Досрочный ЕГЭ по русскому языку 2020 — Ответы от ФИПИ

Варианты досрочного егэ по русскому языку 2020 от фипи

На официальном сайте ФИПИ опубликованы по два варианта досрочного периода ЕГЭ 2020 по русскому языку. В  2020 году ФИПИ дополнительно опубликует и ответы (21 апреля).

Так же ФИПИ опубликовал методические рекомендации для самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2020.

→ вариант 1 | ответы | критерии

→ вариант 2 | ответы | критерии

методические рекомендации

Выполняя задания экзаменационной работы, участник экзамена работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений, с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, и создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Перед выполнением заданий внимательно прочитайте инструкции к каждому типу заданий. За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 8, 16 и 26) экзаменуемый получает по 1 баллу.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие).

Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону, или отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена одна ошибка; 2 балла: допущено две ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие).

Порядок записи цифр в ответе имеет значение. В общем виде все необходимые советы и разъяснения даны в «Инструкции по выполнению работы» перед вариантом КИМ. Следование этим советам позволит вам более рационально организовать свою работу на экзамене. Кроме общей инструкции в каждой части работы даются рекомендации по поводу того, как нужно записывать ответ на задания того или иного типа.

Одна из важных задач при написании сочинения по прочитанному тексту – создание комментария к тесту, не сбиваясь на пересказ (пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор). Помощниками здесь служат наиболее яркие средства выразительности и приёмы: именно их трактовка и помогает прокомментировать проблему (например, автор сопоставляет или противопоставляет какие-то факты, явления, использует яркую метафору или сравнение – объяснив, что за этим «скрывается», Вы можете логично перейти от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме).

Одной из частых ошибок при написании сочинения по прочитанному тексту является ошибка в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Самая распространённая ошибка – подмена определения связи между примерами самыми общими словами («Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и проч.).

Кроме того, нужно ещё грамотно оформить своё сочинение. Советуем уделить особое внимание самопроверке работы и выявлению своих собственных ошибок, причём не столько орфографических и пунктуационных, сколько грамматических и речевых. А ведь именно речевые ошибки оказываются самыми «дорогостоящими» на ЕГЭ: при наличии более четырёх речевых ошибок можно потерять 4 балла (2 за К10 и 2 за К6).

Следите за тем, чтобы Ваше сочинение было логичным. Для этого целесообразно продумать план сочинения. Обязательно подумайте о переходах между предложениями и абзацами Вашего сочинения. Ответ на задание 27 лучше сначала записать на черновике, а затем переписать в бланк №2. Сочинение пишите чётко, разборчивым почерком.

Связанные страницы:

Ответы к досрочным вариантам егэ 2020 по русскому языку

Ответы к открытым вариантам ЕГЭ по русскому языку 2020 от ФИПИ

ОТВЕТЫ к досрочному варианту 1.

1) 23*
2) а <или> но <или> однако <или> зато
3) 1
4) краны
5) зрительский
6) бесплатно
7) пятьюстами
8) 42795
9) 25*
10) 13*
11) 235*
12) 135*
13) непривычные
14) чтобыпоэтому <или> поэтомучтобы
15) 1234*
16) 25*
17) 123*
18) 12*
19) 25*
20) 1245*
21) 47*
22) 235*
23) 45*
24) сдругойстороны <или> надосуге <или> хлопотполонрот <или> полонротхлопот <или> чтоназывается
25 19
26 6391

