Честь и подлость (Николай Ананьченко) / Проза.ру

Честь и подлость (Николай Ананьченко) / Проза.ру ЕГЭ

Готовое сочинение егэ №1

Автора волнует проблема утраты понятия чести в современном обществе.

Рассуждая об этой проблеме, Гранин приводит в пример А.П. Чехова и В.Г. Короленко, совесть которых не примирилась с тем, что М. Горькому сначала дали звание академика, а потом признали выборы недействительными. В знак протеста и Чехов, и Короленко отказались от звания академиков.

Далее Гранин размышляет о том, что такое слово, данное человеком. «Оно не подтверждается никаким документом, справкой». Есть люди, умеющие сдержать своё слово, а есть те, для которых это пустой звук. Из этих рассуждений автора можно сделать вывод, что только человек чести держит своё слово, а у того, кто впустую даёт обещания, понятие чести отсутствует.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что для Гранина вопросы чести имеют очень большое значение, что даже такие понятия, как убеждения, принципиальность, не заменят того, что мы называем честью.

Автор утверждает, что не может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, что понятие чести «даётся человеку однажды, вместе с именем» и его нужно только беречь.

Нельзя не согласиться с такой позицией. Действительно, как редко сейчас услышишь слово «честь». А о чувстве собственного достоинства и говорить нечего. Разве можно считать, что у человека есть такое чувство, если он обманывает, совершает подлые поступки, трусит, думает только о себе и ради своего благополучия пойдёт на всё?

А таких людей, особенно среди молодых, много. Размышляя над вопросами, поставленными автором в тексте, я задумалась о себе. Могу ли назвать себя человеком чести? Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не приучена лгать, стараюсь всегда сдержать данное слово, не делаю зла людям. Я думаю, что честь – это чистая совесть. Поступать по чести – значит жить по совести.

В заключение хотелось бы сказать, что если бы все люди жили по совести, были людьми чести, то жизнь, наверное, была бы прекрасней.

Готовое сочинение егэ №2

Какого человека можно назвать человеком чести? Эту проблему ставит в тексте Д. Гранин.

Рассуждая над этим вопросом, автор, чтобы показать, каким может быть человек чести, описывает случай, связанный с А.П. Чеховым. Когда царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики, Чехов писал: «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными… такое противоречие не укладывается в моём сознании…».

После этого Чехов отказался от звания академика, показав себя человеком чести. Этот пример описывает, как человек может не искать себе оправдания, а действовать по совести. Также Д. Гранин писал: «Допустим… человека, который обещал сделать ремонт, собрать людей… Ну, эко беда, не сделал… никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово».

Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, показывают, что такое достоинство и благородство.

Автор считает, что человек чести — это человек, который умеет думать о других, который прислушивается к своей совести и умеет держать слово, несмотря ни на что.

Я согласна с мнением автора. Действительно, чтобы назвать себя человеком чести, надо иметь твердые убеждения, но в то же время иногда забывать о собственном «я» ради других людей.

Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главного героя можно смело назвать человеком чести. Он не присягнул на верность Пугачеву, а остался верен своей Родине и своим людям. Такой поступок заслуживает уважения.

Честь — это основа верности семье и Родине. С детства нужно её беречь, ставить на первое место, ведь в будущем очень важно быть человеком чести.

Готовое сочинение егэ №3

К сожалению, на сегодняшний день становится все меньше людей, способных отвечать за каждый свой поступок, способных ценить и уважать данное однажды слово. В данном тексте Даниил Александрович Гранин поднимает актуальную проблему чести.

Автор, обращаясь к теме, заостряет наше внимание на её актуальности и в противопоставление нынешнему поколению людей приводит в пример случай из жизни А.П. Чехова, наиболее ярко описывающий характер по-настоящему честных в первую очередь с самими собой личностей того времени.

Антон Павлович, узнав о том, что правительство аннулировало избрание М. Горького в почетные академики, столкнулся с сильным внутренним противоречием: с одной стороны, он лично сердечно поздравил своего друга-писателя, а, с другой, будучи академиком, он, следуя логике, поддерживает подобное решение правительства. Единственным правильным для себя решением писатель избрал сложение с себя почетного звания.

