Дмитрий Сергеевич Лихачёв! Отработаны все проблемы по его «Письмам о добром и прекрасном»!
№ ПИСЬМА/ПРОБЛЕМА/СОДЕРЖАНИЕ (АРГУМЕНТ)
№1 «Большое в малом»/ Проблема смысла жизни, жизненной цели
Если у человека есть цель, то она должна проявляться во всем, даже в самом малом, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства», по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, безнравственна и даже губительна. Автор призывает быть целеустремленным.
№2 «Молодость – вся жизнь»/ Проблема дружбы
Настоящие друзья приобретаются в молодости. Молодость – время сближения. Об этом нужно помнить и дорожить друзьями, ведь дружба очень помогает и в горе и в радости. Дмитрий Сергеевич Лихачев призывает беречь молодость и друзей до самой старости.
№3 «Самое большое»/ Проблема доброты, счастья
В чем самая большая цель в жизни? Увеличивать добро. А добро – это счастье. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человекам задачу, которую необходимо решить. Цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким.
№3 «Самое большое»/ Проблема патриотизма, национализма
Нужно быть патриотом, а не националистом. Не стоит ненавидеть каждую семью, потому что любишь свою. Не стоит ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом есть большая разница. Патриотизм – это любовь к своей стране, а национализм – это ненависть ко всем другим.
№3 «Самое большое»/ Проблема мудрости, хитрости
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и оборачивается против самого хитреца. Потому что хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает. Мудрость приносит добро, прочное счастье и спокойную совесть.
№3 «Самое большое»/ Проблема верности
Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек: верность молодости, родным, семье, друзьям, стране, народу. Верность себе есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
№4 «Самая большая ценность — жизнь»/ Проблема отношения людей друг к другу
К людям нужно быть открытым, терпимым, искать в них лучшее. Умение находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
№4 «Самая большая ценность — жизнь»/ Что такое жизнь?
Жизнь – это дыхание. Нужно избавиться от всего, что стесняет движение мысли, что давит душу. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая все заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. Жизнь бесконечно глубока.
№5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема смысла жизни, ценности жизни, цели жизни
Самая большая ценность в мире – жизнь. Каждая жизнь важна: чужая, своя, животных и растений. Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. Иначе не будет жизни.
№5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема достоинства
Жизнь нужно прожить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от некоторых удовольствий, уметь извиняться, признавать свои ошибки.
№5 «В чем смысл жизни?»/ Нужно ли творить добро?
Жизнь – это творчество, но это не значит, что каждый человек должен быть художником или ученым. Нужно творить добро вокруг себя. Жизненная задача должна диктоваться добротой. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп. Автор считает, что счастья достигает тот, кто старается других сделать счастливыми.
№5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема уважения к природе
Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала. Дмитрий Сергеевич считает, что нужно ее уважать и прожить жизнь так, чтобы природа, которая нас же и создала. Не была обижена.
№6 «Цель и самооценка»/ Проблема цели , самооценки
Когда человек выбирает жизненную цель, он оценивает себя. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет ради людей, то он оценивает себя на уровне человечества. Он ставит себе цель, достойную человека. Автор считает, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку жить с достоинством и получать от жизни радость.№7 «Что объединяет людей?»/ Нужно ли заботиться о других?
Забота скрепляет отношения между людьми. С самого рождения человек окружен заботой. За заботу о себе дети платят заботой о родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее. Незаботливый человек или беззаботный – человек недобрый и не любящий никого.
№7 «Что объединяет людей?»/ Проблема сострадания
Нравственности свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Сострадание заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Дмитрий Сергеевич считает, что забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
№8 «Быть веселым, но не быть смешным»/Проблема поведения. Каким должно быть поведение? Как следует себя вести?
В поведении нужно бояться быть смешным, а стараться быть скромным. Он призывает уважать людей, которые нас окружают. Не стоит бояться своих недостатков. Нужно быть правдивым, а не смешным простота в человеке, правдивость, отсутствие претензий – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится его самым элегантным «содержанием».
№9 «Когда следует обижаться?»/ проблема обидчивости
Автор считает, что чрезмерная обидчивость – признак недостатка ума. Он призывает нас быть умными. Обижаться нужно лишь тогда, когда нас действительно обижают. Не стоит обижаться на невнимательность. Старайтесь сами никого не обижать.
№10 «Честь истинная и ложная»/ Проблема чести и совести
Между честью и совестью есть одно различие. Совесть всегда исходит из глубины души, она не бывает ложной. А представления о чести бывают ложными, и эти ложные представления наносят ущерб обществу. Это так называемая «честь мундира». Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне человеческой души.
№11 «Про карьеризм»/ Проблема карьеризма. Что такое карьеризм?
Человек всегда устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек видит цель в устройстве себя в выгодном положении. По мнению Лихачева, это и есть карьеризм
№12 «Человек должен быть интеллигентен»/ Проблема интеллигентности. Должен ли человек быть интеллигентным?
Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
№13 «О воспитанности»/ Проблема воспитанности. Кто такой воспитанный человек?
Получить хорошее образование можно и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. По мнению Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.
№14 «О дурных и хороших влияниях»/ Проблема дурного и положительного влияния
Сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка становятся взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Влияния бывают хорошие и плохие. Дмитрий Сергеевич призывает помнить об этом. Плохих влияний следует опасаться. Человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь.
№15 «Про зависть»/ Проблема зависти
Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от этого чувства, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит не нашли себя.
№16 «О жадности»/ Проблема жадности
Жадность – это забвение собственного достоинства, попытка поставить свои материальные интересы выше себя. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
№17 «Уметь спорить с достоинством»/ Проблема умения вести спор
В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивает свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логическое мышление, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать, это пустой человек и спор пустой.
№18 «Искусство ошибаться»/ Проблема ошибок в жизни человека
№19 «Как говорить?»/ Проблема отношения к языку
Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться влияниям среды.
№20 «Как выступать?»/ Что такое ораторское искусство?
Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие
№21 «Как писать?»/ Нужно ли уметь писать?
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить. Его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Следует бояться пустого красноречия.
№22 «Любите читать»/ Проблема чтения, любви к книге, литературе
Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. Литература дает нам опыт жизни, делая человека интеллигентным, развивая в нем чувство красоты, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрее.
№23 «О личных библиотеках»/ Проблема роли книги в жизни человека
Не бросайтесь на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясно, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.
№24 «Будем счастливыми»/ Проблема бездуховности
Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.
№24 «Будем счастливыми»/ Проблема счастья
Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве мелких, низменных наслаждений.
№24 «Будем счастливы»/ Что такое духовная культура?
Все, что сделано с душой, идет от души, нужно для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к изучению, к товарищам и знакомым, к искусству нет этой «духовной культуры».
№26 «Будем учиться»/ Проблема нравственной ответственности за научные достижения
На человеке лежит тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
№26 «Учитесь учиться»/ Проблема учения
Учение – все, что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь жить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков.
№27 «Четвертое измерение»/ Проблема исторической памяти
Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он оставит. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.
№28 «Быть вместе»/ Проблема замены книги телевизором
Почему телевизор частично вытесняет книгу? Да потому, что телевизор заставляет нас не торопясь смотреть какую-нибудь передачу, сесть поудобнее, отвлекает нас от забот. Нужно выбирать книги по своему вкусу, отвлекаться на время от забот, понимать, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
№29 «Путешествуйте!»/ Для чего нужно путешествовать?
Одно из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. Любой город, страна, место, к поездке в которые мы не подготовились, неинтересны и скучны. И наоборот, если, по мнению Лихачева, мы знаем историю места, оно становится в десять раз интереснее. Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать
№30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема русского национального характера
По мнению академика, основные черты русского характера – это доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность
№30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема толерантности
О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу – самая верная позиция. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации
№31 «Круг нравственной оседлости»
Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек№32 «Понимать искусство»/ Проблема отношения к искусству
Искусство играет очень важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой беде, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться у самого себя – у своей искренности
№32 «Понимать искусство»/ Проблема зла
Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с чувством зависти, недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, со злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя злобой
№34 «О русской природе»/ Проблема взаимоотношений человека и природы
У природы есть своя культура. Культура социальна. Социальность ее в том, что оно может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если он в свою очередь бережет ее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа. Чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком
№37 «Ансамбли памятников искусства»/ Проблема сохранения городов, истории
Академик считает одна из важных задач наших градостроителей — сохранить разнообразие наших городов и сел, их историческую память и своеобразие. Вся страна — грандиозный культурный ансамбль
№38 «Сады и парки»/ Проблема взаимоотношений человека и природы
Сады и парки должны быть сохранены. Они одинаково важны и в городе, и за пределами города. Сад – идеальная культура, в которой облагороженная культура идеально слита с добротой человека. Не случайно Достоевский мечтал превратить самые злачные места Петербурга в сады
№41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурной среды
Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков
№41 «Память культуры»/ Проблема понимания красоты мира
Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую мы порой не умеем опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет
№41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурного прошлого
Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или пейзажи и ландшафты, но и сохранять сам характер и природный ландшафт. А это значит, что необходимо, чтобы новое строительство как можно меньше противостояло старому
№43 «Еще о памятниках прошлого»/ Проблема патриотизма
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно воспитывать
№46 «Путями доброты»/ Проблема служения людям, смысла жизни
Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

