Анализ средств выразительности | ЕГЭ по русскому языку | Теория к заданию 26

Анализ средств выразительности | ЕГЭ по русскому языку | Теория к заданию 26 ЕГЭ

Задание 26 егэ по русскому языку 2023 — теория и практика

(1)Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.

(2) По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. (3) Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги?

(4) Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.

(5) Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.

(6) В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.

(7) Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

(8)— Это она?

(9)— Она!

(10) И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:

(11) — Вы снова на улице, монна Марианна? (12) Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом…

(13) Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.

(14) Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.

(15) Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.

(16) Мать изменника спросила:

(17)— Муж?

(18)— Сын. (19) Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.

(20) Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:

(21)— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

(22) Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.

(23) Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.

(24) Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.

(25) Подошли и спросили — кто она, куда идет?

(26)— Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. (27) Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть!

(28) И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. (29) Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.

(30)— Мать! — говорил он, целуя ее руки. —(31) Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!

(32)— В котором ты родился, — напомнила она.

(33) Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:

(34)— Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! (35) Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. (36) Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев!

(37) Мать сказала ему:

(38) — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…

(39) Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза…

(40) И задремал на груди матери, как ребенок.

(41) Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. (42) И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:

(43) — Человек — я сделала для родины всё, что могла. (44) Мать — я остаюсь со своим сыном! (45) Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

(46) И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

(М.Горький «Сказки об Италии»)

Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.

§

(1) У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.

(2) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. (3) Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

(4) — Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
(5) Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
(6) — Чересчур черна, чересчур!
(7) Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
(8) — Чив ли я?
(9) Мама-воробьиха одобряла его:
(10) — Чив, чив!

(11) А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» (12) И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

(13) — Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
(14) — Чем, чем? — спрашивал Пудик.
(15) — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

(16) Так всё и шло, а крылья расти не торопились. (17) Подул однажды ветер, Пудик спрашивает:
(18) — Что, что?
(19) — Ветер. (20) Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

(21) Это не понравилось Пудику, он и сказал:
(22) — А зачем деревья качаются?(23) Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

(24) Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

(25) Идет мимо бани мужик, машет руками.
(26)— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
(27)— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
(28)— Почему?
(29)— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
(30)— Зачем?
(31)— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
(32)— Чушь! — сказал Пудик. (33)— Чушь, чепуха!(34) Все должны иметь крылья. (35) Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. (36) Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

(37) Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. (38) Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

(39) Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
(40) А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

(41) Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

(41) Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
(42)— Честь имею, имею честь…

(43)А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
(44)— Прочь, прочь! (45)Лети, Пудик, лети на окно, лети…

(46) Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! (47) Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
(48)— Что, что?
(49)— Ну что ж! — сказал Пудик. —(50) Всему сразу не научишься!

(51) А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
(52)— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

(53) И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

(М. Горький* «Воробьишко»)

*Максим Горький (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.

Задание №26 егэ по русскому ⋆ спадило

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

Про ЕГЭ:  Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому языку на тему: Детство | Литерагуру

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ Зачем?

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.

‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.

‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

‒ Где же и когда мы встретимся?

‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«В тексте Ю.М. Нагибина рассказывается о судьбе поколения, юность которого совпала с войной. Надежды выпускников на счастливое будущее автору помогают передать художественные средства, среди которых троп ‒ (А)_______ («словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным» в предложении 3, «будто этот день застал нас врасплох» в предложении 4) и синтаксическое средство ‒ (Б)________ («недоговорено, недожито, не исчерпано» в предложении 4). Грусть и сожаление рассказчика о неосуществлённых возможностях передают тропы: (В)________ («досадной и грустной утраты» в предложении 35, «острое, щемящее беспокойство» в предложении 42) и (Г)________ («слепоту своей юношеской души» в предложении 45)».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) лексический повтор

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов предложения

6) анафора

7) антонимы

8) парцелляция

9) метафора


Внимательно читаем задание и текст. Переходим к предложенной рецензии:

«В тексте Ю.М. Нагибина рассказывается о судьбе поколения, юность которого совпала с войной. Надежды выпускников на счастливое будущее автору помогают передать художественные средства, среди которых троп ‒ (А)_______ («словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным» в предложении 3, «будто этот день застал нас врасплох» в предложении 4) и синтаксическое средство ‒ (Б)________ («недоговорено, недожито, не исчерпано» в предложении 4). Грусть и сожаление рассказчика о неосуществлённых возможностях передают тропы: (В)________ («досадной и грустной утраты» в предложении 35, «острое, щемящее беспокойство» в предложении 42) и (Г)________ («слепоту своей юношеской души» в предложении 45)».