Даниил Александрович делает акцент на том, что это было важно в первую очередь для самого Антона Павловича, для его внутреннего состояния: он не мог обманывать самого себя и, к примеру, как поступают многие, найти себе оправдание. Автор подводит нас к мысли о том, что понятие чести нельзя подменять понятием «принципиальность», как и нельзя ассоциировать честь лишь с популярными некогда дуэлями, тем самым все больше углубляясь в абсурдную мысль о том, что это понятие «нынче не применимо».

Даниил Александрович считает, что честь – это не что иное, как «сугубо личное нравственное чувство», внутренний ориентир человека, характеризующийся желанием быть нравственно чистым, честным по отношению и к окружающим, и к самому себе. Это чувство нельзя заработать или потерять – оно дается человеку вместе с именем, его можно лишь сберечь.

Про ЕГЭ:  Варианты досрочного ЕГЭ по русскому языку 2020 от ФИПИ

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что понятие чести нельзя сравнивать с принципиальностью, манерностью, честолюбием и надменной гордыней, потому что в них нет места искренности по отношению к своим поступкам, в них нет места рефлексии и угрызениям совести, трезвому ответу за данное обещание. А это является одним из главных составляющих понятия чести, о чем, к сожалению, постепенно стали забывать.

Готовое сочинение егэ №4

Может ли устареть понятие чести? Именно над этим вопросом рассуждает автор.

Приводя в пример поступок Чехова и Короленко, автор показывает на что порой шли люди, чтобы изменить своим принципам. После того как М. Горького лишили звания академика наук, Чехов и Короленко отказались от звания академиков. Одобряя их поступок, автор как бы противопоставляет их нашим современникам, которые, ссылаясь на всякого рода отговорки (многие считают «честь» устаревшим понятием), совершают далеко не благородные поступки. Именно против таких людей и выступает автор.

Д. Гранин считает, что честь не может устареть, что человек всегда должен быть верен своим принципам.

С автором нельзя не согласиться. Аксиомой можно назвать тот факт, что честь – понятие нестареющее, неподвластное времени. Честь – это тот самый нравственный барьер, который делает нас людьми, честь — это то, что помогает совершать подвиги, умирать и жить достойно.

Для подтверждения своих слов хочу привести роман А. Пушкина «Капитанская дочка». А. Швабрин – человек беспринципный. Именно поэтому он злословит на Машу после того, как она не соглашается выйти за него, а потом ранит подло ранит П. Гринева на дуэли, а под конец переходит на сторону мятежников. У Швабрина нет чести, именно поэтому он может себе позволить подобные «вольности».

В качестве другого аргумента можно привести рассказ-эпопею М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения Андрей Соколов проходит через ужасы войны и концлагеря. Он теряет семью, но до конца остается верным себе, своему долгу. Андрей сумел сберечь честь, именно это дало ему силы встать на ноги, найти смысл жизни и усыновить сироту.

Одним словом, хочется надеется, что, несмотря на все попытки «крайних» либералов, пытающихся вбить в сознание людей новую «мораль», никто не клюнет на дешевые уловки. Ведь если сегодня забыть понятие чести, то завтра мы забудем и стыд, и совесть и все хорошее в себе…

Готовое сочинение егэ №5

Даниил Александрович Гранин—русский писатель, публицист. В своем тексте он поднимает одну из главных проблем нашего времени: актуальность чести в современном мире.

Рассуждая над этим вопросом, автор говорит нам о том, что честь «даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь». Это понятие не может устареть или стать несовременным. Во все времена ценилось сдержанное «слово, данное человеком»

Авторская позиция мне понятна: честь никогда не может устареть или стать несовременной, она всегда будет актуальна. Она есть у каждого индивида с рождения и ее необходимо беречь.

Я полностью разделяю данную точку зрения и считаю, что в современном мире необходимо отстаивать чувство собственного достоинства! Как говорил древнеримский поэт Публилий Сир : «Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может.»

К данной проблеме обращались многие классики русской литературы.

Вспомним произведение М.Шолохова «Судьба человека». Находясь в плену голодный и обессиленный русский солдат был силен духом и отказался от обилия еды и от предложения выпить за победу Германии, что очень удивило немецкого офицера. Твердость его характера и несломленность вызывали у немцев уважение. Ведь измождённый тяжким трудом и голодом он смело отстаивал свое доброе имя.

Отношение автора к проблеме

Подлость – это предательство, которого совершенно не ждёшь. Подлость невозможно предугадать, ведь она всегда совершается исподтишка, именно поэтому так больно ранит. Это происходит сознательно со стороны обидчика, ведь нельзя ударить ножом в спину случайно.

