответить на 3 вопроса.

Указания по оцениванию

  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании;
  2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла

Часть 1

Первая часть ЕГЭ по обществознанию 2022 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно набрать 29 первичных баллов (51 % от максимального первичного балла).

В данной части вы можете встретить следующие форматы заданий:

  • задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
  • задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).

По темам задания распределяются так:

Задания по темам, ЕГЭ по обществознанию 2022, демоверсия

Обратите внимание: задание № 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.

Здесь нужно быть очень внимательным: часто баллы теряют ученики, которые не знают особенности решения заданий — ко многим нужен особый подход. В одной статье рассказать обо всех форматах невозможно, но мы подробно разбираем их на онлайн-курсах MAXIMUM Education по подготовке к ЕГЭ. Записывайтесь, чтобы разобраться со всеми непонятными темами и сдать экзамен на высокий балл!

Часть 2

Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 49 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии.

  • 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
  • 18. Составление определения (2 балла)
  • 19. Написание примеров (3 балла)
  • 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
  • 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
  • 22. Решение задания-задачи (4 балла)
  • 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
  • 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
  • 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (4 балла)

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2022.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
  3. Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.

Штраф за неверные дополнительные пункты

Очень странно, но ФИПИ не упомянул это в списке изменений. В официальных критериях такого раньше не было

Дополнительные пункты часто спасают на ЕГЭ. Потому что полное раскрытие примеров, их разное содержание и другие нюансы — это довольно расплывчатое и неоднозначное требование

Заранее не знаешь, насколько строгий эксперт будет проверять твою работу и в каком настроении он будет. В ситуации неоднозначности и стресса дополнительные пункты — хорошая подушка безопасности. И сдающие ЕГЭ имеют на неё право!Спасибо составителям за четкое разделение 1 и 2 части

Оцените статью
ЕГЭ Live