- Забвению не подлежит
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- Кому на руси жить хорошо? — вопрос гражданина
- Подробный разбор критериев
- Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть
- Преступление и наказание — вечная тема
- Секреты зачётного сочинения 2021/2022
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Разберемся, о каких же событиях, деятелях, достижениях и явлениях можно написать. Это могут быть исторические сражения, восстания, революции:
- Восстание декабристов
- Первая мировая война
- Гражданская война
- Великая Отечественная война
- Научные открытия, полет в космос
Хорошо, если вы собираете в свою копилку разные материалы. Выберите направление и начинайте набрасывать формулировки — темы-вопросы, темы-понятия, тезисы, темы-провокации, темы-цитаты.
Создайте банк произведений по сформулированным темам. Выберите небольшие произведения — очерки, рассказы. Между прочим, короткий литературный жанр действует на ребят сильнее, особенно очерки, ведь это практически документальный материал с элементами художественного произведения. К тому же, небольшие жанры читаются легче и быстрее.
«Дайте ребятам возможность формулировать личное мнение — без клише, без взрослых мыслей, без сочинительства — чтобы не порвать ткань настоящего сочинения».
На какие произведения обращают наше внимание авторы итогового испытания? Это может быть художественная литература и философские произведения, научно-популярные статьи, критика, публицистика.
Из философских произведений можно почитать, например, «Апофеоз беспочвенности» Льва Шестова. Здесь автор не навязывает свое мнение, а предлагает идти по скалистой тропе за ним только тем, кто разделяет его точку зрения.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление.
Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной?
Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление.
Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Какого человека можно назвать гражданином?
- Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
- Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
- Что делает граждан одной страны счастливыми?
- Может ли один человек повлиять на общество?
- Чего не хватает нашему государству?
- За что вы любите Россию?
- Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉
Подробный разбор критериев
Вот что написано в документе “Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году”:
1. Соответствие темеУчастник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.)«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
2. Аргументация. Привлечение литературного материалаДанный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).
Как видим, получить “зачёт” по этим критериям просто, если помнить схему: СВОЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТ
О других критериях можно не беспокоиться: они такие мягкие, что не удовлетворить им очень сложно. Тем более достаточно получить зачёт всего лишь по одному из них.
3) Композиция и логика рассужденияДанный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
4) Качество письменной речиДанный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
5) ГрамотностьДанный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть
Как писать итоговое сочинение 2021?
12 советов, чтобы написать итоговое сочинение по литературе
в 11 классе
- Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.
- Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.
- Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения. Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.
- На черновике составьте план сочинения, в котором должно быть минимум 3 пункта: введение, основная часть, заключение.
- Определите стиль изложения своей авторской позиции.
- Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
- Формулируйте один или несколько тезисов в начале работы. Каждый тезис подкрепляйте или опровергайте аргументами. В качестве аргументов так же можно использовать цитаты. Важно, чтобы они были правильно оформлены в тексте и состояли не более чем из 2-3 предложений.
- Используйте связки, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
- Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.
- Вступление и заключении должны быть логически связаны. Для этого нужно определить связи вступления и заключения.
- Прочитайте написанное. Сочинение следует проверять не менее 3 раз! Оставите 30 минут и проведите три этапа проверки:
- Списывать отрывки из чужого текста нельзя, т.к. это плагиат. Следовательно, за экзамен получишь ноль баллов.
Важно знать!!!
Алгоритм написания итогового сочинения 2020-2021
Алгоритм работы над сочинением:
- Внимательно прочитать формулировку темы.
- Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
- Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
- Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
- Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
- Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
- Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
- Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
- Запиши их, составляя план.
- Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
- Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
- Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!
Практические советы в написании итогового сочинения:
- Как писать вступление?
- Есть ли переход к основной части?
- Как писать основную часть?
- Как писать заключение?
Итоговое сочинение: вопросы и ответы от ФИПИ
Важно знать!
Ответы на 9 важных вопросов:
- Какие задачи решает итоговое сочинение?
- Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
- На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
- Что собой представляют темы итогового сочинения?
- Итоговое сочинение — это сочинение по литературе?
- Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
- В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
- В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
- Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
План (структура) итогового сочинения 2020-2021
Прежде чем написать сочинение, задумаемся:
- Как писать итоговое сочинение?
- Какой алгоритм написания сочинения?
- Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?
Структура итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
Тeзис 2
Тeзис 3
III. Заключение (60-70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
- ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Клише для итогового сочинения 2020-2021 по литературе
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
Для тезисов
Для аргументов
Обращение к произведению
Интерпретация произведения или его фрагмента:
Промежуточный вывод:
Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Итоговое сочинение: 25 важных вопросов и ответов
С чего начать подготовку к итоговому сочинению, которое пройдет в декабре 2020 года?
