Что такое перспективные модели?
Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) официально объявил, что разработчики намерены видоизменить задания ЕГЭ, начиная уже с 2022 года. Внедрение обновлённых заданий ЕГЭ по всем предметам будет вестись поэтапно, но первое «закручивание гаек» начнётся уже летом 2022.
Где можно увидеть все нововведения? Эти новшества как раз отражены в перспективных моделях. Чтобы быть в курсе, что поменяется уже в следующем году, советуем пройтись по этим свежим заданиям. Перспективные модели заранее выкладываются сотрудниками ФИПИ для открытого обсуждения среди профессионалов и общественности.
Что изменилось в перспективной модели егэ по английскому языку?
Прежде всего надо сказать, что изменение заданий, анонсированные ФИПИ в перспективных моделях 2022 года, имеют общую тенденцию на усложнение. Средние баллы ЕГЭ по многим предметам ежегодно растут, поэтому принято решение избавиться от самых лёгких заданий и ввести в КИМы 2022 года новые форматы.
В перспективной модели ЕГЭ по английскому языку 2022 года мы видим серьёзные изменения. Проект КИМа 2022 года сократился на 4 задания, но легче экзамен от этого точно не станет. На выполнение письменной части экзамена даже прибавили дополнительных 10 минут (правда, устную часть укоротили при этом на 4 минуты).
Начнём с письменной части. Аудифоайл к новым заданиям, видимо, разработчики ФИПИ забыли выложить. В части «Аудирование» по-прежнему три задания, но два из них видоизменились. В первом задании теперь предлагается записать в бланк ответа недостающую информацию.
В разделе «Грамматика и лексика» надо сказать про задания 24-29: это новый тип заданий на проверку лексико-грамматических знаний. Суть задания — выявление лишнего слова в строке (это могут быть не только самостоятельные части речи, но и артикли или союзы).
Раздел «Письменная речь» изменился кардинально — личного письма больше мы не видим. Вместо него теперь экзаменуемым предлагается написать e-mail. Задание №38 тоже новенькое: развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы. Здесь предлагается на выбор две темы.
В разделе «Говорение» задания сократились до трёх. Первое задание не изменилось, и принести оно может 4 балла. Во втором мы видим опять новый тип задания (по аналогии с новыми заданиями ОГЭ по английскому языку 2021 года). Теперь выпускники должны не составить вопросы, а ответить в формате интервью на уже готовые.
Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по английсккому языку 2022 года — приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год — дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.
Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80 баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсы. В этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.
В задании 39
как и раньше, нужно написать личное письмо. Но теперь это письмо по электронной почте, как в ОГЭ, — поэтому не нужно оформлять адрес и можно использовать в тексте сокращения и аббревиатуры. Но лучше этим не злоупотреблять и просто писать в нейтрально-дружеском стиле. Формат письма не изменился.
Подробно про новую модель задания 39 раздела «Письменная речь»
Во втором задании
сократилось количество вопросов: вместо пяти вопросов по рекламному объявлению теперь ученику нужно будет сформулировать четыре прямых вопроса. Конечно, главное в этом задании — соблюдать порядок слов для вопросительных предложений.
Важный аспект: студент не должен нарушать коммуникативную ситуацию, то есть вопрос должен быть обращен напрямую к создателям, авторам рекламного объявления, а не к третьим лицам.
Задание 40
изменилось кардинально: вместо эссе следует описать график или таблицу и добавить туда рассуждение. Коммуникативная ситуация: ученик работает над проектом и имеет на руках данные опроса, который проводил не он, поэтому в своем описании нельзя использовать «I’ve made a survey».
Во вступлении необходимо сказать о самой проектной работе, о ее теме и цели. Это задание высокого уровня, поэтому и лексика должна использоваться соответствующая.
Структура ответа следующая (пять абзацев):
- Вступление — информация о проекте и его важности.
- Описываем информацию, которую удалось собрать.
- Приводим цифры и сравниваем информацию.
- Комментируем возможную проблему и ее решения.
- Заключение — свое мнение и заключительные слова.
Важный аспект: числа для сравнительного анализа не нужно писать словами. В пункте “Outline the problem” не нужно описывать проблему, которая связана с таблицей — необходимо поднять и прокомментировать проблему, связанную с темой проекта.
Финальную демо-версию заданий опубликуют в ноябре, поэтому некоторые задания могут измениться, но это не повлияет на приемы, которые мы используем при подготовке.
ЕГЭ 2022 задание 40. Детальный разбор
Другие важные статьи по теме:
Как изменится структура экзамена?
Структура экзамена претерпела изменения и в письменной, и в устной частях:
- Письменная часть теперь будет содержать 3 раздела вместо 4. Разделы «Аудирование» и «Чтение» объединяются в один блок.
- Всего письменная часть будет состоять из 36 заданий с кратким ответом и 5 — с развернутым. Ранее их было 38 и 6 соответственно.