Проблема совести и аргументы из литературы, на которые можно сослаться в выпускном сочинении, актуальна для школьников 9 класса и 11 класса, желающих успешно сдать ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку.
Попробуем привести в статье самые удачные аргументы для написания сочинения.
- Что такое совесть определение для сочинения
- Аргументы из литературы для сочинения на тему совести
- Проблема совести в литературных произведениях
- Достоевский “Преступление и наказание”
- Пушкин Капитанская дочка
- Астафьев Конь с розовой гривой
- Гоголь Мертвые души
- Булгаков Мастер и Маргарита
- Салтыков-Щедрин Пропала совесть
- Лермонтов «Герой нашего времени»
- Произведения о совести для детей
- Гаршин Человек обостренной совести
- Виктор Драгунский Тайное становится явным
- Дмитрий Пантелеев Честное слово
- Владимир Железняков «Чучело»
- Альберт Лиханов «Мой генерал»
- Примеры совести из жизни человека
- Примеры из истории
- Вывод о роли совести в жизни человека
- Жизненный путь — это постоянный выбор
- Сочинение по литературе на тему
- Как выбрать свой жизненный путь
- Как пройти свой жизненный путь
Что такое совесть определение для сочинения
По толковому словарю Даля понятие «совесть» обозначает способность человека понимать мораль, нравственность, контролировать свои действия в рамках права и нравственности, требовать от себя их выполнения, давать отчет о своих поступках.