Поделиться

5 готовых проверенных сочинений ЕГЭ по тексту Гранина Д.А  (многие считают понятие чести устарелым, несовременным) для задания №27 ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Полный текст егэ д.а гранина о чести:

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)

Вместо человека чести – человек принципов…(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)

Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)

Про ЕГЭ:  Демоверсия по английскому языку ЕГЭ 2022. | Университет СИНЕРГИЯ

Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово. (По Д. Гранину)

Примерный круг проблем:

  • Проблема сохранения в современном мире понятия «честь». (что означает слово «честь» для современного человека? устарело ли это понятие?)

  • Проблема верности своему слову. (как соотносятся верность своему слову и чувство чести?)

  • Какого человека можно назвать человеком чести?

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Ярким примером подлости и бесчестия в романе «Война и мир» является всё семейство Курагиных. Это одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. Такое положение создавалось не одним поколением, но значительное влияние было достигнуто именно князем Василием, который ради достижения своих целей был готов на любую низость.

Князь Василий был важным чиновником, знавшимся с самой императрицей. У него было множество полезных знакомств в правительственной верхушке. Такие связи он заводил не путём наличия общих интересов, а только ради собственной выгоды, ведь таким образом можно было решить множество личных вопросов.

Старый князь умел пользоваться чужим доверием, которого с лёгкостью добивался. Судьба других не имела для него никакого значения, люди представляли собой только средство достижения личных целей, поэтому низкие поступки и подлость по отношению к ним не вызывали стыда.

Анатоль Курагин в бесчестии превзошёл родного отца. Он был любителем роскошной и беззаботной жизни: азартные игры, любовные связи, пьянки, постоянные гуляния. Анатоль привык играть чужими чувствами. Он поступил очень подло по отношению к Наташе Ростовой, расстроив её помолвку с Андреем Болконским лишь из-за своей прихоти.

Дочь князя Василия Элен Курагина – не менее колоритный персонаж. Она обладала восхитительной внешностью, которая всегда привлекала мужчин и вызывала зависть у женщин. Главную ценность в жизни для Элен представляли деньги. Ради богатства она подлым путём женит на себе Пьера Безухова, ломая при этом его судьбу.

Безобидный Пьер не смог остановить распутное поведение своей жены, поэтому в скором времени стал объектом издёвок и насмешек светского общества. Элен подлостью и обманом заставляла мужа верить ей, вопреки всем общественным слухам. И когда более не смогла терпеть его возле себя, настояла на разводе.

Таким образом, всё семейство Курагиных нельзя назвать благородным или высоконравственным. Каждый член семьи готов был абсолютно на всё ради достижения собственных целей, личные интересы ставились гораздо выше чужих чувств.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Алексей Иванович Швабрин – это один из отрицательных персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он являлся офицером и происходил из богатого дворянского рода, но был разжалован и сослан в Белогородскую крепость за убийство товарища на дуэли.

Алексей Иванович был способен оклеветать любимую девушку только ради того, чтобы в неё не влюбился другой мужчина. Его подлый поступок запятнал честь Марии Мироновой до тех пор, пока правда не выяснилась.

С первых дней пребывания в крепости Швабрин проявлял интерес к комендантской дочери, но взаимности так и не получил. Именно поэтому проявление нежных чувств Маши к Гринёву так сильно зацепило Алексея Ивановича. Он не в силах отпустить свои чувства, и начинает нечестным способом отстаивать своё право на любовь девушки, но добивается обратного эффекта.

Маша просто в очередной раз убедилась в бесчестности и лицемерии своего поклонника и ещё больше привязалась к Петру Гринёву. Но даже после этого Швабрин не отступил и после захвата крепости Пугачёвым обманом запер девушку и начал морить её голодом. Он надеялся, что таким способом сломит её волю и достигнет желаемого, но остался в итоге ни с чем, потому что комендантскую дочку спас её возлюбленный и справедливость восторжествовала.

  1. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» на первом плане находятся чувства и переживания героев. Сюжет повествует о трагической любви бедной крестьянской девушки Лизы и молодого беспечного дворянина Эраста. Случайно встретив на улице Лизу, Эраст был поражён её необыкновенной и чистой красотой.