1. Итоговое сочинение что это?
2. Когда пишут итоговое сочинение?
3. Сколько времени дается на итоговое сочинение?
4. Как заполнять бланк итогового сочинения?
5. Во сколько проводится экзамен?
6. Что можно взять с собой на экзамен?
- нельзя приносить с собой смартфоны, телефоны, другие средства связи, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные записи, заметки и т.п. Так как аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и стройствами, подавляющими сигнал.
- можно взять — 1. ручка с черной пастой (гелевая или с капиллярным сержнем); 2. документ, удостоверяющий личность выпускника; 3. при необходимости – еда и лекарства.
- будет право пользоваться толковыми и орфографическими словарями.
7. Из чего состоит итоговое сочинение?
I. Вступление – формулировка темы. (Вступление занимает первый абзац, который должно быть чётким и лаконичным.
II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. (4 абзаца, с примерами из литературных произведений. Схема второй части: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.
III. Заключение – обобщение ваших мыслей. (Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению)
8. Сколько слов должно быть в итоговом сочинении?
9. Сколько абзацев должно быть в итоговом сочинении?
10. Как оформлять цитаты и какой должен быть их объем?
11. Сколько в итоговом сочинении должно быть аргументов?
12. Что нужно сделать, чтобы поставили зачет?
13. Что делать если получаете за итоговое сочинение «незачет», или по тем или иным причинам бывает вынужден пропустить аттестацию?
14. Кто может пересдать итоговое сочинение?
15. Что будет если опоздаешь на экзамен?
16. Для кого предусмотрена замена сочинения на изложение?
17. Какой срок действия результатов итогового сочинения?
18. Где можно прочитать (посмотреть) свое итоговое сочинение?
19. Сколько баллов можно получить за итоговое сочинение?
20. Дополнительные баллы за итоговое сочинение при поступлении?
С порядком начисления дополнительных баллов вы можете ознакомиться на официальных сайтах вузов или в приемной комиссии. Максимальный балл, который может назначить вуз за сочинение – 10 баллов.
21. Где узнавать результаты итогового сочинения?
22. Сколько хранится итоговое сочинение?
23. Где учитывается итоговое сочинение
24. Можно ли подать на апелляцию?
Важно знать!
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
- «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Секреты зачётного сочинения 2021/2022
Итоговое сочинение –
пропуск на ЕГЭ. Чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку выпускник должен
успешно написать итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт».
В этом году сочинение
одиннадцатиклассники будут писать 1 декабря (основной поток) и 4 декабря и 4
мая – резервные.
Начало – 10:00 по
местному времени.
Время работы – 3 часа 55
минут.
Место проведения
итогового сочинения – школа, где учится выпускник.
В 2021 году отмечается
200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (11 ноября) и Н.А. Некрасова (10
декабря), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом
году.
Для итогового сочинения
в выпускных классах в 2021/22 учебном году утверждены тематические направления:
1. Человек путешествующий:
дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и
технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации,
надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и
Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и
нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка,
спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется
личностно важным).
5. Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость,
поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и
государства).
Сами темы выпускники
традиционно узнают уже перед началом сочинения.
Традиционно во всех 30
библиотеках «Централизованной библиотечной системы» Челябинска на
выставках-шпаргалках, организованных в рамках акции «Секреты ЗАЧЁТного
сочинения», представлены лучшие классические
произведения, в которых школьники обязательно найдут подходящие примеры для
аргументации своих сочинений. Выставка дополнена литературоведческими
пособиями, критическими статьями, сборниками с примерами лучших сочинений и др.
Обращаем внимание на
литературоцентричность сочинения. При раскрытии темы сочинения необходимо аргументированное
использование примеров из художественного текста, связь с проблематикой и
тематикой произведений. Подобрать аргументы из литературных
произведений нужно заранее, чтобы успеть справиться с работой.
Комментарий к тематическим направлениям итогового
сочинения 2021/2022 учебный год и списки литературы по направлениям
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление
нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет
написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей,
дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени
и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено
понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога
может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути
обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и
других людей.
Обращение к
художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и
внутреннего мира человека.
Примерные темы:
В чем заключается польза
путешествий?
Почему после странствия
у человека меняются взгляды на жизнь?
Каков смысл жизненного
пути человека?