Достоевский Ф. М. говорил, что это чувство есть действие Бога в человеке. Суворов А. В. дополнял эту мысль тем, что она трогает нежно душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки, не дает ему поступать неправильно.
Древнегреческий философ Демокрит давал определение совести как стыд перед собой.
Аргументы из литературы для сочинения на тему совести

Тема совести актуальна в литературе. Практически в каждом произведении найдется герой, который старается жить по ней.
Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принес своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является ее сыном.
Впоследствии друзья хотят его вновь вернуть на путь криминала, но он отказывается, не испытывая муки совести, даже под страхом смерти.
Проблема совести в литературных произведениях

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.
Так, в романе Война и мир Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.
Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.
В повести В. Быкова Сотников главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.
Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.
Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.
Достоевский “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.
Главный герой Родион Раскольников, считая себя не тварью дрожащей, а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.
Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.
Пушкин Капитанская дочка

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.
Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.
Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.
Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.
Астафьев Конь с розовой гривой

У В. Астафьева есть рассказ Конь с розовой гривой.
В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.
Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.
Гоголь Мертвые души
Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.
Булгаков Мастер и Маргарита

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.
Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.
Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.
В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.
Салтыков-Щедрин Пропала совесть
В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.
Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.
Лермонтов «Герой нашего времени»
Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.
Произведения о совести для детей

В каждом мультфильме, в каждой сказке говорится о ней. С малых лет детей учат поступать правильно, выбирая мораль и нравственность вместо лжи и предательства.
Так, в мультфильме и книге Даша-Путешественница главная героиня вместе со своим другом Башмачком исследует мир и помогает всем, кто нуждается в помощи.
Однако на их пути всегда стоит хитрый лис Жулик, который вечно пытается что-то украсить, совершая бессовестный поступок. Тогда Даша говорит Жулику, что красть нехорошо, и тот отдает украденное и искренне просит прощение.
Гаршин Человек обостренной совести
Другое название сказки Аttalea princeps. Она рассказывает про молодую пальму, которая в сказке Гаршина не была совестливой. Она хотела свободы любой ценой, поэтому не считалась ни с какими другими деревьями.
Став большой и сломав крышу здания, она стала погибать. Уже в конце своей жизни пальма призналась, что была неправа и отбирала воду и место у других растений.
Виктор Драгунский Тайное становится явным

Сказка Виктора Драгунского повествует о мальчике, который очень не хотел есть кашу и выбросил ее в окно, пока мама не видела. Маме сказал же, что все доел.
Она похвалила сына, и сказала, что они идут к Кремль в награду за хороший аппетит. Чуть позже в дверь стучится человек.
Мама открывает и видит, что этот человек весь в каше. Когда мама очистила пришедшего, мальчик спрятался и не хотел подходить к ней. Но позднее пересилил себя и попросил прощения, запомнив урок.
Дмитрий Пантелеев Честное слово
В сказке Леонида Пантелеева мальчик пообещал ребятам не уходить во время игры.
Но ребята обманули и разбежались по домам, а главный герой так и остался стоять, ответственно сдержав свое обещание.
Увидев беду мальчика, мужчина не отвернулся, а решил помочь, поступив по совести, и отвел ребенка домой, сделав так, чтобы тот не бросил свое обещание на ветер.
Владимир Железняков «Чучело»

В рассказе Чучело главная героиня, будучи хорошей подругой Димы Сомова, берет вину мальчика перед одноклассниками на себя.
Сам Дима не говорит, что является предателем, а молчит, когда дети начинают издеваться над девочкой.
На дне рождения он все же рассказывает ребятам о том, что девочка ни в чем не виновата. И в конце все дети просят прощения за то, что они терзали девочку.
Альберт Лиханов «Мой генерал»

В рассказе действие разворачивается вокруг Антона Петровича и внука Антона.
Внук очень гордится дедушкой и всем одноклассникам рассказывает, что он был на войне, имеет много орденов и наград. Но, будучи на пенсии, дедушка работает кладовщиком.
За это внуку становится стыдно. Позднее у мальчика просыпаются чувства на могиле дедушки, ведь ему рассказывают правду жизни: дедушка нашел мальчика у тела погибшей матери и передал его на воспитание своим родственникам.
Так, мальчик учится уважению к старшим и тому, что каждая профессия важна, и нельзя судить человека по тому, чем он занимается.
Примеры совести из жизни человека

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.
Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно.
Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.
Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма Мальчик в полосатой пижаме, где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.
Примеры из истории

Практически каждый великий человек из истории был совестливым.
Так, апостол Петр при жизни был гоним за распространение христианства римским полководцем Иродом и большую часть жизни провел за решеткой. Казнить его не могли, поскольку он был гражданином Рима.
Когда дошли слухи, что Петр учит своего лекаря христианскому учению, было принято решение его казнить.
До этого события Петр видел, как мучается сын римского полководца, и сказал, что может помочь ему, если его ненадолго отпустят из-под стражи. Он излечил сына от страшного заболевания.
Тот, понимая, что может спасти Петру жизнь, в качестве благодарности, не решается это сделать и всю жизнь от этого мучается.
Вывод о роли совести в жизни человека
Подводя итог, можно сказать, что значение совести в том, что она руководит поступками человека в жизни, помогает принимать решения. Только человек с чистой совестью сможет достойно прожить в мире, не мучаясь и не терзая свою душу.