Нам нужно поставить на места пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка:

1) эпитет

2) сравнение

3) лексический повтор

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов предложения

6) анафора

7) антонимы

8) парцелляция

9) метафора

Из рецензии выпишем ключевые понятия троп и синтаксическое средство. Выберем из списка терминов только подходящие нам варианты. Тропы: 1) эпитет, 2) сравнение, 9) метафора. Синтаксические средства: 5) ряд однородных членов предложения, 6) анафора, 8) парцелляция. Теперь заполняем пропуски с учётом этих вариантов:

«В тексте Ю.М. Нагибина рассказывается о судьбе поколения, юность которого совпала с войной. Надежды выпускников на счастливое будущее автору помогают передать художественные средства, среди которых троп(А)2 (сравнение, так как есть сравнительные союзы словно и будто) («словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным» в предложении 3, «будто этот день застал нас врасплох» в предложении 4) и синтаксическое средство(Б)5 (ряд однородных членов предложения) («недоговорено, недожито, не исчерпано» в предложении 4). Грусть и сожаление рассказчика о неосуществлённых возможностях передают тропы:(В) 1 (эпитет, так как перед нами образное, художественное определение) («досадной и грустной утраты» в предложении 35, «острое, щемящее беспокойство» в предложении 42) и(Г) 9 (метафора, так как эти слова употребляются в переносном значении) («слепоту своей юношеской души» в предложении 45)».

Записываем по порядку цифры, которые мы вставили.Ответ: 2519

Методические указания и рекомендации «алгоритм выполнения задания №26 егэ по русскому языку»

алгоритм
DOCX / 28.11 Кб

Алгоритмвыполнениязадания 26ЕГЭ порусскомуязыку

Введение

       ЕГЭ по русскому языку – это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка. Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 26. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. За выполнение задания 26 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. ().

     При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. Целью данной методической разработки является обучение учащихся упрощенной форме выполнения задания 26. Новизна работы заключается в  распределении всех изобразительно – выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 26. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.  Пошагово дан алгоритм выполнения задания.  

     Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов.

     Методическая разработка адресована старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.

Словарь терминов

Тропы

1.

Эпитет

Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями

На берегу пустынных волн

 Стоял он дум великих полн.

2.

Метафора

(Развернутая метафора)

Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении.

Мертвая тишина.Колесом за сини море солнце скатилось.

Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет…(разв.мет.)

3.

Сравнение

Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого   (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного)

Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

4.

Литота

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

5.

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления

Пот катился градом.

6.

Синекдоха

Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части

Швед, русский колет, рубит, режет.

7.

Олицетворение

Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ

Отговорила  роща золотая.

8.

Ирония

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному,  с целью насмешки (создание комического эффекта)

Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

9.

Метонимия

Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними

Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер.

10.

Перифраз

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Унылая пора, очей очарованье (Осень).

11.

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка.

Лексические средства

1.

Антонимы

Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения

Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.

2.

Контекстные антонимы

Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте

Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.

3.

Синонимы

Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Конница – кавалерия,

смелый – храбрый.

4.

Контекстные синонимы

Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте

Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд.

5.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

На краю света       ( «далеко»), зуб на зуб не попадает ( «замерз»)

6.

Разговорная лексика

Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной

Работяга, белобрысый, разиня, читалка

7.

Просторечные слова

Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок

Башка (голова), муторный (неприятный)

8.

Профессиона-

лизмы (специальная лексика)

Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе

Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков

9.

Термины (специальная лексика)

Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве

Фонетика, наклонение, рифма, косинус,

цитоплазма.

10.

Книжная лексика

Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике

Гипотеза – предположение, генезис – происхождение.

11.

Заимствованные слова

Это слова, которые взяты из другого языка

Олимпиада, энциклопедия,

жалюзи

12.

Диалектизмы

Слова, распространенные на определенной территории

Куреньсигарета, гутаритьговорить, кочет — петух

13.

Архаизмы

Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами

Лоно – грудь,

выя – шея, лани-

ты -щеки

14.

Историзмы

Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений

Кушак, боярин, кафтан, треуголка

15.

Старославянизмы

Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг

Собеседование, грядущее,

изложить

16.

Неологизмы

Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений

Портал, сайт, маркетинг, дилер

17.

Эмоционально – оценочные слова

Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку

Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус

18.

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении

Величественный-великий,

адресат-адресант

19.

Научная лексика

Слова для передачи научной  информации

Энциклопедия, рефераты

20.

Общеупотреби-

тельная лексика

Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми

Думать, деревья, располагать, лгун

21.

Жаргонизмы (специальная лексика)

Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой

Телевизор – телек, домашнее задание — домашка

22.

Крылатые слова

Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д.

Служить бы рад, да прислуживаться тошно

23.

Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям

Домик, Машуля, сказочка,столик

24.