- Количество заданий в блоке «Говорение» сократится на 1 (их станет 3 вместо 4).
Но, несмотря на сокращенную структуру, экзамен будет содержать несколько новых непростых заданий. А вот количество однотипных вопросов в нем сократится.
Новые задания егэ-2022: как к ним готовить?
Запись самого прямого эфира с с Алексеем Конобеевым.
Третье задание
претерпело кардинальные изменения и стало схоже с заданием на ОГЭ: вместо описания фотографий из альбома, как было в предыдущие годы, ученику нужно будет ответить на пять вопросов в роли участника интервью. Каждый ответ должен состоять минимум из двух фраз: нельзя отвечать одной фразой или одним словом или словосочетанием.
Если вопрос состоит из двух частей, то не обязательно отвечать по два предложения на каждую часть, достаточно в целом дать развернутый ответ из двух-трех фраз. В ответах на вопросы с «Why?» или «Why not?» обязательно нужно обосновать ответ.
Важный аспект: обратите внимание своих студентов на то, что вопросы могут быть в трех временах — настоящем, прошедшем и будущем, поэтому начинать планировать свой ответ лучше с выявления времени.
Чтобы ученик не растерялся и вовремя подобрал все необходимые слова, стоит поработать над систематизацией лексики. Для этого подойдут упражнения с mind maps или brainstorm maps, а также задания на соотношение вопросов и ответов со смешанным временем.
Можно использовать викторины, чтобы тренировать умение быстро отвечать на вопросы. Прекрасными ресурсами для проработки лексико-грамматической базы служат Topic & Vocabulary Organiser, Internet Tesol Journal и кодификатор ЕГЭ для выбора актуальных тем.
Характеристика новых заданий
Новыми являются задания с 1 по 6. В них выпускникам требуется заполнить регистрационную карточку на основе прослушанного дважды сообщения.
Задание 8 объединяет разделы «Аудирование» и «Чтение». В нем приведена таблица, в которой необходимо отметить информацию, услышанную в звучащем отрывке и отдельно обозначить данные из прочитанного текста.
Еще одно новшество — задания с 24 по 29. В них учащимся предстоит выяснить, есть ли в предложениях лишнее слово. И при его наличии — выписать его. Если все записано верно, в поле ответа следует написать «no».
Видоизменился и вопрос 38. Вместо привычного всем эссе, теперь в нем требуется написать небольшой отчет на основе предложенных графиков и таблиц. Получается, что разработчики хотят проверить у школьников не только знание английского языка, но и наличие у них аналитических способностей.
Устная часть экзамена видоизменилась не существенно. Но она стала содержать на одно задание меньше.
Логично, что с учетом перечисленных нововведений, разработчики предусмотрели и изменение времени на выполнение предложенных заданий. На написание письменного блока добавили 10 минут: его общая продолжительность будет составлять 3 часа 10 минут. А вот выполнить устную часть придется быстрее — за 11 минут вместо старых 15.
Четвертое задание
основано на коммуникативной ситуации: ученик отсылает голосовое сообщение своему другу-партнеру по проектной работе с комментариями по теме. Он должен высказаться не только о проекте, но и обо всей теме целиком.
Это задание вызывает много вопросов у учителей: как связать описание картинки с проектом? Как определить проблематику проекта?
Алексей Конобеев рекомендует работать по следующему плану:
- Дать краткое описание фотографий, которые приводятся к заданию, обязательно расставив акценты на деталях, которые относятся к теме.
- Рассказать, чем отличаются фотографии, вновь расставив акценты исключительно на деталях, связанных с темой проекта.
- Подчеркнуть преимущества и недостатки каждой фотографии, а также сказать о своей точке зрения по теме проекта.
Важный аспект: задание имеет формат коммуникативной ситуации, поэтому начинать свое голосовое сообщение нужно с естественного, дружеского вступления. Например, ученик может сказать: “Hello! I’ve found some interesting photos for our project and I would like to discuss them with you”.
Полный план ответа на четвертое задание выглядит так:
- Приветствие и пара слов о цели записи голосового.
- Описание фотографий с привязкой к теме проекта.
- Детали на обеих фотографиях, сравнение через призму темы проекта.
- Выделение преимуществ и недостатков (например по теме “Life without gadgets” можно объяснить, какие есть преимущества и недостатки пользования техникой).
- Свое мнение по теме проекта.
- Завершающая вежливая фраза по типу “That’s all I wanted to discuss with you”.
Упражнение для подготовки к этому заданию: дайте студенту тему проекта и список слов, из которых он должен выбрать подходящие по теме. Другое задание: подготовьте несколько фотографии на разные темы и попросите ученика описать их, используя только то, что относится непосредственно к вашей теме.
Для подготовки к устной части экзамена прекрасно подойдет пособие Practise Speaking.