Пример сочинения 1
Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
Вероятно, каждый человек находится в постоянном поиске своего жизненного пути. Анализируя события, произошедшие в жизни, личность задается вопросами о самоидентификации в этом мире. Все пытаются найти так называемый «свой жизненный путь», а именно то, что предначертано ему судьбой. Отсюда возникает вопрос — каждый ли человек может найти свою дорогу в этом мире?
Для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, обратимся к произведению русского писателя Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».
В этом рассказе нам показывается образ человека, который на протяжении всей жизни трудился не покладая рук для своей цели. Его стремления были направлены на получение материального достатка. Главный герой считал, что обеспеченность в его жизни стоит выше, чем моральные ценности. После достижения своей цели, протагонист решает отдохнуть со своей семьей на пароходе, но во время путешествия главный герой неожиданно умирает. Казалось бы, смерть — это ужасное происшествие, которое должно было повергнуть в шок работников и гостей парохода. Однако жизнь на судне продолжается своим чередом: туристы веселятся и избегают факт смерти человека. Стоит заметить, что в данном произведении у главного героя нет имени. Автор специально показывает нам, что насколько бы человек не был богат, материальное благо не может гарантировать наличие души. Перед смертью все равны: как богатые люди, так и бедняки. Деньги остаются только на земле, а воспоминания о человеке вечны. Но какие воспоминания могут остаться о личности, у которой нет даже имени? Жизненный путь человека, который расставил неправильные приоритеты в своей жизни, будет пустым. Именно такую идею нам преподносит Иван Бунин в «Господине из Сан-Франциско».
Таким образом, жизненный путь человека напрямую зависит от поставленных им приоритетов. Каждый в праве решать сам, чем наполнить свое существование в этом мире. Мы живем только один раз, но если найти свою дорогу в этой жизни, то даже одного раза будет достаточно.
Пример сочинения 2
Жизненный путь — это постоянный выбор
Каждый раз приходя на распутье, мы спрашиваем себя: «Действительно ли жизненный путь — это постоянный выбор?». И ответ всегда утвердительный, нужно определять направление, ведь нельзя же вечно стоять на перекрестке. Даже если мы попробуем остановиться, сама жизнь погонит нас вперед, но уже она решит за нас, что будет дальше. Эту закономерность подтверждают многочисленные примеры из литературы.
Обратимся в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Герои трагикомедии хотели воздержаться от выбора, замедлить ход времени и остаться в неопределенном положении, но у них не вышло.
Так, Гаев и Раневская не хотели лишаться имения, но и спасать его тоже не имели желания. Им нужно было выбирать между способом, предложенным Лопахиным, и продажей усадьбы с торгов. Они так и не определились вплоть до начала аукциона, всячески избегая ответственности. С одной стороны, хозяева вишневого сада жалели красоту цветущих деревьев и воспоминания, связанные с их имением. Они не могли отдать территорию под дачную застройку. С другой стороны, они не имели шанса выкупить землю и знали это. К чему привела такая выжидательная позиция? К потере недвижимости. Раневская и Гаев не избавились от необходимости выбора, они лишь перепоручили свои заботы судьбе, которая сама распорядилась их имуществом. Данный пример убеждает нас в том, что избежать ответственности за принятие решения невозможно.
Зато фортуна вознаграждает тех, кто берет судьбу в свои руки и определяет направление сам. Вспомним пример из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой никогда не ждал у моря погоды, а действовал по своему усмотрению, что бы ни случилось. Даже на плахе Петр Гринев выбрал свою присягу, не колеблясь. Он не надеялся на чудо, не тянул время, а сразу решил, что с ним будет дальше. Его смелость и честность внушили уважение Пугачеву, и он, вспомнив об услуге и подарке Петра, помиловал его. Но даже тогда Гринев не пошел к нему на службу. Герой проявил решительность и тогда, когда получил письмо с просьбой о помощи от Марьи. Он рискнул жизнью, направляясь к ней на выручку, но не сомневался ни минуты в том, что поступает правильно. Петр не ошибся и в этот раз. Он спас Марью, сохранил себя и не предал Родину. Именно такая активная жизненная позиция приводит людей к успеху, ведь они понимают, что выбор неминуем.