Разгульная жизнь богатого барина наскучила ему, поэтому деревенский быт стал глотком свежего воздуха. В такой умиротворённой обстановке чувства к Лизе разгорелись с сумасшедшей скоростью. Эраст действительно верил в их совместное будущее, представлял себе картины идеальной любви.

Однако всё изменилось после того, как Лиза отдалась ему. Вся возвышенность «пастушки» испарилась, и она стала обычной женщиной, которых было большое количество в жизни молодого барина. Эраст потерял к ней интерес также быстро, как и влюбился и поступил очень подло по отношению к Лизе.

Он отправился на войну, и главная героиня очень ждала возвращения своего любимого, а затем случайно встретила его на улицах города. Там она узнала о предстоящей женитьбе своего барина на богатой вдове. Подлость не до конца овладела душой Эраста, поэтому он попытался избавиться от мук совести, хоть и при помощи денег.

Проблема

Подлость и причины её возникновения.

Самая удобная и увлекательная подготовка к егэ

ЧЕСТЬ И ПОДЛОСТЬ

(1)Бродили по белому свету Честь и Подлость. (2)К людям прибивались. (3)Дружбу с ними водили. (4)Всяк на свой манер. (5)В города входили, в сёлах поселялись. (6)Бывало, бок о бок жили. (7)Честь всегда Подлость замечала и людям указывала. (8)Подлость же никогда Чести не видела и не верила в неё.

(9)Честь, прямая, как вымуштрованный солдат, верная, как лохматая дворняга, всегда ходила прямыми путями, в дома стучалась только с парадного входа, видела лишь чёрное и белое, а рассуждала так: «Если это не хорошо, то это плохо!» (10)Трудная жизнь была у Чести. (11)Нередко захлопывались перед ней двери подъездов. (12)Часто проклинали её те, с кем шла плечом к плечу, с кем делила свои скудные запасы.

Про ЕГЭ:  Проблема понимания сущности гражданской войны (По Б.Л. Пастернаку) :: ЕГЭ-2020 по русскому языку

(13)Подлость была толстой и благодушной. (14)Она предпочитала пробираться узкими, кривыми улочками, проникать в жилища потайными ходами. (15)Мир для неё был окрашен в разные цвета, но пользовалась она чаще лишь двумя — розовым и чёрным. (16)Розовым Подлость разукрашивала будущее, которое рисовала очередному приятелю. (17)Чаще всего ей верили. (18)Наверное, потому, что верить розовому завтра гораздо приятней, чем жить трудным, чёрно-белым сегодня. (19)Чёрный цвет Подлость берегла для прощаний, когда вчерашний приятель за розовыми красками нарисованного будущего вдруг начинал видеть развёрзшуюся про пасть настоящего, куда настойчиво и безжалостно сталкивала его коварная спутница.

(20)Но вот что странно: у Подлости было безмерно больше приятелей, чем друзей у Чести, и жили они в роскоши, пользуясь большим влиянием на людей. (21)Честь уважали, но как-то на расстоянии. (22)О любви речи и не шло. (23)Разве что иногда, редко. (24)Тогда Честь расцветала. (25)Она безмерно гордилась своим избранником и шла за ним до последней черты. (26)— В чём же дело? — недоумевала Честь. (27)— Я всюду встречаю почёт и уважение, но везде передо мной стараются закрыть двери, нехотя впускают к себе, а потом часто раскаиваются. (28)Подлость же клянут на каждом перекрёстке, как и должно быть. (29)В то же время ей открываются все двери.

(30)Тогда Честь решила встретиться с Подлостью и выяснить все вопросы, не дающие ей покоя. (31)— Разрешите представиться: я — Честь! — щёлкнув каблуками, вытянулась она перед Подлостью. (32)— Дорогуша, я вас не знаю, — подобострастно улыбаясь, ответила та. (33)— И всё-таки я прошу уделить мне несколько минут. (34)— Поверьте, для меня это огромная радость, и я искренне огорчена, что именно сейчас должна уйти по неотложному делу. (35)— Простите, — возразила Честь, — но я вынуждена настаивать. (36)— Хорошо, хорошо, радость моя, — ещё подобострастнее затараторила Подлость, — я вся в вашем распоряжении. (37)— Скажите, почему, при всей вашей низости, люди больше тяготеют к вам, чем ко мне? (38)Почему, даже наученные горьким опытом родных и близких, вновь и вновь попадают к вам в сети?

