Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Вспомогательные глаголы (auxiliary verbs)

Глагол to beГлагол to haveГлагол to doГлаголы shall (should) и will (would)

Глагол can (could)Глагол may (might)Глагол mustГлагол oughtГлагол needСводка способов выражения долженствования при помощи сочетания модальных глаголов с инфинитивомУпотребление вспомогательных и модальных глаголов во избежание повторения предшествующего глагола-сказуемого

Неличные формы глагола (Non-Finite Forms of the Verb)

Образование форм инфинитиваИнфинитив в форме действительного залога (Active Infinitive) и страдательного залога (Passive Infinitive)Инфинитив в форме Indefinite и PerfectИнфинитив в форме Continuous и Perfect ContinuousИнфинитив с частицей toИнфинитив без частицы toУпотребление инфинитива в различных функцияхОборот for существительное (или местоимение) инфинитивОборот «объектный падеж с инфинитивом» (Objective with the Infinitive)Оборот «именительный падеж с инфинитивом» (Nominative with the Infinitive)Самостоятельный инфинитивный оборот

Герундий в форме действительного залога (Active Gerund) и страдательного залога (Passive Gerund)Герундий в форме Indefinite и PerfectУпотребление герундия в различных функцияхУпотребление герундия после предлоговУпотребление герундия без предшествующего предлогаГерундий с предшествующим существительным или местоимениемПеревод герундия на русский язык

Отглагольное существительное (Verbal Noun)

Раздел Причастия включен в темы по грамматике английского языка для подготовки к ЕГЭ и является основополагающим для тех, кто желает набрать более высокий балл.

Причастие – форма глагола, слово, имеющее наряду с признаками глагола (время, залог, вид) признаки прилагательного (изменение по родам, склонение)

Образование фирм причастияУпотребление причастийPresent Participle ActivePerfect Participle ActivePresent Participle PassivePast Participle PassivePerfect Participle PassiveМесто Present и Past Participle в функции определенияПеревод русских причастий и деепричастий на английский языкПеревод английских причастий на русский язык

Оборот «объектный падеж с причастием»– Объектный падеж с причастием настоящего времени– Объектный падеж с причастием прошедшего времени

Самостоятельный причастный оборот

Наречия – это слова, отвечающие на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Классификация наречий по значению и их употреблениеФормы наречийСтепени сравнения наречийМесто наречия в предложении

Глагол (the verb)

Глагол – это самый главный член предложения и, соответственно, изучая темы по грамматике английского языка для подготовки к ЕГЭ, именно на Глагол и его времена делается основной упер.

Глагол –  это часть речи, обозначающая действие или состояние.

Личные и неличные формы глаголаОсновные формы глаголаПравильные и неправильные глаголы (Regular and Irregular Verbs)Смысловые, вспомогательные глаголы, глаголы-связки и модальные глаголыНаклонение (Mood)Залог (Voice)

Личные формы глагола (Finite Forms of the Verb)Лицо и число (Person and Number)Изъявительное наклонение (The Indicative Mood)

Действительный залог (The Active Voice)

Времена группы Indefinite / Simple– The Present Simple Tense / The Present Indefinite Tense (Настоящее неопределенное время)– The Past Simple Tense / The Past Indefinite Tense (Прошедшее неопределенное время)– The Future Simple Tense / The Future Indefinite Tense (Будущее неопределенное время)– The Future Indefinite in the Past Tense (Будущее неопределенное время в прошедшем)

Времена группы Continuous– The Present Continuous Tense / Present Progressive (Настоящее длительное время)– The Past Continuous Tense / Past Progressive (Прошедшее длительное время)– The Future Continuous Tense /  Future Progressive (Будущее длительное время)– The Future Continuous in the Past Tense (Будущее длительное время в прошедшем)

Времена группы Perfect– The Present Perfect Tense (Настоящее совершенное время)– The Past Perfect Tense (Прошедшее совершенное время)– The Future Perfect Tense (Будущее совершенное время)– The Future Perfect in the Past Tense (Будущее совершенное время в прошедшем)

Времена группы Perfect Continuous– The Present Perfect Continuous Tense (Настоящее совершенное длительное время)– The Past Perfect Continuous Tense (Прошедшее совершенное длительное время)– The Future Perfect Continuous Tense (Будущее совершенное длительное время)– The Future Perfect Continuous in the Past Tense (Будущее совершенное длительное время в прошедшем)