Таким образом, каждый из нас вынужден решать свою судьбу и выбирать тот путь, который соответствует нашим целям и моральным ориентирам. Без этого невозможно жить так, как хочется, ведь у сомневающегося и нерешительного человека, который боится ответственности, дорога складывается по воле случая. Он плывет по течению, и выбирает за него рок.
Пример сочинения 3
Сочинение по литературе на тему
Жизненный путь – это дорога, по которой человек идет на протяжении всей своей жизни. И мы должны помнить, что каждое мелкое действие может отразиться на нашем дальнейшем будущем. Например, от выбора профессии зависит, каким путем мы пойдем, и как в дальнейшем сложится наша судьба. Жизненный путь человека в его руках, только он может повлиять его изменение. Так, в повести Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”, автор рассказывает об истории Петра Андреевича Гринева. С пяти до одиннадцати лет Петра Гринева обучал дворовый человек – Савельич. Когда Петру исполнилось шестнадцать лет, отец отправляет служить его на благо родины. Молодой человек совершенно не задумывался о своем будущем. Но все изменилось там, в Белогорской крепости. Гринев зарекомендовал себя храбрым офицером и хорошим товарищем, человеком, ценящим честь превыше всего. Он защищал честь Маши Мироновой, оклеветанной лицемерным и малодушным Швабриным. Он отказался присягнуть Пугачеву. Все эти действия полностью изменили Петра Гринева, который обрел такие качества: честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга. Петр доказал, что судьба человека в его руках, что каждый может изменить себя, сделать лучше, все зависит от самого человека.
Главная тема романа И. А. Гончарова «Обломов» — судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку. Он выбрал неверный путь, потерял любовь всей своей жизни, в итоге ничего не добился. Но это его выбор, который полностью изменил его будущую жизнь, пусть даже он выбрал неверный путь.
Таким образом, судьба человека в его руках, только человек способен повлиять на свой жизненный путь. Одним удается изменить свой путь к лучшему, а другим наоборот. Все в твоих руках, только ты способен повлиять на своё будущее.
Пример сочинения 4
Как выбрать свой жизненный путь
Жизненный путь каждого человека — это извилистая длинная дорога, состоящая из неудач, ошибок, проб, счастливых и горестных событий, которые в последствии пополняют жизненный опыт. Часто мы сбиваемся с правильного пути под влиянием окружающего мира, общества, цивилизации, и только наши собственные ориентиры помогают нам справиться в трудную минуту. Человек шагает по дороге жизни, опираясь на своё мировоззрение и нравственные ценности. Именно они направляют нас и именно от них зависит наше будущее. Приобретая свой собственный опыт, каждый формирует личность и закрепляется в роли единицы общества. Не зря человек назван существом социальным; людские судьбы беспрерывно пересекаются — мы влияем на окружающих и, соответственно, они на нас. Именно поэтому жизненный путь не прямая линия, ведущая к определённому исходу, а всегда меняющаяся от внешних воздействий извилистая тропа.