Индивидуально – авторское слово

Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста

Я свирел в свою свирель

25.

Эмоционально – окрашенные слова

Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной

Лузгать – грызть семечки (отрицательная),

куколка (положительная)

26.

Канцеляризмы

Слова, характерные для стиля деловых бумаг.

Имеет место отсутствие запасных частей.

Про ЕГЭ:  Задание №11 ЕГЭ 2022 русский язык 11 класс практика с ответами для подготовки | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

Синтаксические средства.

1.

Ряды однородных членов

Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи

По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу.

2.

Вопросительные предложения

Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать  что – либо или удостовериться в чем — либо

Ты действительно был дома?

3.

Восклицательные предложения

Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего

У нас большая радость!

4.

Риторические вопросы

Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику)

Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить?

5.

Риторические восклицания

Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

6.

Риторические обращения

Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!

Я предан вам душой.

7.

Вводные слова

Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает

Стало жарко, значит, в доме затопили печи.

8.

Вводные предложения

Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания

Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось.

9.

Вставные конструкции

Это слова, словосочетания и предложения, которые  вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения

Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.

10.

Односоставные предложения

Это предложения, имеющие только один главный член.

Видишь синий небосвод. Зима.

11.

Определенно –личные предложения

Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения.

Взбегу на холм и упаду в траву.

Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые.

12.

Неопределенно – личные предложения

Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено.

В кабинете спорят(гл.в форме 3-го лица наст. вр.или буд.вр.).

13.

Безличные предложения

Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие.

 Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет.

14.

Назывные предложения

Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член — подлежащее

Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

15.

Неполные предложения

Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные

-Как тебя зовут?

-Меня Федей (зовут).

Летом светает рано, а зимой – поздно.

16.

Обращение

Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому  адресована речь.

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла.

17.

Сравнительный оборот

Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения

И березы стоят, как большие свечки.

18.

Уточняющие конструкции

Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.)

Там, в горах, повалил снег. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад.

Приемы

1.

Аллитерация

Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность

Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам

2.

Градация

Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания  смыслового и эмоционального значения

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

3.

Инверсия

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов)

Белеет парус одинокой в тумане моря голубом

4.

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

5.

Лексический повтор

Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия

Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

6.

Звукопись

Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора)

Ветер веет и вьется украдками  меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в)

7.

Антитеза

(противопоставление)

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая.

8.

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем..

9.

Эпифора

Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание

Деточка, Все мы немножечко лошади,

Каждый из нас по- своему лошадь

10.

Оксюморон

Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

11.

Цитирование

Это прямое использование текста из какого – нибудь источника

Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».

12.

Вопросно – ответная форма изложения

При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает

Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз.

13.

Парцелляция

Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

(Можно передать одним предложением)

                                               Формы речи

1.

Диалог

Это разговор двух лиц

-Вы?

-Я.

-Глазам своим не верю!

— Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал.

2.

Монолог

Это речь одного лица

Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо.

Алгоритм выполнения задания 24

 А:  (3) Мать – это первая родина. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности.

 Б:  (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

В: (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери. (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

Г: (20) В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.

  « Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_______( «Мать- это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)_______( «неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём-(В)_______( «самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство – (Г)____ ( «держать чувства на привязи» в предложении 20)».

Проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:

  • Тропы  отметим буквой «Т»,
  • Лексические средства — «Л»,
  • Синтаксические средства – «С»,
  • Приёмы – «П».

Список терминов:

  • восклицательное предложение — С
  • метафора – Т
  • индивидуально – авторское слово — Л
  • диалектизм — Л
  • цитирование — П
  • риторическое обращение — С
  • эпитет — Т
  • лексический повтор — П
  • фразеологизм – Л

  Таким образом, область поиска указанного языкового средства сузилась.

В задании сказано, что первые два средства А и Б – тропы. Как мы видим, в списке их два:  метафора и эпитет.

Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках  примеры, обращаемся к самим предложениям в тексте.

 Третье средство – В – приём. В списке их два: цитирование и лексический повтор.

И наконец, четвертое средство – Г- лексическое средство. А их среди терминов три: индивидуально – авторское слово, диалектизм, фразеологизм.

 А теперь  сопоставляем  определения с примерами. Расставляем цифры в нужном порядке:

 Ответ:

Задание выполнено!

Давайте обобщим.

  • Прочитать рецензию.
  • Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы.
  • Прочитать список терминов.
  • Сгруппировать понятия.
  • Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
  • Расположить цифры в нужном порядке.
Про ЕГЭ:  Решение реальных заданий ЕГЭ в формате 2019-2022 года

Выполняем сами!

Задание 1.

А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

Б: (13) Как наивно, как просто, как мелко!

В: (14) На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (23) Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

Г: (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

Фрагмент рецензии:

  « И.А.Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____       (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками»,   «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».    

Список терминов:

  • устаревшие слова  —    Л
  • термины  —   Л
  • метафора  —  Т
  • эпитеты  —  Т
  • риторический вопрос  — С
  • противопоставление  — П
  • ряды однородных членов  — С
  • восклицательное предложение  — С
  • парцелляция  —  П

Ответ:

Задание 2.

А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Б: (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.

В: (2) «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы  научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».

 (8) « Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. – (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

Г: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Фрагмент рецензии:

« Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____(предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____( «В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______   (предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (Г)______( предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

Список терминов:

  • ряды однородных членов
  • литота
  • лексический повтор
  • эпитеты
  • цитирование
  • диалектизм
  • развёрнутая метафора
  • риторический вопрос
  • восклицательные предложения

Ответ:

Задание 3.

А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.

Б: (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня…

В: (32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

Г: (33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит.

Фрагмент рецензии.

« Герой М.Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_______( «нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров…нёс меня в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_______(предложения  3-4) в сочетании с сравнительными оборотами задают тревожно – напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_________      ( «спас» — «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)___________  ( «сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.

Список терминов:

  • контекстные антонимы
  • метафора
  • риторический вопрос
  • парцелляция
  • литота
  • диалектизм
  • ряд однородных членов
  • эпитет
  • лексический повтор

                Ответ:

Задание 4.

А: (21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

Б: (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

В: (20) Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое.

Г: (9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…

Фрагмент рецензии.

« Г.Н.Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А)______(« атмосферу, обстановку» в предложении 21, « столкновения, конфликта» в предложении 28) и (Б)_______( «общественный» — «личный» в предложении 28) . Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как (В)______(предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как (Г)______(предложения 9, 14)».

Список терминов:

  • риторический вопрос
  • антонимы
  • диалектизмы
  • литота
  • олицетворение
  • противопоставление
  • ряды однородных членов
  • контекстные синонимы
  • восклицательные предложения

Ответ:     

Задание 5.

А: (16) На подобный вопрос Конфуций ответил: « Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.                (17) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18) Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

Б: (19) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве.

В: (23) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24) Нет! (25) Именно он и победит.

Г: (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28) Хороший пример.

Фрагмент рецензии.

« Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)______(предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)______( в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)______( предложения 23-25) и (Г)_______(предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».

Список терминов:

  • сравнение
  • термин
  • парцелляция
  • цитирование
  • риторический вопрос
  • эпитет
  • вопросно – ответная форма изложения
  • ряд однородных членов
  • гипербола

Ответ:               

Ответы к заданиям

Задание 1

6873

Задание 2

1357

Задание 3

9412

Задание 4

8267

Задание 5

4873

Список литературы

  • Цыбулько И.П. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Москва, 2022 год.
  • Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку. Ростов-на Дону, 2022 год.
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебное пособие. Москва, 2002 год.

Самая удобная и увлекательная подготовка к егэ

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.

Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Например: Город грабил, грёб, грабастал.
2. Ассонанс — повторение гласных.
Например:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…(Б.Пастернак)

3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука.
Например:

Как носят капли вести о езде,

И всю-то ночь всё цокают да едут,

Стуча подковой об одном гвозде

То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.

Лексические средства выразительности (тропы)
1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Например: золотая роща, весёлый ветер
2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.
Например: Ситец неба голубой.
4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Например: Спит черёмуха в белой накидке.
5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Например: Я три тарелки съел.
6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).
Например: Швед, русский колет, рубит, режет…

7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости
8. Гипербола — преувеличение.
Например: Двести лет тебя не видел.
9. Литота — преуменьшение.
Например: Подожди 5 секунд.
10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.
Например: Царь зверей (лев).
11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Например:
Сев в такси, спросила ТАКСА:

«За проезд какая ТАКСА?»

А водитель: «Денег с ТАКС

Не берем совсем. Вот ТАК-С!»

12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.
Например: звонкая тишина, горячий снег
13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов.
Например: зарыть талант в землю.
14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)
1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов
Например: Тебя мы ждали долго.
2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.
Например: Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.

3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…
4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.
Например: Как заработать миллион?
5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение.
Например: Кто ж не сможет его догнать?

6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций.
Например: О Море! Как же я скучал!
7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк.
Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.
Например: Волос длинный — ум короткий.
10. Анафора — единоначатие.
Например:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

11. Эпифора — повтор конечных слов.
Например:

Лес не тот!

Куст не тот!

Дрозд не тот!

12. Парцелляция — разделение предложения на части.
Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

Оцените статью
ЕГЭ Live