Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина ЕГЭ

Книги для ЕГЭ по литературе

Полный список литературы, которую необходимо прочитать для успешной подготовки к ЕГЭ по литературе.

Список подобран на основе кодификатора. Все произведения отсортированы по дате написания.

Вам необходимо прочитать ВСЕ эти произведения, знать имена их героев, характеры, мотивы поведения.

За предоставленный материал благодарим группу https://vk.com/kazancampus

Древнерусская литература

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Сказки: фантастика, гротеск и эзопов язык. «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Премудрый пискарь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Вопросы для повторения

— В каких произведениях писателя затронуты общечеловеческие проблемы?

— Как использует Салтыков-Щедрин сатиру и гротеск, изображая смену градоначальников в «Истории одного города»?

— Как в «Истории одного города» писатель показывает терпение народа в качестве отрицательной национальной черты?

— Каковы причины обращения Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?

— Как выражается в сказках сатирическое негодование писателя против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа?

— Как в произведениях Салтыкова-Щедрина выражена горячая любовь к Отечеству, к народу?

— В чем современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина?

Темы сочинений по творчеству М.

Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.

Общечеловеческое в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.

Гротеск как художественный прием в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина (на примере одной или нескольких сказок).

Фантастическое и реальное в сказках Салтыкова-Щедрина.

Добро и зло в сказках Салтыкова-Щедрина.

1. Кто является объектом сатиры в сказке «Премудрый пискарь»? (Самодержавие, либеральная буржуазия, обыватель.)

2. Кто является объектом сатиры в сказке «Вяленая вобла»? (Аристократия, либеральная интеллигенция, народничество.)

3. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием в литературе? (Гипербола, аллегория, сарказм.)

Знаменитый сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869–1870 годах.

Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIII веке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими государственный режим – в образе города Глупова.

«История одного города» – в сущности, сатирическая история русского общества», – писал И. С. Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители – злобные, жестокие куклы; цель их – уничтожение всего мыслящего. Фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному. Градоначальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский, Угрюм-Бурчеев – олицетворяют самодержавие и произвол.

Кроме «разорю!» и «не потерплю!», Органчику других слов и не требовалось по роду его деятельности. «Есть люди, – пишет Щедрин, – которых все существование исчерпывается этими двумя романсами». В образе Органчика до предела заострены черты автоматизма и бездушия правителей.

Градоначальник Василиск Бородавкин, знаменитый «войнами за просвещение», за внедрение в быт глуповцев горчицы и персидской ромашки, предстает тоже злобной, бездушной куклой и свои дикие войны ведет при содействии оловянных солдатиков. Но поступки Бородавкина отнюдь не более фантастичны, чем поступки любого правителя-самодура. Бородавкин «спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиной».

В произведениях, предшествующих «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на «физиономии общества» вскакивают гнусные прыщи, свидетельствующие о его гнилости, внутренней болезни. Именно таким олицетворением болезни эксплуататорского строя и является градоначальник Прыщ. Основная черта градоначальника Прыща (он же Фаршированная голова) – животность. Прыщ неизменно возбуждает аппетит у предводителя дворянства – его голова, начиненная трюфелями, распространяет соблазнительный запах. В эпизоде, где предводитель дворянства съедает голову градоначальника, Прыщ окончательно лишается человеческого облика: «Градоначальник вдруг вскочил и стал обтирать лапками те места своего тела, которые предводитель полил уксусом. Потом он закрутился на одном месте и вдруг всем корпусом грохнулся на пол».

Даже образ Угрюм-Бурчеева – этот символ угнетения и произвола – вобрал в себя многие конкретные черты антинародных правителей России. Образы градоначальников лишены психологической глубины. И это не случайно. Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а механические куклы. Они – полная противоположность живым людям, страдающим и мыслящим. Градоначальников Щедрин рисует в резко саркастической и гротесковой манере, но иногда он пользуется и иронией, и даже веселым юмором.

Щедрин всей душой любил угнетенный народ России, но это не мешало ему осуждать его невежество, покорность. Когда Щедрина обвиняли в том, что он глумится над народом, писатель отвечал: «Мне кажется, что в слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием».

В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глуповцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева. Писатель ощутимо передает нарастание гнева народа, атмосферу, предшествующую взрыву. Картиной этого мощного взрыва, потрясшего город, Щедрин заканчивает свою хронику. Угрюм-Бурчеев исчез, «словно растаяв в воздухе», и «история прекратила течение свое», история мрачного города, его забитых и покорных обитателей, безумных правителей. В жизни освобожденного народа начинается новый период. Подлинная история человечества бесконечна, она подобна горной реке, остановить могучее движение которой оказался бессилен Угрюм-Бурчеев. «Река не унималась. По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась; по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой». С предчувствием великих исторических перемен в Глупове связан светлый взгляд Щедрина на будущее, ярко воплотившийся в его книге.

Хроника написана красочным, весьма сложным по составу языком. В нем широко использованы и высокий слог старинной речи – например, в обращении архивариуса-летописца к читателю, – и народные изречения и пословицы, и тяжелый, неудобочитаемый слог канцелярских бумаг в пародийном переложениии (так называемые «Оправдательные документы», приложенные к хронике), и публицистический стиль современной Щедрину журналистики. Сочетание сказовой манеры «летописца» с авторским переложением его записей позволяло Щедрину то придавать рассказу несколько архаический характер исторического свидетельства, то вновь вносить в него явные отзвуки современности.

Про ЕГЭ:  Сочинение 15.3 «Что такое мужество?» по тексту Овчинниковой - Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ

Сатира Щедрина всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей демократии и прогресса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ИСТОРИЯ ОДНОГО РАССКАЗА В двадцатых годах, ещё не добравшись до романа «Скандалист», с его нарочито разговорным, парадоксальным стилем, я прочёл «Два гусара» Л. Толстого и, не говоря уже о самом рассказе, был поражён его вступлением, состоявшим из двадцати пяти

Образ города

Образ города Можно без преувеличения сказать, что прекрасный город над Невой создали не только Петр Первый и его сподвижники, не только замечательные архитекторы и оставшиеся безымянными строители-рабочие, но и Пушкин, Гоголь, Достоевский, Некрасов, Александр Блок.Вряд

История одного родства. Гальшка, княжна Острожская и Дмитрий Сангушко

История одного родства. Гальшка, княжна Острожская и Дмитрий Сангушко

1 Короткий эпизод неудачного и так трагически кончившегося родства между влиятельными в Польше русскими родами князей Острожских и Сангушек был описан вскользь и между прочим уже не раз русскими и

«Реквием» Анны Ахматовой, женщины и поэта (История одного образа, от прозрения Н. Недоброво до уловки (?) В. Жирмунского)[*]

Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Анна Ахматова. «Чётки» Несмотря на то что женщина всегда занимала особое место в

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВЫШЛИ ИЗ ГОРОДА

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВЫШЛИ ИЗ ГОРОДА Вот какая история произошла однажды с Аркадием Гайдаром и одним самонадеянным мальчиком.Мальчик признался Гайдару, что мечтает стать писателем и уже сейчас пишет рассказы.— Вот и хорошо, — сказал Гайдар. — Давай вместе напишем

Патрик Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы»

49. Патрик Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы» Патрик Зюскинд – один из самых загадочных авторов нашего времени. Он никогда не дает интервью, а также запрещает общаться с журналистами и своим близким, избегает встреч с коллегами по «писательскому цеху», не

Предмет авторской сатиры в «Истории одного города»

21. Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя-сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного

Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города»

22. Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник

Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его княжеской светлости.

– Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? – обратился к ним князь.

– Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, – начали было головотяпы, но вдруг смутились.

– Слыхал, господа головотяпы! – усмехнулся князь («и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!»– замечает летописец), –  весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали – довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?

– А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!

– А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев моих, с поклоном были?

– А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж – и те володеть нами не похотели!

– Ладно. Володеть вами я желаю, – сказал князь, – а чтоб идти к вам жить – не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с беспробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома правит, а я отсель и им и вами помыкать буду!

Понурили головотяпы головы и сказали:

– И будете вы платить мне дани многие, – продолжал князь, – у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!

– Так! – отвечали головотяпы.

– И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить.

– А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами.

Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию.

Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» – свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» – говорили они. И еще говорили: «Такали мы, такали, да и протакали!»

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», – прибавляет летописец.

(М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)

1.Укажите жанр, к которому обычно относят произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

2.Бóльшую часть фрагмента занимает беседа князя с головотяпами. Как называется форма общения персонажей, основанная на обмене репликами?

4.Описывая встречу головотяпов с князем, автор многократно использует некоторые слова (например, слово «так»). Как называется данный приём?

5.Укажите должность многочисленных «хозяев», впоследствии управлявших Глуповым.

6.Изображая Глупов и глуповцев, автор прибегает к виду комического, основанному на уничтожающей критике пороков современного общества. Укажите термин, который обозначает этот вид комического.

С1. Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

С2. В каких произведениях русской литературы раскрываются взаимоотношения народа и власти и в чём эти произведения созвучны «Истории одного города»?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021 года; проверки требуют 59 правок.

«Исто́рия одного́ го́рода» — сатирический роман-хроника Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанный в 1869—1870 годах. Представляет собой летопись вымышленного города Глупова.

На время оставив работу над циклом «Помпадуры и помпадурши», Салтыков-Щедрин загорелся идеей создания «Истории одного города», тематически родственной «Помпадурам и помпадуршам».

В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами «Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»). Кроме этого, наметилось произведение «Господа ташкентцы», нужно было довести до логического конца «Признаки времени» и «Письма о провинции». Не оставляет Салтыков-Щедрин работу в журнале: появляется серия публицистических и литературно-критических статей и рецензий.

Про ЕГЭ:  Проблема любви к своей профессии. Сочинение ЕГЭ - Сочинения ЕГЭ

Начинается произведение со слов автора, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове. После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «происхождении глуповцев», в котором автор повествует о самых выдающихся градоначальниках города Глупова.

Дементий Брудастый, восьмой градоначальник Глупова, правил очень непродолжительный срок, но оставил заметный след в истории города. Он выделился среди других тем, что не был обыкновенным человеком, а в голове вместо мозга у него был странный приборчик, выдававший одну из нескольких запрограммированных в него фраз. После того, как об этом стало известно, началось свержение градоначальника. За недолгий срок в Глупове сменилось шесть правительниц, которые под разными предлогами подкупали солдат, чтобы захватить власть (напоминание о дворцовых переворотах XVIII века).

После в Глупове воцарился на много лет Двоекуров, образ которого напоминал Александра I, потому что он, оробев, не выполнил какого-то поручения, из-за чего всю жизнь грустил.

Пётр Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, градоначальник «предприимчивый, легкомысленный и увлекающийся», подверг город за время своей власти голоду и пожару, а умер от обжорства (отдельными своими чертами персонаж напоминает светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко).

Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

Дольше всех правил Глуповым Василиск Бородавкин, за время своей власти подвергший уничтожению 33 деревни, взыскав таким образом недоимок в два рубля с полтиною, а так же Стрелецкую и Навозную слободы.

Прыщ — как и Брудастый, не был обыкновенным человеком, а имел голову, фаршированную трюфелями, в чём был уличён местным предводителем дворянства, который съел голову Прыща.

Последним градоначальником Глупова становится Угрюм-Бурчеев, который перестраивает город и переименовывает его в Непреклонск. Деятельность Угрюм-Бурчеева приводит к тому, что в город приходит «оно»:

В эту торжественную минуту Угрюм-Бурчеев вдруг обернулся всем корпусом к оцепенелой толпе и ясным голосом произнёс:

Но не успел он договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе. История прекратила течение своё».

Хотя многие современники восприняли произведение как сатиру на историю Российской империи, в сущности, оно является сатирой на её государственный строй. Сам Щедрин говорил:

«Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы „Сказанием о шести градоначальницах“»

«Всех войн «за просвещение» было четыре. Одна из них описана выше, из остальных трех первая имела целью разъяснить глуповцам пользу от устройства под домами каменных фундаментов; вторая возникла вследствие отказа обывателей разводить персидскую ромашку, и третья, наконец, имела поводом разнесшийся слух об учреждении в Глупове академии. Вообще видно, что Бородавкин был утопист и что если б он пожил подольше, то наверное кончил бы тем, что или был бы сослан в Сибирь за вольномыслие, или выстроил бы в Глупове фаланстер».

Образы глуповских градоначальников во многом основаны на реальных российских исторических деятелях. Так, «Сказание о шести градоначальницах» содержит явные аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти через дворцовые перевороты. В романе большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи — Павла I, Петра III, Михаила Сперанского, графа Аракчеева и других. Например, Бородавкин стремлением к проведению реформ, направленных на просвещение, напоминает Петра I. В образе Беневоленского угадывается Сперанский, в Грустилове — Александр I.

В образах Угрюм-Бурчеева и Перехват-Залихватского современники узнавали Аракчеева и Николая I.

За гротескную сатиру и фантастику Салтыкова часто сравнивают с Николаем Гоголем. Однако Салтыков отличается более мрачным взглядом, что проявляется в нехарактерных для Гоголя грубых иногда даже эротических (например, градоначальницы в одной из сцен «ели младенцев, а у женщин вырезали груди и тоже ели») сцен насилия, смерти и «репрессий ради репрессий». Кроме того, Вирджиния Ллевеллин Смит отмечает: «В отличие от Гоголя, Салтыков никогда не производит впечатления, будто сам едва ли отделяет фантазию от реальности, и одним из результатов является то, что в его повествовании есть моменты подлинного пафоса».

«История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» — одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» — в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям»,

чем и воспользовался Салтыков‑Щедрин.

Автор представляет историческую хронику якобы реального города, но мы понимаем, что здесь скрыта вся история России. Вероятно, замысел возник после реформы 1861 г. — он не привела к ожидаемым результатам. Полностью разочаровавшись в своих прежних политических идеалах, Салтыков‑Щедрин принимает решение написать «Историю одного города».

Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде. Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью показать все недостатки политической системы России. Ему это вполне удалось. Сатира Салтыкова‑Щедрина затрагивает несколько сторон, основным из которых можно считать государственный строй страны. Каким же образом один город стал воплощением целой страны? Ответом на этот вопрос можно считать чисто щедринский прием смешения географии, исторических событий, фантастического и реального. Город Глупов предстает перед нами то как столица, то как провинциальный городишко, то как село. В его описании постоянно встречаются противоречия: то он построен на болоте, то, как «великий город Рим» — на семи холмах, и тут же граждане этого «великого града» пасут скот на своем выгоне. Такие противоречия, как ни странно, не только не путают, но помогают выстроить целостную картину. Город становится воплощением парадокса, который так свойствен русскому человеку. Смешение времени (в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII — начале XIX вв., упоминает о событиях, происходивших намного позже) тоже играет свою роль в облике Глупова. Словно автор видит свою страну квартирой, в которой бардак, где никогда ничего нельзя найти и ничего нет на своих местах.

Другим объектом сатиры предстают градоначальники города Глупова, те, кто вершит историю. К сожалению, не было достойных правителей, способных изменить жизнь города Глупова в лучшую сторону. Органчик в голове, или фарш вместо мозгов — очень красноречивые образы бездумных царей. Но и народ Глупова не вызывает симпатии. Глуповцы наблюдают за чередой сменяющихся самодуров, оставаясь, при этом практически совершенно пассивными. Ничто не способно заставить их изменить себя. Меняются лишь формы покорности. Создается впечатление, что сами глуповцы не достойны благородного и здравомыслящего правителя.

Про ЕГЭ:  Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

На смену глупым, но в принципе достаточно безобидным правителям приходит жестокий диктатор и тиран Угрюм‑Бурчеев, мечтающий превратить город в тюрьму, обнесенную высоким забором. Возможно, в этом случае и воцарится в городе долгожданный порядок, но цена за него будет непомерно высока. Обнадеживает сцена гибели Угрюм‑Бурчеева, хотя и здесь не обходится без некоторой доли сожаления. Да, деспот погибает, погребенный смерчем, разбушевавшейся стихией народного гнева, не сознательным протестом, а сметающим все на своем пути порывом. Самое ужасное, что в результате к власти приходит еще больший тиран. Разрушение не порождает созидания, — предупреждает нас автор.

В своем произведении «История одного города» Салтыков‑Щедрин смог ярко показать пороки политической и социальной сферы в жизни своей страны.

Сочинение на тему родина 9 класс. «История одного города» анализ

Categories: Сочинения на свободную тему

– Слыхал, господа головотяпы! – усмехнулся князь («и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!»– замечает летописец), –  весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали – довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?

Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» – свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» – говорили они. И еще говорили: «Такали мы, такали, да и протакали!»

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», – прибавляет летописец.

В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин жестко обличил пороки российского общества, причем критика коснулась и народа, и системы государственной власти. Однако писатель подчеркнул, что на властях лежит больше ответственности, так как прямая обязанность государства – создавать условия, чтоб людям жилось лучше.

Краткий и полный анализ романа помогут учащимся глубже исследовать авторский замысел и художественные средства.

Год написания — 1869, годы публикации — 1869-1870. История создания — Писатель несколько раз возвращался к написанию романа о жизни народа в тисках самодержавия. Жанр летописи позволил замаскировать историческим контекстом критику правящей в тот момент власти. Жанр — сатирический/фантастический роман. Направление — реализм с чертами фантастики. Основная идея — Чтобы изменить существующий общественный и экономический строй, необходимо трезво увидеть проблемы России – от самодуров-правителей до «глупого» народа. Тема — Критика самодержавного строя и эксплуатации народа властью. Композиция — В романе 15 глав; первая и последняя написаны человеком, который нашел «Глуповскую летопись». Остальные 13 глав написаны четырьмя архивариусами.

Взаимоотношения народа и власти – извечная тема русской литературы, не обошел ее в своем творчестве и Салтыков-Щедрин. В романе «История одного города» он сатирически показал то, как власть приходит к вседозволенности, когда народ безмолвствует и терпит. Многие поначалу усмотрели в романе лишь критику прошлого России. Но в повествовании прошлое переплетается с настоящим, а за образами градоначальников угадываются реальные представители власти того периода.

Говоря о народе, автор неожиданно выступил с критикой тех его черт, которые принято было идеализировать. Долготерпение, покорность, доброта и всепрощение в романе показаны как пассивность, неразвитость, слепая вера в царя-батюшку. Глуповцы получают бесконечные наказания и поборы, их унижают и тиранят. Но все это вызывает в них лишь желание приспособиться, а не изменить своё положение. Горожане думают о том, что им надо делать и как себя вести, чтобы не вызывать гнев начальства. И это развязывает властям руки.

Градоначальники ощущают себя в Глупове почти как на царском престоле, разве что масштаб их деяний поменьше. Когда речь заходит о принятии полезных решений, их энтузиазм ограничивается мощением улиц и введением гастрономических правил. Но чаще градоначальники лишь собирают налоги и держат жителей в состоянии страха. Показателен момент, когда глуповцы почти превращаются в животных, обрастая шерстью и забывая речь. Это происходит потому, что их лишают человеческих прав и достоинства. Глуповцы говорят, что «настоящей жизни не имеют», но даже это не толкает их на бунт или сопротивление.

Салтыков-Щедрин подчеркивает: в России отношения народа и власти уродливо искажены. Глупым терпеливым народом управляют безголовые начальники или просто опасные идиоты, способные только вредить. В финале романа «течение истории обрывается», так как глуповцы лишаются своего города. Под руководством Угрюм-Бурчеева они собственными руками сносят город, а потом остаются ни с чем. Это символично показывает: народ, управляемый такой властью может перестать существовать, поэтому необходимы перемены.

В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин хотел выразить свой общественный и гражданский идеал, но сделал он это «методом от противного» – через критику власти и народа, а также сатирическое воссоздание российской действительности. Автор просто описал жизнь глуповцев при разных градоначальниках, и постепенно перед нами оказался неожиданный образ русского народа – не героический, сильный духом и смиренный, а неразвитый, забитый и глупый. Почему критика писателя затронула не только власть, но и народ?

Для литературы XIX столетия характерно пристальное внимание к теме отношений между властью и народом. Критика правящих классов, самодержавия и угнетения народных масс звучала уже давно, а вот народ было принято жалеть, восхвалять и идеализировать. Носителями лучших черт русского характера зачастую были представители народа, реже – дворянского сословия. Но жители Глупова были другими.

Самые большие «поклонники» своих градоначальников, они раболепно подчинялись их прихотям. И это привело к тому, что с народом вообще перестали считаться. Горожане были глупыми,

безвольными, неразвитыми. Но самое ужасное – они подчинялись градоначальникам, олицетворявшим собой все смертные грехи и ещё большую глупость.

Символичен в финале романа образ реки, которую пытался перенаправить в новое русло последний правитель, Угрюм-Бурчеев. Он засыпал реку обломками разрушенного города, желая ее подчинить, но река продолжала течь как раньше. В этом образе критики видят облик русского народа, который все равно идет вперед, отбрасывая ненужный хлам. Салтыков-Щедрин хотел бы, чтобы народ был именно таким – решительным, стойким, отстаивающим свои права.

Автор хотел донести до общественности важную мысль о необходимости полного переустройства русского государства. Он ратовал за то, чтоб народ перестал слепо превозносить власть, вспомнил о своем человеческом достоинстве и начал действовать. Для писателя было очевидно, что кризис государственной власти привел к тому, что русский народ потерял внутренние опоры.

Оцените статью
ЕГЭ Live