Для обоснования своей точки зрения хочу обратиться к читательскому опыту и привести в пример судьбу персонажа романа — эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова. На протяжении всего произведения мы наблюдаем за развитием героя как личности. Вернувшись с заграницы, Пьер окунается с головой в жизнь русского дворянского общества. Перед ним обличаются многие человеческие пороки: алчность, жадность, лицемерие, непостоянность. Пока другие родственники умирающего графа Безухова думали о получении наследства, герой осознавал важность семейных уз. После неожиданного получения наследства, к которому Пьер был не готов, новый граф Безухов начал искать себя. До этого незаконнорожденный сын жил будто не своей жизнью — кутил, посещал балы, общался с невеждами, праздными людьми. Герой по наставлению близкого друга Андрея Болконского начал прислушиваться к собственным желаниям, исполнять собственные идеи. Так, Безухов разорвал связь с нелюбимой Элен Курагиной, попробовал себя в масонстве и побывал на поле боя. В течение жизненного пути Пьер задавался вопросами, ошибался, пересиливал себя и — главное — искал своё счастье. В конце романа герой находит пристанище и становится мужем давно любимой Натальи Ростовой.
Противопоставить жизненному пути Пьера Безухова можно дорогу Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В начале повествования герой чётко обозначал себя, как приверженца нигилизма, знал свои цели и думал, что никогда не изменит своим взглядам. Евгений холодно относился к людям и не дорожил даже дружескими отношениями с Аркадием Кирсановым. В гостях у Кирсановых Базаров твёрдо позиционировал себя, как человека без принципов, отрицающего и науку, и искусство, и обычные человеческие чувства. Но на судьбу героя было оказано влияние из вне — умная женщина смогла за короткий срок пробудить в холодном Базарове необычные для него ощущения любви и привязанности. Анна изменила Евгения и доказала, что жизненный путь всё же непостоянен и неоднороден.
Делая вывод из вышесказанного хочу отметить, что каждый жизненный путь особенный и уникальный. Каждый человек приобретает свой собственный бесценный опыт. На пути всегда могут возникать трудности, преодолевая которые личность показывает свою силу и уверенность в ней. Всё, что не убивает — делает сильнее.
Пример сочинения 5
Как пройти свой жизненный путь
Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить.
Ведь глупо было бы в муках рождаться только ради того, чтобы есть, пить и спать.
Многие исторические личности до определенного времени не знали, зачем они живут. Но поэт рано или поздно брался за перо, а военачальник брал в руки оружие. Возможно существует высшая сила, которая управляет деятельностью человека.
Можно стремиться сделать головокружительную карьеру в какой-то сфере.
Строить планы о том, как потомки будут восторгаться результатами твоей работы, рассматривая стенд посвященный этому в местном краеведческом музее.Чтобы достичь определенных высот, нужно обязательно верить в то дело, которому предан. Без этого одаренный доктор не совершит важное открытие. Музыкант не добьется идеального звучания своего инструмента.
На протяжении всего жизненного пути приходится чем-то жертвовать: личным временем, отношениями, частичками внутреннего мира. Нужно вести себя так, чтобы каждая жертва не казалась напрасной. Ущемляя себя в чем-то, нужно замещать потерю чем-то важным и нужным. Можно дослужиться до высокого чина, но так и не стать настоящим человеком. Быть честным, открытым, благородным намного важнее, чем состоятельным и могущественным. Хотя далеко не все так считают.
Пройти свой жизненный путь достойно, оставить значительный след в истории родного края – вот истинное предназначение человека. Скандалы и шумиха нужны представителям шоу-бизнеса, в основном пустым личностям, которые ничего из себя не представляют. Память о хорошем плотнике или столяре будет жить в памяти людей намного дольше, чем о политике или олигархе.
Можно построить красивый дом, сочинить зажигательную мелодию, написать книгу или воспитать детей и внуков – все это будет достойным свидетельством того, что жизнь прожита не зря. Одаренный фотограф одним успешным снимком может сделать себе имя.
Для того, чтобы добиться успехов в любом начинании, нужно отдавать все силы этому занятию. Только при таком подходе, можно надеяться на особенный результат. При должном уровне самокритики можно рассчитывать на успех.
Не стоит почивать на лаврах! Не нужно самостоятельно оценивать результаты работы. Об исключительности итога усилий может говорить только независимый эксперт.
Оценку жизненному пути каждого человека дает общество.