* Цифры в ответе могут быть приведены в любой последовательности

Информация о тексте из досрочного варианта 1

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема роли чтения книг в жизни человека. (Какую роль играет чтение книг в жизни человека?)1. Чтение книг – это общение со светлыми умами человечества, оно характеризует человека как существо мыслящее.
2. Проблема потребности человека в чтении. (Почему человек испытывает потребность в чтении?)2. Потребность в чтении заключена в самой природе человека как мыслителя и творца.
3. Проблема роли великой литературы в жизни человека. (Какую роль играет великая литература в жизни человека? Почему человек непременно должен освоить хотя бы часть корпуса великой литературы?)3. Человек непременно должен освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, потому что чтение великой литературы – это общение с мудрыми писателями, которое позволяет приобщиться к знанию о жизни и о себе.
4. Проблема отличия большого писателя от автора, который производит «писанину». (Какие качества отличают настоящего писателя?)4. Настоящий писатель – феномен, он обладает мудростью, способностью мыслить и чувствовать, как никто.
5. Проблема обесценивания роли писателя в современном обществе. (Каково отношение к писателю в современном обществе?)5. В современном обществе роль писателя обесценивается. Если раньше в России писатель стоял наравне с апостолами, то сейчас он перешёл в положение человека, которому нечего сказать миру.

ОТВЕТЫ к досрочному варианту 2

1) 13*
2) его
3) 3
4) квартал
5) вражеский
6) передовой
7) угрюмый
8) 79241
9) 35*
10) 13*
11) 345*
12) 123*
13) невозможно
14) чтобыпоэтому <или> поэтомучтобы
15) 13*
16) 24*
17) 123*
18) 1234*
19) 13*
20) 14*
21) 1236*
22) 13*
23) 145*
24) исчезлипропали <или> пропалиисчезли
25) 27
26) 9381

* Цифры в ответе могут быть приведены в любой последовательности

Информация о тексте из досрочного варианта 2

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема проявления массового героизма наших бойцов в годы Великой Отечественной войны. (Что было важным для проявления массового героизма наших бойцов в годы Великой Отечественной войны?)1. Во время Великой Отечественной войны наши бойцы проявляли массовый героизм. На героические поступки, подвиги бойцов вдохновлял тот, кто шёл первым, увлекая остальных.
2. Проблема важности умения командира управлять боем в годы Великой Отечественной войны. (Какую роль в годы Великой Отечественной войны играло умение командира управлять боем?)2. Во время Великой Отечественной войны умение командира управлять боем позволило сберечь жизни солдат, обеспечить победу в бою действием, огнём.
Про ЕГЭ:  Какие предметы нужно сдавать для поступления на юриста

 Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:

Оценка сочинения

Содержание сочинения

К1. Экзаменуемый верно формулирует проблему: «Какова роль учителя в воспитании и обучении?» (1 из 1).

К2. Приведено 2 аргумента (общение помимо учебного процесса, личность учителя). Пояснения даны к обоим примерам. Указана и проанализирована смысловая связь. (Но важен не только факт общения вне школы. Оно не состоится, если учитель не сможет заинтересовать собой своих учеников.) (6 из 6).

К3. Позиция автора сформулирована верно (1 из 1).

К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора и обосновал его (1 из 1).

Речевое оформление

К5. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.  (2 из 2).

К6. Работа характеризуется точностью выражения мысли, но однообразием грамматического строя речи. (1 из 2).

Грамотность К7. Соблюдение орфографических норм (3 из 3).

К8. Соблюдение пунктуационных норм (3 из 3)

К9. Соблюдение грамматических норм (2 из 2).

К10. Соблюдение речевых норм (2 из 2).

К11. Соблюдение этических норм (1 из 1).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 из 1).

Итого 24 балла.

Содержание сочинения

К1. Экзаменуемый верно формулирует проблему: «Каково влияние учителей на своих учеников?» (1 из 1).

К2. Приведено 2 аргумента (учитель литературы, незабываемое чтение). Пояснения даны к обоим примерам. Указана и проанализирована смысловая связь. (6 из 6).

К3. Позиция автора сформулирована верно (1 из 1).

К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора и обосновал его (1 из 1).

Речевое оформление К5.

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста, отсутствуют логические ошибки. (2 из 2).

К6. Работа характеризуется точностью выражения мысли, но однообразием грамматического строя речи. (1 из 2).

Грамотность К7. Соблюдение орфографических норм (3 из 3).

К8. Соблюдение пунктуационных норм (3 из 3)

К9. Соблюдение грамматических норм (2 из 2).

К10. Соблюдение речевых норм (2 из 2).

К11. Соблюдение этических норм (1 из 1).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 из 1).

Итого 24 балла.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.

В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <…> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен.

Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с носителем живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо?

Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.(По С.С. Аверинцеву)

 1  Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель автора – сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (личность, катаклизмов, «перестройки»).2) Наряду с метафорами (уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта) в тексте употребляются эпитеты (невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д.С. Лихачёва.3)

Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.4) Автор, знакомя читателей с личностью Д.С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики.

Для точности и объективности информации об учёном используется только нейтральная лексика.5) Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели ‒ поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России.

Ответ: 25 <или> 52.

 2  Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.

Ответ: среди <или> посреди.

 3  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом (1) абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.1) Связанный с совокупностью производственных, общественных достижений людей. К. уровень населения.2) Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему.К. человек. Культурное общество.3) полн. ф.

Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности. Культурные связи. Культурная работа (культурно- просветительная).4) полн. ф. Обработанный, возделанный, выращенный человеком, не дикий. К. слой земли (со следами деятельности человека; спец.).

Ответ: 2.

 4  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.Выпишите это слово.

прибЫлооткУпоритькрасИвеемозаИчныйвернА

Ответ: прибыло.

 5  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ способ литья дал возможность уменьшить расходы на производство.В СЛОВАРНОМ составе языка, представляющем собой систему разных лексико-семантических разрядов или рядов слов, не все элементы одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.

Ответ: экономичный.

 6  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.

Про ЕГЭ:  Тренировочные тесты ЕГЭ. Обществознание

Ответ: цен.

 7  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более МОЛОЖЕпосле БУДНЕЙнет СВЕЧЕЙпять ОЛАДИЙИХ тетрадей

Ответ: молодой <или> молод.

 8  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомБ) нарушение связи между подлежащим и сказуемымВ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемГ) ошибка в построении предложения с однородными членамиД) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В жизни каждого человека как бывают успехи, так и неудачи.2) Осмотрев аппарат, стала ясна причина неполадок.3) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена».4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценит новую коллекцию модельера.5)

Благодаря усердия и усидчивости ученик справлялся с самыми трудными заданиями.6) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом решения «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.7)

Языковую норму, закрепляющую только один вариант употребления как правильный, называют обязательной.8) Проанализировав факты, можно выдвинуть определённую гипотезу.9) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор «Словаря современного русского языка».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            А Б В Г ДОтвет: 5 4 3 1 2

 9  Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) росток, положиться, торопливый2) укрощать, понимание, творить3) облагать (налогом), целлофановый, размахнуться4) шелестеть, отторгать, напрягаясь5) роскошный, теоретический, (ранняя) седина

Ответ: 45 <или> 54. 

 10  Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нед..верчивый, п..дорожник, нен..глядный2) пр..мета, непр..годный, пр..стройка3) и..брать, и..желта-красный, бе..вестный4) супер..гра, от..мённое (прилагательное), раз..грать5) с..язвить, в..юга, ад..ютант

Ответ: 23 <или> 32.

 11  Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) горош..нка, масл..це2) передёрг..вая, заносч..вый3) подчёрк..вать, (новый) владел..ц4) яблон..вый, плать..це5) француз..кий, англо-рус..кий

Ответ: 125 <или любой другой порядок этих цифр> .

 12  Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного рядапропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т2) замет..шь, немысл..мые (последствия)3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)4) выгон..шь, освеща..мый5) выкидыва..шь, обиж..нный

Ответ: 235 <или любой другой порядок этих цифр>.

 13  Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.Ещё (НЕ)КОШЕННАЯ, но наполовину иссохшая трава поникла.На свежем снегу (НЕ)БЫЛО видно следов.Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

Ответ: непривычные.

 14  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как светились вершины сосен, а ТАК(ЖЕ) по побагровевшим елям мы поняли, что взошло солнце.Бурный темперамент не давал писателю (ПО)ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.

На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами (ТОТ)ЧАС свяжутся.Каждый читатель воспринимает стихотворение (ПО)СВОЕМУ в зависимости (ОТ)ТОГО, насколько он чуток к слову.

Ответ: чтобытотчас <или> тотчасчтобы.

 15  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Первый луч солнца через неплотно притворё(1)ые ставни золотил изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены, увеша(4)ые картинками на темы детских сказок.