(39)— Фи-и, голуба моя, — гнусаво протянула Подлость.

(40)— Ведь это же как дважды два. (41)Я приятна людям надеждой на розовое будущее, ради которого они готовы на всё. (42)Когда перед человеком разворачиваются пусть мнимые, но столь манящие перспективы, он забывает о черноте возможной пропасти, к которой я веду его. (43)Каждый мой клиент не видит, не хочет видеть, что все чудеса нарисованы мной. (44)— Но это же подло! — негодующе воскликнула Честь. (45)— Конечно! — радостно согласилась Подлость. — (46)А, впрочем, радость моя, что вы можете предложить взамен моих розовых иллюзий? (47)Чугунные памятники на каменных пьедесталах? (48)Скупые строчки в запылённых архивах? (49)Но ведь памятников-то единицы, да и холодны они для живущего сегодняшним днём. (50)Ну, а запылившиеся строчки, это… не серьёзно…

(51)Честь задумалась, потом упрямо тряхнула головой:

— Нет. (52)Взамен я предлагаю людскую память. (53)Чистую и незапятнанную. (54)Ту память, которая передаётся от деда к внуку и которая хранится людьми, как самое большое богатство. (55)И гордо скажет потомок о своём предке, что всю жизнь ему порукой была Честь! (56)И никогда ты, Подлость, не убедишь меня, что это не великая перспектива жизни каждого человека на нашей Земле. (57)И сказав так, Честь гордо повернулась и размеренным шагом пошла к людям. (58)— Ха-ха-ха! — громко заквохтала Подлость ей вслед. (59)— Да если бы людская память не была столь короткой, то давно уже не было бы мне места на Земле. (60)Потому-то я и живу в роскоши и вечно жить буду, что у людей нет памяти на меня. (61)Обличают подлость, с корнем, казалось бы, выкорчёвывают, потом вздохнут облегчённо и… забудут. (62)На забывчивости людской, на доверчивости их, как на дрожжах, взрастаю я ещё более жизнестойкой, более изощрённой. (63)И уверенная в себе Подлость неспешно зашагала вслед за Честью.

(По Н. Ананьченко)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Любите ли вы читать сказки? А знаете ли вы, что сказки бывают не только для детей, но и для взрослых? Помните: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Сказка Николая Ананьченко тоже урок. Большим и маленьким. Ведь подлые поступки люди совершают независимо от возраста, пола или профессии. Главные образы сказки оживают благодаря тропам: (А) ______ («розовому завтра», «трудным, чёрно-белым сегодня» в предложении 18, «великая перспектива жизни» в предложении 56, «коварная спутница» в предложении 19) и (Б) ______ (предложения 9, 54, 62). Такое средство синтаксической выразительности, как (В) ______ (предложения 32, 36, 39, 46, 56), создаёт речевую характеристику образов Чести и Подлости, а (Г) ______ (предложения 3–4, 52–53) усиливает экспрессивные оттенки».

Список терминов:

  1. градация
  2. сравнение
  3. ряды однородных членов предложения
  4. обращение
  5. метафора
  6. парцелляция
  7. эпитеты
  8. фразеологизм
  9. восклицательные предложения

Синонимы к слову «подлость»

Низость, бесчестность, неблагородство, гнусность, мелкость, ничтожество, окаянство, непорядочность, нечестность, лукавство, гадость, пакость, низменность, омерзительность, бескультурье, скверность, негодяйство, низкий поступок.

Эпитеты к слову «подлость»

Людская, гнусная, неожиданная, омерзительная, низменная, неслыханная, трусливая, безмерная, презренная, непростительная, корыстная, человеческая, совершенная, истинная, откровенная, циничная, несусветная, непростительная, очевидная, вопиющая, непозволительная, явная, редкостная, собственная, врождённая, чудовищная, ужасная, неимоверная, банальная, сплошная, природная, форменная, очередная, поразительная, женская, мужская, детская, отчаянная, потрясающая, неожиданная, удивительная, опасная, страшная, жуткая, бесконечная, крайняя, дикая, великая, любая, простая, последняя, умышленная, продуманная, заготовленная, чужая, изощрённая, бессмысленная, паталогическая, беспощадная, нечеловеческая, чрезмерная, исключительная, необъяснимая, небывалая, скрытая, холодная, расчётливая, обдуманная, запредельная.

Оцените статью
ЕГЭ Live