Сопоставление русских и английских времен изъявительного наклоненияПереходные и непереходные глаголы (Transitive and Intransitive Verbs)

Образование времен страдательного залогаДействительные и страдательные оборотыУпотребление страдательных оборотовУпотребление времен страдательного залогаРазличные значения сочетания глагола to be с Past ParticipleСопоставление составного сказуемого, выраженного сочетанием to be Past Participle, с временами группы Perfect страдательного залогаСпособы перевода страдательных оборотов на русский языкПеревод русских оборотов, выражающих страдательный залог, на английский языкОсобенности употребления страдательных оборотов в английском языкеСтрадательные обороты с формальным подлежащим it

Последовательность времен (Sequence of Tenses)Последовательность времен в сложных предложениях с несколькими придаточнымиСлучаи отклонения от правил последовательности времен

Повелительное наклонение (The Imperative Mood)Условные предложения / Сослагательное наклонение {The Subjunctive Mood)Употребление форм сослагательного наклонения

Вспомогательные и модальные глаголы

Задания 19 – 25

Первые задания этого раздела тестируют все грамматические знания, полученные или не полученные за 11 лет обучения в школе. Здесь никакой лайфхак не поможет, если ученик

туп и ленив 

мало что знает об этой самой грамматике. Да что там, даже если знает, но забыл под влиянием стресса/ бессонной ночи/ расставания с любовью всей жизни, возможность угадать правильный вариант практически равна нулю, потому что тут этих самых вариантов нет, их нужно вписать самим. И даже если повезло и угадал правильную грамматическую форму, но написал неверно – заветного балла все равно не видать.

Чтобы облегчить непосильную задачу, на этапе тренировки предлагаю следующую схему (она же в форме таблицы ниже):

  • Если перед нами существительное:
    1) Наиболее вероятное — образовать от него форму множественного числа (выучить все исключения, типа foot — feet, а если мн. ч. образуется по общему правилу, то быть внимательным — не меняется ли конечная y на i, не меняется ли f на v, не добавляется ли -es вместо привычного — s).
    Пример: Machu Picchu, often called “The Lost City of the Incas”, is probably the most famous symbol of the Incan Empire. Machu Picchu is situated 7,875 _______FOOT________ above sea level in Peru. (правильный ответ – FEET)
    2) Менее вероятный — притяжательная форма существительного (вроде world — world’s).  Распознать этот случай легко — после пропуска будет стоять еще одно существительное.
    Пример: This was my ____FRIEND_____ worst habit. (правильный ответ – FRIEND”S)
  • Если видите местоимение (например, I), ставьте его в падеж — объектный (me) или притяжательный (my или mine). Еще возможна рефлексивная форма – myself. В предложении ниже после пропуска стоит существительное (здесь и далее примеры-картинки из демоверсии экзамена 2022 года), так что здесь единственный вариант – притяжательный падеж, который ставится перед существительным.
    Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
    Указательное местоимение (this, that) нужно ставить во мн. ч. (these, those соответственно). Неопределенные местоимения (some, any, no, every и их производные) в тестах встречаются реже, но кодификатор предупреждает, что они могут попасться.
  • С числительными все волшебно просто — преобразуем количественное в порядковое, помня все тонкости правильнописания (например, one – first).
    Пример: My ___TWO_____ thought was that I had mistaken the number of the house. (Правильный ответ – SECOND)
  • Прилагательное или наречие ставим в какую-то из степеней сравнения. Небольшой лайфхак – если перед пропуском стоит than или конструкция the … the … (например, the better you prepare, the better mark you have), это сравнительная, а если the, то превосходная. Здесь нужно помнить, что the второй раз писать не надо, только саму превосходную форму.
    Пример: The ______BAD_________ moment was when I remembered that I had recently asked staff members to give me their home numbers. (Правильный ответ – WORST)
    Внимание! Ученики то и дело норовят в этом задании сделать из прилагательного наречие или дописать спереди отрицательную приставку. Обращаем внимание, что так можно делать только в следующем задании.
    Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
  • А вот с глаголами придется попотеть (поэтому и таблица ниже такая путаная). И сначала понять — перед нами личная форма (та, которая изменяется по временам) или неличная (причастие активное или пассивное, инфинитив или герундий).
    1) Узнать неличную форму легко — в предложении уже есть сказуемое, выраженное личной формой глагола, то есть наш пропуск стоит не на месте сказуемого, а на другом месте в предложении, идеально – если перед ним запятая, которая явно намекает на что-то отличное от сказуемого.
    Рассмотрим пример из демоверсии 2022 года, первые два задания. Перед пропуском в задании 19 стоит запятая, явно намекая на оборот, дополняющий главное предложение “The name Alaska comes from the Aleut word alaxsxaq”. Осталось только понять – активное или пассивное значение у уточняющего оборота. Так как слово само что-то обозначает, делает вывод об активном значении причастия и пишем meaning.
    В задании 20 также запятой отделен уточняющий оборот. При переводе становится понятен его пассивный смысл, слово не само сформировалось, его сформировали, поэтому добавляем к глаголу form пассивное окончание -ed.
    Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
    То же самое грамматическое явление и в 22 задании. Но тут все облегчается семантикой слова locate. После прорешивания n-ного количества примеров, становится очевидно, что при виде слова locate нужно ждать пассивного значения – либо это личная пассивная форма глагола, либо причастие с пассивным значением located:
    Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
    2) Если в предложении пропуск стоит после подлежащего, и сказуемого недостает, перед нами точно личная форма.
    Как и с причастием, решаем активный это залог или пассивный (переведя предложение) и дальше думаем, в какое время его поставить. В этом же предложении (ну, или в предыдущих) могут стоять слова-подсказки. Если их нет, смотрим на само предложение и что его окружает.
    Снова обратимся к демоверсии 2022 года. Понять, что мы видим личную форму глагола в заданиях 21 и 23 можно, найдя подлежащее – оно стоит прямо перед пропуском, which в задании 21 и structure в задании 22. В первом случае для понимания пассивного характера глагола нам потребуется перевод, во втором случае – стоит предлог by, в большинстве случаев указывающих на пассив.
    Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
    Обойдя все подводные камни, не ошибиться бы еще в написании, выучив правила орфографии и неправильные глаголы. В задании 24, например, мы видим личную форму глагола (на месте сказуемого), понимаем, что оно стоит в активном залоге (участники сами выигрывают соревнование), определяем время – прошедшее, потому что все окружающие его предложения стоят в прошедшем времени, и по правилу согласования времен мы знаем, что возле Past, как правило стоит, Past или Future-in-the-Past. Так как в этом предложении нет определенных показателей времени, и оно обозначает просто событие в прошлом, выбираем Past Simple.
    Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
    Также нужно уметь распознавать предложения условия (и конструкции с I wish) или согласование времен в косвенной речи, которые также могут тут встретиться.
    Пример: One day I decided to ask him why he always chose this type while driving. “Well, sister,” he reluctantly replied, “to be frank, it’s mainly so you can’t sing along.” He added that he _______LISTEN___________ to anything else if only I promised not to sing along. (Правильный ответ – WOULD LISTEN, согласование времен в косвенной речи)
    Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Про ЕГЭ:  Сколько действуют результаты ЕГЭ. Объясняют эксперты

Понимаю, что вся схема выполнения задания кажется путаной и вызывает сомнения, но после примерно двух месяцев работы по ней ученик все запоминает и начинает самостоятельно рассуждать.

Обратите внимание, как нужно заполнять бланк к этому заданию – все заглавными буквами и без пропусков. Если в ответе есть апостроф, например – didn’t like, то он записывается в отдельную клетку. Вообще, госпожа Вербицкая советует избегать апострофов в пользу полной формы – did not like, потому что “компьютер их может не считать”.

Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче егэ по английскому языку

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май // Научное обозрение: электрон. журн. — 2022. — № 4. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

Бирюкова Оксана Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

oksana-biryukova- 777@таП. ги

Май Ольга Александровна

студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск хо^атаух@^тай. сот

УДК 372.881.111.1

ОБУЧЕНИЕ ФРАЗОВЫМ ГЛАГОЛАМ В АСПЕКТЕ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена специфическому явлению английского языка -фразовым глаголам. Авторы акцентируют внимание на проблеме отсутствия у учащихся старших классов достойного запаса фразовых глаголов, который позволил бы им чувствовать себя уверенно в различных ситуациях общения, когда фразовые глаголы становятся особенно актуальными. Как языковой материал повышенной сложности фразовые глаголы включены в задания Единого государственного экзамена по английскому языку. В статье представлен алгоритм работы с фразовыми глаголами, направленный на формирование у учащихся компетенции в данной области.

Ключевые слова: английский язык, фразовые глаголы, компетенция, единый государственный экзамен, алгоритм действий

Изучение любого иностранного языка помимо знакомства с его общими лексико-грамматическими особенностями сопряжено с овладением языковыми фактами достаточно специфичными, но весьма важными в плане их коммуникативной нагрузки. Подготовка к сдаче Единого государственного экзамена по английскому языку подразумевает приобретение навыков,

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку МЕЖДУНАРОДНЫЙ [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май //

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Научное обозрение: электр°н. журн. — 2022. — № 4. — 1

wwwsrjournal ru электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования:

Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

демонстрирующих владение не только грамматическими формами, но и семантикой лексических единиц. Знание синонимов, коллокаций и фразовых глаголов проверяется в разделе «Грамматика и лексика» в рамках заданий на множественный выбор, квалифицируемых как задания повышенной сложности.

Как известно, фразовые глаголы вызывают особые трудности не только у лиц, изучающих английский язык самостоятельно, но и у тех, кто делает это под руководством учителей-наставников. Тому есть целый ряд причин, среди которых можно назвать семантические, синтаксические, грамматические и стилистические особенности их употребления.

Настоящая работа не имеет целью описание трудностей, связанных с изучением фразовых глаголов, поскольку данная проблема уже была ранее отражена в ряде публикаций [1, 2, 3]. Наша задача — изложить некоторые идеи, связанные с решением заданий контрольно-измерительных материалов (КИМ) по английскому языку, проверяющих знание фразовых глаголов. Общеизвестен факт, что времени на уроке всегда катастрофически не хватает. Поэтому, на наш взгляд, учащийся должен быть вооружен некоторым алгоритмом самостоятельной подготовки к сдаче ЕГЭ, выработать для себя последовательность действий, которые помогут ему не просто зазубрить фразовые глаголы, но действительно приобрести компетенцию в данной сфере: научиться распознавать фразовые глаголы в устных и письменных текстах и самому использовать их в речи соответственно ситуации общения.

Не вдаваясь в подробности трактовки сущности фразового глагола в лингвистической и методической литературе, укажем, что для удобства анализа мы придерживаемся точки зрения R. Wyatt, согласно которой для обозначения второго компонента в структуре фразового глагола используется термин «частица» [4]. Частицей будем называть предлог или наречие, участвующие в образовании фразового глагола (не путать со служебной частью речи: only, also, even, too, simply, just, not и пр.) и часто именуемые в отечественной лингвистической традиции послелогами.

Отметим тот факт, что задания на фразовые глаголы оформляются в КИМ по-разному: учащимся может быть предложено вставить в пропуск либо глагол-основу (в этом случае частица сохранена в тексте) либо частицу (тогда в тексте сохранен глагол). Материалом для анализа послужили КИМ, размещенные в открытом банке заданий на официальном сайте Федерального института педагогических измерений [5], а также тренировочные КИМ по английскому языку, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет [6].

Начнем анализ с заданий первого типа: выбор частицы. Обратимся к примеру:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май // Научное обозрение: электрон. журн. — 2022. — № 4. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

In the 1780s and 1790s Russians began small colonies, first on Kodiak Island and later on the mainland. In 1799 the Russian-American Company was established to

look A24_Russian interests. For the next 68 years the company provided the

only form of government for the European colonists, A25 (who) never numbered more than a few hundred [5]._

A24 1. after 2. at 3. for 4. away

В данном фрагменте, извлеченном из текста, нас интересует задание А24. Требуется восстановить фразовый глагол, образуемый глаголом-основой to look («смотреть, выглядеть, казаться») и одной из предлагаемых на выбор частиц: after, at, for, away. Рассмотрим возможные значения из предлагаемых сочетаний.

Глагол to look и частица at образуют многозначный фразовый глагол со следующими значениями: 1) смотреть на кого-л./что-л.; 2) рассматривать, изучать, обдумывать; 3) просматривать. Помещенный в текст, данный глагол не вписывается в него по смыслу. То же самое касается фразовых глаголов to look for со значением «искать» и to look away со значением «отворачиваться, отводить взгляд».

Сочетание to look after также является многозначным фразовым глаголом со значениями: 1) присматривать, ухаживать, заботиться; 2) нести отв етственность.

В данном фрагменте речь идет об Аляске и об отношениях между Российской империей и Америкой. По контексту: «Была образована русско-американская компания, для того чтобы <…> интересах Российской империи». Заметим, что в тексте имеется «подсказка», ограничивающая возможность выбора правильного варианта. Из всех имеющихся в нашем распоряжении фразовых глаголов только to look after комбинируется с существительным interests, образуя коллокацию — устойчивое словосочетание, синтаксически и семантически целостную единицу. В результате получаем «заботиться об интересах». Подтверждением правильности выбора варианта ответа является статья из словаря фразовых глаголов издательства Macmillan, в которой приводится дефиниция искомого фразового глагола (to be responsible for dealing with something = take care of) и дается пример, аналогичный предложению из задания: They promised to look after the interests of disabled people [7]. Таким образом, в данном случае именно коллокационная сочетаемость слов определяет выбор.

Рассмотрим следующий фрагмент:

«When it had skidded to a halt at the curb, Bo gave a ten-dollar bill to the driver. That included a very generous tip. He А23 (reached) his point of destination and was ready to take on Frank Ramsey. He had called Ramsey that morning from the Yale club

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Про ЕГЭ:  Что такое малая родина? (по Е. Носову “о малой родине”) - Сочинения и эссе в формате ЕГЭ

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май // Научное обозрение: электрон. журн. — 2022. — № 4. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

and demanded the meeting. Ramsey had tried to avoid it but Bo insisted and Ramsey gave А24 » [51._

A24 1. to 2. on 3. in 4. off

Проанализируем задание А24. В тексте сохранен глагол to give (основное значение — «давать, передавать, оказать»). К нему на выбор предлагаются следующие частицы: to, on, in, off.

Обратившись к словарю, обнаружим, что сочетания to give to и to give on как фразовые глаголы не существуют, следовательно, эти варианты можно сразу исключить.

Фразовый глагол to give in многозначен: 1) уступать, сдаваться; 2) соглашаться; 3) подавать (заявление), сдавать (тетради). Фразовый глагол to give off имеет следующее значение: «выделять, испускать, источать».

По контексту: «Рамзи пытался избежать (встречи), но Бо настаивал и Рамзи <…>». Подходящим по смыслу вариантом является фразовый глагол to give in в значении «уступать, сдаваться» (в ответ на настойчивую просьбу о встрече). Верность рассуждений подтверждается примерами из словаря, иллюстрирующими аналогичные контексты: Eventually I gave in and accepted the job on their terms. Bob’s wife went on at him so much that eventually he gave in [8].

Второй тип заданий предполагает выборку из глаголов, которые в сочетании с сохраненной в тексте частицей образуют фразовые глаголы. Рассмотрим несколько примеров.

«She remembered that her husband was waiting for her downstairs. After A27 on her dress and stepping into matching rose-colored shoes, Vicky went back to her dressing-table and selected a pair of diamond earrings and a matching brooch made of silver. She looked at herself in the large looking glass in one corner of the room» [5].

A27 1. wearing 2. trying 3. holding 4. putting

В задании А27 предполагается использовать один из глаголов to wear, to try, to hold, to put в соответствующих грамматических формах. В тексте можем заметить частицу-подсказку on.

Глагол to wear переводится как «носить, надевать, изнашивать». В сочетании с частицей on — это многозначный фразовый глагол, имеющий значения: 1) тянуться (о периоде времени); 2) изнашивать(-ся); 3) изматывать, утомлять.

To try («пытаться, стараться, пробовать») в сочетании с частицей on представляет собой многозначный фразовый глагол и имеет следующие значения: 1) примерять; 2) пробовать; 3) флиртовать.

Фразовый глагол to hold on имеет следующие значения: 1) продержаться, выстоять; 2) ожидать, ждать; 3) обнять (если после данного фразового глагола

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май // Научное обозрение: электрон. журн. — 2022. — № 4. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

используется предлог to).

Фразовый глагол to put on также многозначен. Его значения таковы: 1) надевать; 2) включать, приводить в действие; 3) соединять по телефону; 4) устраивать, организовывать; 5) набирать, прибавлять (о весе); 6) вкладывать деньги; 7) давать приют.

В данном фрагменте речь идет о сборах на какое-то торжественное мероприятие (описывается последовательность, в которой Вики наряжается: надевает платье, туфли, украшения). Еще раз сравнив возможные варианты, приходим к заключению, что подходящим по смыслу будет to put on. В словарях приводятся следующие дефиниции: to put a piece of clothing on your body [8] или to dress yourself with a piece of clothing or jewellery [7]. Пример: He took off his uniform and put on a sweater and trousers. I’ll have to put my glasses on; I can’t read the sign from here [8]; Dorothy put on her coat and went out [7].

В следующем фрагменте речь идет о несчастном случае, в результате которого погиб Ралф Уайт. По контексту: «Ралф Уайт умер в феврале 1963 года, когда стальная перекладина <…> из несущего ремня».

«As noted earlier, Ralph White died in February of 1963 when a steel girder 33 _out of a carrying sling on a housing-project job in Portland. Mrs. White continued

to live a one in their suburban Chamberlain bungalow» [6].

33 1. fell 2. put 3 broke 4. took

На выбор предлагается четыре глагола to fall («падать»), to put («класть, ставить, положить»), to break («ломать(ся), разбивать(ся)») и to take («брать, взять»), которые в сочетании с частицей out должны образовать некое смысловое целое. Все получаемые фразовые глаголы многозначны. Начнем с фразового глагола to fall out. Его значения: 1) выпадать (если после частицы стоит of); 2) ссориться.

Фразовый глагол to put out имеет следующие значения: 1) выключать; 2) потушить (огонь, пожар); 3) ввязываться в неприятности, делать что-то в ущерб себе; 4) причинять неприятности, подставлять; 5) выгонять, удалять, выставлять на улицу; 6) протягивать, вытягивать (руки, ноги); 7) издавать, выпускать (книги, товар).

Значения фразового глагола to break out: 1) освободиться, сбегать из заключения (если после частицы стоит of); 2) неожиданно начинаться, вспыхивать (о войне, эпидемии, скандале).

И, наконец, фразовый глагол to take out имеет значения: 1) вынимать, доставать (из сумки); 2) выводить пятно; 3) приглашать (в театр, ресторан); 4) снять деньги.

Самым подходящим по смыслу и структуре глаголом будет to fall out. Он

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку МЕЖДУНАРОДНЫЙ [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май //

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Научное обозрение: электр°н. журн. — 2022. — № 4. — 1

WWWSrj0Urnal rU электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования:

Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

вписывается текст в одном из своих значений («выпадать»). В пользу данного варианта говорит «подсказка», которую можно обнаружить в тексте: предлог of. Убедимся в правильности выбора, познакомившись с дефиницией глагола to fall out и примером: (of an object) to drop from a place where it was attached or contained: A few pages fell out of the book [9].

Итак, значение компетенции в области фразовых глаголов трудно переоценить: знание солидного корпуса фразовых глаголов, умение понимать и правильно использовать их в речи в соответствии с ситуацией и условиями общения можно считать показателем высокого уровня владения языком.

Овладеть данным пластом лексики английского языка можно при ответственном и целенаправленном подходе к организации учебной деятельности. В реальных условиях в школе лимит аудиторного времени не дает учителю возможности ввести и отработать значимое количество фразовых глаголов. Поэтому акцент следует переместить на самостоятельную подготовку учащихся. Однако при этом хотелось бы подчеркнуть, что процедуре анализа контекста, работе со словарями и справочными пособиями их должен научить учитель.

При решении тренировочных вариантов КИМ учащиеся могут значительно увеличить свой запас фразовых глаголов и развить навыки употребления фразовых глаголов в «правильных» контекстах. Знание общего контекста значительно облегчает задачу, поскольку именно контекст ограничивает возможность выбора и актуализирует то значение полисемантичного фразового глагола, которое востребовано по смыслу.

Учитель обязательно должен указать своим подопечным на возможные подсказки в виде дополнительных предлогов и существительных, которые присутствуют в тексте и определяют окончательный вариант ответа. Важно обратить внимание учащихся и на тот факт, что не всегда правильным будет тот вариант из предложенных, который оказывается для них единственным знакомым и поэтому «соблазнительным». Вот почему очень полезно выполнить как можно больше тренировочных заданий: во-первых, одни и те же фразовые глаголы в одном и том же значении могут фигурировать в разных контекстах. Это делает глагол «узнаваемым» при последующих встречах с ним. Во-вторых, запоминается не только искомый фразовый глагол, но также остальные предложенные варианты. В-третьих, богатый словарный запас (в том числе в области фразовых глаголов) значительно облегчает задачу учащегося по выбору правильного ответа. Кроме того, действуя по указанному алгоритму, учащиеся приобретают очень полезный навык работы со словарями (в том числе двуязычными) и анализа учебного материала. Именно в словарях можно найти

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май // Научное обозрение: электрон. журн. — 2022. — № 4. — 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

«ключ» к заданию, изучив и сравнив примеры и ознакомившись с дефинициями. Как уже было отмечено, «в большинстве случаев, когда возникают трудности с поиском эквивалента для фразового глагола, знакомство с дефиницией позволяет правильно сформулировать мысль и оформить ее в соответствии с грамматическими нормами английского языка» [2].

Про ЕГЭ:  Подтяните знания с репетитором за лето | Презентация к уроку по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

В заключение подчеркнем, что фразовые глаголы встречаются и в других заданиях КИМ (не как объект тестирования, а как часть устного или письменного текста, зачастую затрудняющая понимание). Поэтому чем больше подобных единиц знает испытуемый, тем выше его шансы справиться с заданиями и получить высокие баллы за ЕГЭ по английскому языку.

Список использованных источников

1. Бирюкова О. А. Технология работы с фразовыми глаголами в контексте дополнительного лингвистического образования // Научно-методическое сопровождение дополнительного лингвистического образования школьников : монография / под ред. Т. В. Адамчук ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2022. С. 80-94.

2. Бирюкова О. А., Пряхина Н. А. Английские фразовые глаголы в аспекте формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старших классов средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Научное обозрение : электрон. журн. 2022. № 4. URL: https://srjournal.ru/2022/id78/ (дата обращения: 10.05.2022).

3. Бирюкова О. А., Трошин А. И. Фразовые глаголы на уроке английского языка: общие сведения и методические рекомендации // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сб. статей по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Сургут, 26 июня 2022). Стерлитамак : АМИ, 2022. С. 35-40.

4. Wyatt R. Check your English Vocabulary for Phrasal Verbs and Idioms. London : A&C Black Publishers Ltd, 2006. 80 p.

5. Открытый банк заданий ЕГЭ // Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май // Научное обозрение: электрон. журн. — 2022. — № 4. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

zadaniy-ege (дата обращения: 12.05.2022).

6. Тренировочный КИМ № 091614 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ctege.info/ege-po-angliyskomu-yazyku/ (дата обращения: 12.05.2022)

7. Macmillan Phrasal Verbs Plus Dictionary. Oxford : Macmillan Education, 2009. 522 p.

8. Longman Dictionary of Contemporary English Online [Электронный ресурс]. URL: https://www.ldoceonline.com (дата обращения: 10.05.2022)

9.Cambridge dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 10.05.2022)

Biryukova Oksana

Doctor of Philology, Associate Professor, Department of Linguistics and Translation, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute «, Saransk

May Olga

student, Faculty of Foreign Languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute «, Saransk

TEACHING PHRASAL VERBS IN THE ASPECT OF PREPARING TO TAKING THE UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH

This paper is devoted to a specific phenomenon of the English language — to phrasal verbs. The authors focus their attention on the problem of senior schoolchildren’s lacking the essential stock of phrasal verbs which would let them feel confident in different communicative situations, when phrasal verbs become significantly relevant. As an advanced language material phrasal verbs are included

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Бирюкова О. А. Обучение фразовым глаголам в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, О. А. Май // Научное обозрение: электрон. журн. — 2022. — № 4. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 67083 от 15.09.2022 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2022. № 4. ID 135

in the tasks of the Unified state exam in English. This paper presents a plan of actions for mastering phrasal verbs which is aimed at formation of students’ competence in this sphere.

Key words: the English language, phrasal verbs, competence, the unified state exam, plan of action.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022 © Бирюкова О. А., 2022 © Май О. А., 2022

Учредитель и издатель журнала:

E-mail: redactor@anopartner.ru

О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства «Партнёр» (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

Общая информация

Раздел “Грамматика и лексика” Единого государственного экзамена отличается от аналогичного раздела ОГЭ только наличием третьего задания на знание лексических единиц и сочетаемости. Первое – на грамматику, второе – на словообразование и третье – на общее знание лексической части изучаемого языка.

Грамматический справочник ЕГЭ очень сильно облегчит подготовку к этому разделу экзамена и сэкономит ваше время и деньги

Рекомендуемое время выполнения – 30 минут, и максимум за это задание – 20 баллов, как и за любую другую часть экзамена.

Часть “Грамматика” при правильном выполнении даст вам 7 баллов.

После определенной тренировки на весь раздел потребуются не предписанные 30 минут, а 20 минут, на чем можно и сэкономить время для остальных частей экзамена. А на часть “Грамматика” – около 7 минут.

Предлоги (the preposition)

Предлоги обычно вызываюсь значительные затруднения, когда производится подготовка к ЕГЭ. Темы по грамматике английского языка для подготовки к ЕГЭ включают в себя рассмотрение предлогов времени, места и движения, а также ситуации, когда предлоги являются частью фразового глагола.

Предлоги – это слова, обозначающие отношение между объектом и субъектом.

Простые, составные и групповые предлогиПредлоги, совпадающие по форме с наречиямиМесто предлога в предложенииУпотребление отдельных предлогов и совпадающих с ними по форме наречий

Прилагательные / имя прилагательное (the adjective)

Прилагательные – слова описывающие существительные.

Степени сравнения (Degrees of Comparison)Переход прилагательных в существительныеМесто прилагательного в предложении

Словообразование

Словообразование стоит отдельным столпом, когда мы рассматриваем темы по грамматике английского языка для подготовки к ЕГЭ. Неумение формировать слова может значительно снизить общий балл по ЕГЭ по английскому языку.

Советы по подготовке

Здесь не будет никаких лайфхаков, потому что если не готовиться к этой части экзамена, угадать и логически что-то вычислить невозможно. Подготовку к заданиям 19 – 25 лучше начинать за год до экзамена, распределив все темы и повторив их за месяц-два перед экзаменом. Этой схемы я придерживаюсь в своем плане подготовки к ЕГЭ.

Несколько общих советов по выполнению:

  1. Читать ВЕСЬ текст, потому что подсказка о грамматической форме может быть не в этом конкретном предложении, а в предыдущем. Или в следующем.
  2. Если вы правильно определили форму, озаботьтесь еще ее правильным написанием. При корявой орфографии не зачтут.
  3. Проверьте еще раз.
  4. Если не понимаете, напишите хоть что-нибудь, мало ли.

Союз (the conjunction)

Союзы – это слова, которые связывают предложения между собой.

Сочинительные союзыПодчинительные союзыСоюзные словаСоюзы, предлоги и наречия, сходные по форме

Существительные / имя существительное (the noun)

Существительные собственные и нарицательные– Существительные исчисляемые и неисчисляемые

Число (Number)– Образование множественного числа имен существительных– Особые случаи образования множественного числа имен существительных– Множественное число составных имен существительных– Имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе– Имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе

Падеж (Case)– Общий падеж (The Common Case)– Притяжательный падеж (The Possessive Case)

Род (Gender)Имена существительные в роли определенияОпределители существительного (Determinatives)

Артикль – это часть речи, указывающая на то, что далее в предложении идет существительное.

Формы артиклей и их произношениеУпотребление артикля с именами существительными нарицательными– Употребление неопределенного артикля и местоимений some и any с исчисляемыми существительными– Употребление определенного артикля с исчисляемыми существительными– Употребление артикля с исчисляемыми существительными, имеющими при себе определение– Употребление артикля с неисчисляемыми существительными– Употребление артикля и местоимений some и any с именами существительными вещественными– Употребление артикля и местоимений some и any с именами существительными отвлеченными– Отсутствие артикля перед именами существительными нарицательными — исчисляемыми и неисчисляемыми

Употребление артикля с именами существительными собственнымиМесто артикляУпотребление артикля в некоторых сочетаниях и выражениях

Теория по английскому языку — 4егэ

Учебник для подготовки

Грамматический справочник ЕГЭ очень сильно облегчит подготовку к этому разделу экзамена и сэкономит ваше время и деньги

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать статьи:

Аудирование или задания 1 — 9Чтение или задания 10 — 18Грамматика или задания 19 — 25Словообразование или задания 26 — 31Лексика или задания 32-38Личное письмо или задание 39Проект или задание 40Устная часть.

Часта речи

Части речи – основные грамматические категории слов.

Числа / имя числительное (the numeral)

Числительные – слова, которые обозначают число.

Количественные числительные (Cardinal Numerals)Порядковые числительные (Ordinal Numerals)Дробные числительные (Fractional Numerals)

Местоимения – это часть речи, которая указывает на предметы.

Личные местоимения (Personal Pronouns)Притяжательные местоимения (Possessive Adjectives)Притяжательные местоимения в абсолютной форме (Possessive Pronouns)Возвратные местоимения (Reflexive Pronouns)

Взаимные местоимения (Reciprocal Pronouns)Указательные местоимения (Demonstrative Pronouns)Вопросительные местоимения (Interrogative Pronouns)Относительные местоимения и наречия (Relative Pronouns)– Случаи отсутствия относительных местоимений

Оцените статью
ЕГЭ Live