Клише для сочинения ЕГЭ ℹ️ слова и фразы клише к аргументам для написания

Клише для сочинения ЕГЭ ℹ️ слова и фразы клише к аргументам для написания ЕГЭ

Переход к основной части

Формулирование проблемы должно, в конечном счёте, раскрывать позицию автора по затронутому вопросу, а также дать возможность для выдвижения тезиса и выражения собственного мнения о проблеме. Перед тем как использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо чётко выразить свою позицию по поводу основной проблемы текста, а также согласиться или не согласиться с автором. Примером могут послужить следующие высказывания и рассуждения:

  • «Оснвная мысль текста, на мой взгляд, заключается в том, что… и я согласен (не согласен) с автором, так как…».
  • «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
  • «Я склонен считать, что…».
  • «Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: „…“».

При написании основной части текста нужны содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые в обязательном порядке будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения. Следует с осторожностью включать в сочинение события из собственной жизни, так как нередко описание своего опыта в контексте имеющегося материала будет просто лишним и даже неуместным (что никак не умаляет ценности подходящего примера).

Аргументация собственной позиции

Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя. К ним относятся такие шаблоны:

  • «Как часто приходится сталкиваться с (название проблемы)…».
  • «Разве не стали нормой жизни (обычными) такие явления, как…?».
  • «К сожалению, вокруг нас нередко происходят подобные случаи/явления…».
  • «До сих пор среди нас встречаются люди, которые…».
  • «Подобные явления, увы, стали нормой… Вспомните хотя бы тот случай, когда…».
  • «Обратимся к великому роману (имя автора и название произведения)…».
  • «Вспомним героя повести (название)…».
  • «Идея (общности русского народа, единства с природой и пр.) ясно выражена в стихотворении (автор, название)…».
  • «Особенно остро эта проблема поставлена в произведении (название)…».

Нужно обратить внимание, что от выпускника требуется высказать своё мнение, а оно может и не совпадать с позицией автора, и этого не нужно бояться, ведь цель экзамена — проверить способности к рассуждению и полемике. Иногда даже с практической точки зрения выгоднее вступить в заочную дискуссию с автором, ведь аргументированно спорить гораздо сложнее, чем просто пассивно соглашаться с выраженным мнением.

Все тесты

  • Тест на темуНазначение осадкомера и нюансы его использования5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и характеристики нулевого меридиана5 вопросов
  • Тест на темуПервое кругосветное путешествие Фернана Магеллана5 вопросов
  • Тест на темуСкандинавский полуостров5 вопросов
  • Тест на темуВиды и источники питания рек5 вопросов
  • Тест на темуНазвания и характеристика карликовых планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуОписание покровных ледников: характеристики, расположение5 вопросов
  • Тест на темуКакие есть вулканы в Евразии: названия с описанием5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и расчет ресурсообеспеченности стран5 вопросов
  • Тест на темуСписок республик России со столицами5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики населения Урала: численность, плотность, размещение5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики горы Народной: расположение на карте, климат5 вопросов
  • Тест на тему10 самых крупных городов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
  • Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
  • Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
  • Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
  • Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
  • Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
  • Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
  • Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
  • Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
  • Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
  • Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
  • Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
  • Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
  • Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
  • Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
  • Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
  • Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
  • Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
  • Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
  • Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
  • Тест на темуДостижения и жизнь людей в эпоху палеолита5 вопросов
  • Тест на темуЧто происходило в архейскую эру: описание периодов5 вопросов
  • Тест на темуИстория философии древней Греции: школы, яркие представители5 вопросов
  • Тест на темуТайна рождения, правления и смерти царя Миноса5 вопросов
  • Тест на темуАртемида — древнегреческая богиня охоты5 вопросов
  • Тест на темуМифы и интересные факты о богине Бастет5 вопросов
  • Тест на темуРоль и место бога Посейдона в древнегреческой мифологии5 вопросов
  • Тест на темуОписание древнегреческого бога Гермеса5 вопросов
  • Тест на темуПроисхождение и культ бога Юпитера в Древнем Риме5 вопросов
  • Тест на темуКакие соседи были у Римской империи?5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание шумерских городов-государств5 вопросов
  • Тест на темуИстория второй войны Рима с Карфагеном5 вопросов
  • Тест на темуПричины, ход и итоги восстания Спартака5 вопросов
  • Тест на темуПричины распада державы Александра Македонского5 вопросов
  • Тест на темуКак жили древние ацтеки: общество, жертвоприношения, наука5 вопросов
  • Тест на темуОбраз жизни, права и обязанности метеков в Древней Греции5 вопросов
  • Тест на темуИстория древнегреческого циклопа Полифема5 вопросов
  • Тест на темуИстория древней Финикии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древней Индии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древнего Египта5 вопросов
  • Тест на темуИстория битвы при Гавгамелах5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности спартанского воспитания и обучения5 вопросов
  • Тест на темуКраткий экскурс в викторианскую эпоху5 вопросов
  • Тест на темуКто в разные эпохи правил Англией5 вопросов
  • Тест на темуИстория правления короля Сигизмунда 35 вопросов
  • Тест на темуПричины и ход великого отступления 1915 года5 вопросов
  • Тест на темуСуть и значение Русской Правды — первого свода законов5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения доктрины Монро и итоги ее принятия5 вопросов
  • Тест на темуИстория Смоленского сражения: предыстория, ход и итоги5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история государства Могулистан4 вопроса
  • Тест на темуПричины появления и история существования Боспорского царства5 вопросов
  • Тест на темуВосстание против Золотой Орды в Твери в 1327 году5 вопросов
  • Тест на темуЖизнь посадских людей в средневековой Руси5 вопросов
  • Тест на темуПредпосылки и теории образования Древнерусского государства5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения “Правды Ярославичей”5 вопросов
  • Тест на темуКатегории населения в Древней Руси5 вопросов
  • Тест на темуВосстание в Киеве в 1068 году и разгром половцев5 вопросов
  • Тест на темуИстория возникновения английского парламента5 вопросов
  • Тест на темуХод битвы на Косовом поле и ее последствия5 вопросов
  • Тест на темуОписание торгового пути из варяг в греки5 вопросов
  • Тест на темуЧереда монгольских завоеваний: от Чингисхана до Тамерлана5 вопросов
  • Тест на темуИстория Монгольской империи: становление, расцвет и падение5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности феодального общества в период Средневековья5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги гражданской войны в Англии5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история династии Гогенцоллернов в Германии5 вопросов
  • Тест на темуКак проходила революция в США и чего удалось добиться?5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги кубинской революции5 вопросов
  • Тест на темуУсловия и последствия заключения Парижского мира5 вопросов
  • Тест на темуМир культуры эпохи Просвещения: художественная литература, музыка, живопись5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание эпохи раннего Нового времени5 вопросов
Про ЕГЭ:  Список литературы для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Вступительная часть