Список литературы для подбора аргументов к теме:
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский
фонтан», «Евгений
Онегин», «Дубровский», «Цыганы», «Руслан и Людмила»,
«Станционный
смотритель», «Метель», «Моцарт и
Сальери»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Мцыри»
Н. В. Гоголь
«Мертвые души», «Ревизор» «Тарас Бульба»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Ася»,
«Отцы и дети», «Записки охотника»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Железная дорога»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание»
А. Н. Островский
«Бесприданница»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Н. С. Лесков
«Левша», «Очарованный странник»
А. К. Толстой
«Князь Серебряный»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»
А. П. Чехов
«Попрыгунья», «Степь», «Невеста», «Вишневый сад», «Остров Сахалин», «Крыжовник»
М. Горький
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои
университеты»
А. Грин
«Алые паруса»
А.И. Куприн
«Куст сирени», «Олеся»,
И. А. Бунин
«Кукушка», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»,
«Антоновские яблоки», «Холодная осень», «Тень птицы»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
А. П. Платонов «Песчаная
учительница»
Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»
И. Ильф
и Е. Петров «Двенадцать стульев»
М. А. Шолохов
«Судьба человека»
А. Т. Твардовский
«Василий Тёркин»
В. А. Каверин «Два
капитана»
Ч. Т. Айтматов
«Плаха», «И дольше века длится день»
Д. С. Лихачев
«Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
А. Лиханов «Чистые
камушки»
Б. Екимов «Белая Дорога»
Список зарубежной литературы
Гомер «Одиссея»,
«Илиада»
А. Данте
«Божественная комедия»
Ф. Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль»
М. Сервантес «Дон Кихот»
Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера»
Д. Дефо
«Робинзон Крузо»
Ж. Верн
«Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
Ч. Диккенс
«Рождественская песнь», «Большие надежды»
Джером К. Джером «Трое в
лодке, не считая собаки»
О. Генри
«Дороги, которые мы выбираем»
Дж. Лондон
«Морской волк», «Дорога», «Мартин Иден», «Сердца трёх» и др.
А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Л. Кэролл
«Алиса в стране чудес»
К. Льюис «Хроники Нарнии»
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Керуак «В дороге»
Дж. Джойс «Эвелин»
Д. Митчелл «Облачный
атлас»
Р. Брэдбери
«Зеленое утро»
Р. Бах
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Сапковский
«Сага о ведьмаке»
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или
трагедия?
Тематическое направление
заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и
страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут
способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с
технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к
рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий
его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития
технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской,
научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как
мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем
видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным
произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к
жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
Каковы отрицательные
стороны прогресса?
Может ли техника
заменить общение людей?
Какие возможности дарит
человеку научно-технический прогресс?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Отцы и
дети»
А. Н.
Островский «Гроза»
Н. С. Лесков
«Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»
А. П. Чехов
«Вишневый сад», «Лошадиная фамилия» «Хирургия», «Дядя Ваня», «Крыжовник»,
«Человек в футляре»
Е. И. Замятин
«Мы»
М. А. Булгаков
«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»
А. Н. Толстой «Гиперболоид
инженера Гарина»
А. Платонов «Песчаная
учительница», «В прекрасном и яростном мире»
А. Р. Беляев
«Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
М. А. Шолохов
«Поднятая целина», «Тихий Дон»
И. А. Ефремов «Лезвие
бритвы», «Туманность Андромеды»
В. П. Астафьев
«Людочка», «Царь-рыба»
А. и Б.
Стругацкие «Гадкие лебеди», «Трудно быть богом»,
«Пикник на
обочине», «Полдень, XXII век», «Мир иной»
Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день», «Плаха»
В. Г. Распутин«Прощание с
Матёрой»
Т. Толстая«Кысь»
С. Алексиевич«Чернобыльская
молитва»
Е. Носов «Кукла»
Список зарубежной литературы
М. Шелли
«Франкенштейн, или Современный Прометей»
Г. Уэллс «Машина
времени», «Война миров», «Человек-невидимка», «Похищенная бацилла».
Ж. Верн «20000
лье под водой», «Вверх дном»
Лю Цысинь трилогия «В
память о прошлом Земли»
О. Хаксли «О
дивный новый мир»
Р. Брэдбери
«451 по Фаренгейту», «Вельд», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул
гром», «Все лето в один день» и др.