Ответ: 1234 <или любой другой порядок этих цифр>.

 16  Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.2) Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.3) Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.4) Никто никогда не дарил мне ни снегиря ни какой-нибудь другой птички в клетке.5)

Ответ: 45 <или> 54 .

 17  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма (2) показали людям многообразие и неповторимость (3) окружающего их (4) мира.

Ответ: 12 <или> 21 .

 18  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Наедине с тобою (1) брат (2)Хотел бы я побыть:На свете мало (3) говорят (4)Мне остаётся жить!Поедешь скоро ты домой:Смотри ж… Да что? моей судьбой (5)Сказать по правде (6) оченьНикто не озабочен.(М.Ю. Лермонтов)

Ответ: 123456 <или любой другой порядок этих цифр> .

 19  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.

Ответ: 134 <или любой другой порядок этих цифр> .

 20  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А старушка всё говорила о счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них щемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

Ответ: 134 <или любой другой порядок этих цифр>.

 21  Найдите все предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2)

Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)

Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.

Про ЕГЭ:  Правила приема и подачи доументов на баклавриат в 2022 году | ИТМО

Ответ: 25 <или> 52 .

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.(2)Я окончил элитную школу, располагавшуюся в престижном районе на западе Москвы. (3)Сейчас такие слова и произносить-то гадко, хочется как-то от них отстраниться, хотя бы закавычить. (4)

Тогда, 35 лет назад, они несли несколько другой смысл. (5)У истоков нашего совсем ещё юного в ту пору заведения стоял академик А.Н. Колмогоров. (6)Отбирали туда на жёсткой, многоступенчатой конкурсной основе старшеклассников со всей России, в том числе из самых дальних и глухих мест, и критерий был один: исключительные способности к физике и математике. (7)

Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протёртыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и комментирующим загадочные формулы, – от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале – о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы… (8)

Вместе с ним преподавали его сподвижники и ученики, профессора и аспиранты из МГУ, Физтеха и других лучших вузов страны. (9)В эти-то вузы и лежала у питомцев школы дорога.(10)А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.(11)

Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)

Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны. (16)С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше – тысячную долю сказанного! (17)

Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя. (18)Но после его уроков стали читать ещё больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр «Парижских тайн» Эжена Сю – истёртые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли ещё не при жизни великого критика.(19)

Недавно тогда опубликованный в журнале роман Булгакова «Мастер и Маргарита» учитель сам читал нам вслух после уроков. (20)Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. (21)Смешно об этом вспоминать сегодня, но кто-то из коллег-преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения. (22)

«Пуганая ворона куста боится!» – был ответ.(23)Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение.(24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)

За минувшее с той поры время я слышал немало   профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)

Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (28)Что читал? (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)

А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.(32)Когда я вспоминаю лучшие – по-современному, «звёздные» – минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.(33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.(По С.А. Яковлеву*)

* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.

 22  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.2) В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.3)

Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении всех его произведений.4) Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться в библиотеку.5) А.Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.

Ответ: 234 <или любой другой порядок этих цифр>.

 23  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложениях 2–4 представлено повествование.2) В предложении 7 содержатся элементы описания.3) В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.4) Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.5) В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.

Ответ: 25 <или> 52 .

 24  Из предложений 32–33 выпишите один фразеологизм.

Ответ: приходитвголову <или> обратиласьвслух.

 25  Среди предложений 10–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 1215 <или> 1512.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 26  «С.А. Яковлев предоставляет герою возможность высказаться, выразить своё отношение к школе и любимому учителю. С этой целью писателем используются тропы – (А)_________ («вдохновенных лекций» в предложении 12, «нечеловеческой интуицией» и «лукавый блеск» в предложении 30) и (Б)_________ («питались модуляции… голоса» в предложении 30, «ранил души подростков» в предложении 31).

Список терминов:

1) фразеологизм2) восклицательные предложения3) вопросно-ответная форма изложения4) цитирование5) эпитет6) ряды однородных членов предложения7) метафора8) парцелляция9) синонимы

            А Б В ГОтвет: 5 7 6 4

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Оцените статью
ЕГЭ Live