Благодаря использованию шаблонов и клише для сочинений ЕГЭ выпускнику будет проще структурировать свой текст. Однако не следует перебарщивать с использованием таких универсальных речевых структур, так как подобные пространные рассуждения могут лишь затруднить восприятие как отдельной мысли, так и всего эссе в целом. В качестве введения можно привести следующий перечень возможных клише:

  • Риторические вопросы. Примеры — «На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми;… смысл этой статьи куда шире, чем может показаться вначале», «Эта проблема касается любого из нас».
  • Цитата. Приведение цитаты известной личности («…», — писал известный мыслитель/поэт/выдающийся человек, и в его словах звучит…»).
  • Вопрошание. «Задумывались ли вы, почему тема остаётся актуальной во все времена», «Понимает ли современный человек цену дружбы и чести».
  • Приём «Ниточка». Суть заключается в том, чтобы начать с цитаты, в которой выражена ключевая мысль, после чего объяснить его и перейти к формулированию проблемы.
  • Аллегория. Иллюстрация важности проблемы каким-либо известным примером.
  • Стандартные фразы по типу «Всем известно, что», «Не ошибусь, если скажу, что…», «Известен факт, что…», «О необходимости этого знает каждый», «Что мы знаем о (тема текста)? Чаще всего наши знания о (тема текста) ограничиваются общими представлениями», «Как часто мы слышим о…».

Необходимо понимать, что нельзя заранее угадать, какое именно клише для вступления сочинения ЕГЭ потребуется использовать в конкретном тексте. Выпускнику следует в первую очередь научиться задавать вопросы тексту, так как именно с помощью вопросов будет проще всего раскрыть заданную тему.

Также хорошим приёмом может быть апеллирование к авторитетам и, в частности, к художественной литературе. Подойдёт и обращение к собственному жизненному опыту для обоснования той или иной мысли.

Огэ и егэ по русскому языку. объяснение заданий

          

Пиши с двумя НН:

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

Про ЕГЭ:  Факультет стоматологии: какие предметы выносятся на экзамен?

§

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Примеры-иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Автор обращает внимание автора на…

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Особого внимания заслуживает высказывание…

Автор неслучайно приводит слова (кого)…

В центре внимания автора случай…

Герой говорит: «цитата»

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Пояснение к примерам:

Автор рассуждает о том, что…

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти события помогают понять…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить как…

Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Писатель хочет сказать, что…

Эти события автор описывает для того, чтобы…

Слова героя позволяют понять…

Связка между примерами

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря  очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит…

Противопоставляя эти примеры (героев)…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Формулировка проблемы

Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения.