Дж. Оруэлл «1984»
К. Воннегут
«Колыбель для кошки»
С. Лем
«Солярис»
У. Эко «Оно»
Э. Вейер «Марсианин»
Д. Киз «Цветы
для Элджернона»
В. Рот «Дивергент»
Ф. Дик
«Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
Ю. Харари «21 урок для
XXI века»
Т. Чан «История твоей
жизни»
Дж. Дэшнер «Бегущий в
лабиринте»
О.С. Кард «Игра Эндера»
С. Коллинз «Голодные игры»
Д. Митчелл «Облачный
атлас»
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление
предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные
явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности,
раскаяния.
Темы сочинений позволят
анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек
зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за
сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника,
возмездие и муки совести и др.
Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения
(юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная
литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.
М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество
будет отмечать в конце 2021 г.
Примерные темы:
Можно ли человеку
прожить без совести?
Почему происходят
преступления?
Должны ли преступники
расплачиваться за содеянное?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза»
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Полтава», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Выстрел»,
«Борис Годунов», «Моцарт и
Сальери», «Повести
Белкина»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова»
Н. В. Гоголь
«Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Му-му»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы»,
«Записки из мертвого дома», «Бедные люди»
А. Н.
Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресение»
В. Г. Короленко «Дети
подземелья»
А. П. Чехов
«На охоте», «Злоумышленник», «В аптеке»
М. Горький
«Детство», «Челкаш», «На дне», «Старуха Изергиль», «Мать»
А.И. Куприн «Яма»,
«Олеся»
Л. Н. Андреев
«Рассказ о семи повешенных»
И. А. Бунин
«Темные аллеи»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
И. Ильф
и Е. Петров «Двенадцать
стульев», «Золотой теленок»
М. А. Шолохов
«Тихий Дон»
В. Д. Дудинцев
«Белые одежды»
В. П. Астафьев
«Царь-рыба»
Б. Л. Васильев
«Не стреляйте белых лебедей»
Ч. Т. Айтматов
«Плаха»
Ю. Яковлев «Он убил
мою собаку»
Список зарубежной
литературы
В. Гюго «Отверженные»
У. Голдинг
«Повелитель мух»
Т. Драйзер
«Американская трагедия»
А. Дюма «Граф
Монте-Кристо»
А. Кристи
«Убийство в Восточном экспрессе»
Э. По
«Сердце-обличитель»
О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея»
Ф. Фицджеральд
«Великий Гэтсби»
У. Шекспир
«Гамлет», «Отелло»
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература,
музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное),
которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются
читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст
собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение
изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о
произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник
может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая
сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.
Примерные темы:
В каком герое из
литературы вы нашли отражение себя?
Как искусство влияет на
мировосприятие человека?
С каким персонажем вы
смогли бы подружиться?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Об искусстве», «Моцарт и
Сальери»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь
«Портрет»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев. «Певцы»,
«Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»
Ф. М.
Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»
А. Н.
Островский «Лес»
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Тупейный художник»
А. К. Толстой
«Князь Серебряный»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Альберт»
В. Г. Короленко «Слепой
музыкант»
А. П. Чехов
«Чайка», «Ионыч», «Скрипка Ротшильда» «Моя ‘она’»
М. Горький
«На дне», «Старуха Изергиль», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
А. Грин «Алые
паруса», «Зелёная лампа»
А.И. Куприн «Тапер»,
«Гранатовый браслет», «Яма», «Гамбринус»
И. А. Бунин
«Легкое дыхание», «Чистый понедельник»
Л. Андреев
«Иуда Искариот»
Е. И. Замятин
«Мы»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»
В. В. Набоков
«Дар»
А. Н. Толстой «Русский
характер»
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
М. А. Шолохов
«Судьба человека», «Поднятая целина»
А. Т. Твардовский
«Василий Теркин»
Б. Н. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»
В. К. Железников «Чучело»
Д. С. Лихачев
«Письма о добром и прекрасном»
Д. Быков «Советская
литература»
Г. Юзефович
«Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
Список зарубежной литературы
О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о
художественном творчестве»
Ш. Бронте
«Джен Эйр»
У. Эко «О литературе»,
«Портрет Дориана Грея»
Ф. Бегбедер «Конец
света: первые итоги»
Р. Брэдбери«Дзен в
искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
П. Вайль, А. Генис
«Родная речь: Уроки изящной словесности»
Г. Гессе «Магия книги»
М. Зусак
«Книжный вор»
П. Зюскинд «Литературная
амнезия»
С. Лем «Мой
взгляд на литературу»
Г. Миллер «Книги в моей
жизни»
С. Моэм
«Искусство слова: о себе и других»
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня
рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает
возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости
и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных
пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли
жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.