  • «Данный текст посвящён важной проблеме (или теме)».
  • «…!» — этот призыв, обращённый к сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)».
  • «Что такое …(к примеру, дружба или любовь)? Какое значение она имеет жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…».
  • «Публицист ставит/излагает/анализирует/рассматривает/обсуждает перед нами очень неоднозначную тему (название главной мысли, к примеру, смелость на войне и в мирное время)».
  • «Текст автора заставляет меня серьёзно задуматься о (наименование проблемы)».
  • «В центре внимания автора — (название проблемы, к примеру, взаимоотношения между разными поколениями)».

Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.

Для комментирования проблемы можно использовать такие клише: «Особого внимания заслуживает мнение автора о…», «Чувствуется, что симпатии автора находятся на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».

В некоторых случаях уместно вставлять цитаты героев или персонажей, упомянутых в тексте, с обязательным упоминанием автора, который «не случайно приводит слова этого человека». Также могут подойти различные афоризмы и известные пословицы, однако лучше опираться на имеющийся материал (текст), чем на сторонние источники.

Характерные ошибки

Сочинение относится к публицистическому жанру, и оно должно быть написано в соответствии с требованиями к этому жанру. Помимо грамотного правописания, использования литературного языка и нейтральной лексики существует перечень того, чего в композиции сочинения быть не должно. К этим критериям относятся:

В сочинении необходимо чётко соблюдать разбивку на абзацы — в противном случае это приведёт к снятию баллов (нарушение абзацного членения). На один абзац должен приходиться 1 пункт плана (само собой, допускаются и некоторые отступления от такого алгоритма).

Шаблоны сочинений егэ по русскому языку 2022

12 шаблонов для написания «идеального» сочинения по русскому языку со всеми элементами структуры сочинения ЕГЭ.

… (проблема в виде вопроса)…? Ответ на данный вопрос ищет в своем тексте ФИО.
В центре внимания автора …
Особого внимания заслуживает …
Автор не случайно описывает …
Благодаря этому мы понимаем, что …
Далее автор повествует о …
Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о …
Позиция автора данного текста не выражено четко, но мы, читатели, понимаем, что ФИО хотел донести до нас важную мысль: …
Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, …
Проанализировав данный текст, понимаешь…. Поэтому …

Шаблон сочинения ЕГЭ №2

​​​​

Передо мной отрывок из произведения ФИО, в котором поднимает проблема …
Автор ведет речь о …
Тем самым писатель показывает нам, что …
Далее автор говорит о …
Этим примером автор показывает нам, что …
Автор противопоставляет этих (двух героев/две ситуации) и показывает нам, что …
Писатель считает, что …
Я полностью согласна с мнением автора, так как… Герой романа/рассказа/повести «…» тоже …
Подводя итоги, хочется сказать, что …

Шаблон сочинения ЕГЭ №3

….(проблема в виде вопроса)…? Об этом размышляет в своем тексте ФИО, поднимая проблему … (Р.п.)
Писатель (прозаик, публицист, автор) рассказывает историю о …
С помощью данного эпизода ФИО показывает, как …
Развивая эту тему, писатель утверждает, что …
Позиция автора ясна. ФИО считает, что …
Я полностью разделяют точку зрения автора, так как уверен (а) в том, что …
Доказательством этому может служить …
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: …

… (проблема в виде вопроса)…? Именно этот вопрос составляет проблематику текста ФИО.
Автор повествует о том, что …
Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что …
Кроме того, автор рассказывает о …
Так, ФИО говорит нам о том, что …
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что …
Автор считает, что …
С мнением ФИО трудно не согласиться, так как, действительно, …
В литературе/ жизни есть немало примеров, подтверждающих мою позицию.
Таким  образом, подводя итог вышесказанному, можно понять, что …

Про ЕГЭ:  К сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО. В рамках перехода к системе Федеральных государственных и муниципальных услуг (ФГАСО) подготовлены специалисты для подготовки студентов

… (проблема в виде вопроса)…? Этот вопрос поднимает в своем тексте ФИО.
Раскрывая проблему, автор описывает …
Так, автор пишет, что …
Это свидетельствует о том, что …
Дополняя друг друга, оба примера показывают, …
Автор подводит читателя к следующему выводу: …
Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что… В нашей истории есть немало примеров того, как …
В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что …

….(проблема в виде вопроса)…? Эта проблема поднимается в приведенном тексте ФИО.
Отвечая на поставленный вопрос, автор рассказывает нам о …
Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …
Также автор приводит в пример …
Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что …
Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.
На мой взгляд, нельзя не согласиться с позицией автора. Я считаю, что …
Подтверждением моих слов может служить …
В завершение можно сказать, что …

В данном тексте ФИО ставит проблему …
Размышляя над этой проблемой, автор пишет, что …
В предложениях …-… рассказчик говорит …
Автор показывает, что …
Кроме того, рассказчик… В … абзаце/абзацах ФИО описывает …
Эти примеры, дополняющие друг друга, показывают, что …
Автор считает, что …
Я согласен с мнением автора в том, что… Например, …
Вот почему важно …

….(проблема в виде вопроса)…?
Именно этим вопросом задается ФИО в своем тексте.
Автор, обращая внимание читателей на поднятую проблему, повествует о ситуации, сложившейся …
Поступок героя показывает, …
Размышления автора об этом поступке «..» приводят нас к выводу: …
Авторская позиция, на мой взгляд, очевидна: …
Я полностью согласен (на) с позицией ФИО.
Ярким примером, подтверждающим мое мнение, является произведение ФИО «…». В нем идет речь о …
Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …

…(проблема в виде вопроса)…? Этим вопросом задается ФИО… В представленном для анализа тексте он поднимает проблему…
Автор раскрывает поставленную проблему на примере (из собственной жизни). Вспоминая …случай из…, автор рассказывает о … Писатель подчеркивает… Автор обращает наше внимание на …
Этим… ФИО показывает, что …
Публицист описывает… ФИО отмечает … . Писатель вспоминает …
Автор убеждает читателя в том, что …
Я разделяю мнение писателя. Действительно, …
Таким образом, можно сделать вывод: …

…(проблема в виде вопроса)…? На этот вопрос в своем произведении отвечает ФИО.
В предложенном для анализа тексте рассказчик размышляет о …
Данные строки помогают читателю понять …
Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова: …
Таким образом, оба приведенных мною примера, дополняют друг друга, помогают ФИО раскрыть тему …
Думаю, позиция автора предельно ясна:…. По его мнению, …
Безусловно, с мнением автора невозможно не согласиться. Я так же, как и он, считаю, что… Чтоб доказать справедливость своих утверждений, приведу пример.
В заключение хочу сказать: …

В предложенном для анализа тексте ФИО поднимает проблему …
Размышляя о проблеме, ФИО вспоминает… Автор пишет: «…».
Также нельзя не обратить внимание на слова …
Оба примера показывают …
ФИО уверен: …
С мнением автора невозможно не согласиться, ведь …
В литературе существует множество примеров, подтверждающих мои слова. Мне бы хотелось вспомнить  произведение …, главный герой которого…
Таким образом, мы доказали, что …

… (проблема в виде вопроса)…? Этой проблеме посвящен текст ФИО.
Писатель обращается к жизненному опыту и вспоминает, что.. Этот пример указывает на …
Кроме того, автор пишет:…. Этот пример наглядно показывает …
Оба примера дополняют друг друга и помогают понять, что …
Позиция автора в данном тексте ясна: …
Я полностью согласна с позицией автора. Мне приходит на ум (вспоминается).
Проанализировав текст ФИО, становится понятно, что …

Заключение и вывод

Один из самых распространённых приёмов, которым пользуются многие выпускники для плавного перехода к заключительной части, является приём «Отклик». Его определение сводится к следующим словам: «Прочитав текст, становится понятно, что…» или «По прочтении текста приходит мысль, что…». Можно использовать и другие клише для заключения сочинения в ЕГЭ:

  • Цитирование главной мысли текста с последующим комментарием: «»…!» — это высказывание содержит в себе ключевую мысль текста. На мой взгляд, это…».
  • «Автор хочет, чтобы… Однако без общих усилий мы никогда не будет жить в мире, где…».
  • «Прочитав произведение, осознаёшь, что…».
  • «К какому же выводу я пришёл, размышляя над этой темой? По моему мнению, надо…».
  • «Таким образом, мы приходит к очевидному выводу…».
  • «Прочитав текст, понимаешь, что цель автора и заключалась в… Автору удалось (не удалось) нас убедить в том, что…».

В заключении выпускник должен в краткой форме суммировать размышления автора, а также описать, какое влияние на него оказал этот текст. При использовании различных схем и клише для вывода в сочинении ЕГЭ, следует воздержаться от риторических вопросов — по возможности, концовка должна давать конкретные ответы на поставленные вопросы.

Заключение

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Оцените статью
ЕГЭ Live