Темы сочинений,
ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят
соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого
направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной,
исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая
при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Примерные темы:
Может ли 1 человек
повлиять на историю государства?
Кто должен заботиться о
людях, попавших в тяжелое положение: государство или граждане?
Какими качествами должен
обладать настоящий гражданин?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Станционный
смотритель», «Медный всадник», «Дубровский»
М. Ю. Лермонтов
«Песнь о купце Калашникове…»
Н. В. Гоголь
«Ревизор» «Мертвые души», «Шинель»,
«Тарас Бульба»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Хорь и
Калиныч», Му-му», «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Железная дорога»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у
Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
А. Н.
Островский «Гроза», «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«История одного города», «Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «После бала»
А. П. Чехов
«Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть
чиновника», «Тоска»
М. Горький
«На дне», «Детство», «Бывшие люди»
А.И. Куприн «Чудесный
доктор»
И. А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
Е. И. Замятин
«Мы»
А. А. Блок «12»
В. В.
Маяковский «Прозаседавшиеся»
М. А. Булгаков
«Собачье сердце»
А. Н. Толстой «Петр
Первый»
А. П. Платонов
«Котлован»
М. А. Шолохов
«Поднятая целина»
Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день»
Список зарубежной литературы
Платон «Государство»
Т. Мор «Утопия»
Ицхок-Лейбуш Перец
«Пост»
Советы «в тему»
Заранее изучите критерии.
Итоговое сочинение должно соответствовать критериям, установленным ФИПИ.
Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.
Критерии оценки:
Объем итогового
сочинения — не менее 250 слов.
Самостоятельность
написания.
Если эти 2 условия
выполнены, то эксперты просматривают наличие следующих критериев:
Соответствие теме
(основной критерий). В своих рассуждениях человек не должен уходить от
выбранной темы, иначе ставится «незачет».
Аргументация с
привлечением литературного материала (основной критерий). Итоговое сочинение
отличается от сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Подтверждение слов и мыслей
должно происходить только на основе ситуации из произведения литературы.
Композиция и логика
рассуждения. Расположение абзацев основывается на логичном построении
рассуждения. В тексте нельзя метаться из стороны в сторону, нарушая смысл
повествования.
Качество письменной речи.
ЕГЭ по русскому сдают все школьники без исключения, поэтому и на итоговом
сочинении проверяется умение применять причастные и деепричастные обороты,
вводные слова, средства художественной выразительности для красочности текста.
Грамотность. Отсутствие
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. «Незачет» будет, если
человек допустит более пяти ошибок на сто слов.
Напоминаем:
Чтобы успешно написать
итоговое сочинение, перечитайте произведения, которые с большой долей
вероятности будете использовать. Освежите в памяти тексты с учетом
подтверждающих аргументов для раскрытия темы.
Приходите в библиотеки за книгами!
Желаем успехов!
Источники
https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
https://edu.gov.ru/press/4074/obyavleny-napravleniya-dlya-tem-itogovogo-sochineniya-v-vypusknyh-klassah-v-2021-22-uchebnom-godu/
https://school-olymp.ru/blog/itogovoe-sochinenie-2021-2022-uch-g/
https://bingoschool.ru/manual/5-napravlenij-itogovogo-sochineniya-ot-fipi-2022/
https://egelive.ru/sochinenie/62755-primery-itogovyh-sochinenij.html
https://egelive.ru/sochinenie/62754-primery-itogovyh-sochinenij.html
https://egelive.ru/sochinenie/62678-5-korotkih-proizvedenij-dlja-itogovogo-sochinenija.html
https://100balnik.ru/примерные-темы-итогового-сочинения-2021-2022/
Читайте также
«Повести
Белкина» – новое прочтение Пушкина
Восточные
мотивы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Недочитанный
Лесков
Иван Бунин – «Князь-рыцарь
русской литературы»
И.А.Бунин.
Последний классик русской литературы
Мир Востока в
путевых очерках Бунина
Булгаков в
книгах
Его фразами говорил весь
Советский Союз: Илья Ильф
Волшебные миры.
Погружение всей семьей
Книжное
путешествие по Японии
День ирландской
литературы
Анджей Сапковский и цикл его книг «Сага о ведьмаке»
Пан Сапковский и его легендарная сага о Ведьмаке
Александр
Беляев – русский Жюль Верн
Писатель-провидец
Александр Беляев
День российской
науки и предсказания Жюля Верна
Великий
путешественник и предсказатель – Жюль Верн
Станислав Лем
Писатели-предсказатели:
Станислав Лем
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями.
Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум.
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
- Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы.
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Из комментариев ФИПИ
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
- «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов